Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Общие основы деятельности центрального банка

Поиск

Список сокращений

АзБР ¾ Азиатский банк развития

АТЭС ¾ Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество

АфБР ¾ Африканский банк развития

БИК ¾ банковский идентификационный код

БМР ¾ Банк международных расчетов

ВБ ¾ Всемирный банк

ВВП ¾ валовый внутренний продукт

ВТО ¾ Всемирная торговая организация

ГК РФ ¾ Гражданский кодекс Российской Федерации

ГКО ¾ государственные краткосрочные облигации

ГПО ¾ Государственное производственное объединение

ГРКЦ ¾ Головной расчетно-кассовый центр

ГТК ¾ Государственная техническая комиссия Российской Федерации

ЕБРР ¾ Европейский банк реконструкции и развития

ЕС ¾ Европейский союз

ЕЦБ ¾ Европейский центральный банк

ЕЭВС ¾ Европейский экономический и валютный союз

КО ¾ казначейские обязательства

МАР ¾ Международная ассоциация развития

МАБР ¾ Межамериканский банк развития

МАГИ ¾ Международное агентство гарантирования инвестиций

МБРР ¾ Международный банк реконструкции и развития

МБЭС ¾ Международный банк экономического сотрудничества

МВФ ¾ Международный валютный фонд

МГБ ¾ Межгосударственный банк (Москва)

МИБ ¾ Международный инвестиционный банк

ММВБ ¾ Московский межбанковский центр

МФК ¾ Международная финансовая корпорация

МЦИ ¾ Межрегиональный центр информатизации

НБС ¾ Национальный банковский совет

НДЦ ¾ Национальный депозитарный центр

ОБР ¾ облигации Банка России

ОМР ¾ обратное модифицированное РЕПО

ОЭСР ¾ Организация экономического сотрудничества и развития

РКЦ ¾ расчетно-кассовый центр

СНГ ¾ Содружество Независимых Государств

ССРД ¾ Специальный стандарт распространения данных МВФ

ФКОР ¾ Федеральный Комитет открытого рынка (США)

ФРС ¾ Федеральная резервная система (США)

ФТС ¾ Федеральная таможенная служба России

ЦВЕ ¾ Центральная и Восточная Европа

ЧБТР ¾ Черноморский банк торговли и развития

ЭПД ¾ электронный платежный документ

ЭПДСФ ¾ ЭПД сокращенного формата

ЭСИД ¾ электронный служебно-информационный документ

ЭЦП ¾ электронная цифровая подпись

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Учение о центральном банке ¾ относительно молодая наука. В большинстве западных стран процессы формирования центрального банка завершились только в XIX в., а в ряде стран ¾ лишь в начале XX в. Серьезные научные изыскания были редкостью. Разумеется, все это не могло не отразиться на эффективности управления денежным обращением.

История показывает, что за последние 100-150 лет государства так и не смогли выработать сколько-нибудь надежные механизмы, предотвращающие диспропорции в денежно-кредитной сфере. Гиперинфляция в Германии в 20-е годы, паника на фондовом рынке в США в 30-е годы, сильнейшая инфляция в послевоенные годы в европейских странах существенно подрывали экономическое развитие. Банкротства банков и компаний обостряли социальные проблемы, в одночасье сокращали накопления не только отдельных граждан и предприятий, но и приводили к финансовому краху целых народов.

Финансовые кризисы, особенно заметные в первой половине ХХ в., довольно часто напоминают о себе и в последнее время. Их особенность состоит в том, что они перестают носить локальный характер. В современном мире, когда национальные экономики отдельных стран тесно взаимосвязаны и процессы глобализации достаточно развиты, финансовые кризисы в некоторых странах начинают приобретать международный характер: возникнув в одном регионе, перешагивая национальные границы, они превращаются в планетарную проблему.

Не является исключением и Россия, где под влиянием распада прежних экономических отношений, разрыва хозяйственных связей между экономическими субъектами, существенного спада объемов производства и инвестиций, усиления политической нестабильности в 90-х годах положение в денежной сфере было особенно сложным; недостаточно отрегулированным оно остается и сегодня.

В стране пока сохраняется заметная инфляция, деятельность коммерческих банков зачастую не отвечает международным стандартам, а это требует от главного банка страны дополнительных усилий как в сфере регулирования денежного обращения, так и в области надзора за деятельностью национальных денежно-кредитных институтов.

От доверия, которое испытывают экономические субъекты (предприятия и отдельные граждане) к национальному эмиссионному центру, во многом зависят инвестиционная и хозяйственная активность, устойчивость экономического развития и стабильность денежной единицы. Уровень доверия к центральному банку ¾ это барометр деловой активности в стране, показатель эффективности денежно-кредитных и в целом экономических отношений в обществе.

Учение о центральном банке призвано упорядочить знания в области организации управления деятельностью эмиссионного института, обобщить отечественную и международную практику в сфере денежного оборота.

Задача настоящего учебника ¾ дать читателю цельное представление о сущности и функциях центрального банка, его роли в развитии экономики, содержании выполняемых операций. Систематизируя представление о деятельности центрального банка, учебник призван соединить теорию банка с практикой его работы.

Учебник состоит их трех разделов.

В разделе I раскрываются общетеоретические основы деятельности центрального банка. При рассмотрении сущности центрального банка авторы исходили из представления о том, что он является определенной разновидностью банка как целого, но обладает специфическими особенностями, отличающими его от коммерческого банка. В данном разделе отражено эволюционное развитие центрального банка, выросшего из банков денежного обращения, и его отличия от коммерческого банка. Большое внимание авторы уделяют истории центрального банка, в том числе Банка России. Исторические процессы становления банков в качестве эмиссионных учреждений помогают глубже понять их суть как институтов, обладающих особыми полномочиями в экономике.

Фундаментальные вопросы теории центрального банка показаны на фоне его эволюционного развития, опыта международной практики, особенностей проявления задач, функций и операций банка в отдельных странах. Анализ показал, что при сохранении национальной специфики в своей деятельности в отдельных странах центральный банк по сути остается общественным институтом, регулирующим денежный оборот в наличной и безналичной формах. Его цели и задачи реализуются в большей степени тогда, когда он подтверждает свой статус независимого института. Независимость центрального банка ¾ главное качество его деятельности.

Как и всякое общественное явление, центральный банк рассматривается в настоящем издании в экономическом и юридическом аспектах. Правовым основам деятельности центрального банка авторы посвящают отдельную главу.

Новизна учебника заключается в том, что в нем раскрываются не только теоретические положения, но и суждения, которые отличаются от традиционных представлений, имеющих дискуссионный характер.

Раздел II учебника наиболее значительный по объему. На него приходится почти половина учебного материала, в котором освещаются важнейшие вопросы банковской практики. Среди них существенное место отведено денежно-кредитной политике центрального банка, методам и инструментам ее проведения. Как показывает отечественная практика, именно здесь проявляют себя еще нерешенные проблемы, данные методы не всегда оказываются эффективными. Наряду с экономическими, правовыми и организационными основами денежно-кредитной политики в этом разделе дана характеристика принципов и инструментов денежно-кредитного регулирования, организации расчетов и платежей, эмиссионно-кассовых операций. Здесь также отражены такие емкие темы, как система резервных требований, политика открытого рынка, и рефинансирование кредитных организаций, процентная политика.

Раздел III хотя и меньше по объему, чем раздел II, вместе с тем по важности поднимаемых проблем не уступает предшествующим разделам. В нем показано взаимодействие центрального банка и правительства при выполнении агентских функций, а также взаимоотношения центрального банка с международными валютно-кредитными и финансовыми институтами. Банковское регулирование и надзор рассмотрены в отдельной главе.

По набору представленных вопросов настоящий учебник по сути является первым отечественным изданием, где в полном соответствии с учебной программой раскрыта вся совокупность как общетеоретических вопросов, так и практики совершения операций, выполняемых центральным банком. Поэтому учебник может быть использован не только студентами (в рамках бакалавриата и магистратуры), но и практическими работниками в системе переподготовки специалистов финансово-банковской сферы.

 

Сущность центрального банка

Этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Банки подобного типа занимаются самыми разнообразными видами деятельности. Они не только проводят традиционные для банков операции по кредитованию, организации расчетов в наличной и безналичной формах, хранят денежные средства клиентов, эмитируют платежные средства, но и управляют золотовалютными резервами страны, анализируют и прогнозируют состояние национальной экономики, выполняют надзорную и контрольную функции. Работая в сфере экономических отношений на макро- и микроуровнях, центральные банки занимаются вопросами материально-технического обеспечения и эксплуатации вверенных им объектов и оборудования, располагают собственными технологическими центрами и информационными системами, собирают и обрабатывают соответствующую информацию.

Сочетание экономических, организационных и материально-технических операций в известной степени вуалирует сущность центрального банка, делает его «многоликим» институтом.

Наша задача состоит в том, чтобы во всем многообразии видов деятельности, выполняемых центральным банком, найти то главное, которое позволяет выделить данный институт среди других экономических субъектов.

Напомним ряд общих требований, обычно предъявляемых к анализу сущности экономических явлений. Их несколько.

Методологические требования при определении сущности центрального банка

Для того чтобы ответить на вопрос, в чем состоит сущность центрального банка, необходимо, во-первых, определить, чтo наряду с его общими признаками является его спецификой, во-вторых, чтo составляет основу его деятельности, в-третьих, какова структура центрального банка. Только ответив на эти три вопроса, мы вправе выяснить и дать определение сущности центрального банка.

Анализ сущности предполагает прежде всего выделение тех специфических черт, которые отличали бы рассматриваемые явления (предмет, процесс) от других. Предшествующий анализ показал, что центральные банки выполняют довольно широкий круг операций. О чем это говорит?

Типы центральных банков

Для центрального банка первого типа характерно совмещение кредитования с операциями по эмитированию платежных средств, в том числе выпуском наличных денег в обращение. Так обстояло дело, например, в СССР, когда Государственный банк СССР выполнял роль центрального банка, был единым кредитным и расчетным центром и ему принадлежало право выпуска денег в обращение. В этом случае государство придерживалось правила «единого котла», согласно которому главному банку страны дозволено было печатать деньги, пускать их в обращение и использовать их в качестве ресурса для кредитования хозяйственных субъектов.

Практически это было лишь модификацией той модели, которая существовала в Российской империи до 1917 г., а также на определенном историческом отрезке времени была принята и некоторыми другими европейскими странами. Лишь постепенно эти страны перешли на другую модель.

Для центрального банка второго типа характерно разделение «единого котла» на две составляющие: эмиссионное дело было отделено от кредитной деятельности. Кредитованием нефинансового сектора стали заниматься коммерческие банки. Само по себе кредитование центральными банками второго типа имеет уже не столь широкие масштабы в отличие от коммерческих банков, где кредитная деятельность, как правило, является преобладающей.

По-прежнему оставаясь денежно-кредитным учреждением, центральный банк второго типа меняет соотношение между операциями, смещает их в сторону выполнения большей части денежных операций, в том числе посредством эмитирования наличных денег в обращение. Разумеется, центральный банк в силу особой своей специализации, связанной с обслуживанием макроуровня экономики, начинает выполнять и другие операции, отличающие его от коммерческого банка, однако от этого он не становится чем-то иным, отличным по своей сущности от банка как единого экономического образования.

Выводы

Итак, анализ показал, что центральный банк нельзя назвать предприятием в общепринятом значении этого слова. Термин «предприятие» не только не приближает нас к раскрытию сущности центрального банка, но, напротив, отделяет от познания его специфических свойств, не выделяя его из разряда других экономических субъектов. Исходным словом, выражающим общественный характер деятельности центрального банка, является «институт».

Поставить точку мы здесь, однако, не можем, так как при всей важности исходного термина в нем пока недостаточно выражаются специфика, основа деятельности и структура. Именно из этих трех компонентов в конечном счете и складывается понимание сущности центрального банка.

Анализ также показал, что отдельной сущности центрального банка вне сущности банка как целого явления не может быть. Центральный банк как банк представляет собой денежно-кредитный институт. Центральному банку свойственны и некоторые черты, отличающие его от коммерческого банка. Оставаясь по сути банком, он в своей деятельности приобретает определенные особенности, отделяющие его от других видов банка. На микроуровне, предоставляя услуги коммерческим банкам и другим экономическим субъектам, центральный банк своей деятельностью в большей степени смещается в сторону обслуживания макроуровня денежно-кредитных отношений. Основой его деятельности становится реализация общественных, общенациональных интересов в сфере регулирования наличного и безналичного денежного оборота. Как мы увидим в дальнейшем, центральные банки преимущественно концентрируют свое внимание на укреплении стабильности национальной денежной единицы, укреплении валютного курса, противодействии инфляции.

Все это позволяет нам определить центральный банк как общественный денежно-кредитный институт, регулирующий денежный оборот в наличной и безналичной формах в общественных интересах.

 

Первый опыт эмитирования

Чтобы избавиться от этих неудобств, шведский банкир Палмструк, основатель Банка Стокгольма, вместо депозитных сертификатов выпустил беспроцентные чеки на предъявителя. По существу в 1650 г. данный банк впервые трансформировал депозитный сертификат на вклад в монетах в кредитную ценную бумагу, тем самым избавив себя от необходимости держать вне обращения всю сумму внесенных клиентами монет.1 Выпущенные банком чеки использовались при оплате товаров, обращались наравне с деньгами на всей территории королевства, а сам банк, как и другие банки, использовавшие данный инструмент, стал называться «Банк обращения».

В начальный период своей деятельности Банк Стокгольма являлся частным банковским учреждением. От имени короля ему была поручена эмиссионная деятельность. С 1668 г. вследствие возникших у банка затруднений он был преобразован в королевский банк, обрел статус общественного института и добился того, что его чеки (билеты) получили платежную силу по всем товарным операциям, их начали принимать и при погашении векселей. Все функции металлических денег с тех пор стали выполнять данные платежные средства.

Эволюция преобразования частных банков

Преобразование частных банков в общественные учреждения в силу возникающих у них затруднений в платежах происходило и в других странах. Из-за разорения венецианских банков Сенат Венеции также принял решение о создании общественного учреждения. Из-за кризиса деятельности ювелиров Парламент Англии в 1694 г. принимает решение об учреждении в стране национального банка ¾ эмиссионного и социального банка (Governor and Company of the Bank of England).

До английских ювелиров, выполнявших банковские операции, английские купцы Лондонского Сити держали свои денежные сбережения в Тауэре. Английский король Карл I, находившийся в сильных финансовых затруднениях, захватил эти денежные запасы (130 000 ливров) и согласился их возвратить только на условиях безвозвратного позаимствования в сумме 40 000 ливров. Естественно, это сильно обеспокоило купцов. В дальнейшем они стали пользоваться услугами ювелирных мастерских, которые одновременно занимались не только обменом наличности, но и, принимая вклады в действительных деньгах, выдавали вкладчикам депозитные сертификаты. Совершенствуя депозитные операции, они делили депозитные сертификаты на равные суммы (goldsmiths notes), которые активно обращались, переходя из рук в руки. При выдаче краткосрочных ссуд, обеспеченных залогом векселей заемщика, погашение их могло производиться этими же билетами (нотами). Так же как Банк Стокгольма, английские ювелирные мастерские, используя доверие публики, превращали депозиты в действительных деньгах в кредитные деньги, применявшиеся в платежах «лучше, чем наличные деньги». К сожалению, доверие к золотым банкнотам ювелирных мастерских как инструменту обращения было подорвано. Этому способствовал Карл II, который в 1672 г. занял у лондонских банкиров-ювелиров 1 300 000 ливров, но в последующем отказался выполнить свои платежные обязательства по их возврату, чем нанес непоправимый удар по банковскому делу ювелирных мастерских. В связи с этим английский парламент создал национальный эмиссионный центр.

В мировой истории Банк Англии считается первым эмиссионным банком, который стал эмитировать собственные банкноты, увязывая их эмиссию с учетом коммерческих векселей. Это был частный банк, никаких эмиссионных привилегий, и тем более монопольного права на эмиссию, он не имел, его начальный капитал, составлявший 1,2 млн ливров, был образован исключительно за счет вкладов населения. Собственные средства он тут же предоставил взаймы государству сроком на 11 лет под 8% годовых. В результате объем эмиссии банкнот зависел прежде всего от объема учетных операций. Как отмечал Адам Смит спустя 28 лет после основания банка, данное учреждение «получает и выплачивает ренты для государственных кредитов, оно вводит в обращение сертификаты Арсенала и оно авансирует правительству суммы в счет будущих поступлений сельскохозяйственного налога и других, которые должны были быть собраны несколько лет спустя после их финансирования».

Несмотря на то что в первые годы своего существования Банк Англии оставался частным банком, подделка его эмиссионных бумаг и мошенничество с сертификатами расценивалось как государственное преступление. Парламент запрещал любому другому банку (численность более 6 человек) эмитировать бумаги на предъявителя, ослабляя тем самым его конкурентов, обновляя сроки привилегии на эмиссию (например, заканчивавшаяся в 1708 г. привилегия на эмиссию была обновлена почти на сто лет).

Все это укрепляло доверие населения к сертификатам Банка Англии, в том числе и после сильнейшего экономического кризиса в 1745 г., делало его действительно учреждением национального значения.

Эмиссионные банки первоначально представляли собой частные банковские институты и в других странах. Хозяевами первых шотландских банков, капитал которых формировался за счет взносов и земельных угодий, были землевладельцы. Банк Шотландии, основанный в Эдинбурге в 1695 г., получил от парламента привилегию в виде специального документа (charter of incorporation), дающую право на эмиссионную деятельность. Сертификаты-билеты, которые эмитировал банк в случаях принятия вклада в драгоценных металлах, использовались при погашении векселей, а также при кредитовании недвижимости.

Выводы

Анализ истории развития центральных банков показал, что их истоки лежат в деятельности эмиссионных банков, получающих привилегию на эмиссионную деятельность. Постепенно выпуск банкнот в обращение этими банками становился вторым, а затем и основным видом деятельности; банк, получивший привилегию, превращался в главный банк государства, а эмитируемые им платежные средства ¾ во всеобщее средство платежа; их эмиссионная деятельность приобретала общенациональную значимость.

Можно сказать, что на протяжении последних немногим более 300 лет на различных исторических этапах по некоторым направлениям деятельности центральных банков наблюдается ряд тенденций их развития. Среди них довольно отчетливо проявляются две тенденции:

1) концентрация эмиссионной деятельности, завершившаяся ее монополизацией в одном банке. Как мы видели, окончательное формирование первых эмиссионных банков как центральных происходило в процессе концентрации эмиссионной деятельности, ее монополизации в одном банке. С национализацией центральных банков завершается их полное огосударствление;

2) огосударствление центрального банка с позиции собственности как на его капитал, так и усиления государственного регулирования денежной сферы.

В условиях современной экономики центральные банки ¾ это «банки банков», эмиссионная деятельность которых превращается в важнейший фактор регулирования экономики.

Развиваясь эволюционным путем, центральные банки становятся главными банками государства, их деятельность тесно связана с интересами правительств, авансированием их доходов. Превышение пределов эмитирования денег на протяжении всей истории деятельности центральных банков приводило к их обесценению, а затем и к отрыву эмиссии от действительных денег, золотого покрытия.

Оказывая помощь государству, центральные банки на практике и в теории искали всяческие способы, которые могли бы разрешить противоречие между избытком денег и их недостатком, между излишней эмиссией и эластичностью денежного обращения, стимулирующей активизацию производительной деятельности. Эти поиски продолжаются и в современной экономике.

 

Образование Государственного банка Российской империи

С учреждением 31 мая 1860 г. (по старому стилю) Государственного банка Российской империи начинается новый этап в регулировании денежного обращения. Основной капитал Государственного банка был установлен в размере 15 млн руб. (к 1917 г. он увеличился до 55 млн руб.). Данному банку передавались средства Государственного коммерческого банка. В соответствии с уставом он учреждался «для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы».

Операциями Государственного банка стали:2

¨ выпуск банкнот;

¨ выдача ссуд (под залог драгоценных металлов, товаров, ценных бумаг, правительственных или гарантированных правительством);

¨ ликвидация долгов старых кредитных учреждений, в отношении которых Госбанк был объявлен правопреемником;

¨ учет векселей и других срочных обязательств;

¨ реализация ценных бумаг, оставшихся после выкупных операций в процессе осуществления крестьянской реформы;

¨ реализация ценных бумаг, погашаемых за счет казны;

¨ покупка и продажа золота;

¨ комиссионные операции по поручению Министерства финансов;

¨ денежные переводы.

Образование центрального банка в России подтвердило некоторую общую закономерность развития мирового банковского хозяйства: он вырос из коммерческого банка, ранее выполнявшего набор коммерческих операций. Правда, в России такой банк был не частным, а государственным.

При всей схожести операций Государственного банка Российской империи с моделями центральных банков европейских стран его деятельность имела заметные особенности.

С момента своего возникновения он сочетал как эмиссионную, так и коммерческую деятельность. Первоначально основной операцией банка был выкуп ассигнаций. Хотя Экспедиция государственных кредитных билетов, осуществлявшая эмиссионные операции, была передана Государственному банку, однако в основном он лишь производил обмен кредитных билетов (крупные на мелкие, ветхие на новые, размен на монету, ее прием и выдача за них кредитных билетов). Государство в лице Министерства финансов сохраняло за собой верховенство в процессе управления денежным обращением. Как справедливо отмечается в современной литературе, начальный период деятельности Государственного банка (до 1990-х годов) характеризуется большой централизацией его управления. Одна из главных специфических особенностей Госбанка России состояла в том, что министр финансов являлся «непосредственным главным начальником банка с широкими распорядительными правами и возможностью направлять всю деятельность банка».3

Капитал Государственного банка использовался преимущественно на нужды казначейства. Эмиссия денежных знаков использовалась для финансирования расходов государства, в том числе на ведение Турецкой войны. Курс кредитных билетов из-за их чрезмерного выпуска продолжал падать. Металлический фонд расходовался на покрытие государственных долговых обязательств, увеличивал бумажно-денежное обращение. Широкое развитие получили так называемые неуставные ссуды, которые не были предусмотрены уставом Государственного банка либо противоречили ему. Данные операции, носящие некоммерческий характер, осуществлялись на основании специальной докладной записки министра финансов и соответствующего разрешения государя.

Положение усугублялось тем, что при формировании Государственного банка Российской империи в стране не существовало закона, который бы регулировал банковскую деятельность. Он был принят только в 1871 г. По причине отсутствия единообразных правил составления устава коммерческих банков он утверждался в каждом отдельном случае создания кредитного учреждения.

Источники банковской деятельности были явно незначительными. Если к тому же учесть, что Госбанк погашал долги и платил проценты по вкладам бывших кредитных учреждений, выдавал долгосрочные кредиты другим банкам, а его ресурсы носили в большей части краткосрочный характер, то станет вполне очевидной неэффективность его деятельности. Покупательная способность национальной денежной единицы продолжала падать.

Редакция Федерального Закона о Банке России 1995 г.

Новая редакция банковских законов, регламентирующих деятельность эмиссионного и коммерческих банков, появилась в 1995 и 1996 гг.: Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Принятая редакция этих законов не является кардинальным изменением законодательной базы. Напротив, по существу, это новая редакция прежних законов, ставящая перед собой цель прежде всего устранить явные недостатки прежних законов. В какой-то степени создателям законов это удалось.

Из законов были частично изъяты отсылки к нормативным актам Центрального банка Российской Федерации, в связи с чем они приблизились к нормативным актам прямого действия.

Законы стали более подробными. Это касается описания порядка лицензирования банковской деятельности, отзыва банковских лицензий, представления отчетности.

Законы сохранили и продвинули идеологию функционирования банков рыночного типа. Прежде всего это касается идеи универсальности. Закон действителен для всех банков всех типов. Унифицированным остается контроль за банками.

Новые законы были направлены на известную либерализацию банковской деятельности, устранение излишней бюрократии, субъективизма чиновников. Так, в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» при создании кредитного учреждения устранены ограничения на число участников, размер их доли в уставном капитале. Сократился перечень документов, необходимых для оформления регистрации банков (при одновременном усилении требований к ним). Для облегчения банковской деятельности введена заявительная процедура создания филиалов и др.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» введены статьи о Национальном банковском Совете как органе, задачей которого является рассмотрение Концепции совершенствования банковской системы, проектов основных направлений государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, наиболее важных вопросов регулирования деятельности кредитных организаций и др. Председателем Национального банковского Совета (НБС) является председатель Центрального банка Российской Федерации. В его состав входят 15 членов, в том числе представители обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, представитель от Президента Российской Федерации, министр финансов, министр экономики. Шесть членов НБС назначались Государственной думой по представлению председателя Центрального банка Российской Федерации из числа представителей кредитных организаций и экспертов.

Новые банковские законы в известной степени модернизировали российское банковское законодательство. Центральному банку Российской Федерации было предписано прекратить участие в капиталах кредитных учреждений, обеспечить взаимодействие с банками и их ассоциациями при принятии наиболее важных решений нормативного характера, запрещалось кредитовать бюджет.

В обновленной редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» более рельефно стала просматриваться идея обеспечения стабильности банковской системы, в том числе посредством постоянного надзора за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации. Законом были введены новые обязательные нормат ивы. Среди них: предельный размер неденежной части уставного капитала, размеры валютного, процентного и иных рисков, минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы, нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц и др.

Редакция Федерального Закона о Банке России 2002 г.

Важным шагом в деле развития банковского законодательства стали изменения в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно новой версии о его деятельности (редакция от 10 июля 2002 г.):

¨ изменены численность (с 15 до 12 человек) и представительство в НБС исполнительной и законодательной власти;

¨ видоизменены компетенции НБС как коллегиального органа Банка России, получившего право рассматривать годовой отчет Банка России, утверждать при необходимости определенные его затраты, а также утверждать отчет Банка России о его некоторых расходах и др.;

¨ установлено, что Банк России не вправе вводить запрет на введение ограничений на проведение операций клиентами коммерческих банков и др.

Данный Закон является основным источником регулирования организации и деятельности Банка России. Структура этого Закона показывает, что он содержит как общие положения, так и устанавливает важнейшие нормы деятельности Банка России, в том числе регулирующие его отношения с органами государственной власти, коммерческими банками, операции, международную и внешнеэкономическую деятельность и др.

Структура современного банковского законодательства в основном отражает закономерности, складывающиеся в мировом банковском сообществе. Как и в большинстве стран, в современной России:

¨ закон об эмиссионном национальном институте выделен в отдельный правовой государственный акт, регулирующий его деятельность;

¨ взаимоотношения Центрального банка Российской Федерации с законодательными и исполнительными органами относятся к публично-правовым отношениям, регулируются нормами административного и иного публичного права;

¨ там, где взаимоотношения Центрального банка Российской Федерации с экономическими субъектами строятся на договорных началах, применяются методы гражданско-правового характера, в этих случаях правовые отношения регулируются гражданским законодательством;

¨ законодательство о Центральном банке Российской Федерации тесно связано с законодательными актами, регулирующими деятельность коммерческих банков, в связи с чем носит комплексный характер;

¨ законодательные акты отражают выделение в банковской системе двух уровней, где эмиссионный банк, будучи эмиссионным институтом, работает на макроуровне экономических отношений и относится к первому уровню системы;

¨ законодательные нормы, отражающие состояние и динамику экономических отношений в сфере денежного обращения и кредита, меняются, совершенствуются, учитывают уровень их регулирования, принятый в международном сообществе.

Разумеется, принятые новые редакции банковских законов, разработка новых законодательных актов сделали определенный шаг вперед в области российского банковского законодательства, однако далеко не все вопросы оказались решенными.

По оценке экспертов, банковское законодательство, регулирующее деятельность Банка России, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Законодателям предстоит усилить его прямое действие, конкретизировав его отдельные положения, согласовать нормы, содержащиеся в Федеральном законе «О Банке России», с нормами других звеньев российского законодательства, в правовом отношении более четко определить место банка в системе управления экономикой.

Тем не менее при всех сохранившихся недостатках современные банковские законы позволяют банковской системе адаптироваться к условиям рыночной экономики, выполнять возложенные на нее задачи.

 

 

Терминологическая сторона

Прежде всего это касается терминологической стороны. Зачастую между понятиями «цель» и «задача» не проводится должного различия, допускается их отождествление. Между тем «цель» и «задача» имеют различные смысловые значения, поэтому их описание в законодательных актах и на практике может существенно менять акценты деятельности эмиссионных институтов.

«Задача» по отношению к «цели» ¾ более частное понятие, то, что должно быть сделано для реализации поставленных целей. По субординации задачи могут быть первого и второго порядка, первичные и вторичные, основные и дополнительные и т. д.

Содержание цели

Содержание целей и задач центрального банка определяется его сущностью. Как уже говорилось, центральный банк, работающий в сфере обмена, представляет собой общественный денежно-кредитный институт, который регулирует денежный оборот в наличной и безналичной формах в общественных интересах. Это означает, что его целевая ориентация, бесспорно, связана со сферой денежно-кредитных отношений, задачи, которые он призван решать,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.212.146 (0.019 с.)