Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подразделения Банка России, занимающиеся организацией и осуществлением текущего банковского надзора

Поиск

Организацией и осуществлением текущего банковского надзора в Банке России занимаются два подразделения: 1) Департамент банковского регулирования и надзора и 2) Главная инспекция кредитных организаций. Каждое из них имеет ряд управлений, отражающих основные направления их деятельности.

Департамент банковского регулирования и надзора имеет следующие управления:

¨ Управление методологии финансовых рисков;

¨ Управление методологии рисков внутрибанковских систем;

¨ Управление методологии текущего надзора;

¨ Управление анализа банковского сектора;

¨ Управление экспертизы правовых актов;

¨ Управление организации надзора за кредитными организациями Московского региона;

¨ Управление организации надзора за кредитными организациями российских регионов;

¨ Организационно-экономическое управление;

¨ Управление информационного обеспечения.

Главная инспекция кредитных организаций Банка России включает следующие подразделения:

¨ Инспекцию № 1;

¨ Инспекцию № 2;

¨ Управление инспектирования кредитных организаций с преобладающим участием в капитале Российской Федерации нерезидентов;

¨ Управление инспектирования кредитных организаций по специальным проверкам;

¨ Информационно-аналитическое управление;

¨ Управление координации и методологии сопровождения инспекционной деятельности.

Как видно из приведенной структуры, в Банке России особо выделены подразделения, занимающиеся методологическими, аналитическими, организационными, правовыми и информационными вопросами текущего надзора.

В территориальных учреждениях Банка России в основном выдержана укрупненная схема организации текущего надзора, т. е. в большинстве территориальных учреждений имеются подразделения, занимающиеся дистанционным надзором и инспектированием. Исключение составляют территории, в которых имеется небольшое количество кредитных организаций, например Калмыкия, Карачаево-Черкессия. В этих территориальных управлениях Банка России вопросами текущего надзора и инспектирования занимается одно подразделение.

Если методологическая работа и макроэкономический анализ главным образом осуществляются в подразделениях Банка России, то первичная работа с отчетностью кредитных организаций и самими кредитными организациями, в том числе в процессе их инспектирования, преимущественно проводится на уровне территориальных учреждений с последующей передачей информации соответствующему подразделению Банка России.

Наиболее принципиальные вопросы банковского регулирования и надзора выносятся на рассмотрение Комитета банковского надзора Банка России, представляющего собой совещательный орган, созданный по решению Совета директоров.

В последние годы главной задачей всех структурных подразделений, занимающихся текущим банковским надзором, является повышение эффективности надзора, т. е. «лучшее выполнение ими своих задач, не сопровождающееся пропорциональным увеличением ресурсов, выделяемых на эти цели».1

Этому содействует проведение Банком России ряда мер, отвечающих передовой международной банковской практике. Это:

¨ формирование текущего банковского надзора как системы, т. е. разработка методик анализа, оценки и мониторинга финансового состояния банка как единого комплексного технологического процесса, в которой включены специалисты дистанционного и контактного надзора;

¨ ориентация на содержательную составляющую текущего надзора, предполагающего интенсификацию процедур надзора на стадии как проведения анализа и оценки финансового состояния банка, так и принятия мер надзорного реагирования по результатам этих оценок;

¨ совершенствование организационной структуры текущего надзора с выделением института кураторов, обеспечивающего систематическую контактную деятельность Банка России;

¨ повышение квалификации сотрудников Банка России, занимающихся вопросами текущего банковского надзора.

Содержание дистанционного надзора, осуществляемого Банком России

Как отмечалось выше, текущий банковский надзор подразделяется на дистанционный (документарный) и контактный, каждый из которых представляет собой самостоятельную, одновременно взаимосвязанную систему, нацеленную на решение определенных задач посредством специфических инструментов и организационных процедур.

Для дистанционного надзора Банка России на современном этапе характерно стремление создать систему диагностики (мониторинга) текущего финансового состояния кредитных организаций.

В соответствии с передовой международной практикой банковского надзора, рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору эта система предполагает наличие у надзорного органа эффективных информационных и аналитических процедур мониторинга текущего финансового состояния кредитных организаций, соблюдения ими законодательства и регулятивных требований, выявления на возможно более ранних стадиях негативных тенденций в деятельности кредитных организаций и принятие упреждающих мер надзорного реагирования.2

В основном такая система в России создана и функционирует. Ее составными элементами являются:

¨ регулятивные требования Банка России, известные как пруденциальные нормы и требования;

¨ система отчетности кредитных организаций в Банк России;

¨ система мониторинга финансового состояния кредитных организаций;

¨ система мер надзорного реагирования Банка России.

Регулятивные нормы и требования Банка России к кредитным организациям

Исходным и чрезвычайно важным блоком системы дистанционного надзора являются регулятивные нормы и требования Банка России к кредитным организациям, предусмотренные в Инструкции Банка России от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности». За время действия этой инструкции в нее вносились неоднократные изменения, отражающие новые явления в банковской сфере.

Вместе с тем сохраняется классификация пруденциальных норм на три группы.

Первую группу составляют нормы, регулирующие предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями.

Действующие в настоящее время обязательные нормативы регулируют:

¨ риск несостоятельности банка, риски активов и рыночные риски (Н1);

¨ риск потери мгновенной (Н2), текущей (Н3) и долгосрочной (Н4) ликвидности;

¨ риск крупных кредитных рисков (Н6, Н7, Н9.1, Н10.1).

Вторую группу составляют нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь.

Третью группу составляют требования Банка России, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных федеральными законами.

Подразделения Банка России, занимающиеся дистанционным надзором, располагают богатой информационной базой для диагностики финансового состояния отдельных кредитных организаций и банковской системы в целом.

На основе созданных в Банке России информационной и аналитической систем осуществляется оперативное выявление отклонений и отрицательных тенденций в деятельности кредитных организаций.

Результаты дистанционного надзора используются:

¨ для принятия оперативных мер надзорного реагирования;

¨ для выявления и более тщательного наблюдения за проблемными банками;

¨ для определения плана и программы инспектирования проблемных банков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.180 (0.01 с.)