Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Мировые банковские системы на современном этапе

Поиск

На современном этапе развития международной бан­ковской системы следует выделить два основных типа организации банковской системы в развитых странах:

— кредитная система с центральным банком;

— кредитная система с федеральным резервом.

До 1999 г. среди развитых капиталистических стран, к которым можно отнести США, Японию, Германию, Ве­ликобританию, Францию, Италию, Швейцарию, Нидер­ланды и Бельгию, система федерального резерва использовалась только в Соединенных Штатах Америки. Во всех остальных вышеперечисленных странах с некото­рыми вариациями действовала банковская система с не­зависимым центральным банком. При переходе России к капиталистическому пути развития так же была внедрена банковская система с независимым центральным банком.

Однако новейшая экономическая история показала, что в случае, когда страна стремится к тому, чтобы ее валюта являлась резервной и расчетной в мировом мас­штабе, система федерального резерва является более конкурентоспособной, оперативной и устойчивой.

До 1999 г. основными странами-конкурентами, пре­тендующими на обслуживание международного эконо­мического хозяйства в своих банковских системах, были Япония, США и Германия. Валюты этих стран, безуслов­но, являлись резервными на протяжении двадцати по­следних лет. Однако данная ситуация существенно не устраивала другие развитые европейские страны, на до­лю которых вместе с Германией приходилось около 25% объема мирового экспорта, тогда как удельный вес США

был равен примерно 12%, а Японии — только 9,5%. При этом на долю немецкой марки приходилось около 13% международных валютных резервов, включая СДР и пра­ва на кредит МВФ. На долю ЭКЮ («суррогатная» валю­та, применяемая для обслуживания международных долгов) — 7%. Для сравнения: доля доллара США — около 50%, японской иены — 7%. Страны, являющиеся члена­ми ' Европейского валютного союза, при этом владеют подавляющей частью мировых резервов монетарного золота. Доля Германии, Франции, Италии, Нидерландов и Бельгии в мировом запасе золота составляет в совокуп­ности примерно 34,5%, включая резервы Европейского валютного института (ныне ЕЦБ) — 42,5%. Для сравне­ния: на долю США приходится около 24% мировых запа­сов монетарного золота, а Японии — около 2%.

Совокупный объем рынка государственных ценных бумаг в Европе превышает объем аналогичного рынка в США почти на 5%, причем статус стран ЕВС как крупно­го совокупного международного нетто-кредитора обеспечивает европейскому государственному долгу макси­мальный рейтинг.

Капитализация европейского рынка государственных и корпоративных облигаций составляет 70% капитализа­ции американского рынка, а рынка акций — 60%.

Биржевой оборот фьючерсов и опционов в Европе ра­вен 60% оборота данных инструментов в США.

Статус доллара США как мировой резервной валюты на протяжении полусотни лет после подписания бреттон-вудского соглашения давал США немалое преимущест­во. Это, во-первых, возможность финансировать бюджетный дефицит эмиссионными средствами, пользуясь постоянным спросом на национальную валюту за рубе­жом, а во-вторых, возможность финансировать нацио­нальной валютой ста шестидесяти миллиардный дефицит текущих операций, противопоставляя эластичность про­центных ставок волатильности валютных курсов.

Все вышеозначенное создавало угрожающую ситуа­цию для финансовой независимости и стабильности эко­номических систем группы развитых европейских стран и непрерывно подталкивало развитую Европу к финансовой и экономической интеграции. В силу наличия в раз­витых странах Европы системы разрозненных государст­венных центральных банков, каждый из которых эмити­ровал собственную национальную валюту, европейской банковской системе было очень сложно конкурировать с Федеральной резервной системой США. Исключение составляла система Бундесбанка, которая на протяжении двадцати-двадцати пяти последних лет держала неоспо­римое лидерство среди европейских банковских систем. Немаловажную роль в этом играл тот факт, что немецкая марка являлась международной резервной валютой пер­вой категории. Наличие в Европе ряда различных по законоустройству и методам регулирования валютных кур­сов банковских систем создавало проблематичную си­туацию с поддержанием стабильности курсов нацио­нальных европейских валют.

Начало европейской интеграции положил римский до­говор 1957 г., который не декларировал в явной форме стремление к единой европейской валюте, но ставил во главу угла стабильность валютных курсов в качестве основного приоритета европейской интеграции. В 1962 г., несмотря на действие в это время бреттон-вудской сис­темы золотовалютного стандарта, устанавливающей фиксированные соотношения между валютами, Европейская Комиссия провозгласила переход к единой европей­ской валюте как одну из стратегических целей Сообще­ства. В 1969 г. после ревальвации немецкой марки канц­лер В.Брандт «оживил» эту идею: она была формализована в плане Вернера по переходу к единой европейской валюте в 1970 г. Но в 1971 г. крах бреттон-вудской системы, демонетизация золота и начало «свободного пла­вания» валют перечеркнули этот план.

Европейские страны создали в 1972 г. механизм со­вместного регулирования плавающих курсов. Он ограни­чивал отклонения валютных курсов от центральных зна­чений пределами 1,125% и был известен как «курсовая змея» из-за высокой частоты колебаний кросс-курсов ев­ропейских валют к доллару США. Однако функциониро­вание этого механизма протекало сложно: Великобрита­ния пробыла в нем всего шесть недель, Франция и Италия дважды выходили из него. Стало очевидным, что в мировой денежной системе произошли необратимые из­менения и возврат к фиксированным соотношениям ва­лют невозможен. Тогда европейские страны создали Ев­ропейскую валютную систему. 7 июля 1978 г. в Бремене было заключено соглашение о создании ЕВС. Меморан­дум о создании ЕВС был подписан президентом Еврокомиссии Р.Дженкинсом в 1978 г. К марту 1979 г. страны ЕВС (кроме Великобритании, присоединившейся позже) вошли в механизм валютных курсов, ограничивающий их отклонения пределами в 0,25% в обе стороны от фикси­рованных центральных значений. Для наименее стабиль­ных валют пределы были установлены в 6%. Как и в слу­чае с предыдущим неудачным опытом, данный механизм себя не оправдал. Французский франк и итальянская лира дважды подвергались девальвации, а с приходом к вла­сти левоцентристского правительства Франсуа Миттера­на в 1982—1983 гг. встал вопрос о выходе Франции из этой системы. Но этого не случилось.

В декабре 1991 г. президент Еврокомиссии Жак Делор выступил с подробной программой поэтапного перехода к единой евровалюте. Его доклад стал основой для принятия формального соглашения государств — участни­ков ЕВС, которое было подписано в Маастрихте в начале 1992 г. Но в том же году был проведен «неудачный» ре­ферендум в Дании, что создало почву для сомнений в со­стоятельности планов европейской валютной интеграции. Вследствие чего Великобритания и Италия вышли из этого соглашения. Этот шаг привел к различным результатам в двух странах. Италия, которая являлась страной с малоэф­фективной экономической системой, активизировала свою финансовую дисциплину, и в мае 1998 г. ее официально включили в число стран — членов моновалютного про­странства. В Великобритании же — напротив — выход из механизма способствовал развитию «евроскептицизма». В результате лейбористский кабинет сформулировал не­возможность присоединения страны к евросистеме до очередных парламентских выборов в 2002 г.

Главы западноевропейских государств 2 мая 1998 г. в Брюсселе подписали меморандум о вступлении в коллективную денежную систему одиннадцати стран: Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, Люк­сембурга, Нидерландов, Португалии, Финляндии и Франции. 1 января 1999 г. национальные денежные еди­ницы и ЭКЮ в безналичном обороте были конвертиро­ваны в коллективную валюту — евро. В наличном оборо­те банкноты и монеты евро заменили существующие на­циональные наличные знаки в 2002 г.

Преимущества, которые дает объединение денежных систем в Европе, очевидны и предполагают значитель­ные позитивные последствия на экономических и финан­совых рынках Европы. В Европе практически полностью устранен фактор риска изменения валютных курсов (ис­ключение составляют экономически развитые Швейцария и Великобритания), что снижает издержки, связанные с ведением внешнеэкономических операций, ускоряет об­мен товарами, экономическими ресурсами и международ­ными инвестициями. Экономика Европы стала менее за­тратной и более конкурентоспособной, так как евро в среднем более стабильная валюта, чем национальные денежные единицы каждой из стран-членов европейского валютного союза в отдельности. А значит, выгоды полу­чают и внешние контрагенты. Возросла конкуренция ме­жду европейским и американским рынками капитала. Увеличился интерес к портфельным и спекулятивным инвестициям в различные виды европейских активов. Возросли финансовая дисциплина и экономическая ста­бильность в европейских странах с исторически менее развитой экономикой.

Все вышеописанное превратило европейскую валют­ную систему, состоящую из национальных банковских систем, возглавляемых центральными банками, и объе­диненную по схеме федерального резерва под контролем Европейского банка, в серьезного конкурента для Феде­ральной резервной системы США.

Однако переход к единой европейской валюте привел к большим переменам на валютных и денежных рынках Европы. Отпала необходимость в конверсии между евро­пейскими валютами (теперь они пересчитываются в евро формально по постоянным коэффициентам). Таким образом, область деятельности, связанная с обслуживанием трансакционного оборота внутри европейских валютных рынков и со спекуляциями и арбитражем, сузилась. Ос­тались в основном конверсионные и арбитражные опера­ции между евро, швейцарским франком и фунтом Вели­кобритании. Также исчезли многочисленные инструмен­ты денежного рынка и рынка деривативов, выраженных в национальных валютах стран — членов ЕВС.

По имеющимся оценкам, эти изменения привели к со­кращению общего объема финансовых операций в Евро­пе в среднем на 35—40%. Внутриевропейский валютный рынок обслуживает на данном этапе в основном клиент­ские поручения. Межбанковский дилинг ориентирован на международные операции. Лишился внутреннего за­работка и рынок депозитарных сделок, так как кратко­срочные процентные ставки в пределах ЕВС практически равнозначны. Для депозитарных сделок сохранился лишь внешний рынок. Решением проблем потери рынков и прибыли в Европе для европейских финансовых институ­тов стала экспансия на внешних рынках и на рынках но­вых финансовых продуктов.

Европейские банки активно интегрируются в настоя­щий момент в валютные рынки, рынки капитала и рынки банковских услуг других стран и регионов. Прежде всего, к этим рынкам можно отнести рынок Восточной и Цен­тральной Европы. Но нельзя исключать и проникновение крупнейших европейских коммерческих банков на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Перемещение акцента на портфельный банковский менеджмент страхует в миро­вом масштабе усредненные финансовые рынки и подкрепляет международный оборот финансовых ресурсов.

В аспекте развивающихся финансовых рынков, к ко­торым традиционно относится и рынок России, все эти последствия можно отнести к числу позитивных резуль­татов международной интеграции финансовых рынков. В Европе же появляется дополнительный стимул к ук­рупнению банковского сектора и к повышению его ста­бильности и качества предоставления финансовых услуг по минимальным ценам.

К началу 1999 г. Европейский союз был уже одним из основных внешнеэкономических партнеров российских предприятий. Однако около 80% внешнеторговых кон­трактов нашей страны заключалось в долларах США. И примерно лишь 10% операций российских коммерческих банков с иностранными валютами приходилось на валюты европейских стран. С введением евро ситуация изменилась. Поскольку импортерами российских энергоресурсов в большей степени являются страны — члены ЕВС, произош­ла существенная трансформация валюты расчетов.

Банковская система Канады

По уровню экономики Канада входит в число семи ве­дущих промышленно развитых стран мира. Важное ме­сто в экономическом потенциале страны занимает сектор финансовых услуг, который по результатам обследо­вания, проведенного Всемирным экономическим форумом в 1998 г., занимал 6-е место среди 53 стран по уров­ню конкурентоспособности и первое место в мире по по­казателю стабильности.

Финансовый сектор Канады имеет весьма диверсифи­цированный характер. В число его основных участников включаются: местные и иностранные банки, кредитные учреждения и кооперативные кассы, страховые компа­нии, страховые агенты и брокеры, трастовые компании, взаимные фонды, дилеры по ценным бумагам, пенсион­ные менеджеры и консультанты по инвестициям, специа­лизированные финансовые компании.

По оценкам Ассоциации канадских банков (АКБ), Ка­нада располагает одной из самых эффективных и надеж­ных банковских систем в мире. Она включает 54 кредит­ных учреждения с общим объемом активов 1,3 трлн. долл., 8211 банковских филиалов. В банковском секторе занято 221 000 человек.

Первое кредитное учреждение было открыто в Кана­де в 1817 г. Однако формирование банковской системы относится к 1933 г., когда Комиссия Макмиллана про­вела первую проверку деятельности сектора финансо­вых услуг, который в то время состоял из 10 банков. Следует отметить, что с тех пор банковская система Канады не претерпела особых изменений в количественном отношении, поскольку и сегодня в стране зарегистрировано 11 канадских банков. Вместе с тем произошли другие существенные сдвиги, связанные, прежде всего, со значительным ростом банковского ка­питала, появлением новых продуктов, разнообразием предлагаемых услуг. До середины XX в. банковский бизнес был ограничен открытием денежных вкладов для населения и предоставлением ссуд корпоративным клиентам. Однако постепенно сфера банковских услуг расширялась, открывая дорогу новым направлениям деятельности. Закон о банковской деятельности 1967 г. разрешил ипотечное кредитование и выдачу ссуд на приобретение товаров широкого потребления. Дивер­сификация предлагаемых услуг получила дальнейшее развитие в 1987 и 1992 гг., когда в финансовое законо­дательство Канады были внесены дополнения, разрешающие банкам заниматься операциями с ценными бу­магами и трастовой деятельностью. Однако, несмотря на расширение возможностей для ведения операцион­ной деятельности, основой банковского бизнеса остает­ся открытие вкладов и предоставление кредитов.

В соответствии с законом о банковской деятельности на территории Канады различают два типа банков: бан­ки категории I (Schedule I banks) и банки категории II (Schedule II banks).

В категорию I включены только местные банки, ак­ционерами которых является широкий круг лиц: в одних руках не может находиться более 10% акций банка. По состоянию на июнь 1999 г. в эту категорию входили следующие восемь банков: Bank of Montreal, The Bank of Nova Scotia, Canadian Imperial Bank of Commerce, Cana­dian Western Bank, Laurentian Bank of Canada, National Bank of Canada, Royal Bank of Canada, The Toronto-Dominion Bank.

В категорию II включены все иностранные банки и те местные кредитные учреждения, акционерами которых является ограниченный круг лиц: один акционер может владеть более чем 10% акций. По состоянию на июнь 1999 г. в эту категорию входили три местных банка и 43 дочерних иностранных банка, получившие канадскую банковскую лицензию.

Банковская система Канады считается одной из самых конкурентоспособных в мире. Согласно данным Всемир­ного экономического форума, спрэд процентных ставок финансовых учреждений Канады (своеобразный индика­тор конкурентоспособности) — самый низкий среди промышленно развитых стран мира. Этот показатель со­ставляет для Канады менее 2%, в то время как для США, следующих непосредственно за Канадой, он находится на уровне около 4%. Чистый доход шести крупнейших банков Канады составил в 1998 г. 7,1 млрд. долл.

По оценке МВФ, канадская банковская система явля­ется наиболее концентрированной среди промышленно развитых стран мира: активы пяти крупнейших банков Канады составляют 86% от общего объема активов банковской индустрии страны, значительно опережая по этому показателю США (19%), Германию (15%), Вели­кобританию (40%) и Швейцарию (71%). По данным Де­партамента финансов Канады, на долю шести крупней­ших банков Канады приходится свыше 70% всех депози­тов и примерно 90% всех банковских активов, в то время как активы пяти остальных канадских банков составляют всего 2% от общего объема активов.

Регулирование банковской деятельности является прерогативой федерального правительства и определяет­ся Законом о банковской деятельности, который обнов­ляется каждые пять лет. Вместе с тем, с учетом диверси­фицированного характера банковских услуг, отдельные направления банковской деятельности (такие как трасто­вые услуги, дилинг ценных бумаг и некоторые другие), осуществляемые через дочерние структуры, подлежат регулированию на уровне провинций.

В Канаде вопросами регулирования и надзора за все­ми финансовыми учреждениями занимается Служба управляющего финансовыми учреждениями (OSFI), ко­торая имеет статус федерального агентства. Одна из за­дач OSFI состоит в том, чтобы защитить вкладчиков от непредвиденных потерь в случае осложнения финан­сового положения кредитного учреждения. С этой целью, в частности, создана Канадская корпорация страхования вкладов (CDICJ). CDICJ страхует вклады кредитных учреждений, которые являются членами Корпорации. Страхуемые средства включают сберегательные и чеко­вые счета, срочные вклады, переводные векселя и до­рожные чеки, а также трэвелл-чеки, выданные учрежде­ниями, входящими в CDICJ. Корпорация покрывает вклады в размере до 60 000 долл. на одно лицо в одном банке. Фонды CDICJ образуются за счет страховых взно­сов, поступающих от членов Корпорации. В 1997 г. бан­ки перечислили Корпорации в виде взносов денежные средства на сумму 435 млн. долл. В апреле 1999 г. CDICJ ввела новую систему выплаты страховых взносов, осно­ванную на оценке различных рисков. Согласно новой системе размер взноса определяется одним из четырех уровней в зависимости от рисков, установленных Корпо­рацией страхования вкладов.

Устойчивость банковской индустрии Канады прояви­лась, в частности, во время международного финансового кризиса в начале 1980-х гг. и обвала рынка недвижимо­сти в Канаде в начале 1990-х гг., которые канадская сис­тема пережила без особых проблем.

В 1996 г. в банковское законодательство Канады были внесены некоторые изменения, направленные на даль­нейшее укрепление надежности и устойчивости финансовых учреждений. Указанные изменения предусматри­вают, в частности, создание механизма для конт­ролирования системных рисков в крупных клиринговых и расчетных системах, а также вмешательство в дела проблемных банков на ранней стадии. При этом под сис­темным риском понимается «эффект домино», при кото­ром несостоятельность одного финансового института или платежной системы может привести к несостоятельности других институтов и систем в результате существующей между ними связи.

Правительство Канады принимает активные меры по защите интересов клиентов в финансовом секторе. В рам­ках этих мер планируется создать Агентство финансовых потребителей, которое будет заниматься вопросами ин­формирования потребителей об их правах в секторе фи­нансовых услуг и следить за исполнением федеральных законов по защите прав потребителей. Кроме того, будет образован новый независимый орган — Служба уполномоченного по финансовым вопросам (CFSO), на которую возлагается обязанность по рассмотрению жалоб частных лиц и предприятий малого бизнеса в отношении непра­вомерных действий финансовых учреждений.

По мнению правительства, канадские банки должны войти в состав CFSO, другие же финансовые учреждения могут принять участие в ее работе на добровольных на­чалах.

В 1996 г. по решению канадского правительства была создана Рабочая группа по вопросам развития сектора финансовых услуг Канады. В рамках предложенных Ра­бочей группой структурных преобразований банковско-финансового сектора планируется заменить существую­щую классификацию банков категорий I и II на трехсту­пенчатую систему, основанную на размере акционерного капитала. Новая структура банковского сектора будет иметь следующий вид:

— крупные банки с акционерным капиталом свыше 5 млрд. долл., акционерами которых могут быть лица, вла­деющие не более 20% голосующих акций любого класса или не более 30% неголосующих акций любого класса;

— средние банки с акционерным капиталом от 1 до 5 млрд. долл. и ограниченным числом акционеров (в ру­ках одного акционера может находиться 35% и более голосующих акций);

— малые банки с акционерным капиталом менее 1 млрд. долл. (какие-либо ограничения на владение ак­циями для малых банков отсутствуют).

С целью стимулирования процесса создания новых кредитных учреждений Рабочая группа предложила вне­сти изменения в систему регистрации предприятий и в порядок предоставления банковской лицензии. Предпо­лагается также ввести для новых финансовых предпри­ятий 10-летние налоговые «каникулы», дающие право на освобождение от уплаты федерального налога на капитал в течение указанного периода времени.

В заключение хотелось бы привести следующий факт, подтверждающий высокий международный авторитет банковской системы Канады: Американский Секретариат по банковским технологиям, в состав которого входят 125 крупнейших банков США, использует банковскую систему Канады в качестве модели при разработке про­екта модернизации американской банковской инфра­структуры.

Банковская система Великобритании. Банковская статистика Великобритании делит все фи­нансовые институты на две группы: собственно банков­ский сектор и небанковские финансовые учреждения.

Финансовые институты Великобритании

Банковский сектор Коммерческие банки (в том числе клиринго­вые банки) Учетные дома Торговые банки Иностранные и консорциальные банки
Небанковские финансовые учрежде-ния Строительные общества Страховые компании Инвестиционные компании Пенсионные фонды Кредитные союзы

В современных экономических условиях развития многих государств в мире дискуссия о роли и функциях центральных банков, начавшаяся практически с момента их возникновения, получила дополнительный импульс. Эффективность осуществляемой центральным банком финансовой политики многие банковские специалисты связывают с его полномочиями и степенью независимо­сти от правительственных органов.

Остановимся подробнее на сердце британской бан­ковской системы — Банке Англии. Многочисленные функции, которые выполняет Банк Англии можно разде­лить на две группы:

1-я группа — прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные, расчетные и эмиссионные операции);

2-я группа — контрольные функции, с помощью ко­торых государство осуществляет вмешательство в денежно-кредитную систему, пытаясь воздействовать на ход экономических процессов.

Существует множество функций, но все они ориенти­рованы на достижение трех главных целей. Среди них:

1) поддержка стоимости национальной валюты, главным образом с помощью операций на рынке, согла­сованных с правительством, — другими словами, осуще­ствление денежной политики;

2) обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участниками фи­нансовых рынков Сити и обеспечение устойчивой и эффективной системы платежей;

3) обеспечение и повышение эффективности и кон­курентоспособности финансовой системы внутри страны и укрепление позиций Лондонского Сити в качестве ве­дущего международного финансового центра1.

Как любой другой банк, Банк Англии предоставляет ряд услуг своим клиентам. Однако клиенты Банка Анг­лии отличаются от клиентов других банков. Можно вы­делить три наиболее важные группы клиентов:

1.Коммерческие банки. Все клиринговые банки имеют счета в Банке Англии. В операциях клирин­га используются счета клиринговых банков в Банке Англии. Банки обязаны иметь определенную сумму на счете и не имеют права превышать ее. (Все бан­ки, осуществляющие деятельность в Великобрита­нии, содержат 0,35% от суммы всех своих депози­тов на счете (депозите) Банка Англии.) Эта норма резервов и обеспечивает главный источник дохода Банка Англии.

2.Центральные банки других стран имеют счета и держат золото в Банке Англии и могут вести дела в Лондоне через Банк Англии.

3.Правительство держит счета в Банке Англии, таким образом, платежи, налоги в бюджет и платежи из бюджета на социальные нужды проходят через счета Банка Англии.

Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под руководством Ми­нистерства финансов.

Выполняя свою роль на внутренних денежных рын­ках, Банк Англии влияет на процентные ставки в кратко­срочном аспекте. Являясь банком правительства и бан­ком банков, Банк Англии способен достаточно точно предсказать характер потоков платежей со счетов прави­тельства на счета коммерческих банков и наоборот, и действовать в зависимости от ситуации. Когда поток пла­тежей со счетов банков на счета правительства превыша­ет обратный поток, возникает ситуация, в которой бан­ковские запасы ликвидных активов снижаются, и появля­ется нехватка средств на денежном рынке. В противном случае накапливается избыток наличности, но более обычная ситуация — это появление дефицита, который устраняется Банком Англии, устанавливающим такую процентную ставку, при которой средства обеспечивают­ся на каждый день.

Чтобы не работать с каждым банком индивидуально, Банк Англии использует учетные дома в качестве посред­ника. Это специализированные дилеры, которые имеют запасы торговых векселей и в которые главные банки по­мещают лишнюю наличность. Учетные дома пользуются заемными услугами Банка Англии, который может обес­печить наличные средства, купив ценные бумаги учетных домов либо предоставив им ссуды. Ставки, по которым производятся эти операции, влияют на процентные ставки для экономики в целом. Когда Банк Англии изменяет эту ставку, коммерческие банки, как правило, сразу же меня­ют свою базисную ставку, по которой определяется ставка по депозитам и ставка ссудного процента.

Кратковременные процентные ставки и валютная ин­тервенция стали принципиальными инструментами мо­нетарной политики в Великобритании. В прошлом ис­пользовались и другие инструменты. Одним из важней­ших инструментов современной монетарной политики является резервная политика, основанная на изменении требований центрального банка к обязательным (мини­мальным) резервам коммерческих банков и других кредитных институтов. Все основные орудия денежно-кредитного контроля направлены в первую очередь на регулирование величины остатков на резервных счетах кредитных учреждений в центральном банке или условий пополнения этих счетов. Как было упомянуто ранее, коммерческие банки Великобритании содержат 0,35% стерлинговых депозитов на счете в Банке Англии.

С 6 мая 1997 г. Банк обладает оперативным правом регулирования процентных ставок. Цель данного регули­рования — обеспечение ценовой стабильности (в соответствии с целевым показателем инфляции, определяемым правительством в бюджетном послании) и под­держка правительственной экономической политики, включая задачи по обеспечению экономического роста и обеспечению занятости. Банк публикует ежеквартальный отчет об инфляции. Цель обеспечения ценовой стабиль­ности в настоящее время считается достигнутой, если индекс розничных цен примерно равен 2,5%.

Решения по процентным ставкам принимаются бан­ковским Комитетом по денежной политике (Monetary Policy Committee — МРС). Комитет собирается ежеме­сячно в соответствии с определенным графиком. В со­став Комитета входят 4 постоянных члена и 4 эксперта, назначаемых Канцлером Казначейства (он же министр финансов). Голосование осуществляется по принципу: «один человек — один голос». В собраниях Комитета могут принимать участие представители Казначейства. Они не имеют права голоса. Решения о процентных став­ках, принятые Комитетом, подлежат немедленной пуб­ликации. Подлежат так же публикации и протоколы за­седаний Комитета.

В настоящее время банковский надзор и надзор за операторами денежного рынка является областью ответ­ственности Банка Англии. Однако планируется передача этих функций специальному органу — Financial Services Authority, который будет осуществлять надзор за всеми видами финансовых посредников, включая банки.

Законодательно ответственность Банка Англии за банковский надзор была определена в 1979 г., но и до этого Банк осуществлял неформальный надзор за рядом организаций, оперирующих на лондонском рынке. Права, предоставленные Банковским Актом от 1979 г., были до­полнительно расширены актом 1987 г., который — со­вместно с Директивами ЕС — определяет банковский надзор в настоящее время.

Первоочередной целью банковского надзора является защита вкладчиков и потенциальных вкладчиков банков, оперирующих на английском рынке. Согласно вышеупо­мянутому Банковскому Акту 1987 г. никто не имеет пра­ва принимать депозиты от населения без предварительного разрешения Банка Англии (хотя некоторые организации, в частности, занимающиеся строительным финан­сированием (Building Societies) и филиалы банков из дру­гих стран — членов ЕС подлежат регулированию со сто­роны других регулирующих организаций). После полу­чения разрешения организация продолжает оставаться под постоянным надзором Банка Англии.

В настоящее время функционируют более 500 банков, имеющих разрешение на прием депозитов. Банк Англии осуществляет надзор практически за всеми из них. Тем не менее, существует около 100 филиалов банков других стран — членов ЕС. Действует специальная схема защиты депозитов. Обычно она покрывает 90% вклада (включая накопленные проценты) в банк, участвующий в схеме, с ограничением выплаты одному вкладчику до 18 тыс. фун­тов стерлингов или 20 тыс. евро в зависимости от того, что больше.

Банкротства банка Бэрингс и Банк-оф-кредит-энд-коммерс-интернешнл выявили слабые места в системе банковского надзора, за что Банк Англии был подвергнут острой критике со стороны лейбористов, предложивших лишить Банк контрольных функций и передать их бан­ковскому Комитету, но Британская банковская ассоциа­ция выступила против принятия такой меры, поскольку задачи по обеспечению стабильности финансовой систе­мы и по осуществлению Банком банковского надзора тесно связаны. Надзорные органы отныне будут система­тически учитывать риски, с которыми сталкиваются бан­ки. Одновременно Банк планирует осуществлять посто­янный внутренний контроль над качеством выполнения надзорных функций.

Банковская система Китая. В КНР действует двухуровневая банковская система. На первом уровне находится центральный банк, а на вто­ром — специализированные государственные банки и обширная сеть коммерческих банков. При этом отдель­ные депозитные, кредитные и расчетные операции могут осуществляться так называемыми городскими и сельски­ми кредитными кооперативами, а также городскими кре­дитными банками. Народный банк Китая — Центральный Банк (НБК)

Народный банк Китая (НБК) был создан 1 декабря 1948 г. на базе слияния Народного банка Северного Ки­тая, Народного Бэйхайского банка и Северо-Западного крестьянского банка. Изначально на НБК было возложе­но выполнение операций государственного казначейства, контроль над частными кредитами, размещение государ­ственных займов и контроль над операциями с иностран­ной валютой и драгоценными металлами.

Эта система со временем претерпела ряд изменений. Наиболее существенным стало то, что с сентября 1983 г. в соответствии с решением Центрального народного прави­тельства — Государственного совета КНР (Госсовет) — НБК выполняет функции центрального банка КНР и не занимается промышленно-торговыми кредитами и сбере­жениями. Его капиталы полностью финансируются госу­дарством и являются государственной собственностью.

Работой НБК руководит директор. Вопрос о его выбо­ре решается высшим законодательным органом КНР — Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) по представлению премьера Госсовета. В пере­рывах между сессиями ВСНП решение принимается его Постоянным Комитетом (ПК). В этом случае, назначение на должность и освобождение от нее осуществляет Пред­седатель КНР.

Для реализации денежной политики НБК вправе при­менять следующие инструменты:

— требовать от кредитно-денежных организаций от­числений в депозитный резервный фонд в установленной пропорции;

— определять базовую процентную ставку цен­трального банка;

— осуществлять переучет векселей кредитно-де­нежных организаций, открывших счета в НБК;

— предоставлять кредиты коммерческим банкам;

— покупать и продавать на открытом рынке облига­ции государственного займа, другие правительственные облигации и валюту.

Как уже отмечалось, НБК управляет государственной казной и может по поручению финансовых ведомств Госсовета начать эмиссию и реализацию кредитно-денежным организациям облигаций государственного зай­ма и других правительственных облигаций, а также, при наличии потребности, он может открывать счета кредит­но-денежных организаций, но не должен производить овердрафт по их счетам. Он организует систему расчетов между кредитно-денежными организациями, предостав­ляет услуги по осуществлению расчетов. При этом кон­кретные методы определяются НБК. Кроме того, в соот­ветствии с потребностями реализации денежной полити­ки НБК может принимать решения по объемам, срокам, процентной ставке и формам кредитования коммерче­скими банками, однако срок кредита не должен превы­шать один год.

НБК осуществляет регулирование и надзор в отноше­нии кредитно-денежных организаций и их операций. Он рассматривает и утверждает создание, преобразование, прекращение деятельности кредитно-денежных органи­заций и перечень проводимых ими операций, а также осуществляет руководство и контроль в отношении кре­дитно-денежных операций государственных банков. Реа­лизуя свои контрольные полномочия, НБК имеет право:

— проводить ревизию, проверку и контроль кредитно-денежных организаций по вопросам состояния депози­тов, кредитов, расчетов, безнадежных долгов;

— осуществлять проверку и контроль в отношении повышения или понижения кредитно-денежными орга­низациями процентной ставки по депозитам или креди­там в нарушение имеющихся установлений;

— требовать от кредитно-денежных организаций пре­доставления в установленном порядке данных об активах и пассивах, доходах и убытках и других данных и мате­риалов финансово-учетного характера.

В числе многочисленных полномочий НБК особого внимания заслуживает так называемое принятие управ­ления коммерческим банком.

Если коммерческий банк находится в состоянии или под угрозой кризиса доверия, серьезно влияющего на ин­тересы вкладчиков, то НБК может принять на себя управление данным банком.

Цель принятия на себя управления коммерческим бан­ком состоит в осуществлении по отношению к нему необ­ходимых мер, призванных защитить интересы вкладчиков и восстановить способности коммерческого банка к нор­мальному хозяйствованию. Вопрос о принятии управле­ния решает НБК, он оповещает о решении и организует его исполнение. Принятие управления осуществляется со дня принятия соответствующего решения. По заверше­нию срока управления он может быть продлен по решению НБК, но максимальный срок управления не должен превышать двух лет.

Принятие управления прекращается в одном из сле­дующих случаев:

• истечение установленного в решении о принятии управления срока или <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.02 с.)