Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика банка как элемента банковской системы

Поиск

РАЗДЕЛ 1

В Российской Федерации

Современные представления о сущности банка, характере его деятельности и роли в экономике во многом определяют содержание и структуру банковского законодательства.

Банковское законодательство условно можно разделить на три яруса.

На первом ярусе находятся законы всеобщего действия. К их числу относятся, в частности, конституция как главный закон страны, Гражданский кодекс, хозяйственное право. По­ложения данных законов имеют решающее значение для бан­ка, определяют идеологию его деятельности, место кредитных институтов в народном хозяйстве.

Вторым ярусом в системе банковского законодательства выступают законы, относящиеся к регулированию параллель­но действующих институтов и затрагивающие банковскую дея­тельность. Подобными законами, к примеру, могут быть законы о бирже, акциях и ценных бумагах, ипотеке, трастах и трасто­вых операциях, отдельные положения которых прямо относят­ся и к банкам.

Третий ярус содержит два блока:

1) законы о центральном (эмиссионном) банке;

2) законы, регулирующие деятельность отдельных банков.

Законы, регулирующие банковскую деятельность, важны, преж­де всего, для самих банков. Они определяют законодатель­ные нормы, «коридоры» их функционирования, круг дозволен­ных и недозволенных операций, порядок лицензирования, от­ветственности и контроля. Поскольку банковские законы не работают сами по себе, а являются реакцией на экономические и политические события, опираются на законы более общего свойства, деятельность банков приобретает упорядоченный характер с учетом действующей системы в целом.

Банковские законы не менее важны и для клиентов банка. Необходимо учитывать, что отношения банка с клиентами происходят напрямую, то есть без посредников, касаются денег, кредита, расчетов в наличной и безналичной формах, весьма специфичны в силу особенностей банковского учета, банковской технологии в целом.

С юридической точки зрения клиент банка обладает некоторыми особенностями:

§ клиентом можно считать лицо, которое поручает какую-либо работу банку; операциями банка в связи с этим являются те, которые проведены от имени клиента;

§ клиентом банка становится лицо, открывшее в нем счет: депозитный, текущий, расчетный и пр. И в настоящее время зачастую считается, что открытие счета в банке является не только решающим, но и единственным знаком его клиента. Однако постепенно такое толкование сущности клиента перестает бытовать, важными становятся и другие признаки;

§ клиентом банка то или иное лицо делается в том случае, когда между ним и банком возникают деловые отношения. Юридическое или физическое лицо может не иметь счета в банке, но если оно получает в нем те или иные консультации, например по инвестициям или уп­равлению имуществом, то становится клиентом и банк несет за него ответственность;

§ клиентом банка может стать другой банк.

Классифицировать клиентов банка можно по определенным критериям (см. табл. 3).

Под принципами взаимоотношений банка с клиентами следует понимать основы их деятельности, правила, которых им следует придерживаться:

§ принцип взаимной заинтересованности предполагает сохранение взаимоотношений банка и клиента благодаря компромиссам, уступкам, основанным на реальных возможностях участников сделки;

§ принцип платности определяется компенсацией эквивалентной оплаты банку за предоставление клиенту кредитных ресурсов или выполненную работу по запросу клиента, а также оплату за депозитные услуги, предоставляемые клиентом банку;

§ принцип рациональной деятельности основывается на обеспечении непрерывности и ускорении кругооборота;

§ принцип обеспечения ликвидности состоит не только в том, чтобы сохранить банку собственную ликвидность, но и в том, чтобы обеспечить ликвидность своего клиента, предо­ставляя ему необходимые платежные средства;

§ принцип взаимной обязательности требует учета инте­ресов противоположной стороны, выполнения взаимных дого­воренностей;

§ принцип дове­рительных отношений состоит в том, чтобы обеспечить такой стиль отношений, который внушал бы их участникам убежденность во взаимном выполнении принятых обязательств;

§ принцип ответственности, как правило, носит экономический характер и определяет ответственность банка и клиента друг перед другом за невыполнение принятых договоренностей;

 

Таблица 3 - Классификация клиентов банка

 

Критерий классификации Субъекты
По правовому статусу Юридиче­ские и физические лица
По реальному существованию банковских клиентов Существующие, потен­циальные
По размеру Крупные, средние, малые
По времени начала банковского обслуживания Старые, новые
По степени кредитоспособности Банки используют шкалу, где представлено несколько классов, присваиваемых клиентам в зависимости от ряда показателей, характеризующих их деятельность, в том числе доходность и качество обеспечения кредита и др.
По характеру обслуживания Группы клиентов с традиционным обслуживанием, группы VIP-клиентов
По принадлежности к тому или иному сектору экономики К нефинансовому и финан­совому секторам
По принадлежно­сти к отрасли народного хозяйства Промышлен­ные, сельскохозяйственные, торговые и т.п.

 

§ принцип невмешательства определяет границы вмешательства банка и клиента в повседневную деятельность друг друга на основе заключения соглашения между ними (исключение составляют акционеры, обладающие долей в капитале, позволяющей им контролировать работу противоположной стороны);

§ принцип партнерских отношений основан, в первую очередь, на свободе выбора, как клиентом банка, так и банком клиента. Взаимоотношения партнеров имеют такие свойства, как добросовестность, взаимозаинтересованность, коммерческий характер;

§ принцип договорных отношений, т.е. все основополагающие банковские операции (кредитные, депозитные и расчетные) оформляются соответствующим договором;

§ принцип законопослушания заключается в том, что как банк, так и его клиенты ведут свою деятельность с соблюдением установленных законом правил определяющих юридические нормы догово­ров и контрактов, заключаемых между участниками денежно-кредитных отношений;

§ принцип дифференцированности связан с развитием отношений банка с клиентами, ко­торые становятся все более многообразными, интенсивными и требуют учета индивидуальных особенностей клиентов.

Во взаимоотношениях друг с другом, как банк, так и его клиен­ты имеют определенные права и обязанности, которые вытекают из договорных отношений, а также определяют­ся банковским законодательством.

Права банка, как и всякого юридического лица, охраняются законодательством страны. Он вправе совершать все экономические операции и сделки, определяемые его статусом. Он может при этом делать все, что не запрещает закон и определяет­ся банковским законодательством и нормами, установленными, например, в России Центральным банком Российской Федерации. Коммерческий банк вправе выбирать клиентов, расширять или ограничивать сферу их обслуживания, требовать соблюдения правил, установленных согласно нормам делового оборота и отвечающих сущности денежно-кредитных отношений. Коммерческий банк имеет пра­во получать проценты и комиссию, за исключением тех случа­ев, установленных договором.

При нарушении прав банка, определенных законом и нор­мативными документами, банк вправе защищать свои требова­ния перед судом.

В общем случае банк должен выполнять свои обязательства, вытекающие из его договорных отношений с клиентом:

§ в случае депонирования средств клиента банк в полной мере несет ответственность за их сохранность и возврат. Обязанность банка - полностью выплатить весь остаток средств по счету клиента;

§ банк должен выплатить процент согласно заключенному дого­вору;

§ если между банком и клиентом заключен договор, то банк обязан предоставить ссуду. Если банк решил закрыть ссудный счет, он обязан заблаговременно уведомить об этом своего клиента;

§ банк обязан сохранять постоянство в манере деятельности, проверять работу юридического лица не реже одного раза в год;

§ банк обязан выполнять условия банковской тайны. В соответствии с Гражданским кодексом РФ ч. 2, ст. 857 банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. В ФЗ «О банках и банковской деятельности» в ст. 26 говорится, что «в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону».

Банковская тайна – это защищаемые кредитной организацией сведения об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также иные сведения, установленные кредитной организацией в их интересах, распространение которых может нанести ущерб клиентам и корреспондентам кредитной организации.

На основании ст. 2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» можно определить что:

§ собственником банковской тайны является клиент, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанным объектом;

§ владельцем банковскойтайны является субъект, осуществляющий владение и пользование указанным объектом и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных Законом.

Раскрытие информации допускается толькос согласия клиента, в интересах банка и общественных интересах, в соответствии с законом.

Права клиента гарантируются законом:

§ право на открытие счета;

§ право на получение назад средств, помещенных на счет в банке;

§ право на отсрочку платежа;

§ право клиента в определенных случаях самостоятельно выполнять некоторые банковские операции;

§ право на участие клиента в совете банка, банковских ассоциациях.

Клиенты обязаны соблюдать правила, установленные банком при совершении тех или иных операций, а также:

§ в процессе кредитования клиент обязуется своевременно пред­ставлять достоверную информацию, свой баланс, а при необходимости некоторые расшифровки к отдельным его стать­ям, информировать о важных изменениях, происходящих в его финансовой, производственной или торговой деятельно­сти;

§ при проведении расчетных операций клиент должен пра­вильно оформлять расчетные документы;

§ давать поручения о перечислении платежей клиент обязан только в том случае, если на его расчетном счете имеются достаточные ресурсы, в противном случае между ним и банком должен быть заключен договор об оверд­рафте, позволяющем осуществлять платежи сверх имеющихся у него собственных средств;

§ если клиент хочет провести тот или иной платеж, то он обязан, либо сам прийти в банк и на месте заполнить необхо­димые денежные документы, либо заблаговременно дать бан­ку распоряжение о перечислении определенных сумм со сво­его счета;

§ в обязанности клиента входит анализ деятельности бан­ка, которому он доверяет денежные средства и через который проводит платежи.

В современном мире происходят важные экономические и по­литические события, появляются новые рынки и т.д., что неизбежно влияет на банковскую деятельность, позволяет вы­явить ряд тенденций.

Тенденции в области численности и состава клиентов:

§ возрастание масштабов банковских операций;

§ увеличение банковского сегмента экономических отноше­ний;

§ развитие информационных технологий, электронной и компьютерной техники;

§ изменения в структуре бан­ковской клиентуры;

§ усиление внимания к клиентам - физическим ли­цам;

§ расширение перечня услуг, которыми пользуются клиенты банков.

Тенденции в сфере взаимоотношений банков с клиен­том:

§ усиление борьбы за клиента;

§ рост рисков;

§ сращивание традиционного бан­ковского продукта с небанковским продуктом;

§ дифференциация отношений;

§ упрощение процедуры веде­ния операций;

§ повышение ответственности за деятельность банка;

§ развитие партнерских отношений.

В соответствии с характером деятельности клиента, его пра­вовым статусом и правоспособностью банки открывают счета для осуществления расчетных операций, которые могут разли­чаться по назначению, валюте учета, субъектному составу их владельцев, объему осуществляемых операций и другим при­знакам (см. табл. 4).

 

Таблица 4 - Классификация счетов клиентов банка

 

Критерий классификации Вид
По видам открытия счета Для осуществления расчетов, для сбережения и получения дохода
По категориям клиентов   Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, физи­ческие и юридические лица
По экономическому содержанию Резидентов, нерезидентов  
По видам привлекаемых ресурсов Рубли, иностранная валюта, драгоценные металлы
По срокам привле­чения средств До востребования, на срок

 

В России заключе­ние договора и порядок открытия счета определяются действу­ющим законодательством: Гражданским и Налоговым кодексами Российской Федерации, федеральными законами «О Цент­ральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О бан­ках и банковской деятельности», нормативными документами Банка России и принятыми в соответствии с ними банковскими правилами.

В силу своей внутренней природы банковская система в значи­тельно большей мере, чем экономика в целом, подвержена кри­зисным явлениям, которые могут затрагивать не только финан­сово неустойчивые банки, но и клиентов, имеющих тесные взаи­моотношения с этими банками.

Система страхования вкладов позволяет избежать болезнен­ного для банковской системы явления - внезапного и массово­го изъятия вкладов в случае неблагоприятной экономической конъюнктуры или банкротства, сохранить доверие частных вкладчиков к коммерческим банкам, поскольку в определенной сумме размещенные ими в банке депозиты будут возмещены.

Система страхования вкладов - комплекс мер, направ­ленных на защиту вкладов и обеспечивающих их гарантиро­ванный возврат в полном объеме (или частично) в случае банк­ротства кредитного учреждения.

В зависимости от задач, которые ставятся перед системой страхования вкладов, можно выделить три разновидности их устройства:

1) системы, действующие в соответствии с нормами стра­ховой деятельности;

2) системы, обладающие большой гибкостью в наборе мер по оздоровлению банка;

3) смешанную систему.

Классификация систем страхования (гарантирования) вкладов определяется в зависимости от различных критериев (см. табл. 5).

 

Таблица 5 - Классификация систем страхования (гарантирования) вкладов

 

Критерий классификации Вид
По характеру требований к участию банков Обязательная, добровольная
По правовому регулированию Императивная, диспозитивная
По широте охвата объекта страхования Полная, ограниченная, дискреционная
По форме собственности Государственная, частная, смешанная  
По принципу определения ставки платежей Фиксированная, дифференцированная
По степени государственного участия в обеспечении страховых выплат С созданием дополнительных государственных гарантий, лимитированная государственная гарантия, без дополнительных государственных затрат

 

В соответствии с Федеральным законом система страхова­ния вкладов в России является государственной и обязатель­ной.

Страхование депозитов осуществляется государственной корпорацией - Агентством по страхованию вкладов, на кото­рое в соответствии с Федеральным законом возложены функ­ции выплаты компенсации вкладчикам обанкротившихся бан­ков.

Статус, цель деятельности, функции и полномочия Агентства оп­ределяются федеральными законами «О страховании вкладов физичес­ких лиц в банках Российской Федерации и «О некоммерческих организа­циях».

Основными принципами действия системы являются:

§ обязательность участия банков в системе;

§ сокращение рисков наступления неблагоприятных по­следствий для вкладчиков в случае неисполнения бан­ками своих обязательств;

§ прозрачность деятельности;

§ накопительный характер формирования фонда обяза­тельного страхования вкладов.

Участниками системы страхования в России являются:

§ агентство - страховщик;

§ банки (внесенные в реестр) - страхователи;

§ вклад­чики - выгодоприобретатели и Банк России.

Участие коммерческих банков в системе страхования вкла­дов предполагает наличие разреше­ния Банка России, при этом процесс вхождения кредитных организаций в систему страхования вкладов проходит несколько организационных этапов:

1 этап - предварительный анализ соответствия банка требованиям к участию;

2 этап - проведение тематической инспекционной проверки;

3 этап - заключительный анализ результатов, включающий pасчет величин всех критериев;

4 этап - вынесение (положительного или отрицательного) заключения.

В целях укрепления доверия к банковской системе был принят Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О стра­ховании вкладов физических лиц в банках Российской Федера­ции», регулирующий условия выплат Банком России по вкла­дам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования вкладов. Действие данного Закона распространяется на правоотношения, возникающие в связи с признанием банкротами банков, не участвующих в сис­теме страхования вкладов, у которых лицензия на совершение банковских операций была отозвана после вступления в силу названного Закона. Согласно указанному Закону Банк России осуществляет вкладчикам указанных банков выплаты по вкла­дам, аналогичным выплатам по перечню денежных средств, подлежащих страхованию. Выплаты Банк России проводит в отдельности в отношении каждого признанного банкротом банка, не участвующего в системе страхования вкладов, в ко­тором вкладчик имеет вклад. Законом уравниваются права на по­лучение выплат вкладчиками банков, вошедших и не вошед­ших в систему страхования.

Характерными признаками современности являются размыва­ние границ национальных экономик, бурное развитие междуна­родной торговли, все чаще производственные связи приобрета­ют наднациональный характер; этому способствует развитие средств связи и транспорта. Финансовые и кредитные органи­зации, обслуживающие товарные и денежные потоки, можно ска­зать, объединены в общую сеть. Одновременно с позитивными процессами наблюдаются негативные: идет отмывание капиталов, полученных преступным путем, которое имеет международный характер. Поэтому требуются меры противодействия в междуна­родном масштабе. Легализация доходов незаконного происхож­дения представляет серьезную угрозу как для мировой финан­совой системы, так и для финансовых систем государств. Поступление незаконно полученных доходов в экономику стра­ны приводит к развитию криминального бизнеса, усугублению коррупции, подрыву финансовых устоев государства.

Пробле­ма борьбы с отмыванием полученных незаконным путем денеж­ных средств имеет экономические, правовые, политические, социальные и нравственные аспекты.

Первым шагом борьбы с такого рода негативными явлени­ями на международном уровне можно считать заключение двух- и многосторонних договоров между государствами о мерах противодействия отмыванию незаконно полученных доходов, принятие международных резолюций и деклараций.

Вторым шагом было создание специализированной международной организации, призванной координировать усилия по противо­действию отмыванию капиталов, а впоследствии - финанси­рованию международного терроризма.

В России деятельность по борьбе с отмыванием капитала регулируется Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, получен­ных преступным путем, и финансированию терроризма», кото­рый вступил в силу с 1 февраля 2002 г.

Сведения об операциях, подлежащих обязательному конт­ролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган. В случае если у работников организации, осуществляю­щей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации программ внутреннего контроля воз­никают подозрения, что какие-либо операции совершаются в це­лях отмывания доходов, полученных преступным путем, они обязаны направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях, независимо от того, перечислены ли они в Законе. В России таким уполномоченным органом является Феде­ральная служба по финансовому мониторингу.

РАЗДЕЛ 2

РАЗДЕЛ 3

РАЗДЕЛ 1

ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКА КАК ЭЛЕМЕНТА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Сущность банка и содержание банковской деятельности

 

Сущность банка необходимо определять в двух основных аспектах: юридическом и экономическом.

С юридической точки зрения исход­ное значение приобретают такие понятия как «функции» и «банковские операции». Здесь речь идет о функциях и операциях, которые в соот­ветствии с законодательством относятся исключительно к бан­ковской деятельности.

С экономической точки зрения в определении сущности банка важно учитывать ис­торические закономерности, устойчивые традиционные сделки (сохранная операция, обмен валют, кредитование, расчеты), и, кроме того, выделить те из них, которые обусловлены экономической конъюнктурой, особенностями определенного этапа общественного развития. В целом познание сущности банка, как и любого другого явления, требует ответа не на вопросы о том, чем он занимается, какие операции выполнял или выполняет, а о том, какими он обладает качествами, выражающими его существенную определенность и обособленность.

При выяснении того, в чем состоит сущность банка как экономического института, важно при­держиваться ряда методологических требований:

§ абстрактность сущности банка - выражает со­вокупную характеристику реальной деятельности бан­ка как целого;

§ единство сущности банка - не зависит от типа банка;

§ специфичность сущности банка -банк как организация (предприятие), производящая особый специфический продукт.

Под основой банка понимается его главное качество -кредитное дело - то, что в массе других видов деятельности исторически закре­пилось за банком как основополагающее занятие в масштабах, потребовавших особой организации.

Банк отличает от других организаций то, что он создает особый продукт - платежные средства, не произво­димые никаким другим экономическим субъектом.

Под структурой банка понимается такое его устройство, которое дает ему возможность функционировать как специ­фическому институту. С этой точки зрения банк включает четыре обязательных блока, без которых он не может существовать и развиваться:

§ первый блок - банковский капитал как специфиче­ский капитал, освободившийся от промышленного и торгового капитала, капитал, существующий преимущественно в заемной форме и находящийся только в движении;

§ второй блок - банковская деятельность, отли­чающаяся от деятельности других организаций и институтов характером продукта, ставшая главным занятием банка в отличие от других субъектов, которые могут выполнять лишь отдельные банковские операции, не ставшие для них осново­полагающим делом;

§ третий блок - особая группа людей, имеющих специальные знания в области банковского дела и управления банком;

§ четвертый блок - производственный, в который входят банковская техника, здания, сооружения, сред­ства связи и коммуникации, внутренняя и внешняя информа­ция, определенные виды производственных материалов.

В широком смысле можно определить, что банк - это денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безна­личной формах.Следовательно, банковская деятельность - это деятельность денежно-кредитного института в сфере экономических отношений.

Бан­ковская деятельность имеет определенные особенности:

§ банк работает в сфере обмена - участвует в процессе перераспределения (обмена) созданных материальных благ, обслуживая разнообразные производственные потребности;

§ банк - это торговый инсти­тут - не будучи собственником денежных средств, отражающих движение материальных потоков, банк «покупает» их и «продает» другим экономическим субъектам;

§ банк - это коммерческая организация - операции как эмиссионных, так и коммерческих банков совершаются на платной основе;

§ деятельность банка носит предпринимательский характер - благодаря банку бездействующие капиталы од­них экономических субъектов начинают «работать» у других;

§ банк - это общественный институт - банк помогает соблюдать общественные интересы, работает для удовлетворения общественных потребностей, при этом банковская деятельность носит не политический, а экономический характер.

Работая в сфере обмена, банк действует как производительный институт, осуществляющий регулирование денежного оборота в наличной и безналичной формах и выполняет три основные функции:

1) функция аккумуляции средств;

2) функция трансформации ресурсов;

3) функция регулирования денежного оборота.

В соответствии с выполняемыми функциями банк собирает (аккумулирует) свободные, временно неиспользуемые денеж­ные ресурсы и капиталы своих клиентов. Предприятия открывают в банке счета и, используя денежные средства с этих счетов, проводят наличные и безналичные расчеты. Физические лица вносят свои денежные средства во вклады, дающие банку возможность трансформировать их в кредиты и применять для других денежных операций, сокращая при этом экономические риски по сравнению с рисками при прямых сделках между кредитором и заемщиком. Платежные операции банка, создание им платеж­ных инструментов (банкнот, чеков, векселей, сертификатов и др.) позволяют регулировать денежный оборот, делать его более экономичным за счет совершения безналичных расчетов.

Результатом деятельности банка является банковский про­дукт - результат коллективного труда банковского пер­сонала, т.е. банка как целого, а не отдельного банковского служащего.

Банковский продукт создается на определенных направле­ниях деятельности банка:

§ на традиционном направлении продуктом банка выступа­ют кредиты, депозиты, инвестиции;

§ на дополнительных направлениях можно назвать такие бан­ковские продукты, как инкассация, конвертация валюты, пере­воз документов, расчет и управление рисками;

§ на нетрадиционных направлениях деятельности можно выделить факторинг, форфейтинг, консультирование, гарантии, хранение ценностей и др.

Каждому продукту соответствует услуга, которая представ­ляет собой совокупность действий, процесс создания банков­ского продукта. Услугами банка являются кредитование, орга­низация расчетного процесса, депозитные услуги и др. Услуга предполагает осуществление операций. Операция - это конкретный вид действий по созданию продукта.

Классификация банковских операций осуществляется по основным критериям (см. табл. 1).

Под принципами банковской деятельности следует понимать правила, которыми должен руководствоваться банк в процессе создания своего продукта.

Банковской деятельности основывается на следующих принципах:

§ прин­цип ориентации на запросы клиентов;

§ принцип взаимной заинтересованности банка и клиента;

§ принципа рациональной деятельности;

§ принцип платности;

§ этические принципы;

Таблица 1 - Классификация видов банковских операций

 

Критерий классификации Вид
По природе Банковские и небанковские
По содержанию Экономические, юридические, технические, операции по обеспечению внутренней безопасности банка (защитные)
По правовой организации Базовые, вспомогательные
По отношению к клиентам Прямые, посреднические
По планированию деятельности Стра­тегические, тактические
По этапам осуществления операции Первоочередные, последующие
По степени важности (приоритетности) Основные (главные), вспомогательные
По степени сложности Простые, сложные
По характеру выполняемой работы Аналитические, маркетин­говые, управленческие, контрольные операции, операции по формированию банковской инфраструктуры (сбор и обработ­ка информации, разработка методических положений о поряд­ке организации работ), счетные, бухгалтерские операции и др.
По периодичности совершения Еди­новременные (разовые), многоразовые повторяющиеся)
По доходности Доходные (высокодоходные), убыточные
По себестоимости Высокозат­ратные, низкозатратные
По связи с риском Малорисковые, высокорисковые
По числу участников Индивидуальные, коллективные
По отношению к национальному рынку Внутренние, международные
По используемой валюте В национальной валюте (в России в рублях), в иностранной валюте, мультивалютные
По регламенту совершения По инструкциям Банка России, по регламенту, установленному в коммерческом банке
По приемам и способам Финансовые, бухгалтерские, статистические
По отношению к балансу банка Активные, пассивные, забалансовые

 

§ принцип соблюдение законов.

Поскольку коммерческий банк является элементом банковской системы, это означает, что он должен:

§ обладать такими родовыми свойствами, которые позволяют ему быть органичной частью целого (иметь статуе банка, лицензию на право совершения банковских операций), работать по общим правилам;

§ функционировать в рамках общих и специфических законов, юридических норм общества;

§ быть способным к саморегулированию (реагированию и приспособлению к окружающей среде), развитию и совершенствованию;

§ взаимодействовать с другими элементами банковской системы.

Виды банков классифицируются по основным критериям (см. табл. 2).

Под бан­ковской инфраструктурой понимается совокупность элементов, которая обеспечивает жизнедеятельность банков. Принято раз­личать два блока банковской инфраструктуры: внутренний и внешний.

 

Таблица 2 - Классификация видов банков

 

Критерий классификации Вид
По характеру выполняемых операций Универсальные, специализированные
По типу собственности   Го­сударственные, акционерные, кооперативные, частные, смешанные
По масштабам деятельности Консорциумы, крупные, средние, малые
По сфере обслуживания Региональные (местные), межрегиональные, международные
По числу филиалов Бесфилиаль­ные, многофилиальные
В зависимости от обслуживаемых банками отраслей хо­зяйства Многоотраслевые, обслу­живающие преимущественно одну из отраслей

Внутренний блок обеспечивает внутреннюю стабильность, к его элементам относятся:

§ законодательные нормы, определяющие статус кредитного учреждения, перечень выполняемых им операций;

§ внутренние правила совершения операций, обеспечивающие выполнение законодательных актов и защиту интересов вкладчиков, клиентов банка, его собственных интересов, методическое обеспечение в целом;

§ система учета, отчетности, аналитики, компьютерная обработка данных, управления деятельностью банка на основе современных коммуникационных систем;

§ аппарат управления банком.

Внешний блок обеспечивает взаимодействие с внешней средой, к его элементам относятся:

§ информационное обеспечение;

§ научное обеспечение;

§ кадровое обеспечение;

§ банковское законодательство.

1.2. Организационно - правовые формы кредитных учреждений

Качество банковского законодательства во многом определя­ется тем, как оно обеспечивает безопасность банков. Техника обес­печения безопасности (охрана, сейфы, сигнализация и т.п.) состав­ляют особую группу факторов, имеющих значение не только для банков, но и для всех прочих коммерческих и некоммерческих структур. Следовательно, вопрос безопасности сводится к правилам, которые дол­жны соблюдать банки в процессе организации своей деятельности, а также к гарантиям, которые защищают вкладчиков от недееспособных кредитных учреждений.

Система безопасности банка включает:

§ правила учреждения и закрытия банка;

§ регламентацию деятельности банка посредством уста­новления экономических нормативов;

§ порядок отчетности и ее публикации;

§ процедуру контроля за деятельностью кредитных уч­реждений;

§ систему предупреждения кризиса банка и механизм его оздоровления;

§ механизм, обеспечивающий защиту вкладов.

Банки, испытывающие финансовые затруднения, представляют собой постоянный источник проблем для органов банковского надзора во всех странах, независимо от их политического уст­ройства, финансовой системы и уровня экономического разви­тия. Поэтому органы банковского надзора предпринимают преду­смотренные национальным законодательством меры, препят­ствующие распространению проблемных банков.

Финансово неустойчивым кредитным организациям свой­ственны общие проблемы, обусловленные:

§ низким качеством активов;

§ высокой концентрацией кредитных рисков;

§ низким качеством финансового менеджмента;

§ скрытыми убытками, которые по тем или иным при­чинам не нашли отражения в отчетности.

В банковской практике кредитные учреждения, испытывающие финансовые трудности принято определять как проблемные и финансово-неустойчивые.

Проблемный банк - это банк, состояние ликвидности и пла­тежеспособности которого подвержено реальной угрозе, жиз­неспособность бизнеса которого обречена на неудачу.

Финансово-неустойчивый банк - это банк, ликвидность и платежеспособность которого потенциально уязвима, пробле­мы в деятельности которого носят временный характер и могут быть преодолены при помощи соответствующих оздоровитель­ных мероприятий.

Органы банковского надзора при работе с проблемными банками руководствуются следующими принципами:

§ оперативность;

§ затраты - эффективность;

§ гибкость;

§ последовательность;

§ учет морального риска;

§ прозрачность и сотрудничество;

§ последствия.

Особенно важно при определении стратегии и тактики ра­боты с финансово неустойчивыми банками или слабой банков­ской системой правильно понимать сущность и место финансового оздоровления, для характеристики которого в экономической литературе и на практике чаще всего используются по­нятия <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.168 (0.012 с.)