Формирование муниципальных финансов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование муниципальных финансов



В теории муниципальных финансов выделяются следующие основные элементы (звенья):

1) средства местного бюджета;

2) муниципальные внебюджетные фонды;

3) муниципальный кредит (долг органа власти, включая муници­пальный заем, и задолженность перед органом власти);

4) муниципальная собственность (финансы муниципальных пред­приятий);

5) другие финансовые фонды и активы, находящиеся в распоряже­нии местных органов власти.

В муниципальной собственности могут находиться: 1) земля, воды, недра, леса, животный и растительный мир и другие подобные объекты; 2) имущество местных органов власти; 3) средства муниципальных вне­бюджетных фондов; 4) жилой фонд; 5) местные пути сообщения, комму­никации и средства связи; 6) различные объекты производственной и со­циальной инфраструктуры.

В состав муниципальной собственности были включены (ст. 29):

— средства местного бюджета;

— муниципальные внебюджетные фонды;

— имущество органов местного самоуправления;

— муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

— муниципальные предприятия и организации;

— муниципальные банки и другие финансово-кредитные организа­ции;

— муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

— муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

— другое движимое и недвижимое имущество.

К собственным доходам бюджета были отнесены:

1) местные налоги и сборы, установленные в соответствии с феде­ральным законодательством;

2) другие собственные доходы местных бюджетов:

— доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

— не менее 10% доходов от приватизации государственного имуще­ства, находящегося на территории муниципального образования, прово­димой в соответствии с государственной программой приватизации;

— доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;

— платежи за пользование недрами и природными ресурсами, уста­новленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лоте­рей;

— штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соот­ветствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

— государственная пошлина, установленная в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации;

— не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций);

— подоходный налог с физических лиц, занимающихся предприни­мательской деятельностью без образования юридического лица;

3) доли федеральных налогов (налога на добавленную стоимость; ак­цизов; налога на прибыль организаций; налога с доходов физических лип), распределенных между бюджетами разных уровней и закреплен­ных за муниципальными образованиями на постоянной основе.

к вопросам местного значения, касающимся всех видов муници­пальных образований, отнесены:

— формирование, утверждение, исполнение соответствующего бюд­жета, контроль за его исполнением;

— установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

— владение, пользование и распоряжение имуществом, находящим­ся в муниципальной собственности;

— содержание и строительство автомобильных дорог общего поль­зования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных ин­женерных сооружений вне границ соответствующих территорий, за ис­ключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

— создание условий для предоставления транспортных услуг насе­лению и организация транспортного обслуживания населения;

— участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычай­ных ситуаций на территории муниципального района;

— организация предоставления общедоступного и бесплатного на­чального общего, основного общего, среднего (полного) общего образо­вания по основным общеобразовательным программам, организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бес­платного дошкольного образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

— территориальное зонирование земель, изъятие земельных участ­ков для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель территорий, ведение ка­дастра землеустроительной и градостроительной документации;

— содержание на соответствующей территории мест захоронения, организация ритуальных услуг;

— организация библиотечного обслуживания населения;

— другие вопросы местного значения.

Некоторые вопросы отнесены к предметам ведения только одного или двух видов муниципальных образований или разграничены между ними. К предметам ведения городских округов и поселений отнесены:

— обеспечение малоимущих граждан, проживающих на соответствующей территории, и нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательство организация строительства и содержания муниципального жилищного' фонда, создание условий для жилищного строительства;

— обеспечение первичных мер пожарной безопасности;

— создание условий для организации досуга и обеспечения населе­ния услугами организаций культуры;

— охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на соответст­вующих территориях;

— обеспечение условий для развития на соответствующей террито­рии массовой физической культуры и спорта;

— создание условий для массового отдыха населения и организация обустройства мест его массового отдыха;

— организация благоустройства и озеленения соответствующей тер­ритории, использования и охраны лесов, расположенных на соответст­вующей территории.

ЛЕКЦИЯ 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

 

Государственные внебюджетные фонды представляют собой эле­мент системы государственных финансов, теснейшим образом связан­ный с бюджетной системой страны. Прежде всего их объединяет еди­ный источник финансовых ресурсов — национальный доход. Государство аккумулирует часть национального дохода и осуществляет перераспреде­ление сформированных финансовых ресурсов между отраслями и сек­торами экономики, а также между отдельными слоями и группами населения.

ЛЕКЦИЯ 6.ФИНАНСЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

 

Переход России к рынку сопровождается быстрым изменением сис­темы ее законодательства. Без знания его основ успешная предприни­мательская деятельность невозможна. Юридической базой предприни­мательства России является Гражданский кодекс РФ. Правильно вы­бранная организационно-правовая форма предприятия — основа продуктивной и долговременной работы предприятия.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность могут вести: отдельные физические лица (граждане) без об­разования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и юридические лица. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производст­венных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими орга­низациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финанси­руемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

ЛЕКЦИЯ 7.ФИНАНСЫ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ)

 

1.Финансы коммерческих организаций — это экономическая кате­гория, которая выражает отношения, связанные с формированием, рас­пределением и использованием денежных ресурсов организаций для осу­ществления их хозяйственной деятельности. Финансы коммерческих ор­ганизаций являются составной частью финансовой системы государства, занимая определяющее положение в структуре финансовой системы, так как именно на их уровне формируется преобладающая масса финансо­вых ресурсов страны и начинаются процессы распределения и перерас­пределения стоимости.

2.Финансовые ресурсы предприятия — это денежные средства, имеющиеся в его распоряжении, которые используются для осуществле­ния текущих затрат, инвестиций, выполнения финансовых обязательств. Финансовые ресурсы формируются за счет собственных и привлеченных источников.

3.Финансовые ресурсы, задействованные в финансово-хозяйствен­ной деятельности организации, составляют ее капитал. Другими слова­ми, капитал организации — это значительная часть финансовых ресурсов организации, направляемая в текущую, финансовую и инвестиционную деятельность в целях получения прибыли. Капитал является главной экономической базой создания и функционирования коммерческой ор­ганизации, характеризует вложенные в нее для обеспечения функциони­рования и получения прибыли имущественные ценности и денежные средства. Под общим понятием «капитал организации» обычно понима­ют различные его виды, которых достаточно много.

4.В процессе функционирования организации основными источни­ками финансовых ресурсов являются доходы. Доходы организации в за­висимости от их характера, условий осуществления и направлений дея­тельности подразделяются на доходы по обычным видам деятельности и прочие доходы, к которым относятся операционные, вне реализацион­ные и чрезвычайные доходы. В составе доходов по обычным видам дея­тельности выделяется выручка от продажи продукции и товаров, а также выручка, связанная с поступлениями за выполненные работы и оказанные услуги. Основными направлениями использования финансовых ресурсов коммерческих организаций являются расходы по обычным видам деятель­ности и прочие расходы (операционные, вне реализационные и чрезвычай­ные). К расходам по обычным видам деятельности относятся те из них, ко­торые связаны с изготовлением и продажей товаров (выполнением работ, оказанием услуг): пополнение оборотных средств, оплата услуг и работ, оплата труда, уплата налогов, платежей во внебюджетные фонды.

5.Обобщающим показателем хозяйственной деятельности органи­зации является прибыль. Можно сказать, что прибыль предприятия — это величина, на которую за определенный период возрастает объем соб­ственных средств организации, а убыток — это величина, на которую за определенный период уменьшается объем собственных средств органи­зации. В наиболее общем виде прибыль — это превышение общей суммы доходов над общей суммой расходов организации. Можно выделить не­сколько подходов к определению прибыли. Так, существуют понятия «экономическая прибыль», «бухгалтерская прибыль», «налогооблагае­мая прибыль».

6.Условием непрерывности производства является возобновление его производственных фондов. По характеру участия в процессе произ­водства производственные фонды подразделяются на основные и обо­ротные. Основные производственные фонды, как правило, многократно участвуют в производственном процессе и переносят свою стоимость на готовый продукт по частям по мере накопления амортизации. Оборотные фонды участвуют только в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на изготавливаемый продукт.

7.Одним из условий эффективного управления организацией при рыночной экономике является анализ ее финансового состояния. Фи­нансовое состояние организации характеризуется совокупностью пока­зателей, отражающих процесс формирования и использования ее финан­совых средств. Информационной базой для проведения анализа финан­сового состояния предприятия служит финансовая отчетность. В первую очередь это Бухгалтерский баланс (форма № 1), Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложения к балансу (форма № 5). Практика анализа финансо­вого состояния выработала основные методы его проведения. К таким методам относятся: горизонтальный (динамический) анализ — сравне­ние показателей отчетного периода с предыдущими периодами; верти­кальный (структурный) анализ — определение структуры финансовых показателей с выявлением влияния каждого показателя на результат в целом; трендовый анализ — сравнение отдельных позиций отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и особенностей отдельных периодов; анализ относительных показателей (коэффициентов) — определение отношения одних абсолютных показа­телей к другим; факторный анализ — анализ влияния отдельных факто­ров на результативный показатель.

ЛЕКЦИЯ 8.ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Россий­ской Федерации» к малым предприятиям относятся коммерческие орга­низации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов Фе­дерации, общественных и религиозных организаций (объединений), бла­готворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъекта­ми малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспор­те — 100 чел.; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 чел.; в оптовой торговле — 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслужи­вании населения — 30 чел.; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел.

2.За 1998—2003 гг. число малых предприятий увеличилось на 2,6%, численность работников — на 19,7%, инвестиции в основной капитал — в 3,1 раза. При этом объем выпускаемой продукции и оказанных работ и услуг возрос в 6,4 раза, что свидетельствует о повышении производи­тельности труда в данной сфере экономики.

3.С 1 января 2003 г. для малых предприятий введены специальные налоговые режимы в соответствии с гл. 262 «Упрощенная система нало­гообложения» и гл. 263 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового ко­декса Российской Федерации. Данные главы были приняты Федераль­ным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений и до­полнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу актов законодательства Россий­ской Федерации о налогах и сборах».

4.Федеральные органы исполнительной власти и органы исполни­тельной власти субъектов Федерации осуществляют меры по расшире­нию участия субъектов малого предпринимательства в экспортно-им­портных операциях, реализации программ и проектов в области внешне­экономической деятельности и в международных выставках и ярмарках.

Размер, порядок и условия компенсации расходов, связанных с поддерж­кой внешнеэкономической деятельности, устанавливаются договором между малым предприятием и соответствующим государственным или муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства.

5.Основной причиной трудностей, с которыми малые предприятия сталкиваются при получении средств в коммерческих банках, является их неспособность предоставить достаточное доказательство того, что деньги будут возвращены. Финансисты работают в условиях риска и принимают обоснованные решения о степени риска, на который они готовы пойти за определенное ожидаемое вознаграждение. Когда они кредитуют малые предприятия, риск считается относительно большим, поэтому под прием­лемые уровни риска требуется равноценное обеспечение. Однако нередко у малых предприятий просто нет достаточного и качественного обеспече­ния, которое они могли бы предоставить коммерческим банкам.

 

ЛЕКЦИЯ 9. СТРАХОВАНИЕ

 

Страхование является совокупностью экономических отношений, возникающих на основе замкнутого безвозвратного перераспределения финансовых ресурсов во времени и пространстве по поводу формирова­ния страхового фонда и его использования для возмещения вероятного ущерба, нанесенного экономическим субъектам в результате непредви­денных неблагоприятных событий. Страхование как институт финансо­вой и социальной защиты является частью кредитной системы Россий­ской Федерации.

Юридической основой регламентации отношений в процессе страхо­вания является договор страхования, в рамках которого одна из сторон (страховщик) принимает на себя значительный страховой риск от другой стороны (страхователя), соглашаясь компенсировать потери страховате­лю, если оговоренное неопределенное событие в будущем (страховое со­бытие) окажет неблагоприятное влияние на страхователя.

Страхование в целом отражает уровень развития экономики, но в еще большей степени уровень доходов населения. Чем он выше, тем больше людей думают о своем будущем и пытаются застраховать свои личные, имущественные и финансовые риски. Потенциал развития страхования в России очень высок и оценивается ростом в 9—12% в год. Следователь­но, произойдет увеличение доли страховых резервов по отношению к ВВП (по результатам 2003 г. она составляла 1,6%).

Перспективным направлением для западных инвесторов на рынке страхования является страхование жизни в силу не только его неразвито­сти, но и большого потенциала роста, который оценивается в 60 млрд. долл. США. Присутствие иностранных компаний в совокупном устав­ном капитале всех страховых компаний на конец 2004 г. оценивалось в 3-4%, поэтому в сложившихся условиях они не представляют серьез­ной конкуренции для российских страховых компаний.

 

ЛЕКЦИЯ 10.ФИНАНСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Некоммерческой организацией признается организация, не имею­щая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Неком­мерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управлен­ческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций.

 

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.035 с.)