Государственный и муниципальный долг:понятие, формы, управление.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный и муниципальный долг:понятие, формы, управление.



Гос.долг – это долговые обязательства правительства РФ перед физ.и юр.лицами, иностранными гос-вами, международными организациями и иными субъектами международного права,возникающие в результате заемной деятельности. Муницип.долг – это совокупность долговых обязательств муниц.образования, полностью и без условий обеспечиваемая всем муницип.имуществом, составляющим его казну. Выделяют внешний и внутренний гос. (муниц.) долг. Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муницип.образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

Структура долговых обязательств РФ включает: 1) кредиты, привлеченные от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц; 2) государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ; 3) бюджетные кредиты, привлеченные в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ; 4) государственные гарантии РФ; 5) иные долговым обязательства, ранее отнесенные в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ. Долговые обязательства муниц.образования в соотв.с БК РФ могут существовать в форме: 1.кредитных соглашений и договоров,заключенных муниципальным образованием. 2.займов муниц.образования осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниц.образования. 3.договоров о предоставлении муницип.гарантий, договоров поручительства муницип.образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами. Долг.обязательства муниц.образования погашаются в сроки определенные условиями заимствования и не могут превышать 10 лет. Управление государственным (муниципальным) долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства и органов местного самоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. Методы управления государственным долгом:1) рефинансирование (новация) - замена старых кредитных обязательств новыми путем их выпуска;2) конверсия - изменение кредитных отношений путем изменения (увеличения или снижения) процентной ставки по кредиту; 3) консолидация - продление сроков действующих займов; 4) унификация займов - объединение нескольких займов в один; 5) отсрочка погашения займов; 6) аннулирование государственного долга - прекращение кредитных обязательств государства путем его отказа от долга.

 

 

61. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов.

Правовое регулирование внутренних государственных займов осуществляется на основе ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», а также путем принятия по каждому их выпуску отдельных нормативных актов. Законом установлены порядок их выпуска и особенность обращения, а также связанный с названной эмиссией порядок возникновения и исполнения долговых обязательств РФ, ее субъектов и муниципальных образований. БК РФ закрепил государственные и муниципальные заимствования и право на их осуществление не только в рамках правоотношений по государственному и муниципальному долгу, но и выделил их особо, объединив в отдельную главу «Дефицит бюджета и источники его покрытия».Эмиссия государственных и муниципальных заимствований допускается только в случае принятия РФ или ее субъектом закона (органом местного самоуправления решения) о бюджете, где в обязательном порядке утверждаются:1. предельный размер соответствующего государственного (муниципального) долга; 2.предельный объем заемных средств, направляемых в течение текущего финансового года на финансирование бюджетного дефицита или программ развития субъекта РФ или муниципального образования.

Установлено предельное значение объема долга, предельный объем средств, направляемых на финансирование бюджета соответствующего уровня на текущий финансовый год, и предельные расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.Управление гос.долгом РФ возложено на Правительство РФ. Конкретные мероприятия по управлению внутренним долгом РФ осуществляет Минфин России.

 

62.Гос.и муниципальные гарантии:понятие, правовое регулирование.

Государственная или муниципальнаягарантия может обеспечивать: надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства);

возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера. Государственная или муниципальная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем.2. Условия государственной или муниципальной гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара. 4. Государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала. 6. Вступление в силу государственной или муниципальной гарантии может быть определено календарной датой или наступлением события (условия), которое может произойти в будущем.Срок действия государственной или муниципальной гарантии определяется условиями гарантии.7. Требование бенефициара об уплате денежной суммы по государственной или муниципальной гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. Принадлежащее бенефициару по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное.

 

63.Общая хар-ка страхования и организации страхового дела в РФ.

Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы РФ. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями. Основой организации и правового регулирования страховых отношений и деятельности страховых предприятий в России стал Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «О страховании»». В нем впервые дается правовое понятие страхования: это отношения по защите имущественных и личных интересов физ и юр.лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Функции страхования: распределительная, предупредительная, восстановительная, сберегательная, контрольная, инвестиционная. Характерными чертами страхования являются: 1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений. При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая,ни размер причиненных убытков. 2. Возвратность средств. Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат конкретному страхователю при данной форме страхования (в отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора, например от размера страховых платежей, срока договора и т.д. Возврат средств, согласно среднестатистическим данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти — десяти лет после их внесения. 3. Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений. Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. 4. Целевое использование создаваемого фонда.

 

64.Обязательное страхование: понятие, виды.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона Оно может выступать в виде: обязательного гос.страхования, осуществляемого за счет средств бюджета, и обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими нормативными финансово-правовыми актами. Обязательное страхование не требует предварительного заключения договора между сторонами, но осуществляется путем заключения договора обязательного страхования лицом, на которое федеральным законом о виде обязательного страхования возложена обязанность страховать жизнь, здоровье и имущество определенных в законе категорий граждан, а также имущество юридических лиц, свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц или ответственность за нарушение договорных обязательств, со страховщиком, имеющим лицензию на проведение соответствующего вида обязательного страхования. К обязательным видам Минфин России относит только те виды страхования, которые в статус обязательного введены федеральными законами о страховании: личное страхование пассажиров, государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан, обязательное медицинское страхованию, обязательное страхование работников предприятий с особо опасными условиями работы, обязательное гос и личное страхование сотрудников министерства РФ по налогам и сборам, страхование автогражданской ответственности и др.

 

 

65.Субъекты правоотношений по обязательному страхованию.

Страховые правоотношения возникают между страховщиком и страхователем в целях защиты имущественных интересов физ и юр.лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (для страховщика - полученных страховых премий). Страховщиками в соответствии с законом могут быть как государственные, так и негосударственные юр.лица, имеющие соответствующую лицензию (разрешение) заниматься страховой деятельностью на территории РФ. Страхователями могут быть юр.лица и дееспособные физ.лица. Страхователь вправе заключить со страховщиком договор о страховании третьих лиц в пользу последних. В страховых правоотношениях может участвовать и выгодоприобретатель в тех случаях, когда страхователь при заключении договоров страхования назначит физ.или юр.лицо для получения страховых выплат, Объектом страхования являются не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы, связанные с: 1.жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица; 2. владением, пользованием и распоряжением имуществом; 3.возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физ.лица, а также вреда, причиненного юр.лицу и перестрахование.

 

66.Гос.регулирование и надзор в области страхования.

Надзор за страховой деятельностью осуществляет Департамент страхового надзора министерства финансов РФ, в функции которого входит:1.анализ документов, предоставляемых страховщиками в министерство финансов РФ для получения лицензий, и дача по ним заключения; 2.регистрация страховых компаний; 3.ведение единого реестра страховщиков; 4.установление правил формирования и размещения страховых резервов; 5.обобщение страховой практики страховой деятельности; 6.контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков. Страховое дело в РФ регулируется Законом «об организации страхового дела в РФ».

 

67.Центральный Банк РФ:особенности правового положения, функции.

ЦБ РФ это банк возглавляющий кредитную систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах нац.экономики. Его деятельность определяется Конституцией РФ, ФЗ «О ЦБ РФ» и др.ФЗ. Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции:1.программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг. 2.устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не м.б.ограничен спец.банковскими нормами. 3.создают базу для единообразного банковского правового регулирования. Подотчетность Банка России гос.думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его председателя осуществляются гос.думой по представлению президента РФ. Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий,поэтому фед.органы гос.власти, органы гос.власти субъектов РФ и органы мсу не имеют права вмешиваться в его деятельность. Банк России имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов фед.органов гос.власти, органов гос.власти субъектов РФ и органов мсу. Банк России имеет двойственную правовую природу:с одной стороны он является органом гос.управления спец.компетенции осуществляя управление денежно-кредитной системой, с другой стороны-юр.лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями с гос-вом в лице правительства РФ.

 

68.Банковская система РФ:структура, роль, в фин.деятельности гос-ва.

Согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» банковская система РФ состоит из 2 уровней и включает: 1) Центральный банк РФ (Банк России) и 2) кредитные организа­ции, а также филиалы и представительства иностранных банков.Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему банка России входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые органы, вычислительные центры, российское объединение инкассации, полевые учреждения, учебные заведения и др.организации. Центральный банк РФ занимает особое место в банковской системе и имеет специфический правовой статус. Это главный банк РФ, он является государственной федеральной собственнос­тью. Как и другие банки, ЦБ РФ имеет статус юр.лица. Однако получение прибыли, в отличие от коммерческих банков, не является целью деятельности ЦБ РФ. Вместе с тем как экономически самостоятель­ное учреждение, он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, делает отчисления от прибыли в федеральный бюд­жет в размере 50%. Государство не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, так же как и ЦБ РФ не несет ответственности по обяза­тельствам государства, кроме случаев, когда они сами приняли на себя такие обязательства или это предусмотрено ФЗ. Основными целями деятельности Банка России являются: за­щита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функци­онирования платежной системы. Соответственно этим целям Банк выполняет функции: во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; устанавливает правила проведения расче­тов и банковских операций и осуществляет валютный контроль и др.

 

69.Кредитные организации:понятие, виды, правовые основы деятельности.

Кредитная организация– юр.лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Кредитные организации:банки и небанковские кредитные организации. Банк- кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юр.лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юр.лиц.

Небанковская кредитная организация(нко)- кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. Банк России выделяет три типа небанковских кредитных организаций:1.расчетные небанковские кредитные организации. 2.небанковские кредитные организации инкассации. 3.небанковские депозитно-кредитные организации. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России; НКО не разрешается открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.

Надзор за деятельностью НКО осуществляется территориальными учреждениями ЦБ РФ в порядке, предусмотренном для банков, с учетом особенностей, установленных законом.

 

70.Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций.

Главная цель банковского регулирования и надзора заключается в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций за исключением случаев предусмотренных ФЗ. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно,так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. Регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними ЦБ РФ осуществляет по след.направлениям:1.регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных орг-ций; определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков. 2.открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций,принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке. 3.кредитование кредитных организаций. 4. управление ликвидностью банковской системы путем покупки и продажи банкам гос.ценных бумаг. 5.регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных орг-ций. 6.установление правил проведения отдельных банковских операций,ведения бух.учета кредитных орг-ций. 7.регистрация и лицензирование деятельности кредитных орг-ций и др. В целях обеспечения устойчивости кредитных орг-ций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы:минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, возмещаемых в Банке России и т.д. В этих полномочиях банка России проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных орг-ций.

 

71.Порядок страхования банковских вкладов физ.лиц. агенство по страхованию вкладов.

Правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентство по страхованию вкладов – АСВ) закреплены в ФЗ «О страховании вкладов физ.лиц в банках РФ».

Целями введения системы страхования вкладов являются: 1) защита прав и законных интересов вкладчиков банков РФ, 2) укрепление доверия к банковской системе РФ и 3) стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему РФ. Участниками системы страхования вкладов являются: 1) выгодоприобретатели – вкладчики банков РФ; 2) страхователи – банки, внесенные в уст. порядке в реестр банков; 3) страховщик – АСВ; 4) ЦБ РФ при осуществлении им функций, предусмотренных данным ФЗ.

Участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков. В связи с этим на банки возложен ряд обязанностей, в т.ч. по уплате страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов; по предоставлению вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке получения и размерах возмещения по вкладам и др. Для финансирования выплаты возмещения создан фонд обязательного страхования вкладов, который формируется в основном за счет страховых взносов банков РФ. Данный фонд на праве собственности принадлежит Агенству по страхованию вкладов. Агентство по страхованию вкладов является гос. корпорацией, созданной РФ, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются ФЗ«О страховании вкладов физ.лиц в банках РФ», а также ФЗ "О некоммерческих организациях", "О банках и банковской деятельности", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Целью деятельности АСВ является обеспечение функционирования системы страхования вкладов. При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов Агентство: 1) ведет реестр банков-участников системы; 2) осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов; 3) осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам.

 

72.Правовое регулирование сберегательного дела. Роль сбер.банка России.

Среди источников правового регулирования сберегательного дела в России выделяются ФЗ «О Центральном банке РФ », «О банках и банковской деятельности», гл. 44 «Банковский вклад» части второй ГК РФ. Сберегательное дело представляет собой регламентируемую нормами права систему отношений, складывающихся по поводу привлечения коммерческими банками временно свободных денежных средств юридических лиц и населения во вклады на условиях добровольности, срочности и возмездности. Привлеченные средства размещаются банками от своего имени и за свой счет и используются ими для получения прибыли.

В соответствии со ст. 36 ФЗ «О банках и банк. деятельности» вклад - денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физ. лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соот. договором.

Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соот. с лицензией ЦБ РФ, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физ. лиц в банках и состоящими на учете в Агентстве по страхованию вкладов. Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками.

Сбережения населения и депозитные счета юридических лиц всегда являлись важнейшими кредитными источниками гос.займов. Несмотря на рыночные реформы 1990-х гг., на расширение субъектов сберегательного дела, особая роль в этой сфере по-прежнему принадлежит Сбербанку России. Это связано с главенствующим участием в его капитале Центрального банка РФ (50% плюс одна голосующая акция), что обеспечивает стабильность и надежность Сбербанка.

 

 

73.Банковский кредит как институт финансового права.

Кредит как экономическая категория выражает экономические отношения между кредитором и заемщиком, возникающие в процессе передачи денег или материальных ценностей одними участниками договора займа другим на условиях возврата. К принципам банк.кредита относятся: 1.возвратность(предусматривающая своевременный возврат полученных от кредитора фин.ресурсов после завершения их использования заемщиком). 2. срочность(отражает необходимость его возврата в точно определенный договором срок). 3. платность(отражает необходимость оплаты права получения и использования кредитных ресурсов). 4. целевое использование кредитных ресурсов. Банковские ссуды предоставляемые банком заемщиком классифицируются следующим образом: 1.В зависимости от получателя заемщика: а)гос.организациям, б)кооператорам, в)арендаторам, гражданам занимающимся индивид.труд.деятельностью, г)другим банкам, д)прочим хозяйствам, е)совместным предприятиям. 2.в зависимости от срока: а)краткосрочные (не больше года), б)долгосрочные(до 3 лет), в)среднесрочные(1-3 года). 3.по экономическому назначению: а)целевые, б)не целевые.

 

74.Государственные (муниципальные) доходы: понятие, система.

Государственные доходы – часть национального дохода государства, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды поступлений, собственности и распоряжения государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач. Муниципальные (местные) доходы – часть национального дохода государства, которая служит созданию финансовой основы местного самоуправления. Муниципальные доходы используются для решения вопросов местного значения. Законодательством и иными правовыми актами, основанными на конституционных нормах, определяются виды государственных и местных доходов, их система, правовой режим. Система государственных и муниципальных доходов - это совокупность различных видов денежных платежей, которая основана на единых правовых принципах формирования и функционирования. Доходы классифицируются:1.по социально-экономическому признаку: а)доходы государственного или муниципального хозяйства. б)доходы от предприятия и организаций негосударственных форм собственности, в)доходы от совместных акционерных предприятий, организаций, которые являются иностранными, но действуют на территории РФ. Г)Доходы от личных доходов граждан с учетом отношений собственности. 2.в зависимости от юридических особенностей: а)налоговые платежи – налоги и сборы, а также все штрафные санкции по налоговым платежам, б)неналоговые поступления – доходы от распоряжения государственным и муниципальным имуществом, в)безвозмездные поступления – дотации из других бюджетов бюджетной системы, г)субсидии, д)субвенции, е)иные межбюджетные трансферты из других бюджетов. Неналоговые доходы – доходы от использования государственного/муниципального имущества, платежи эквивалентного штрафного характера, а также денежные средства, привлеченные в денежные фонды добровольно.

Группы неналоговых доходов: 1.Доходы от имущества, находящегося в гос/мун собственности – прибыль ЦБ РФ, дивиденды по акциям, доходы от арендной платы за государственное муниципальное имущество. 2.Административные платежи . 3.Административные санкции. 4.Доходы от внешнеэкономической деятельности

Эти доходы основаны на добровольных или обязательных платежах, не являющихся налогами. Для неналоговых доходов характерен также признак целевой направленности в использовании поступлений.

 

 

75.Государственные(муниципальные) расходы: понятие, система, порядок финансирования.

Государственные (муниц.) расходы – это конкретные суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенные ими в целях выполнения своих задач и функций. Эти расходы имеют публичный характер. В организационно-правовом аспекте гос. и муниц. (публичные) расходы – это составная часть финансовой деятельности гос-ва и МО-ний, а именно деятельности по использованию находящихся в их собственности и распоряжении денежных средств. Финансирование гос-ных или муниц. расходов – это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) гос-ных или муниц. денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением уст-ных зак-вом условий возвратности и возмездности) для деятельности и развития предприятий, организаций, учреждений соответственно их задачам.

Финансирование публичных расходов осуществляется на основе сл. общих принципов: 1) безвозвратность и безвозмездность выделения средств; 2) плановость; 3) соответствие планируемых расходов объему предполагаемых гос-ных или муниц. доходов; 4) целевое направление средств; 5) прозрачность расходования средств; 7) контроль за использованием гос-ных и муниц. средств и юридическая ответственность в данной сфере. Выделяются два основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства:

1) финансирование гос-ных или муниц-х коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения (т.е. ГУП, МУП). Такое финансирование осуществляется, главным образом, за счет собственных средств предприятия;

2) финансирование гос-ных или муниц-х учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т.е. сметно-бюджетное финансирование. Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что гос. (муниц.) учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов.

 

 

76.Финансирование оказания гос(муниципальных) услуг.

Субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основе определенных для каждой услуги нормативных затрат. Основной задачей учредителя в отношении подведомственных учреждений является формирование в определенных объемах и доведение государственного (муниципального) задания и соответствующее финансовое обеспечение его выполнения в форме субсидии. Поскольку размер субсидии непосредственно связан с объемом оказываемых услуг, бюджетное (автономное) учреждение заинтересовано в увеличении объема оказываемых услуг, а также спроса на услуги за счет повышения их качества. К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг относятся ассигнования на:? обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;? предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.Для автономных и бюджетных учреждений под финансированием понимается предоставление субсидий, в том числе на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг в рамках государственных (муниципальных) заданий.

 

 

77.Денежная система РФ:понятие, основные элементы.

Денежная система представляет собй в самом общем виде исторически сложившуюся в данной стране группу денежных знаков, с помощью которой гос-во организует денежное обращение. Денежные системы бывают 2 типов в зависимости от вида денег: 1.система металлического обращения. 2.система бумажно-кредитного обращения. В основе любой денежной системы лежат деньги или денежные знаки, которые используются в качестве всеобщего эквивалента, универсального товара. Денежная система РФ складывается из ряда элементов и включает:1.официальную денежную единицу с ее наименованием. 2. виды денежных знаков. 3.порядок эмиссии наличных денег. 4.безналичные деньги. 5.финансово-правовые нормы предусматривающие указанные элементы и обеспечивающие функционирование денежной системы. Гос-во создавая денежную систему, устанавливает виды денежных знаков. В России в обращении находятся денежные знаки двух видов: 1.банковские билеты (банкноты). 2.разменная металлическая монета. Правовое регулирование денежной системы РФ осуществляется нормами финансового права, а также нормами гражданского и уголовного права.

 

78.Правовые основы орг-ции и обращения наличных денежных знаков. Полномочия банка России в этой сфере.

В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки отнесены к исключительному ведению самой Федерации. Поэто­му именно федеральное законодательство составляет правовую основу денежной системы РФ. Основополагающим источником права, регулирующим оборот наличных денег является ГК РФ. К основным источникам финансового права, регулирующим правоотношения в сфере денежной системы, относятся ФЗ«О Центральном банке РФ», «О банках и банковской деятельности», «О валютном ре­гулировании и валютном контроле». Особое значение среди норм, регулирующих денежную систе­му, имеют нормы банковского права, установленные правовыми актами Банка России, обес­печивающие функционирование денежной системы посредством урегулирования конкретных вопросов финансово-технического характера. Указанные нормы уточняют и конкретезируют общие по­ложения федерального законодательства о денежной системе. Основным здесь является Положение ЦБ РФ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ». Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы (наличных и безналичных средств), единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой. Указанное регулирование осуществляется в соответствии с действующим банковским законодательством и основными направлениями денежно-кредитной политики РФ. Согласно ФЗ «О ЦБ РФ…» и БК РФ проект указанных основных направлений ежегодно предоставляется Банком России первоначально Президенту РФ и Правительству РФ, а затем в Гос.Думу. На Банк России в сфере наличного денежного обращения возлагаются: 1) планирование объемов производства, перевозки, хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; 2) монопольная организация эмиссии банкнот и монеты; 3) установление правил хранения, перевозки и инкасса­ции наличных денег для кредитных организаций; 3) установле­ние признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет; 4) утверждение графического обозначения рубля в виде знака; 5) оп­ределение порядка ведения кассовых операций в РФ. Таким образом, управление денежной системой в РФ основано на централизованных началах и возложено на Банк России.

 

79.Правовые основы безналичных денежных расчетов. Полномочия Банка России в этой сфере.

Безнал.расчеты – это расчеты между субъектами без использования наличных денег посредством перечисления денежных средств со счетов в банковских (иных кредитных) организациях с целью зачетов взаимных требований. Правовые основы безналичных расчетов в РФ закреплены финансовым и гражданским законодательством. К основным источникам правового регулирования безналичного денежного обращения относятся: ГК РФ и ФЗ «О ЦБ РФ». Форма безнал.расчетов –это предусмотренные правовыми нормами или банковской практикой способы перевода денежных средств через кредитные орг-ции. К формам безнал.расчета относятся:1.расчеты платежными поручениями. 2.по аккредитиву. 3.чеками. 4.по инкассо. Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные орг-ции осуществляются с использованием:1.корреспондентских счетов открытых в банке России. 2. корр.счетов открытых в других кредитных орг-циях. 3.счетов участников расчетов открытых в небанковских кредитных орг-циях, осуществляющих расчетные операции. ЦБ РФ обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов, устанавливает правила осуществления расчетов в РФ.

 

80.Валютная деятельность гос-ва:понятие, субъекты, объекты.

Термин «валюта» используется в двух смыслах: во-первых, это денежная единица государства; во-вторых, это денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта). Валютные операции – это: а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте. Б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей. В) осуществление международных денежных переводов. Возникающие при функционировании валюты и валютных ценностей отношения в значительной части входят в предмет финансового права. Это касается отношений, возникающих в процессе валютного регулирования и валютного контроля. К субъектам валютного права относятся:физ.лица, юр.лица, резиденты, нерезиденты, органы валютного регулирования, органы валютного контроля, агенты валютного контроля, уполномоченные банки, клиенты уполномоченных банков. Объекты валютного права: валютные операции, юр.действия(акты и поступки) вытекающие из владения, пользова



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.23.219.12 (0.01 с.)