Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Баланс банка и принципы его построения

Поиск

Оглавление

 

 

Предисловие. 2

Глава 1. Организация бухгалтерского учета в коммерческом банке. 4

Глава 2. Баланс банка и принципы его построения. 11

Глава 3. Аналитический и синтетический учет. 15

Глава 4. Документация и документооборот в банках. 25

Глава 5. Учет расчетных операций по счетам клиентов банка. 31

Глава 6. Учет межбанковских расчетов. 40

Глава 7. Учет операций по привлечению средств. 52

Глава 8. Учет операций по предоставлению кредитов и размещению депозитов 69

Глава 9. Учет активных операций с ценными бумагами. 90

Глава 10. Учет операций с иностранной валютой. 114

Глава 11. Учет хозяйственных операций банка. 131

Глава 12. Учет собственных средств банка. 145

Глава 13. Учет финансовых результатов деятельности банка. 161

Приложения. 172

 

 

Предисловие

В 1997 году Банком России разработаны новые Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на территории Российской Федерации, введенные в действие с 1 января 1998 года. Правила разработаны в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, закона "О бухгалтерском учете", закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", закона "О банках и банковский деятельности" и устанавливают единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями.

Новые Правила ведения бухгалтерского учета подготовлены с учетом сложившейся практики банковского учета в зарубежных странах и призваны обеспечить формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, позволяющей внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам организации), а также внешним (инвесторам, кредиторам, надзорным органам) более реально оценить надежность и устойчивость кредитной организации, перспективы ее дальнейшего развития.

Переход на новые Правила бухгалтерского учета в кредитных организациях позволил приблизить организацию российского банковского учета к требованиям мировых принципов и стандартов, повысить качество бухгалтерской и финансовой отчетности, что в свою очередь положительно влияет на весь процесс банковского управления.

Однако применение новых Правил бухгалтерского учета требует не только осмысления сути вносимых изменений в учет и отчетность, но и, что более принципиально, адаптации существующей нормативной базы по регулированию банковского учета к требованиям новых Правил. Ситуация по внедрению международных стандартов учета осложняется тем, что отдельные существующие положения и инструкции Банка России о порядке ведения бухгалтерского учета тех или иных банковских операций пока не приведены в соответствие с новыми Правилами, что создает неоднозначность их толкования. Серьезную проблему у коммерческих банков вызывает и то, что не все вопросы учета банковских операций Банк России определил в новых Правилах, а по отдельным вопросам в рамках системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации предусмотрены альтернативные решения. Имеют место определенные противоречия в регламентации бухгалтерского и налогового учета кредитных организаций, что не позволяет обеспечить единообразный порядок учета однотипных банковских операций.

В настоящем учебном пособии освещены общие вопросы организации бухгалтерского учета в банке, раскрывающие содержание учетно-операционной работы, обобщены основные принципы учета наиболее распространенных банковских операций, закрепленные в различных нормативных документах Банка России, и систематизированы бухгалтерские проводки по отражению банковских операций в учете. Приведенная в приложениях информационно-нормативная база позволит получить более детальное представление об экономическом содержании и смысле основных банковских операций, технике их проведения и порядке отражения в учете и отчетности..

Глава 1. Организация бухгалтерского учета в коммерческом банке

Бухгалтерский учет в банке, его цель, основные задачи и принципы ведения. Бухгалтерский учет в банке представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах банка и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Целью бухгалтерского учета в банке является формирование адекватной состоянию банка информации для внешних и внутренних заинтересованных пользователей. Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации о банке и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы ее понять, оценить и использовать, а также имеющие желание изучать эту информацию. Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, руководители и работники банка, кредиторы и вкладчики, органы власти, органы банковского надзора и общественность в целом.

Заинтересованные пользователи нуждаются в следующей информации, формирующейся в бухгалтерском учете:

- инвесторы заинтересованы в информации о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, о возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями, о способности банка выплачивать дивиденды;

- руководители и работники банка заинтересованы в информации о стабильности и прибыльности банка, его способности гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест;

- кредиторы и вкладчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и выплачены соответствующие проценты;

- органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения;

- органы банковского надзора заинтересованы в информации, позволяющей оценить устойчивость и стабильность банка, его способность своевременно выполнять принятые на себя обязательства перед кредиторами и вкладчиками, перспективы развития банка;

- общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе банка в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

В отношении внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении банка, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

В отношении внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению банка, финансовым результатам его деятельности, изменениям в его финансовом положении.

Основными задачами бухгалтерского учета в банках являются:

- формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности банка и его имущественном положении;

- ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования банком материальных и финансовых ресурсов;

- выявление внутрибанковских резервов для обеспечения финансовой устойчивости банка, предотвращения отрицательных результатов его деятельности;

- использование бухгалтерской информации для принятия управленческих решений.

Рассмотрение цели и задач бухгалтерского учета позволяет определить объекты бухгалтерского учета в банке. К ним относятся: имущество банка, его капитал, активы и обязательства, которые формируются при проведении банком всех видов операций, предусмотренных лицензией на право осуществления банковской деятельности.

Цель и задачи бухгалтерского учета будут достигнуты только при соблюдении принципов ведения бухгалтерского учета в банках, к числу которых относятся:

- непрерывность деятельности. Этот принцип предполагает, что кредитная организация будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем;

- день отражения операций. Операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России;

- постоянство правил бухгалтерского учета. Банк должен постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или правовом механизме. В противном случае должна быть обеспечена сопоставимость с отчетами предыдущего периода;

- преемственность входящего баланса. Остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода;

- приоритет содержания над формой. Операции отражаются в учете в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой;

- осторожность. Активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению кредитной организации риски на следующие периоды;

- отражение доходов и расходов по кассовому методу. Доходы и расходы относятся на счета по их учету после фактического получения доходов и совершения расходов;

- раздельное отражение активов и пассивов. Счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде;

- единица измерения. Активы и пассивы учитываются по их первоначальной стоимости на момент приобретения или возникновения;

- сводный баланс и отчетность. Банк должен составлять сводный баланс и отчетность в целом по кредитной организации;

- открытость. Отчеты должны достоверно отражать операции кредитной организации, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции кредитной организации.

Учетно-операционная работа в банке. Учетно-операционная работа представляет собой деятельность по документальному оформлению банковских операций, их отражению в учете и контролю за правильностью их совершения.

Основными задачами учетно-операционной работы являются:

- быстрое, четкое и качественное обслуживание клиентов банка;

- своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности банка;

- предупреждение возможности возникновения недостач, незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей;

- сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций на основе применения средств автоматизации;

- надлежащее оформление документов, исходящих из банка, облегчающее их доставку и использование по месту назначения, предупреждающее возникновение ошибок и совершение незаконных действий при выполнении учетных операций.

К учетно-операционной работе относятся:

- открытие и ведение счетов клиентов банка;

- прием и проверка правильности платежно-расчетных документов, поступающих от клиентов банка и служащих основанием для совершения расчетных операций по их поручению;

- прием и проверка правильности кассовых документов, являющихся основанием для приема и выдачи наличных денег со счетов клиентов банка;

- формирование и изготовление внутренних документов, являющихся основанием для совершения внутрибанковских операций;

- контроль за своевременностью совершения платежей;

- подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;

- ведение регистров бухгалтерского учета;

- подготовка информации и составление бухгалтерской отчетности.

Организация учетно-операционной работы в банке основывается:

- на утвержденной приказом руководителя банка учетной политике;

- на определенном учетной политикой банка и другими внутрибанковскими положениями порядке подготовки, оборота и хранения документов по совершаемым в банке операциям, их отражения в регистрах бухгалтерского учета и составления в банке периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета. Разработанные процедуры должны учитывать возможные аспекты проведения наиболее сложных и ответственных операций и обеспечивать единообразный порядок подготовки, оборота и хранения документов по совершаемым операциям и их отражения в регистрах бухгалтерского учета и отчетности как в головном банке, так и в его филиалах. При этом установленные учетной политикой банка формы и методы обобщения данных в регистрах бухгалтерского учета должны обеспечивать своевременное и правильное составление сводной отчетности банка;

- на выделении в организационной структуре банка в качестве самостоятельного подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета, бухгалтерии;

- на объединенных в локальную вычислительную сеть банка средствах вычислительной техники для ведения учета и подготовки отчетности, использование которых должно способствовать в необходимой мере автоматизации выполнения всех учетно-операционных процедур, а также должно обеспечивать ежедневное сведение баланса и отражение в нем всех проведенных за день операций.

Надежность отражения проведенных операций в учете и отчетности банка должна обеспечиваться специальными процедурами обработки информации, реализованными как в самих применяемых программных средствах, так и в установленном порядке использования программных средств при совершении операций. Доступ к информации пользователей локальной сети должен быть защищен иерархическим построением доступа по уровням пользователей сети и индивидуальными средствами паролевой защиты.

Учетная политика банка. Под учетной политикой банка понимается принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета в банке - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов финансово-хозяйственной деятельности банка.

Каждый банк ежегодно самостоятельно формирует свою учетную политику исходя из своей структуры, круга выполняемых операций и других особенностей деятельности, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет.

Целями разработки учетной политики коммерческого банка являются:

- конкретизация порядка использования допустимых нормативными актами способов ведения бухгалтерского и налогового учета;

- придание нормативного статуса самостоятельно разработанным способам ведения бухгалтерского и налогового учета;

- установление механизмов реализации способов бухгалтерского и налогового учета в соответствии со структурой и спецификой деятельности банка.

При этом в составе учетной политики подлежат утверждению:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета в банке, его филиалах и подведомственных учреждениях, основанный на утвержденном Банком России Плане счетов, который определяет синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета проводимых банком операций, связанных с финансовой и хозяйственной деятельностью банка и обслуживанием клиентов;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены в альбомах Роскомстата типовые формы первичных учетных документов;

- порядок расчетов со своими филиалами;

- порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих действующему законодательству и нормативным актам Банка России;

- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

- порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета. При этом ежедневно распечатываются баланс, бухгалтерский журнал, лицевые счета, по которым были проведены операции, а также выписки по клиентским счетам;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики предполагаются следующие допущения:

- допущение имущественной обособленности, которое означает, что активы и обязательства банка существуют обособленно от активов и обязательств собственников этого банка и активов и обязательств других организаций;

- допущение непрерывности деятельности, которое предполагает, что банк будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

- допущение последовательности применения учетной политики, которое определяет последовательное применение разработанной банком учетной политики от одного отчетного года к другому;

- допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности, в соответствии с которым факты хозяйственной деятельности банка относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Учетная политика организации должна отвечать следующим требованиям:

- требованию полноты, в соответствии с которым в бухгалтерском учете подлежат полному отражению все факты хозяйственной деятельности;

- требованию своевременности, в соответствии с которым факты хозяйственной деятельности подлежат своевременному отражению в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

- требованию осмотрительности, которое предполагает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, недопущение создания скрытых резервов;

- требованию приоритета содержания перед формой, в соответствии с которым факты хозяйственной деятельности подлежат отражению в бухгалтерском учете исходя из их экономического содержания и условий хозяйствования, а не из правовой формы;

- требованию непротиворечивости, в соответствии с которым на последний календарный день каждого месяца должно обеспечиваться тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;

- требованию рациональности, которое предполагает рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий и особенностей деятельности банка и его величины.

При формировании учетной политики коммерческого банка по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ исходя из положений по бухгалтерскому учету.

Структура учетно-операционного аппарата банка. Учетно-операционный аппарат банка состоит из работников, занятых оформлением, контролем расчетно-денежных документов и отражением банковских операций на счетах бухгалтерского учета.

Функции по организации работы учетно-операционного аппарата возлагаются на главного бухгалтера банка.

Главный бухгалтер банка несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству Российской Федерации, указаниям Центрального банка Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению необходимых документов и сведений обязательны для всех работников банка. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченных им должностных лиц денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства, оформленные документами, считаются недействительными и не принимаются к исполнению.

Структура учетно-операционного аппарата в отдельных банках организуется по-разному, исходя из сложившейся структуры управления банком и выполняемых банком операций. Обычно в структуре учетно-операционного аппарата банка, в соответствии с однородными направлениями учетно-операционной работы, выделяют несколько отделов:

- операционный отдел, на который возлагаются функции операционного и бухгалтерского учета всех видов расчетных операций, учета операции головного банка с филиалами, ведение архива документов дня. Работникам операционного отдела поручается единолично оформлять и подписывать расчетно-денежные документы по выполняемому ими кругу операций, в связи с чем они называются ответственными исполнителями. Ответственными исполнителями считаются также другие работники, на которых возложено выполнение операций, связанных с контролем, оформлением расчетно-денежных документов и отражением в учете банковских операций, включая операции по контролю за корреспон­дентскими счетами и счетами межфилиальных расчетов;

- отдел бухгалтерского учета и отчетности (бухгалтерия), в структуре которого, исходя из объема выполняемых работ, обычно выделяют сектора. Например, на сектор внутрибанковских операций возлагаются функции по ведению учета доходов и расходов, прибыли и фондов банка, включая операции по их использованию и т.д. Сектор учета операций на рынке ценных бумаг осуществляет учет участия банка в хозяйственной деятельности других организаций, а также приобретенных банком государственных и корпоративных ценных бумаг (включая векселя). Сектор учета операций в иностранных валютах ведет учет операций с наличной и безналичной иностранной валютой по срочным и кассовым сделкам, отчетность по ведению открытой валютной позиции и др. На сектор хозяйственных операций банка возлагаются функции оформления и контроля документов по учету основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, материалов, расчет заработной платы и некоторые другие. И наконец, сектор отчетности и анализа занимается подготовкой бухгалтерской отчетности банка и проведением анализа финансовой деятельности банка, его ликвидности и доходности;

- отдел кассовых операций занимается оформлением и контролем кассовых документов, приемом и выдачей наличных денег, пересчетом, инкассацией и хранением денежных ценностей, бланков строгой отчетности и ценных бумаг.

Закрепление счетов бухгалтерского учета за структурными подразделениями учетно-операционного аппарата и отдельными исполнителями, а также последующее их перераспределение производится главным бухгалтером и оформляется записями в специальной книге учета распределения и перераспределения счетов между учетно-операционными работниками учреждения банка.

В случае необходимости в банке создаются операцион­ные группы (участки, бригады). Работники последних специализируются на выполнении однотипных операций по отдельным видам работ и являются ответствен­ными исполнителями по своим операциям. Участок работы (вид операций) выделяется исходя из производственной необходимости, принятой в банке технологии документо­оборота, учета и контроля.

Операционные бригады могут организовываться на участках, где преобладают операции, требующие дополнительного контроля, а также в случаях, когда из-за отсутствия работников соответствующей квалификации работа не может быть организована по системе ответствен­ных исполнителей. В последнем случае в состав операцион­ной бригады входят, как правило, два - четыре операционных работника, которые оформляют документы по производимым операциям, и контролер, который обязательно проверяет документы и записи в лицевых счетах, выполненные операционными работниками бригады. Контролер операционной бригады может единолично оформлять отдельные операции.

 

Приложения


Приложение 1

Положение ЦБ РФ от 20 апреля 2001 года №2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (извлечения)

Глава 7. Расчеты чеками

7.1. Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

7.2. Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

7.3. Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.

7.4. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

7.5. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

7.6. Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возмещения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.

7.7. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на внебалансовом счете №91207 "Бланки строгой отчетности".

7.8. Хранение бланков чеков банками осуществляется в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

7.9. Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями.

7.10. Чеки кредитных организаций могут использоваться клиентами кредитной организации, выпускающей эти чеки, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений.

7.11. Чеки, выпускаемые кредитными организациями, не применяются для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России.

7.12. Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.

7.13. В случае, когда сфера обращения чеков ограничивается кредитной организацией и ее клиентами, чеки используются на основании договора о расчетах чеками, заключаемого между кредитной организацией и клиентом.

7.14. Чеки, выпускаемые кредитными организациями, могут применяться в межбанковских расчетах на основании договоров, заключаемых с клиентами, и межбанковских соглашений о расчетах чеками в соответствии с внутрибанковскими правилами проведения операций с чеками, разрабатываемыми кредитными организациями и определяющими порядок и условия использования чеков.

7.15. Межбанковское соглашение о расчетах чеками может предусматривать:

- условия обращения чеков при осуществлении расчетов;

- порядок открытия и ведения счетов, на которых учитываются операции с чеками;

- состав, способы и сроки передачи информации, связанной с обращением чеков;

- порядок подкрепления счетов кредитных организаций - участников расчетов;

- обязательства и ответственность кредитных организаций - участников расчетов;

- порядок изменения и расторжения соглашения.

7.16. Внутрибанковские правила проведения операций с чеками, определяющие порядок и условия их использования, должны предусматривать:

- форму чека, перечень его реквизитов (обязательных, дополнительных) и порядок заполнения чека;

- перечень участников расчетов данными чеками;

- срок предъявления чеков к оплате;

- условия оплаты чеков;

- ведение расчетов и состав операций по чекообороту;

- бухгалтерское оформление операций с чеками;

- порядок архивирования чеков.

Глава 8. Расчеты по инкассо

8.1. Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (далее - исполняющий банк).

8.2. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

8.3. Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Получатель средств (взыскатель) представляет в банк указанные расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов формы 0401014, составляемом в двух экземплярах. В реестр могут включаться по усмотрению получателя средств (взыскателя) платежные требования и (или) инкассовые поручения.

Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати.

8.4. При приеме на инкассо платежных требований, инкассовых поручений ответственный исполнитель банка-эмитента осуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной форме бланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов, соответствия подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати, а также идентичности всех экземпляров расчетных документов. Кроме того, при приеме инкассовых поручений с приложенными исполнительными документами ответственный исполнитель банка обязан проверить соответствие реквизитов расчетного документа (даты и номера исполнительного документа, на который сделана ссылка в расчетном документе, взыскиваемой суммы, наименований, указанных в полях "Плательщик" и "Получатель" расчетного документа) реквизитам исполнительного документа.

8.5. После проверки правильности заполнения на всех экземплярах принятых расчетных документов проставляются штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя. Не принятые документы вычеркиваются из реестра переданных на инкассо расчетных документов и возвращаются получателю средств (взыскателю), количество и сумма расчетных документов в реестре исправляются. Оба экземпляра реестра и исправления в них заверяются подписью ответственного исполнителя банка-эмитента.

Последние экземпляры расчетных документов вместе со вторым экземпляром реестра возвращаются получателю средств (взыскателю) в качестве подтверждения приема документов на инкассо.

Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, подшиваются в отдельную папку, используются в качестве журнала регистрации принятых на инкассо расчетных документов и хранятся в банке-эмитенте в соответствии с установленными сроками хранения документов.

8.6. Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.

Учреждения и подразделения расчетной сети Банка России осуществляют экспедирование расчетных документов самих кредитных организаций и других клиентов Банка России в порядке, предусмотренном нормативными актами Банка России.

Кредитные организации (филиалы) организуют доставку расчетных документов своих клиентов самостоятельно.

Платежные требования и инкассовые поручения клиентов кредитных организаций (филиалов), предъявляемые к счету кредитной организации (филиала), должны направляться в учреждение или подразделение Банка России, обслуживающее данную кредитную организацию (филиал).

8.7. Поступившие в исполняющий банк платежные требования и инкассовые поручения регистрируются в журнале произвольной формы с указанием номера счета плательщика, номера, даты и суммы каждого расчетного документа. Учреждениями и подразделениями расчетной сети Банка России при регистрации дополнительно указываются БИК банка плательщика и БИК банка получателя средств (взыскателя). На всех экземплярах поступивших платежных требований, инкассовых поручений в верхнем левом углу проставляются дата и время поступления расчетного документа.

8.8. Ответственный исполнитель исполняющего банка осуществляет контроль полноты и правильности заполнения реквизитов платежных требований и инкассовых поручений в соответствии с порядком, предусмотренным в п. 8.4 настоящей главы, за исключением проверки подписей и печати получателя средств (взыскателя), а также проверяет наличие на всех экземплярах расчетных документов штампа банка-эмитента и подписи ответственного исполнителя.

Расчетные документы, оформленные с нарушением требований, установленных настоящим пунктом, подлежат возврату с соблюдением требований п.2.21 настоящей части Положения. При возврате платежных требований, инкассовых поручений в регистрационном журнале делается запись с указанием даты и причины возврата.

8.9. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (с приложенными в установленных законодательством случаях исполнительными документами) помещаются в картотеку по внебалансовому счету №90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" с указанием даты помещения в картотеку.

Исполняющий банк обязан известить банк-эмитент о помещении расчетных документов в картотеку по внебалансовому счету №90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок", направив извещение о постановке в картотеку формы 0401075. Указанное извещение направляется исполняющим банком банку-эмитенту не позже рабочего дня, следующего за днем помещения расчетных документов в картотеку. При этом на оборотной стороне первого экземпляра расчетного документа делается отметка о дате направления извещения, проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

Банк-эмитент доводит извещение о постановке в картотеку до клиента по получении извещения от исполняющего банка.

Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством.

8.10. Допускается частичная оплата платежных требований, инкассовых поручений, находящихся в картотеке по внебалансовому счету №90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок".

Частичная оплата производится платежным ордером формы 0401066 в порядке, аналогичном порядку частичной оплаты платежного поручения, предусмотренному в п.3.7 настоящей части Положения, за и<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.236.178 (0.012 с.)