Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные финансы и их роль в социально-экономическом развитии страны

Поиск

1.Государственные финансы — это финансы сектора государствен­ного управления. В силу этого он участвует в общем кругообороте дохо­дов, расходов, выпуска продукции и формировании активов и пассивов страны.

Потребность в государственных финансах порождается самим фак­том существования государства и необходимостью денежного обеспече­ния выполнения им своих функций. В наиболее общем виде функцией органов государственного управления является проведение государст­венной политики и выполнение государственных задач посредством пре­доставления нерыночных товаров и услуг для их потребления населени­ем и обществом в целом, а также посредством перераспределения дохо­дов и богатства.

Важнейшими направлениями государственного воздействия на со­циально-экономическое развитие посредством государственных финан­сов является политика в области доходов (прежде всего налоговая поли­тика), расходов, способов финансирования дефицита бюджета и управ­ления государственным долгом. Проводимая государством бюджетная политика должна обеспечивать поддержание адекватных экономиче­ским условиям темпов экономического роста, ограничение социального неравенства, эффективность государственных расходов.

2.Государственные финансы традиционно понимались как инстру­мент мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. В этом плане они пред­ставляют собой единый комплекс финансовых операций, с помощью ко­торого органы государственного управления аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы.

Возрастающая сложность разработки и оценки эффективности госу­дарственной политики привела к отказу от рассмотрения финансов толь­ко как категории, рассматривающей движение денежных средств. Была осознана необходимость отражения в государственных финансах пото­ков всех ресурсов, составления балансов государственных активов и пас­сивов и оценки стоимости имущества, находящегося в собственности го­сударства. Это повлекло за собой потребность в интеграции всех потоков ресурсов, с которыми имеют дело органы государственного управления, и построении системы государственных финансов, увязывающей чистую стоимость государственного имущества на начало какого-либо периода с потоками средств в течение планируемого периода и величиной стои­мости этого имущества на конец периода.

Согласно новой трактовке государственных финансов они являются не только инструментом формирования и расходования денежных ресур­сов, но также инструментом, обеспечивающим формирование всех акти­вов и пассивов органов государственного управления, включая нефинан­совые активы и пассивы.

3.Границы сферы государственных финансов определяются кругом институциональных единиц, относящихся к органам государственного управления. Институциональная единица является первичным звеном организации государственных финансов. Она составляет также основу построения системы национальных счетов. Выбор институциональной единицы в качестве первичного звена обусловлен тем, что она располага­ет всей документацией, необходимой для формирования системы нацио­нальных счетов и государственных финансов. В институциональных единицах формируются полные комплекты счетов, позволяющие опре­делять все потоки средств и составлять балансы активов и пассивов. Это создает предпосылки для интеграции потоков средств с данными о на­личии активов и пассивов. Институциональные единицы органов государственного управления — это институциональные единицы, основ­ным видом деятельности которых является выполнение функций госу­дарственного управления. Это означает, что они выполняют функции законодательной, судебной или исполнительной власти.

Финансы государственного управления занимают центральное место общем объеме финансов, которыми распоряжается государство. Вместе с тем наряду с понятием сектора государственного управления существует более широкое понятие государственного сектора. Понятие «государ­ственный сектор» определяется с позиций прав собственности на имуще­ство, а не выполняемых функций. Он включает наряду с институцио­нальными единицами, выполняющими функции государственного, управления, государственные предприятия, занимающиеся производст­вом товаров и услуг, а также государственные финансовые учреждения.

4.Структура государственных финансов определяется двумя основными факторами. Одним из них является форма государственного уст­ройства. Применительно к уровням управления финансы органов власти в федеративных государствах, к которым относится Россия, имеют три уровня. К первому относятся федеральный бюджет и бюджеты федераль­ных внебюджетных фондов. Ко второму — бюджеты субъектов Федера­ции и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фон­дов. К третьему — местные (муниципальные) бюджеты и внебюджетные фонды. В федеративных государствах бюджеты муниципальных органов самоуправления не должны включаться в бюджеты субъектов Федера­ции, а в унитарных — соответственно в государственный бюджет. Другим фактором является выделение в составе государственных финансов бюд­жетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюд­жеты федеральных и региональных органов власти.

Различные государственные институциональные управленческие единицы и их финансы относятся к тому уровню управления, который контролирует и финансирует их деятельность. Общий объем финансо­вых операций сектора государственного и муниципального управления, мобилизации и распределения финансовых ресурсов характеризуется аг­регированными данными всех уровней управления.

5.В соответствии с новым пониманием государственных финансов данные, отражаемые в системе государственных финансов, представляют собой потоки или запасы. Потоки являются денежным выражением всех экономических операций, в которых участвуют институциональные еди­ницы. Запасы — это активы и обязательства, а также чистая стоимость ак­тивов, имеющиеся у институциональных единиц на определенную дату. В системе государственных финансов обеспечивается интеграция пото­ков и запасов. Это означает, что все изменения в запасах вытекают из по­токов средств, являются результатом этих потоков и могут быть полно­стью объяснены ими. В этом плане стоимость любого запаса (имущест­ва), которым располагает институциональная единица, представляет собой накопленную величину влияния всех потоков с момента ее возник­новения.

6.Многие годы считалось, что потоки фактических платежей для го­сударственных финансов представляют основной интерес, так как имен­но они определяют платежеспособность государственных органов и, оказывая воздействие на ликвидность средств всего общества, определяют спрос на товары и услуги в других секторах экономики.

Согласно этой концепции доходы формируются только в результате фактических поступлений средств, расходы представляют собой факти­ческие платежи. Данные формируются на кассовой основе. Кассовый ме­тод определения поступлений денежных средств и платежей — это метод, основанный на учете фактически поступивших и фактически выплачен­ных денежных средств. Он не учитывает причитающихся к получению или полагающихся к выплате, начисленных, но реально не поступивших или не израсходованных средств.

В последние годы подход к определению момента отражения опера­ций в государственных финансах изменился. В 2001 г. Международным валютным фондом было признано, что устойчивость государственных финансов определяется не только платежеспособностью, но еще в боль­шей мере чистой стоимостью государственных активов. Потоки средств, поступающих органам государственного управления и исходящих из не­го, должны вести к увеличению стоимости государственного имущества. В связи с этим в странах мира, и в том числе в России, осуществляется пе­реход к отражению потоков средств в государственных финансах по ме­тоду начислений. Это означает, что они фиксируются на момент созда­ния, передачи или исчезновения экономической стоимости. Обычно при использовании метода начисления потоки отражаются на более ранние моменты времени, чем при учете по кассовому методу. При этом не посту­пившие вовремя средства отражаются как просроченная задолженность, например по основной сумме долга, налогам и т. д. Переход к методу на­числения позволяет получить полное представление об активах и обяза­тельствах бюджетной системы. Появляется также возможность сопос­тавления себестоимости услуг, оказываемых государством, с затратами на приобретение аналогичных услуг на рынке.

7.В государственных финансах в традиционном понимании отража­ются потоки денежных средств. Соответственно государственные фи­нансы базируются на операциях, отражающих денежные потоки. В них не отражаются операции, в которых присутствуют потоки товаров и услуги, потоки обязательств. Система государственных финансов в ее но­вом понимании существенно отличается от уходящей в прошлое тради­ционной системы. Уточнены границы сектора государственных финан­сов. На основе перехода от кассового метода отражения потоков к методу начислений осуществлена интеграция денежных операций органов госу­дарственного управления с проводимыми ими операциями, не носящими денежного характера. Активы и обязательства оцениваются по рыночной стоимости. Решается задача увязки потоков средств с наличием активов пассивов на начало и конец периода. Достигнуто сближение системы государственных финансов с системой национальных счетов. Переход к новой системе является сложным процессом, занимающим несколько лет. Многие положения традиционной системы сохраняются и в новой системе. В связи с этим существует потребность в использовании как тра­диционных, так и новых подходов к формированию государственных финансов.

8.Важной составной частью новой финансовой системы являются финансовые документы, характеризующие изменения запасов (государ­ственного имущества) в связи с потоками. Данные таких документов ха­рактеризуют: операции органов государственного управления; другие экономические потоки; баланс активов и пассивов; источники и исполь­зование денежных средств.

Операции органов государственного управления представляют со­бой изменения в запасах в результате взаимосвязанных действий инсти­туциональных единиц. При этом одна единица может выступать в двух экономических ролях. Так, в связи с потреблением основного капитала она выступает и как владелец основных фондов, и как потребитель услуг, производимых с помощью основного капитала. Данные об операциях ор­ганов государственного управления характеризуют доходы, расходы, чистое приобретение нефинансовых активов и чистое принятие обяза­тельств. Их формирование предполагает наличие данных, определенных по методу начислений. Вместе с тем в целях обеспечения текущих плате­жей и выявления фактической платежеспособности органов государственного управления на основе наличных средств сохраняется потреб­ность в получении и расходовании собственно денежных средств. Для этого формируются данные об источниках и использовании денежных средств. Понятие денежных средств включает денежную наличность и эквиваленты денежных средств. К денежной наличности относятся банкноты, монеты и депозиты до востребования в банках и других фи­нансовых учреждениях. Эквиваленты денежных средств — это высоко­ликвидные вложения, легко превращаемые в деньги, а также овердраф­ты. Движение денежных средств при определении источников денежных средств и их использовании фиксируется по кассовому методу учета.

«Другие экономические потоки» характеризуют потоки, не являю­щиеся результатом государственных операций. К ним относятся измене­ния в стоимости или объемах активов, обязательств и чистой стоимости активов. Изменения в стоимости активов, обязательств и чистой стои­мости активов, происходящие в результате изменения цен, — это хол­динговая прибыль. Ее называют также приростом капитала. К образова­нию холдинговой прибыли приводит также изменение валютного кур­са, поскольку при этом меняется оценка финансовых требований и обязательств, выраженных в иностранной валюте. Изменения величины активов могут быть также следствием катастроф (наводнений, земле­трясений, войн, пожаров), списания кредиторами безнадежных долгов и других событий.

Баланс активов и пассивов — это баланс, характеризующий стои­мость активов, находящихся в собственности органов государственного управления и финансовых требований к ним со стороны институцио­нальных единиц других секторов экономики. Общая стоимость активов, являющихся собственностью органов государственного управления, оп­ределяется как разность активов и пассивов. Она характеризует величи­ну принадлежащего им имущества, накопленного в результате деятель­ности за все прошедшие периоды. Стоимость активов в каждый данный момент определяется как их рыночная стоимость, т. е. на основе цены, ко­торую пришлось бы за него уплатить на дату стоимостной оценки.

Владение активами приносит их владельцам экономические выгоды. Они выполняют функцию средства накопления, приносят доходы от соб­ственности в виде процентов, дивидендов, арендных платежей и выгоды от использования зданий, оборудования в процессе производства и ока­зания услуг (например, административных зданий и офисного оборудо­вания). Изменение чистой стоимости активов является количественным показателем степени устойчивости деятельности в налогово-бюджетной сфере.

9.Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с соци­ально-экономической политикой государства. В процессе бюджетного планирования определяются финансовая политика, объем финансовых ресурсов, аккумулируемых в бюджете, источники поступлений средств, объем и направления расходов, величина дефицита бюджета, объемы и источники внешних и внутренних заимствований для его покрытия, ве­личина государственного долга и расходы на его обслуживание.

Бюджетное планирование влияет на распределительные процессы в экономике. От него, в частности, зависят масштабы и пропорции пере­распределения доходов предприятий различных форм собственности, секторов и отраслей экономики, размеры их накоплений, величина подо­ходного налога, поступающего из доходов населения, доля поступлений от предприятий и населения в доходах бюджета. Одной из острых про­блем финансовой политики и бюджетного планирования России являет­ся определение пропорций федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в общем объеме доходов и расходов консолидированного бюджета.

10.Система финансовых планов по длительности их действия вклю­чает годовые финансовые планы, перспективные (среднесрочные) финансовые планы и долгосрочные финансовые планы (бюджетные прогнозы). Годовые финансовые планы представляют собой финансовые планы на предстоящий год. Перспективный финансовый план разрабатывается на три года (включая очередной финансовый год) и ежегодно корректируется с учетом уточненного среднесрочного прогноза социаль­но-экономического развития, при этом плановый период сдвигается на один год вперед. Он позволяет увязывать годовое финансовое планиро­вание со среднесрочным. Долгосрочный финансовый план (бюджетный прогноз) составляется в целях определения налогово-бюджетной поли­тики на более длительный период. Бюджетное прогнозирование осуществляется в целях определения возможного состояния бюджета в пер­спективе, оценки тенденций и закономерностей изменений, существую­щих альтернатив. На основе социально-экономического и бюджетного прогнозов осуществляется выбор наиболее благоприятного варианта развития страны или региона.

11.Бюджетный процесс представляет собой деятельность по состав­лению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и его утверждению. Бюджетный про­цесс в Российской Федерации регламентируется Бюджетным кодексом, в котором: определены участники бюджетного процесса и их полномо­чия, порядок составления проектов бюджета, его рассмотрения и утвер­ждения, установлен порядок его исполнения, составления и утверждения отчета об исполнении и финансового контроля.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.009 с.)