Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль политики банка в обеспечении его стабильностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для успешного функционирования и получения прибыли ком-мерческому банку недостаточно знать законы о банках, другие законо-дательные и административные нормы и правила. Они не дают ответа на многие вопросы, относящиеся к обеспечению безопасности, надежности и прибыльности операций банков, поэтому для банка особенно важно сформулировать политику, которая позволяла бы определять направ-ления использования средств акционеров и вкладчиков, регулировать состав и объем депозитного, кредитного, фондового портфеля, прогно-зировать и преодолевать риски, а также выявлять обстоятельства, при которых целесообразно проводить те или иные операции банка.
В целом под термином «политика» принято понимать «установ-ленный курс, которого придерживается правительство, организация, уч-реждение или частное лицо» и который характеризуется как «взвешен-ность суждений в управлении делами» и как «управление процедурами».
Таким образом, на макроэкономическом уровне банковскую политику можно определить как политику, проводимую банками страны, во главе с центральным банком, по поддержанию устойчивости банковской системы и обеспечению нормального функционирования экономики.
На микроэкономическом уровне — уровне конкретного банка — банковскую политику можно определить как стратегию и тактику банка в области организации и осуществления его операций и услуг с целью обеспечения его рентабельности, устойчивости и ликвидности.
Основополагающим моментом при разработке банковской поли-тики является правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее реализации. В общем и целом цель коммерческого банка определяется с позиции его доходности, рентабельности, ликвид-ности, структуры баланса, направлений его деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи. Поскольку банк является социальной системой, а люди в своей деятельности руководствуются собственными целями, намерениями, интересами, то цели банка основываются на частных целях его владельцев, руководителей, персонала, а также клиентов банка и органов банковского надзора. Очевидно, что для владельцев наиболее важная цель — рост банка (увеличение активов, собственного капитала, клиентов, операций, а главное, доходов и цены акций). Для
Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503 управляющих характерен наиболее широкий спектр самых разных по содержанию и срокам целей, так как они отвечают за эффективность работы банка в целом, а следовательно, определяющей целью их работы является рост прибыли. Для клиентов банка (кредиторов и заемщиков) цели будут различны с позиций получения дохода, так как их интересы противоположны, но в то же время они солидарны в своем желании иметь в качестве партнера надежный банк. Основная цель служащих банка — повышение уровня текущих доходов. А государство, анализи-руя деятельность банка, интересуется прежде всего его надежностью и стабильностью.
В результате согласование вышеперечисленных целей и ин-тересов представляет собой сложную многофакторную задачу координации, взаимоувязки целей (а не простого их объединения) путем достижения договоренности, компромисса между заинтересо-ванными сторонами. В связи с этим основной целью коммерческого банка является его развитие, понимаемое в самом широком смысле. Имеется в виду развитие банка как коммерческого предприятия с точки зрения его количественного роста и повышения эффектив-ности функционирования (качественный рост), а также развитие банка как социального института с позиций обеспечения интересов клиентов банка, удовлетворения интересов персонала и государства в лице органов банковского надзора.
Сочетание стратегических целей и оперативных задач, сочетание стратегического и текущего планирования позволяют коммерческим банкам избежать неудач в своей деятельности, полнее реализовать свой ин-терес в мире коммерции. Ясная стратегическая ориентация банка дает ему значительный импульс для развития предпринимательской деятельности.
Итак, банковская политика — это совокупность методов, при-емов, способов достижения поставленных целей по всем направлениям банковской деятельности. Политика банка, рассматриваемая как совокупность предпочти-тельных направлений развития, обычно на практике предстает в виде проектов руководства банка (общая политика и общие направления), чаще всего разъясняемых в списке целей (задач банка), составленном в иерархическом порядке. Эта общая политика банка может быть близ-кой к отраслевой политике.
Цели банка — это выражение направлений развития в количе-ственном выражении (в цифрах и сроках). При этом выделяют гене-ральные цели и второстепенные или промежуточные.
Стратегия банка предполагает связанное, логически выстроенноеизложение средств, необходимых для достижения целей. 440 Раздел III. БАНКИ
Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503 Тактика банка объединяет средства и ноу-хау, позволяющиереагировать на трудности, встречающиеся на пути к достижению гене-ральных целей.
Банковская политика — обобщающее понятие, включающее ряд элементов. Основными элементами банковской политики являются де-позитная политика, кредитная политика, политика в области организа-ции расчетно-кассового обслуживания клиентов, процентная политика, валютная политика, политика по проведению отдельных банковских операций (консалтинговых, трастовых, фондовых, электронных и пр.). Кроме того, следует отметить, что банковская политика включает также в качестве составных элементов политику в области управления рисками банка, его рентабельностью, персоналом и т.д.
Банковская политика формируется под воздействием ряда факто-ров, основными среди которых выступают состояние рынка, на котором функционирует банк (риски, уровень инфляции, конкуренция, спрос на банковские операции и услуги и т.д.), и приоритеты банка на ближай-шую и отдаленную перспективу по развитию собственной деятельности (доходность, ликвидность, расширение клиентуры, завоевание новых рынков, внедрение новых видов операций и услуг и др.). Для оценки современного состояния рынка банковских операций и услуг и перспек-тив его развития банки проводят маркетинговые исследования рынка, которые позволяют выработать наиболее экономически обоснованную банковскую политику.
Депозитная политика банка представляет собой банковскуюполитику по привлечению средств в депозиты и эффективному управ-лению ими.
Решающим условием успешного проведения банками депозит-ной политики является эффективное использование мобилизованных средств. Депозитная политика коммерческих банков должна ориенти-роваться на две категории вкладчиков — физических и юридических лиц. При этом банки учитывают особенности каждой группы клиентов. Взаимовыгодные отношения клиентуры и банка являются гарантией успеха проведения депозитной политики. Чтобы увеличить число вклад-чиков, банкам нужно более тщательно изучать их интересы и требова-ния. Но и клиентам необходимо хорошо знать финансовое состояние обслуживающего их банка. На Западе даже определены критерии так называемого идеального банка, который пользуется неограниченным доверием клиентов. Такой банк должен быть солидным, надежным, преуспевающим; предоставляющим разнообразную информацию и кон-сультации; хорошо организованным, новаторским, с доброй славой,
Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503 ориентированным на запросы клиента; доступным в смысле приемлемых процентных ставок; опытным, высокопрофессиональным.
Рост депозитов — не стихийный процесс. Он зависит от многих факторов и связан прежде всего с политикой банков, направленной на мобилизацию средств, повышение заинтересованности клиентов во вложение средств.
Процентная политика коммерческого банка определяется целямии задачами денежно-кредитной политики государства, а последняя в свою очередь — процессами, происходящими в экономике, и теми задачами, которые ставятся на определенных этапах ее развития. Цели же про-центной политики коммерческого банка трудно определить однозначно. Кажущееся наиболее простым определение состоит в том, что процент-ная политика коммерческого банка призвана обеспечить максимальную в существующих условиях рентабельность банка, следовательно, она должна быть направлена на максимизацию операционных доходов и минимизацию операционных расходов. Однако при этом банк должен заботиться о достижении рентабельности не только в краткосрочном, но и долгосрочном аспекте. Понимая это, наиболее дальновидные банки стремятся не ко всемерному «выжиманию» доходов, а к созданию и рас-ширению круга постоянной клиентуры, оказывают помощь в укреплении экономического положения клиентов, развитии их деловой активности. Более того, по разным причинам не все коммерческие банки рассматри-вают максимизацию рентабельности в качестве императива организации своей деятельности. Процентную политику, проводимую на уровне ком-мерческого банка, в общем виде можно определить как комплекс мер в об-ласти регулирования процентных ставок, направленных на обеспечение ликвидности, рентабельности и развитие операций банка.
Эффективность работы коммерческого банка во многом зависит от того, насколько эффективна его процентная политика. Процентную политику банка на практике обычно рассматривают с точки зрения максимизации его доходов.
Но повышение процентных ставок — не единственный способ максимизации доходов банка. Роста последних можно добиться путем:
дальнейшего развития и совершенствования уже существую-щих форм и методов взимания процента, с тем чтобы устанавливаемая в каждом конкретном случае ставка процента, во-первых, учитывала ситуацию на рынке банковских услуг, во-вторых, наиболее полно от-ражала условия договора между банком и клиентом и, в-третьих, обе-спечивала рентабельную работу банка;
увеличения объема получаемых процентов за счет расширения круга выполняемых банком операций и услуг. 442 Раздел III. БАНКИ
Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503 Построение эффективной процентной политики любого банка должно исходить из необходимости, во-первых, достижения оптималь-ного привлечения свободных денежных средств населения на счета во вклады; во-вторых, получения всеми подразделениями банка прибы-ли, обеспечивающей нормальную коммерческую деятельность банка в целом; в-третьих, обеспечения гарантий социально-экономической защищенности вкладчиков.
Кредитная политика необходима банкам прежде всего потому, чтопозволяет регулировать, управлять, рационально организовать взаимо-отношения между банком и его клиентами по поводу предоставления денежных средств в ссуду с последующим возвратом как основного долга по ссуде, так и причитающихся процентов. В связи с этим кредитную политику можно определить как стратегию и тактику банка в области кредитных операций. Важно также подчеркнуть, что кредитная по-литика является основой управления рисками в деятельности банка. Кредитная политика заключается в необходимости достижения цели роста активов и повышения их качества. При этом предпочтение от-дается второму направлению кредитной политики.
Кредитная политика может быть агрессивной и традиционной, классической. В основе выбора типа кредитной политики лежит стра-тегия банка, ориентированная на обеспечение его устойчивости, рост капитала, увеличение доходов, или смешанная стратегия.
Кредитная стратегия заключается в проведении анализа последующим основным направлениям: отбор и подготовка персонала (корпоративная культура персонала в области проведения кредитной политики); оценка и контроль состояния кредитного портфеля; цено-образование с учетом степени риска; диверсификация операций банка по секторам экономики, регионам, видам операций и услуг с тем, чтобы снизить общий кредитный риск банка. Чем более тщательно банк про-водит политику диверсификации, тем больше он ограничивает, снижает специфический (внутренний) банковский риск.
Стратегические направления деятельности банка предполагают:выбор рынка, нормы риска (как отношение страховых фондов на по-крытие рисков к общему объему выданных ссуд, например), увеличение оборота банка; размер чистой (балансовой) прибыли.
Определение стратегических направлений деятельности банка позволяет определить ближайшие, тактические цели, задачи его раз-вития.
Конкретные, частные цели развития банка включают расширение спектра услуг, предоставляемых клиентам; улучшение работы с VIP -клиентами; очистку картотеки и т.д.
Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503 Кредитная политика в узком смысле — это система мер банка в области кредитования его клиентов, осуществляемых банком для реализации его стратегии и тактики в данном регионе в определенный период времени.
Кредитная политика базируется на умении работников банка правильно и обоснованно выбрать сектор экономики, на котором целе-сообразно проводить кредитные операции в данный момент времени, а также «своего клиента» исходя из его кредитоспособности и других факторов, имеющих первостепенное значение для банка при решении вопроса о возможности предоставления ссуды. Кредитная политика определяется также теми кредитными продуктами, которыми распола-гает банк сегодня и предполагает внедрить завтра. Например, примени-тельно к индивидуальным заемщикам это могут быть потребительские ссуды долгосрочного характера (на приобретение дома, квартиры) и краткосрочные (на покупку автомобиля, мебели, ювелирных изделий, организацию отдыха, путешествия и т.д.).
Важным элементом кредитной политики является также ор-ганизация контроля в банке (контроль за правильным применением критериев при решении вопроса о возможности кредитования потенци-ального заемщика; контроль за соблюдением полномочий отдельными кредитными работниками; общий контроль за состоянием кредитного портфеля банка и, в частности, за проблемными ссудами).
Необходимо подчеркнуть, что не существует единой кредитной политики для всех банков. Каждый конкретный банк определяет свою собственную кредитную политику, учитывая экономическую, полити-ческую, социальную ситуацию в регионе его функционирования или, что более правильно, принимая во внимание всю совокупность внешних и внутренних рисков, влияющих на работу данного банка.
При разработке кредитной политики банки анализируют мно-жество факторов, имеющих непосредственное влияние на их деятель-ность. Среди них можно выделить факторы макроэкономические, действующие на все банки, и микроэкономические, влияющие на работу конкретного банка. Некоторое представление о факторах, влияющих на принятие управленческих решений в процессе разработки и утвержде-ния кредитной политики банка, можно получить из табл. 17.2.
Таблица 17.2
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.93.18 (0.008 с.) |