Понятие и сущность мэо. Важнейшие формы мэо. Общие направления эволюции форм мэо и современные особенности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность мэо. Важнейшие формы мэо. Общие направления эволюции форм мэо и современные особенности



Понятие и сущность МЭО.

Международные экономические отношения — система хозяй­ственных связей между национальными экономиками отдельных стран и их субъектами хозяйствования.

В основе МЭО лежит международное разделение труда (МРТ), приводящее к международной специализации производства и науки и интернаци­онализации хозяйственной жизни. Вследствие этого углубление и развитие МЭО зависят от естественных причин (природ­ных, географических, демографических и т.п.), приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также от социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий.

Основные характеристики МЭО:

· множественность объектов и субъектов;

· определяющее воздействие спроса и предложения;

· их взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и под­вижности последних;

· конкуренцию;

· свободу предпринимательства.

Наряду с этим выделяют ряд основных признаковМЭО:

q В основе МЭО лежат разделение труда и обмен.

q Участники МЭО экономически обособлены => товарно-денежный характер связей.

q В МЭО действуют законы спроса, предложения и свободного ценообразования.

q Мировой рынок МЭО характеризуется конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей.

q Одна из основных форм МЭО — международная тор­говля — характеризуется формированием мировых товарных рынков;

q Наряду с товарными рынками функционирует мировой финансовый рынок, международная валютно-финансовая систе­ма.

q МЭО предполагают собственную инфраструктуру, специальные институты. Они представлены международными эко­номическими, финансово-кредитными учреждениями и организа­циями как общемирового и регионального значения.

q МЭО подвержены монополизации.

q МЭО не сво­бодны от международного, регионального, государственного регу­лирования.

Предметом МЭО является совокупность системообразующих экономических связей на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Объекты МЭО - то­вары и услуги, обращающиеся в международной торговле, капитал и рабочая сила. В качестве особого объекта следует выделить многостороннее и разнообразное сотрудничество стран и международных организаций в области решения проблем глобального характера.

Субъекты МЭО:

· Национальные хозяйства и их различные государственные структуры

· ТНК, частные фирмы, предприятия, отдельные предприниматели (физические лица)

· Международные организации

· Интеграционные объединения стран

Важнейшие формы МЭО

Выделяют следующие формы МЭО:

· международная специализация производства и научно-тех­нических работ;

· обмен научно-техническими результатами;

· международная кооперация производства;

· международная торговля товарами и услугами;

· информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами;

· движение капитала и рабочей силы;

· деятельность международных экономических организаций.

Общие направления эволюции форм МЭО и современные особенности.

Сегодня в МЭО можно выделить следующие тенденции развития:

· углубление международного разделения труда;

· переход от национальной замкнутости к экономике открытого типа;

· развитие и усиление роли транснациональных корпораций;

· быстрое развитие науки и техники, а также рынка информации и технологии;

· усложнение механизмов интернационального эко­номического обмена, заключающееся в появлении множества новых юридических норм и процедур, при­знанных международным сообществом;

· постепенное преобладание характера многосторонних отношений МЭО над двусторонним;

· усиление взаимосвязи и взаимозависимости эко­номик отдельных стран;

· непрекращающийся рост числа объектов МЭО;

ужесточение условий конкуренции.

22. Международная торговля как основная форма МЭО. Ее основные виды и механизмы: роль в современных МЭО. Экономическая конъюнктура мировых товарных рынков и факторы ее определяющие

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение: “Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах”. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.

Под термином “внешняя торговля” понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие “международная торговлям употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

Международная торговля служит инструментом, посредством которого страны, развивая свою специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния населения.

МТ - это сложная экономическая категория, которая может рассматриваться в нескольких аспектах в зависимости от целей анализа.

Как минимум 3 основных аспекта рассмотрения МТ:

1. организационно - технический - изучает физический обмен товарами и услугами между государственно оформленными национальными хозяйствами, т.е. странами;

2. организационно – рыночный – определяет МТ как совокупность мирового спроса и предложения, которые материализуются в 2 встречных потоках товаров – мировом экспорте и мировом импорте. Мировой совокупный спрос понимается как объем производства товаров, который потребители готовы приобрести при существующем уровне мировых и внутренних цен, а мировое совокупное предложение понимается как объем производства товаров, который производители готовы предложить на рынке при существующем уровне внутренних и мировых цен (измеряются в стоимостном выражении);

3. социально – экономический – рассматривает МТ как особого типа общественно-экономический отношения, возникающие между государствами по поводу обмена товарами и услугами. Их особенность определяется присущими им признаками:

 они носят всемирный характер – в них вовлечены все страны мира;

 являются интегратором мировой экономики, т.е. объединяют самостоятельные национальные хозяйства в единую мировую систему, делая ее интернациональной. В основе этого лежит МРТ, которое расширяется, вовлекая новые государства, и углубляется все больше (от внутриотраслевого к межотраслевому) благодаря МТ.

Именно торговля определяет, что выгодно производить каждому государству и на каких условиях следует обмениваться произведенными товарами.

 Объективность – торговые отношения существуют за счет объективной необходимости обмена без учета чьего-либо мнения (за искл. эмбарго);

 Они универсальны, т.е. пригодны для любого государства, независимо от его устройства, размера и т.п.;

 Являются систематизирующими, т.е. МТ расставляет все страны в том или ином ном порядке и, следовательно, определяет место каждой из них на мировом рынке и в МЭО. Критериями для этого служит доля внешнеторгового оборота страны в мировом товарообороте. (у России сейчас 18 место).Так, место на мировом рынке определяется уровнем развития страны, а МТ расставляет государства в иерархическом порядке.

По данным показателям страны делятся на:

- малые экономики - не в состоянии влиять на изменение цен на мировом рынке при изменении своего спроса на определенный товар. Для восполнения этого недостатка объединяются в интеграционные группировки;

- большие экономики – обладают влиянием на мировой арене.

Виды мировой торговли и ее механизмы:

торговля товарами: - продовольственное и непродовольственное сырье; - минеральное сырье; - готовая продукция;

торговля услугами: - инжиниринговые услуги; - лизинговые услуги; - информационно - консалтинговые услуги;

торговля лицензиями и ноу-хау;

 встречная торговля: - сделки на основе натурального обмена (бартерные сделки; операции с давальческим сырьем – толлинг;) - коммерческие сделки (встречные закупки; выкуп/откуп устаревшей продукции; сделки коммерческой компенсации и авансовые закупки;) - торговля в рамках промышленного сотрудничества или кооперируемой продукцией (компенсационные сделки; встречные поставки).

Международная торговля осуществляется путем заключения международных сделок и договоров.

Торговля может осуществляться на биржах, аукционах и торгах.

Биржи: реальные сделки, спекулятивные или срочные и с наличными товарами.

Аукционы: повышательный и понижательный.

Торги: открытые, открытые с квалификацией и закрытые (тендеры).

Для характеристики состояния и развития МТ используются показатели:

- стоимостной и физический объем товарооборота;

- общая товарная и географическая структура мирового товарооборота;

- уровень специализации и индустриализации экспорта;

- коэффициенты эластичности МТ, экспорта, импорта и условия торговли;

- экспортная и импортная квоты;

- сальдо торгового баланса.

Развитие МТ сопровождается увеличением мирового богатства. После окончания второй мировой войны международный обмен был одной из основных движущих сил экономического роста. С началом 90-х годов динамика роста МТ в два раза превысила рост объёмов мирового производства. Движение товаров и услуг между отдельными странами связывает в системе единого рынка национальные рынки и, соответственно, усиливает экономическую взаимозависимость стран. Это свидетельствует о прогрессирующей интеграции экономик в глобальном масштабе и определяет объективные предпосылки к усилению роли МТ в мировой экономике и МЭО.

Конъюнктура мировых товарных рынков – конкретное состояние мирового рынка того или иного товара или группы товаров, определяемое соотношением спроса и предложения и влияющее на цену.

Выделяют текущую, кратко- и среднесрочную, долгосрочную конъюнктуру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2035; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.011 с.)