Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Военная политика и военная доктрина России↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под военной политикой понимается военная форма реализации национальных интересов, включающая в себя применение или угрозу применения военной силы, а также мероприятия по предотвращению войн. Военная политика как составляющая общей политики и национальной безопасности России определяется политическим руководством страны. Руководит военной политикой, как и всей внутренней и внешней политикой, определяет ее основные направления Президент страны. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, вводит в случае агрессии военное положение с сообщением Федеральному Собранию.[51] Важные вопросы войны и мира, статуса и защиты государственных границ, утверждения военного положения на территории России или ее части решаетФедеральное Собрание на раздельных заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы. Кроме того, Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами России.[52] Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией осуществляет меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности. Речь идет о народнохозяйственных мероприятиях, финансировании военной и других отраслей промышленности, снабжении Вооруженных Сил и других формирований, обеспечивающих безопасность оружием, боевой техникой, боеприпасами, инструментами, амуницией и т. д. Иногда в военно-политической литературе, когда заходит речь о военной политике, говорят о военно-политическом руководстве страны, об органах такого руководства, в которые включают Министерство обороны, Генеральный штаб и др. Чтобы разобраться в этом вопросе, вспомним, кому принадлежит власть, суверенитет в демократическом государстве? Народу. И только народ путем выборов передает определенные прерогативы власти избранному липу или органу, Таким образом, в современной России формируется президентская власть и Федеральное Собрание. Только они от имени народа имеют право издавать законы, определять основные направления и руководить внутренней и внешней политикой страны, в том числе военной политикой. Никакой другой отдельной военной политики не существует. Поэтому вряд ли корректно говорить о военно-политическом руководстве. Речь может идти только о политическом руководстве страны, определяющем в числе других и военную политику. А каково место Вооруженных Сил и его руководства в осуществлении военной политики РФ? Вооруженные Силы занимают важное место в политической системе и играют ведущую роль в осуществлении внешней политики. Они являются орудием внешней и военной политики. Поэтому Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, он же назначает и смещает высшее командование Вооруженных Сил, которое ответственно перед Президентом (а в его лице и перед народом) за состояние боевой готовности, боевую подготовку военнослужащих. В этом смысле, то есть не в политическом, а в военном, военно-техническом, можно говорить о политике военного руководства. Кроме того, руководящие органы Вооруженных Сил — Министерство обороны, Генеральный Штаб, другие органы — разведка, академии и военные институты участвуют в формировании военной политики. Конкретным проявлением этого участия стало создание военной доктрины РФ, которая была одобрена на заседании Совета Безопасности и утверждена Указом Президента РФ в ноябре 1993 года. Этот документ, наряду с «Основными положениями концепции внешней политики РФ», Законом РФ «Об обороне», служит законодательной базой военной политики РФ. Рассмотрим подробнее военную доктрину России. В общем плане под доктриной понимается система научно обоснованных и официально принятых в государстве взглядов, положений, определяющих военную политику. Военная доктрина согласована с концепциями внешней политики и безопасности России. Военная доктрина РФ состоит из трех частей: 1. Политические основы. 2. Военные основы. 3. Военно-технические основы и экономические основы. Политологию интересуют, в первую очередь, политические и военные основы военной доктрины. В политических основах военной доктрины определяются: — источники военной опасности; — направления обеспечения военной безопасности РФ; — принципы отношения к военным конфликтам. Источники военной опасности для РФ подразделяются на внешние и внутренние. Внешними источниками считаются: — очаги локальных войн и вооруженных конфликтов прежде всего вблизи границРФ; — возможность применения (в том числе несанкционированного) оружия массового поражения (в том числе ядерного) другими государствами — распространение оружия массового поражения в неядерных странах или террористическими организациями; — подрыв военно-политической стабильности вследствие нарушения международных договоров о сокращении вооружений; — вмешательство во внутренние дела РФ; — подавление прав и свобод граждан Российской Федерации в зарубежных странах; — расширение военных блоков в ущерб безопасности России; — международный терроризм. Внутренними источниками военной опасности для РФ признаются: — противоправная деятельность националистических, сепаратистских и других организаций, осуществляющих вооруженное насилие; — попытки насильственного свержения конституционного строя; — нападение на объекты ядерной энергетики, химического и биологического производства, арсеналы, склады военного имущества; — создание незаконных вооруженных формирований; — незаконное распространение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; — рост организованной преступности Внешние и внутренние источники, в случае их усиления и разрастания или при действии одновременно нескольких источников, способствуют перерастанию военной опасности в военную угрозу, то есть более непосредственное и реальное военно-политическое напряжение, характеризуемое снижением военной безопасности до минимального уровня. Поддерживать и поднимать уровень военной безопасности военная доктрина РФ предполагает по следующим направлениям: — поддержание боеготовности ВС па уровне, гарантирующем падежную защиту национальных интересов; — развитие системы договоренности между государствами по отказу от силовой политики; — вхождение РФ в коллективные структуры безопасности; — совершенствование международных механизмов контроля за распространением ядерного оружия; — расширение мер доверия в военной области; — активизация диалога в области сокращения военно-морских сил; — урегулирование статуса российских войск, баз и объектов на территории других стран; — развитие взаимовыгодного сотрудничества в военной области, прежде всего, с государствами СНГ, Восточной и Центральной Европы. В то же время политическое руководство РФ не исключает возможности перерастания военной опасности и военной угрозы в военный конфликт. Для предотвращения военных конфликтов, а также для действий в угрожаемый период и во время конфликта военная доктрина намечает следующие задачи государства: В мирное время: — поддержание оборонного потенциала на уровне, адекватном существующим военным угрозам; — качественное совершенствование ВС, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности; — приоритетное выделение ассигнований для обеспечения национальной безопасности; — поддержание общественного порядка и безопасности в примыкающих к конфликту районах. Кроме того, военная доктрина РФ решает задачи строительства Вооруженных Сил, их военно-технического обеспечения, развития военно-промышленного потенциала страны. Но эти задачи уже выходят за пределы курса политологии. Таким образом, военная политика определяется и проводится политическим руководством страны на основе национальных интересов. Правовым документом, определяющим содержание, цели и средства достижения военной политики России, является военная доктрина РФ. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое безопасность и каковы уровни ее существования? 2. Расскажите об изменении взглядов на национальную безопасность в течение XX века. 3. В чем суть концепции всеобщей безопасности? 4. Дайте определение национальной и международной безопасности. 5. Назовите основные аспекты безопасности. 6. Перечислите характеристики внешней и внутренней стороны национальной безопасности. 7. Как соотносятся понятия «национальная безопасность» и «государственная безопасность»? 8. Дайте определение личной безопасности. 9. Назовите основные органы системы безопасности РФ. 10. Каковы их функции? 11. Что такое военная политика? 12. Кто ею руководит? 13. Каковы функции Федерального Собрания, Правительства РФ, Министерства обороны, Генерального Штаба и Вооруженных Сил в целом по отношению к военной политике? 14. Что понимается под доктриной? 15. Из каких частей состоит военная доктрина РФ? 16. Перечислите внешние и внутренние источники военной опасности. 17. Назовите направления поддержания уровня военной безопасности. 18. Какие задачи государства намечает военная доктрина РФ в мирное время и с началом военного конфликта? 19. Каковы задачи Вооруженных Сил РФ: — в операциях по поддержанию международного мира? — по пресечению внутренних конфликтов?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Альбом схем по политологии. Краснодар. 1995. 2. Арон Р. Демократический тоталитаризм. М., 1993. 3. Белов ГА. Политология. М., 1994. 4. Гаджиев К.С. Политологическая наука, М., 1995. 5. Егоров С. А. Конституционализм в США: политико-правовые аспекты. М., 1993. 6. Загорский А., Лукас М. Россия перед европейским вызовом. М., 1993. 7. Законы Российской Федерации: «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О безопасности», «О политических партиях». 8. Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: обзор основных направлений. СПб., 1994. 9. Интеллигенция, власть, народ. Антология, Сост. Л.И. Новикова, И.Н.Сиземская. М., 1993. 10. Исаев Б.А. Основные идеи и течения в политической мысли. СПб.,1995. 11. Исаев Б.А. Политическая система СССР и ее развитие в период демократизации (1985-1990 гг.). СПб., 1992. 12. Исаев Б.А. Политические системы развитых стран. СПб. 1995. 13. Исаев Б.А. Типология партий и партийных систем. Партийная система в России. СПб.,1994. 14. История политический и правовых учений. Под ред. О.Э. Лейста. М.,1991. 15. История политических и правовых учений XIX в. Под ред. М.Н.Марченко. М. 1993. 16. История политических партий России. Под ред. А.И. Зевелева.М.,1994. 17. Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., Онега,1994. 18. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность, М., 1993. 19. Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. М., 1990. 20. Конституция Российской Федерации. 21. Краснов В.Н. Системы многопартийности в современной России.М.,1995. 22. Лазарев Л.В., Слива А. Я. Конституционная реформа: первый этап. М., 1989. 23. Люшар Фр. Конституционная защита прав и свобод личности. М., Прогресс, 1993. 24. Мазов В.А. Принципы Хельсинки и международное право. М„ 1980. 25. Мурадян А.А. Двуликий Янус Введение в политологию, М., 1994. 26. Основные положения военной доктрины Российской Федерации. 27. Основы политической науки. Под ред. В.П. Пугачева, М., 1993. 28. Поздняков Э.А. Нация, национализм, национальные интересы. М.,1994. 29. Политико-правовое устройство реформируемой России: планы и реальность. Отв. Ред. В.Т Пуляев, СПб., 1995. 30. Политическая история России в партиях и лицах. Рук. авт. колл. В.В. Шелохаев. М.,1994. 31. Политологический словарь. Под ред. В.Ф. Халикова. М., 1993. 32. Политология, Энциклопедический словарь. М., 1993. 33. Политология. (70-80-е годы). Сост. Ю.С. Пивоваров, М., 1993. 34. Политология. Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. 35. Права человека. Сборник международных документов. М., 1990. 36. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию М., 1995. 37. Селезнев Л.И. Политическая система США. СПб., Издательство С.-Петербургского университета, 1995. 38. Селезнев Л.И. Политические системы современности. Сравнительный анализ. СПб., Петрополис, 1995. 39. Современные зарубежные конституции. Учебное пособие. М., Издательство юридического института, 1992. 40. Согрин В. Политическая история современной России. СПб., 1994. 41. Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. М.,1996. 42. Технология власти. Отв. Ред. Р.И. Соколова. М.. 1995. 43. Федосеев А.А. Введение в политологию. СПб., 1993. 44. Харц Л. Либеральная традиция в Америке. М., 1993. 45. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. З.М.Черниловского. СПб., 1994. 46. Чуланов Ю.Г. Политология. СПб., 1993. 47. Шлейзингер А. Циклы американской истории. Гл.З Внешняя политика и американский характер. Гл.4 Национальные интересы и моральные абсолюты. М., 1992. [1] см. Англо-русский словарь. М.: 1976, с. 549 - 550. [2] Цит. по: Малявин В. Конфуций, М., 1992, с. 230. [3] Платон. Собр. соч. в 4 томах, М., 1994, т. 3, с. 205. [4] Аристотель. Собр. соч. в 4-х томах, М., 1981, т. 3, с. 360. [5] См. Полибий. Всеобщая история, в 40 книгах, СПб., 1995, т. 2, с. 18. [6] Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах, М., 1994, с. 20. [7] Цит. по: Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии, М., 1991, с. 430. [8] Н. Макиавелли. Государь. М., 1990, с. 52. [9] Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. М., 1992, Т. 2, с. 133. [10] См. Локк Дж. Сочинения в 3-х томах, М., 1988, т. 3, с. 339-361. [11] Конституция США, СПб., 1993, с. 3. [12] Декларация прав человека и гражданина, СПб., 1993, с. 11 [13] См. К вечному миру И. Канта., М., 1989. [14] См. Гегель Г. Философия права, М., 1990, с, 227, 228. [15] А. де Токвиль. Демократия в Америке, М., с. 85, 86. [16] См Устройство Государства Российского. Л.: 1991 с. 9. [17] См. напр. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.: 1993. с. 332 336. [18] см. Гусев В. А. Консервативные ценности. Социс, N 11, 1994, с. 130-137. [19] Цит. по: Политология. Энциклопедический словарь. М.:1993, с. 140. [20] Подр, см. Папини Р. Интернационал христианской демократии. СПб., 1992. [21] Прудон П. Ж. Что такое собственность? М., 1998, с. 201. [22] см. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. В 3-х тт. М., 1980,т.1, с. 2. [23] См. Ленин В. И. Что делать? Соч. Изд. 4-ое, М., 1948. [24] см. Манифест Коммунистической партии М., 1974, с. 44. [25] Петер X, Социальное государство в 2000 г. Тезисы к социальной политике СДПГ, в кн. Актуальные проблемы социал-демократии. Вып. I. М., 1980, с. 54. [26] Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992, с. 59. [27] см. Ф. Ницше. Так говорил Заратустра. Собр. соч. в 2 томах, г. 2, с. 5 170. [28] ПНФ – национальная, фашистская партия (Италия). НСДАП – национальная социалистическая немецкая рабочая партия (Германия). [29] См, напр. Современная западная социология. Словарь. М.: 1990, с. 259. [30] Курашвили Б. П. Страна на распутье. М.: 1990, с. 98. [31] Цит. по кн. Тоталитаризм как исторический феномен. М.: 1989, с. 7. [32] см. G.Almond. Comparative political system. [33] см. Carr R.,Bernstine M. American Democracy. [34] Источник: см. Л.И. Селезнёв. Политические системы современности. СПб., 1995, с. 38. [35] Существует и другой подход к возникновению государства. Мы отмечали ранее, что сторонники теорий естественных прав и договорного характера государства (Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) утверждали, что государство возникло как договор между членами общества для обеспечения их естественных прав и прекращения «войны всех против всех». Эта теория и до сих пор пользуется вниманием политологов. Следует отметить, что общественный договор здесь понимается не только как единовременный акт (например, принятие конституции, но и как достаточно длительный конституционный процесс, подготавливающий создание договорною государства. [36] См. Кудрявцев В., Лукашева Б. Социалистическое правовое государство. // Коммунист, 1988, II, с. 48—54. [37] Фукидид. История. М.: Ладомир, 1993, с. 80- 81. [38] Конституция Российской Федерации, ст. 65. [39] См. там же, ст. 95, п. 3. [40] Декларация независимости. Конституция США, с. 3 [41] См. Бурлацкий Ф., Галкин А. Левиафан, с. 296. [42] Клоуд Дж. Мечи на орала: Проблемы и прогресс международной организации, 1964. [43] См. Федосеев А. А. Введение в политологию, СПб., 1990, с. 113. [44] См. Наш современник. 1994, 1. [45] См. Федосеев А. А. Введение в политологию, СПб., 1990, с. 114-117. [46] См. Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИ, 1993,с. 17. [47] См. Безопасность, для всех. Программа разоружения М. 1982, с. 205. [48] Закон РФ «О безопасности», 5 марта 1992 г., разд. 1, ст. 1. [49] Там же, ст. 2. [50] См. Закон «О безопасности», 5 марта 1992 г., разд. II, ст. 9. [51] См. Конституция РФ, ст 83, 87. [52] Там же, ст. 102, 106, 114.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.78 (0.012 с.) |