Мировая валютная система: сущность, задачи и функции. Эволюция валютной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировая валютная система: сущность, задачи и функции. Эволюция валютной системы



Мировая валютная система (МВС) — глобальная форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закрепленная многосторонними межгосударственными соглашениями и регулируемая международными валютно-кредитными и финансовыми организациями.

Основной задачей МВС является регулирование сферы международных расчетов для обеспечения устойчивого экономического роста и поддержания равновесия во внешнеторговом обмене.

В качестве основных функций мировой валютной системы можно выделить:

· опосредование международных экономических связей;

· обеспечение платежно-расчетного оборота в рамках мирового хозяйства;

· обеспечение необходимых условий для нормального воспроизводственного процесса и бесперебойной реализации производимых товаров;

· регламентацию и координацию режимов национальных валютных систем;

· унификацию и стандартизацию принципов валютных отношений.

Этапы развтия:

Становление мировой валютной системы было обусловлено развитием международных экономических отношений и в первую очередь торговли.

1.Система золотого стандарта (с 1867 г. по 20-е гг. XX в). В условиях, когда национальные денежные единицы имели золотое содержание, естественно что и в международной практике установился золотомонетный стандарт. Стихийно сложившаяся практика была узаконена в 1867 г. на Парижской конференции заключением межгосударственного соглашения, признающего золото единственной формой мировых денег. В соответствии с соглашением в международных расчетах применялись национальные золотые монеты, но значение имел не их номинал, а вес.. Любую валюту можно было свободно конвертировать в золото.

2.Система золотодевизного стандарта (с 1922 г. по 30-е гг.). После окончания Первой мировой войны в странах, принимавших участие в военных условиях, изменилось соотношение между денежной массой и золотым резервом, вследствие чего в этих странах стремительными темпами стала нарастать инфляция. В таких условиях было решено банкноты разменивать не на золото, а на девизы других стран, которые затем могли быть обменены на золото. При этом золото оставалось законным средством расчета в международных операциях. Законодательно эта система была оформлена в 1922 г. на Генуэзской конференции.

Но девизная форма золотого стандарта просуществовала недолго. Мировой кризис 1929—1931 гг. полностью разрушил данную систему и мировая валютная система нуждалась в реформировании.

3. Система золотовалютного стандарта (с 1944 г. по 1976 г.). Законодательно эта система получила свое признание в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции. Основные положения этой системы заключались в следующем: а) золото сохранило роль расчетного средства в международной торговле; б) американский доллар стал основной резервной валютой, которую наравне с золотом признавали в качестве международного кредитного средства; в) американский доллар мог обмениваться на золото центральными банками и правительственными учреждениями других стран в казначействе США по курсу 35 долл. за 1 тройскую унцию (31,1 г). Паритет валюты каждой страны должен выражаться в золоте как всеобщем эквиваленте или долларах США; г) на Бреттон-Вудской конференции было принято решение о создании международных институтов, призванных регулировать международные валютные отношения, - Международного валютного фонда и Мирового банка. На практике система золотовалютного стандарта постепенно стала превращаться в систему долларового стандарта. Однако к концу 1960-х годов позиции доллара в мире заметно пошатнулись, что было вызвано как собственными экономическими проблемами США, так и ростом экономического влияния стран Западной Европы и Японии. Требования Бреттон-Вудской системы об обмене доллара на золото оказались обременительными для США, поскольку диктовались необходимостью поддерживать цены на золото за счет собственных резервов. В 1971 г. США отказались от обмена доллара на золото по официальной цене. Бреттон-Вудская система практически развалилась. 4. Ямайская валютная система (с 1976 по 1978 гг.) Ямайская валютная система была оформлена Ямайским оглашением, которое было ратифицировано в 1978 г. Основой для его принятия было соглашение временного комитета МВФ 976 г. о переустройстве Бреттон-Вудскойсистемы. Принципы:
1. Введен стандарт СДР (Международная расчетная единица, основанная на корзине основных мировых валют)
2. Была юридически завершена демонетизация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото.
3. Странам было предоставлено право выбора любого режима валютного курса.
4. МВФ, сохранившемуся в прежнем виде, было вменено усилить межгосударственное валютное регулирование.

5. Европейская валютная систем. Начало формирования Европейской валютной системы (ЕВС) можно отнести к 1978 г. Основой системы стало экю, представляющее средневзвешенную величину нескольких европейских валют. Основной функцией экю было регулирование механизмов валютных курсов стран-участниц. В 1981 г. европейские страны отказались от перехода к завершающему этапу, в результате которого должен был быть создан Европейский валютный фонд на основе Европейского валютного союза (ЕВС). С 1 июля 1990 г. началось создание Экономического и валютного союза (ЭВС). Основные задачи ЭВС:

· устранение валютно-курсовых рисков и расходов по обменным операциям между странами-членами; · обеспечение единой базы издержек и цен; · укрепление валютной стабильности в странах ЕС.
Первый этап с 1 июля 1990 по 31 декабря 1993 г. Основными задачами первого этапа были: 1) полная либерализация движения капиталов и предоставление финансовых услуг внутри ЕС; 2) разработка критериев по сближению экономических параметров стран-членов для участия в валютном союзе (маастрихтские критерии, или критерии конвергенции). Второй этап с 1 января 1994 по 31 декабря 1998 г. Главной задачей этого этапа было обеспечение и сближение экономических показателей, установленных критериями конвергенции. Критерии конвергенции были определены Маастрихтским договором, вступившим в силу с 1 ноября 1993 г. Они предусматривают важнейшие финансово-экономические критерии для участия в союзе: · дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП в рыночных ценах; · государственный долг не должен превышать 60% ВВП; · темпы инфляции не должны превышать более чем на 15% аналогичный усредненный показатель трех государств, в которых отмечается наименьший рост йен; · процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать более чем на 2% соответствующий средний показатель для трех государств с самым низким уровнем инфляции; · обменный курс национальной валюты в течение 2 лет до введения евро не должен выходить за пределы колебаний, установленные механизмом обменных курсов, действующим в европейской валютной системе. Критерии конвергенции были достаточно жесткими, и не все государства смогли их выполнить. Для многих государств ЕС оказалось сложно выполнить показатель бюджетного дефицита и государственного долга. Третий этап начался с 1 января 1999 г. На этом этапе зафиксированы паритеты валют стран-участнии и их обменные курсы по отношению к евро. Сумма контрактов, выраженная в национальных валютах, конвертируется в евро для обеспечения непрерывности их действия. Валютная корзина экю перестала существовать, законным платежным средством стало евро. С 1 января 2002 г. выпущены в обращение банкноты и монеты евро, которые параллельно стали законным платежным средством. С 1 июля 2002 г. банкноты и монеты национальных валют постепенно изымались из обращения, и евро стало единственным законным платежным средством. Создание ЭВС дает странам-участницам экономические выгоды. Введение евро способствует экономическому росту в европейских странах. минимизация расходов предприятий по обменным операциям;

Критерии для вступления в «зону евро»:

- дефицит госбюджета – менее 3% ВВП;

- госдолг – менее 60% ВВП;

- инфляция – не более, чем на 1,5% выше инфляции в странах-членах с наименьшими темпами инфляции;

- ставки по долгосрочным обязательствам – не более, чем на 2% выше ставок в странах-членах с наименьшими процентными ставками;

- курс национальной валюты – не менее двух лет изменение курса в пределах ±15%.

В «зону евро» первоначально вошли 11 стран ЕС, затем их стало 12 (присоединилась Греция – 2001 г.). Не входят – Великобритания, Швеция и Дания и 10 новых членов.

38. Особенности формирования единой европейской валютной системы. Проблемы и перспективы расширения «зоны евро»

Старт общей для стран Европы валютной политики дал разразившийся в США валютный кризис начала 70-х.

На протяжении 1944-1971гг. Европа была частью системы Бреттон-Вудс. Курсы были фиксированными, следовательно стабильными. Все валюты привязывались к доллару, доллар привязывался к золоту. Пока экономика Соединенных Штатов процветала, система казалась незыблемой. Однако, к концу 60-х, в экономике США наметился кризис. Правительство самой могучей экономики мира вынуждено было объявить, что приостанавливает конвертацию доллара в золото. Фактически это означало, что доллар перестал быть точкой опоры для всех остальных валютных курсов.

При установившихся тесных экономических связях между странами Европы, свободное ничем не ограниченное плавание валютного курса каждой из стран, было одинаково всем невыгодно и опасно. Нужно было срочно придумать механизм, который бы обеспечил временную замену Бреттон-Вудской системы. Так появилась “ Европейская валютная змея ”, которая начала функционировать 24 апреля 1972 г.

Суть “змеи” заключалась в том, что устанавливались центральные курсы всех валют Сообщества между собой. Оговаривалось, что колебания курсов валют стран-участниц не должны превышать 2,25% по отношению друг к другу. При достижении змеей границ установленных пределов, ЦБ должны были проводить интервенции на валютных рынках (купля-продажа иностранной валюты, в основном, американской), а также ряд других действий, призванных изменить сложившуюся ситуацию и не допустить дальнейшее движение валют от центральных курсов. В случае невозможности сдержать такое движение, требовались изменения центральных курсов, которые осуществлялись после обсуждения их размеров всеми входящими в группировку странами. Вскоре выяснилось, что “змея” не может успешно существовать лишь в странах со сравнительно однородным характером экономического развития и не очень значительными различиями в состоянии платежного баланса. Среди стран-участников подобной однородности не наблюдалось. К концу 70-х годов, возникла насущная необходимость в новом механизме регулирования валютных курсов, который бы исправил, ставшие очевидными, ошибки существующей системы. Так появилась Европейская Валютная Система, которая начала функционировать 13 марта 1979 года.

Механизм ЕВС образовывали три элемента:

  европейская валютная единица – ЭКЮ ЭКЮ - составная валюта, ее поддерживала корзина национальных валют стран Сообщества, причем доля каждого участника зависела от веса страны в cовокупном валовом продукте и взаимной торговле.
  режим совместного колебания валютных курсов – "суперзмея" Действующий механизм обменных курсов стран ЕС ограничивал изменения валют в пределах 2,25 процента одна относительно другой и в диапазоне не более 15 процентов.
  Европейский фонд валютного сотрудничества Цель этого Фонда была определена как: расширение валютной интеграции в рамках ЕС, а также предоставление кредитов странам ЕС для погашения дефицита платежных балансов и расчетов. В таком «подлатанном» виде европейская змея просуществовала до введения евро, которое заменило собой безналичное ЭКЮ, а затем и наличные национальные валюты стран еврозоны.

Маастрихтский договор. В 80-е годы и в начале 90-х годов в Европе и др. регионах происходили большие перемены, которые изменили международную обстановку (разрушение социализма, ликвидация СЭВ, распад СССР, воссоединение Германии и др.). Это требовало объединения сил сообществ для того, чтобы они могли выступать самостоятельным объединением на международной арене. И в начале 1990 г. лидеры Германии и Франции - Коль и Миттеран - выступили с идеей найти новые пути активизации деятельности сообществ, причем не только в сфере экономики, но и во внешней политике, а также в области безопасности Европы. Вслед за франко-германской инициативой были выдвинуты предложения о созыве двух межправительственных конференций. Обе начали работать одновременно с декабря 1990 г.: одна из них рассматривала вопрос о политическом союзе, а другая - об экономическом и валютном союзе. В подготовительной работе принимали участие министры и эксперты. Для рассмотрения подготовленного проекта договора было созвано специальное заседание Европейского Совета. Заседание состоялось 9-10 декабря 1991 г. в Маастрихте - нидерландском провинциальном городе. А 7 февраля 1992 г. Договор о Европейском Союзе (официальное наименование документа) был подписан и вступил в силу 1 ноября 1993 г. Но по месту своего рождения он чаще всего называется Маастрихтским договором. Среди прочего, Маастрихтский договор зафиксировал точную дату введения в обращение единой европейской валюты: 1 января 1999 г и определил критерии по которым страна может войти в еврозону:

Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровень трех стран-членов ЕЭС с наиболее низким уровнем инфляции;

Государственная задолженность должна составлять менее 60 % от ВНП;

Государственный дефицит должен составлять менее 3 % от ВНП;

На протяжении по меньшей мере двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕЭС;

Долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2 % средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.

Введение евро. Дату вступления в силу Маастрихтского договора, 1 ноября 1993 года, принято считать точкой отсчета создания как валюты евро, так и самого Евросоюза. После подписания этого договора события развивались с нарастающей быстротой. В январе 1994 года, с целью подготовки создания системы Центрального Банка Сообщества, создается Европейский валютный институт во Франкфурте-на-Майне. Руководящим составом института стали управляющие центральными банками стран-членов. В декабре 1995 года «Евро» утверждается в качестве названия единой европейской валюты. По мнению всех стран ЕС, это название отражает историческую и культурную общность региона и в то же время является достаточно нейтральным, не вызывая никаких национальных ассоциаций. 1 июня 1998 г. учреждается Европейский Центральный Банк, разместившийся во Франкфурте-на-Майне. В его задачи входят поддержание стабильности цен и проведение единой валютной политики во всей зоне евро. Именно ЕЦБ отвечал за развитие и введение евро. И, наконец, 1 января 1999 года, евро было введено в качестве законной валюты в странах еврозоны и начало использоваться для безналичных расчетов. Первоначально в зону евро было допущено 11 европейских государств: Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. Великобритания, Швеция и Дания воздержались от вступления, Греция не соответствовала экономическим нормам. Последняя была принята в еврозону в 2000 году, когда смогла достичь требуемых показателей. 1 января 2002 г. – евро было введено в наличное обращение. Проектировка ден. знаков – дизайн национального компромисса. Прообразом графического символа евро послужила греческая буква эпсилон, которая соотносится с первой буквой слова «Европа». Параллельные линии говорят о стабильности евро.

В настоящее время, в условиях экономического кризиса, крупнейшие экономические державы зоны евро опасаются сложившейся финансовой ситуации и ее последствий для единой европейской валюты. Как отмечают специалисты, зона евро создавалась таким образом, что вопрос о выходе из нее даже не предусматривался. Однако сейчас этот вариант впервые серьезно изучается аналитиками. Их вывод сводится к тому, что обанкротившееся государство-член зоны евро не может покинуть ее без сильнейших потрясений и тяжелейшего кризиса для всех участников. При этом кризис будет носить не только финансово-экономический, но и политический характер. При этом, считают специалисты, страна, которая покинет зону евро, ничего не выиграет от этого. Ей будет еще труднее привлечь внешние займы для финансирования своего бюджета. Единственно, что возможно на нынешнем этапе развития еврозоны, – это приостановка участия какого-либо государства в зоне евро для прохождения специального периода жестких и глубоких реформ. По его завершению и после стабилизации государственных расходов указанная страна вновь возвратится в зону евро, отмечают специалисты ЕС. Среди наиболее слабых звеньев зоны евро сейчас называют в первую очередь Грецию, Португалию, Испанию, Ирландию и Италию. При этом банкротство государства зоны евро теоретически возможно, так как они не могут прибегнуть к печатанью национальной валюты в необходимых количествах – одного из традиционный методов финансирования дефицита госбюджета. За евро отвечает Европейский центральный банк, который вынужден принимать во внимание макроэкономическую ситуацию во всех 16 странах зоны. За время своего существования с 1998 года страны зоны евро не смогли добиться ожидавшегося сближения их финансово- экономических показателей. Более того, дисбалансы в еврозоне только усилились, а нынешний кризис поставил в повестку дня вопрос о ее стабильности.

Аналитики лондонского Сити указывают, что еще одной сложной проблемой евро является отсутствие единого политико- экономического центра, на который она может опереться. Вся экономическая история показывает, что международные валютные союзы существуют вокруг доминирующей державы. В случае с евро ситуация совершенно иная: у зоны нет ни политического якоря, ни единого Минфина или союзных структур. История учит, что успешные и стабильные единые валютные зоны были созданы на основе политических союзов. Так происходило в США и Германии в 19-м веке. Валютные союзы определенное время способны скрывать нарастающие внутри него финансово-экономические противоречия и центробежные силы. Однако в долгосрочной перспективе сохранение такого союза является безнадежным делом. Происходящие сейчас в зоне евро процессы отражают рост пропасти между севером и югом, когда последний погружается быстрыми темпами в финансово-экономический кризис. Причины этого – в экономико-социальной истории и практике различных стран зоны евро. Изменить их исключительно трудно, и для этого требуется огромная политическая воля.

Негативно на позиции евро сейчас влияет и развитие ситуации в странах Восточной Европы ЕС, где происходит сильное обесценение национальных валют. Более того, финансовый кризис грозит вылиться в этих государствах в социальный и политический кризис. В результате евро рискует превратиться в слабую валюту на мировом финансовом рынке. Последний ход событий во многом подтверждает тот факт, что управлять зоной евро становится все более сложно.

В течение долгих лет европейцы стремились к близкому экономическому сотрудничеству и политическим связям. Развитие доступности рынка, конкуренции и интеграции может принести Европе новые проблемы и затраты. Но расширение ЕС также создает новые возможности. Расширение зоны «евро» дает больше торговли товарами и услугами, интеграцию рынков, лучшее распределение капитала, а также положительный эффект, оказываемый на экономическую политику. Прибавление к ЕС быстрорастущих экономических систем предлагает более крупный, более разнообразный внутренний рынок с повышающейся покупательной способностью и образованной рабочей силой.

39. Особенности валютно-кредитных отношений на экономическом пространстве СНГ. Российско-белорусский валютный союз: проблемы и перспективы развития



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.153 (0.014 с.)