Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место центрального банка среди органов государственной властиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При всей незавершенности банковского законодательства в этой области оно недвусмысленно устанавливает, что: ¨ Банк России не относится к законодательной власти, занимает особое место в системе государственных органов (к их числу относят Прокуратуру, Счетную палату, Центральную избирательную комиссию, Уполномоченного по правам человека); ¨ взаимоотношения Банка России и Правительства РФ строятся не на властной основе и подчинении, а на началах равноправия, «где ни один из двух органов власти не подчинен другому и ни один не руководит работой другого и не контролирует ее, строится на началах конструктивного сотрудничества равноправных органов государственной власти»;6 ¨ Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством Российской Федерации; ¨ Председатель Банка России или один из его заместителей участвует в заседании Правительства РФ, может принимать участие в заседаниях Государственной думы при обсуждении законодательных актов, относящихся к вопросам экономической, финансовой, кредитной и банковской политики; ¨ в свою очередь министр финансов РФ, министр экономического развития и торговли РФ или один из их заместителей участвуют в заседании Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса; ¨ при предполагаемых действиях общегосударственного значения Банк России и Правительство РФ информируют друг друга, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации; ¨ с учетом воздействия выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации на состояние банковской системы Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по поводу графика их выпуска; ¨ Банку России запрещено предоставлять кредиты Правительству РФ, предназначенные для покрытия дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении (кроме случаев, предусматриваемых федеральным законом о федеральном бюджете); ¨ Банку России запрещено финансировать (кредитовать) дефициты бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; ¨ операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации, операции с золотовалютными резервами Банк России проводит на бесплатной основе (комиссия не взыскивается). Для проведения данных операций Центральный банк Российской Федерации и Минфин России при необходимости заключают соответствующее соглашение.
Глава 4. Цели, задачи, функции и операции центрального банка Перед изучением данной главы внимательно прослушайте введение к главе. Затем изучите последовательно материалы параграфов главы, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии», «Приложения». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания. После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по главе. Затем проверьте свои знания по главе, ответив на контрольные вопросы, приведенные ниже. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы цели деятельности центрального банка и их отличия от стоящих перед ним задач? 2. Каково соотношение между задачами центрального банка и его функциями? 3. Назовите функции центрального банка. 4. Перечислите особенности деятельности центрального банка. 5. Раскройте принципы деятельности центрального банка. 6. Как вы понимаете признак независимости центрального банка? 7. Приведите исторические примеры становления независимости центрального банка. 8. Дайте определение функциональной независимости центрального банка. 9. Как проявляется финансовая и кадровая независимость в мировой банковской практике? 10. По каким критериям классифицируются банковские операции? 11. Каков состав финансовой отчетности Банка России?
Цели и задачи центрального банка Вопрос о целях и задачах центрального банка является исходным для всей организации его деятельности. При всей важности данного вопроса подходы к его решению различны. Терминологическая сторона Прежде всего это касается терминологической стороны. Зачастую между понятиями «цель» и «задача» не проводится должного различия, допускается их отождествление. Между тем «цель» и «задача» имеют различные смысловые значения, поэтому их описание в законодательных актах и на практике может существенно менять акценты деятельности эмиссионных институтов. «Задача» по отношению к «цели» ¾ более частное понятие, то, что должно быть сделано для реализации поставленных целей. По субординации задачи могут быть первого и второго порядка, первичные и вторичные, основные и дополнительные и т. д. Содержание цели Содержание целей и задач центрального банка определяется его сущностью. Как уже говорилось, центральный банк, работающий в сфере обмена, представляет собой общественный денежно-кредитный институт, который регулирует денежный оборот в наличной и безналичной формах в общественных интересах. Это означает, что его целевая ориентация, бесспорно, связана со сферой денежно-кредитных отношений, задачи, которые он призван решать, лежат не в производстве материального продукта, его распределении и потреблении, а в обеспечении обмена продуктами труда. Центральный банк не может решать задачи, которые возложены на промышленность или другие структуры материального производства, он призван оказывать им свои специфические услуги. Эти услуги предоставляются в денежной форме. Центральный банк, будучи общественным институтом, одновременно выступает как часть единого экономического организма, где каждая часть призвана обеспечивать его целостность. Как часть общей экономической системы и один из ее органов он обязан учитывать сферу деятельности и интересы других экономических структур, содействовать, в меру своей сущности, реализации общих экономических интересов, в том числе интересов других экономических субъектов. Отсюда главная цель и задачи центрального банка в первую очередь связаны с денежной системой. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что «целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы». В законодательстве ряда зарубежных стран тоже подчеркивается прежде всего целевая ориентация центральных банков, связанная со стабильностью валюты и цен. Банк Японии, например, считает, что главная и конечная цель его политики состоит в обеспечении стабильности цен. Согласно Закону «Об автономии Банка Испании» (1994 г.) его главная цель также формулируется как поддержание стабильности цен. В банковском законодательстве ФРГ в законе о Бундесбанке говорится о трех основных задачах. Это: 1) регулирование денежной массы в обращении; 2) обеспечение хозяйства кредитными ресурсами; 3) осуществление платежного оборота. При этом отмечается, что «Бундесбанк обязан в соответствии с его задачами поддерживать общую экономическую политику правительства». Задачи центрального банка В соответствии со своей сущностью и целевой ориентацией задачи центрального банка в основном сосредоточены по следующим направлениям: 1) по отношению к экономике в целом; 2) по отношению к правительству; 3) по отношению к банкам и банковской системе. Задачи, касающиеся экономики в целом, прежде всего связаны с обеспечением экономического оборота необходимыми денежными средствами, достаточными для совершения обмена продуктами труда. Искусство центрального банка состоит при этом в том, чтобы, обладая монопольным правом выпуска наличных денег, храня и учитывая золотовалютные резервы страны, эмитировать такую массу платежных средств, которые были бы не только достаточными для производства и обращения продукта, но и обеспечивали стабильность национальной денежной единицы во внутреннем и внешнем экономическом обороте. Подобная двуединая задача центрального банка является главной, определяющей всю его деятельность как эмиссионного института страны. Будучи частью государственного устройства, обеспечивая вместе с правительством развитие экономики, центральный банк предоставляет ему в рамках своей сущности необходимую помощь в реализации экономических программ, при надобности покрывает сезонные разрывы в накоплениях, размещает государственные ценные бумаги. Оказывая подобное содействие, банк должен не повредить при этом выполнению отмеченной выше основной своей задачи. По отношению к банкам центральный банк является «банком банков». Его задача состоит в том, чтобы при необходимости быть кредитором последней инстанции, поддерживать их ликвидность. Там, где он обладает полномочиями органа надзора, его задачи связаны с обеспечением эффективной деятельности кредитных учреждений. Устанавливая процедуру допуска коммерческих банков на банковский рынок, определяя экономические нормативы по конкретным направлениям их деятельности, правила и стандарт ведения операций, центральный банк становится ответственным за качество их деятельности. Практически в законодательстве большинства стран цели и задачи центрального банка достаточно определенно зафиксированы. Различие лишь в том, что в одних странах (например, в США, Швеции и Италии) в законодательстве они указаны лишь в общих чертах (при этом в США борьба с инфляцией определяется как приоритетная задача), в других ¾ они прописаны более подробно. Например, Закон о Резервном банке Новой Зеландии (1990 г.) предусматривал: 1) достижение и поддержание стабильности общего уровня цен в качестве единственной приоритетной цели денежной политики; 2) необходимость устанавливать конкретные ориентиры денежной политики с учетом соглашения между центральным банком и министерством финансов; 3) право центрального банка принимать независимые решения по достижению указанной цели; 4) открытость политики банка, предполагающую раз в полгода публичное ее объяснение. В законодательстве отдельных западных стран наряду с главной задачей укрепления национальной денежной единицы обозначена и другая специальная социально-экономическая задача ¾ снижение безработицы посредством стимулирования роста производства. В этой связи акценты в деятельности центрального банка не ограничиваются интересами сферы банка, они направлены на товарное наполнение рынка, на рост производства. Для выполнения своих целей и задач центральные банки наделяются соответствующими функциями. Функции центрального банка Цели и функции центрального банка зачастую смешиваются. Между тем каждое из понятий имеет содержательную нагрузку и не может отождествляться друг с другом. Функция ¾ это сама деятельность, определяемая спецификой предмета, тогда как цель ¾ это то, ради чего она совершается, что составляет ее результат. Понимание термина «функция» в экономической и юридической науке различно. Если в экономике банковского дела функцией считается специфическое, имеющее постоянный характер взаимодействие банка как целого с внешней средой, то с точки зрения банковского права функция выражает основные направления деятельности денежно-кредитного института. Отсюда функция центрального банка ¾ это его деятельность как отдельного субъекта, как отдельного юридического лица по отношению к другим субъектам; функции здесь определяются как разнообразные виды деятельности, установленные законом и выполняемые банком для реализации поставленных перед ним задач. Поскольку с точки зрения права центральный банк как институт создается государством для выполнения только ему присущих задач, перечень функций полностью определяется федеральным законом. При этом перечень функций банка, исходя из понимания законодателями задач, которые ставятся перед ним, может меняться (сокращаться или расширяться). В редакции Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 1996 г. таких функций насчитывалось 13. Их перечень мог быть дополнен другими функциями, позволяющими решать поставленные задачи. В редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен перечень из 18 функций, который не исключает реализацию иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти функции можно классифицировать исходя из специфики целевой ориентации и с учетом назначения Банка России. Таких функций пять: 1) функция денежно-кредитного регулирования (регулирующая); 2) функция нормативного регулирования (нормативно-творческая); 3) операционная функция; 4) информационно-аналитическая функция; 5) надзорная и контрольная функции. В рамках денежно-кредитного регулирования Банк России в соответствии с федеральным законом, определяющим его деятельность, выполняет следующие функции: ¨ во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; ¨ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; ¨ выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организует систему их рефинансирования. В данной функции просматривается назначение (роль) банка, призванного регулировать денежный оборот. Будучи эмиссионным центром, выступая организатором налично-денежного обращения, институтом поддержки ликвидности коммерческих банков в случае кратковременной необходимости у них дополнительных денежных средств, Центральный банк Российской Федерации, выполняющий данную функцию, реализует свое назначение в экономике. Функция нормативного регулирования (нормативно-творческая функция) предусматривает: ¨ разработку правил ведения банковских операций; ¨ определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; ¨ определение правил ведения расчетов в Российской Федерации; ¨ разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами. Деятельность Банка России по созданию нормативных актов (положений, инструкций, приказов), регулирующих банковские операции, порядок учета и отчетности коммерческих банков, дает ему возможность упорядочить и развивать работу кредитных учреждений, создать общую методическую базу, единые стандарты деятельности кредитных организаций, позволяющие им в рамках действующего законодательства осуществлять обслуживание своих клиентов. Операционная функция позволяет Банку России: ¨ осуществлять самостоятельно либо по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок; ¨ управлять своими золотовалютными резервами; ¨ обслуживать счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов. Полномочия, определяемые данной функцией, позволяют Банку России вести широкий круг деятельности, обслуживать разнообразный перечень потребностей экономических субъектов, при необходимости выступать в качестве уполномоченного агента государства по ведению расчетов по финансовым операциям (более подробно о содержании операционной деятельности см. далее). В соответствии с информационно-аналитической функцией Банк России: ¨ проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, ценообразования, публикует соответствующие материалы и статистические данные; ¨ участвует в разработке прогноза платежного баланса страны, организует его составление; ¨ устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице. Для Банка России данная функция имеет особое значение. Без ее выполнения практически невозможно регулирование денежного оборота, основанного на материальных и финансовых потоках. Анализ и прогнозирование экономического развития страны является той интеллектуальной базой, которая дает возможность определить динамику и структуру денежно-кредитных отношений. Сведения Банка России о тенденциях экономического развития страны, развитии отдельных секторов экономики, динамике платежного баланса, валютном курсе, основных показателях банковской деятельности, предоставляемые экономическим субъектам, в том числе банковскому сообществу, составляют важную информацию, позволяющую им при необходимости скорректировать направления своего развития. Надзорная и контрольная функции возлагают на Банк России: ¨ надзор за деятельностью банков и банковских групп; ¨ государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, приостановку их действий и отзыв их; ¨ регистрацию банками эмиссий ценных бумаг; ¨ валютное регулирование и валютный контроль. Данные полномочия позволяют Банку России выполнять целевые ориентиры, направленные в том числе на развитие и укрепление банковского сектора страны. Осуществляя надзор за деятельностью коммерческих банков путем постоянного наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Банк России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций. Контроль со стороны Банка России как самостоятельная форма наблюдения за обеспечением законности не основан на отношениях подчиненности между ним и коммерческими банками, поэтому его вмешательство в их оперативную деятельность строго ограничено законом; оно осуществляется только в случаях нарушения правил, установленных Банком России, а также при наличии угрозы интересам вкладчиков (кредиторов). В соответствии с законом Банк России не должен принуждать коммерческие банки выполнять операции, не предусмотренные учредительскими документами, законодательством и нормативными актами. ______________________________ В экономической литературе можно встретить и другие критерии классификации функций Банка России. Среди них функции в зависимости от направлений его деятельности. Здесь выделяются функция хозяйственной деятельности и функция административной деятельности, которые в свою очередь состоят из организаторской функции (организация и управление денежным обращением) и функции защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков (кредиторов). По степени важности предпринята попытка разделить функции на основные и дополнительные. К основным относят те, без которых невозможно выполнение основной задачи центрального банка (сохранение стабильности денежной единицы). В свою очередь эта функция подразделяется на регулирующую, контрольную и обслуживающую. Дополнительные функции в этом случае содействуют решению основной задачи. Поскольку деятельность центрального банка может выражать интересы различных экономических субъектов, его функции разделяют на функции, выполняемые им: 1) от имени и в интересах государства; 2) от своего имени, но в интересах общества; 3) от своего имени и в своих интересах. Такая классификация функций возможна, однако она больше напоминает характер выполняемой центральным банком работы, учитывающей интересы экономических агентов, а не сами специализированные действия, осуществляемые им и отличающиеся от действий других экономических институтов. В равной степени сказанное можно отнести и к разделению функций на внутренние и внешние. Внутренними считаются такие функции, которые центральный банк выполняет с резидентами в пределах Российской Федерации; внешние функции ¾ это те, которые он осуществляет во взаимоотношениях с иностранными субъектами. Скорее всего, рассматриваемые процессы выражают сферу деятельности центрального банка; подлинные его функции как особого денежно-кредитного института просматриваются здесь далеко не в полном объеме. Более продуктивным является стремление увязать функции центрального банка «с банковской деятельностью». Функции ¾ это и есть деятельность банка, отражающая его специфику. Поскольку с позиции права функции выражают специализированные виды управленческой деятельности, а центральный банк создается для выполнения специальных, только ему присущих функций, то такие функции лежат в сфере: 1) денежно-кредитной политики; 2) управления банковской системой; 3) осуществления банковских операций. Помимо рассмотренных функций, в литературе можно встретить также упоминание о функциях: осуществления денежной эмиссии и организации денежного обращения, организации взаимодействия с органами государственной власти и управления Российской Федерации, а также с кредитными организациями. К сожалению, две последние позиции с экономической точки зрения вряд ли можно отнести к функциям, поскольку они не выражают специфики деятельности центрального банка; подобного рода направления деятельности свойственны и другим институтам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.244 (0.015 с.) |