Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6. Основные функции центральных банков

Поиск

Центральный банк — прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государств не­обычайно широк.

Основными функциями центрального банка являются:

— эмиссия банкнот;

— проведение денежно-кредитной политики;

— рефинансирование кредитно-банковских институтов;

— проведение валютной политики;

— регулирование деятельности кредитных институтов;

— функция финансового агента правительства;

— организация платежно-расчетных отношений. Эмиссия банкнот — эта функция является старейшей

и одной из наиболее важных функций центрального бан­ка. С развитием капитализма она претерпела существен­ные изменения: если на ранних этапах становления кре­дитных систем коммерческие банки наряду с централь­ными осуществляли эмиссию банкнот, то в процессе цен­трализации эмиссии в ряде крупнейших коммерческих банков и трансформации этих банков в центральные бан­ки монополия на выпуск бумаг закрепилась за одним банком — центральным.

В настоящее время центральный банк обладает ис­ключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который осуществляется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, по­купки ценных бумаг в иностранной валюте.

В условиях золотого монометаллизма банкноты цен­трального банка имели двойное обеспечение золотом и коммерческими векселями. После отхода от системы зо­лотого стандарта эмиссия банкнот осуществляется преимущественно под правительственные облигации. В свя­зи с этим непосредственная связь банкнот с товарным обращением значительно ослабла.

Денежно-кредитная политика центрального банка, яв­ляющаяся составной частью государственно-монополисти­ческого регулирования экономики, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного об­ращения и кредита (совокупного денежного оборота).

Совокупный денежный оборот включает в себя на­личную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках. Во всех странах каналы обращения наличной и безналичной денежной массы связаны между собой и образуют единое целое.

Структура совокупного денежного оборота по мере развития форм товарного обмена и платежей расчетных отношений постоянно претерпевала изменения. До середины ХIХ в. наибольший удельный вес в совокупном объеме денежного оборота составляли наличные деньги, причем до 2/3 — золотые и серебряные монеты. В результате внедрения кредитных форм обращения, и преж­де всего системы безналичных расчетов, доля налично-денежного компонента к 1913 г. едва достигала 15%, а удельный вес золотых монет был еще меньше (в настоя­щее время не превышает 5—10%).

Регулирование совокупного денежного оборота осу­ществляется посредством различных мер, одной из кото­рых является применение целевых ориентиров изменения денежной массы в обращении.

Целевые ориентиры — установление верхних и ниж­них пределов динамики денежной массы — по своей су­ти означают введение прямых ограничений на изменение объема денежной массы.

Важным моментом, влияющим на эффективность ре­гулирования динамики денежной массы с помощью це­левых ориентиров, является порядок их установления в виде контрольных цифр (во Франции), либо диапазона (США), либо прогноза (в Японии).

Существует прямая связь между установлением ори­ентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирова­ния, используемых центральным банком.

Выбор показателей, используемых для установления целевых ориентиров, зависит от тенденций развития де­нежной сферы, задач, стоящих перед регулирующими органами, методов регулирования, обеспечивающих вы­полнение намеченных ориентиров или минимизацию от­клонения от них.

Как свидетельствует опыт, использование централь­ными банками различных стран целевых ориентиров ди­намики денежной массы способствует повышению эф­фективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

Денежно-кредитная политика центрального банка на­правлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии — кредитная экспансия, т.е. оживление конъ­юнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых «перегревами» конъюнктуры — кредитная рестрикция.

Центральный банк использует при проведении денеж­но-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются:

— по форме их воздействия (прямые и косвенные);

— по непосредственным объектам воздействия (пред­ложение денег и спрос на деньги);

— по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные);

Все эти методы используются в единой системе. Основными инструментами денежно-кредитной поли­тики центрального банка являются:

— установление минимальных резервных требований;

— регулирование официальной учетной ставки;

— операции на открытом рынке.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от тех целей, кото­рые решает центральный банк на том или ином этапе развития страны. Так, в современных условиях наибольшее значение в развитых странах приобретают дисконт­ная политика и операции на открытом рынке, а установ­ление минимальных резервных требований постепенно отступает на второй план. В странах же, идущих по пути расширения рыночных отношений, установлению мини­мальных резервных требований отводится центральное место, а операции на открытом рынке только начинают развиваться.

Установление минимальных резервных требований. Исходя из необходимости поддержания объема денеж­ной массы в заданных параметрах, регулирования лик­видности банков и снижения уровня инфляции, цен­тральные банки используют такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как изменение норм обяза­тельных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в центральном банке в качестве обеспечения их обязательств по депозитам.

Изменение норм резервных требований, представ­ляющее собой один из старейших и наиболее распро­страненных методов регулирования, относится к косвенным методам регулирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов.

Политика минимальных резервов впервые была опро­бована в США в 1930-е гг., и сразу после Второй миро­вой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы — это вклады коммерческих банков в централь­ном банке, размер которых устанавливается законода­тельством в определенном отношении к банковским обя­зательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. Может сложиться ситуация, когда средства вкладчиков практически полностью направлены банком на кредитование. При этом в силу каких-либо обстоятельств вкладчики могут затребовать свои депозиты. В таком случае банк окажется неплатежеспособным. Чтобы этого не случилось, ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию. Другая функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков, которые те могут напра­вить в производство. В период бума для его «охлажде­ния» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса — наоборот. Повышение нормы резерва на 1—2 процент­ных пункта — действенное средство ограничения кре­дитной экспансии. Существует еще одна функция резер­вирования — регулирование коэффициента мультипли­кации банковских денег. Как правило, норма минималь­ных резервов дифференцируется. Например, в США в 1972—1976 гг. она варьировалась в зависимости от конъюнктуры, вида и величины вкладов от 1 до 17,5%. В ФРГ максимальная высшая граница резервного обяза­тельства, равная 30%, установлена для бессрочных вкла­дов, по которым сумма минимальных резервов уточняет­ся практически ежедневно. Максимально высокая ставка по срочным вкладам составляет 20%, а по сберегатель­ным — 10%. Средняя же резервная ставка всех кредитных институтов ФРГ в августе 1984 г. составляла 6%.

Минимальные резервы — это обязательная норма вкладов в центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма минималь­ных резервов может зависеть от вида вкладов (срочный, до востребования), их величины, географического поло­жения банка (в крупном или небольшом городе), инсти­туциональных различий (вида кредитного учреждения). В настоящее время географические и институциональные различия стираются.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гаранти­рует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой стороны, используется как важный ин­струмент денежно-кредитной политики центрального банка.

Обязательные резервы размещаются на счетах в цен­тральном банке и других кредитно-банковских учрежде­ниях. В результате повышения норм обязательных резервных требований центральный банк сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоря­жении коммерческих банков и используемых для расши­рения активных операций; снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности кредитования.

Способы установления базы резервных требований в разных странах неодинаковы не только в количественном, но и в качественном выражении. Как правило, данные требования устанавливаются по отношению к пассивам бан­ков, либо к объему прироста пассивов за определенный период, либо к отдельным статьям пассива. Использование последнего варианта дает возможность исключать из базы исчисления объема резервных требований отдельные ста­тьи — например, в ФРГ в базу исчисления резервных требований не включены депозитные сертификаты. Во многих странах нормы обязательных резервов диффе­ренцируются по видам депозитов. Как правило, по сроч­ным и сберегательным депозитам устанавливается отно­сительно более высокая норма резервов.

Расчет минимальных резервных требований осущест­вляется на основании месячной и квартальной базы, по­скольку величина совокупных вкладов постоянно меняется и лишь в конце определенного периода можно точно определить среднюю их величину.

Так, во многих промышленно развитых странах (США, Япония, Франция, Канада) предусмотрено разме­щение депозитов в центральном банке в определенном количественном отношении к различным категориям банковских обязательств в среднем за установленный период. Как правило, расчетный период выполнения ре­зервных требований составляет 1 месяц, хотя возможны и исключения.

При длительном использовании резервных требова­ний в качестве инструмента кредитно-денежной полити­ки возникают и негативные для банковской системы последствия:

— повышение конкурентоспособности кредитных уч­реждений, на которые не распространяются обязатель­ные резервные требования;

— широкое использование операций, которые не включаются в базу исчисления суммы резервных требо­ваний.

Регулирование официальной учетной ставки цент­рального банка.

Учетная ставка используется центральным банком в операциях с коммерческими банками по учету кратко­срочных государственных облигаций, коммерческих век­селей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям центрального банка. Таким образом, официальная учет­ная ставка центрального банка — это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.

Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая уровень официальной учетной ставки, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов ком­мерческих банков. Чем выше уровень официальной учет­ной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансиро­вания центрального банка, и наоборот.

Изменение учетной ставки относится к косвенным ин­струментам денежно-кредитного регулирования. Его ши­рокое использование обусловлено простотой примене­ния. Если центральный банк преследует цель уменьшить кредитные возможности коммерческих банков, то он повышает официальную учетную ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинансирования; если же цель цен­трального банка — расширить доступ к кредитам ком­мерческих банков, то он снижает уровень ставки.

Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам центрального банка, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.

Использование процентной ставки центрального бан­ка особенно активно практикуется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов. Страна, испытывающая трудности при сбалан­сировании внешних расчетов, стремится привлечь ино­странный капитал посредством повышения процентных ставок. Наглядным примером в этом отношении является процентная политика Банка Англии, проводимая в пе­риоды валютных кризисов, падения курса фунта стер­лингов и усиления инфляционных процессов.

Учетная ставка центрального банка может колебаться в довольно широких пределах, отражая как общие тен­денции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры.

Манипулирование процентными ставками во многих странах является важнейшим инструментом контроля над денежной массой. Рост процентных ставок, удорожание кредита, например, побуждают сокращать кассовые остатки, снижают объем заимствований; соответственно сокращается потребность в платежных средствах и в то же время создается дополнительный стимул ускорения оборота денег. Центральный банк, исходя из нужд де­нежной политики, предпринимает соответствующие ша­ги в области процентных ставок, прежде всего по кратко­срочным заимствованиям. Политика высоких процент­ных ставок, применяемая в течение длительного времени, может создать определенные затруднения в развитии торговли, не оказав при этом стабилизирующего воздей­ствия на инфляционные процессы.

Другой инструмент кредитного регулирования — политика открытого рынка. Впервые она начала проводить­ся в США в 1920-х гг.

Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа центральным банком ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейства и государственных корпора­ций, а также облигаций промышленных компаний и бан­ков, коммерческих векселей, учитываемых центральным банком), получили широкое распространение в послево­енный период, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам ре­гулирования.

В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, цен­тральный банк создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать центральному банку свои ценные бумаги. Таким образом, путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк мо­жет осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кре­дитную активность коммерческих банков.

В результате проведения центральным банком опера­ций на открытом рынке увеличивается (при покупке цен­ных бумаг) или уменьшается (при продаже ценных бу­маг) объем собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

Среди операций на открытом рынке, осуществляемых центральным банком, доминируют операции с наиболее краткосрочными обязательствами казначейства. Например, в США преобладают операции с казначейскими век­селями с трехмесячным сроком погашения, хотя в от­дельных странах (Японии и Франции) проводятся опера­ции также с негосударственными ценными бумагами.

Наиболее широко операции на открытом рынке как инструмент денежно-кредитного регулирования исполь­зуются в США в силу достаточно развитого рынка цен­ных бумаг (и прежде всего, краткосрочных обязательств федерального правительства и долгосрочных государственных облигаций). Возможность осуществления опера­ций на открытом рынке непосредственно после принятия решения центральным банком и в произвольных объемах делает этот метод регулирования удобным для изъятия избыточной массы из обращения. В этих целях операции на открытом рынке активно проводятся в Германии. В Великобритании же они используются преимущест­венно для стабилизации рынка долгосрочных государст­венных обязательств, что обусловлено весомой ролью Банка Англии в качестве банка банков.

Операции на открытом рынке различаются в зависи­мости от:

— условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей — так называемые обратные операции (операции РЕПО);

— объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

— срочности сделки: краткосрочные (до 3 месяцев), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

— сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или/и на небанковском сек­торе рынка;

— способа установления ставок: определяются ли они центральным банком или рынком.

В зависимости от условий сделок с ценными бумагами на открытом рынке различают прямые и обратные опера­ции. Исторически первой формой операций на открытом рынке были прямые операции — операции центрального банка по покупке или продаже государственных облига­ций и других обязательств, казначейских векселей, а в от­дельных странах — частных векселей и векселей цен­трального банка.

Прямые операции проводятся на налично-денежной «кассовой» основе, предполагающей полный расчет в течение дня совершения сделки. Операции на основе так называемой регулярной доставки предусматривают про­ведение полного расчета и доставку ценных бумаг их по­купателю на следующий рабочий день.

Прямые операции с краткосрочными ценными бума­гами широко используются как инструмент денежного обращения и в других промышленно развитых странах. Так, в Японии и Великобритании весьма популярны пря­мые форвардные операции с краткосрочными ценными бумагами, а в ФРГ объектом операций на открытом рын­ке являются разновидности обязательств казначейства, именуемые мобилизационными свидетельствами.

Обратные операции на открытом рынке — операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции, характери­зующиеся более мягким воздействием на денежный ры­нок, являются более гибким методом регулирования, что повышает их привлекательность и масштабы использо­вания. Они широко применяются в США, Японии, Канаде, Великобритании, Франции, а также в Германии, где в настоящее время составляют свыше 95%. Операции про­водятся с интервалом от 1 до 15 дней.

Существующие различия в проведении операций на открытом рынке зависят от двух важнейших факторов:

— институционального, т.е. структуры кредитной сис­темы;

— законодательного, стимулирующего или сдержи­вающего осуществление операций с ценными бумагами.

В тех государствах, где центральные банки ориенти­руются на использование данного инструмента регули­рования (Япония, Франция, Италия), правительство стимулирует развитие рынка краткосрочных ценных бумаг, что является важной предпосылкой увеличения масшта­бов и эффективности операций центрального банка на открытом рынке.

При незначительных объемах операций на открытом рынке они оказывают скорее качественное, чем количе­ственное воздействие на ликвидность банковской систе­мы и денежное обращение. Однако по мере развития и совершенствования данного инструмента регулирования его влияние на количественные параметры денежного рынка становится все более ощутимым. Чрезвычайно важной особенностью операций центрального банка на открытом рынке является быстрая реакция на кратко­срочные тенденции развития рынка, позволяющая оказывать стабилизирующее воздействие на состояние денеж­ного обращения и экономики в целом.

Меры административного воздействия — важные ин­струменты прямого регулирования центральным банком денежно-кредитной сферы, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка и направленных на ограничение сферы деятельности кредитно-банковских институтов. Наиболее широко рас­пространены в зарубежных странах такие меры админист­ративного воздействия, как регулирование уровня про­центных ставок коммерческих банков, объемов кредитов, направления портфельных инвестиций.

Жесткое административное регулирование процент­ных ставок по кредитам и депозитам коммерческих бан­ков характерно, прежде всего, для развивающихся государств, хотя в отдельные годы оно использовалось и развитыми странами.

В последнее время наблюдается отход от лимитирова­ния верхнего уровня процентных ставок по кредитам и депозитам банковских институтов — в связи с тем, что выгоды от данного метода регулирования отмечаются лишь в течение непродолжительного периода времени, а отрицательные последствия весьма значительны. Невы­сокие ставки по депозитам коммерческих банков были причиной размещения свободных финансовых средств не на банковских депозитах, а в других формах — например, недвижимости, покупки иностранной валюты, товаров, драгоценных металлов, что не позволяло использовать их для финансирования производственных инвестиций. Кроме того, повышенный спрос на многие виды товаров национального производства и иностранную валюту ускорял рост цен и, ослабляя позиции национальной денежной единицы, нарушал макроэкономическую ста­бильность.

Административное регулирование процентных ставок, как правило, предусматривает ограничение правительст­вом объема кредитов, предоставляемых банковскими ин­ститутами. В целях сдерживания чрезмерной кредитной экспансии центральные банки прибегают к установлению так называемых кредитных потолков, т.е. предельной суммы кредитования, и осуществляют контроль за со­блюдением установленных нормативов.

Как правило, для сдерживания чрезмерной кредитной экспансии кредитные потолки устанавливались персо­нально для каждого кредитного института и по каждому виду кредитов.

В результате установления центральным банком огра­ничений объемов банковских кредитов или темпов их прироста коммерческие банки вынуждены сохранять оп­ределенную часть депозитов в виде неработающих ре­зервов, что для них крайне невыгодно.

При введении или ужесточении кредитных ограниче­ний на организованных финансовых рынках наблюдается тенденция переориентации заемщиков на неформальные рынки в целях удовлетворения своих потребностей в ссу­дах. В связи с этим использование лимитов банковского кредитования обычно сопровождается повышением уровня процентных ставок на неорганизованных денеж­ных рынках. Другое негативное последствие использова­ния данного метода регулирования — необходимость введения жестких ограничений в области движения капиталов. При отсутствии таких ограничений по мере приближения к лимиту банки во все больших масштабах экспортируют привлекаемые ресурсы за рубеж, размещая депозиты в иностранных банках или предоставляя креди­ты зарубежным заемщикам.

Важное место в административном регулировании на­правления кредитов занимает селективная кредитная политика, активно используемая в развивающихся стра­нах (в некоторых из них от 20 до 80% банковских креди­тов направляется на финансирование определенных от­раслей экономики).

К основным механизмам селективной кредитной по­литики относятся:

— установление количественных параметров на кре­диты, направляемые в приоритетные отрасли;

— создание специальных кредитно-финансовых уч­реждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при переучете векселей в централь­ном банке;

— распространение различного рода льгот на банков­ские институты, предоставляющие кредиты преимущест­венно приоритетным сферам экономики.

Портфельные ограничения, обязующие коммерческие банки инвестировать часть их ресурсов в государствен­ные ценные бумаги, являются еще одной мерой административного воздействия в денежно-кредитной сфере.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что административные меры денежно-кредитного регулиро­вания сыграли определенную положительную роль в ус­ловиях отсутствия высокоразвитых финансовых рынков, однако не привели к существенному снижению уровня инфляции. С другой стороны, развитие финансовых рын­ков, создание новых финансовых инструментов значи­тельно ослабили действенность средств административного регулирования. В связи этим центральные банки стали постепенно отказываться от них и в 1980-е гг. пе­решли на использование преимущественно рыночных инструментов.

Рефинансирование центральным банком коммерче­ских банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, — важное направление деятельности центрального банка. Цель рефинансирования — воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, центральный банк выступа­ет в качестве кредитора последней инстанции или банка банков.

Первоначально политика рефинансирования использова­лась исключительно для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыноч­ных отношений наряду с первичным предназначением ре­финансирование все чаще стало использоваться как инстру­мент финансовой помощи коммерческим банкам. Ссуды центрального банка являются источником временных ре­сурсов, необходимых для пополнения истощенных резер­вов. Однако доступ к кредитам рефинансирования не яв­ляется свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов и их размер зависят от ряда факторов, и прежде всего, от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финан­совые трудности, и различаются в зависимости от:

— формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);

— методов предоставления (прямые кредиты и креди­ты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

— сроков предоставления (среднесрочные — на 3— 4 месяца и краткосрочные — на 1 день или несколько дней);

— целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Учетные (дисконтные) кредиты — ссуды предостав­ляемые центральным банком кредитно-банковским ин­ститутам под учет векселей, т.е. выдаваемые централь­ным банком посредством покупки у кредитно-банковских учреждений векселей до истечения их срока.

Центральные банки предъявляют к векселям, пред­ставляемым к учету, определенные требования, касаю­щиеся их видов, сроков действия, наличия и характера поручительства и т.д. В законах о центральном банке ка­ждой страны приводится перечень этих требований.

Общая сумма ссуд любого из центральных банков, вы­деляемая под учет векселей, лимитируется. Использование количественных ограничений объема учетных кредитов, имеющихся в распоряжении банков, посредством установ­ления лимитов общей суммы переучитываемых заимство­ваний — важный инструмент воздействия центрального банка на состояние денежно-кредитного обращения.

Ломбардные кредиты, предоставляемые центральным банком коммерческим банкам, — процентные ссуды под залог ценных бумаг.

Как и учетные кредиты, ломбардные кредиты исполь­зуются центральным банком в целях регулирования бан­ковской ликвидности и воздействия на денежно-кредит­ную сферу.

В качестве залога ломбардных кредитов обычно ис­пользуются коммерческие и казначейские векселя, отве­чающие соответствующим требованиям, беспроцентные казначейские обязательства и другие обязательства цен­тральных и местных органов власти, т.е. практически те виды ценных бумаг, которые допускаются к учету в цен­тральном банке.

Залог является обеспечением возвратности ссуд цен­трального банка. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов. Кредитополучатель сохраняет право собственности на депонированные в центральном банке ценные бумаги. Если кре­дит не погашается в срок, право собственности перехо­дит к центральному банку. После реализации ценных бу­маг из выручки удерживается сумма основного долга в совокупности с начисленными процентами.

Сроки предоставления ломбардных кредитов могут колебаться от 1 дня до 4 месяцев (по договоренности этот срок может быть продлен).

Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования составляют краткосрочные (коррек­тирующие) кредиты, предоставляемые центральным бан­ком банковским институтам при отсутствии у них возможностей изыскать финансовые средства из других ис­точников.

Если некрупные кредитные учреждения, не имеющие прямого выхода на национальный денежный рынок, ис­пытывают сезонные потребности в финансовых средст­вах, то центральные банки могут предоставлять им кредиты более длительного срока пользования.

К числу учреждений, активно использующих кредиты центрального банка, относятся банки, специализирующие­ся на кредитовании прежде всего сельского хозяйства.

Кредитные аукционы — широко практикуемая цен­тральным банком форма предоставления кредитных ре­сурсов. Существует следующий порядок проведения центральными банками кредитных аукционов: потенциаль­ные заемщики направляют в ЦБ, организующий торги, заявки с указанием объема кредитов, который они хотели бы получить, и уровня процентной ставки; на основе по­лученных заявок центральный банк устанавливает об­щую сумму аукционных кредитов, сроки их предостав­ления и минимальную сумму запрашиваемого кредита.

При определении исходной процентной ставки по пре­доставляемым кредитам используются два способа — голландский и американский. В обоих случаях определе­ние исходного уровня процентных ставок предваряется установлением объема заявок, допущенных до аукциона. Для этого заявки на участие в кредитном аукционе с учетом уровня указанных в них процент­ных ставок по мере их уменьшения.

Право на участие в аукционе получают те претенден­ты, в заявках которых предусмотрены максимальные процентные ставки. При этом общая сумма заявленных кредитов должна соответствовать объему ссуд, выделяемых центральным банком для проведения аукциона.

Данный способ проведения аукциона называется аме­риканским. Исходной ставкой кредитного аукциона для каждого участника здесь является ставка, предлагаемая в заявке; минимальной ставкой — наименьшая ставка, ука­занная в «выигрывших заявках».

Второй способ проведения кредитных аукционов — голландский — предполагает установление в качестве исходной процентной ставки наименьшей процентной ставки, вошедшей в число выигрышных ставок.

Процентные платежи по аукционным кредитам осу­ществляются в соответствии с установленным централь­ным банком порядком.

Другим способом предоставления центральным бан­ком кредитов рефинансирования являются прямые кре­диты, которые выдаются кредитно-банковским институ­там по мере получения от них заявок на кредитные ресурсы.

Проведение валютной политики.

Центральный банк является проводником валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических по­зиций страны. Направления валютной политики опреде­ляются экономической и политической ситуациями в стране, состоянием ее платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, возни­кающими в результате участия этой страны в международных валютно-кредитных организациях.

В наиболее общем виде валютная политика включает:

— регулирование валютного курса;

— проведение валютного регулирования и валютного контроля;

— формирование официальных валютных резервов и управление ими;

— осуществление международного валютного со­трудничества и участие в международных валютно-кредитных организациях.

Инструментами валютной политики являются валют­ные интервенции и (в той или иной степени) многие ин­струменты денежно-кредитного регулирования (дис­контная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.).

Регулирование валютного курса — важнейшее на­правление деятельности центрального банка в валютной сфере.

Валютный курс — это соотношение между денежны­ми единицами различных стран. При золотом стандарте в основе валютного курса лежал валютный паритет — отношение количества чистого золота, содержащегося в денежной единице одной страны, к количеству чистого золота в денежной единице другого государства; валют­ные курсы характеризовались относительной устойчиво­стью, что обеспечивалось разменом банкнот на золото и возможностью перевоза золота из страны в страну. При бумажно-денежных системах границы колебаний валют­ного курса фактически отсутствуют.

Основными режимами валютных курсов, при выборе которых центральный банк исходит из сравнительных преимуществ применительно к конкретным экономиче­ским условиям данной страны, являются следующие:

— фиксированный (определяется на базе одной валю­ты или валютной корзины);

— свободноплавающий (стихийно складывающийся под влиянием спроса и предложения на иностранные ва­люты);

— «ползучий» (складывающийся в результате мелких и частых корректировок обменной стоимости националь­ной валюты);

— система множественности валютных курсов (ис­пользование неодинаковых курсов национальной валюты при осуществлении различных видов внешнеэкономиче­ских операций);

— двойная система (двойная корректировка курса на­циональной валюты: раздельно по коммерческим и фи­нансовым операциям).

Важнейший механизм регулирования валютных кур­сов — валютные интервенции, т.е. прямое вмешательст­во центрального банка в функционирование валютного рынка посредством купли-продажи валюты.

Другой широко используемый способ регулирования валютного курса — дисконтная политика, реализуемая путем понижения или повышения официальной учетной ставки центрального банка.

Валютное регулирование и валютной контроль — со­вокупность мероприятий и нормативных правил, установ­ленных в законодательном или административном порядке и направленных на уравновешивание платежных балансов, поддержание курса национальной валюты и достижение других целей во внешнеэкономической сфере.

Одна из форм валютного регулирования — валютные ограничения, которые используются в случаях недоста­точности или неэффективности практики валютных интервенций. Жесткость валютных ограничений зависит от конкретной ситуации во внешнеэкономической области той или иной страны.

Еще одной составной частью валютной политики яв­ляются формирование официальных валютных резервов и управление ими.

Валютные резервы центрального банка — это офици­альные запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные ценные бумаги. Они используютс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.103 (0.012 с.)