Функция финансовой системы страны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функция финансовой системы страны



Функция финансовой системы страны

 

1.В процессе производства, распределения и перераспределения ва­лового внутреннего продукта образуются и расходуются фонды денеж­ных средств субъектов хозяйствования. Эти денежные средства, рассмат­риваемые в процессе их образования и движения, образуют финансы субъектов экономической деятельности. Финансы обеспечивают моби­лизацию средств хозяйствующими субъектами всех секторов экономики для осуществления экономической деятельности и органами государст­венной и муниципальной власти для реализации своих функций. С помо­щью целого комплекса операций финансы аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы.

Фонды аккумулируемых денежных средств в процессе их образова­ния и расходования являются носителями финансовых отношений. Субъектами финансовых отношений являются юридические и физиче­ские лица и органы государственного и муниципального управления.

2.Финансовая система страны представляет собой совокупность финансов всех институциональных единиц и секторов экономики в их взаимодействии между собой и институциональными единицами других стран. Составными частями финансовой системы являются финансы не­финансовых предприятий, финансовых учреждений, органов государст­венного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих до­машние хозяйства, и домашних хозяйств.

3.Финансы выполняют распределительную и контрольную функ­ции. Распределительная функция финансов обеспечивает процесс фор­мирования у экономических единиц доходов, образующихся в процессе производства, и их перераспределения на разных стадиях воспроизводст­венного процесса. На ее основе реализуется основное назначение финан­сов — обеспечение субъектов экономической деятельности (предпри­ятий, органов государственного и муниципального управления, домаш­них хозяйств и др.) финансовыми ресурсами в виде фондов денежных средств, необходимых для их деятельности. Реализация этой функции означает определение источников получения средств и осуществление мер по их фактическому поступлению в денежные фонды. В итоге всех перераспределительных процессов институциональные единицы всех секторов экономики образуют фонды денежных средств, которыми они располагают для использования на нужды потребления и накопления без расходования ранее имевшихся денежных средств, реализации финансо­вых и нефинансовых активов или привлечения средств на основе приня­тия долговых обязательств.

Финансовый контроль — это контроль за образованием и расходова­нием финансовых ресурсов всех субъектов экономической деятельности. Его задачей является обеспечение интересов и законных прав экономиче­ских субъектов в процессе формирования и расходования фондов денеж­ных средств. Он осуществляется во всех секторах экономики, включая предприятия, финансовые учреждения, органы государственной власти и некоммерческие организации, причем на всех стадиях воспроизводства. Важными элементами финансового контроля являются оценка финансового состояния экономических субъектов, их платежеспособности, выра­ботка рекомендаций, направленных на улучшение финансового состоя­ния.

4. При всем многообразии роли финансов в развитии экономики ее обычно сводят к двум основным направлениям: финансовое обеспечение расширенного воспроизводства и обеспечение финансового регулирова­ния развития экономики. Финансовое обеспечение воспроизводства предполагает формирование денежных ресурсов для покрытия затрат по производству и реализации товаров и услуг, расширению и технологиче­скому развитию производства. Образующиеся в различных секторах эко­номики фонды денежных средств обеспечивают не только развитие про­изводства, но и являются источником средств для решения социальных задач, повышения уровня жизни населения и развития человеческого ка­питала.

Сбалансированное пропорциональное развитие производства дости­гается в процессе его экономического, в том числе финансового, регули­рования. Основой регулирования являются объективные законы рынка, рыночная конкуренция. Согласование интересов и настройка субъектов рыночной экономики осуществляются, прежде всего, на основе саморе­гулирования рынка и использования финансовых отношений для пере­распределения денежных ресурсов между различными субъектами хозяйствования. Регулирующие механизмы предприятий сами по себе не обеспечивают оптимального распределения и использования финансо­вых ресурсов. В связи с этим и по ряду других обстоятельств в рыночном хозяйстве существенную роль играет государственное регулирование экономики, в том числе регулирование финансовых ресурсов. Государст­венное регулирование позволяет согласовывать интересы частного предпринимательства с интересами общества в целом. Государственное регу­лирование в области финансов, так же как и в других сферах экономики, является не только необходимым, но и неизбежным. Вместе с тем следует учитывать, что его направления и масштабы имеют объективно обуслов­ленные границы. Чрезмерное вмешательство государства чревато ослаб­лением экономических стимулов, утратой обоснованных критериев оценки ситуации, снижением эффективности экономики.

 

Управление финансами

1. Управление финансами представляет собой процесс целенаправ­ленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на фи­нансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финанса­ми имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

2. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятель­ности органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эф­фективности принятых управленческих решений. Данный контроль осу­ществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помога­ет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста фи­нансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного ис­пользования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плано­вой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законо­дательства.

3. Формируемые рыночные условия хозяйствования требуют посто­янного совершенствования механизма управления финансами на мак­ро- и микроуровне, разработки новых, все более современных методов управления финансами. Это совершенствование должно быть направлено на обеспечение финансовой самостоятельности административно-терри­ториальных образований, финансовую устойчивость субъектов хозяйст­вования, их финансовую активность, создание необходимых условий для стабильного развития экономики.

4. Финансовая политика представляет собой совокупность целена­правленных мер государства в области управления финансами в целях определения наиболее эффективных, отвечающих современным услови­ям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономи­ческой политики государства. Это деятельность государства, предпри­ятия по целенаправленному использованию финансов. Содержание фи­нансовой политики включает: выработку концепций развития финансов, определение основных направлений их использования и разработку мер, направленных на достижение поставленных целей. Финансовая полити­ка — это самостоятельная сфера деятельности государства в области фи­нансовых отношений.

 

ЛЕКЦИЯ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ

Бюджетный федерализм

 

1.Межбюджетные отношения — это отношения между органами го­сударственной власти на различных уровнях, органами местного само­управления по поводу формирования и использования бюджетных средств и обеспечения бюджетного процесса. Межбюджетные отноше­ния проявляются как функционирование многоуровневой бюджетной системы, в которой каждый уровень власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных пол­номочий. Основные проблемы совершенствования межбюджетных отно­шений сконцентрированы в сфере упорядочения и разграничения бюд­жетных полномочий органов власти (правовой аспект) и соответственно в сфере распределения бюджетных и налоговых полномочий. Следова­тельно, ключевым звеном в конституционной модели бюджетного феде­рализма является механизм реализации бюджетных и налоговых полно­мочия Федерации и ее субъектов. С одной стороны, они взаимно ограни­чивают полномочия центра и регионов, а с другой — устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость, предопределяют единство бюджетной и налоговой систем.

2.Бюджетный федерализм выступает как форма организации межбюджетных отношений в федеративном государстве. В российской эко­номической системе бюджетный федерализм является адекватной фор. мой осуществления межбюджетных отношений. Он прежде всего являет­ся формой финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ре­сурсов. Поэтому в самом простом виде бюджетный федерализм выражает системно организованную совокупность денежных потоков между субъ­ектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов с целью предоставления населе­нию общественных благ.

3.Взаимодействие бюджетов — это отношения, складывающиеся в процессе возникновения денежных потоков и финансовых ресурсов, их регулирование и использование по конечному адресному назначению в соответствии с бюджетной классификацией и росписью бюджетных расходов, определяемых ежегодно принимаемыми законами о федераль­ном, региональных и местных бюджетах. В процессе взаимодействия бюджетов сначала разделяются финансовые ресурсы (налоговые пото­ки), которые направляются по соответствующим каналам на формирова­ние федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, затем ре­гулируется их поток юридическим и физическим лицам. В ходе взаимо­действия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей социаль­но-экономической, в том числе бюджетно-налоговой, политики.

Центральные банки

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Рикс-банк в 1668 г.), но повсеместное распространение и со­временное значение они приобрели только в последние десятилетия.

Центральный банк сегодня является ключевым эле­ментом финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет ос­нову всего государственного регулирования экономики.

Существенная степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определя­ются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности прави­тельства пользоваться средствами ЦБ.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, должна главным обра­зом воздействовать на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих целей позво­ляет добиться стабильности экономического роста, уста­новить низкий уровень безработицы и инфляции.

Функция эмиссии банкнот является старейшей и од­ной из наиболее важных функций центрального банка.

Регулирование совокупного денежного оборота осу­ществляется посредством различных мер. Основными инструментами денежно-кредитной политики централь­ного банка являются:

— установление минимальных резервных требований;

— регулирование официальной учетной ставки;

— операции на открытом рынке.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от тех целей, кото­рые решает центральный банк на том или ином этапе развития страны.

Изменение норм резервных требований представляет собой один из старейших и наиболее распространенных методов регулирования. Обязательные резервы разме­щаются на счетах в центральном банке и других кредитно-банковских учреждениях.

Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам.

В результате проведения центральным банком опера­ций на открытом рынке увеличивается (при покупке цен­ных бумаг) или уменьшается (при продаже ценных бу­маг) объем собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.

Наиболее широко распространены в зарубежных странах такие меры административного воздействия, как регулирование уровня процентных ставок коммерческих банков, объемов кредитов, направления портфельных инвестиций.

Рефинансирование центральным банком коммерче­ских банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, — важное направление деятельности ЦБ.

Центральный банк является проводником валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических по­зиций страны.

Регулирование кредитно-банковских институтов — это система мер, посредством которых государство через центральный банк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизи­рующие процессы в банковском секторе.

Контроль за работой банков проводится с целью обес­печить устойчивость отдельных банков и предусматрива­ет целостный и непрерывный надзор за осуществлением каждым банком его деятельности в соответствии с дейст­вующим законодательством и инструкциями.

Центральный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам на проведение банковских опера­ций. Лицензирование является средством, с помощью которого ЦБ определяет возможности создаваемых кре­дитных институтов, позволяющие им осуществлять бан­ковскую деятельность.

Важный этап надзорной деятельности — дистанцион­ный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль за отчетностью позволяет органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспо­собности банков, их банкротство.

 

Коммерческий банк

Банк — посредник в сфере денежного обращения. Он перемещает денежные средства от продавцов к покупа­телям, осуществляя при этом обмен долговых обяза­тельств на долговые требования с фиксированной суммой долга.

Банк — кредитная организация, которая имеет исклю­чительное право проводить в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады, размеще­ние указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, а также открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности.

По способу формирования уставного капитала банки делятся на акционерные (открытого или закрытого типа) и паевые.

Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акцио­нерным обществом.

Коммерческий банк работает в пределах реально имеющихся ресурсов в условиях рыночных отношений с клиентами. Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддержание своей лик­видности, банк может только в том случае, если обладает высокой степенью экономической самостоятельности при полной экономической ответственности за результа­ты деятельности при условии регулирования его дея­тельности косвенными экономическими методами. Весь риск от своих операций банк берет на себя.

Государство определяет «правила игры» для коммер­ческих банков, но не может давать им приказов.

Порядок открытия, регистрации и ликвидации ком­мерческих банков на территории РФ определен законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР», в соот­ветствии с которым действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности. Все операции банков могут производиться только на основании специ­альной лицензии ЦБР. В лицензии указываются сроки ее действия, условия их продления, возможность внесения в нее поправок или ее аннулирования. В особом порядке выдаются лицензии на открытие на территории РФ бан­ков с участием иностранных инвестиций.

Уставный капитал банков формируется путем выпуска и реализации акций. Акционерные банки могут выпускать обыкновенные и привилегированные акции. Владелец акций имеет право на часть полученной банком прибыли — дивиденды. В случае ликвидации эмитента владелец акций имеет право на часть имущества эмитента, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов и владельцев привилегированных акций, в объеме, пропорциональном доле имеющихся у него акций в уставном капитале банка.

Владелец акции имеет право голоса на общем собра­нии акционеров, участия в выборах органов управления и ревизионной комиссии.

Порядок выпуска акций банка, создаваемого при раз­делении или выделении банка, а также порядок и условия конвертации акций реорганизуемого банка, создаваемого путем разделения, определяется советом директоров (на­блюдательным советом) реорганизуемого банка и утвер­ждается его общим собранием.

Оплата акций банка при его учреждении производится его учредителями по номинальной стоимости.

Увеличение уставного капитала банка может осуще­ствляться путем повышения номинальной стоимости уже размещенных акций или размещения дополнительных акций. Решение об этом принимается общим собранием акционеров банка.

Выпуск акций для увеличения уставного капитала ак­ционерного банка может осуществляться лишь после пол­ной оплаты акционерами всех ранее выпущенных банком акций.

Регистрация выпуска акций должна сопровождаться проспектом эмиссии при условии: либо число акционе­ров больше 500, либо общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

К исключительной компетенции общего собрания ак­ционеров отнесено утверждение итогов эмиссии. Проспект эмиссии состоит из трех разделов. В первом разделе приводится информация о банке — эмитенте акций, о составе его крупных акционеров, о до­лях их участия в уставном капитале банка.

Второй раздел содержит информацию о финансовом состоянии банка-эмитента.

В третьем разделе приводится информация об уже выпущенных ценных бумагах и полная характеристика вновь выпускаемых акций.

Проспект эмиссии подписывается председателем прав­ления и главным бухгалтером банка. При преобразовании ранее созданного банка из паевого в акционерный или при повторном выпуске акций проспект эмиссии должен быть заверен независимой аудиторской фирмой.

Регистрационные документы первого выпуска акций банка представляются в регистрирующий орган одно­временно с подачей в Банк России других документов, необходимых для государственной регистрации самого банка. Регистрация акций банка происходит после реги­страции банка как юридического лица.

Прекращение деятельности банка происходит в ре­зультате его реорганизации или ликвидации как в добро­вольном, так и в принудительном порядке. Реорганиза­ция может означать слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При реорганизации банка права и обязанности переходят к правопреемникам.

Добровольная ликвидация может быть осуществлена только по решению собрания акционеров при условии платежеспособности банка по своим обязательствам.

Принудительная ликвидация осуществляется по ре­шению ЦБ РФ об отзыве лицензии в случаях, предусмот­ренных Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Решение о создании или лик­видации банка публикуется в периодической печати.

 

4. Правовая основа денежно-кредитной политики. Банк России как орган контроля и регулирования деятельности коммерческих банков

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы ор­ганизации и деятельности Центрального Банка РФ, структура банковской системы России и ее функции, а также виды деятельности коммерческих банков и методы регулирования и контроля их деятельности в целях обес­печения сбалансированности совокупного спроса и пред­ложения определены законами «О центральном банке России» и «О банках и банковской деятельности».

Основными функциями ЦБР являются: эмиссия банк­нот, осуществление денежно-кредитной политики, рефи­нансирование кредитно-банковских институтов, прове­дение валютной политики, регулирование деятельности кредитных институтов, функция финансового агента правительства, организация платежно-расчетных отно­шений.

ЦБР обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег.

Основными инструментами денежно-кредитной поли­тики центрального банка являются: установление мини­мальных резервных требований, регулирование официальной учетной ставки и операции на открытом рынке.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гаранти­рует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой стороны, используется как инструмент денежно-кредитной политики центрального банка.

Другим косвенным инструментом влияния на денеж­но-кредитную политику является регулирование офици­альной учетной ставки Центрального Банка.

Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая уровень официальной учетной ставки, Центральный Банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов ком­мерческих банков.

Операции с ценными бумагами на открытом рынке позволяют: осуществлять заимствование у коммерческих структур, коммерческих банков и населения для правительства через ЦБ РФ временно свободных денег; ис­пользовать государственные ценные бумаги для прове­дения Центральным Банком кредитной политики и на ее основе регулировать общую массу денег в обращении; повышать надежность коммерческих банков, форми­рующих свои активы путем приобретения гарантирован­ных государством ценных бумаг.

Центральный Банк РФ является проводником валют­ной политики, включающей в себя комплекс мероприя­тий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны.

Инструментами валютной политики являются валют­ные интервенции и в определенной степени многие инст­рументы денежно-кредитного регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление ре­зервных требований к банкам и др.). Регулирование валютного курса — важнейшее направление деятельности ЦБ РФ в валютной сфере.

Центральный Банк периодически пересматривает структуру валютных резервов, увеличивая удельный вес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми.

Большое внимание ЦБР уделяет регулированию об­ращения наличной валюты.

Контроль за деятельностью банков проводится с це­лью обеспечить устойчивость отдельных банков и преду­сматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями.

Функция финансовой системы страны

 

1.В процессе производства, распределения и перераспределения ва­лового внутреннего продукта образуются и расходуются фонды денеж­ных средств субъектов хозяйствования. Эти денежные средства, рассмат­риваемые в процессе их образования и движения, образуют финансы субъектов экономической деятельности. Финансы обеспечивают моби­лизацию средств хозяйствующими субъектами всех секторов экономики для осуществления экономической деятельности и органами государст­венной и муниципальной власти для реализации своих функций. С помо­щью целого комплекса операций финансы аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы.

Фонды аккумулируемых денежных средств в процессе их образова­ния и расходования являются носителями финансовых отношений. Субъектами финансовых отношений являются юридические и физиче­ские лица и органы государственного и муниципального управления.

2.Финансовая система страны представляет собой совокупность финансов всех институциональных единиц и секторов экономики в их взаимодействии между собой и институциональными единицами других стран. Составными частями финансовой системы являются финансы не­финансовых предприятий, финансовых учреждений, органов государст­венного управления, некоммерческих организаций, обслуживающих до­машние хозяйства, и домашних хозяйств.

3.Финансы выполняют распределительную и контрольную функ­ции. Распределительная функция финансов обеспечивает процесс фор­мирования у экономических единиц доходов, образующихся в процессе производства, и их перераспределения на разных стадиях воспроизводст­венного процесса. На ее основе реализуется основное назначение финан­сов — обеспечение субъектов экономической деятельности (предпри­ятий, органов государственного и муниципального управления, домаш­них хозяйств и др.) финансовыми ресурсами в виде фондов денежных средств, необходимых для их деятельности. Реализация этой функции означает определение источников получения средств и осуществление мер по их фактическому поступлению в денежные фонды. В итоге всех перераспределительных процессов институциональные единицы всех секторов экономики образуют фонды денежных средств, которыми они располагают для использования на нужды потребления и накопления без расходования ранее имевшихся денежных средств, реализации финансо­вых и нефинансовых активов или привлечения средств на основе приня­тия долговых обязательств.

Финансовый контроль — это контроль за образованием и расходова­нием финансовых ресурсов всех субъектов экономической деятельности. Его задачей является обеспечение интересов и законных прав экономиче­ских субъектов в процессе формирования и расходования фондов денеж­ных средств. Он осуществляется во всех секторах экономики, включая предприятия, финансовые учреждения, органы государственной власти и некоммерческие организации, причем на всех стадиях воспроизводства. Важными элементами финансового контроля являются оценка финансового состояния экономических субъектов, их платежеспособности, выра­ботка рекомендаций, направленных на улучшение финансового состоя­ния.

4. При всем многообразии роли финансов в развитии экономики ее обычно сводят к двум основным направлениям: финансовое обеспечение расширенного воспроизводства и обеспечение финансового регулирова­ния развития экономики. Финансовое обеспечение воспроизводства предполагает формирование денежных ресурсов для покрытия затрат по производству и реализации товаров и услуг, расширению и технологиче­скому развитию производства. Образующиеся в различных секторах эко­номики фонды денежных средств обеспечивают не только развитие про­изводства, но и являются источником средств для решения социальных задач, повышения уровня жизни населения и развития человеческого ка­питала.

Сбалансированное пропорциональное развитие производства дости­гается в процессе его экономического, в том числе финансового, регули­рования. Основой регулирования являются объективные законы рынка, рыночная конкуренция. Согласование интересов и настройка субъектов рыночной экономики осуществляются, прежде всего, на основе саморе­гулирования рынка и использования финансовых отношений для пере­распределения денежных ресурсов между различными субъектами хозяйствования. Регулирующие механизмы предприятий сами по себе не обеспечивают оптимального распределения и использования финансо­вых ресурсов. В связи с этим и по ряду других обстоятельств в рыночном хозяйстве существенную роль играет государственное регулирование экономики, в том числе регулирование финансовых ресурсов. Государст­венное регулирование позволяет согласовывать интересы частного предпринимательства с интересами общества в целом. Государственное регу­лирование в области финансов, так же как и в других сферах экономики, является не только необходимым, но и неизбежным. Вместе с тем следует учитывать, что его направления и масштабы имеют объективно обуслов­ленные границы. Чрезмерное вмешательство государства чревато ослаб­лением экономических стимулов, утратой обоснованных критериев оценки ситуации, снижением эффективности экономики.

 

Управление финансами

1. Управление финансами представляет собой процесс целенаправ­ленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на фи­нансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финанса­ми имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

2. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятель­ности органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эф­фективности принятых управленческих решений. Данный контроль осу­ществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помога­ет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста фи­нансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного ис­пользования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плано­вой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законо­дательства.

3. Формируемые рыночные условия хозяйствования требуют посто­янного совершенствования механизма управления финансами на мак­ро- и микроуровне, разработки новых, все более современных методов управления финансами. Это совершенствование должно быть направлено на обеспечение финансовой самостоятельности административно-терри­ториальных образований, финансовую устойчивость субъектов хозяйст­вования, их финансовую активность, создание необходимых условий для стабильного развития экономики.

4. Финансовая политика представляет собой совокупность целена­правленных мер государства в области управления финансами в целях определения наиболее эффективных, отвечающих современным услови­ям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономи­ческой политики государства. Это деятельность государства, предпри­ятия по целенаправленному использованию финансов. Содержание фи­нансовой политики включает: выработку концепций развития финансов, определение основных направлений их использования и разработку мер, направленных на достижение поставленных целей. Финансовая полити­ка — это самостоятельная сфера деятельности государства в области фи­нансовых отношений.

 

ЛЕКЦИЯ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.048 с.)