История. Банк. Система России. Мировые банк. Системы. Современная банковская система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История. Банк. Система России. Мировые банк. Системы. Современная банковская система



Термин «банк» происходит от итальянского слова «банко», что означает лавка, скамья или конторка, за ко­торой менялы оказывали свои услуги.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься посреднической деятельностью, выражавшейся во взаимных платежах, связанных с обращением монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов.

В античный Рим банковское дело было «завезено» из Греции. Как и в Афинах, римские банкиры так же имели свои заведения на форуме.

В Англии, ставшей в XVII в. самой передовой индуст­риальной страной, первыми банкирами были, как прави­ло, золотых дел мастера.

Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода (XII—XV вв.). Уже в то время осуществля­лись банковские операции, принимались денежные вкла­ды, выдавались кредиты под залог и т.д.

В 1914—1917 гг. кредитная система России включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, уч­реждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды. В 1914 г. действовало 115 фондовых бирж.

До Октябрьской революции кредитная система России состояла из четырех уровней: центральный банк; система коммерческих и земельных банков; страховые компании; ряд специализированных институтов.

В 1930-е гг. произошла реорганизация кредитной сис­темы, следствием которой стали ее чрезмерное укрепле­ние и централизация. По существу, остался лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли. Реорганизация банковской систе­мы в 1987 г. носила прежний административный харак­тер. В 1988 г. были созданы первые коммерческие банки, ставшие фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Создание тако­го рынка означало замену административно-командных отношений на гибкие экономические методы перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективно­го применения.

В результате в России практически сформировалась двухуровневая банковская система: 1-й уровень — Цен­тральный банк России, 2-й уровень — коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

Основные итоги 2000 г. показывают, что действия Банка России и Правительства Российской Федерации, направленные на реструктуризацию банковской систе­мы и улучшение положения в банковской сфере, дали свои положительные результаты и позволили закрепить и развить позитивные тенденции, начало которым было положено в 1999 г. Продолжает наращиваться ресурс­ная база банков. Все большую роль в ней играют средства предприятий и организаций. Рост капитала и ре­сурсной базы кредитных организаций, определенное улучшение качества их кредитного портфеля способст­вуют постепенному улучшению показателей финансо­вой устойчивости банковской системы. Однако наряду с некоторыми благоприятными тенденциями, которые ни в коем случае нельзя переоценивать, в развитии банков­ской системы России продолжает оставаться нерешен­ным ряд проблем.

Основными факторами рисков являются низкий темп структурных преобразований в экономике, несовершен­ство системы налогообложения, низкая кредитоспособ­ность многих отечественных предприятий, недостаточный уровень раскрытия информации ими, а также сла­бость нормативно-правовой базы, обеспечивающей права кредиторов.

Проблемы капитализации банковской системы в на­стоящее время проявляются в отставании темпов нара­щивания капитальной базы от темпов роста активов и обязательств банков.

На современном этапе развития международной бан­ковской системы можно выделить два основных типа организации банковской системы в развитых странах:

— кредитная система с центральным банком;

— кредитная система с федеральным резервом.

Статус доллара США как мировой резервной валюты на протяжении полусотни лет после подписания бреттон-вудского соглашения давал США немалое преимущество.

В силу наличия в развитых странах Европы системы разрозненных государственных центральных банков, ка­ждый из которых эмитировал собственную националь­ную валюту, европейской банковской системе было очень сложно конкурировать с Федеральной резервной системой США. В 1962 г., несмотря на действие в это время бреттон-вудской системы золотовалютного стан­дарта, устанавливающей фиксированные соотношения между валютами, Европейская Комиссия провозгласила переход к единой европейской валюте одной из страте­гических целей. Главы западноевропейских государств 2 мая 1998 г. в Брюсселе подписали меморандум о вступлении в коллективную денежную систему одиннадцати стран: Австрии, Бельгии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Финляндии и Франции. Преимущества, которые дает объеди­нение денежных систем в Европе, очевидны и предпола­гают значительные позитивные последствия на экономи­ческих и финансовых рынках. Европейские банки активно интегрируются в настоящий момент в валютные рынки, рынки капитала и рынки банковских услуг других стран и регионов.

По уровню экономики Канада входит в число семи ве­дущих промышленно развитых стран мира. Финансовый сектор Канады имеет весьма диверсифицированный ха­рактер. В него включаются следующие основные участ­ники: местные и иностранные банки, кредитные учреж­дения и кооперативные кассы, страховые компании, страховые агенты и брокеры, трастовые компании, вза­имные фонды, дилеры по ценным бумагам, пенсионные менеджеры и консультанты по инвестициям, специализированные финансовые компании.

По оценкам Ассоциации канадских банков (АКБ), Ка­нада располагает одной из самых эффективных и надеж­ных банковских систем в мире. В Канаде вопросами регулирования и надзора за всеми финансовыми учреждениями занимается Служба управляющего финансовыми учреждениями (OSFI), которая имеет статус федерально­го агентства.

Банковская статистика Великобритании делит все фи­нансовые институты на две группы: собственно банков­ский сектор и небанковские финансовые учреждения.

Банк Англии обладает формальной независимостью от правительства, хотя работает под руководством Ми­нистерства финансов.

В настоящее время банковский надзор и надзор за операторами денежного рынка является областью ответ­ственности Банка Англии. Однако планируется передача этих функций специальному органу — Financial Services Authority, который будет осуществлять надзор за всеми видами финансовых посредников, включая банки.

В Китайской Народной Республике действует двух­уровневая банковская система. На первом уровне нахо­дится центральный банк (Народный банк Китая — НБК), а на втором — специализированные государственные банки и обширная сеть коммерческих банков. При этом отдельные депозитные, кредитные и расчетные операции могут осуществляться так называемыми городскими и сельскими кредитными кооперативами, а также город­скими кредитными банками. НБК выполняет функции центрального банка КНР и не занимается промышленно-торговыми кредитами и сбережениями. Его капиталы полностью финансируются государством и являются го­сударственной собственностью. В банковскую систему Китая также входят кредитные кооперативы и городские кооперативные банки.

Банковская система КНР является одним из самых ди­намичных элементов экономики этого государства. При этом, несмотря на многочисленные нововведения, ее ха­рактерной особенностью является неизменно жесткий контроль за деятельностью КБ, осуществляемый государством через НБК.

Банковская система США сформировалась под воз­действием многократно уточняемого Закона о Федераль­ной резервной системе и принятого в 1980 г. Закона о дерегулировании депозитных учреждений и монетарном контроле (DIDMCA). Стержнем денежной и банковской системы Соединенных Штатов Америки является Совет управляющих Федеральной резервной системы.

Федеральная резервная система — независимая орга­низация. Она не может быть упразднена по прихоти пре­зидента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным законодательным актом. Длительные сроки полномочий членов Совета име­ют целью защитить и изолировать их от политического давления.

Другая важная составляющая часть американской банковской системы — это двенадцать федеральных ре­зервных банков, которые являются центральными банка­ми, квазиобщественными банками и банками банков. Таким образом в США двенадцать центральных банков. Основу финансовой системы США составляют около 13 800 ее коммерческих банков. Примерно 2/3 из них яв­ляются банками штатов, т.е. частными банками, дейст­вующими в соответствии с чартером штата. Остальная треть получает чартеры от федерального правительства, т.е. является национальными банками.

Банки выполняют исключительно важную роль в ме­ханизме функционирования рыночной экономики. С по­мощью банков происходит перелив капитала в наиболее рентабельные отрасли и регионы, что способствует эко­номическому, социальному и технологическому прогрес­су общества.

По мере концентрации и централизации промышлен­ного капитала происходит концентрация и централизация банковского капитала, что существенно меняет роль бан­ков в экономике. Из посредников в платежах банки пре­вращаются в монополистов, способных играть качест­венно новую роль. Банковские монополии, вкладывая значительную часть капиталов в реальный сектор эконо­мики, в целях контроля использования денежных средств постепенно сращиваются с промышленным капиталом путем взаимопроникновения промышленных и банков­ских монополий. Инвестиционная деятельность банков растет скорее, чем их учетно-ссудные операции. Банки превращаются в прямых участников производства, в совладельцев торгово-промышленных корпораций. Это процесс взаимонаправленный, т.е. наряду с внедрением банковского капитала в промышленный капитал развива­ется встречный процесс — внедрение торгово-промыш­ленных монополий в банковское дело. Возникновение финансового капитала на основе сращивания банковско­го и промышленного капиталов привело к зарождению финансовой олигархии, которая представляет финансово-монополистическую группу.

В конце XX в. резко усилился процесс интернациона­лизации промышленного и банковского капиталов. Это привело к тому, что решающую роль в национальной и мировой экономике стали играть транснациональные банки (ТНБ). Располагая огромной экономической и фи­нансовой информацией, они оказывают колоссальное влияние на весь ход экономического и политического развития стран. Таким образом, банковский капитал представляет решающую экономическую силу. При этом следует иметь в виду, что большая его часть вложена в ценные бумаги, ликвидность, надежность и доходность которых зависит от эффективности реального капитала. Отсюда главная цель банков состоит в стимулировании инновационной деятельности реального капитала.

 

Центральные банки

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Рикс-банк в 1668 г.), но повсеместное распространение и со­временное значение они приобрели только в последние десятилетия.

Центральный банк сегодня является ключевым эле­ментом финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет ос­нову всего государственного регулирования экономики.

Существенная степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определя­ются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности прави­тельства пользоваться средствами ЦБ.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, должна главным обра­зом воздействовать на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих целей позво­ляет добиться стабильности экономического роста, уста­новить низкий уровень безработицы и инфляции.

Функция эмиссии банкнот является старейшей и од­ной из наиболее важных функций центрального банка.

Регулирование совокупного денежного оборота осу­ществляется посредством различных мер. Основными инструментами денежно-кредитной политики централь­ного банка являются:

— установление минимальных резервных требований;

— регулирование официальной учетной ставки;

— операции на открытом рынке.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от тех целей, кото­рые решает центральный банк на том или ином этапе развития страны.

Изменение норм резервных требований представляет собой один из старейших и наиболее распространенных методов регулирования. Обязательные резервы разме­щаются на счетах в центральном банке и других кредитно-банковских учреждениях.

Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам.

В результате проведения центральным банком опера­ций на открытом рынке увеличивается (при покупке цен­ных бумаг) или уменьшается (при продаже ценных бу­маг) объем собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

Наиболее широко распространены в зарубежных странах такие меры административного воздействия, как регулирование уровня процентных ставок коммерческих банков, объемов кредитов, направления портфельных инвестиций.

Рефинансирование центральным банком коммерче­ских банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, — важное направление деятельности ЦБ.

Центральный банк является проводником валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических по­зиций страны.

Регулирование кредитно-банковских институтов — это система мер, посредством которых государство через центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизи­рующие процессы в банковском секторе.

Контроль за работой банков проводится с целью обес­печить устойчивость отдельных банков и предусматрива­ет целостный и непрерывный надзор за осуществлением каждым банком его деятельности в соответствии с дейст­вующим законодательством и инструкциями.

Центральный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам на проведение банковских опера­ций. Лицензирование является средством, с помощью которого ЦБ определяет возможности создаваемых кре­дитных институтов, позволяющие им осуществлять бан­ковскую деятельность.

Важный этап надзорной деятельности — дистанцион­ный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль за отчетностью позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспо­собности банков, их банкротство.

 

Коммерческий банк

Банк — посредник в сфере денежного обращения. Он перемещает денежные средства от продавцов к покупа­телям, осуществляя при этом обмен долговых обяза­тельств на долговые требования с фиксированной суммой долга.

Банк — кредитная организация, которая имеет исклю­чительное право проводить в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады, размеще­ние указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, а также открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности.

По способу формирования уставного капитала банки делятся на акционерные (открытого или закрытого типа) и паевые.

Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акцио­нерным обществом.

Коммерческий банк работает в пределах реально имеющихся ресурсов в условиях рыночных отношений с клиентами. Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддержание своей лик­видности, банк может только в том случае, если обладает высокой степенью экономической самостоятельности при полной экономической ответственности за результа­ты деятельности при условии регулирования его дея­тельности косвенными экономическими методами. Весь риск от своих операций банк берет на себя.

Государство определяет «правила игры» для коммер­ческих банков, но не может давать им приказов.

Порядок открытия, регистрации и ликвидации ком­мерческих банков на территории РФ определен законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР», в соот­ветствии с которым действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности. Все операции банков могут производиться только на основании специ­альной лицензии ЦБР. В лицензии указываются сроки ее действия, условия их продления, возможность внесения в нее поправок или ее аннулирования. В особом порядке выдаются лицензии на открытие на территории РФ бан­ков с участием иностранных инвестиций.

Уставный капитал банков формируется путем выпуска и реализации акций. Акционерные банки могут выпускать обыкновенные и привилегированные акции. Владелец акций имеет право на часть полученной банком прибыли — дивиденды. В случае ликвидации эмитента владелец акций имеет право на часть имущества эмитента, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов и владельцев привилегированных акций, в объеме, пропорциональном доле имеющихся у него акций в уставном капитале банка.

Владелец акции имеет право голоса на общем собра­нии акционеров, участия в выборах органов управления и ревизионной комиссии.

Порядок выпуска акций банка, создаваемого при раз­делении или выделении банка, а также порядок и условия конвертации акций реорганизуемого банка, создаваемого путем разделения, определяется советом директоров (на­блюдательным советом) реорганизуемого банка и утвер­ждается его общим собранием.

Оплата акций банка при его учреждении производится его учредителями по номинальной стоимости.

Увеличение уставного капитала банка может осуще­ствляться путем повышения номинальной стоимости уже размещенных акций или размещения дополнительных акций. Решение об этом принимается общим собранием акционеров банка.

Выпуск акций для увеличения уставного капитала ак­ционерного банка может осуществляться лишь после пол­ной оплаты акционерами всех ранее выпущенных банком акций.

Регистрация выпуска акций должна сопровождаться проспектом эмиссии при условии: либо число акционе­ров больше 500, либо общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

К исключительной компетенции общего собрания ак­ционеров отнесено утверждение итогов эмиссии. Проспект эмиссии состоит из трех разделов. В первом разделе приводится информация о банке — эмитенте акций, о составе его крупных акционеров, о до­лях их участия в уставном капитале банка.

Второй раздел содержит информацию о финансовом состоянии банка-эмитента.

В третьем разделе приводится информация об уже выпущенных ценных бумагах и полная характеристика вновь выпускаемых акций.

Проспект эмиссии подписывается председателем прав­ления и главным бухгалтером банка. При преобразовании ранее созданного банка из паевого в акционерный или при повторном выпуске акций проспект эмиссии должен быть заверен независимой аудиторской фирмой.

Регистрационные документы первого выпуска акций банка представляются в регистрирующий орган одно­временно с подачей в Банк России других документов, необходимых для государственной регистрации самого банка. Регистрация акций банка происходит после реги­страции банка как юридического лица.

Прекращение деятельности банка происходит в ре­зультате его реорганизации или ликвидации как в добро­вольном, так и в принудительном порядке. Реорганиза­ция может означать слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При реорганизации банка права и обязанности переходят к правопреемникам.

Добровольная ликвидация может быть осуществлена только по решению собрания акционеров при условии платежеспособности банка по своим обязательствам.

Принудительная ликвидация осуществляется по ре­шению ЦБ РФ об отзыве лицензии в случаях, предусмот­ренных Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Решение о создании или лик­видации банка публикуется в периодической печати.

 

4. Правовая основа денежно-кредитной политики. Банк России как орган контроля и регулирования деятельности коммерческих банков

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы ор­ганизации и деятельности Центрального Банка РФ, структура банковской системы России и ее функции, а также виды деятельности коммерческих банков и методы регулирования и контроля их деятельности в целях обес­печения сбалансированности совокупного спроса и пред­ложения определены законами «О центральном банке России» и «О банках и банковской деятельности».

Основными функциями ЦБР являются: эмиссия банк­нот, осуществление денежно-кредитной политики, рефи­нансирование кредитно-банковских институтов, прове­дение валютной политики, регулирование деятельности кредитных институтов, функция финансового агента правительства, организация платежно-расчетных отно­шений.

ЦБР обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег.

Основными инструментами денежно-кредитной поли­тики центрального банка являются: установление мини­мальных резервных требований, регулирование официальной учетной ставки и операции на открытом рынке.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гаранти­рует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой стороны, используется как инструмент денежно-кредитной политики центрального банка.

Другим косвенным инструментом влияния на денеж­но-кредитную политику является регулирование офици­альной учетной ставки Центрального Банка.

Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая уровень официальной учетной ставки, Центральный Банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов ком­мерческих банков.

Операции с ценными бумагами на открытом рынке позволяют: осуществлять заимствование у коммерческих структур, коммерческих банков и населения для правительства через ЦБ РФ временно свободных денег; ис­пользовать государственные ценные бумаги для прове­дения Центральным Банком кредитной политики и на ее основе регулировать общую массу денег в обращении; повышать надежность коммерческих банков, форми­рующих свои активы путем приобретения гарантирован­ных государством ценных бумаг.

Центральный Банк РФ является проводником валют­ной политики, включающей в себя комплекс мероприя­тий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны.

Инструментами валютной политики являются валют­ные интервенции и в определенной степени многие инст­рументы денежно-кредитного регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление ре­зервных требований к банкам и др.). Регулирование валютного курса — важнейшее направление деятельности ЦБ РФ в валютной сфере.

Центральный Банк периодически пересматривает структуру валютных резервов, увеличивая удельный вес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми.

Большое внимание ЦБР уделяет регулированию об­ращения наличной валюты.

Контроль за деятельностью банков проводится с це­лью обеспечить устойчивость отдельных банков и преду­сматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.04 с.)