Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовой статус Центрального банка Российской Федерации.

Поиск

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

По информации с сайта Банка России,

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“, Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“. Правовой статус и функции Банка России

В соответствии с Федеральным законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является юридическим лицом[3]. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделён имущественной и финансовой самостоятельностью.

Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах[3].

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства[3].

По мнению доктора экономических наук С. А. Андрюшина, «Банк России де-юре не является органом государственной власти, но вместе с тем по своим правовым полномочиям, отражённым в его целях и функциях, де-факто относится к органам государства, поскольку реализация его целей и функций предполагает применение мер государственного принуждения»[11].

Доктор юридических наук А. Г. Братко выделяет «принцип независимости как ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации, проявляющийся прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения»[12].

Доктора юридических наук, профессора Г. А. Тосунян и А. Ю. Викулин считают, что «Банк России является одним из органов государственной власти». Такой вывод они делают из ч. 2 ст. 75 Конституции РФ, где содержится формулировка: «защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов власти»[13]. Однако даже они признают, что «Банк России… не относится к числу органов, которые осуществляют государственную власть в общепринятом (классическом) смысле этого слова»[13].

Подотчетность Банка России.

Банк России подотчетен Государственной Думе. Председатель Банка России назначается Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации. Члены Совета директоров назначаются ею на должность и освобождаются от должности по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

В статье 5 Федерального закона предусматривается, что Государственная Дума "рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение". Кроме того, Государственная Дума "рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение".
Новый Федеральный закон, по сравнению с ранее действовавшим законом, усилил роль Государственной Думы в отношении проверок финансово-хозяйственной деятельности Банка России.
В прошлом, Государственная Дума определяла аудиторскую фирму в целях аудиторской проверки Банка России. Теперь же данный вопрос решается Национальным банковским советом.
В Главе IV "Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления" Федерального закона, содержится ряд запретов. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Отчетный период (отчетный год) Банка России устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно. (Глава V "Отчетность Банка России").
Банк России ежегодно не позднее 15 мая, представляет в Государственную Думу свой годовой отчет (отчет за прошедший год). Этот отчет Государственная Дума направляет Президенту Российской Федерации, а также на заключение в Правительство Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает его до 1 июля этого же года и не позднее 15 июля он должен быть опубликован.
В Федеральном законе, по сравнению с действовавшим до 2002 года законом, предусмотрено намного больше позиций, по которым должен отчитываться Банк России. В частности, в предыдущем законе в одном и том же пункте 1 части второй статьи 25 было сформулировано положение о том, что Банк России представляет отчет о своей деятельности, и там же говорилось, что он должен предоставить анализ состояния экономики. В нынешнем Федеральном законе требование представить отчет о своей деятельности, выделено в отдельную часть статьи. Другой пример. Раньше Банк России указывал в своем годовом отчете "порядок формирования и направления использования резервов и фондов Банка России". Теперь же он должен дать "отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России".
Появились и такие позиции, по которым Банк России раньше не отчитывался. Например, Банк России должен включать в годовой отчет анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России представляет годовую финансовую отчетность. В нее включается годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении; отчет об управлении ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества; отчет о расходах на содержание служащих Банка России; отчет об исполнении сметы капитальных вложений и отчет о формировании и использовании резервов. Банк России должен представлять годовую финансовую отчетность и аудиторское заключение по ней. Кроме того, в годовой отчет включается заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации "О государственной тайне".
В статье 9 Федерального закона сохранено положение о том, что Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, занимающихся развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками, иностранных государств. Его взаимоотношения с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.
В Федеральном законе закреплено, что Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, и, кроме того, он может обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.71.213 (0.011 с.)