Происхождение термина политика и понятие политического.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение термина политика и понятие политического.



Происхождение термина политика и понятие политического.

Политикаодно из наиболее употребляемых слов в общественном лексиконе. Общепринятого определения полит и политич нет. Рабочее понятие- политика формируется из 2х слов полис и логос- госуд . происхождение политике связано с городом-государствои, городом-полисом. . это особая сложившаяся в Др Грец форма общественного устройства. Община обладала широкой экономической самостоятельностью. Каждый гражданин имел право участвовать в политических делах. Иногда это право превращалось в обязанность. Народ собрания – как государст органы принимали решения.

Мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусство» управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т. д.) и умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли); как лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), как борьбу классовых интересов (Маркс). Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.

В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики — консенсусный и конфронтационный.

Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения свободы, в которой выражено высшее общественное благо.

Конфронтационноепонимание политики (Карл Шмитт и др.) исходит из того, что политическое возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми. Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг».

— уровня компетентности должностных лиц и их рационального использования для своевременного и полного решения задач, поставленных высшим политическим руководством государства;

Важнейшими факторами, определяющими жизненность и эффективность политики, являются её соответствие объективным потребностям развития материальной и духовной жизни общества, правильный учёт реальных экономических возможностей государства, его национально-этнических особенностей, условий политического и географического положения. Исходя из этого, политика может способствовать или тормозить поступательное движение общества

Политика была и остается инструментом и механизмом организ совместной жизни людей, мощным орудием. Политика остается орудием целеноправленного преобразования как в отдел стране, так и в обществе в целом.Политика является многообразным явлением. В политик участвуют только избранные( например, в России политикой занимались только дворяне, т.е. привилегированное сословие)ТО политика выступала как некая привилегия в обществе.

 

Предмет и место политической науки в системе социальных и гуманитарных наук.

Предмет политической науки – политология – всё время находится в стадии переосмысления, а так же является предметом постоянной дискуссии.

Политология охватывает многие сферы жизни:

- в политической сфере она связана с завоеванием власти

- в социальной сфере политология тесно связана с социологией

- в духовной – с религией, культурой, этикой и эстетикой

- а в экономической сфере политология проявляется в таких науках, как макро- и микроэкономика

Вообще, предметом политологии является всё политическое, в разных контекстах: в реальной действительности или в контексте исторического развития, в рамках взаимодействия и переплетения различных социальных сил или социо-культурного опыта и анализа.

Политология изучает политические системы, полит. культуры, полит. институты, режимы, их сходства и различия, преимущества и недостатки, условия их изменения и т.д.

В условиях современной жизни образуется множество новых, смежных наук. Таким образом, происходит интеграция политологии и других социальных и гуманитарных наук, поэтому появляется ряд таких наук, как:

- геополитика

- политическая философия

- политическая география

- политическая психология

- сравнительная политология

- этнополитология

- теория государства и права и многие другие ...

 

4. Функции политологии.

1 гнесологическая, позновательная ф. суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий.

2 Оценочная.анализирует пути и средства целеноправленного воздействия на политич процессы, выполняет функцию рационализации политической деятельности. Она обосновывает создание одних и ликвидацие друг полит институтов, разрабатывает оптим модели и полит структуры управления, прогнозирует развитие полит процессов. Тем самым создает теоритич основу политического строительства, политич реформ.

3 политич социализация, формирование гражданственности, политич культуры населения

4прогностическая функция.политология способна дать 1долговременный прогноз о диапазоне возможностей полит развития страны на данном историч этапе2представить альтернативные сценарии будущих3расчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы развития политической ситуации в стране, перспектив.

5сравнительная.Сопостовление политич явл, выявл схожих признаков и различий. (Сравнение тоталит и демократич реж)

6созидательная-нацелена на создание новых отношений между людьми и государством

7социализация.создание полит сознания у людей, включение их в жизнь сложной организации общества.

Между функц существует тесная взаимосвязь. Свою соц роль политология может выполнять на основе определ совокупности знаний. Причем чем выше степень познания, тем эффективней она реализует соц задачи. также далеко не всегда политология способна отразить все богатство и динамику полит процессов. необходимы не только знания , но и искусство полит руководства, полит опыта, интуиции.

Цели политики. Соотношение «общественного порядка» и «справедливости»

Политика возникает и осуществляется ради определенных целей, которые внутренне противоречивы и разнообразны. Её высшая цель в социальной системе – интеграция внутренне дифференцированного общества, увязывание конфликтующих частных устремлений граждан с общей целью всего общества.

Цели, которые осуществляет политическое общество можно определить как «общее благо» и «общественный порядок».

Понятие «общее благо» - это процесс формирования таких материальных и моральных условий, которые позволяют индивиду в полной мере реализовать себя, свои устремления и надежды. Современную трактовку идеи «общего блага» можно найти в трудах французского религиозного философа Ж. Маритена.

Общее благо, помимо сказанного, в полит смысле может быть сведено к еще двум показателям: общественный порядок и справедливость.

Прядок является статичным феноменом. Самим своим сущ-нием он неизбежно ограничивает свободы индивида, в том числе и в вопросах его участия в полит жизни общества.

Справедливость, наоборот, является динамичным феноменом. С ее помощью индивиду воздается то. что ему следует получить в условиях данного общества. Порядок – это сохранение общества, а справедливость – это его движение.

 

 

Социальное государство.

это гос, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастие в управлении производ, а в идеале примерно одинак жизн шансов и возможностей для самореализ личности в обществе. Деятельн гос направлена на всеобщее благо, утвержд в общ социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное соц неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении работы, сохр мира в общ, формиров благоприятной для человека жизн среды.

Истоки соц госуд восходят к соц политике зародивш еще в дал прошлом. Еще в древности многие правители, римские цезари, заботились о наиболее бедных граждан. Однако основное бремя обеспеч слабых лежало на семьях и общинах. Индустриализация, урбаниз и бесконтрольное развитие капитализма разрушили трад формы соц обеспеч, обострили соц противоречия и классовую борьбу. Решение этого вопроса потребовало расширен объектов соц политики и превращ ее в одно из ведущих направлен в гос.в результ в 60 г возникли соц гос. Их необходимой мат предпос явилось высок уров экон разв ведущих стр Зап.позволяющих обеспечить прожит минимум каждому нуждающемуся.

Деятельн сов соц гос многогранна. Это перераспредел нац доходав пользу менее обеспеч слоев населения, политика занятости и охраны прав работника на предприятиях, соц страхование, поддержка семьи и материнства, забота о б/р и престарелых, развитие доступного для всех образования , здравохран, культуры

Услов для формиров соц гос- 1зарождан на основе целеноправлен полит.

2правовое закрепление частной собственности, принц смеш эконом рыночного типа, соц и политич свободы и демократиив форме правового госуд, налич развитой системы гражд, трудового ,эконом законодательства

3 откр гос вл, ее демократизм и либерализм, соц справедливость, широк соц защита населения.

 

Правовое государство.

Прав гос.- реальное воплощение идей и принципов конституцианолизма В его основе лежит стремление оградить человека от гос террора, насилия над совестью, гарантиров индивид свободу и основополаг права личности. Взаимоотнош м\д личностью и вл определ Конст, утвержд приоритет человека. Существует разд вл,

Прав гос сформиров постепенно на базе идей и элементов государственности, некотор появил в древности. Так о власти закона одинакового для всех граждан говорил еще в 6 в.д.н.э. Солон. О соотношении естеств прав человека и законов гос писал Аристотель. В др Риме возникли зачатки прав гос-разделение власти. Концепция прав гос сложилась в 17-19 в работах Локка, Монтескье, Канта. Сам термин утверд нем юрист Велькьер, Р фон Моля.Основопол принцип_-

1 верховенства правового закона, господства его во всех сферах общ жизни. Закон не может быть отменен и приостоновл неведомствен актами, ни правительств распоряж.

2реальность прав и свобод граждан. Права принадлеж от рождения

3взаимноя ответственность гос и личности. Выражает нравственное начало в отн. Госуд путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами.

4разделение вл. Исключить монополиз вл в руках одного лица, органа

5наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществл законов. Суд, прокурорский надзор

Представление о равовом гос положены в основу докум, принятых мировым сообществом Устав ООН, Всеобщ декларац прав человека , Пакт о гражд и политич правах.

Правовое гос не только провозглаш права и свободы но и создает разветвл механизм соц-правов защиты. Функции прав гос не остаются неизменными, а трансформируются и наполняются новым содержанием по мере развития самого правового гос.

 

17. Легитимность политической власти. Соотношение легитимности и эффективности власти

Легитимность-положительная оценка , принятия населением власти,признание ее правомерности.

Лвл характериз как правомерная и справедливая. Лвл связана с наличием у власти авторитета,ее соответствием ценностным предстовлениям большенства граждан.

Макс Вебер выделил 3 типа легитимности вл:

1традиционная обретается благодаря привычки, обычиям повиноваться вл, вера в непоколебимость и священность издревле сущ порядков.Характерно для монархии. Прочна.

2Харизматическая основ на вере в исключ качества, , в харизму, дар руководителя, иногда создают культ его личности. Характ для периода револ перемен, базируется на эмоцион отн.

3Демократическая рациональный интерес, кот побуждает население подчинятся решениям правительства. Подчиняются не личности , а законам.

Харак для демократ гос.основана на доверии граждан к устройству госуд, а не к отдел личностям

Существуют и др типы легитимности. Классова, идеологическая…

Показат Лвл выступает –уровень принуждения применяемый для проведения политики в жизнь,наличие попыток свержения правител, результ выборов, референдум…

Эффективность вл-это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политич системе и обществе Лвл и Эвл-2 важн фактора стабильн вл, доверия и поддержки состороны граждан. Они взаимосвязаны, любые типы легитим вл определяются надеждами населения на ее эффективность, удовлетвор его требований. Достич эффективности не обладая легитимностью (одобрением и поддержкой граждан) достаточно сложно. В настоящее время большое число гос переживает кризис легитимн. Остро проявился в форме политической нестабильности, частых гос переворотах в странах третьего мира.

 

18 Понятие «политического режима» и его основные параметры

Полит режим- в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. способ функционирования государственной власти. Упорядоченное взаимодействие структур политич системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижение политических целей. Качественными характеристиками политич режима явл- объем прав и свобод человека, методы осуществления гос вл, характер взаимоотношений между гос и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования полит институтов, методы выработки пол решений.

Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:

o степень участия народа в формировании политической власти;

o гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;

o степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;

o положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

o реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;

o положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;

o политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

o учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

o наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

o

o

19 Типы политических режимов. Авторитарный режим.

Одна из простых классификаций- тоталитарный, авторитарный и демократич режим. В самом общем виде для тотолит характерно полное подчинение общ и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами, их сознанием и поведением со стороны госуд. Авториторизм отлич неогранич вл 1 лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. Демократия характериз контролем общества над властью. Если личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либеральная демократия, если власть большенства ничем неограниченна, и стремится контролировать общест и личн жизнь, то демократия становится тоталитарной.

Авторит и тоталит реж также неоднородны, взависимости от того кто является источником власти, 1 лицо или группа лиц. Автократичные – у вл 1 лицо, олигорхическими, аристократическими, этнократическим.

Авторитаризм

Авторитарный политический режим можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах

Признаки:

1автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор)

2неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, 3подотчетность их населению; игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена; 4монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции 5отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

6в качество методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;

7отсутствует единая идеология;

В последние десятилетия интерес к авторитаризму возрос в связи с тем, что аналитики разглядели в нем определенные реформаторские и модернизаторские возможности. Кроме того, выдвигались идеи о том, что переход от тоталитаризма к демократии легче осуществить через промежуточный авторитарный режим. В таком случае авторитаризм определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Утверждают, что он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач.

 

Тоталиризм.

Тоталитарные политические режимы возникли в ХХ веке, хотя тоталитарные идеи содержались в большинстве утопических моделей общественного устройства, выдвигаемых политическими мыслителями разных эпох, начиная с античности.

Теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. Однако после того, как фашистский и нацистский режимы были ликвидированы, а в странах социализма произошла относительная либерализация, возникли проблемы с адекватностью описания с помощью этой теории особенностей различных политических режимов, тяготевших к тоталитаризму.

Характерные черты тоталитаризма: 1идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве «единственно верной» идеологии (классовой, расовой, националистической), жестокое подавление всякого инакомыслия;

2господство предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством («партия-государство») и сосредотачивает всю полноту власти в обществе

3запрет на всякую политическую оппозицию;

4тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной системы пропаганды и агитации. в политическом сознании целенаправленно формируется представление о единстве власти и народа;

5монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни граждан.

6доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора; наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.д.).

6предельная централизация государственной власти, сакрализация (обожествление) ее носителей, культ вождей.

В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

 

Типы избирательных систем

Пропорциональная и мажоритарная.

Пропор подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов м/д партиями строго пропорцианальна числу поданных голосов. При этом определяется так называемый избирательный метр – наименьшее количество голосов, необходимое для избрания единого депутата. эта наиболее распространенная изб сист. Имеет 2 разновидности

-на общегосударственном уровне(избират голосуют за полит партии в масштабе страны)

-на многомандатных округах (депутат мандаты распределяются на основе влияния партий в избират округах)

Мажоритарная сист харак тем, что победивш набирает придусмотрен законом больш голосов.существ избират сис требующие абсолютного большенства 50%+1 голос(Австралии)

Побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше чем каждый из соперников-(США, Канада, Великобритание)-отногсительного большенст

Достоинство и недостатки

Мажорит:

1заложены возможности формирования стабильного правительства.

2формирование устойчивых связей м/д избирателями и депутатами

«-«1значительная часть избирателей страны остается непредставленной в орг вл

2партия получившая на выборах меньше голосов, может оказаться представленной в парламенте большинст депут мест.

ТО мажорит сист способствует формированию большенства в орг вл.

Пропорц:

-в органах вл представлена реальная картина полит жизни общества, расстановка полит сил, обеспечивает систему обратной связи м/д госуд и организ гражданс общества, способств развитию плюролизма и многопартийности.

«-«1отсутствует доминир партия

2связь м/д депутатами и избирателями слабая, т.к.голосование осуществл не за конкр кандидатов , а партии

3.независимость депутатов от своих партий(негативно сказывается в принятии решений)

Многие страны, стремясь максимально использ достоинствах 2 сист и смягчить недостатки, применяют смешанную сист.консенсусная сист- избиратель голосует за всех кандидатов в порядки своих предпочтений. Баллы суммируются и определяется победитель.

 

Партия. Признаки и функции

Партия (от лат. "партио" - часть, дело) – 1. добровольный союз граждан, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью, либо к участию в осуществлении власти в государстве.

2. П – специализированная, организационно-упорядоченная группа, объединяющая наболее активных приверженцев тех или иных целей (идеология, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование высшее политической власти (Соловьев)

Это определения во многом похожи, но у политологов нет общепризнанного определения.

Политическая партия - это часть населения, класса, социального слоя или слоев. Упоминания о ней есть у Аристотеля (борьба между партиями моря и равнины), но прототипы совр.партий появились в период становления буржуазной демократии (с англ.революции). они возникли как результат ограничения абсолютистских функций гос-ва, появления автономной личности и ее.стремления влиять на власть, как результат признания законности существования различных интересов в обществе.

Наука, занимающаяся изучением пол.партий – партология.

Основные признаки:

-наличие минимальной формальной организации

-опред.программа совместной деят-ти

-особый соц.статус (стремление к оказанию прямого влияния на пол.жизнь, проведение выборов, избирательной компании)

-специфическое положение в гос-ве (участие в формировании и функционир-ии правительств.механизмов)

-особый правовой режим (спец.законы)

-наличие социальн.базы

-та или иная иеологическая система оценки мира

- достаточно устойчивое во времени объединение - долговременность- наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.- существование конкретной цели завоевания и осуществления власти – главн.признак.

Функции делятся на внешние и внутренние. Внутренние: формирование партийного бюджета, выборы руководства, поддержание отношений партийной бюрократии и рядовых членов

Внешние – наиболее важные, выражают нацеленность на борьбу за завоевание и удержание, использование власти в интересах поддерживающих ее населения:

-формирование общественного мнения;

- политическое образование и воспитание граждан;

-представительство, т.е. выражение определенных социальных интересов;

-обеспечение социальной интеграции, т.е. включение в политическую систему различных групп;

- отбор политических лидеров и элит для всех уровней пол.системы (политиков, аналитиков, экспертов

-смягчение, примирение конфликтных интересов;

-коммуникация между социальными группами и государством.

Теоретические функции партии: разработка стратегии и тактики; выявление, обоснование и формирование интересов различных социальных слоев и групп;; уточнение и коррекция политической доктрины.

Идеологические функции партии: распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения; пропаганда своих программных целей и политики; привлечение граждан на свою сторону и в ряды партии; социально-политическое просвещение.

Политические функции партии: борьба за власть; прямое или опосредованное участие в определении внутри- и внешнеполитического курса государства; подготовка альтернативных предложений (теневой кабинет); выполнение предвыборной программы; разработка и выполнение принципов отношений с другими партиями.

Организационные функции партии: реализация программных установок и решений; проведение избирательных кампаний; подбор кандидатов на выборные должности; подготовка кадров для правящей элиты; формирование правительства, руководства центральных и местных ведомств.

Закреплению роли и повышению значения политических пртий способствовал процесс их институализации – нормативно-правовые акты (законы о пол.партиях, законы о финансир-ии и деят-ти партий). Почти во всех странах – свободное образование и дея-ть партий, ограничивается ,если партия ставит цель ликвидировать существ.конституц.строй или использует средства и цели, квалифицируемые как преступления (убийство, террор)

 

Алмонд

Структурно-функциональный подход к изучению пол.системы– Алмонд.

Политическую систему Алмонд определяет как существующую во всех самостоятельных обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения. Принципиальное значение приобретают неформальные (неинституциональные) образования. Соединить воедино все элементы и обеспечить их взаимодействие могла только пол.культура – занимает в структуре пол.системы центральное место. Учитываются психологические, личностные аспекты пол.взаимоотношений. это была более конкретная трактовка системы, кот.позволяла встроить в ее модель деятельность партий, групповых объединений, активность отд.граждан. по его мнению, каждая система имеет свою структуру, но выполняет одинаковые функции.

В своей модели политической системы Г. Алмонд выделяет три аналитических уровня (или блока), связывая различные функции макросистемы с деятельностью отдельных институтов, групп и даже индивидов, включенных в системную организацию в качестве ее элементов.

Первый блок, так называемый «уровень процесса», связан со «входом», то есть с воздействием среды на политическую систему, Это проявляется в осуществлении политическими институтами тех или иных функций: 1) выражение интересов (групповые объединения); 2) объединения и систематизации интересов (партии); 3) выработки политического курса (парламент); 4) осуществления политики (исполнительная администрация); 5) арбитража (судебные органы).

На том же уровне у Алмонда происходит по сути и «конверсия» интересов индивидов и групп в соответствующие решения и действия государственных органов.

Во втором блоке, «уровне системы», происходит адаптация общества к политической системе, от которой зависят перспективы ее стабильного воспроизводства или наоборот радикального изменения (функция социализации индивидов к стандартам и ценностям политической системы, функция рекрутирования сторонников или противников системы, функция политической коммуникации, которая обеспечивается благодаря информационной, пропагандистской и манипулятивной работе СМИ и других организаций..

В завершающем третьем блоке, «уровне управления», решаются уже последние в данном цикле задачи, связанные с управлением коллективными ресурсами общества: 1) их «добыванием», как это происходит со сбором налогов в стране; 2) их структурным регулированием (переброской из одних социальных сфер и отраслей экономики в другие), и наконец, 3) их распределением (раздачей социальных пособий и пенсий, организацией экономических мероприятий и т. д.).

Далее, через обратную связь «цикл» замыкается, поскольку результаты деятельности «блока управления», регулирования общественных ресурсов должны каким-то образом изменить социальную среду, что в итоге усилит или ослабит устойчивость управляющей, то есть политической, системы.

Это была более конкретная трактовка системы, кот.позволяла встроить в ее модель деятельность партий, групповых объединений, активность отд.граждан.

Г. Алмонд в соответствии с доминирующим типом политической культуры выделил англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, тоталитарную

Происхождение термина политика и понятие политического.

Политикаодно из наиболее употребляемых слов в общественном лексиконе. Общепринятого определения полит и политич нет. Рабочее понятие- политика формируется из 2х слов полис и логос- госуд . происхождение политике связано с городом-государствои, городом-полисом. . это особая сложившаяся в Др Грец форма общественного устройства. Община обладала широкой экономической самостоятельностью. Каждый гражданин имел право участвовать в политических делах. Иногда это право превращалось в обязанность. Народ собрания – как государст органы принимали решения.

Мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусство» управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т. д.) и умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли); как лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), как борьбу классовых интересов (Маркс). Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.

В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики — консенсусный и конфронтационный.

Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения свободы, в которой выражено высшее общественное благо.

Конфронтационноепонимание политики (Карл Шмитт и др.) исходит из того, что политическое возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми. Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг».

— уровня компетентности должностных лиц и их рационального использования для своевременного и полного решения задач, поставленных высшим политическим руководством государства;

Важнейшими факторами, определяющими жизненность и эффективность политики, являются её соответствие объективным потребностям развития материальной и духовной жизни общества, правильный учёт реальных экономических возможностей государства, его национально-этнических особенностей, условий политического и географического положения. Исходя из этого, политика может способствовать или тормозить поступательное движение общества

Политика была и остается инструментом и механизмом организ совместной жизни людей, мощным орудием. Политика остается орудием целеноправленного преобразования как в отдел стране, так и в обществе в целом.Политика является многообразным явлением. В политик участвуют только избранные( например, в России политикой занимались только дворяне, т.е. привилегированное сословие)ТО политика выступала как некая привилегия в обществе.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.032 с.)