Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание
Введение
Современный коммерческий банк работает в условиях жесткой конкуренции со стороны других финансовых институтов и кредитных организаций. Банк вынужден постоянно бороться за своих клиентов и их ресурсы, предлагать новые банковские продукты и услуги, которые обеспечили бы ему и его клиентам необходимую прибыль, надежность и стабильность, а также способность быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. В курсе «Банковский менеджмент» рассматриваются теоретические вопросы, и обобщается накопленный банковской практикой (отдельными коммерческими банками) опыт управления банком в условиях роста конкуренции, развития новых информационных технологий и телекоммуникаций. В этой связи в курсе изучаются вопросы и обосновывается необходимость в банковской практике проведения внешнего и внутреннего анализа функционирования банка, построения системы планирования, осуществления риск-менеджмента и внутреннего контроля, использования различных финансовых инструментов и методов, обеспечивающих коммерческим банкам устойчивое финансовое положение.
3. Содержание дисциплины Тема 1 Сущность и содержаниебанковского менеджмента Предметом изучения данной дисциплины является научная система управления в кредитной организации. Данная дисциплина выходит за рамки теоретического курса, в ней содержится важная прикладная часть, раскрываются практические приемы, инструментарий, который могут или применяют банки в целях совершенствования управления. В этой связи дисциплина «Банковский менеджмент» представляет собой комплекс научных основ и практических приемов менеджмента в банковской кредитной организации. Банковский менеджмент рассматривается как раздел науки об управлении. Особенности банковского менеджмента: цели и задачи, механизм управления, инструменты и методы в системе банковского менеджмента. Характеристика составляющих банковского менеджмента: анализ, планирование, регулирование и контроль. Основные направления банковского менеджмента. Правовая основа банковского менеджмента. Критерии оценки качества банковского менеджмента. Банковские менеджеры, требования к ним. Оценка менеджмента российских коммерческих банков.
Тема 2 Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью Принципы банковского маркетинга как системы управления, ориентированной на рынок. Концепции маркетинга: концепция производства, концепция совершенствования банковского продукта, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга целевого рынка, концепция социально-этического маркетинга. Специфические черты банковского маркетинга: нематериальный характер банковского продукта, прямой контакт с покупателем услуг, денежный характер услуг. Приемы банковского маркетинга. Способ общения с клиентом (активный и пассивный маркетинг). Обеспечение роста продажи и рентабельности услуг. Необходимость освоения способов и приемов маркетинга коммерческими банками. Составные части банковского маркетинга. Сбор информации о рынке и разработка на этой основе стратегии банка. Сегментация рынка банковских продуктов, оценка степени освоения рынка. Типы банковской стратегии на рынке. Определение видов и цены продуктов, предлагаемых банком на рынке. Себестоимость банковских услуг, методы определения себестоимости кредитных и расчетных услуг. Особенности и проблемы банковского маркетинга в России.
Тема 3. Стратегическое и текущее планирование деятельности банка Задачи и роль планирования в деятельности коммерческого банка и его виды. Основные этапы стратегического планирования: содержание и методы. Ситуационный анализ: внешний и внутренний, подведение его итогов. Уточнение миссии банка и определение целей и основных направлений развития коммерческого банка. Мониторинг выполнения стратегического плана и его корректировка. Бизнес-планирование как способ интеграции стратегии и тактики банка, основные этапы бизнес-планирования. Построение финансового плана банка. Составление сметы расходов банка. Основные статьи сметы расходов и методы планирования соответствующих показателей. Планирование размера прибыли банка, собственного капитала. Планирование направлений привлечения и размещения ресурсов, их объемов, структуры. Планирование доходности активов и процентных доходов. Планирование стоимости ресурсов и процентных расходов.
Тема 4 Управление рисками в банковской деятельности Понятие и сущность банковских рисков. Доходность и риск. Причины появления банковских рисков. Факторы, влияющие на уровень риска. Классификация банковских рисков. Критерии, положенные в основу классификации Внутренние риски банка, связанные с активами, пассивами, управлением активами – пассивами, риски финансовых услуг. Операционные риски. Технологические риски. Риски инноваций. Стратегические риски. Риски мошенничества. Административные риски. Риски банковских злоупотреблений. Внешние риски. Риски стихийных бедствий. Правовые риски. Конкурентные риски. Политические риски. Социальные риски. Экономические риски. Процентный риск. Методы оценки и управление процентным риском. Валютный риск. Структура, виды и методы управления валютным риском. Стратегия управления банковскими рисками. Факторы, влияющие на стратегию управления банковскими рисками. Методы оценки риска: статистический, аналитический, комплексный. Общий размер риска банка.
Тема 5 Управление ликвидностью коммерческого банка Характеристика системы управления ликвидностью кредитных организаций Банка России: цели, методы, оценки и инструменты регулирования. Значение фонда обязательного резервирования и кредитов Банка России для обеспечения ликвидности банковских кредитных организаций. Содержание современной системы управления ликвидностью кредитной организации: цели, составляющие элементы банковской политики по управлению ликвидностью, методы управления, инструменты регулирования риска несбалансированной ликвидности. Аналитическая работа банка при использовании коэффициентного метода управления ликвидностью. Достоинства и недостатки этого метода. Зарубежный опыт управления ликвидностью коммерческих банков.
Тема 6 Управление активами и пассивами Основные понятия, сущность и задачи управления активами и пассивами. Управление ГЭПом (разрывом). Способы измерения ГЭПа: абсолютный, относительный. Возможные ситуации величины ГЭПа: отрицательный, нулевой, положительный ГЭП. Методы управления разрывом. Организационная структура по управлению активами и пассивами. Понятие и экономическое содержание управления активами. Методы управления активами: метод общего фонда средств, метод распределения активов, комбинированный метод. Фондирование в банке. Управление пассивами, экономическое содержание. Тема 7 Управление кредитным риском, кредитным портфелем коммерческого банка Понятие кредитного риска. Классификация составляющих кредитного риска. Методы оценки и способы предупреждения кредитных рисков. Понятие кредитного портфеля. Значение управления кредитным портфелем для современной банковской практики. Система управления кредитным портфелем. Выбор кредитной стратегии, разработка системы документов, регламентирующих кредитную процедуру, система анализа кредитного портфеля, внутренний контроль за соблюдением выбранных направлений стратегии. Способы анализа кредитного портфеля. Этапы анализа кредитного портфеля на основе оценки качества ссуд. Критерии оценки качества ссуд, составляющих кредитный портфель. Порядок создания резерва на возможные потери по ссудам. Сегментация кредитного портфеля как способ его анализа. Оценка кредитного портфеля на основе финансовых коэффициентов.
Тема 8 Управление прибылью банка Значение и цель управления прибылью. Система управления прибылью банка. Уровни управления. Управление рентабельностью на уровне банка в целом. Оценка рентабельности подразделений банка: центры прибыльности и центры затрат. Составление бюджета подразделений банка. Управление рентабельностью отдельных направлений деятельности банка. Рентабельность кредитных и расчетных операций банка. Управление рентабельностью отдельных видов банковских продуктов (услуг) на основе определения их себестоимости, основные этапы расчета себестоимости банковского продукта. Цена ресурсов как элемент себестоимости продуктов кредитного характера. Перераспределение доходов между подразделениями банка. Прибыльность взаимоотношений банка с конкретным клиентом. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Планы проведения практических занятий Тема 1. Сущность и содержание банковского менеджмента
Контрольные вопросы:
Темы для докладов: 1. Подходы к определению сущности и содержания банковского менеджмента 2. Современное состояние банковской системы и уровень развития банковского менеджмента 3. Конкуренция и требования к развитию банковского менеджмента 4. Влияние развития банковских технологий на уровень банковского менеджмента
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные тенденции развития банковского дела в современных условиях? 2. Что определяет эффективность деятельности банка в долгосрочной перспективе? 3. Какие факторы обусловливают успех деятельности банков в краткосрочной перспективе? 4. По каким характеристикам сравнивают различные подходы к управлению? 5. Что такое современное управление коммерческим банком? 6. Каковы основные концепции маркетинга? Охарактеризуйте их применительно к банковскому бизнесу 7. В чем состоят особенности банковского маркетинга? 8. В чем разница между маркетингом сделок и маркетингом партнерских отношений? 9. Какие элементы в маркетинге партнерских отношений являются ключевыми, какие дополнительными? В чем их суть? 10. Как происходит процесс принятия клиентом решения о сотрудничестве с банком? Назовите основные направления сохранения и привлечения корпоративных клиентов в региональные банки 11. В чем преимущества использования концепции маркетинга партнерских отношений для регионального банка и его клиентов? 12. Что предусматривает современное планирование в банке? 13. В чем состоит цель анализа внешней среды? 14. Какова цель анализа макроэкономических факторов? 15. Каковы основные направления анализа внутренних факторов развития банка? 16. Каковы цели стратегического планирования? 17. Что такое оперативное планирование? 18. Каким критериям должно отвечать стратегическое планирование? 19. Какие риски присущи стратегическому планированию? 20. Чем характеризуется бизнес-план банка 21. Какие этапы включает процесс финансового планирования в банке? 22. В чем состоит суть новых подходов к оценке банковских рисков? 22. Какие факторы обусловливают необходимость развития финансового риск-менеджмента? 23. Какие функции управления рисками в коммерческом банке вы знаете? 24. Каковы преимущества и недостатки централизованной системы управления рисками? 25. Какие основные способы используют для ограничения и контроля рисков? 26. В чем состоит специфика банковского менеджмента? 27. Какие концепции составляют теоретическую основу банковского менеджмента? 28. Каковы основные цели и задачи банковского менеджмента? Почему социальные цели часто игнорируются? Каковы основные направления банковского менеджмента? 29. По каким критериям оценивается качество банковского менеджмента? Каковы основные пути повышения его качества? 30. Какие типы организационной структуры банков Вам известны? Их основные отличия? В чем состоит суть линейных моделей структуры банка? В чем состоит суть матричных моделей структуры банка? 31. Как внедряется новая организационная структура банка? 32. Назовите основные виды банковского планирования. Чем они отличаются и как взаимосвязаны? 33. Какова цель финансового планирования? Его основные этапы. 34. Назовите состав собственных средств банка. Раскройте содержание понятия «собственный капитал банка», состав основного и дополнительного капитала. 35. Какие критерии определяют достаточность капитала? Что Вы понимаете под адекватностью капитала рискам? 36. Назовите принципы классификации доходов и расходов банка. Назовите основные виды расходов и доходов банка. 37. Охарактеризуйте роль прибыли в деятельности коммерческого банка. 38. Укажите основные группы показателей рентабельности деятельности банка, методики их расчета, раскройте экономический смысл показателей. 39. Что такое ликвидность и какова ее роль в деятельности банка? Каково главное условие обеспечения ликвидности баланса банка? 40. Какие факторы влияют на ликвидность и платежеспособность банка? Как взаимосвязаны ликвидность и доходность банка? 41. Какие нормативы ликвидности устанавливает Банк России для коммерческих банков? 42. Какие Вы знаете стратегии управления ликвидностью, в чем их суть? Методы внутреннего регулирования ликвидности 43. Что представляет собой кредитный портфель банка? Признаки классификации ссуд в кредитном портфеле. 44. Какие показатели характеризуют качество кредитного портфеля? 45. По каким признакам можно классифицировать банковские риски? 46. Раскройте общие методы снижения банковских рисков 47. Понятие кредитного риска и методы его снижения. 48. Риск несбалансированной ликвидности, методы предупреждения. 49. Процентный риск, методы снижения. 50. Что представляют собой операционные риски?
Тематика рефератов: 1. Подходы к определению сущности и содержания банковского менеджмента 2. Современное состояние банковской системы и уровень развития банковского менеджмента 3. Конкуренция и требования к развитию банковского менеджмента 4. Влияние развития банковских технологий на уровень банковского менеджмента 5. Характеристика маркетинга партнерских отношений 6. Современные маркетинговые технологии 7. Использование технологии маркетинга партнерских отношений в банке (на примере конкретных банков) 8. Причины (факторы) усиления рисков в деятельности участников финансового рынка 9. Подходы к классификации банковских рисков 10. Новые подходы к управлению финансовыми рисками 11. Анализ рисков банковского сектора по данным ЦБ РФ 12. Нестабильность международных финансовых рынков и их влияние на ликвидность российских банков 13. Меры по предупреждению риска несбалансированной ликвидности 14. Методы и особенности управления кредитным риском современных направлений кредитования: - корпоративных клиентов - субъектов малого предпринимательства - потребительского кредитования - ипотечного кредитования 15. Повышение эффективности управления кредитным портфелем 16. Сходство и различия в управлении кредитным риском в России и в зарубежных странах
Словарь терминов Аккредитив – форма безналичных расчетов, при которой банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора. Банковская карточка - персонифицированная пластиковая карточка, предоставляющая ее держателю: возможность безналичной оплаты товаров или услуг; а также возможность получения наличных средств в отделениях банков и в банкоматах. Порядок использования банковской карточки регламентируется взаимными обязательствами держателя карточки и банка-эмитента. Валютный рынок - система устойчивых экономических и организационных отношений по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах. Различают биржевой и внебиржевой валютные рынки. Валютная система - совокупность денежно-кредитных отношений, сложившихся на основе интернационализации хозяйственно жизни и развития мирового рынка, закрепленная в договорных и государственно-правовых нормах. Различают мировую, международные, региональные и национальные валютные системы. Вексель – письменное, абстрактное и бесспорное долговое обязательство заемщика об уплате определенной суммы кредитору по истечении указанного в векселе срока, составленное по установленной форме с соблюдением обязательных реквизитов. Вексельный кредит – форма краткосрочной ссуды, при которой заемщику передаются не денежные средства, а векселя банка, используемые для погашения долгов заемщика перед другими лицами. Вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада. Вкладчик - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, заключившие с банком договор банковского вклада или договор банковского счета, либо любое из указанных лиц, в пользу которого внесен вклад. Внутридневные кредиты («овернайт)– кредиты, предоставляемые Банком России коммерческим банкам в течение операционного дня при отсутствии или недостаточности средств на их корреспондентских счетах для завершения ими своих расчётов в конце операционного дня. Гэп -разница между чувствительными к изменениям процентных ставок активами и чувствительными к изменениям процентных ставок пассивами для данного промежутка времени. Дебетовая карточка - пластиковая карточка с шифром, обеспечивающая немедленную оплату товаров, работ и услуг путем прямого списания средств с текущего счета держателя карточки на счет его кредитора в пределах имеющейся там суммы. Депозит – экономические отношения по поводу передачи средств клиента во временное пользование банка. В практике депозитом называется счет, на котором хранятся в банке денежные средства клиента. Депозитные операции коммерческих банков – операции банка по привлечению временно свободных денежных средств юридических и физических лиц. Депозитные операции ЦБ РФ с кредитными организациями – операции по привлечению свободных ресурсов кредитных организаций на депозитные счета в Банке России с целью изъятия излишней банковской ликвидности. Депозитные ресурсы банков – ресурсы, формируемые путём привлечения средств юридических лиц и физических лиц на счета до востребования, срочных вкладов (депозитов), в том числе в форме банковских сертификатов и векселей. Депозиты до востребования – средства клиента, которые могут быть востребованы в любой момент без предварительного уведомления частично или в полной сумме. Как правило, используются для проведения расчётных операций. Диверсификация кредитного портфеля -распределение, рассеивание кредитного риска по нескольким или многим направлениям, позволяющее компенсировать потери по одним кредитным сделкам доходами по другим. Залог - способ обеспечения обязательства, при котором кредитор - залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами за изъятиями. Индоссамент – передаточная надпись на обратной стороне векселя или чека Инкассовое поручение – расчетный документ, используемый при инкассовой форме расчетов, списание средств по которому осуществляется в безакцептном порядке. Ипотечный кредит – долгосрочная ссуда под залог недвижимости. Ипотека – залог недвижимости. По договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом. Клиринг - система взаимных безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и оказанные услуги, основанная на учете взаимных финансовых требований и обязательств. Комиссионно-посреднические операции банков - операции, которые банк выполняет по поручению своих клиентов за вознаграждение в виде комиссионных. Коммерческий кредит – ссуда, предоставляемая продавцом в товарной форме в виде отсрочки платежа за проданные товары или оказанные услуги. Очередность платежей - последовательность платежей с расчётного счёта, которую должны соблюдать юридические лица в условиях, когда имеющиеся у них средства недостаточны для осуществления всех положенных платежей. Пассивные операции банка – операции по формированиюи пополнению ресурсной базы банка. Платежеспособность банка – способность проводить расчеты и отвечать по обязательствам клиентов в полном объеме и в установленные сроки. Платежное поручение - распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Поручительство - договор, в силу которого поручитель обязывается перед кредитором отвечать полностью или в части за исполнение обязательства должником. Поручительство применяется при взаимоотношениях банка как с юридическими, так и с физическими лицами. Потребительский кредит – ссуды, предоставляемые населению коммерческими банками, финансово-кредитными учреждениями, предприятиями и торговыми организациями на цели конечного потребления. Платежное требование – распоряжение поставщика банку плательщика о списании средств со счета плательщика и оплате товаров и оказанных услуг. Процентная политика банка – комплекс разработанных банком мероприятий, направленный на увеличение процентных доходов и сокращение процентных расходов, и в конечном итоге, на повышение прибыли. Процентные расходы банка – расходы в виде уплаченных процентов по вкладам, депозитам, межбанковским кредитам. Расчетный документ - оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа: - распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств; - распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). Резерв на возможные потери по ссудам (РВПС) – специальный резерв, создаваемый для финансирования кредитного риска. Отчисления в резерв зависят от рисковости ссудной задолженности. Порядок формирования РВПС регулируется нормативными актами Банка России. Предназначен для списания безнадежной ссудной задолженности. Рефинансирование – кредитование Банком России кредитных организаций. Рынок межбанковских кредитов – часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных организаций привлекаются и размещаются банками между собой в форме межбанковских кредитов. Риск ликвидности – возникновение ситуации, когда невозможна быстрая конверсия финансовых активов в платежные средства без потерь или привлечения дополнительных обязательств по приемлемым ценам. Риск-менеджмент – управление рисками, процедуры, направленные на снижение рисков. Ритейловые операции банка – розничные операции, носящие массовый характер Сделка РЕПО – предусматривает продажу ценных бумаг другой стороне с обязательством выкупить обратно по договорной цене. Сертификат - срочная ценная бумага, удостоверяющая внесение денежных средств во вклад и право держания сертификата на получение через определенный срок суммы вклада и установленных в сертификате процентов. Специализированные коммерческие банки – банки, сформулировавшие в своей политике и реализующие на практике определенные приоритеты (отрасль, субъект, регион, вид операций). Срочные депозиты – денежные средства, внесённые в банк на определённый срок. Трастовые (доверительные) операции банков – это операции коммерческих банков по управлению средствами клиента (имуществом, деньгами, ценными бумагами и т.д.), осуществляемые банком от своего имени, но по поручению клиента и на основании договора с ним. Универсальные коммерческие банки – банки, осуществляющие полный комплекс операций и сделок. Факторинг -комиссионная операция, сочетающаяся с кредитованием оборотного капитала клиента. Банк- фактор покупает дебиторскую задолженность компании-продавца, удерживает из общей суммы комиссионные. Последующий платеж покупателя может направляться непосредственно банку-фактору или компании-продавцу для последующей передачи банку-фактору. Учет векселя - покупка банком или специализированным кредитным учреждением векселей до наступления срока платежа по ним, осуществляемая по цене, равной их номинальной стоимости, за вычетом процента, размер которого определяется количеством времени, оставшимся до наступления срока платежа, и величиной ставки учетного процента. Обычно банки принимают к учету только первоклассные векселя. Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
7. Организация контроля знаний студентов Текущий контроль по дисциплине проводится в разных формах: - выполнение экспресс – контрольных; - проведение экспресс – опроса; - оценка индивидуальных заданий. Экспресс-опрос студентов предполагает краткие по форме, но полные по содержанию ответы на вопросы по теме семинара. За ограниченное время преподаватель опрашивает б о льшую часть присутствующих на занятии. Экспресс-контрольная также ограничена по времени и может включать несколько простых вопросов, на которые возможен однозначный ответ, и один-два вопроса, требующие более развернутого изложения.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену
1. Цели и задачи, содержание БМ 2. Правовые основы, принципы и организация банковского менеджмента. 3. Понятие качества менеджмента. 4. Модели организационных структур банка. Выбор организационной структуры управления банком. 5. Cодержание и функции планирования, методологические принципы. Виды планирования. 6. Стратегическое планирование, его цели, задачи, этапы. 7. Виды банковских стратегий. 8. Бизнес-планирование и организационное планирование. 9. Финансовое планирование. 10. Текущее и оперативное планирование 11. Собственный капитал банка. его роль и функции. Источники и способы наращивания капитальной базы банка. 12. Управление достаточностью собственного капитала. 13. Управление прибылью банка. Способы оценки и регулирования уровня прибыли 14. Политика банка в области управления ликвидностью и ее документальное отражение: Управленческая информация по ликвидности. 15. Методы управления ликвидностью. Виды стратегий управления ликвидностью 16. Управление привлеченными средствами банка. 17. Депозитная политика банка, основные проблемы. 18. Управление активами банка. Цели и задачи управления активами. 19. Кредитный портфель банка: критерии формирования, система анализа качества и управление портфелем. 20. Организация управления кредитом, ее нормативное обеспечение и система управления. Взаимодействие блоков системы управления кредитом как задача менеджмента. 21. Кредитная политика, факторы, ее определяющие, основные элементы. Аппарат управления кредитным процессом. 22. Работа банка с проблемными кредитами. 23. Основы управления рисками в банковской деятельности.Система управления рисками: распознавание, измерение, мониторинг, минимизация и финансирование. 24. Общие и специфические методы минимизации банковских рисков, проблемы их финансирования. 25. Современные проблемы банковского риск-менеджмента в России.
Содержание
Введение
Современный коммерческий банк работает в условиях жесткой конкуренции со стороны других финансовых институтов и кредитных организаций. Банк вынужден постоянно бороться за своих клиентов и их ресурсы, предлагать новые банковские продукты и услуги, которые обеспечили бы ему и его клиентам необходимую прибыль, надежность и стабильность, а также способность быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. В курсе «Банковский менеджмент» рассматриваются теоретические вопросы, и обобщается накопленный банковской практикой (отдельными коммерческими банками) опыт управления банком в условиях роста конкуренции, развития новых информационных технологий и телекоммуникаций. В этой связи в курсе изучаются вопросы и обосновывается необходимость в банковской практике проведения внешнего и внутреннего анализа функционирования банка, построения системы планирования, осуществления риск-менеджмента и внутреннего контроля, использования различных финансовых инструментов и методов, обеспечивающих коммерческим банкам устойчивое финансовое положение.
3. Содержание дисциплины Тема 1 Сущность и содержаниебанковского менеджмента Предметом изучения данной дисциплины является научная система управления в кредитной организации. Данная дисциплина выходит за рамки теоретического курса, в ней содержится важная прикладная часть, раскрываются практические приемы, инструментарий, который могут или применяют банки в целях совершенствования управления. В этой связи дисциплина «Банковский менеджмент» представляет собой комплекс научных основ и практических приемов менеджмента в банковской кредитной организации. Банковский менеджмент рассматривается как раздел науки об управлении. Особенности банковского менеджмента: цели и задачи, механизм управления, инструменты и методы в системе банковского менеджмента. Характеристика составляющих банковского менеджмента: анализ, планирование, регулирование и контроль. Основные направления банковского менеджмента. Правовая основа банковского менеджмента. Критерии оценки качества банковского менеджмента. Банковские менеджеры, требования к ним. Оценка менеджмента российских коммерческих банков.
Тема 2 Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью Принципы банковского маркетинга как системы управления, ориентированной на рынок. Концепции маркетинга: концепция производства, концепция совершенствования банковского продукта, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга целевого рынка, концепция социально-этического маркетинга. Специфические черты банковского маркетинга: нематериальный характер банковского продукта, прямой контакт с покупателем услуг, денежный характер услуг. Приемы банковского маркетинга. Способ общения с клиентом (активный и пассивный маркетинг). Обеспечение роста продажи и рентабельности услуг. Необходимость освоения способов и приемов маркетинга коммерческими банками. Составные части банковского маркетинга. Сбор информации о рынке и разработка на этой основе стратегии банка. Сегментация рынка банковских продуктов, оценка степени освоения рынка. Типы банковской стратегии на рынке. Определение видов и цены продуктов, предлагаемых банком на рынке. Себестоимость банковских услуг, методы определения себестоимости кредитных и расчетных услуг. Особенности и проблемы банковского маркетинга в России.
Тема 3. Стратегическое и текущее планирование деятельности банка Задачи и роль планирования в деятельности коммерческого банка и его виды. Основные этапы стратегического планирования: содержание и методы. Ситуационный анализ: внешний и внутренний, подведение его итогов. Уточнение миссии банка и определение целей и основных направлений развития коммерческого банка. Мониторинг выполнения стратегического плана и его корре
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.133.210 (0.017 с.) |