Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 6. Основные функции центральных банков↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Центральный банк — прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции. Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государств необычайно широк. Основными функциями центрального банка являются: — эмиссия банкнот; — проведение денежно-кредитной политики; — рефинансирование кредитно-банковских институтов; — проведение валютной политики; — регулирование деятельности кредитных институтов; — функция финансового агента правительства; — организация платежно-расчетных отношений. Эмиссия банкнот — эта функция является старейшей и одной из наиболее важных функций центрального банка. С развитием капитализма она претерпела существенные изменения: если на ранних этапах становления кредитных систем коммерческие банки наряду с центральными осуществляли эмиссию банкнот, то в процессе централизации эмиссии в ряде крупнейших коммерческих банков и трансформации этих банков в центральные банки монополия на выпуск бумаг закрепилась за одним банком — центральным. В настоящее время центральный банк обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который осуществляется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте. В условиях золотого монометаллизма банкноты центрального банка имели двойное обеспечение золотом и коммерческими векселями. После отхода от системы золотого стандарта эмиссия банкнот осуществляется преимущественно под правительственные облигации. В связи с этим непосредственная связь банкнот с товарным обращением значительно ослабла. Денежно-кредитная политика центрального банка, являющаяся составной частью государственно-монополистического регулирования экономики, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота). Совокупный денежный оборот включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках. Во всех странах каналы обращения наличной и безналичной денежной массы связаны между собой и образуют единое целое. Структура совокупного денежного оборота по мере развития форм товарного обмена и платежей расчетных отношений постоянно претерпевала изменения. До середины ХIХ в. наибольший удельный вес в совокупном объеме денежного оборота составляли наличные деньги, причем до 2/3 — золотые и серебряные монеты. В результате внедрения кредитных форм обращения, и прежде всего системы безналичных расчетов, доля налично-денежного компонента к 1913 г. едва достигала 15%, а удельный вес золотых монет был еще меньше (в настоящее время не превышает 5—10%). Регулирование совокупного денежного оборота осуществляется посредством различных мер, одной из которых является применение целевых ориентиров изменения денежной массы в обращении. Целевые ориентиры — установление верхних и нижних пределов динамики денежной массы — по своей сути означают введение прямых ограничений на изменение объема денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок их установления в виде контрольных цифр (во Франции), либо диапазона (США), либо прогноза (в Японии). Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых центральным банком. Выбор показателей, используемых для установления целевых ориентиров, зависит от тенденций развития денежной сферы, задач, стоящих перед регулирующими органами, методов регулирования, обеспечивающих выполнение намеченных ориентиров или минимизацию отклонения от них. Как свидетельствует опыт, использование центральными банками различных стран целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования. Денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии — кредитная экспансия, т.е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых «перегревами» конъюнктуры — кредитная рестрикция. Центральный банк использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются: — по форме их воздействия (прямые и косвенные); — по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги); — по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные); Все эти методы используются в единой системе. Основными инструментами денежно-кредитной политики центрального банка являются: — установление минимальных резервных требований; — регулирование официальной учетной ставки; — операции на открытом рынке. Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает центральный банк на том или ином этапе развития страны. Так, в современных условиях наибольшее значение в развитых странах приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отступает на второй план. В странах же, идущих по пути расширения рыночных отношений, установлению минимальных резервных требований отводится центральное место, а операции на открытом рынке только начинают развиваться. Установление минимальных резервных требований. Исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции, центральные банки используют такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как изменение норм обязательных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в центральном банке в качестве обеспечения их обязательств по депозитам. Изменение норм резервных требований, представляющее собой один из старейших и наиболее распространенных методов регулирования, относится к косвенным методам регулирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов. Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 1930-е гг., и сразу после Второй мировой войны ее внедрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы — это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам. Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования коммерческих банков. Может сложиться ситуация, когда средства вкладчиков практически полностью направлены банком на кредитование. При этом в силу каких-либо обстоятельств вкладчики могут затребовать свои депозиты. В таком случае банк окажется неплатежеспособным. Чтобы этого не случилось, ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию. Другая функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков, которые те могут направить в производство. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса — наоборот. Повышение нормы резерва на 1—2 процентных пункта — действенное средство ограничения кредитной экспансии. Существует еще одна функция резервирования — регулирование коэффициента мультипликации банковских денег. Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется. Например, в США в 1972—1976 гг. она варьировалась в зависимости от конъюнктуры, вида и величины вкладов от 1 до 17,5%. В ФРГ максимальная высшая граница резервного обязательства, равная 30%, установлена для бессрочных вкладов, по которым сумма минимальных резервов уточняется практически ежедневно. Максимально высокая ставка по срочным вкладам составляет 20%, а по сберегательным — 10%. Средняя же резервная ставка всех кредитных институтов ФРГ в августе 1984 г. составляла 6%. Минимальные резервы — это обязательная норма вкладов в центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма минимальных резервов может зависеть от вида вкладов (срочный, до востребования), их величины, географического положения банка (в крупном или небольшом городе), институциональных различий (вида кредитного учреждения). В настоящее время географические и институциональные различия стираются. Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой стороны, используется как важный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка. Обязательные резервы размещаются на счетах в центральном банке и других кредитно-банковских учреждениях. В результате повышения норм обязательных резервных требований центральный банк сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности кредитования. Способы установления базы резервных требований в разных странах неодинаковы не только в количественном, но и в качественном выражении. Как правило, данные требования устанавливаются по отношению к пассивам банков, либо к объему прироста пассивов за определенный период, либо к отдельным статьям пассива. Использование последнего варианта дает возможность исключать из базы исчисления объема резервных требований отдельные статьи — например, в ФРГ в базу исчисления резервных требований не включены депозитные сертификаты. Во многих странах нормы обязательных резервов дифференцируются по видам депозитов. Как правило, по срочным и сберегательным депозитам устанавливается относительно более высокая норма резервов. Расчет минимальных резервных требований осуществляется на основании месячной и квартальной базы, поскольку величина совокупных вкладов постоянно меняется и лишь в конце определенного периода можно точно определить среднюю их величину. Так, во многих промышленно развитых странах (США, Япония, Франция, Канада) предусмотрено размещение депозитов в центральном банке в определенном количественном отношении к различным категориям банковских обязательств в среднем за установленный период. Как правило, расчетный период выполнения резервных требований составляет 1 месяц, хотя возможны и исключения. При длительном использовании резервных требований в качестве инструмента кредитно-денежной политики возникают и негативные для банковской системы последствия: — повышение конкурентоспособности кредитных учреждений, на которые не распространяются обязательные резервные требования; — широкое использование операций, которые не включаются в базу исчисления суммы резервных требований. Регулирование официальной учетной ставки центрального банка. Учетная ставка используется центральным банком в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям центрального банка. Таким образом, официальная учетная ставка центрального банка — это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая уровень официальной учетной ставки, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка, и наоборот. Изменение учетной ставки относится к косвенным инструментам денежно-кредитного регулирования. Его широкое использование обусловлено простотой применения. Если центральный банк преследует цель уменьшить кредитные возможности коммерческих банков, то он повышает официальную учетную ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинансирования; если же цель центрального банка — расширить доступ к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень ставки. Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам центрального банка, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику. Использование процентной ставки центрального банка особенно активно практикуется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов. Страна, испытывающая трудности при сбалансировании внешних расчетов, стремится привлечь иностранный капитал посредством повышения процентных ставок. Наглядным примером в этом отношении является процентная политика Банка Англии, проводимая в периоды валютных кризисов, падения курса фунта стерлингов и усиления инфляционных процессов. Учетная ставка центрального банка может колебаться в довольно широких пределах, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры. Манипулирование процентными ставками во многих странах является важнейшим инструментом контроля над денежной массой. Рост процентных ставок, удорожание кредита, например, побуждают сокращать кассовые остатки, снижают объем заимствований; соответственно сокращается потребность в платежных средствах и в то же время создается дополнительный стимул ускорения оборота денег. Центральный банк, исходя из нужд денежной политики, предпринимает соответствующие шаги в области процентных ставок, прежде всего по краткосрочным заимствованиям. Политика высоких процентных ставок, применяемая в течение длительного времени, может создать определенные затруднения в развитии торговли, не оказав при этом стабилизирующего воздействия на инфляционные процессы. Другой инструмент кредитного регулирования — политика открытого рынка. Впервые она начала проводиться в США в 1920-х гг. Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа центральным банком ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейства и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых центральным банком), получили широкое распространение в послевоенный период, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам регулирования. В период высокой конъюнктуры центральный банк предлагает коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период кризиса, наоборот, центральный банк создает возможности рефинансирования для коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им выгодно продавать центральному банку свои ценные бумаги. Таким образом, путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков. В результате проведения центральным банком операций на открытом рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при продаже ценных бумаг) объем собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги. Среди операций на открытом рынке, осуществляемых центральным банком, доминируют операции с наиболее краткосрочными обязательствами казначейства. Например, в США преобладают операции с казначейскими векселями с трехмесячным сроком погашения, хотя в отдельных странах (Японии и Франции) проводятся операции также с негосударственными ценными бумагами. Наиболее широко операции на открытом рынке как инструмент денежно-кредитного регулирования используются в США в силу достаточно развитого рынка ценных бумаг (и прежде всего, краткосрочных обязательств федерального правительства и долгосрочных государственных облигаций). Возможность осуществления операций на открытом рынке непосредственно после принятия решения центральным банком и в произвольных объемах делает этот метод регулирования удобным для изъятия избыточной массы из обращения. В этих целях операции на открытом рынке активно проводятся в Германии. В Великобритании же они используются преимущественно для стабилизации рынка долгосрочных государственных обязательств, что обусловлено весомой ролью Банка Англии в качестве банка банков. Операции на открытом рынке различаются в зависимости от: — условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей — так называемые обратные операции (операции РЕПО); — объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами; — срочности сделки: краткосрочные (до 3 месяцев), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами; — сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или/и на небанковском секторе рынка; — способа установления ставок: определяются ли они центральным банком или рынком. В зависимости от условий сделок с ценными бумагами на открытом рынке различают прямые и обратные операции. Исторически первой формой операций на открытом рынке были прямые операции — операции центрального банка по покупке или продаже государственных облигаций и других обязательств, казначейских векселей, а в отдельных странах — частных векселей и векселей центрального банка. Прямые операции проводятся на налично-денежной «кассовой» основе, предполагающей полный расчет в течение дня совершения сделки. Операции на основе так называемой регулярной доставки предусматривают проведение полного расчета и доставку ценных бумаг их покупателю на следующий рабочий день. Прямые операции с краткосрочными ценными бумагами широко используются как инструмент денежного обращения и в других промышленно развитых странах. Так, в Японии и Великобритании весьма популярны прямые форвардные операции с краткосрочными ценными бумагами, а в ФРГ объектом операций на открытом рынке являются разновидности обязательств казначейства, именуемые мобилизационными свидетельствами. Обратные операции на открытом рынке — операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции, характеризующиеся более мягким воздействием на денежный рынок, являются более гибким методом регулирования, что повышает их привлекательность и масштабы использования. Они широко применяются в США, Японии, Канаде, Великобритании, Франции, а также в Германии, где в настоящее время составляют свыше 95%. Операции проводятся с интервалом от 1 до 15 дней. Существующие различия в проведении операций на открытом рынке зависят от двух важнейших факторов: — институционального, т.е. структуры кредитной системы; — законодательного, стимулирующего или сдерживающего осуществление операций с ценными бумагами. В тех государствах, где центральные банки ориентируются на использование данного инструмента регулирования (Япония, Франция, Италия), правительство стимулирует развитие рынка краткосрочных ценных бумаг, что является важной предпосылкой увеличения масштабов и эффективности операций центрального банка на открытом рынке. При незначительных объемах операций на открытом рынке они оказывают скорее качественное, чем количественное воздействие на ликвидность банковской системы и денежное обращение. Однако по мере развития и совершенствования данного инструмента регулирования его влияние на количественные параметры денежного рынка становится все более ощутимым. Чрезвычайно важной особенностью операций центрального банка на открытом рынке является быстрая реакция на краткосрочные тенденции развития рынка, позволяющая оказывать стабилизирующее воздействие на состояние денежного обращения и экономики в целом. Меры административного воздействия — важные инструменты прямого регулирования центральным банком денежно-кредитной сферы, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка и направленных на ограничение сферы деятельности кредитно-банковских институтов. Наиболее широко распространены в зарубежных странах такие меры административного воздействия, как регулирование уровня процентных ставок коммерческих банков, объемов кредитов, направления портфельных инвестиций. Жесткое административное регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков характерно, прежде всего, для развивающихся государств, хотя в отдельные годы оно использовалось и развитыми странами. В последнее время наблюдается отход от лимитирования верхнего уровня процентных ставок по кредитам и депозитам банковских институтов — в связи с тем, что выгоды от данного метода регулирования отмечаются лишь в течение непродолжительного периода времени, а отрицательные последствия весьма значительны. Невысокие ставки по депозитам коммерческих банков были причиной размещения свободных финансовых средств не на банковских депозитах, а в других формах — например, недвижимости, покупки иностранной валюты, товаров, драгоценных металлов, что не позволяло использовать их для финансирования производственных инвестиций. Кроме того, повышенный спрос на многие виды товаров национального производства и иностранную валюту ускорял рост цен и, ослабляя позиции национальной денежной единицы, нарушал макроэкономическую стабильность. Административное регулирование процентных ставок, как правило, предусматривает ограничение правительством объема кредитов, предоставляемых банковскими институтами. В целях сдерживания чрезмерной кредитной экспансии центральные банки прибегают к установлению так называемых кредитных потолков, т.е. предельной суммы кредитования, и осуществляют контроль за соблюдением установленных нормативов. Как правило, для сдерживания чрезмерной кредитной экспансии кредитные потолки устанавливались персонально для каждого кредитного института и по каждому виду кредитов. В результате установления центральным банком ограничений объемов банковских кредитов или темпов их прироста коммерческие банки вынуждены сохранять определенную часть депозитов в виде неработающих резервов, что для них крайне невыгодно. При введении или ужесточении кредитных ограничений на организованных финансовых рынках наблюдается тенденция переориентации заемщиков на неформальные рынки в целях удовлетворения своих потребностей в ссудах. В связи с этим использование лимитов банковского кредитования обычно сопровождается повышением уровня процентных ставок на неорганизованных денежных рынках. Другое негативное последствие использования данного метода регулирования — необходимость введения жестких ограничений в области движения капиталов. При отсутствии таких ограничений по мере приближения к лимиту банки во все больших масштабах экспортируют привлекаемые ресурсы за рубеж, размещая депозиты в иностранных банках или предоставляя кредиты зарубежным заемщикам. Важное место в административном регулировании направления кредитов занимает селективная кредитная политика, активно используемая в развивающихся странах (в некоторых из них от 20 до 80% банковских кредитов направляется на финансирование определенных отраслей экономики). К основным механизмам селективной кредитной политики относятся: — установление количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли; — создание специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при переучете векселей в центральном банке; — распространение различного рода льгот на банковские институты, предоставляющие кредиты преимущественно приоритетным сферам экономики. Портфельные ограничения, обязующие коммерческие банки инвестировать часть их ресурсов в государственные ценные бумаги, являются еще одной мерой административного воздействия в денежно-кредитной сфере. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что административные меры денежно-кредитного регулирования сыграли определенную положительную роль в условиях отсутствия высокоразвитых финансовых рынков, однако не привели к существенному снижению уровня инфляции. С другой стороны, развитие финансовых рынков, создание новых финансовых инструментов значительно ослабили действенность средств административного регулирования. В связи этим центральные банки стали постепенно отказываться от них и в 1980-е гг. перешли на использование преимущественно рыночных инструментов. Рефинансирование центральным банком коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, — важное направление деятельности центрального банка. Цель рефинансирования — воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции или банка банков. Первоначально политика рефинансирования использовалась исключительно для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений наряду с первичным предназначением рефинансирование все чаще стало использоваться как инструмент финансовой помощи коммерческим банкам. Ссуды центрального банка являются источником временных ресурсов, необходимых для пополнения истощенных резервов. Однако доступ к кредитам рефинансирования не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов и их размер зависят от ряда факторов, и прежде всего, от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя. Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от: — формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); — методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); — сроков предоставления (среднесрочные — на 3— 4 месяца и краткосрочные — на 1 день или несколько дней); — целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты). Учетные (дисконтные) кредиты — ссуды предоставляемые центральным банком кредитно-банковским институтам под учет векселей, т.е. выдаваемые центральным банком посредством покупки у кредитно-банковских учреждений векселей до истечения их срока. Центральные банки предъявляют к векселям, представляемым к учету, определенные требования, касающиеся их видов, сроков действия, наличия и характера поручительства и т.д. В законах о центральном банке каждой страны приводится перечень этих требований. Общая сумма ссуд любого из центральных банков, выделяемая под учет векселей, лимитируется. Использование количественных ограничений объема учетных кредитов, имеющихся в распоряжении банков, посредством установления лимитов общей суммы переучитываемых заимствований — важный инструмент воздействия центрального банка на состояние денежно-кредитного обращения. Ломбардные кредиты, предоставляемые центральным банком коммерческим банкам, — процентные ссуды под залог ценных бумаг. Как и учетные кредиты, ломбардные кредиты используются центральным банком в целях регулирования банковской ликвидности и воздействия на денежно-кредитную сферу. В качестве залога ломбардных кредитов обычно используются коммерческие и казначейские векселя, отвечающие соответствующим требованиям, беспроцентные казначейские обязательства и другие обязательства центральных и местных органов власти, т.е. практически те виды ценных бумаг, которые допускаются к учету в центральном банке. Залог является обеспечением возвратности ссуд центрального банка. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардных кредитов. Кредитополучатель сохраняет право собственности на депонированные в центральном банке ценные бумаги. Если кредит не погашается в срок, право собственности переходит к центральному банку. После реализации ценных бумаг из выручки удерживается сумма основного долга в совокупности с начисленными процентами. Сроки предоставления ломбардных кредитов могут колебаться от 1 дня до 4 месяцев (по договоренности этот срок может быть продлен). Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования составляют краткосрочные (корректирующие) кредиты, предоставляемые центральным банком банковским институтам при отсутствии у них возможностей изыскать финансовые средства из других источников. Если некрупные кредитные учреждения, не имеющие прямого выхода на национальный денежный рынок, испытывают сезонные потребности в финансовых средствах, то центральные банки могут предоставлять им кредиты более длительного срока пользования. К числу учреждений, активно использующих кредиты центрального банка, относятся банки, специализирующиеся на кредитовании прежде всего сельского хозяйства. Кредитные аукционы — широко практикуемая центральным банком форма предоставления кредитных ресурсов. Существует следующий порядок проведения центральными банками кредитных аукционов: потенциальные заемщики направляют в ЦБ, организующий торги, заявки с указанием объема кредитов, который они хотели бы получить, и уровня процентной ставки; на основе полученных заявок центральный банк устанавливает общую сумму аукционных кредитов, сроки их предоставления и минимальную сумму запрашиваемого кредита. При определении исходной процентной ставки по предоставляемым кредитам используются два способа — голландский и американский. В обоих случаях определение исходного уровня процентных ставок предваряется установлением объема заявок, допущенных до аукциона. Для этого заявки на участие в кредитном аукционе с учетом уровня указанных в них процентных ставок по мере их уменьшения. Право на участие в аукционе получают те претенденты, в заявках которых предусмотрены максимальные процентные ставки. При этом общая сумма заявленных кредитов должна соответствовать объему ссуд, выделяемых центральным банком для проведения аукциона. Данный способ проведения аукциона называется американским. Исходной ставкой кредитного аукциона для каждого участника здесь является ставка, предлагаемая в заявке; минимальной ставкой — наименьшая ставка, указанная в «выигрывших заявках». Второй способ проведения кредитных аукционов — голландский — предполагает установление в качестве исходной процентной ставки наименьшей процентной ставки, вошедшей в число выигрышных ставок. Процентные платежи по аукционным кредитам осуществляются в соответствии с установленным центральным банком порядком. Другим способом предоставления центральным банком кредитов рефинансирования являются прямые кредиты, которые выдаются кредитно-банковским институтам по мере получения от них заявок на кредитные ресурсы. Проведение валютной политики. Центральный банк является проводником валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. Направления валютной политики определяются экономической и политической ситуациями в стране, состоянием ее платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, возникающими в результате участия этой страны в международных валютно-кредитных организациях. В наиболее общем виде валютная политика включает: — регулирование валютного курса; — проведение валютного регулирования и валютного контроля; — формирование официальных валютных резервов и управление ими; — осуществление международного валютного сотрудничества и участие в международных валютно-кредитных организациях. Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и (в той или иной степени) многие инструменты денежно-кредитного регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Регулирование валютного курса — важнейшее направление деятельности центрального банка в валютной сфере. Валютный курс — это соотношение между денежными единицами различных стран. При золотом стандарте в основе валютного курса лежал валютный паритет — отношение количества чистого золота, содержащегося в денежной единице одной страны, к количеству чистого золота в денежной единице другого государства; валютные курсы характеризовались относительной устойчивостью, что обеспечивалось разменом банкнот на золото и возможностью перевоза золота из страны в страну. При бумажно-денежных системах границы колебаний валютного курса фактически отсутствуют. Основными режимами валютных курсов, при выборе которых центральный банк исходит из сравнительных преимуществ применительно к конкретным экономическим условиям данной страны, являются следующие: — фиксированный (определяется на базе одной валюты или валютной корзины); — свободноплавающий (стихийно складывающийся под влиянием спроса и предложения на иностранные валюты); — «ползучий» (складывающийся в результате мелких и частых корректировок обменной стоимости национальной валюты); — система множественности валютных курсов (использование неодинаковых курсов национальной валюты при осуществлении различных видов внешнеэкономических операций); — двойная система (двойная корректировка курса национальной валюты: раздельно по коммерческим и финансовым операциям). Важнейший механизм регулирования валютных курсов — валютные интервенции, т.е. прямое вмешательство центрального банка в функционирование валютного рынка посредством купли-продажи валюты. Другой широко используемый способ регулирования валютного курса — дисконтная политика, реализуемая путем понижения или повышения официальной учетной ставки центрального банка. Валютное регулирование и валютной контроль — совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке и направленных на уравновешивание платежных балансов, поддержание курса национальной валюты и достижение других целей во внешнеэкономической сфере. Одна из форм валютного регулирования — валютные ограничения, которые используются в случаях недостаточности или неэффективности практики валютных интервенций. Жесткость валютных ограничений зависит от конкретной ситуации во внешнеэкономической области той или иной страны. Еще одной составной частью валютной политики являются формирование официальных валютных резервов и управление ими. Валютные резервы центрального банка — это официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные ценные бумаги. Они используютс
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.103 (0.012 с.) |