Особенности процесса дифференциации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности процесса дифференциации



В 1950 г. самые «продвинутые» в экономическом отношении развивающиеся страны (35 стран) превосходили «середняков» (54 страны) в 2,4 раза, а наиболее слаборазвитые (36 стран) — в 5,4 раза. В 90-х гг. разница в уровнях развития между названными группами стран значительно увеличилась. Так, в 1992 г. среднедушевой доход в «верхней» группе развивающихся стран (19 стран) превышал соответ­ствующий уровень «середняков» уже в 2,9 раза, а нижней группы — в 12,2 раза. Изменился и состав самих групп развивающихся стран, а также соотношение между уровнями развития отдельных стран в рамках каждого из них.

В результате такого процесса дифференциации образовались два главных полюса. На одном находятся наиболее развитые из осво­бодившихся государств, выделившиеся на основе так называемого нефтяного бума, прежде всего ряд стран Персидского залива - Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Багамы, Бермуды, а также новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Ла­тинской Америки. На другом обосновались беднейшие государства, находящиеся в положении фактического застоя. К этой категории относятся 48 государств. Среди них ряд стран Африки, в том числе Мозамбик (ВНП — 80 долл. в год на человека), Эфиопия (100 долл.), Танзания (100 долл.), Серра-Леоне (140 долл.), Бурунди (180 долл.), Уганда (190 долл.), Чад и Руанда (200 долл.). Кроме названных стран в эту группу, в нижнюю часть ее списка, входят некоторые страны Азии: Непал (160 долл.), Бутан и Вьетнам (170 долл.), Мьянма, Афганистан и др.

Между этими полюсами располагается остальная часть развива­ющегося мира. Это также весьма неоднородная группа. Страны, входящие в нее, отличаются по многим социально-экономическим параметрам. По свидетельству российских ученых, между крайними полюсами располагается конгломерат развивающихся стран, кото­рые, в свою очередь, демонстрируют заметную тенденцию к рассло­ению. Дифференциация в рамках этой группы развивающихся госу­дарств определяется как динамичным экономическим ростом одних, так и стагнацией других, не сумевших вписаться в рамки со­временных международных отношений. Среди наиболее удачливых (в плане экономического роста) развивающихся стран заметна тен­денция движения в направлении новоиндустриальных стран. Появ­ляются новые полюса роста, складываются новые зоны «новоиндустриальности». В частности, значительно сократился разрыв, существовавший между Севером и Югом Западного полушария.

60-80-е годы XX века стали периодом глобальных изменений как в общей структуре развивающихся стран - из их среды отпочковываются так называемые "новые индустриальные страны (НИС)", так и периодом коренных изменений в хозяйственном комплексе, социально-экономической структуре самих НИС.

Как правило, к "новым индустриальным странам" относят четыре "малых дракона" Азии, т. е. упомянутые выше Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также НИС Латинской Америки - Аргентину, Бразилию, Мексику. Все перечисленные страны - это НИС "первой волны" или первого поколения. Следом за ними идут НИС последующих поколений. Например, второго поколения - Малайзия, Таиланд, Индия, Чили; третьего поколения - Кипр, Тунис, Турция и Индонезия; четвертого поколения - Филиппины, южные провинции Китая и др. В итоге появляются целые зоны "новоиндустриальности", полюса экономического роста, распространяющие свое влияние, прежде всего на близлежащие регионы.

Критерии, по которым те или иные государства относят к НИС по методике ООН, следующие:

1) размер валового внутреннего продукта на душу населения;

2) среднегодовые темпы его прироста;

3) удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть более 20%);

4) объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;

5) объем прямых инвестиций за рубежом.

По всем этим показателям "новые индустриальные страны" не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран.

Опыт НИС Латинской Америки

Для латиноамериканских НИС (Бразилия, Аргентина, Мексика) стратегия импортозамещения сыграла свою положительную роль, по­зволив им создать диверсифицированную национальную экономику и занять видное место в мировом производстве ряда важнейших то­варов. Тем не менее эти страны не смогли создать прочных предпосылок для преодоления отставания от развитых стран, хотя латино­американские НИС обладают более мощным экономическим потен­циалом, нежели НИС Азии. Например, ВВП Бразилии лишь немно­го меньше, чем совокупный ВВП НИС Восточной Азии. Без опережающего роста экспорта латиноамериканские НИС не смогли обеспечить требуемую модернизацию своей экономики. В итоге темпы экономического роста оказались недостаточными для реше­ния внутриэкономических проблем. Одновременно обострились и внешние проблемы, невысокий рост экспорта способствовал увели­чению дефицита платежного баланса, потребности во все новых кре­дитах. Технологическое отставание при такой политике закрепля­лось, поскольку в эти страны импортируется не самая передовая техника и технология из развитых стран.

Следует отметать, что к середине 90-х гг. некоторые НИС Латинской Америки выходят из длительного кризиса 80-х гг. В результате либеральных экономических реформ вновь возрастают темпы эконо­мического роста, появляется положительное сальдо торгового балан­са (Бразилия, Чили).

Политика крупнейшей НИС Латинской Америки — Бразилии вновь ориентирована на создание открытой экономики. Для этого создается обстановка конкурентной борьбы на внутреннем рынке, снижаются импортные тарифы. Планируется полная отмена таможенных ограничений между странами МЕРКОСУР — зоны свобод­ной торговли, в которую входят Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай.

К концу 90-х гг. экспорт продукции стран Латинской Америки вырос в семь раз по сравнению с тем же показателем 30-летней дав­ности. Страны Латинской Америки, в первую очередь НИС, стано­вятся важнейшим рынком для экспортной экспансии США. В 1997 г. экспорт США в Латинскую Америку превысил объем экспорта этой страны в Японию и почти сравнялся с поставками США в стра­ны ЕС.

Азиатский опыт

НИС Азии реализовывали более эффективную и гибкую модель экспортно-ориентированной экономики. Одновременно в течение определенного периода проводится и импортозамещающая полити­ка. Вступлению в этап экспортно-ориентированной политики не обязательно должен предшествовать завершенный этап импортозаме­щающей индустриализации. Политика импортозамещения и экс­портной ориентированности могут сбалансированно совмещаться, причем в отдельные периоды приоритет может получать как та, так и другая политика. Вместе с тем перед широким переходом к экспорт­ной экспансии этап импортозамещения в основном должен быть все же пройден.

Так, к началу формирования современной структуры производст­ва НИС Азии постарались перестроить традиционный сектор народ­ного хозяйства, за счет которого можно было бы произвести инду­стриализацию. В большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Азии (на Тайване, в Южной Корее — в 50-х гг.; Малайзии — в 60-х гг.; Таиланде — в 60-х гг. начале 70-х гг.; на Филиппинах — в начале 50-х — конце 60-х гг.) преобладала политика импортозаме­щения, Исключение составили Гонконг и в определенной степени Сингапур, вынужденные в силу исторических условий, географичес­кого положения и ограниченности внутреннего спроса ориентиро­вать производство главным образом на экспорт. Меры по стимулиро­ванию национального производства должны были привести к повышению нормы прибыли в обрабатывающей промышленности, обеспечить постепенный охват импортозамещением отраслей по вы­пуску потребительской продукции, а затем товаров промежуточного спроса и товаров длительного пользования. Иными словами, страте­гия импортозамещения направлялась на развитие производительных сил в тех областях, где страна сравнительных преимуществ не имеет.

НИС Азии, развивая трудоемкие экспортно-ориентированные производства, по мере накопления опыта и капиталов перешли к ка­питалоемким отраслям с использованием высоких технологий, стали уделять большее внимание развитию инфраструктуры.

Главным направлением принятой в этих странах экономической стратегии остается выпуск наукоемкой продукции. Трудоемкие и малорентабельные производства «доверяются» странам НИС «второй волны», а также Китаю, Вьетнаму и некоторым другим странам. В результате фактически повторяется процесс переноса этих произ­водств, который был в свое время осуществлен из развитых стран в НИС первого поколения.

Экспортную ориентацию НИС Азии нельзя представлять лишь как работу на внешний рынок. Работающие на экспорт трудоемкие отрасли послужили основой для создания базовых отраслей промыш­ленности, которые обеспечили удовлетворение внутренних потребностей во многих важных товарах — машинах, металлах, оборудова­нии и т.д.

Бурное развитие базовых отраслей в этих странах не идет в ущерб, а наоборот, дает новый импульс развитию традиционных производств (текстильная, швейная промышленность и др.). Все отрасли активно работают на внешний рынок, но структура неуклонно растущего экспорта меняется в пользу обрабатывающих отраслей. Таким образом, в НИС Азии экспортно-ориентированная политика сочетается с эффективным импортозамещением, обеспечивая экономический прогресс региона.

11. Изменение позиций развивающихся стран в мировой экономике, проблемы поляризации в данной группе государств. Рост влияния «новых индустриальных стран» и стран-экспортеров нефти на темпы развития и структуру мировой экономики

Изменение позиций развивающихся стран в мировой экономике

В 70-х годах наступил исторический перелом в динамике разрыва между индустриально развитыми и развивающимися странами.

Новая тенденция связана с либерализацией внутренней экономики многих развивающихся стран, повышением доли частного сектора в ней, развитием предпринимательства, внешнеэкономической либерализацией. Внутриэкономические реформы и упорядочение законодательной базы, ускорившее развитие свободного частного предпринимательства, способствовали привлечению иностранного капитала. По развивающимся странам в целом наметился перелом в динамике чистого притока прямых иностранных инвестиций.

Качественно улучшилась структура иностранных капиталовложений в развивающиеся страны. Если в 70-х – начале 90-х годов основную их массу составляли банковские кредиты, то в 21 веке большая часть представлена в виде прямых и портфельных вложений в реальный сектор экономики.

Самое главное – резко возрос объем прямых инвестиций, позволяющих создавать новые рабочие места, осваивать новые технологии, ноу-хау и эффективные методы маркетинга.

Повышательная динамика прямых иностранных инвестиций во многом объясняется постепенным перемещением трудоемких, ресурсо- и энергоемких, а также вредных для окружающей среды производств из развитых стран в развивающиеся. Неуклонный рост уровня жизни в высокоразвитых странах, повышение заработной платы, во многих случаях опережающее рост производительности труда, обострение экологических проблем и увеличивающиеся расходы по соблюдению стандартов экономической безопасности приводят к удорожанию производимых в этих странах товаров и услуг и снижению их международной конкурентоспособности. Все это заставляет предпринимателей переносить трудоемкие и экологически неблагоприятные производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила, уникальные климатические условия, богатые недра. Что касается требований к защите окружающей среды, то здесь они значительно мягче, а, следовательно, издержки производства значительно ниже.

Рациональное использование иностранных финансовых ресурсов во многом зависит от качества человеческого капитала, прежде всего от уровня образования.

Хотя уровень образования населения в развивающихся странах явно недостаточен для освоения новейших технологий, однако он позволяет освоить некоторые технологические процессы, перемещаемые из индустриальных стран в развивающиеся.

Перемещение трудо-материало-энергоемких, а также экологически опасных отраслей экономики в развивающиеся страны постепенно способствуют повышению квалификации рабочей силы принимающей страны, развитию финансовой, транспортной, информационной и прочей инфраструктуры, достижению правовой и политической стабильности.

Особая роль в этом процессе принадлежит ТНК, поскольку именно они вкладывают прямые иностранные инвестиции в развивающиеся страны. Если интересы транснационального капитала объективно совпадают с национальными интересами «принимающих стран», то ТНК могут им обеспечить им решающие преимущества в конкуренции на мировом рынке. Если же сугубо экономические интересы ТНК противоречат национальным интересам развивающихся государств, то ТНК используют для защиты своих интересов международные организации (МВФ, Всемирный банк, ЮНЕСКО и др.), методы информационного давления, экономические и даже силовые методы воздействия с использованием военной мощи международных полицейских сил. Так, военные конфликты возникают именно в тех местах (Ирак, Босния), где по разным причинам ТНК не удалось удержать власть экономическими методами и их интересы были нарушены.

Способствуя экономическому развитию бывших колоний и полуколоний, ТНК, тем не менее, оказывают на них и негативное влияние. Они создают могучую конкуренцию местным предпринимателям, тесня их на внутреннем рынке; свободное перемещение транснационального капитала может подорвать стабильность национальных валют и создать угрозу для национальной безопасности неокрепших молодых государств. Этому способствует и насаждение космополитической идеологии, часто противоречащей интересам национального бизнеса, а также мощное политическое давление на принимающие страны в направлении, не всегда совпадающем с национальными интересами.

Тем не менее, положительное влияние деятельности ТНК на экономический прогресс в развивающемся мире несомненно, тем более что высокоразвитые страны заинтересованы в социально-экономическом развитии периферии мирового хозяйства. Быстрое развитие ранее отсталых регионов увеличивает их спрос на потребительские и инвестиционные товары развитых стран.

К тому же перемещение трудоизбыточных ресурсов и энергоемких, экологически загрязняющих производств в развивающиеся страны помогает развитым странам сохранять социальную и политическую стабильность, повышать благосостояние общества.

Проблемы поляризации

Характерной чертой развивающегося мира выступает нарастающая поляризация социально экономического развития. Процесс дифференциации усилился в 80-90-е годы.

В зависимости от уровня экономического развития, ООН и международные экономические организации делят развивающиеся страны на три группы, выделяя экспортеров нефти.

Первая группа - страны с высокими доходами на душу населения (Кувейт, Сингарур).

Вторая группа - страны со средним показателем ВВП на душу населения (страны-экспортеры нефти, в экспорте которых нефтепродукты превышают 50%).

Третья группа - бедные страны. (Тропическая Африка, Латинская Америка, Индия).

Диспропорции характерны не только в отраслевой, но и территориальной структуре большинства развивающихся стран. Как правило, здесь имеются зоны: относительно развитая, часто единственная - центр и обширная отсталая - периферийная. Причем связи между центром и периферией носят деформированный характер, в то время как связи первого с Западом выражены рельефнее, чем с собственной периферией. Это свидетельствует о недостаточной целостности, интегрированности народного хозяйства. Центры, притягивая к себе новые капиталовложения, технику, рабочую силу, используя преимущества прежних накоплений, все больше "привязывают" себя к мировым капиталистическим центрам. В то же время промышленные анклавы молодых стран не в состоянии вовлечь в производственный процесс всех мигрантов с периферии, которые превращаются в безработных и полубезработных.

Рост влияния «новых индустриальных стран»

Новые индустриальные страны - особая группа стран и территорий, которая образовалась в процессе дифференциации экономически слаборазвитых государств. К ним относятся: Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Бразилия, Мексика, Аргентина.

Сильная дифференциация наблюдается в самой группе НИС: латиноамериканские НИС (исключая Бразилию) обладают более мощным экономическим потенциалом по сравнению с НИС Азии.

Темпы экономического развития большинства НИС превышают аналогичные показатели не только развивающихся, но и многих развитых кап стран. Их ускоренный рост обусловлен, в частности, выходом на ведущие позиции по производству отдельных видов продукции, в том числе наукоемких.

Еще более высокими темпами развивается экспорт из этих стран: продукция обрабатывающей промышленности НИС обладает высокой конкурентоспособностью. НИС превратились в крупнейших экспортеров обуви, одежды, текстильных изделий, а также бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, ЭВТ, легковых а/м и других видов высокотехнологичных товаров.

В 80-е годы ощутимо возросло влияние НИС на динамику, структуру, географическое направление мировой торговли, а также на экспортно-импортные операции с отдельными кап государствами => НИС становятся ощутимым фактором, воздействующими на состояние внутренней экономики ведущих кап стран.

Из особых экономических и политических соображений кап страны направляли в НИС почти всех финансовых ресурсов, предназначенных развивающимися государствами.

Быстрый рост экономики => увеличение абсолютных размеров ВВП (в т.ч. на душу населения). В структуре ВВП достаточно велик удельный вес внутренних накоплений, причем в азиатских НИС он выше, чем в большинстве индустриальных государств.

Рост влияния стран-экспортеров нефти

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ (ОПЕК) – международная экономическая организация, объединяющая большинство ведущих стран-экспортеров нефти. Регулирует объем добычи и цену нефти на мировом рынке. Члены ОПЕК контролируют 2/3 мировых запасов нефти.

В 1970-х под влиянием бурного развития транспорта и строительства ТЭЦ мировой спрос на нефть резко вырос. Вторая половина 1970-х стала пиком экономического процветания ОПЕК: спрос на нефть оставался высоким, взлетевшие цены приносили колоссальные прибыли странам-экспортерам нефти. Создавалось впечатление, будто это процветание будет длиться много десятилетий.

Экономический успех ОПЕК оказался, однако, не очень устойчивым. В середине 1980-х мировые цены на нефть упали почти вдвое, резко сократив доходы стран ОПЕК от «нефтедолларов» и похоронив надежды на долгое процветание.

Перспективы развития ОПЕК в 21 в. Несмотря на трудности контроля, цены на нефть на протяжении 1990-х оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х. Цены на нефть вновь пошли вверх. Основной причиной изменения тенденции явились инициативы ОПЕК по ограничению добычи нефти, поддержанные другими крупными нефтедобывающими странами, имеющими в ОПЕК статус наблюдателей (Россия, Мексика, Норвегия, Оман). Перспектива развития ОПЕК остается неопределенной. Одни полагают, что организации удалось преодолеть кризис второй половины 1980-х – начала 1990-х. Конечно, прежней экономической силы, как в 1970-е, ей не вернуть, однако в целом у ОПЕК остаются благоприятные возможности для развития. Другие аналитики считают, что государствам ОПЕК вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтедобычи и четкую единую политику.

Важный фактор неопределенности перспектив ОПЕК связан с неясностью путей развития мировой энергетики как таковой. Если будут достигнуты серьезные успехи в использовании новых источников энергии (гелиоэнергии, атомной энергии и т.д.), то роль нефти в мировой экономике уменьшится, что приведет к ослаблению ОПЕК. Официальные прогнозы, однако, чаще всего предсказывают сохранение нефти как главного энергоресурса планеты на ближайшие десятилетия.

Еще один фактор неопределенности – это геополитическая ситуация на планете. ОПЕК сложился в ситуации относительного баланса сил капиталистических держав и стран социалистического лагеря. Однако в наши дни мир стал более монополярным, но менее стабильным. С одной стороны, многие аналитики опасаются, что США как «мировой полицейский» может начать применять силу в отношении тех, кто проводит экономическую политику, не совпадающую с интересами Америки. С другой стороны, рост исламского фундаментализма может усилить политическую нестабильность на Ближнем Востоке, что тоже ослабит ОПЕК.

12. Экономическая характеристика стран с переходной экономикой. Особенности экономической политики

 

К группе стран с переходной экономикой относят государства, которые с 80—90-х гг. осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.036 с.)