Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические системы европейских стран.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Если в США главным действующим лицом в политике является президент, то в Европе (за исключением Франции)— глава правительства. Если в США президент сам подбирает глав министерств и формирует кабинет министров, то в западноевропейских странах этим занимаются парламенты. В этом, пожалуй, и состоит главное отличие президентских республик от парламентских, которые основываются на принципе верховенства представительской власти над исполнительной. Рассмотрим прерогативы и функции парламентов в парламентских республиках: — формирование правительства. Оно осуществляется партией или коалицией партий, победившей на выборах; — поддержка деятельности правительства (исполнительной власти) в форме принятия законов, утверждения программ, голосования за доверие; — формирование бюджета и контроль над его исполнением; — контроль над исполнительной властью (за текущей деятельностью правительства); — право деятельности парламентской оппозиции по критике правительственного курса (санитарные функции); — право законодательной деятельности; — право ратификации международных договоров; — право внесения изменений и дополнений в конституцию страны. Характерной особенностью европейских парламентов является подразделение их составов на партийные фракции, которые проявляют достаточную самостоятельность по отношению к «породившим» их политическим партиям. Это объясняется с одной стороны составом фракций: ведь в парламент проходят, как правило, наиболее влиятельные партийные боссы; с другой стороны члены парламентских фракций (особенно в тех случаях, когда выборы проводились по мажоритарной системе) оказываются перед необходимостью представлять интересы избирателей округа (а потом уже свои партийные интересы). Фракционная борьба сильно осложняет работу парламента. Ведь за правительственные решения могут не проголосовать даже представители «своих» фракций. Но это бывает, как правило, при решении текущих проблем. По кардинальным вопросам формирования, доверия правительству партийная дисциплина и солидарность просматриваются довольно четко. Структура парламентов включает не только партийные фракции. В 10-ти из 18-ти западноевропейских стран имеются двухпалатные парламенты. В ФРГ, Швейцарии, Австрии и Бельгии это объясняется федеративным принципом построения государства, хотя роль второй палаты в этих странах различна. В Бельгии и Швейцарии вторые палаты только представляют субъекты федераций (регионы, кантоны), но и на равных основаниях с первыми палатами формируют правительства и ведут законодательную деятельность. В ФРГ и Австрии Бундесрат и Федеративный Совет только представляют субъекты федерации (земли) и имеют законодательные функции. Мы рассмотрели структуру и функции парламентов западноевропейских стран, имеющих федеративное устройство. Таких стран всего четыре. Остальные 14 государств являются унитарными. Однако и в некоторых унитарных странах Европы существуют вторые палаты парламентов, имеющие функцию, если не представления интересов субъектов федерации, то хотя бы — интересов регионов. Среди таких стран — Испания, Италия, Ирландия, Нидерланды, Франция. Только в одной стране — Великобритании — осталась палата парламента, формируемая из знати (палата лордов). Во всех остальных странах члены парламентов избираются на прямых или непрямых выборах (например, в парламент земель) или делегируются субъектами федерации. Своеобразна структура парламентов Норвегии и Исландии. Избиратели там выбирают делегатов в однопалатные парламенты. Но на первом заседании парламенты преобразуются в двухпалатные путем выделения четверти (Норвегия) и трети (Исландия) депутатов в отдельные палаты, равноправные с палатами большинства. В случае разногласия между палатами, они собираются вместе и действуют как одна. Смысл такого достаточно условного разделения — обеспечить принцип двойного контроля над принятием законов и важных политических решений. Таким образом, вторые палаты парламентов создаются с целью либо представлять интересы субъектов федерации или исторических областей либо для осуществления двойного контроля законопроектов, либо сохраняются как реликт (Великобритания). Более значимой является та палата, которая избирается всеобщим голосованием (обычно нижняя). Исполнительная власть в парламентской республике (или монархии) считается как бы продолжением парламента и работает в тесном взаимодействии с ним, точнее с парламентским большинством. Премьер министр и правительств несут ответственность за разработку и осуществление политической программы, подготовку и исполнение бюджета, законодательные инициативы и оперативное руководство страной. Парламентское большинство обеспечивает поддержку политике правительства, уточняет и дорабатывает его программу и бюджет, принимает законы и постановления, придающие легитимность действиям исполнительной власти. Функции оппозиции заключаются в критике правительства и парламентского большинства, выдвижении альтернативных программ и предложений. Иногда она договаривается с правительством об оказании поддержки и даже о создании нового парламентского большинства со своим участием. Взаимоотношения парламента и правительства в парламентских демократиях строится на следующих принципах: — право парламента отправить правительство в отставку путем выражения вотума недоверия; — право роспуска парламента правительством с согласия главы государства; — право правительства выступать с законодательными инициативами; — право совмещать депутатский мандат с министерской должностью (компатибилитет). Несколько отличается от парламентской и президентской республики политическая система Франции. Она совмещает в себе черты как первой, так и второй.. По конституции 1958 года, провозгласившей так называемую пятую республику, политическая система Франции представляет собой президентско-парламентскую республику. С одной стороны здесь расширены полномочия президента, в том числе как арбитра публичных властей, как гаранта конституции и национальной независимости, соблюдения международных договоров Франции. Президент республики (а не парламент) назначает премьер-министра и других членов правительства, он является верховным главнокомандующим. Он может вернуть в парламент законы для их нового обсуждения. Президент может, минуя парламент, передать на референдум любой законопроект. Президент имеет право роспуска национального собрания (см. табл. 6). Таблица 6. Взаимоотношения парламентов и правительств в парламентских демократиях[34]
Все это черты президентской республики. Но в то же время правительство, хоть и формируемое президентом, несет ответственность перед парламентом. Если национальное собрание не одобрит программу правительства, последнее должно будет уйти в отставку. Это черта парламентской республики. Такое совмещение черт предпринято для обеспечения большей политической стабильности, более оперативной работы как законодательной, так и исполнительной власти. Вопросы для самоконтроля. 1. По каким признакам различаются политические системы? 2. Какие документы характеризуют политическую систему общества? 3. Какова структура и функции законодательной власти США? 4. Каковы взаимоотношения законодательной и исполнительной властей? 5. Каковы функции президента США? 6. Как осуществляется судебная власть в США? 7. Разъясните систему американского федерализма? 8. Какие режимы функционирования американской политической системы вы можете назвать? 9. В чем отличие президентской и парламентской системы правления? 10. Каковы функции парламентов? 11. Какова структура (состав) европейских парламентов? 12. Какую роль играют вторые палаты парламентов? 13. Каковы принципы взаимоотношений парламента и правительства 14. Как работает исполнительная власть в парламентской республике? 15. Перечислите страны Западной Европы, имеющие федеративное устройство.
Глава 8 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ Принципы и структуры Политическая система современной России находится в процессе своего становления. Начало этому этапу было положено 12 июня 1990 года, когда Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о государственном Суверенитете России. Этим актом наша страна объявила себя суверенным государством в составе союза ССР. Суверенитет России, то есть верховная, ничем не ограниченная власть, очевидно, не был полным. Полным суверенитетом Российская Федерация стала обладать после распада СССР, то есть с декабря 1991 года. Политическое устройство Российской Федерации закреплено в Конституции, принятой 12 декабря 1993 года, а также в таких законах как — об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации; — о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; — о выборах президента Российской Федерации; — об общественных организациях; — о печати и других средствах массовой информации; — о политических партиях и др. Конституция провозгласила Россию демократическим, социальным, светским, правовым, федеративным государством с республиканской формой правления. Это подтверждается специальными статьями. Так статья 3 определяет источником власти и носителем суверенитета народ (демократия). Социальное государство означает такое государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7). Светское, то есть отделенное от церкви государство не позволяет иметь государственную или обязательную религию. Все религиозные объединения в России отделены от государства и равны перед законом. Провозглашение России правовым государством означает подчинение всех без исключения граждан, какой бы пост они ни занимали, законам, которые не могут противоречить конституции, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие. Составной частью правовой системы России являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России (ст. 15). Обязанностью государства объявлено признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 2). Государственная власть в России разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Признается и местное самоуправление, не входящее в систему государственных органов власти. Принцип федерализма реализован в структуре политической системы России таким образом, что все власти, края и республики объявлены равными субъектами федерации. В составе Российской Федерации находятся: — 21 республика (Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Якутия, Северная Осетия, Татарстан, Тува, Удмуртия, Хакасия, Чеченская и Чувашские республики); — 6 краев (Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский); :— 49 областей; — 2 города федерального подчинения (Москва, Санкт-Петербург); — 1 автономная область (Еврейская); — 10 автономных округов (Ачинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий). Итого Российская Федерация имеет в своем составе 89 субъектов федерации. Статусы республик определяют конституции республик; статусы других субъектов федерации — уставы. Но конституция Российской Федерации специально оговаривает свою юридическую силу, а также верховенство федеральных законов на всей территории России. Кроме того, принцип федерализма требует разграничения функций федеральной власти и власти субъектов федерации. В ведении федеральной власти в России находятся: — принятие изменение конституции и федеральных законов; — гражданство и защита прав национальных меньшинств; — организация деятельности федеральных органов, управления федеральной собственностью; — федеральная внутренняя политика, федеральный бюджет, налоги; — внешняя политика, вопросы войны и мира, обороны и безопасности; — судоустройство; — государственная служба и награды. В совместном ведении федеральной власти и власти субъектов федерации находятся: — защита прав и свобод человека; — пользование землей и недрами; — общие вопросы воспитания, образования, культуры, науки, экологии, спорта; — борьба со стихийными бедствиями и эпидемиями; — подготовка кадров правоохранительных органов; — установление общих принципов организации органов государственной и местной власти; — координация международных связей субъектов федерации. Вне функций федеральной власти и совместных функций субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Итак, принцип федерализма не только оговаривает верховенство федеральной власти и территориальную целостность России, нo и разграничивает функции власти по вертикали, как бы разделяет государственную власть на два этажа: верхний (федеральная власть) и нижний (власть субъектов федерации). Но в каждом демократическом государстве существует еще один этаж власти — местной власти или точнее местное самоуправление, так как оно не обладает всеми признаками власти, а именно не имеет системы организованного принуждения (насилия). Местное самоуправление в России осуществляется в городских и сельских поселениях. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, имеют свой местный бюджет. Эти органы наделяются отдельными государственными функциями, но реализация этих функций тогда будет подконтрольна государству. Такова структура местной власти (и самоуправления) в Российской Федерации по вертикали. В Конституции России не случайно принцип федерализма стоит выше принципа разделения властей. Для такого многонационального общества как российское, живущего в разнообразных климатических, географических и социальных условиях, самое важное в политической сфере — сохранение единого государства и политической стабильности. Этому и служит принцип федерализма, означающий верховенство центра, определенную самостоятельность субъектов федерации и функционирование местного самоуправления, учитывающего национальные, социальные и другие особенности населения. Другим принципом, обеспечивающим политическую стабильность, управляемость и демократичность российского государства является принцип разделения властей. Мы уже отмечали, что этот принцип реализован в Конституции России в классическом варианте, то есть власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Однако в отличие от США порядок и значимость ветвей власти несколько изменена. На первом месте как глава государства и глава исполнительной власти стоит президент. Далее по значению в структуре власти идёт Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган Российской Федерации. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть осуществляется судебной системой. Таким образом, по структуре власти государственное устройство России больше напоминает государственное устройство Франции (президент, парламент, правительство, судебная власть). Но по функционированию система власти России ближе к американской системе (правительство не ответственно перед парламентом). Рассмотрим структуру и функции всех ветвей власти России.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.190 (0.011 с.) |