Тема 13. Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти и прокуратуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти и прокуратуры



Конституционные основы судебной власти. Конституция РФ признаёт судебную власть ветвью единой государственной власти и, устанавливает, что органы судебной власти самостоятельны (ст. 10).

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Из этого вытекает, что в России нет и не может быть иных органов, осуществляющих правосудие. Конституция РФ запрещает создание чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118).

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Судебная система РФ. В Российской Федерации существует единство судебной системы, что обеспечивается:

Ø установлением судебной системы РФ Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ»;

Ø соблюдением всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

Ø применением всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

Ø признанием обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

Ø законодательным закреплением единства статуса судей;

Ø финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

К федеральным судам относятся:

- Конституционный Суд РФ;

- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды;

- Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Судебную систему можно представить и следующим образом:

1) конституционная юстиция: Конституционный Суд Российской Федерации – судебный федеральный орган конституционного контроля и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, которые не составляют единой системы;

2) суды общей юрисдикции: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам из административных правонарушений. Мировые судьи относятся к судьям общей юрисдикции субъектов Российской Федерации;

3) арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В этой ветви все суды – федеральные. Они занимаются рассмотрением экономических споров.

Разрешением гражданских споров занимаются также третейские суды, административные комиссии, комиссии по трудовым спорам и другие квазисудебные органы. Но их деятельность не относится к правосудию, так как она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил.

Конституционно-правовой статус судьи. В отличие от законодательной и исполнительной власти носителем судебной власти является не судебный орган, а конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства.

Законодательство предусматривает высокие требования к судьям. Общие конституционные предписания (ст. 119) детализируются в Законе РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Общие требования к кандидату на должность судьи следующие:

Ø гражданство РФ;

Ø возрастной ценз – не моложе 25 лет;

Ø высшее юридическое образование;

Ø стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (под юридической профессией понимается любая деятельность, связанная с наличием юридического образования: работа в качестве следователя, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта, преподавателя, научного сотрудника и пр.);

Ø отсутствие медицинских противопоказаний (кандидат проходит предварительное медицинское освидетельствование; перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утвержден Постановлением Совета судей РФ от 26 декабря 2002 года №78).

Для отдельных категорий судей федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования (например, для судей Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ, флотских и окружных военных судов и пр.).

Порядок назначения на должности судей призван обеспечить независимость судебной власти. Судьи Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ (ч.1 ст. 128); судьи других федеральных судов назначаются на должность Президентом РФ (ч. 2 ст. 128); мировые судьи назначаются (избираются) на должность в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ» и законом субъекта (например, Областной закон от 26 апреля 1999 года № 31-ЗС «О мировых судьях в Ростовской области»). В наделении полномочиями судей велика роль самого судейского сообщества. Обязательное условие для назначения на должность судьи – это успешная сдача квалификационного экзамена, проводимого квалифицированными коллегиями судей.

Членами судейского сообщества являются все судьи с момента принесения присяги. В соответствии с ФЗ от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» систему этих органов образуют:

Ø Всероссийский съезд судей;

Ø Совет судей РФ;

Ø конференции судей субъектов РФ;

Ø советы судей субъектов РФ;

Ø общие собрания судей судов.

Всероссийским съездом судей и конференциями судей субъектов РФ формируются соответственно Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Статус судьихарактеризуется следующими принципами:

Ø независимости;

Ø несовместимости;

Ø несменяемости;

Ø неприкосновенности.

Конституционные принципы правосудия. Правосудие в РФ независимо от вида судопроизводства и судебного органа осуществляется на основании общих конституционных принципов, развитых в специальном процессуальном законодательстве:

Ø равенство всех перед законом и судом;

Ø открытость, гласность, публичность судебного процесса;

Ø очность судебного разбирательства;

Ø доступность языка судопроизводства;

Ø состязательность и равноправие сторон;

Ø сочетание коллегиальных и единоличных начал при отправлении правосудия;

Ø участие граждан в отправлении правосудия (в качестве арбитражных заседателей и присяжных заседателей).

Помимо общих принципов правосудия имеют место принципы, применяемые в отдельных видах судопроизводства: например, презумпция невиновности, запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (в уголовном судопроизводстве), возможность обжалования и пересмотра решений (не применяется в конституционном судопроизводстве) и др. Принципы правосудия непосредственно связаны с конституционными гарантиями судебной защиты нарушенных прав, являющимися составляющей конституционно-правового статуса личности.

Конституционно-правовой статус прокуратуры. Единственная статья Конституции РФ (ст. 129), посвященная прокуратуре, помещена в гл. 7 «Судебная власть», что не должно рассматриваться как отнесение прокуратуры к судебной ветви власти. Статус прокуратуры России таков, что ее невозможно однозначно отнести ни к одной традиционной ветви государственной власти. Органы прокуратуры образуют самостоятельную систему, не подчиненную ни одному из органов государственной власти. При этом неподчиненность не означает неподконтрольности: контроль за деятельностью прокуратуры проявляется, в частности, в установленном порядке наделения прокуроров полномочиями и освобождения их от должности и главное – в судебном контроле за действиями и актами органов прокуратуры. Детально статус прокуратуры закреплен в Федеральном законе от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ», а также в специальном законодательстве (процессуальном, избирательном, военном и т.д.).

Система органов прокуратуры – единая и централизованная. Все органы прокуратуры (независимо от уровня) являются федеральными, субъекты РФ не имеют собственных органов прокуратуры и не вправе их создавать; все прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором РФ и подчинены ему, а также вышестоящим прокурорам. Звеньями системы органов прокуратуры являются:

Ø Генеральная прокуратура РФ (возглавляемая Генеральным прокурором РФ);

Ø прокуратуры федеральных округов;

Ø прокуратуры субъектов РФ;

Ø районные, городские прокуратуры;

Ø специализированные прокуратуры (военная, транспортная, природоохранная) со своими подсистемами органов.

Генеральный прокурор назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. Заместители Генерального прокурора назначаются на должность и освобождаются от должности также Советом Федерации РФ, но по представлению Генерального прокурора РФ. Все остальные прокуроры назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором. Однако при назначении прокуроров субъектов РФ Генеральный прокурор связан необходимостью согласовать назначение с органами государственной власти соответствующего субъекта.

Для реализации своих функций, главная из которых – осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории РФ, органы прокуратуры обладают рядом полномочий. При этом они могут обращаться в суды различных видов и уровней (в том числе, при определенных условиях – в Конституционный Суд РФ), а также использовать собственные средства прокурорского реагирования на нарушения законодательства:

Ø постановление (о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении);

Ø протест – приносится органу или должностному лицу, издавшему незаконный акт, или в суд, если прокурор не согласен с его решением; протест подлежит обязательному рассмотрению с незамедлительным (в десятидневный срок) сообщением результатов рассмотрения прокурору;

Ø представление (обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона; о результатах рассмотрения также должен быть проинформирован соответствующий прокурор);

Ø предостережение о недопустимости нарушения закона (объявляется в письменной форме при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях).

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте конституционные основы судебной власти.

2. Чем обеспечивается единство судебной системы? Охарактеризуйте судебную систему РФ.

3. Каковы основные черты конституционно-правового статуса судьи?

4. Перечислите и охарактеризуйте конституционные принципы правосудия.

5. Охарактеризуйте основные конституционно-правовые статусные черты прокуратуры РФ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1069; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.025 с.)