Дефицит госбюджета и государственный долг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дефицит госбюджета и государственный долг



1.Дефицит государственного бюджета характеризует превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установлен­ными принципами формирования финансов органов власти и классифи­кации доходов и расходов.

2.Основными причинами дефицита бюджетов являются войт, и спады производства. Войны требуют использования ресурсов на воору­жение и содержание армии. При этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нуж­ды в мирное время. Другим важным фактором, порождающим дефицит являются спады, стагнация и периоды депрессии производства. В году' когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокра­щаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает иль увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит. Рост дефицита может быть связан с не учитывающим финансовых воз­можностей ростом расходов, в частности на содержание управленческо­го персонала, дотациями убыточным отраслям и др. Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки так­же могут вести к негативному результату вследствие возникновения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.

3.Покрытие дефицита государственного бюджета осуществляется с помощью финансирования. Финансирование дефицита бюджетов осу­ществляется двумя основными способами: за счет государственных зай­мов и за счет эмиссии новых денег. На финансирование дефицита оказы­вает также влияние увеличение или уменьшение у органов государствен­ного управления остатков ликвидных финансовых средств.

4.Профицит бюджета используется для уменьшения объема долго­вых обязательств органов государственного управления, увеличения за­пасов ликвидных средств или на увеличение расходов.

5.Существует потребность в разграничении операций, осуществ­ляемых различными уровнями управления; в разграничении займов на внутренние и внешние, на рыночные и нерыночные, краткосрочные и долгосрочные, внешние и внутренние; по экономическим секторам — источникам получения средств и т. д. Объединение многочисленных опе­раций финансирования в однородные экономические группы может быть произведено различными способами в зависимости от целей анали­за с помощью классификаций источников финансирования дефицита. Наиболее значительными являются классификация операций финанси­рования по типам кредиторов и классификация операций заимствования по типу долгового обязательства.

6.Операции финансирования должны быть согласованы с общей экономической и финансовой политикой государства. От способов финансирования бюджетного дефицита в существенной мере зависит финансово-экономическая политика корпораций, в частности направление инвестиций в государственные ценные бумаги или в производство, управление оборотом денежных средств на предприятиях и др. Эффективное управление бюджетным дефицитом предполагает, что увеличе­ние государственных расходов должно направляться прежде всего на со­действие расширению производства и занятости населения.

7.Взаимосвязь между государственным финансированием и други­ми финансовыми потоками и воздействием операций финансирования на экономический рост в значительной мере определяется характером предоставляемых ссуд и кредиторами, задействованными в этих опера­циях. В сущности, любая операция, связанная с заимствованием средств органами государственного управления, может оказывать на расходы других экономических единиц только сокращающее или нулевое воздей­ствие. Однако с учетом расходования органами государственного управ­ления полученных заемных средств такое воздействие либо ведет к росту расходов в экономике, либо имеет нейтральный характер.

В условиях недостатка в стране свободных капиталов дополнитель­ное их привлечение государством оказывает отрицательное воздействие на экономический рост, так как, отвлекая крупные средства, государство сокращает свободные денежные ресурсы, которые при нормальной эко­номической ситуации могут быть вовлечены в производство.

8.Денежная эмиссия для финансирования дефицита бюджета в от­личие от выпуска долговых обязательств государства позволяет избе­жать негативного влияния выпуска государственных ценных бумаг на инвестиции, способствуя одновременно увеличению государственных расходов и совокупного спроса в экономике, однако она чревата опасно­стью инфляции.

9.Принципиально важным является разграничение заимствован­ных средств на направляемые на цели экономического развития (бюджет развития) и на цели текущего потребления. В случае, если займы обу­словлены главным образом потребностями покрытия дефицита текущих затрат, заемные средства «проедаются» и ведут к увеличению государст­венного долга и расходов по его обслуживанию. В случае, если дефицит бюджета сформировался в результате недостатка средств на инвестици­онные нужды, покрытие дефицита за счет заемных средств можно счи­тать экономически обоснованным. При использовании займов на капи­тальные расходы увеличению государственного долга соответствует рав­ноценное увеличение государственных активов. Новые активы будут приносить доход для выплаты процентов, а сами капитальные активы со временем могут быть реализованы для погашения основного долга.

10.В результате финансирования дефицита бюджета образуются непогашенные обязательства. Сумма непогашенных обязательств обра­зует государственный долг. Долг органов государственного управле­ния — один из важнейших элементов в структуре активов и пассивов эко­номики.

11.Для оценки, анализа, выявления влияния на развитие экономика и управления долгом органам государственной власти необходима систе­матизированная информация об имеющейся задолженности. Эта информация должна характеризовать различные аспекты долга: типы долговых обязательств, размещенных государственными органами и обращающихся на финансовом рынке, хронологический порядок их обслуживания распределение долговых обязательств среди владельцев, относящихся к различным подсекторам экономики, влияние этого распределения на структуру активов последних. Систематизация государственных долго­вых обязательств осуществляется на основе специальных классифика­ций, с помощью которых многочисленные и разнообразные элементы долга агрегируются в однородные категории по аналогии с категориями, принятыми для анализа финансирования дефицита бюджетов. Основны­ми классификациями являются классификации по типам кредиторов и типу долгового обязательства. Кроме того, производится распределе­ние долга в соответствии с хронологическим порядком его обслуживания и по странам-кредиторам.

12.Наличие государственного долга требует осуществления мер по управлению им. Основным условием успешного регулирования долга является обеспечение экономического роста, увеличение на этой основе общей величины доходов в стране, в том числе доходов бюджета. При значительных масштабах задолженности приходится решать противоре­чивую задачу ограничения потребляемой части ВВП для выплаты внеш­них долгов и их обслуживания.

13.Погашение накопленного долга происходит различными спосо­бами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на нало­говое освобождение, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредитором, принятием задолженности другим органом управления и т. п. Наряду с этим в целях управления государственным долгом могут быть использованы механизмы рефинансирования и реструктуризации государственного долга, регулирование расходов по его обслуживанию и другие методы. В условиях возникновения чрезмерной задолженности управление государственным долгом требует формирования специаль­ной стратегической программы. Стратегия управления государственным долгом должна быть нацелена на смягчение пиков платежей, улучшение структуры долга, снижение затрат на его обслуживание, приведение ве­личины долга в соответствие с возможностями страны по его обслужива­нию и погашению.

14.Заимствование средств для финансирования дефицита бюджета, приводящее к образованию государственного долга, используют все страны в целях балансирования потребностей в расходах и привлечения средств сверх установленных законодательством налоговых и неналоговых платежей в бюджет. В зависимости от масштабов долга, его динами­ки, характера его использования, размеров расходов на погашение и обслуживание, способов финансирования дефицита бюджета государст­венный долг может как содействовать, так и тормозить экономическое развитие, оказывать позитивное или негативное воздействие на потреб­ление, сбережение, инвестиции, денежное обращение, валютный курс и другие важнейшие показатели.

15. Практический опыт многих стран показывает, что наличие дефи­цита бюджета и государственного долга в определенных пределах не при­водит к негативным последствиям, а в ряде случаев помогает избегать не­приятностей, связанных со спадом в экономике. В качестве общего прин­ципа можно принять, что если привлекаемые государством кредитные ресурсы могут быть направлены на иные, в частности производственные, цели, то их заимствование уменьшает объем расходов других секторов экономики и соответственно возможности вложения средств в производ­ство. Если при государственном заимствовании общий объем расходов других секторов не уменьшается, то государственное заимствование при­водит к росту общего спроса в экономике. Многое зависит от того, из ка­ких секторов привлекаются средства.

16.Стремление к систематически сбалансированному бюджету ог­раничивает возможности регулирования экономического развития с по­мощью изменения доходов и расходов в зависимости от складывающей­ся конъюнктуры. Более рациональным с позиции обеспечения сбалан­сированности является составление бюджетов с дефицитом во время спадов производства и с профицитом в периоды инфляции. Иначе гово­ря, бюджет должен балансироваться не ежегодно, а на циклической ос­нове. В условиях спада производства необходимо снижать налоги и по­вышать расходы, увеличивая таким образом дефицит бюджета. В период экономического подъема, способствующего инфляции, следует, наобо­рот, повышать налоги и сокращать государственные расходы, добиваясь положительного сальдо бюджета и используя его для погашения государственного долга. В целом за экономический цикл суммы дефицита и про­фицита примерно уравниваются. Этот механизм использует воздействие встроенных стабилизаторов.

С позиции концепции функциональных финансов, согласно которой центральной задачей государственных финансов является макроэконо­мическое стимулирование развития производства, цель должна дости­гаться, даже если для этого потребуется составлять бюджет с дефицитом. Это увеличивает совокупный спрос, способствует росту производства и налоговых поступлений в бюджет. При этом средства, привлекаемые для покрытия дефицита бюджета, предпочтительнее направлять на цели экономического развития. Считается, что выгоды, получаемые страной от экономического роста, перевешивают минусы, связанные с дефицитов бюджета и ростом государственного долга. При этом бюджетные пробле­мы незначительны по сравнению с потерями экономики, которые могли иметь место в случае отказа от мер по их предотвращению.

17.Во всех случаях центральной проблемой должна быть не сбалан­сированность бюджета, а содействие экономическому росту. Обеспечение финансовыми ресурсами органов государственного управления и финан­совое регулирование экономического развития — это две стороны одного и того же процесса распределительных отношений в процессе обществен­ного воспроизводства. Наиболее рациональным является балансирование доходов и расходов бюджета на длительной основе в сочетании с нацеленностью государственной бюджетной политики на эффективность экономического развития страны. Критерием эффективности этой поли­тики является общая эффективность экономического развития страны и увеличение доходов и расходов органов государственного управления.

18.Фискальная политика государства, определяемая его действия­ми в области получения доходов, объема и направлений государственных расходов, может быть нацелена на стабилизацию, экономический рост или ограничение деловой активности.

19.При оценке количественного воздействия прироста государст­венных расходов на увеличение равновесного выпуска продукции необ­ходимо учитывать мультипликатор, характеризующий отношение изме­нения равновесного уровня производства, вызванного изменением спро­са, к величине изменения спроса.

20.В реальной экономике существует ряд факторов, смягчающих воздействие изменений совокупного спроса на ВВП. Это так называемые автоматические стабилизаторы. Основными автоматическими стабили­заторами являются подоходный налог, ставки которого увеличиваются с увеличением доходов, и пособия по безработице. В периоды экономиче­ского спада они поддерживают выпуск продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.009 с.)