Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное (государственное) право России регулирует отношения

Поиск

а) управленческие отношения, исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов

б) имущественные и связанными с ними личные неимущественные отношения

в) связанные с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом, а также связанные с организацией государства и функционированием публичной власти

г) в области использования и охраны земли, недр, вод и лесов

 

 

Конституция РФ 1993 года была принята

а) парламентом б) всенародным голосованием

в) Конституционным Собранием РФ г) Съездом народных депутатов

 

 

Наибольшей юридической силой обладает нормативный правовой акт

а) федеральный закон б) Конституция РФ

в) федеральный конституционный закон г) Указ Президента РФ

 

 

Роль Основного закона государства и общества выполняет

а) федеральный закон б) Указ Президента РФ

в) основы законодательства г) Конституция РФ

 

 

5. Нормативно-правовой акт, который принимается только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ; только по вопросам ведения Российской Федерации; одобряется квалифицированным большинством палат Федерального Собрания; в отношении их Президент РФ не обладает правом вето:

а) Конституция РФ б) федеральный конституционный закон

в) федеральный закон г) Указ Президента РФ

 

Договор о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ имеет юридическую силу

а) подзаконного акта б) федерального закона

в) закона субъекта РФ г) выше федерального закона

 

 

7. Предложить закон о поправках к Конституции РФ либо поставить вопрос о пересмотре Конституции РФ может:

а) гражданин РФ б) исполнительный орган субъекта РФ

в) республика, входящая в состав РФ г) группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации

 

 

Изменения вносятся в Конституцию РФ

а) в любую главу и любую статью б) в главы 3-8

в) в ст. 65 г) в гл. 1, 2, 9

 

 

9. Действующая Конституция РФ в истории российского конституционализма по счёту:

а) третья б) пятая

в) первая г) десятая

 

 

Народ Российской Федерации может принять Конституционный правовой акт путём

а) плебисцита б) референдума

в) всенародного обсуждения г) опроса

 

 

Первая Конституция в истории России появилась

 

а) в 1825 г. б) 1905 г.

б) 1917 г. в) 1918 г.

 

 

БЛОК II

Тема 4. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Понятие конституционного строя и его основ. Конституционный стройэто форма или способ организации государства, закреплённый в Основном Законе, которые обеспечивают подчинение его праву и характеризуют его как конституционное государство. Конституционный строй становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

Основы конституционного строя закреплены в главе первой Конституции РФ. Эта глава закрепляет лишь важнейшие, исходные начала, определяющие сущность конституционного строя в России, базовые, системообразующие принципы. Эти принципы лежат в основе всей правовой системы государства и служат ориентиром для правомерных связей в обществе. Детализация же этих правоотношений осуществляется в специальных законах, в отраслевом законодательстве.

В первую главу Конституции РФ нельзя вносить поправки, она может быть только пересмотрена в достаточно сложном порядке. Эта глава обладает большей юридической силой по отношению к другим. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Хотя гл. 1 Конституции РФ не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды, тем не менее по смыслу их можно разделить на следующие группы:

1) основные характеристики российского государства;

2) гуманистические основы конституционного строя России;

3) экономические и политические основы государства и общества;

4) основы организации государственной власти и местного самоуправления.

Конституционные характеристики российского государства. Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 4, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация – это суверенное, демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство. Все эти характеристики тесно связаны между собой, а также с другими основами конституционного строя.

Россия – суверенное государство. Под суверенитетом государства понимается верховенство, единство и независимость государственной власти внутри страны и независимость государства от других государств.

Верховенство государственной власти означает неограниченность государственной власти ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно выражается в том, что на территории государства нет и не может быть другой конкурирующей власти, издающей параллельные законы. Однако верховенство государственной власти не означает ее неограниченности. Прежде всего, она ограничена правом.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

Независимость государственной власти означает, что она сама вправе принимать нормативные правовые акты и обеспечивать конституционный порядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность государства обеспечивается отсутствием зависимости в том числе политической и финансовой – государственных органов от кого бы то ни было внутри государства и вне его пределов.

Суверенитет – неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международно-правовой правосубъектности. Субъекты федерации, даже обладающие статусом государства в государстве (ч. 2 ст. 5), суверенитетом не обладают. Ст. 73 и ч. 3 ст. 11 предоставляют субъектам Федерации всю полноту государственной власти, но за вычетом предметов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

12 июня 1990 года впервые в России была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Позже, в 1993 году принцип государственного суверенитета был закреплён в ст. 4 Конституции РФ.

Россия – демократическое государство. Провозглашение России демократическим государством в ст. 1 Конституции РФ является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократическое государство (от греч. «демос» народ и «кратос» власть, т.е. «власть народа») – это государство, в котором народ участвует в управлении государством, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Признаками демократического государства являются:

Ø народовластие, означающее, что единственным источником власти и носителем суверенитета в стране является народ (ст. 3);

Ø разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10);

Ø идеологическое и политическое многообразие (ст. 13);

Ø наличие местного самоуправления (ст.12);

Ø осуществление власти в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав и свобод меньшинства;

Ø осуществление власти в соответствии с демократическими процедурами (прежде всего, посредством свободных выборов и референдумов) (ст. 3).

Россия – федеративное государство. Ст. 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства – унитарной и федеративной – Россией выбрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

Россия – правовое государство. Правовое государство – это государство, связанное (ограниченное) правом, в котором гарантируется защита граждан от возможного произвола государства, его органов и должностных лиц. Конституция РФ соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

Ø признаёт верховенство закона (ч. 2 ст. 4; ст. 15);

Ø признаёт основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов (ст. 2, ст. 17);

Ø закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов, связанность государства правом (ч. 2 ст. 4; ст. 15);

Ø устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения властей и взаимодействия различных ветвей и уровней власти (ст. 10);

Ø закрепляет независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод (ст. 120);

Ø признаёт приоритет международного права (ч. 4 ст. 15).

Эти признаки правового государства относятся к разряду основных. Помимо них мировое сообщество к правовому государству относит и другие: верховенство парламента в законодательной сфере, демократический контроль за использованием армии за рубежом и внутри страны, невмешательство государства в работу средств массовой информации, законность методов деятельности органов контрразведки, гласность внешнеполитических шагов правительства и другие. Многие из них закреплены в текущем российском законодательстве.

Россия – государство с республиканской формой правления. Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

Ø государственная власть в России осуществляется выборными органами, либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов;

Ø глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;

Ø переход к другой – монархической – форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны; посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;

Ø монархическая форма правления не может закрепляться ни в одном из субъектов РФ.

Конституция РФ не дает конкретного ответа на вопрос, какая разновидность республиканского правления предусмотрена в РФ. Анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти, их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод о том, что Конституция РФ в качестве формы правления закрепила полупрезидентскую (или смешанную) республику, которая сочетает черты парламентской и президентской республик. В России закреплена сильная президентская власть при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы: Президент избирается всеобщим голосованием; он действует независимо от Правительства, более того, Правительство ему подконтрольно это признаки президентской республики; однако Правительство в определённой степени подконтрольно Парламенту и парламент имеет право выносить вотум недоверия Правительству – это черты парламентской республики.

Россия – социальное государство. Ст. 7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством. Под социальным принято понимать государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ. Такое государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всего общества в целом.

Основные направления социальной политики РФ как социального государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ:

1) охрана труда и здоровья людей;

2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

4) развитие системы социальных служб;

5) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Детализация этих гарантий осуществляется в отраслевом законодательстве (например, право социального обеспечения).

Россия – светское государство. Светское – это государство, в котором не существует обязательной, государственной религии, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В Федеральном законе от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» конкретизируются эти принципы. Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законам; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащие не вправе использовать своё служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Гуманистические основы конституционного строя в РФ. Конституция РФ в ст. 2 рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Не человек создан для государства, а государство – для человека. Последующие главы Конституции, особенно глава вторая «Права и свободы человека и гражданина», подчинены этому принципу и детализируют его. В ст. 18 провозглашается, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма должны служить главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права. Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми. Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих гарантий.

Конституционные основы организации публичной власти в РФ. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст. 3).

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. Конституция РФ фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10). Это означает, что ни одна из трёх властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти; должны быть правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими и противовесы.

В Российской Федерации разделение власти происходит по вертикали и горизонтали. В научной литературе существуют разные точки зрения на то, что относить к вертикали, что к горизонтали. Условимся, что по вертикали власть можно представить разделённой на три ветви: законодательную (представительную), исполнительную и судебную (например, сейчас часто говорят об укреплении вертикали исполнительной власти). По горизонтали – на три уровня:

- федеральный уровень власти с федеральными органами государственной власти;

- региональный уровень власти с органами государственной власти субъектов РФ (её иногда неправильно в СМИ называют местной властью относительно центральной, федеральной);

- местный уровень власти с органами местного самоуправления.

Федеральный и региональный уровни власти относятся к государственной власти. Местный уровень власти не входит в государственную власть, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Ч. 1 ст. 11 Конституции РФ устанавливает, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации. Перечень таких органов исчерпывающий, т.е. не допускается создание каких-либо других высших органов власти без пересмотра гл. 1 Конституции. Перечень органов в ч. 1 ст. 11 соответствует 4, 5, 6, 7 главам Конституции, в которых определяется порядок формирования и полномочия каждого из этих органов.

В ч. 2 ст. 11 Конституции РФ установлено, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В ч. 1 ст. 77 закреплено, что система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В ст. 71 73 Конституция РФ установила предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения РФ и её субъектов и предметы ведения субъектов РФ. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий устанавливается законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 78) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий путём заключения соглашений в порядке, установленном законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.

Экономические основы конституционного строя РФ. Регулирование экономической деятельности в правовом государстве, в отличие от тоталитарного, заключается в том, что государство сегодня не учреждает экономический строй общества и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь охраняет его главные устои и обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики. Именно такой подход закреплен в Конституции РФ.

К конституционным принципам рыночной экономики современной России можно отнести следующие (ст. 8, 9 Конституции РФ):

Ø единство экономического пространства;

Ø свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

Ø свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции;

Ø многообразие и равенство форм собственности.

Этим конституционным положениям корреспондируют нормы ст. 71, 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, гражданско-процессуальное законодательство, установление налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к ведению РФ, либо к совместному ведению РФ и ее субъектов (при безусловном приоритете федеральных норм). Таким образом, ни в одной составной части России не может осуществляться собственное, отличное от общегосударственных подходов, правовое регулирование отмеченных важных принципов экономической системы.

Принципиально важными являются положения ч. 2 ст. 8 Конституции РФ о признании и равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, неизвестных прежнему законодательству. И хотя принцип неприкосновенности собственности в РФ нельзя трактовать как абсолютный: как и всякое право, оно может быть ограничено, однако в соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч.3 ст. 35). Причем под собственностью в данном случае понимается не только имущество, но и имущественные права (например, заключенные в ценных бумагах и т.п.).

Политические основы конституционного строя РФ. В качестве одной из основ конституционного строя в России ст. 13 Конституции РФ закрепляет политическое и идеологическое многообразие (плюрализм). Данные положения напрямую связаны с такими конституционными правами и свободами, как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, творчества и др. В РФ никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной (ч. 2 ст. 13).

Статус различных видов общественных объединений закреплен в Федеральном законе РФ от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также в иных законах и правовых актах. В ряду общественных организаций особое место принадлежит политическим партиям, которые создаются в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Статус политических партий закреплен в Федеральном законе от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях». Конституция России и другое законодательство закрепляют в РФ многопартийную систему.

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма: запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления), в Вооружённых Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятиям «конституционный строй», «основы конституционного строя».

2. Перечислите и охарактеризуйте конституционные характеристики российского государства.

3. Охарактеризуйте гуманистические основы конституционного строя РФ.

4. Охарактеризуйте конституционные основы организации публичной власти в РФ.

5. Охарактеризуйте экономические и политические основы конституционного строя РФ.

 

 

Тема 5. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.112 (0.009 с.)