Особенности функционирования и компетенция центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности функционирования и компетенция центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ)



Правовой статус ЦБ РФ установлен Конституцией РФ и федеральными законами, в первую очередь — Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Этот нормативный правовой акт сменил в 2002 г. действовавший ранее с многочисленными поправками одноименный Закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 394-1.

При этом следует отметить, что свои функции и полномочия ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

ЦБ РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Наименования «Центральный банк Российской Федерации» и «Банк России» равнозначны. Местонахождением центральных органов ЦБ РФ определен город Москва.

Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению вверенным ему имуществом, включая золотовалютные резервы, в соответствии с целями и в порядке, которые установлены законодательством. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия ЦБ РФ не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государство, как правило, не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, а ЦБ РФ — по обязательствам государства.

ЦБ РФ может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона о поправке к Конституции РФ.

Целями деятельности ЦБ РФ являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. Но он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Прибыль ЦБ РФ определяется как разница между:

1) суммой доходов от предусмотренных законодательством банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и

2) расходами, связанными с осуществлением ЦБ РФ своих функций.

ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе. Такая подотчетность заключается в том, что в соответствии с законодательством Государственная Дума:

назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ по представлению Президента РФ;

назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров ЦБ РФ (далее — Совет директоров) по представлению Председателя ЦБ РФ, согласованному с Президентом РФ;

направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

рассматривает годовой отчет ЦБ РФ и принимает по нему решение;

принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБ РФ, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

проводит парламентские слушания о деятельности ЦБ РФ с участием его представителей;

заслушивает доклады Председателя ЦБ РФ о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

До 1 января 2003 г., т. е. до вступления в силу ст. 10 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», его уставный капитал составлял 3 млн. рублей. В настоящее время ЦБ РФ имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.

ЦБ РФ не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. Исключение из этого правила составляет участие ЦБ РФ в капиталах:

1) российских кредитных организаций: Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанк); Банка внешней торговли (до 1 января 2003 г., затем ЦБ РФ вышел из капиталов этого банка);

2) кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств: Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы — Евробанка, Париж; Московского Народного банка Лтд, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне.

Уменьшение или отчуждение долей участия ЦБ РФ в уставных капиталах кредитных организаций, созданных на территории иностранных государств, осуществляется в порядке и в сроки, которые определяются Банком России по согласованию с Правительством РФ.

ЦБ РФ может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств. Взаимоотношения ЦБ РФ с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также межбанковскими соглашениями.

Под компетенцией ЦБ РФ понимаются его полномочия (права, обязанности и предметы ведения), необходимые для эффективного выполнения Банком России возложенных на него функций. При этом ЦБ РФ:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами ЦБ РФ;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций ЦБ РФ;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует его составление;

17) устанавливает порядок и условия деятельности валютных бирж по организации проведения операций покупки и продажи иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения таких операций;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

19) осуществляет иные функции.

ЦБ РФ реализует свою компетенцию по пяти направлениям:

1) как важнейший орган разработки и реализации денежно-кредитной политики государства;

2) как организатор наличного денежного обращения;

3) как главный орган банковского регулирования и банковского надзора;

4) как кредитная организация особого вида;

5) как организатор безналичных расчетов.

Рассмотрим эти направления деятельности ЦБ РФ более подробно.

I. Компетенция Центрального банка Российской Федерации как органа денежно-кредитной политики Российской Федерации. Под денежно-кредитной политикой понимается комплекс мер государственного воздействия, приемов и инструментов, направленных и использующихся для повышения эффективности государственного Управления в денежной и кредитной сферах.

ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту РФ и в Правительство РФ. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ;

краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных ЦБ РФ на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;

прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;

целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые ЦБ РФ на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов;

основные показатели денежной программы на предстоящий год;

варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;

план мероприятий ЦБ РФ на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики ЦБ РФ являются:

1) процентные ставки по операциям ЦБ РФ.

ЦБ РФ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентная политика используется для воздействия на рыночные процентные ставки;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования).

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров;

3) операции на открытом рынке.

Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа ЦБ РФ казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки;

4) рефинансирование кредитных организаций.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются ЦБ РФ;

5) валютные интервенции.

Под валютными интервенциями понимается купля-продажа ЦБ РФ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег;

6) установление ориентиров роста денежной массы.

ЦБ РФ может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

7) прямые количественные ограничения.

Под прямыми количественными ограничениями ЦБ РФ понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

ЦБ РФ вправе применять прямые количественные ограничения, касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях с целью проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ;

8) эмиссия ценных бумаг (облигаций).

ЦБ РФ вправе от своего имени эмитировать облигации, размещаемые и обращаемые среди кредитных организаций.

Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций ЦБ РФ всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом Директоров решения об очередном выпуске облигаций ЦБ РФ, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

II. Компетенция Центрального банка Российской Федерации как организатора наличного денежного обращения. Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, который состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

В настоящее время официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Банкноты и монета ЦБ РФ являются безусловными обязательствами ЦБ РФ и обеспечиваются всеми его активами.

Банкноты (банковские билеты) и монета ЦБ РФ являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно ЦБ РФ.

Банкноты и монета ЦБ РФ обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Банкноты и монета ЦБ РФ не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету ЦБ РФ нового образца. Этот срок не может быть менее одного года, но не должен превышать пяти лет. Не допускаются какие-либо ограничения, касающиеся сумм или субъектов обмена.

ЦБ РФ без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.

Кроме того, в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения ЦБ РФ выполняет следующие функции:

прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты ЦБ РФ, создание их резервных фондов;

установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

установление признаков платежеспособности банкнот и монеты ЦБ РФ, порядка уничтожения, а также замены поврежденных банкнот и монеты ЦБ РФ;

определение порядка ведения кассовых операций.

III. Компетенция Центрального банка Российской Федерации как органа банковского регулирования и банковского надзора. Как уже указывалось выше, ЦБ РФ является главным органом банковского регулирования и банковского надзора. При этом материальное содержание последнего состоит в том, что ЦБ РФ осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ и установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются:

1) поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации;

2) защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Поэтому ЦБ РФ не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В рамках банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила:

- проведения банковских операций,

- бухгалтерского учета и отчетности,

- организации внутреннего контроля,

- составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

Правила ЦБ РФ применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчетности за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

Для осуществления своих функций ЦБ РФ имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности (в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров), требовать разъяснений по полученной информации.

ЦБ РФ вправе устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.

Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации ЦБ РФ может запрашивать и получать необходимую информацию у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.

Поступившая от юридических лиц информация по конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующего юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

ЦБ РФ публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации.

Регулирующие и надзорные функции ЦБ РФ осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, который объединяет структурные подразделения ЦБ РФ, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Структура этого Комитета утверждается Советом директоров. Руководитель Комитета назначается Председателем ЦБ РФ из числа членов Совета директоров.

Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ:

1) проводит проверки кредитных организаций (их филиалов);

2) направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет к нарушителям предусмотренные законодательством санкции.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБ РФ может устанавливать следующие обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов на территории иностранного государства, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, а также в целях получения кредитной организацией статуса дочернего банка иностранного банка;

2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков.

Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или основными и дочерними, устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и не может превышать 25 % этого размера;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков.

Он устанавливается как выраженное в процентах отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5% собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800% размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы);

5) нормативы ликвидности кредитной организации, которые определяются как: отношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов; отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов;

6) нормативы достаточности собственных средств (капитала). Они определяются как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска;

7) размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков. ЦБ РФ регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций (банковских групп) по валютному, процентному и иным финансовым рискам;

8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски. ЦБ РФ определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков, гарантирования возврата вкладов граждан;

9) нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц.

Они определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).

Размер такого норматива не может превышать 25% размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы);

10) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Он определяется в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы). Этот норматив не может превышать 50%.

IV. Компетенция Центрального банка Российской Федерации как кредитной организации.ЦБ РФ является не только центром банковской системы и главным органом государственной власти по управлению этой системой, но и кредитной организацией особого вида. Ведь это не просто банк, а главный банк страны.

Поэтому ЦБ РФ может осуществлять банковские операции по обслуживанию: органов государственной власти; органов местного самоуправления; государственных и муниципальных организаций; государственных внебюджетных фондов; воинских частей; военнослужащих; служащих ЦБ РФ; иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (например, ЦБ РФ вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации).

Вместе с тем, характеризуя компетенцию ЦБ РФ как кредитной организации, необходимо отметить, что он не имеет права:

1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими на это лицензии, и физическими лицами (за исключением случаев, предусмотренных законодательством);

2) приобретать акции (доли) кредитных и иных организаций (за исключением случаев, предусмотренных законодательством);

3) осуществлять операции с недвижимостью (за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности ЦБ РФ и его организаций);

4) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке (Банке России)»;

5) пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.

Напротив, ЦБ РФ вправе осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные ЦБ РФ, и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

При этом необходимо отметить, что за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, перечисленные банковские операции и сделки ЦБ РФ осуществляет на комиссионной основе.

V. Компетенция Центрального банка Российской Федерации как организатора безналичных расчетов в Российской Федерации. Для целей обеспечения безналичных расчетов ЦБ РФ осуществляет межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения. Кроме того, он является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации.

ЦБ РФ устанавливает:

1) правила осуществления безналичных расчетов;

2) формы осуществления безналичных расчетов;

3) сроки осуществления безналичных расчетов;

4) стандарты осуществления безналичных расчетов.

С этой целью практически ежегодно ЦБ РФ утверждаются Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации. При этом устанавливается, что общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.065 с.)