Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Законодательная власть в Российской Федерации

Поиск

Парламентское право – институт конституционного права. Парламентское право – особая система правовых норм и обычаев, регулирующая внутреннее устройство и процессуально-организационную деятельность парламента, его взаимоотношения с другими органами государственной власти.

Федеральное Собрание РФ – представительный и законодательный орган РФ. Ст. 10 Конституции РФ, перечисляя ветви государственной власти, ставит законодательную власть на первом месте в ряду равных. В ст. 11 Конституции РФ установлено, что государственную власть в РФ осуществляет, помимо Президента РФ, Правительства РФ и судов РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума).

Ст. 10 Конституции РФ устанавливает также, что органы законодательной власти самостоятельны. Это проявляется: а) в существующей системе разделения властей, системе сдержек и противовесов; б) в независимости Федерального Собрания: оно не подчиняется никакому контролю со стороны исполнительной власти, образуется на основе прямого волеизъявления народа, не зависит от Президента РФ, Правительства РФ, судов РФ; в) в финансовой независимости: Федеральное Собрание само определяет свои потребности в расходах, которые фиксируются в государственном бюджете; г) обе палаты создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается; д) парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только Конституцией РФ; е) никто не может вмешиваться в процесс принятия законов.

Вместе с тем существуют ограничения парламентской независимости: на референдуме может быть принят закон без участия парламента; в период чрезвычайного или военного положения законы, принятые парламентом, могут быть приостановлены; Конституционный Суд РФ может объявить закон или его часть неконституционным и он потеряет свою юридическую силу; Президент РФ может распустить нижнюю палату Федерального Собрания – Государственную Думу, хотя и только в определённых Конституцией РФ случаях; так называемые «финансовые» законопроекты, которые предполагают расходы из государственного бюджета, не могут быть приняты Государственной Думой без заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104); Президент РФ обладает правом отлагательного вето на принятые парламентом законы (ч. 3 ст. 107) и др. Всё это является проявлениями «сдержек и противовесов», вытекающих из принципа разделения властей, что, однако, не умаляет независимого положения Федерального Собрания РФ в системе органов государства РФ.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание РФ определяется через общее понятие – как парламент РФ. В этой же статье оно характеризуется как представительный орган. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой. Избрание в российский парламент происходит от всех регионов страны и от всех политических партий. Депутаты Государственной Думы представляют своих избирателей, а члены Совета Федерации – субъекты РФ. Вместе с тем право отзыва депутатов на федеральном уровне отсутствует. Законодатель стоит на позициях теории «свободного мандата» - после выборов победивший кандидат не должен быть связан интересами своего региона, выбравшего его, он должен действовать в интересах всей страны, ведь интересы региона и страны могут противоречить.

В ст. 94 Федеральное Собрание характеризуется как законодательный орган, т.е. орган, обладающий исключительным правом принимать законы, акты высшей юридической силы.

Структура Федерального Собрания. Действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента – Федеральное Собрание состоит из Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 1 ст. 95). Причины двухпалатного устройства российского парламента: а) эта структура исторически сложилась в мировой практике для сдерживания чрезмерного радикализма нижней палаты. Государственная Дума зависит от выборов, поэтому там возможны популистские настроения и решения. Совет Федерации напрямую не зависит от выборов и имеет возможность подойти к законопроекту более взвешенно; б) двухпалатная структура характерна почти для всех федераций: нижняя палата представляет в целом весь народ страны, а верхняя – субъекты федерации; в) разделив компетенцию палат, установив их самостоятельность, Конституция РФ способствует установлению равновесия палат, более пристальной и всесторонней работе над законами.

Компетенция палат строго разделена (ст. 102, 103), а круг полномочий четко очерчен Конституцией РФ. Свои полномочия палаты осуществляют исключительно на самостоятельных, раздельных заседаниях. Даже территориально они расположены в г. Москве в разных зданиях и на разных улицах. Совместные заседания палат возможны только в следующих трёх случаях (ч.3 ст. 100):

1)для заслушивания посланий Президента РФ;

2)для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ;

3)для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

При этом никаких совместных решений на таких заседаниях не принимается.

Вместе с тем палаты Федерального Собрания рассматриваются как части единого парламента.

В Конституции РФ нет терминов «первая» или «высшая» палата; «вторая» или «нижняя» палата, хотя в доктрине и политической практике такие термины употребляются. Палаты равноправны, хотя их полномочия неодинаковы. Основная тяжесть в принятии законов ложится на Государственную Думу.

Каждая из палат имеет внутреннюю структуру. В каждой палате имеются органы: Совет палаты, комитеты, комиссии. Совет палаты образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности палаты, подготовки повестки пленарных заседаний палаты. В комитетах (ч. 3 ст. 101) идёт непосредственная работа над законопроектами, их подготовка к рассмотрению в пленарном заседании палат. Комиссии создаются по различным направлениям депутатской деятельности (например, комиссия по этике, комиссия по расследованию событий в г. Беслане).

К должностным лицам палат относятся председатели палат (в СМИ их называют спикерами), их заместители, председатели комитетов и комиссий, их заместители, члены комитетов и комиссий. Каждый депутат Государственной Думы, член Совета Федерации обязан состоять в одном из комитетов.

В Государственной Думе имеются депутатские объединения: фракции и депутатские группы. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения (политической партии, участвующей в выборах), прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения, называется фракцией. Фракции в Государственной Думе регистрируются в соответствии с Регламентом Государственной Думы.

Руководят деятельностью Совета Федерации и Государственной Думы председатели палат и их заместители, которые избираются на заседаниях палат. Внутреннюю структуру (набор и компетенция комитетов, подкомитетов и комиссий), процедурные нормы палаты определяют самостоятельно, в частности, в принимаемых каждой палатой Регламентах.

Выборы депутатов Государственной Думы РФ. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года непосредственно избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы в Государственную Думу РФ проводились в 1993, 1995, 1999, 2003 годах. 2 декабря 2007 года была избрана Государственная Дума РФ пятого созыва.

В соответствии с поправкой в Конституцию от 30 декабря 2008 г. срок полномочий Государственной Думы шестого и последующих созывов будет пять лет.

Порядок выборов регламентируется Федеральным законом от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

До принятия закона в 2005 году выборы проводились с использованием смешанной избирательной системы: половина депутатов (225) избиралась в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина – в едином федеральном избирательном округе по пропорциональной избирательной системе. Теперь депутаты Государственной Думы будут избираться только по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.

Требования к активному избирательному праву на парламентских выборах – те же, что и на выборах Президента РФ, а требования к пассивному избирательному праву (к кандидатам в депутаты) – более мягкие: депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 21 года и не лишенный избирательных прав. Гражданин РФ, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока. Ограничений по количеству переизбраний для депутатов Государственной Думы не установлено.

Осуществление иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными организациями, международными организациями и международными общественными движениями деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы, выдвижению, регистрации и избранию того или иного федерального списка кандидатов, не допускается.

Выборы назначаются Президентом РФ, а если он эту обязанность не выполняет – Центральной избирательной комиссией РФ, на первое воскресенье месяца, в котором истекает установленный срок полномочий Государственной Думы предыдущего созыва.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» право принимать участие в выборах. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатов граждан РФ, не являющихся членами данной политической партии, при этом они могут составлять не более 50 % от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

Федеральный список кандидатов должен быть разбит на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту РФ, группе субъектов РФ, части территории субъекта РФ. Число региональных групп кандидатов не может составлять менее ста. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты РФ. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трёх кандидатов. Кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз. Общее число кандидатов, включенных в федеральный список партии, не может превышать пятьсот человек. Федеральный список представляется в Центральную избирательную комиссию РФ не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

Выдвижение федерального списка кандидатов от партии должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы (необходимо собрать не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 10 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ), либо вместо подписей обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией на специальный счет Центральной избирательной комиссии РФ в филиале Сберегательного банка РФ. Если политическая партия получит менее 4% голосов на выборах, то ей избирательный залог не возвращается, он перечисляется в федеральный бюджет.

Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборах депутатов Государственной Думы, вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов.

Центральная избирательная комиссия РФ проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Недостоверной признаётся подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании письменного заключения эксперта. Недействительными считаются: подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (это устанавливается на основании официальной справки органа внутренних дел, сведений, полученных по каналам связи Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы» и подписанных электронной цифровой подписью председателя избирательной комиссии субъекта РФ, либо письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке); по другим основаниям, предусмотренным законом. Центральная избирательная комиссия РФ не позднее чем через 10 дней после приема документов принимает решение о регистрации списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, подано в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 60 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если за один федеральный список кандидатов подано более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов, а также федеральный список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из числа федеральных списков кандидатов, получивших менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Депутатские мандаты, полученные федеральным списком кандидатов, переходят в первую очередь к кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, а оставшиеся депутатские мандаты переходят к кандидатам, включенным в региональные группы кандидатов.

Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы депутатов Государственной Думы несостоявшимися:

1) если ни один федеральный список кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

2) если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Центральная избирательная комиссия РФ признает результаты выборов депутатов Государственной Думы недействительными:

1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

3) по решению суда.

Досрочное прекращение полномочий Государственной Думы РФ. Полномочия Государственной Думы могут быть прекращены Президентом РФ досрочно в следующих случаях:

Ø после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);

Ø в случае повторного (в течение трех месяцев) выражения недоверия Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции РФ);

Ø в случае однократного отказа в доверии Правительству РФ при постановке вопроса о доверии Председателем Правительства РФ (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Во втором и третьем случаях роспуск Государственной Думы не является безальтернативным: Президент РФ может и объявить об отставке Правительства РФ.

Конституция РФ устанавливает и ограничения для роспуска Государственной Думы: даже при наличии указанных оснований Государственная Дума не может быть распущена в пяти случаях (ч. 3 ст. 92, ч. 3-5 ст. 109 Конституции РФ):

1) в течение первого года после ее избрания;

2) с момента выдвижения обвинения против Президента РФ (в рамках процедуры отрешения последнего от должности) до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ;

5) исполняющим обязанности Президента РФ.

В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает внеочередные выборы, с тем, чтобы вновь избранная Дума приступила к работе не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска (ч. 2 ст. 109).

Состав и порядок формирования Совета Федерации РФ. В Совете Федерации представлены все субъекты РФ на паритетных началах: по два представителя – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (ч. 2 ст. 95).

Порядок формирования Совета Федерации определен Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с этим законом, представитель от законодательного органа субъекта РФ избирается законодательным органом на срок полномочий этого органа (а если региональный парламент двухпалатный, то представитель от законодательного органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока ее полномочий). Представитель от исполнительного органа субъекта РФ назначается главой субъекта РФ (при условии отсутствия возражения законодательного органа, которое может быть выражено 2/3 голосов от общего состава парламента региона) также на период осуществления им своих полномочий.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

В соответствии с Федеральным законом от 14.02.2009 N 21-ФЗ с 1 января 2011 года "Кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта РФ, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или депутата представительного органа муниципального образования.".

Полномочия члена Совета Федерации могут быть досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, причем достаточно произвольно, в том числе и без мотивации. Таким образом, Совет Федерации, в отличие от Государственной Думы, определенного срока полномочий не имеет, обновление его состава осуществляется не разовым порядком, а в зависимости от региональных выборов и усмотрения региональных органов исполнительной власти. Ни при каких обстоятельствах верхняя палата Федерального Собрания не может быть распущена.

Статус члена Совета Федерации РФ и депутата Государственной Думы РФ. Отправные положения статуса парламентария содержит Конституция РФ, а детально этот статус регламентируется Федеральным законом от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Члены обеих палат Федерального Собрания обладают одинаковым статусом, однако правовая природа депутатского мандата члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы различна.

Депутаты Государственной Думы обладают свободным мандатом, т.е. все они рассматриваются как представители всей нации, при осуществлении своей деятельности юридически не связаны наказами избирателей и не могут быть отозваны избирателями досрочно. А члены Совета Федерации обладают императивным мандатом, поскольку они являются представителями конкретных органов государственной власти субъектов РФ и в любое время могут быть досрочно этими органами отозваны.

Принцип несовместимости означает запрет совмещения депутатской деятельности с некоторыми иными видами деятельности (ч. 2 и 3 ст. 97). Так, член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не вправе: быть депутатом иного представительного органа или выборным должностным лицом, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), состоять членом управления коммерческой организации.

Депутатский иммунитет (неприкосновенность) (ч. 1 ст. 98) не является абсолютным – согласие соответствующей палаты необходимо при привлечении парламентария к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также при совершении ряда процессуальных действий: задержания, ареста или обыска (кроме случаев задержания на месте преступления), допроса, личного досмотра (за исключением случаев, когда досмотр предусмотрен федеральным законом для обеспечения безопасности других людей) (ч. 2 ст. 98). В случае совершения процессуальных действий (включая возбуждение уголовного дела) вне связи с осуществлением депутатских полномочий согласие палаты не требуется, однако оно необходимо для передачи дела в суд. Неприкосновенность парламентария распространяется на занимаемые им служебные и жилые помещения, транспорт, средства связи, багаж, документы и корреспонденцию. Вопрос о лишении неприкосновенности решается соответствующей палатой по представлению Генерального прокурора РФ.

Депутатский индемнитет включает две составляющие:

- неответственность парламентария за высказываемые мнения и позиции при голосовании в палате (в том числе и после срока истечения полномочий);

- материальное обеспечение депутатской деятельности.

По объёму социальных гарантий члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральному министру; Председатель палаты, заместители Председателя палаты – к Председателю Правительства РФ, Заместителю Председателя Правительства РФ соответственно. К социальным гарантиям деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы относятся: ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты; ежегодный оплачиваемый отпуск; зачисление времени осуществления полномочий в стаж государственной гражданской службы; медицинское, санаторно-курортное обслуживание парламентариев и членов их семей; пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти парламентария; обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу; жилищно-бытовое обеспечение; иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров.

Основными формами деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы являются: участие в заседаниях палаты и в совместных заседаниях палат; участие в работе комитетов и комиссий палаты, а также согласительных комиссий; участие в выполнении поручений палат и их органов; участие в парламентских слушаниях; внесение законопроектов в Государственную Думу; внесение парламентского запроса (от имени палаты) и депутатского запроса (от своего имени); обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты (в рамках «правительственного часа»); обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан; работа с избирателями (при этом депутаты Государственной Думы, избранные по партийному списку, «приписываются» соответствующей фракцией к какому-либо субъекту РФ); участие в работе депутатских объединений и др.

Для реализации своих полномочий в соответствующей форме парламентарий обладает рядом прав: на непосредственное обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, получение справочных материалов, консультирование и пр.

Парламентский запрос – запрос, направленный руководителю любого федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта, органа местного самоуправления от имени палаты (Совета Федерации, Государственной Думы) по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и их должностных лиц. Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа членов (депутатов) палаты. Закон обязывает должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, дать ответ на него не позднее чем через 15 дней со дня получения, или в срок, установленный в запросе.

Депутатский запрос – запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, направленный руководителю любого федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта, органа местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и их должностных лиц. Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы направляется ими самостоятельно и не требует оглашения на заседании палаты. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения.

Закон содержит запрет вмешиваться членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность.

Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, общественных объединений положений закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы», в том числе предоставление им ложной информации или несоблюдение установленных сроков и порядка предоставления информации, проявление неуважения, нарушение неприкосновенности депутатов (членов) палат влекут ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством.

Функции Федерального Собрания РФ. Основными функциями парламента являются:

- функция представительства;

- функция законотворчества;

- контрольная функция (парламентский контроль).

В реализации этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания. Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции РФ (ст. 102 и 103 соответственно) в виде закрытого перечня, однако развитие конституционных правоотношений пошло по пути расширения конституционно установленных полномочий палат Федерального Собрания в специальном (отраслевом) законодательстве. В частности, в соответствии с Законом РФ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности не только Генерального прокурора РФ (п. «з» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ), но и его заместителей; в соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» Совет Федерации назначает не только судей высших судов (п. «ж» ст. 102 Конституции РФ), но и Председателей и заместителей Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и т.д.

Федеральное Собрание определено в Конституции РФ в качестве не только законодательного, но и представительного органа государственной власти. Реализация представительных функций Федерального Собрания заключается в том, что его палаты представляют:

- народ РФ непосредственно через депутатов Государственной Думы, избранных непосредственно избирателями;

- народы РФ, проживающие на территории всех субъектов РФ – через членов Совета Федерации, избираемых (назначаемых) региональными органами государственной власти.

Контрольная функция парламента заключается в возможности осуществления контроля за деятельностью других органов государственной власти и должностных лиц. Данная функция реализуется через такие полномочия: как утверждение Советом Федерации Указов Президента РФ о введении военного положения или чрезвычайного положения; назначение на должность (или дача согласия на назначение) и освобождение от должности отдельных должностных лиц: Председателя Правительства РФ, Председателя Центрального банка РФ, Генерального прокурора РФ и его заместителей и др.; отрешения Президента РФ от должности; принятие закона о федеральном бюджете и контроль за его исполнением и т.д.

Основной функцией парламента является функция законотворчества.

Федеральный законодательный процесс. Федеральный законодательный процесс – это закреплённый в Конституции РФ, федеральных законах, Регламентах высших органов государственной власти процесс (порядок) принятия актов высшей юридической силы, действующих на территории всей Российской Федерации.

Основными стадиями законодательного процесса являются:

- внесение законопроекта в Государственную Думу;

- рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона;

- рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;

- подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ.

Следует отметить, что перечисленные стадии являются основными. В зависимости от действий различных субъектов законодательного процесса могут появляться и дополнительные стадии. Кроме того, в зависимости от вида закона – Закон о поправке в Конституцию РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, федеральный закон о бюджете на очередной финансовый год и др. законодательный процесс приобретает те или иные особенности.

Субъектами права законодательной инициативы являются (ч. 1 ст. 104): Президент РФ; Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ; Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ. Последние три – только по вопросам их ведения. Для отдельных категорий законопроектов субъект права законодательной инициативы устанавливается императивно: например, законопроекты о федеральном бюджете вносятся в Государственную Думу Правительством РФ; законопроекты о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта РФ или об образовании в ее составе нового субъекта РФ – Президентом РФ и т.п.

Все законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Основная работа над текстом законопроекта ведется в ответственном комитете Государственной Думы. На пленарных заседаниях законопроект, по общему правилу, обсуждается в трех чтениях:

- в первом чтении обсуждаются концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость;

- во втором чтении законопроект обсуждается детально, постатейно, с различными вариантами поправок;

- в третьем чтении законопроект принимается в целом (не допускаются обсуждение статей и внесение содержательных поправок, допускаются лишь редакционные уточнения).

Исключение составляют законопроекты о федеральном бюджете на очередной финансовый год, которые в соответствии с Бюджетным кодексом РФ рассматриваются Госдумой в четырёх чтениях.

Общих правил о сроках рассмотрения законопроектов в Государственной Думе не установлено. Однако некоторые законопроекты могут рассматриваться в качестве первоочередных (президентские – по просьбе Президента РФ и пр.), а для некоторых законопроектов срок рассмотрения установлен законодательно (например, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года, и далее Бюджетный кодекс РФ устанавливает временные интервалы для каждого чтения в Государственной Думе).

Принятие закона Государственной Думой РФ оформляется Постановлением палаты, при этом для принятия федеральных законов требуется простое большинство от общего числа депутатов (ч. 2 ст. 105), а для принятия федеральных конституционных законов и законов о поправке к Конституции РФ – квалифицированное большинство – не менее 2/3 от общего числа депутатов (ч. 2 ст. 108 и ст. 136). Под «общим числом депутатов» понимается не фактический состав палаты (некоторые депутатские мандаты могут быть вакантными) и не количество присутствовавших на заседании палаты депутатов, а конституционно установленный состав Государственной Думы РФ, т.е. 450 депутатов. Таким образом, для принятия федеральных законов требуется как минимум 226 голосов, а для принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках – 300 голосов.

Все принятые Государственной Думой РФ законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Федерации, однако верхняя палата не обязана рассматривать все поступившие из нижней палаты законы – обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат лишь законы по вопросам, перечисленным в ст. 106 Конституции РФ: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов и др.

Члены Совета Федерации РФ организуют обсуждение принятого Государственной Думой закона в субъектах РФ. Постановления Совета Федерации об одобрении или отклонении закона принимаются более половиной голосов от общего числа членов Совета Федерации (ч. 4 ст. 105), федеральные конституционные законы и законы о поправках должны быть одобрены квалифицированным большинством – не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации (ч. 2 ст. 108 и ст. 136).

Если в течение четырнадцати дней закон, принятый Государственной Думой, не был рассмотрен Советом Федерации, он будет считаться автоматически одобренным (ч. 4 ст. 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.15 (0.011 с.)