Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти и прокуратурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конституционные основы судебной власти. Конституция РФ признаёт судебную власть ветвью единой государственной власти и, устанавливает, что органы судебной власти самостоятельны (ст. 10). В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Из этого вытекает, что в России нет и не может быть иных органов, осуществляющих правосудие. Конституция РФ запрещает создание чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118). В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Судебная система РФ. В Российской Федерации существует единство судебной системы, что обеспечивается: Ø установлением судебной системы РФ Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ»; Ø соблюдением всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; Ø применением всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; Ø признанием обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; Ø законодательным закреплением единства статуса судей; Ø финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. В Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ. К федеральным судам относятся: - Конституционный Суд РФ; - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды; - Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Судебную систему можно представить и следующим образом: 1) конституционная юстиция: Конституционный Суд Российской Федерации – судебный федеральный орган конституционного контроля и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, которые не составляют единой системы; 2) суды общей юрисдикции: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам из административных правонарушений. Мировые судьи относятся к судьям общей юрисдикции субъектов Российской Федерации; 3) арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В этой ветви все суды – федеральные. Они занимаются рассмотрением экономических споров. Разрешением гражданских споров занимаются также третейские суды, административные комиссии, комиссии по трудовым спорам и другие квазисудебные органы. Но их деятельность не относится к правосудию, так как она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил. Конституционно-правовой статус судьи. В отличие от законодательной и исполнительной власти носителем судебной власти является не судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства. Законодательство предусматривает высокие требования к судьям. Общие конституционные предписания (ст. 119) детализируются в Законе РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Общие требования к кандидату на должность судьи следующие: Ø гражданство РФ; Ø возрастной ценз – не моложе 25 лет;
Ø высшее юридическое образование; Ø стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (под юридической профессией понимается любая деятельность, связанная с наличием юридического образования: работа в качестве следователя, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта, преподавателя, научного сотрудника и пр.); Ø отсутствие медицинских противопоказаний (кандидат проходит предварительное медицинское освидетельствование; перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утвержден Постановлением Совета судей РФ от 26 декабря 2002 года №78). Для отдельных категорий судей федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования (например, для судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ, флотских и окружных военных судов и пр.). Порядок назначения на должности судей призван обеспечить независимость судебной власти. Судьи Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ (ч.1 ст. 128); судьи других федеральных судов назначаются на должность Президентом РФ (ч. 2 ст. 128); мировые судьи назначаются (избираются) на должность в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и законом субъекта (например, Областной закон от 26 апреля 1999 года № 31-ЗС «О мировых судьях в Ростовской области»). В наделении полномочиями судей велика роль самого судейского сообщества. Обязательное условие для назначения на должность судьи – это успешная сдача квалификационного экзамена, проводимого квалифицированными коллегиями судей. Членами судейского сообщества являются все судьи с момента принесения присяги. В соответствии с ФЗ от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» систему этих органов образуют: Ø Всероссийский съезд судей; Ø Совет судей РФ; Ø конференции судей субъектов РФ; Ø советы судей субъектов РФ; Ø общие собрания судей судов. Всероссийским съездом судей и конференциями судей субъектов РФ формируются соответственно Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ. Статус судьихарактеризуется следующими принципами: Ø независимости; Ø несовместимости; Ø несменяемости; Ø неприкосновенности. Конституционные принципы правосудия. Правосудие в РФ независимо от вида судопроизводства и судебного органа осуществляется на основании общих конституционных принципов, развитых в специальном процессуальном законодательстве: Ø равенство всех перед законом и судом; Ø открытость, гласность, публичность судебного процесса; Ø очность судебного разбирательства; Ø доступность языка судопроизводства; Ø состязательность и равноправие сторон; Ø сочетание коллегиальных и единоличных начал при отправлении правосудия; Ø участие граждан в отправлении правосудия (в качестве арбитражных заседателей и присяжных заседателей). Помимо общих принципов правосудия имеют место принципы, применяемые в отдельных видах судопроизводства: например, презумпция невиновности, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (в уголовном судопроизводстве), возможность обжалования и пересмотра решений (не применяется в конституционном судопроизводстве) и др. Принципы правосудия непосредственно связаны с конституционными гарантиями судебной защиты нарушенных прав, являющимися составляющей конституционно-правового статуса личности.
Конституционно-правовой статус прокуратуры. Единственная статья Конституции РФ (ст. 129), посвященная прокуратуре, помещена в гл. 7 «Судебная власть», что не должно рассматриваться как отнесение прокуратуры к судебной ветви власти. Статус прокуратуры России таков, что ее невозможно однозначно отнести ни к одной традиционной ветви государственной власти. Органы прокуратуры образуют самостоятельную систему, не подчиненную ни одному из органов государственной власти. При этом неподчиненность не означает неподконтрольности: контроль за деятельностью прокуратуры проявляется, в частности, в установленном порядке наделения прокуроров полномочиями и освобождения их от должности и главное – в судебном контроле за действиями и актами органов прокуратуры. Детально статус прокуратуры закреплен в Федеральном законе от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ», а также в специальном законодательстве (процессуальном, избирательном, военном и т.д.). Система органов прокуратуры – единая и централизованная. Все органы прокуратуры (независимо от уровня) являются федеральными, субъекты РФ не имеют собственных органов прокуратуры и не вправе их создавать; все прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором РФ и подчинены ему, а также вышестоящим прокурорам. Звеньями системы органов прокуратуры являются: Ø Генеральная прокуратура РФ (возглавляемая Генеральным прокурором РФ); Ø прокуратуры федеральных округов; Ø прокуратуры субъектов РФ; Ø районные, городские прокуратуры; Ø специализированные прокуратуры (военная, транспортная, природоохранная) со своими подсистемами органов. Генеральный прокурор назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. Заместители Генерального прокурора назначаются на должность и освобождаются от должности также Советом Федерации РФ, но по представлению Генерального прокурора РФ. Все остальные прокуроры назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором. Однако при назначении прокуроров субъектов РФ Генеральный прокурор связан необходимостью согласовать назначение с органами государственной власти соответствующего субъекта.
Для реализации своих функций, главная из которых – осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории РФ, органы прокуратуры обладают рядом полномочий. При этом они могут обращаться в суды различных видов и уровней (в том числе, при определенных условиях – в Конституционный Суд РФ), а также использовать собственные средства прокурорского реагирования на нарушения законодательства: Ø постановление (о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении); Ø протест – приносится органу или должностному лицу, издавшему незаконный акт, или в суд, если прокурор не согласен с его решением; протест подлежит обязательному рассмотрению с незамедлительным (в десятидневный срок) сообщением результатов рассмотрения прокурору; Ø представление (обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона; о результатах рассмотрения также должен быть проинформирован соответствующий прокурор); Ø предостережение о недопустимости нарушения закона (объявляется в письменной форме при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях). Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте конституционные основы судебной власти. 2. Чем обеспечивается единство судебной системы? Охарактеризуйте судебную систему РФ. 3. Каковы основные черты конституционно-правового статуса судьи? 4. Перечислите и охарактеризуйте конституционные принципы правосудия. 5. Охарактеризуйте основные конституционно-правовые статусные черты прокуратуры РФ.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.60.193 (0.011 с.) |