Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика банка как элемента банковской системы↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
РАЗДЕЛ 1 В Российской Федерации Современные представления о сущности банка, характере его деятельности и роли в экономике во многом определяют содержание и структуру банковского законодательства. Банковское законодательство условно можно разделить на три яруса. На первом ярусе находятся законы всеобщего действия. К их числу относятся, в частности, конституция как главный закон страны, Гражданский кодекс, хозяйственное право. Положения данных законов имеют решающее значение для банка, определяют идеологию его деятельности, место кредитных институтов в народном хозяйстве. Вторым ярусом в системе банковского законодательства выступают законы, относящиеся к регулированию параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность. Подобными законами, к примеру, могут быть законы о бирже, акциях и ценных бумагах, ипотеке, трастах и трастовых операциях, отдельные положения которых прямо относятся и к банкам. Третий ярус содержит два блока: 1) законы о центральном (эмиссионном) банке; 2) законы, регулирующие деятельность отдельных банков. Законы, регулирующие банковскую деятельность, важны, прежде всего, для самих банков. Они определяют законодательные нормы, «коридоры» их функционирования, круг дозволенных и недозволенных операций, порядок лицензирования, ответственности и контроля. Поскольку банковские законы не работают сами по себе, а являются реакцией на экономические и политические события, опираются на законы более общего свойства, деятельность банков приобретает упорядоченный характер с учетом действующей системы в целом. Банковские законы не менее важны и для клиентов банка. Необходимо учитывать, что отношения банка с клиентами происходят напрямую, то есть без посредников, касаются денег, кредита, расчетов в наличной и безналичной формах, весьма специфичны в силу особенностей банковского учета, банковской технологии в целом. С юридической точки зрения клиент банка обладает некоторыми особенностями: § клиентом можно считать лицо, которое поручает какую-либо работу банку; операциями банка в связи с этим являются те, которые проведены от имени клиента; § клиентом банка становится лицо, открывшее в нем счет: депозитный, текущий, расчетный и пр. И в настоящее время зачастую считается, что открытие счета в банке является не только решающим, но и единственным знаком его клиента. Однако постепенно такое толкование сущности клиента перестает бытовать, важными становятся и другие признаки; § клиентом банка то или иное лицо делается в том случае, когда между ним и банком возникают деловые отношения. Юридическое или физическое лицо может не иметь счета в банке, но если оно получает в нем те или иные консультации, например по инвестициям или управлению имуществом, то становится клиентом и банк несет за него ответственность; § клиентом банка может стать другой банк. Классифицировать клиентов банка можно по определенным критериям (см. табл. 3). Под принципами взаимоотношений банка с клиентами следует понимать основы их деятельности, правила, которых им следует придерживаться: § принцип взаимной заинтересованности предполагает сохранение взаимоотношений банка и клиента благодаря компромиссам, уступкам, основанным на реальных возможностях участников сделки; § принцип платности определяется компенсацией эквивалентной оплаты банку за предоставление клиенту кредитных ресурсов или выполненную работу по запросу клиента, а также оплату за депозитные услуги, предоставляемые клиентом банку; § принцип рациональной деятельности основывается на обеспечении непрерывности и ускорении кругооборота; § принцип обеспечения ликвидности состоит не только в том, чтобы сохранить банку собственную ликвидность, но и в том, чтобы обеспечить ликвидность своего клиента, предоставляя ему необходимые платежные средства; § принцип взаимной обязательности требует учета интересов противоположной стороны, выполнения взаимных договоренностей; § принцип доверительных отношений состоит в том, чтобы обеспечить такой стиль отношений, который внушал бы их участникам убежденность во взаимном выполнении принятых обязательств; § принцип ответственности, как правило, носит экономический характер и определяет ответственность банка и клиента друг перед другом за невыполнение принятых договоренностей;
Таблица 3 - Классификация клиентов банка
§ принцип невмешательства определяет границы вмешательства банка и клиента в повседневную деятельность друг друга на основе заключения соглашения между ними (исключение составляют акционеры, обладающие долей в капитале, позволяющей им контролировать работу противоположной стороны); § принцип партнерских отношений основан, в первую очередь, на свободе выбора, как клиентом банка, так и банком клиента. Взаимоотношения партнеров имеют такие свойства, как добросовестность, взаимозаинтересованность, коммерческий характер; § принцип договорных отношений, т.е. все основополагающие банковские операции (кредитные, депозитные и расчетные) оформляются соответствующим договором; § принцип законопослушания заключается в том, что как банк, так и его клиенты ведут свою деятельность с соблюдением установленных законом правил определяющих юридические нормы договоров и контрактов, заключаемых между участниками денежно-кредитных отношений; § принцип дифференцированности связан с развитием отношений банка с клиентами, которые становятся все более многообразными, интенсивными и требуют учета индивидуальных особенностей клиентов. Во взаимоотношениях друг с другом, как банк, так и его клиенты имеют определенные права и обязанности, которые вытекают из договорных отношений, а также определяются банковским законодательством. Права банка, как и всякого юридического лица, охраняются законодательством страны. Он вправе совершать все экономические операции и сделки, определяемые его статусом. Он может при этом делать все, что не запрещает закон и определяется банковским законодательством и нормами, установленными, например, в России Центральным банком Российской Федерации. Коммерческий банк вправе выбирать клиентов, расширять или ограничивать сферу их обслуживания, требовать соблюдения правил, установленных согласно нормам делового оборота и отвечающих сущности денежно-кредитных отношений. Коммерческий банк имеет право получать проценты и комиссию, за исключением тех случаев, установленных договором. При нарушении прав банка, определенных законом и нормативными документами, банк вправе защищать свои требования перед судом. В общем случае банк должен выполнять свои обязательства, вытекающие из его договорных отношений с клиентом: § в случае депонирования средств клиента банк в полной мере несет ответственность за их сохранность и возврат. Обязанность банка - полностью выплатить весь остаток средств по счету клиента; § банк должен выплатить процент согласно заключенному договору; § если между банком и клиентом заключен договор, то банк обязан предоставить ссуду. Если банк решил закрыть ссудный счет, он обязан заблаговременно уведомить об этом своего клиента; § банк обязан сохранять постоянство в манере деятельности, проверять работу юридического лица не реже одного раза в год; § банк обязан выполнять условия банковской тайны. В соответствии с Гражданским кодексом РФ ч. 2, ст. 857 банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. В ФЗ «О банках и банковской деятельности» в ст. 26 говорится, что «в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону». Банковская тайна – это защищаемые кредитной организацией сведения об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также иные сведения, установленные кредитной организацией в их интересах, распространение которых может нанести ущерб клиентам и корреспондентам кредитной организации. На основании ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» можно определить что: § собственником банковской тайны является клиент, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанным объектом; § владельцем банковскойтайны является субъект, осуществляющий владение и пользование указанным объектом и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных Законом. Раскрытие информации допускается толькос согласия клиента, в интересах банка и общественных интересах, в соответствии с законом. Права клиента гарантируются законом: § право на открытие счета; § право на получение назад средств, помещенных на счет в банке; § право на отсрочку платежа; § право клиента в определенных случаях самостоятельно выполнять некоторые банковские операции; § право на участие клиента в совете банка, банковских ассоциациях. Клиенты обязаны соблюдать правила, установленные банком при совершении тех или иных операций, а также: § в процессе кредитования клиент обязуется своевременно представлять достоверную информацию, свой баланс, а при необходимости некоторые расшифровки к отдельным его статьям, информировать о важных изменениях, происходящих в его финансовой, производственной или торговой деятельности; § при проведении расчетных операций клиент должен правильно оформлять расчетные документы; § давать поручения о перечислении платежей клиент обязан только в том случае, если на его расчетном счете имеются достаточные ресурсы, в противном случае между ним и банком должен быть заключен договор об овердрафте, позволяющем осуществлять платежи сверх имеющихся у него собственных средств; § если клиент хочет провести тот или иной платеж, то он обязан, либо сам прийти в банк и на месте заполнить необходимые денежные документы, либо заблаговременно дать банку распоряжение о перечислении определенных сумм со своего счета; § в обязанности клиента входит анализ деятельности банка, которому он доверяет денежные средства и через который проводит платежи. В современном мире происходят важные экономические и политические события, появляются новые рынки и т.д., что неизбежно влияет на банковскую деятельность, позволяет выявить ряд тенденций. Тенденции в области численности и состава клиентов: § возрастание масштабов банковских операций; § увеличение банковского сегмента экономических отношений; § развитие информационных технологий, электронной и компьютерной техники; § изменения в структуре банковской клиентуры; § усиление внимания к клиентам - физическим лицам; § расширение перечня услуг, которыми пользуются клиенты банков. Тенденции в сфере взаимоотношений банков с клиентом: § усиление борьбы за клиента; § рост рисков; § сращивание традиционного банковского продукта с небанковским продуктом; § дифференциация отношений; § упрощение процедуры ведения операций; § повышение ответственности за деятельность банка; § развитие партнерских отношений. В соответствии с характером деятельности клиента, его правовым статусом и правоспособностью банки открывают счета для осуществления расчетных операций, которые могут различаться по назначению, валюте учета, субъектному составу их владельцев, объему осуществляемых операций и другим признакам (см. табл. 4).
Таблица 4 - Классификация счетов клиентов банка
В России заключение договора и порядок открытия счета определяются действующим законодательством: Гражданским и Налоговым кодексами Российской Федерации, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», нормативными документами Банка России и принятыми в соответствии с ними банковскими правилами. В силу своей внутренней природы банковская система в значительно большей мере, чем экономика в целом, подвержена кризисным явлениям, которые могут затрагивать не только финансово неустойчивые банки, но и клиентов, имеющих тесные взаимоотношения с этими банками. Система страхования вкладов позволяет избежать болезненного для банковской системы явления - внезапного и массового изъятия вкладов в случае неблагоприятной экономической конъюнктуры или банкротства, сохранить доверие частных вкладчиков к коммерческим банкам, поскольку в определенной сумме размещенные ими в банке депозиты будут возмещены. Система страхования вкладов - комплекс мер, направленных на защиту вкладов и обеспечивающих их гарантированный возврат в полном объеме (или частично) в случае банкротства кредитного учреждения. В зависимости от задач, которые ставятся перед системой страхования вкладов, можно выделить три разновидности их устройства: 1) системы, действующие в соответствии с нормами страховой деятельности; 2) системы, обладающие большой гибкостью в наборе мер по оздоровлению банка; 3) смешанную систему. Классификация систем страхования (гарантирования) вкладов определяется в зависимости от различных критериев (см. табл. 5).
Таблица 5 - Классификация систем страхования (гарантирования) вкладов
В соответствии с Федеральным законом система страхования вкладов в России является государственной и обязательной. Страхование депозитов осуществляется государственной корпорацией - Агентством по страхованию вкладов, на которое в соответствии с Федеральным законом возложены функции выплаты компенсации вкладчикам обанкротившихся банков. Статус, цель деятельности, функции и полномочия Агентства определяются федеральными законами «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и «О некоммерческих организациях». Основными принципами действия системы являются: § обязательность участия банков в системе; § сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств; § прозрачность деятельности; § накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов. Участниками системы страхования в России являются: § агентство - страховщик; § банки (внесенные в реестр) - страхователи; § вкладчики - выгодоприобретатели и Банк России. Участие коммерческих банков в системе страхования вкладов предполагает наличие разрешения Банка России, при этом процесс вхождения кредитных организаций в систему страхования вкладов проходит несколько организационных этапов: 1 этап - предварительный анализ соответствия банка требованиям к участию; 2 этап - проведение тематической инспекционной проверки; 3 этап - заключительный анализ результатов, включающий pасчет величин всех критериев; 4 этап - вынесение (положительного или отрицательного) заключения. В целях укрепления доверия к банковской системе был принят Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», регулирующий условия выплат Банком России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования вкладов. Действие данного Закона распространяется на правоотношения, возникающие в связи с признанием банкротами банков, не участвующих в системе страхования вкладов, у которых лицензия на совершение банковских операций была отозвана после вступления в силу названного Закона. Согласно указанному Закону Банк России осуществляет вкладчикам указанных банков выплаты по вкладам, аналогичным выплатам по перечню денежных средств, подлежащих страхованию. Выплаты Банк России проводит в отдельности в отношении каждого признанного банкротом банка, не участвующего в системе страхования вкладов, в котором вкладчик имеет вклад. Законом уравниваются права на получение выплат вкладчиками банков, вошедших и не вошедших в систему страхования. Характерными признаками современности являются размывание границ национальных экономик, бурное развитие международной торговли, все чаще производственные связи приобретают наднациональный характер; этому способствует развитие средств связи и транспорта. Финансовые и кредитные организации, обслуживающие товарные и денежные потоки, можно сказать, объединены в общую сеть. Одновременно с позитивными процессами наблюдаются негативные: идет отмывание капиталов, полученных преступным путем, которое имеет международный характер. Поэтому требуются меры противодействия в международном масштабе. Легализация доходов незаконного происхождения представляет серьезную угрозу как для мировой финансовой системы, так и для финансовых систем государств. Поступление незаконно полученных доходов в экономику страны приводит к развитию криминального бизнеса, усугублению коррупции, подрыву финансовых устоев государства. Проблема борьбы с отмыванием полученных незаконным путем денежных средств имеет экономические, правовые, политические, социальные и нравственные аспекты. Первым шагом борьбы с такого рода негативными явлениями на международном уровне можно считать заключение двух- и многосторонних договоров между государствами о мерах противодействия отмыванию незаконно полученных доходов, принятие международных резолюций и деклараций. Вторым шагом было создание специализированной международной организации, призванной координировать усилия по противодействию отмыванию капиталов, а впоследствии - финансированию международного терроризма. В России деятельность по борьбе с отмыванием капитала регулируется Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который вступил в силу с 1 февраля 2002 г. Сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган. В случае если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции совершаются в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, они обязаны направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях, независимо от того, перечислены ли они в Законе. В России таким уполномоченным органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу. РАЗДЕЛ 2 РАЗДЕЛ 3 РАЗДЕЛ 1 ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКА КАК ЭЛЕМЕНТА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 1.1. Сущность банка и содержание банковской деятельности
Сущность банка необходимо определять в двух основных аспектах: юридическом и экономическом. С юридической точки зрения исходное значение приобретают такие понятия как «функции» и «банковские операции». Здесь речь идет о функциях и операциях, которые в соответствии с законодательством относятся исключительно к банковской деятельности. С экономической точки зрения в определении сущности банка важно учитывать исторические закономерности, устойчивые традиционные сделки (сохранная операция, обмен валют, кредитование, расчеты), и, кроме того, выделить те из них, которые обусловлены экономической конъюнктурой, особенностями определенного этапа общественного развития. В целом познание сущности банка, как и любого другого явления, требует ответа не на вопросы о том, чем он занимается, какие операции выполнял или выполняет, а о том, какими он обладает качествами, выражающими его существенную определенность и обособленность. При выяснении того, в чем состоит сущность банка как экономического института, важно придерживаться ряда методологических требований: § абстрактность сущности банка - выражает совокупную характеристику реальной деятельности банка как целого; § единство сущности банка - не зависит от типа банка; § специфичность сущности банка -банк как организация (предприятие), производящая особый специфический продукт. Под основой банка понимается его главное качество -кредитное дело - то, что в массе других видов деятельности исторически закрепилось за банком как основополагающее занятие в масштабах, потребовавших особой организации. Банк отличает от других организаций то, что он создает особый продукт - платежные средства, не производимые никаким другим экономическим субъектом. Под структурой банка понимается такое его устройство, которое дает ему возможность функционировать как специфическому институту. С этой точки зрения банк включает четыре обязательных блока, без которых он не может существовать и развиваться: § первый блок - банковский капитал как специфический капитал, освободившийся от промышленного и торгового капитала, капитал, существующий преимущественно в заемной форме и находящийся только в движении; § второй блок - банковская деятельность, отличающаяся от деятельности других организаций и институтов характером продукта, ставшая главным занятием банка в отличие от других субъектов, которые могут выполнять лишь отдельные банковские операции, не ставшие для них основополагающим делом; § третий блок - особая группа людей, имеющих специальные знания в области банковского дела и управления банком; § четвертый блок - производственный, в который входят банковская техника, здания, сооружения, средства связи и коммуникации, внутренняя и внешняя информация, определенные виды производственных материалов. В широком смысле можно определить, что банк - это денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной формах.Следовательно, банковская деятельность - это деятельность денежно-кредитного института в сфере экономических отношений. Банковская деятельность имеет определенные особенности: § банк работает в сфере обмена - участвует в процессе перераспределения (обмена) созданных материальных благ, обслуживая разнообразные производственные потребности; § банк - это торговый институт - не будучи собственником денежных средств, отражающих движение материальных потоков, банк «покупает» их и «продает» другим экономическим субъектам; § банк - это коммерческая организация - операции как эмиссионных, так и коммерческих банков совершаются на платной основе; § деятельность банка носит предпринимательский характер - благодаря банку бездействующие капиталы одних экономических субъектов начинают «работать» у других; § банк - это общественный институт - банк помогает соблюдать общественные интересы, работает для удовлетворения общественных потребностей, при этом банковская деятельность носит не политический, а экономический характер. Работая в сфере обмена, банк действует как производительный институт, осуществляющий регулирование денежного оборота в наличной и безналичной формах и выполняет три основные функции: 1) функция аккумуляции средств; 2) функция трансформации ресурсов; 3) функция регулирования денежного оборота. В соответствии с выполняемыми функциями банк собирает (аккумулирует) свободные, временно неиспользуемые денежные ресурсы и капиталы своих клиентов. Предприятия открывают в банке счета и, используя денежные средства с этих счетов, проводят наличные и безналичные расчеты. Физические лица вносят свои денежные средства во вклады, дающие банку возможность трансформировать их в кредиты и применять для других денежных операций, сокращая при этом экономические риски по сравнению с рисками при прямых сделках между кредитором и заемщиком. Платежные операции банка, создание им платежных инструментов (банкнот, чеков, векселей, сертификатов и др.) позволяют регулировать денежный оборот, делать его более экономичным за счет совершения безналичных расчетов. Результатом деятельности банка является банковский продукт - результат коллективного труда банковского персонала, т.е. банка как целого, а не отдельного банковского служащего. Банковский продукт создается на определенных направлениях деятельности банка: § на традиционном направлении продуктом банка выступают кредиты, депозиты, инвестиции; § на дополнительных направлениях можно назвать такие банковские продукты, как инкассация, конвертация валюты, перевоз документов, расчет и управление рисками; § на нетрадиционных направлениях деятельности можно выделить факторинг, форфейтинг, консультирование, гарантии, хранение ценностей и др. Каждому продукту соответствует услуга, которая представляет собой совокупность действий, процесс создания банковского продукта. Услугами банка являются кредитование, организация расчетного процесса, депозитные услуги и др. Услуга предполагает осуществление операций. Операция - это конкретный вид действий по созданию продукта. Классификация банковских операций осуществляется по основным критериям (см. табл. 1). Под принципами банковской деятельности следует понимать правила, которыми должен руководствоваться банк в процессе создания своего продукта. Банковской деятельности основывается на следующих принципах: § принцип ориентации на запросы клиентов; § принцип взаимной заинтересованности банка и клиента; § принципа рациональной деятельности; § принцип платности; § этические принципы; Таблица 1 - Классификация видов банковских операций
§ принцип соблюдение законов. Поскольку коммерческий банк является элементом банковской системы, это означает, что он должен: § обладать такими родовыми свойствами, которые позволяют ему быть органичной частью целого (иметь статуе банка, лицензию на право совершения банковских операций), работать по общим правилам; § функционировать в рамках общих и специфических законов, юридических норм общества; § быть способным к саморегулированию (реагированию и приспособлению к окружающей среде), развитию и совершенствованию; § взаимодействовать с другими элементами банковской системы. Виды банков классифицируются по основным критериям (см. табл. 2). Под банковской инфраструктурой понимается совокупность элементов, которая обеспечивает жизнедеятельность банков. Принято различать два блока банковской инфраструктуры: внутренний и внешний.
Таблица 2 - Классификация видов банков
Внутренний блок обеспечивает внутреннюю стабильность, к его элементам относятся: § законодательные нормы, определяющие статус кредитного учреждения, перечень выполняемых им операций; § внутренние правила совершения операций, обеспечивающие выполнение законодательных актов и защиту интересов вкладчиков, клиентов банка, его собственных интересов, методическое обеспечение в целом; § система учета, отчетности, аналитики, компьютерная обработка данных, управления деятельностью банка на основе современных коммуникационных систем; § аппарат управления банком. Внешний блок обеспечивает взаимодействие с внешней средой, к его элементам относятся: § информационное обеспечение; § научное обеспечение; § кадровое обеспечение; § банковское законодательство. 1.2. Организационно - правовые формы кредитных учреждений Качество банковского законодательства во многом определяется тем, как оно обеспечивает безопасность банков. Техника обеспечения безопасности (охрана, сейфы, сигнализация и т.п.) составляют особую группу факторов, имеющих значение не только для банков, но и для всех прочих коммерческих и некоммерческих структур. Следовательно, вопрос безопасности сводится к правилам, которые должны соблюдать банки в процессе организации своей деятельности, а также к гарантиям, которые защищают вкладчиков от недееспособных кредитных учреждений. Система безопасности банка включает: § правила учреждения и закрытия банка; § регламентацию деятельности банка посредством установления экономических нормативов; § порядок отчетности и ее публикации; § процедуру контроля за деятельностью кредитных учреждений; § систему предупреждения кризиса банка и механизм его оздоровления; § механизм, обеспечивающий защиту вкладов. Банки, испытывающие финансовые затруднения, представляют собой постоянный источник проблем для органов банковского надзора во всех странах, независимо от их политического устройства, финансовой системы и уровня экономического развития. Поэтому органы банковского надзора предпринимают предусмотренные национальным законодательством меры, препятствующие распространению проблемных банков. Финансово неустойчивым кредитным организациям свойственны общие проблемы, обусловленные: § низким качеством активов; § высокой концентрацией кредитных рисков; § низким качеством финансового менеджмента; § скрытыми убытками, которые по тем или иным причинам не нашли отражения в отчетности. В банковской практике кредитные учреждения, испытывающие финансовые трудности принято определять как проблемные и финансово-неустойчивые. Проблемный банк - это банк, состояние ликвидности и платежеспособности которого подвержено реальной угрозе, жизнеспособность бизнеса которого обречена на неудачу. Финансово-неустойчивый банк - это банк, ликвидность и платежеспособность которого потенциально уязвима, проблемы в деятельности которого носят временный характер и могут быть преодолены при помощи соответствующих оздоровительных мероприятий. Органы банковского надзора при работе с проблемными банками руководствуются следующими принципами: § оперативность; § затраты - эффективность; § гибкость; § последовательность; § учет морального риска; § прозрачность и сотрудничество; § последствия. Особенно важно при определении стратегии и тактики работы с финансово неустойчивыми банками или слабой банковской системой правильно понимать сущность и место финансового оздоровления, для характеристики которого в экономической литературе и на практике чаще всего используются понятия <
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.168 (0.012 с.) |