Государственные гарантии прав иностранных инвесторов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные гарантии прав иностранных инвесторов



Важнейшей составляющей инвестиционного климата является законодательно установленный правовой механизм государственных гарантий иностранных инвестиций.

Необходимость использования таких правовых средств, как гарантии, состоит в том, что для иностранного инвестора, как и для любого хозяйствующего субъекта, имеют существенное значение:

· уверенность в осуществлении своего права;

· возможность побудить обязанное лицо к соблюдению данного права под страхом невыгодных для него последствий;

· обеспечение возмещения убытков в случае его неосуществления.

Существенной характеристикой государственных гарантий является как стабильный характер нормативных положений, так и деятельность государства по их реализации.

Государство обладает суверенным правом воздействия на иностранные инвестиции на национальной территории при соблюдении своих международных обязательств в данной сфере. Это отражается на содержании деятельности государства и функциях права по гарантированию иностранных инвестиций как внутри страны, так и на межгосударственном уровне. Гарантии в системах национально-правового регулирования иностранных инвестиций закрепляются прежде всего в специальном законодательстве в виде инвестиционных законов. Цель таких гарантий — обеспечение взаимных интересов принимающих стран и иностранных участников инвестиционных отношений.

Система государственных гарантий прав иностранных инвесторов установлена в нескольких статьях Закона об иностранных инвестициях.

Данная система состоит из следующих видов гарантий.

1. Гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации (ст. 9).

2. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8).

3. Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11).

4. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронныхносителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции (ст. 12).

5. Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7).

6. Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (ст. 5).

7. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором (ст. 10).

8. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации (ст. 6).

9. Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13).

10. Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14).

11. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 15).

12. Льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 17).

В целом система гарантий, закрепленная в Законе об иностранных инвестициях, является несовершенной. Она недостаточно четко структурирована. Часть гарантий, хотя и содержит прогрессивные идеи, остается декларативной или не представляет реального правового гарантийного механизма (право на участие в приватизации и т. д.).

Вызывает также возражения и тот факт, что система гарантий иностранных инвестиций, установленная новым Законом об иностранных инвестициях, не распространяется (как и закон в целом) на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банковское и страховое дело. Указанные отношения исключены из сферы его действия и отнесены к законам о банках и банковской деятельности, о страховании соответственно. В настоящее время названное специальное законодательство не содержит норм, охраняющих иностранные инвестиции.

Ряд основных гарантий не может быть реализован без соответствующего специального законодательства, например, закона, регламентирующего процедуры возможной национализации и устанавливающего гарантии для собственников имущества, подлежащего национализации.

Актуальность закона о национализации обуславливается необходимостью снижения степени неопределенности для иностранных инвесторов, имущество которых используется в экономических проектах и может стать объектом национализации. В отсутствие такого закона чрезвычайно высок риск национализации в зависимости от политических решений. Закон о национализации, содержащий исчерпывающий перечень оснований для национализации и принцип компенсации собственникам национализируемого имущества, создал бы необходимые предпосылки для оценки уровня риска иностранными инвесторами.

Пока закон о национализации не принят, риск остается неопределенным, что, в свою очередь, отрицательно влияет на инвестиционный климат в стране.

Вопросы для контроля:

1. Нормативные основы иностранного инвестирования.

2. Понятие иностранных инвестиций.

3. Виды иностранных инвестиций.

4. Гарантии прав иностранных инвесторов.

 

Резюме по теме:

Рассмотрев понятие и сущность иностранных инвестиций, можно сделать следующие выводы: 1. Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики; 2. Степень развития нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционный процесс оказывает существенное влияние на инвестиционный климат страны; 3. Важнейшей составляющей инвестиционного климата является законодательно установленный правовой механизм государственных гарантий иностранных инвестиций.

 

Глава 17. Правовое регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Цель изучения темы: изучить правовое регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Задачи изучения темы:

- определить понятие инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений;

- определить основы государственного регулирования инвестиций;

- изучить гарантии инвестиционной деятельности.

Общие положения об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности определены Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 № 39-ФЗ. Под инвестиционной деятельностью в Законе понимается вложение средств и осуществление практических действий с целью получить прибыль и (или) достичь иного полезного эффекта. Капитальными вложениями являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Законом № 39-ФЗ даны определения каждого из этих субъектов, установлены их права и обязанности. Субъект этой деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемым между ними. В частности, инвесторы могут быть заказчиками, а также пользователями объектов капитальных вложений. Генподрядчики могут совмещать функции заказчиков или инвесторов.

Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основании договора и (или) государственного контакта, заключаемых между ними в соответствии с ГК РФ. Основополагающим договором, с которого начинается инвестиционный процесс, является договор на реализацию инвестиционного проекта. Согласно ст. 1 Закона № 39-ФЗ под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Договор на реализацию инвестиционного проекта заключается между инвестором и заказчиком-застройщиком. Инвесторами могут быть:

- физические и юридические лица;

- объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица;

- иностранные инвесторы.

Заказчиками являются уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые реализуют инвестиционные проекты. Заказчик наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом.

Заказчик-застройщик в рамках договора на реализацию инвестиционного проекта заключает договоры с другими участниками этого проекта:

- с проектно-изыскательскими организациями - договоры подряда на проектирование строительства;

- с подрядными строительно-монтажными организациями - договоры подряда на строительство объекта;

- с организациями-поставщиками и посредническими организациями - договоры поставки, купли-продажи оборудования для строительства.

При традиционной форме организации участниками инвестиционной деятельности являются инвестор, заказчик и подрядчик, выполняющие свои функции согласно заключенным между ними договорам. При этой форме деятельности между заказчиком-застройщиком и инвестором заключается договор на реализацию инвестиционного проекта, между подрядчиком и заказчиком-застройщиком - договор строительного подряда.

Договор на реализацию инвестиционного проекта является основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности.

Правовой основой для заключения договоров на реализацию инвестиционных проектов является ст. 421 ГК РФ, согласно которой стороны могут заключать договоры, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами, причем условия договоров определяются по усмотрению сторон либо обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон. При этом согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Инвесторы самостоятельно определяют объемы и направления капитальных вложений, заключают договоры с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с ГК РФ, контролируют целевое использование средств, направляемых на капитальные вложения. Инвесторы имеют право владения, пользования и распоряжения объектами капитальных вложений и результатами их осуществления, а также право на передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.169.36 (0.019 с.)