Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение устойчивого развития коммерческих банков

Поиск

В современных условиях развития рыночных отношений в бан-ковском секторе России все большее значение приобретают вопросы стабильности, надежности, устойчивости банковской системы в целом и ее отдельных элементов — банков.

 

Под устойчивостью банка следует понимать такое его динамичное состояние, которое обеспечивает необходимый уровень способности к преодолению неблагоприятных воздействий внешних и внутренних факторов его поступательного развития.

 

Устойчивость банка при этом можно рассматривать как его качественное состояние и как форму его прогрессирующего движе-ния. Виды устойчивости банков можно классифицировать по ряду признаков, в том числе по характеру (экономическая, политическая, моральная устойчивость банка); исходя из общей ее оценки (реальная и мнимая); по времени обеспечения (долгосрочная и краткосрочная); по характеру сбалансированности (сбалансированная и с неустойчивым равновесием); по структуре (финансовая, организационная, кадровая, операционная, коммерческая); по проводимой политике (постоянная или часто меняющаяся в рамках общей концепции); с позиции равно-мерности развития банков (быстро развивающаяся, равномерно раз-вивающаяся и неравномерно развивающаяся); с позиции адекватности развития экономической среды; с позиции общественной полезности (общественно полезная и эгоистичная).

 

Экономическая устойчивость банка во многом определяется финансовыми результатами его деятельности, уровнем принимаемых банком рисков в сочетании с его ликвидностью и доходностью.

 

Термин «ликвидность» (лат. liquidus — жидкий, текучий) в бук-вальном смысле слова означает легкость реализации, продажи, превра-щения материальных ценностей и прочих активов в денежные средства. Ликвидность банка предполагает возможность продавать ликвидные активы, приобретать денежные средства в центральном банке и осу-ществлять эмиссию акций, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, других долговых инструментов.

 

Термин «платежеспособность» несколько шире, он включает в себя не только и не столько возможность превращения активов в бы-строреализуемые, сколько способность юридического или физического лица своевременно и полностью выполнять свои платежные обязатель-ства, вытекающие из торговых, кредитных или иных операций денежно-го характера. Таким образом, ликвидность выступает как необходимое


Глава 17. Коммерческие банки и основы их деятельности  

 

Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503

и обязательное условие платежеспособности, контроль за соблюдением которой уже берет на себя не только само юридическое или физическое лицо, но и определенный внешний орган надзора и контроля.

 

Ликвидность для коммерческого банка выступает как способность банка обеспечить своевременное выполнение в денежной форме своих обязательств по пассиву. Ликвидность банка определяется сбаланси-рованностью активов и пассивов баланса банка, степенью соответствия сроков размещенных активов и привлеченных банком пассивов.

 

Нормы ликвидности банка обычно устанавливаются как отноше-ние различных статей активов баланса ко всей сумме или к определен-ным статьям пассивов или, наоборот, пассивов к активам. Ликвидность банка лежит в основе его платежеспособности.

 

Платежеспособность трактуется как способность банка в долж-ные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам (перед вкладчиками по выплате депозитов, акционерами — по выплате диви-дендов, государством — по уплате налогов, персоналом — по выплате заработной платы).

 

В современной экономической литературе существуют два под-хода к характеристике ликвидности. Ликвидность можно понимать как «запас» или как «поток». Запас характеризует ликвидность банка на определенный момент времени, его способность ответить по своим текущим обязательствам, в особенности по счетам до востребования.

 

Как «поток» ликвидность оценивается за определенный период времени либо на перспективу. При этом ликвидность с точки зрения запаса характеризуется как весьма узкий подход. Следует иметь в виду, что при рассмотрении ликвидности как «потока» повышенное внима-ние уделяется возможности обеспечить обращение менее ликвидных активов в более ликвидные, а также приток дополнительных средств, включая получение займов. Таким образом, наибольшее значение приобретает не только оценка ликвидности — «потока», но и оценка ликвидности — «прогноза».

 

Для оценки совокупной ликвидности коммерческого банканужно в системе рассматривать стационарную ликвидность («за-пас»), текущую ликвидность («поток») и перспективную ликвидность («прогноз»).

 

Таким образом, ликвидность баланса банка подразумевает мо-ментную оценку состояния банка на определенную дату, следовательно, ликвидность баланса есть составная часть ликвидности банка.

 

На ликвидность и платежеспособность коммерческого банка оказывает влияние целый ряд факторов, которые можно разделить на макро- и микроэкономические.


432 Раздел III. БАНКИ

 

Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503

К основным макроэкономическим факторам, определяющим ликвидность и платежеспособность банка, относят геополитическую и макроэкономическую обстановку в стране; совокупность законода-тельных, юридических и правовых норм банковской деятельности; структуру и стабильность банковской системы; состояние денежного рынка и рынка ценных бумаг и др.

 

Кроме того, на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка оказывают влияние микроэкономические факторы, из которых к числу основных относят: ресурсную базу банка, качество вложений, уровень менеджмента, а также функциональную структуру и мотивацию деятельности банка.

 

Следует отметить, что указанные группы факторов проявляют свое влияние в комплексе, причем взаимосвязь наблюдается как в от-дельных группах, так и между группами.

 

В зарубежной практике общий резерв ликвидности подразде-ляется на первичный и вторичный. Первичный резерв ликвидности рассматривается как главный источник ликвидности банка. К нему относятся средства на счетах обязательных резервов, средства на корре-спондентских счетах (вкладах) в других коммерческих банках, наличные деньги в сейфе и чеки, а также иные платежные документы в процессе инкассирования. Вторичные резервы ликвидности — высоколиквидные доходные активы, которые с минимальной задержкой и незначительным риском потерь можно превратить в наличные средства. К ним относят-ся активы, которые обычно составляют портфель правительственных ценных бумаг и в некоторых случаях — средства на ссудных счетах. Основное назначение вторичных резервов — служить источником по-полнения первичных резервов.

 

Общий резерв ликвидности коммерческого банка зависит от нормы обязательного резерва, устанавливаемого центральным банком и уровня резерва ликвидности, определяемого банком самостоятельно для себя. Каждый коммерческий банк стремится создать минимальный резерв ликвидных средств и обеспечить максимальный кредитный потенциал исходя из своей ликвидности, надежности, прибыльности.

 

Ликвидность — важнейшая качественная характеристика дея-тельности банка, свидетельствующая о его надежности, стабильности, устойчивости. Для обеспечения ликвидности банку необходимо фор-мировать такую структуру баланса, при которой активы могут своевре-менно преобразовываться в денежные средства, не утрачивая при этом своей стоимости, по мере востребования пассивов.

 

Ликвидность тесно связана с доходностью банка, но в большин-стве случаев достижение высокой ликвидности противоречит обеспе-


Глава 17. Коммерческие банки и основы их деятельности  

 

Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503

чению более высокой прибыльности. Наиболее рациональная политика коммерческого банка в области управления ликвидностью состоит в обеспечении оптимального сочетания ликвидности и прибыльности. Следовательно, анализ ликвидности, прибыльности и уровня риска банка следует проводить в комплексе.

 

За последние годы наблюдалось существенное возрастание рисков, связанных с банковской деятельностью, что ставит проблему «риск — ликвидность» в центр управления банковскими операциями. Наиболее распространенными финансовыми рисками являются риск неплатежеспособности заемщика, кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск несбалансированной ликвидности.

 

Риск постоянно сопутствует банковской деятельности. Риски в банковской практике — это опасность (возможность) потерь банка при наступлении определенных событий.

Доходность и ликвидность банков не достигаются автоматически. Очевидным решением проблемы привлечения дешевых и размещения дорогих ресурсов является проведение такой политики банка, которая может принести наивысший доход при разумном с точки зрения руко-водства банка уровне риска. С одной стороны, руководство банка, акци-онеры (пайщики) последнего заинтересованы в более высоких доходах, которые могут быть получены за счет вложения средств в долгосрочные проекты, ценные бумаги сомнительного качества и т.п. Однако подобные действия неизбежно серьезно ухудшают ликвидность банка, необходимую при изъятии вкладов и для удовлетворения законного спроса на кредит. Неспособность же банка удовлетворить обоснованные и законные по-требности клиентов приведет к немедленной потере банком выгодных контрактов, ослаблению его конкурентных позиций и в конечном счете к возможному краху банка как жизнеспособного субъекта рыночных отношений. Таким образом, с другой стороны, подобные операции ком-мерческих банков могут поставить под сомнение платежеспособность, ликвидность и устойчивость банковской системы в целом.

 

Основным методом управления ликвидностью и платежеспо-собностью российских коммерческих банков (с позиций внутреннего и внешнего аудита) является соблюдение ими экономических нормати-вов Банка России. В настоящее время для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы ЦБ РФ устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:

 

„ минимальный размер уставного капитала для вновь созда-ваемых и минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;


  Раздел III. БАНКИ  
       
  Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503  
„„ нормативы достаточности капитала;  
„„ нормативы ликвидности;  
„„ максимальный размер риска на одного заемщика или группу  
связанных заемщиков;  
„„ максимальный размер крупных кредитных рисков;  
„„ максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);  
„„ максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств,  

 

предоставленных кредитной организацией своим участникам (акцио-нерам, пайщикам) и инсайдерам и др.

 

Анализ ликвидности и управление ею в коммерческом банке проводится одновременно с анализом доходности его деятельности.

 

Анализ результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли.

 

Прибыль — это главный показатель результативности работы бан-ка. Количественная и качественная оценка прибыльности производятся с целью выяснения финансовой устойчивости банка. Речь в целом идет о качественной стороне дела и даже не о массе той прибыли, которая получена банком. Прибыль, которая используется для оценки работы банка, — это итоговый показатель, но вопрос при этом заключается в том, за счет каких факторов она получена и как эта прибыль используется в дальнейшем: на накопление или потребление. Бытующее представле-ние о том, что надежность банка определяется размером его прибыли и выплачиваемых дивидендов, более чем спорно. Напротив, высокий дивиденд при всей его привлекательности для акционеров еще не по-казатель высокоэффективной деятельности кредитного учреждения. Прибыль должна рассматриваться с позиции ее достаточности для роста банковского капитала, в связи с чем ее рациональнее уберечь от чрезмерного распределения на потребительские цели. Масса прибыли сама по себе далеко не исчерпывающий показатель. Ее необходимо сравнивать с другими показателями, характеризующими деятельность банка. Анализ финансовой деятельности банка проводится одновремен-но с анализом ликвидности баланса банка и на основании полученных результатов делают вывод относительно надежности банка в целом.

 

Финансовое состояние банка — это комплексное понятие, ко-торое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.

Особое значение в обеспечении устойчивости банка принадлежит использованию современных приемов менеджмента и маркетинга.

 

Под банковским менеджментом понимают управление деятель-ностью банка по различным ее направлениям, в том числе управление депозитными, ссудными, расчетно-кассовыми операциями, управле-


Глава 17. Коммерческие банки и основы их деятельности  

 

Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503

ние ликвидностью, доходностью банка, рисками в его деятельности, персоналом. Основополагающим моментом в менеджменте является правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее достижения. Под стратегией коммерческого банка понимается учение о наиболее эффективной его деятельности. Для каждого банка прежде всего должны быть ясны его цели. Цель коммерческого банка определяется с позиции его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений его деятельности (депозитная полити-ка, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи.

 

Наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности, можно также выделить качество и ква-лификацию менеджмента, его маркетинговую активность. Западные банки смогли сделать качественный скачок в своем развитии прежде всего благодаря налаженному менеджменту и маркетингу.

 

Под маркетингом понимают вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение общественных потребностей по-средством обмена. Маркетинг — это рыночная стратегия по созданию, продвижению и сбыту продуктов (услуг). Банковский маркетинг представляет собой определенный набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом. Основные мотивы банковского маркетинга включают удовлетворение потребностей клиентов путем дифференци-ации услуг при заинтересованности работников в результатах своего труда для достижения рентабельности банка.

 

В настоящее время понятие маркетинга в банковской сфере включает:

 

„ выявление существующих и потенциальных рынков для предо-ставления услуг;

 

„ выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и определение соответствующих потребностей клиентов;

 

„ установление кратко- и долгосрочных целей развития суще-ствующих и создания новых видов услуг;

 

„ предложение услуг таким образом, чтобы заинтересовать клиентов при условии постоянного контроля за качеством выполнения услуг и получения прибыли от их проведения.

 

Зарубежный опыт свидетельствует, что маркетингу в целом при-дается все большее значение по мере усиления конкуренции между самими коммерческими банками и между банками и другими финан-


436 Раздел III. БАНКИ

 

Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503

сово-кредитными институтами. В некоторых странах с этой целью даже были созданы исследовательские учреждения, специализирующиеся на изучении проблем рекламы и маркетинга (например, Институт марке-тинга в Великобритании).

 

В нашей стране вопросам банковского менеджмента и маркетинга также уделяется необходимое внимание. Оценка аудиторами состояния менеджмента в банке является обязательным элементом аудиторской проверки.

 

Внутренний аудит банка предполагает оценку, контроль и ана-лиз основных направлений деятельности банка с точки зрения самого банка, его представлений об эффективности работы, целесообразности проведения тех или иных банковских операций и услуг, их доходности

 

и пр. Внешний аудит проводится центральным банком, другими ком-мерческими банками, налоговой инспекцией, аудиторскими фирмами

 

и прочими организациями, а также клиентами (реальными и потенци-альными) коммерческого банка.

Весьма важным для деятельности банка является не только вну-тренний анализ его деятельности, но и сравнение результатов работы с другими банками. В условиях рыночной экономики важно проследить также тенденции развития банковской системы в целом на националь-ном уровне. Сегодня в России налицо дефицит аналитической инфор-мации о работе коммерческих банков, поэтому важен рейтинг банков как основа для изучения их деятельности.

 

В международной практике используются разные методики со-ставления банковских рейтингов. Обычно оценку надежности банков или банковский рейтинг проводят центральные банки или государ-ственные органы надзора за работой банков. Например, в США рейтинг надежности всех американских банков ведет Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка страны. В Гер-мании эту работу выполняет министерство финансов, используя не-рейтинговые методики. Банк России также проводит работу по оценке надежности и стабильности всех коммерческих банков. Но особое внимание уделяется при этом, конечно, выявлению банков, находя-щихся в нижней части рейтинговой таблицы, т.е. ненадежных, имею-щих недостатки в финансовой деятельности. Однако важно отметить, что правительственные органы во многих странах мира в отличие от специализированных рейтинговых агентств не публикуют результаты своих исследований, чтобы не повлиять на отношение к этим банкам со стороны акционеров и клиентов (реальных и потенциальных).

 

Рейтинг банков — это система оценки их деятельности, осно-


 

ванная на финансовых показателях работы и данных баланса банка.


Глава 17. Коммерческие банки и основы их деятельности  

 

Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503

Рейтинг банка в целом состоит в выведении свободной оценки по всем направлениям, которые подверглись анализу.

 

Рейтинговая оценка может быть проведена специальным рей-тинговым агентством на основе соглашения с банком. Она призвана защитить интересы как банка, так и его клиентов. По банковскому рей-тингу можно судить о финансовом положении кредитного института, его положении среди других банков.

 

Единой, универсальной методики анализа стабильности, устой-чивости, надежности банка не существует (не только в России, но и за рубежом). Поскольку все банки разные (по функциональному признаку, по набору выполняемых операций и услуг, по составу клиентов, по тер-риториальному признаку, по проводимой ими политике на финансовых рынках и т.д.), то единой методики анализа их финансовой устойчивости нет и быть не может.

 

В США для оценки надежности, стабильности работы коммерче-ских банков используют рейтинговую систему CAMEL, важнейшими показателями, характеризующими деятельность коммерческого банка,

 

в которой являются: достаточность капитала (С); качество активов (А); уровень менеджмента (М); доходность (Е); ликвидность (L).

Банк считается устойчивым, если он располагает достаточным капиталом, имеет ликвидный баланс, является платежеспособным и удовлетворяет ряду требований к качеству его капитала.

 

В настоящее время ученые и практики в основном сосредоточили свое внимание на количественных показателях. Однако анализ этих показателей недостаточен для всеобъемлющей оценки стабильности банков. Такая оценка зависит также от широкого спектра качественных показателей, не всегда поддающихся измерению. В частности, на ста-бильность банков оказывают влияние адекватность институциональных и регулятивных систем (структура банковской системы и рынков; право-вые нормативные документы, регулирующие стандарты, нормы учета и требования раскрытия информации; качество банковского надзора; банковская инфраструктура; структуры стимулирования и системы обеспечения стабильности функционирования банковской системы).

 

Финансовую стабильность коммерческого банка следует рассма-тривать в долгосрочной перспективе, так как она должна отражать такое состояние финансовых ресурсов, при котором коммерческий банк, свобод-но маневрируя денежными средствами, способен путем их эффективного использования обеспечить бесперебойный процесс осуществления своей экономической деятельности в будущем. Критериями финансовой ста-бильности коммерческого банка являются качество активов, достаточность капитала, ликвидность, деловая репутация, эффективность.


438 Раздел III. БАНКИ

 

Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 1261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.204 (0.009 с.)