Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационная структура центральных банковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В настоящее время практически во всех странах во главе кредит-ных систем стоит центральный банк, хотя наблюдаются и отклонения от данной практики. В некоторых странах нет центральных банков, а эмис-сионные функции выполняют специально созданные институты, напри-мер Управление денежного обращения (Карренси борд) в Сингапуре, Валютное агентство в Саудовской Аравии. Иногда один центральный банк является эмиссионным центром нескольких государств. Так, Банк государств Центральной Африки выполняет функции центрального банка одновременно в пяти африканских странах: Габоне, Камеруне, Конго, Центрально-Африканской Республике, Экваториальной Гвинее, в каждой из которых у него свое отделение.
Между центральными банками разных стран имеются суще-ственные различия, обусловленные особенностями их политического и экономического развития. Это касается организационно-правового статуса данных банков, диапазона выполняемых ими функций.
По критерию собственности на капитал центральные банки могут быть как полностью государственными (Банк Франции, Банк России), 386 Раздел III. БАНКИ
Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503 так и со смешанным государственно-частным капиталом (Националь-ный банк Бельгии, Центральный банк Турецкой Республики). При этом одни из них сразу были образованы как государственные банки (Дойче Бундесбанк, Германия), другие первоначально являлись частными или смешанными, а затем были национализированы (Банк Канады).
С точки зрения формы аккумуляции капитала центральные бан-ки могут быть акционерными и неакционерными, если капитал банка полностью принадлежит государству. Акционерные банки обычно соз-даются в форме акционерного общества. Их акционерами могут быть: коммерческие банки (ФРС США); банки и небанковские финансовые институты (Банк Италии); государственные банки и небанковские государственные институты, юридические лица с постоянным местом пребывания в данной стране и физические лица — граждане данной страны (Швейцарский национальный банк). В некоторых странах, несмотря на владение частью капитала центрального банка, частные акционеры в его управлении не участвуют (Банк Японии).
Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого — обособленность имущества банка от имущества государства. Центральный банк упол-номочен распоряжаться наделенным имуществом как собственник.
Модели организации центрального банка обусловлены историче-ски сложившимися традициями, а также особенностями политического и экономического развития. Из всех моделей можно выделить три ос-новные: традиционную, американскую и европейскую.
Традиционная модель организации центрального банка. Наибо-лее часто встречается традиционная модель организационного строения центральных банков, примером которых являются центральные банки стран Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, многих стран Африки, стран Восточной и Центральной Европы (включая Россию).
В качестве показательного примера традиционной модели орга-низации центрального банка можно привести Центральный банк Рос-сийской Федерации (Банк России), который был создан 13 июля 1990 г. После упразднения в ноябре 1991 г. Госбанка СССР он стал единствен-ным в стране центральным банком.
Организационную структуру Банка России составляет централь-ный аппарат, 59 главных управлений, 19 национальных банков, 5 отде-лений Московского ГТУ, 1165 расчетно-кассовых центров, Центральное хранилище и сеть межрегиональных хранилищ.
Функциональная структура Банка России представлена колле-гиальным органом — Национальным банковским советом (НБС), воз-
Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503 главляемым председателем Банка России. В НБС входят 12 человек, которые, за исключением председателя, не являются его служащими. Решения НБС принимаются большинством голосов от числа присут-ствующих членов при кворуме в семь человек. В его компетенцию входит рассмотрение наиболее важных вопросов, таких как совершенствование банковской системы, утверждение проекта основных направлений де-нежно-кредитной политики, годового отчета Банка России.
Органом управления Банка России является Совет директоров, который возглавляет председатель Банка России. В Совет входят 12 членов. Члены Совета директоров назначаются на должность сро-ком на четыре года по представлению председателя и согласованию с Президентом РФ. Министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или один из их заместите-лей участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса.
На Совет директоров возложены такие важнейшие функции, как разработка проекта основных направлений денежно-кредитной политики и его представление на рассмотрение в НБС, утверждение годовой финансовой отчетности Банка Росси.
Американская модель организации центрального банка. По прин-ципам организации и управления вторая модель, американская, суще-ственно отличается от первой и третьей. Наиболее известным и характер-ным ее примером служит Федеральная резервная система США, хотя она активно используется также Федеральной резервной системой Индии.
Федеральная резервная система в США была создана в 1913 г. и затем дважды реформировалась (в 30-е и 80-е гг. ХХ в.). В организа-ционном и функциональном плане она сочетает в себе элементы цен-трализма и определенной самостоятельности на местах (в федеральных округах) при заметном преобладании первого.
В структуре ФРС США выделяются пять звеньев: Совет управ-ляющих ФРС; Федеральный комитет по операциям на открытом рынке; Федеральный консультативный совет; федеральные резервные банки; коммерческие банки.
Во главе ФРС стоит Совет управляющих, в который входят семь членов. Они назначаются президентом страны и утверждаются Сенатом на период 14 лет. Столь длительный срок установлен в целях обеспе-чения преемственности, стабильности и независимости Совета. Анало-гичным образом назначаются председатель и вице-председатель Совета, но на менее длительный период — на четыре года. Совет управляющих ФРС подотчетен Конгрессу США, а не администрации президента. Под отчетность заключается в том, что на регулярной основе законодателям 388 Раздел III. БАНКИ
Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503 представляются доклады о состоянии экономики, целевых ориентирах денежно-кредитной политики, ежегодно — об операциях ФРС.
Совет управляющих был учрежден как государственная структура с полномочиями контроля над деятельностью резервных банков и при-нятия решений по основным направлениям денежно-кредитной полити-ки ФРС. Эта функция является главной. Кроме того, Совет уполномочен устанавливать минимальные резервные требования на депозиты всех кредитных институтов страны, регулировать учетную ставку, верхние пределы процентных ставок по срочным и сберегательным депозитам и т.п. Помимо этого на Совет управляющих возложены надзорные кон-трольные функции над деятельностью всех банков (включая резервные), обеспечение бесперебойного функционирования платежной системы, осуществление контроля за выполнением федеральных законов, ре-гламентирующих порядок предоставления потребительского кредита.
Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (Ко-митет) был создан в 1933 г. В его состав входят 12 человек, семь из которых являются членами Совета управляющих, пять — президентами различных ФРБ. Комитет самостоятельно определяет свою организаци-онную структуру. Согласно сложившейся практике, его председателем является председатель Совета управляющих, а вице-председателем — президент ФРБ Нью-Йорка.
Комитет заседает восемь-девять раз в году для обсуждения эко-номического положения и принятия решений по вопросам текущей денежно-кредитной политики. На него возложена ответственность за операции, осуществляемые ФРБ с ценными бумагами федерального правительства США. Комитет также выдает разрешения на осущест-вление операций с указанными ценными бумагами на международных финансовых рынках.
Федеральный консультативный совет (Совет) состоит из 12 чело-век, которые назначаются федеральными резервными банками сроком на один год и, как правило, переизбираются на очередной срок. Совет обладает только консультативными функциями. Он разрабатывает ре-комендации по вопросам деятельности ФРС, в частности, в области де-нежно-кредитной политики, банкнотной эмиссии и операций с золотом.
В соответствии с Законом о создании ФРС территория США подразделена на 12 федеральных резервных округов, границы которых не совпадают с границами штатов. В каждом из них функционирует федеральный резервный банк. Входящие в ФРС 12 ФРБ имеют 25 фи-лиалов, расположенных в крупнейших городах страны.
ФРБ юридически не являются государственными институтами, хотя тесно связаны с правительством, министерством финансов, систе-
Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503 мой государственных учреждений. Их капитал образуется из взносов частных коммерческих банков, являющихся членами ФРС.
Каждый федеральный резервный банк имеет собственный Совет, состоящий из девяти директоров, которые не являются служащими данного банка. Шесть членов Совета избираются банками, а три назна-чаются Советом управляющих ФРС. По закону три директора класса А, представляющие банки, — члены ФРС, и три директора класса Б, пред-ставляющие небанковский сектор, избираются в каждом федеральном округе банками — членами ФРС. Совет управляющих ФРС назначает трех директоров класса С, которые представляют небанковский сектор.
ФРБ, выполняя функции центрального банка в рамках отдельно-го резервного округа, занимаются следующей деятельностью:
осуществляют эмиссию банкнот, а также изъятие из обращения изношенных денежных знаков;
проводят чековые и клиринговые операции внутри ФРС, обе-спечивают оперативные бесперебойные расчеты как внутри федераль-ного округа, так и между округами;
выявляют банки, нуждающиеся в учетных кредитах; предоставляют учетные кредиты в рамках резервных округов;
анализируют возможности слияния кредитных институтов; проводят инспекционные проверки банков; собирают информацию относительно условий хозяйственной
деятельности в рамках округов, готовят для Совета директоров мате-риалы, касающиеся экономической ситуации;
участвуют в разработке и проведении денежно-кредитной по-литики, в том числе готовят предложения по уровню учетной ставки;
осуществляют контроль над выполнением решений ФРС. При ФРБ созданы консультационные комитеты, важнейшими
из которых являются комитеты, консультирующие руководство по во-просам развития сельского хозяйства и малого бизнеса.
Европейская модель организации центрального банка. Срав-нительно новой, отличной от первых двух моделей, является третья модель — европейская. Ее представляет созданная 1 января 1999 г. Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), возглавляемая Европейским центральным банком (ЕЦБ).
В ЕСЦБ помимо ЕЦБ входят центральные банки государств — членов Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС). В частности, Банк Англии, Банк Дании и Банк Швеции являются членами ЕСЦБ со специальным статусом: они не уполномочены уча-ствовать в принятии решений, касающихся проведения единой денеж-но-кредитной политики, поскольку Великобритания, Дания и Швеция 390 Раздел III. БАНКИ
Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503 продолжают использовать свои национальные валюты и проводить самостоятельную денежно-кредитную политику.
В Уставе ЕСЦБ и ЕЦБ предусмотрена их независимость от других органов ЕЭВС, а также от правительств стран — членов ЕЭВС и любых других национальных органов и учреждений.
Высшими органами управления ЕСЦБ являются Совет управ-ляющих, включающий Исполнительную дирекцию, и Генеральный совет. Совет управляющих состоит из 18 человек. Он объединяет всех членов Исполнительной дирекции (шесть человек) и 12 управляющих центральных банков стран — участниц ЕЭВС.
Среди обязанностей Совета управляющих ЕСЦБ наиболее важ-ными являются две: определение ключевых элементов денежно-кредит-ной политики ЕЭВС и контроль над состоянием платежно-расчетных систем его стран-участниц.
Совет управляющих ЕСЦБ устанавливает размеры минимальных резервных требований, уровень ставок по кредитам, выдает националь-ным банкам — членам ЕСЦБ лицензии на эмиссию единой валюты стран — участниц ЕЭВС — евро.
Решения по вопросам денежно-кредитной политики принимают-ся Советом управляющих большинством голосов. При принятии реше-ния об увеличении уставного капитала ЕЦБ учитывается доля каждого центрального банка — члена ЕСЦБ. При этом решение принимается, если за него проголосовало более половины акционеров, которым при-надлежит не менее 2/3 объема уставного капитала.
Под руководством Совета управляющих осуществляют свою деятельность 13 комитетов: внутренних аудиторов, по банкнотам, бюджетный, внешних коммуникаций, бухгалтерского учета и доходов, юридический, по рыночным операциям, по денежно-кредитной поли-тике, международных отношений, статистический, информационных систем, банковского надзора, платежно-расчетных систем.
Вторым по значению органом управления ЕЦБ является Испол-нительная дирекция, в состав которой входят президент, вице-президент и четыре члена, имеющие большой опыт работы в финансовой или банковской сфере. Последние являются гражданами стран — участниц ЕЭВС и назначаются по предложению Совета Европы по результатам предварительных консультаций с Европейским парламентом и Советом управляющих ЕЦБ. Срок полномочий Исполнительной дирекции со-ставляет восемь лет без права повторного назначения.
Решения принимаются Исполнительной дирекцией большин-ством голосов ее членов. При этом решающий голос принадлежит президенту.
Институт профессиональных инноваций, Волгоград №11236503 Исполнительная дирекция служит проводником разрабатываемой Советом управляющих денежно-кредитной политики, руководит дей-ствиями центральных банков — участников ЕСЦБ в этой области, кон-тролирует выполнение ими соответствующих нормативных документов.
Важным руководящим органом ЕЦБ и ЕСЦБ является Гене-ральный совет, в который входят президент и вице-президент ЕЦБ, а также и управляющие центральными банками всех 27 стран ЕС, что позволяет поддерживать тесную связь со странами — членами ЕС, не вошедшими в Валютный союз. К основным задачам Генерального со-вета относятся подготовка отчетных документов о деятельности ЕЦБ, решение вопросов, касающихся оплаты уставного капитала ЕЦБ, раз-работка должностных инструкций и пр.
Президент ЕЦБ одновременно является председателем Совета управляющих, Исполнительной дирекции и Генерального совета. В пер-вых двух органах президент имеет решающий голос в случае равного распределения голосов между членами. Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или назначает для выполнения этой функции доверенное лицо.
К операциям ЕЦБ могут быть допущены только банки стран — участниц ЕЭВС, которые соответствуют всем требованиям ЕЦБ, прежде всего выполняют установленные минимальные резервные требования. При этом посредниками выступают центральные банки стран — участ-ниц ЕЭВС, которые собирают поступающие от банков заявки и на-правляют их в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте-на-Майне. На основе этих заявок ЕЦБ определяет процентную ставку по кредитам и доводит ее до сведения центральных банков стран — участниц ЕЭВС. При современных информационных технологиях даже сравнительно небольшие банки могут участвовать в операциях ЕЦБ.
Хотя после создания ЕСЦБ и ЕЦБ центральные банки стран — участниц ЕЭВС фактически утратили полномочия в области денежно-кредитной политики, они по-прежнему продолжают осуществлять надзор и контроль за национальными кредитно-банковскими институтами, эмиссию банкнот, номинированных в евро (с 1 января 2002 г.), выпуск ценных бумаг, инспектирование действующих на территории страны банков, контроль над бесперебойностью работы платежно-расчетной системы и т.д.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.125.137 (0.009 с.) |