Понятие государства. Государство как ядро полит системы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие государства. Государство как ядро полит системы.



Центральным институтом полит системы явл-ся гос-во. Алмонд – гос-во – особый тип пол.системы В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «гос-во» обычно употребляется в двух значениях.

Гос-во возникает 23-23 веков назад – Др.Египет, Ирзаиль. Сер.2 тыс.до н.э – в Индии, как пол.организация и институт власти и управления общество - рубеж 1-2 тыс – Кит, 8-9 в – европ.гос, 862 – Русь.

В широком смысле: гос-во – общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу (например, российское, американское, немецкое гос-во).

Узк. – один из инструментов пол.системы, облад.верховной властью в обществе, на данной территории и имеющая право издавать законы, обязательные для всех граждан. В таком значении это политический институт, имеющий определенную структуру и выполняющий ряд важных внутренних и внешних функций.

Структура государства как политического института включает:

· высшие органы власти (парламент, правительство, верховный и конституционный суды);

· государственный аппарат (чиновничество);

органы государственной безопасности, контроля, общественного порядка (армию, прокуратуру, полицию или милицию)

На ранней стадии –ед.пол.институт, в ходе обществ-пол.развития возникают движения, соц-пол.группы, блоки, партии.

Перв.попытка разграничить гос.и общ-во – нач.13 века – Маквиавелли, Гоббс, Локк, Кант

Четкое разграничение гос-ва и общества было обосновано в контрактных теориях гос-ва Гоббсом, Локком, Руссо и др представителями либерализма.

Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности». Именно в этом качестве гос-во играет особую роль в полит системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, регулирует практически все основные сферы жизни общества. Поэтому важным принципом гос-ва является универсализм, или всеобщность.

Гос-во является сердцевиной политической системы, её стержневым элементом. Вокруг него объединяются все остальные составляющие политической системы.

Государство как политический институт обладает рядом существенных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций. В современном международном праве выделяют три минимальных признака государства: территория, население (народ) и суверенная власть.

1. Территория – это физическая, материальная основа государства. Данный признак отличает построение государства от родоплеменных, религиозных и др. объединений. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна и неотчуждаема.

2. Население есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти.

3. Суверенная власть является определяющим признаком государства, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами. Будучи суверенной, власть, во-первых, является универсальной и распространяется на все население страны; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые решения всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия (армия, полиция, тюрьма).

Кроме данных признаков некоторыми авторами выделяются такие компоненты государственности, как право, налоги, принуждение и т.

Ныне независ.гос-ва – почти все, входят в ООН, более 190 шт, есть непризнанные гос-ва (Абхазия). Число гос-в в 19-20 веке быстро менялось, 1999г – 117 незав.гос-в

 

11.Общие Признаки государства

1.отделение публичной власти от общества,ее несовпадение с организацией всего населения, появления слоев профессионалов управленцев.это отличает от родоплеменн орган.

2.территория, очерчивающая гран.гос.законы и полномоия распространяются на население прожив на этой тер.строится не по религеоз, по этгическому, геогр признаку.

3. Суверенитет, верховная власть на опред.тер.решения обязательны для всех граждан, орг, учрежд. Принадлежит право на издание законов и норм

4. Монополия на легальное применение силы, физ принуждения. Диапозон принуждения простирается от ограничение свободы до физ уничтож человека. Спец средства- оружие, тюрьма, армия , полиция , суд и т.д.

5.право на взымание налогов и сборов с населения.

6.обязательное членство в гос. В отличие от политич партиегде членство добровольно. Гражданство с рождения.

7.претензия на представительство общ и защиту интересов и блага. Определение признаков гос имеет не только научное но и практическое политическое значение. Для МО права.Гос-субъект международ отнош. Лишь на основе обладания качествами гос те или иные орг признается субъетами МО права и надел правами и обязанностями. 3 миним признака- народ, тер, суверинетет.

 

 

12.Формы гос-ого правления. Виды монархий и республик.

Ф.прав.- способ организации верховной гос власти, принципы взаимоотношений ее органов и степень участия населения в их формировании. 2 осно ф.пр.-республика и монархия.

Республика-представляет собой ф.прав.при которой все высшие органы избираются общенациональным представительным учреждением.

Парл. Респуб.(Германия)харак провозглашением верховенства парламента. Правительство ответствен перед парлам. Пралам формирует прав. Издает законы, вотирует бюджет осущетсвл контроль над прав и может его распустить.

Правит облад испол вл.и нередко законадат. Инициативой, а также правом ходатайства перед презид о роспуске парламента. Презид выполняет представительные функции.Правление носит партийный характер

Презид.респб.-(США)президент выступает и главой гос и главой правительства. Руководит внутр и внеш политикой явл главнокомандующим воор сил чаще избир прямо народом. Существ жесткое разделение вл на 3 ветви. Их значительную самостоятельность. Отношение между презид и парламентом основ на системе сдержек противовесов и взаимозависимости

Смешанная респ.-(Фр, Австр) избрание президента всеобщим голосованием , располаг собств прерогативами кот позволяют ему действ независимо от правительство.наряду с ним действ пр-мин. И министры, образующ правительство ответствен перед парламентомпраламент не может сместить презид, а презид может.

Монархия-верх вл пренадлеж одному лицу, заним свой пост в порядка наследования. Различ абсолютн, конституц Абсол-всевластие гл госуд(Саудовская Аравия, Катар, Оман)

Констиц- делится на дуалистич в которой монарх наделен испол вл, и лишь чатично законад(Иордания, Кувейт) и парлам, где монарх выполняет представит функции и лишь частично исполнит. Иногда имеет право вето на решение парламента. Правительство формируется парламентским больш-вом.

13.Унитарное и федеральное гос-во. Признаки федерализма.

Территор организация гос характер соотношением центральн и регион орг вл. 2 формы тер устройства гос- унитарное и федеративное. Унитарное гос.- единая, политичиски однородная организация, состоящ из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью, имеют единую конституцию и гражданство. Все гос и суд орг состовл единую систему , дейтсвуют на основе единых правовых норм. Делится на централизован(ВЕЛИКОБР, швец Дания) и децентрализованным( Фр, Итал, Испан)Центролизован государства могут предоставлять широкую самостоят мест орг упр, но среднии уровни управл не обладают значительн автономией. В децентрал-крупн регионы обл автономией и имеют собст парламент, администр –упр структуры

Федерация- представляе собой союзное гос, состоящ из гос образований облад юридич и опред политичск самостоят. Имеют собств законад, исполнит и суд органы, констит, двойное гражданство.

Федерация строится на основе распределен функции между ее субъектами и центром, зафиксиров в союзной конституции.Члены государства- соучастники общегос суверенитета – не обл индив суверенит и правом одностор выхода из федерации

Признаки:-единое соц-эконом пространство, ед денежная система, федеральное гражданство фед Конст и органы вл. В субъекты обл- собств конст, соб органы власти. Между федерацией и субъектами устанавливаются особые отношения, при которых действует принцип верховенства Констит и законов федерации. Субъекты федерации имеют прямое представительство в парламенте страны.

1наличие 2х уровневой системой управления

2Конст закрепляет правовой статус субъекта

3регионом обеспечивается представительство на федеральном уровне

4наличие третейского суда, кот разрешает споры властей разных уровней



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.008 с.)