Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления лицензионной деятельности Банка России

Поиск

К основным направлениям лицензионной деятельности согласно законодательству Российской Федерации и нормативных актов Банка России относятся:

¨ государственная регистрация кредитных организаций и выдача лицензий на осуществление банковских операций;

¨ открытие (закрытие) подразделений кредитных организаций на территории Российской Федерации;

¨ выдача лицензий на осуществление банковских операций для расширения деятельности кредитных организаций;

¨ государственная регистрация изменений в учредительных документах кредитной организации;

¨ реорганизация кредитной организации.

Выдача Банком России лицензии на осуществление банковской деятельности кредитным организациям и их государственная регистрация есть необходимое условие их допуска в банковскую среду.

Кредитная организация может начать свою деятельность только на основании лицензии, в которой указаны ее организационно-правовая форма и перечень операций, которые она может осуществлять.

Кредитная организация может создаваться на основе любой формы собственности: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью.

Законодательство предусматривает возможность быть учредителями кредитной организации как юридическим, так и физическим лицам, однако основными требованиями к ним являются:

¨ невозможность выхода из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации;

¨ способность обеспечить свою финансовую устойчивость; критерии оценки ее устанавливаются специальными нормативными актами Банка России. Одним из главных критериев финансовой устойчивости кредитной организации является наличие определенных, нормативно закрепленных суммы уставного капитала, а также его состава и структуры.

Для государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций ее учредители не позднее чем через месяц после подписания учредительного договора представляют в территориальные учреждения Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации следующие документы:

1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензий на осуществление банковских операций;

2) учредительный договор;

3) устав кредитной организации;

4) бизнес-план кредитной организации (при создании расчетной небанковской кредитной организации ¾ положения, регламентирующие порядок проведения расчетов); протокол общего собрания учредителей;

5) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины (сбора) за регистрацию кредитной организации;

6) список учредителей кредитной организации;

7) надлежащим образом заверенные копии учредительных документов учредителей кредитной организации ¾ юридических лиц; аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей ¾ юридических лиц с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за последние три года;

8) подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями ¾ юридическими лицами обязательств перед бюджетами разных уровней за последние три года;

9) анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера кредитной организации;

10) заключение федерального антимонопольного органа.

Учредительный договор содержит права и обязанности учредителей создать кредитную организацию, порядок совместной деятельности по ее созданию, состав учредителей (участников), условия передачи учредителями (участниками) кредитной организации своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) прибыли и покрытия убытков, порядок выхода учредителей (участников) из ее состава, размер уставного капитала, размер доли каждого учредителя (участника) в уставном капитале, размер и состав вкладов, порядок и сроки внесения вкладов в уставный капитал кредитной организации при ее учреждении, ответственность учредителей (участников) за нарушение обязанностей по внесению вкладов в уставный капитал кредитной организации, сведения о составе и компетенции органов управления кредитной организации и порядке принятия ими решений (с указанием вопросов, решения по которым принимаются единогласно квалифицированным большинством голосов).

Устав кредитной организации содержит фирменное (полное официальное) наименование на русском языке с указанием на характер деятельности, наименование кредитной организации на языке народов Российской Федерации и/или иностранных языках, местонахождение (почтовый адрес) органов управления кредитной организации, перечень банковских операций и сделок, сведения о размере уставного капитала, о порядке формирования, а также сведения о размере резервного фонда в процентах к уставному капиталу, порядок управления деятельностью кредитной организации, состав и компетенция ее органов управления, исполнительных (единоличного и коллегиального), порядок их образования и принятия ими решений (с указанием вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов); сведения об организации внутреннего контроля (порядок образования и полномочия), порядок ликвидации и реорганизации кредитной организации, а также иные положения, предусмотренные федеральными законами.

Одним из основных документов, представляемых для регистрации и лицензирования кредитных организаций, является бизнес-план. На основе бизнес-плана Банк России оценивает соответствие создаваемой кредитной организации требованиям, установленным для создаваемой кредитной организации; способность кредитной организации сохранять финансовую стабильность и выполнять пруденциальные нормы деятельности, обязательные резервные требования с учетом возможного влияния на ее деятельность взаимозависимых учредителей и их корпоративных групп.

Протокол общего собрания учредителей кредитной организации должен содержать следующие решения: о создании кредитных организаций; об утверждении ее наименования; об утверждении устава кредитной организации; об утверждении кандидатур на должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера и его заместителей; об утверждении бизнес-плана; об избрании членов Совета директоров; об утверждении денежной оценки вкладов учредителей в виде имущества в неденежной форме; о назначении лица, уполномоченного подписывать документы, представленные в Банк России для государственной регистрации кредитной организации.

Анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера и его заместителей содержат сведения о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с предоставлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций не менее одного года, а при отсутствии специального образования ¾ опыта руководства таким подразделением не менее двух лет, а также сведения о наличии (отсутствии) судимости.

Уплата государственной пошлины (сбора) за регистрацию кредитной организации (в размере 2000 руб.) должна быть произведена за счет средств учредителей. За регистрацию кредитной организации взимается лицензионный сбор в размере 0,1% от размера объявленного уставного капитала кредитной организации, указанного в ее уставе.

Территориальное учреждение Банка России рассматривает указанные выше документы в течение 30 дней с момента их получения.

При наличии замечаний по представленным документам, а также при отсутствии полного комплекта документов территориальное учреждение Банка России возвращает их учредителям с письменным заключением.

При отсутствии замечаний территориальное учреждение Банка России направляет в Департамент лицензирования и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России положительное заключение, которое должно содержать полную информацию, на основании которой им сделан вывод о возможности государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

К заключению территориального учреждения, направляемому в Банк России, прилагаются ряд подлинных документов, представленных учредителями кредитной организации, в частности:

¨ заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, включающее бизнес-план кредитной организации, а также при создании расчетной небанковской кредитной организации ¾ положения, регламентирующие порядок проведения расчетов;

¨ учредительный договор;

¨ устав кредитной организации, который приобретает силу с даты принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитной организации;

¨ протокол общего собрания учредителей;

¨ список учредителей кредитной организации;

¨ анкеты кандидатов на должность руководителей исполнительных органов кредитной организации, главного бухгалтера и его заместителей, согласованные с территориальным учреждением Банка России;

¨ документы, подтверждающие уплату государственной пошлины и лицензионного сбора;

¨ бизнес-план кредитной организации;

¨ аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности учредителей кредитной организации ¾ юридических лиц.

Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности государственной регистрации и выдаче лицензии кредитной организации. При положительном решении Банк России в течение трех рабочих дней с момента принятия решения направляет в уполномоченный регистрирующий орган по предполагаемому местонахождению создаваемой кредитной организации соответствующие документы, который после проведения процедуры государственной регистрации сообщает об этом территориальному учреждению Банка России, ведущему Книгу регистрации кредитных организаций.

Банк России выдает лицензии на осуществление банковских операций после государственной регистрации кредитной организации и подтверждения ею своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала.

Вновь созданному банку могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

¨ лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

¨ лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии этой лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

¨ лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

Вновь созданной небанковской кредитной организации в зависимости от ее назначения могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

¨ лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях или со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций;

¨ лицензия на осуществление инкассации денежных средств ¾ векселей, платежных и расчетных документов для небанковских кредитных организаций ¾ тонизации инкассации.

Другим направлением лицензионной деятельности Банка России является открытие (закрытие) подразделений кредитной организации на территории Российской Федерации.

К числу открываемых кредитной организацией подразделений относятся:

¨ обособленные подразделения (филиалы и представительства);

¨ внутренние структурные подразделения (дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты и др.).

Все перечисленные виды подразделений кредитных организаций не являются юридическими лицами. Они осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых кредитной организацией, которая создала их.

Кроме того, структурные подразделения не могут иметь отдельного баланса и счета в банке. Их операции отражаются в ежедневном балансе кредитной организации.

Обособленные структурные подразделения открываются (закрываются) по решению органа управления кредитной организацией, которому это право предоставлено в соответствии с ее уставом.

Внутренние структурные подразделения могут открываться (закрываться) по решению как органа управления кредитной организации, так и органа управления ее филиала, что должно быть зафиксировано в уставе кредитной организации.

Для открытия филиала кредитная организация должна также согласовать с Банком России кандидатуры руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера и заместителя главного бухгалтера на предмет соответствия необходимым квалификационным требованиям.

Об открытии (закрытии) дополнительных структурных подразделений кредитная организация должна уведомить территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью, а в случае открытия филиала или представительства ¾ и территориальные учреждения Банка России по месту их открытия.

В случае открытия филиала кредитной организации территориальное учреждение Банка России изучает правовой аспект данной процедуры, кадровый вопрос, а также соответствие помещений филиала для совершения операций с ценностями, после чего выносит соответствующее решение.

При положительном решении вносятся изменения в Книгу государственной регистрации.

Еще одним направлением лицензионной деятельности Банка России является выдача кредитной организации дополнительных лицензий на осуществление банковских операций.

Для расширения своей деятельности и получения дополнительных лицензий кредитная организация должна быть в течение последних шести месяцев финансово устойчивой; выполнять обязательные резервные требования Банка России; не иметь задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации, местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами; иметь соответствующую организационную структуру, включая службу внутреннего контроля; выполнять квалификационные требования Банка России, предъявляемые к сотрудникам кредитной организации; соблюдать технические требования, включая требования к оборудованию, необходимому для осуществления банковских операций.

Действующему банку для расширения деятельности могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

¨ лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), дающая право устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

¨ лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;

¨ лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Такая лицензия может быть выдана банку при наличии лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) или одновременно с ней;

¨ лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Указанная лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте;

¨ генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные Банком России требования к размеру капитала. Наличие лицензии на банковские операции с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения генеральной лицензии. Банк, имеющий таковую, вправе в установленном порядке создавать филиалы за границей Российской Федерации и/или приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций-нерезидентов.

При рассмотрении вопроса о выдаче банку лицензий на привлечение во вклады денежных средств физических лиц (только в рублях или в рублях и иностранной валюте) в нем проводится проверка в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

При рассмотрении вопроса о выдаче банку генеральной лицензии в нем проводится комплексная проверка в порядке, установленном Банком России, или принимаются во внимание результаты комплексной проверки, если она была завершена не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче данной лицензии в территориальное учреждение Банка России.

Небанковская кредитная организация, осуществляющая операции по расчетам, может расширить круг осуществляемых банковских операций путем получения лицензии с более широким перечнем банковских операций.

Для получения лицензии, расширяющей деятельность, кредитная организация представляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, следующие документы:

¨ ходатайство за подписью уполномоченного лица;

¨ опубликованный годовой отчет, заверенный аудиторской организацией, и надлежащим образом заверенную копию аудиторского заключения за год, предшествующий обращению кредитной организации за получением лицензии;

¨ бизнес-план кредитной организации или дополнения к нему;

¨ подтверждение уполномоченных органов об отсутствии задолженности кредитной организации перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим местным бюджетом и государственным внебюджетным фондом;

¨ документы, подтверждающие уплату лицензионного сбора.

Территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, подготавливает заключение о возможности выдачи кредитной организации лицензии, расширяющей ее деятельность, которое с комплектом документов, полученных от кредитной организации, направляется в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России.

На основании представленных документов Банк России принимает решение о возможности выдачи кредитной организации лицензии, указанной в ее ходатайстве, и направляет в территориальное учреждение два экземпляра лицензии на осуществление банковских операций кредитной организацией.

Лицензионная деятельность Банка России включает также государственную регистрацию разного вида изменений, касающихся документов и сведений о кредитной организации.

Государственной регистрации подлежат изменения, вносимые в устав кредитной организации и ее учредительский договор в части, касающейся размера ее уставного капитала, состава участников и/или размера их долей; местонахождения (адреса) самой кредитной организации или ее филиала; состава руководителей кредитной организации или ее филиала, а также главного бухгалтера и его заместителей.

При этом кадровые изменения должны быть предварительно согласованны с Банком России.

В последние годы в лицензионной деятельности Банка России появилось новое направление, связанное с реорганизацией кредитных организаций.

Формами реорганизации кредитных организаций могут быть: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Как правило, реорганизация приводит к созданию новой кредитной организации, что обязывает Банк России рассмотреть вопрос о выдаче ей новых лицензий. При этом принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации.

Переоформление внутренних структурных подразделений во внутренние структурные подразделения реорганизированной кредитной организации осуществляется на основании уведомления без повторного направления в Банк России документов, представленных ранее для открытия таких подразделений.

Проведение лицензионных процедур, связанных с образованием новой кредитной организации, при разных формах реорганизации сопровождается представлением в соответствующее территориальное учреждение Банка России определенного пакета документов. По результатам их рассмотрения территориальное учреждение направляет в Департамент лицензирования и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России заключение о возможности реорганизации.

Банк России принимает решение:

¨ в случаях слияния, разделения и преобразования ¾ о государственной регистрации новой кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций;

¨ в случае присоединения ¾ о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;

¨ в случае выделения ¾ о государственной регистрации создаваемой в результате выделения кредитной организации, о выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций и о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы реорганизуемой кредитной организации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.132.71 (0.011 с.)