Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Общая характеристика конституционного права Российской Федерации

Поиск

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………..…………  
Учебный график ………………………………………………….………  
Словарь терминов..…..…………………………………………………..  
БЛОК I  
Тема 1.Общая характеристика конституционного права Российской Федерации …..…………………………......  
Тема 2. Источники конституционного права России.………...  
Тема 3. Конституция Российской Федерации: понятие, сущность, основные черты и юридические свойства...  
БЛОК II  
Тема 4. Основы конституционного строя Российской Федерации …………………………………………….…  
Тема 5. Конституционно-правовой статус личности: общие положения. Гражданство Российской Федерации..…..  
Тема 6. Система конституционных прав, свобод и обязанностей …………………………………………….  
БЛОК III  
Тема 7. Федеративное устройство России.…………………….  
Тема 8. Конституционно-правовой статус Российской Федерации и ее субъектов …..………………………...  
БЛОК IV  
Тема 9. Институты непосредственной демократии.………......  
Тема 10. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации..…………………………….….  
Тема 11. Законодательная власть в Российской Федерации.....  
Тема 12. Исполнительная власть в Российской Федерации ….  
Тема 13.Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти и прокуратуры …….....  
Тема 14. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации..……………………………...  
Курсовые работы …..….………………………………………………....  
Примерный вариант экзаменационных вопросов ……………………...  
Рекомендуемый библиографический список..………………………....  

 

Введение

Конституционное право России как учебная дисциплина занимает важное место в системе не только юридического образования, но и в образовательной программе по всем направлениям, связанным с государственным и муниципальным управлением, государственной и муниципальной службой. Это объясняется тем, что конституционное право регулирует базовые, основные общественные отношения во всех сферах общественной жизни; устанавливает основы государственного устройства, власти, отношений человека и государства и занимает ведущее, центральное место в системе российского права. Конституционное право России является также одной из крупнейших юридических наук, тесно взаимодействующих с другими юридическими и общественными науками.

Специалист государственного и муниципального управления – менеджер, усвоив учебную дисциплину конституционного права России, заложит фундамент своей успешной профессиональной деятельности, так как его специальность предполагает умение разбираться в государственно-правовых явлениях, принимать решения в соответствии с законом. Юридические знания вообще и конституционного права в частности позволят ему выработать собственный стиль, мастерство, работать самостоятельно.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, в котором, учитывая специфику дистанционного обучения, основные темы учебного курса излагаются в простой и доступной форме, имеется словарь терминов по конституционному праву России, предлагаются темы курсовых работ, экзаменационные вопросы, рекомендуется нормативная и учебная литература. С учётом специфики специальности авторы особое внимание в раскрытии тем уделяют государственно-правовым явлениям, взаимоотношениям государственных институтов с институтами гражданского общества, характеристике органов публичной власти.

Материал пособия строится на конституционном законодательстве по состоянию на 1 апреля 2009 года.

Учебный график

БЛОК ТЕМЫ, ВХОДЯЩИЕ В БЛОК СРОК ИЗУЧЕНИЯ
I. 1 – 3 4 недели
II. 4 – 6 4 недели
III. 7 – 8 3 недели
IV. 9 – 14 9 недель

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Апатриды – лица без гражданства.

Беженцы – лица, не имеющие российского гражданства, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в неё вследствие таких опасений.

Бипатриды – лица, имеющие два и более гражданства.

Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Вынужденные переселенцы –граждане РФ, покинувшие место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Гражданство – устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей; один из основных элементов правового статуса лица.

Демократическое государство (от греч. «демос» – народ и «кратос» – власть, т.е. «власть народа») – государство, в котором народ участвует в управлении государством, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.

Депутатский иммунитет – депутатская неприкосновенность. Не является абсолютным, т.к. при согласии соответствующей палаты парламентария могут привлечь к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также при совершении ряда процессуальных действий. Неприкосновенность парламентария распространяется на занимаемые им служебные и жилые помещения, транспорт, средства связи, багаж, документы и корреспонденцию.

Депутатский индемнитет – включает две составляющие: неответственность парламентария за высказываемые мнения и позиции при голосовании в палате (в том числе и после срока истечения полномочий) и материальное обеспечение депутатской деятельности.

Законодательный процесс – закреплённый в Конституции РФ, федеральных законах, законах субъектов РФ, Регламентах высших органов государственной власти РФ (субъектов РФ), процесс (порядок) принятия актов высшей юридической силы, действующих на территории всей Российской Федерации (субъекта РФ). Состоит из определённых стадий.

Избиратель – гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. На основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.

Избирательная комиссия (комиссия референдума) –коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов (референдум). При проведении референдумов избирательные комиссии действуют как комиссии референдума.

Избирательная система – 1) в широком смысле – это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Она регулируется не только нормами избирательного права, но и корпоративными нормами (например, уставами политических партий), электоральными обычаями, традициями данного общества; 2) в узком смысле – это способ определения, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. С позиций узкого подхода выделяют две основные избирательные системы – мажоритарную и пропорциональную.

Избирательное право – 1) в объективном смысле: совокупность правовых норм, регулирующих процесс избрания кандидатов в представительные органы власти и на выборные должности. Является подотраслью конституционного права; 2) в субъективном смысле: это гарантированное государством право граждан участвовать в выборах; бывает активным и пассивным.

Избирательный процесс – 1) в широком смысле это понятие тождественно понятию «избирательная кампания», т.е. период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчёта о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов; 2) в узком смысле – это формализованное явление, включающее установленную законом совокупность стадий организации и проведения выборов, обеспечивающих целостность и легитимность итогов голосования и результатов выборов.

Источники конституционного права – внешние формы выражения конституционно-правовых норм.

Кандидат – лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.

Компетенция совокупность всех властных полномочий органа публичной власти по соответствующему предмету ведения. Это свойство присуще только государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу.

Конституционное (государственное) право России – ведущая отрасль российского права; совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство государства и общества как целостной социальной системы: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления. Оно закрепляет и регулирует базисные общественные отношения во всех сферах общества (политической, экономической, социальной, духовной).

Конституционный строй – форма или способ организации государства, закреплённый в Основном Законе, которые обеспечивают подчинение его праву и характеризуют его как конституционное государство.

Конституция (от лат. constitutio – установление) – основной закон государства и общества, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Мажоритарная избирательная система (от франц. majorite – большинство). Среди нескольких кандидатов побеждает тот, за кого подано большинство голосов. Голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Существует две разновидности мажоритарной системы: относительного большинства (для победы кандидату достаточно получить простое большинство голосов по сравнению с другими кандидатами) и абсолютного большинства (для победы на выборах необходимо получить как минимум 50% плюс один голосов).

Местное самоуправление – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, - самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Министерство РФ – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в определенной сфере деятельности. Имеет в своём ведении федеральные службы и федеральные агентства, координирует и осуществляет контроль их деятельности.

Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Основы правового статуса личности – система принципов взаимоотношений государства и личности, включающая: гражданство и регулирование отношений по поводу гражданства; общие принципы правового статуса личности; основные права, свободы и обязанности; гарантии прав и свобод; ограничения прав и свобод.

Парламентское право – особая система правовых норм и обычаев, регулирующая внутреннее устройство и процессуально-организационную деятельность парламента, его взаимоотношения с другими органами государственной власти.

Политическое убежище – предоставляется Российской Федерацией (Президентом РФ) лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

Полномочия –права и обязанности соответствующего органа публичной власти, которыми он наделен для реализации задач и функций по предметам соответствующего ведения. Это свойство присуще только государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу.

Поправки к Конституции РФ – любое изменение текста глав 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав либо исключение статьи (её части или пункта).

Правовое государство – государство, связанное (ограниченное) правом, в котором гарантируется защита граждан от возможного произвола государства, его органов и должностных лиц.

Правовой статус личности – юридически закреплённое положение человека в обществе; его права, свободы, обязанности, гражданство, законные интересы и другие элементы, установленные законодательством и гарантированные государством.

Предметы ведения (государства и его субъектов) – сферы общественных отношений, по которым соответствующие органы государственной власти осуществляют правовое регулирование.

Пропорциональная избирательная система – здесь депутатские мандаты в представительном органе распределяются в зависимости от количества голосов, отданных избирателями за тот или иной список кандидатов, пропорционально.

Республиканская форма правления – государственная власть осуществляется только выборными органами; глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству.

Референдум – форма непосредственной демократии, форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

Светское государство – государство, в котором не существует государственной, обязательной религии, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Социальное государство – государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.

Суверенитет государства – верховенство, единство и независимость государственной власти внутри страны и независимость государства от других государств.

Федеральная служба –федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в определенной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью.

Федеральное агентство –федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в определенной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции.

Федерация – форма государственно-территориального устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования – субъекты федерации.

Фракция – депутатское объединение в Государственной Думе РФ, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу.

 

БЛОК I

Вопросы для самоконтроля

1. В каких аспектах обычно употребляется термин «конституционное право России»?

2. Какие общественные отношения составляют предмет конституционного права

России? Имеются ли пределы конституционного регулирования общественных отношений?

3. Каково место конституционного права России в системе российского права?

4. Дайте характеристику метода конституционно-правового регулирования.

5. Каковы особенности и основные элементы системы конституционного права России? Что такое конституционно-правовая норма, конституционно-правовой институт?

6. Дайте определение отрасли конституционного права России.

7. Виды и особенности субъектов конституционно-правовых отношений.

8. Что лежит в основе возникновения, изменения и прекращения конституционно-правового отношения?

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «источник конституционного права России»?

2. Перечислите и охарактеризуйте элементы системы источников конституционного права России.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «конституция». В чём состоит сущность конституции?

2. Какие периоды можно выделить в истории российского конституционализма?

3. Дайте общую характеристику действующей Конституции РФ.

4. Назовите и охарактеризуйте основные черты Конституции РФ и её юридические свойства.

5. Охарактеризуйте понятия и порядок пересмотра, поправок, изменений в Конституцию РФ.

ТЕСТЫ К БЛОКУ I

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Понятие конституционного строя и его основ. Конституционный стройэто форма или способ организации государства, закреплённый в Основном Законе, которые обеспечивают подчинение его праву и характеризуют его как конституционное государство. Конституционный строй становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

Основы конституционного строя закреплены в главе первой Конституции РФ. Эта глава закрепляет лишь важнейшие, исходные начала, определяющие сущность конституционного строя в России, базовые, системообразующие принципы. Эти принципы лежат в основе всей правовой системы государства и служат ориентиром для правомерных связей в обществе. Детализация же этих правоотношений осуществляется в специальных законах, в отраслевом законодательстве.

В первую главу Конституции РФ нельзя вносить поправки, она может быть только пересмотрена в достаточно сложном порядке. Эта глава обладает большей юридической силой по отношению к другим. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Хотя гл. 1 Конституции РФ не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды, тем не менее по смыслу их можно разделить на следующие группы:

1) основные характеристики российского государства;

2) гуманистические основы конституционного строя России;

3) экономические и политические основы государства и общества;

4) основы организации государственной власти и местного самоуправления.

Конституционные характеристики российского государства. Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 4, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация – это суверенное, демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство. Все эти характеристики тесно связаны между собой, а также с другими основами конституционного строя.

Россия – суверенное государство. Под суверенитетом государства понимается верховенство, единство и независимость государственной власти внутри страны и независимость государства от других государств.

Верховенство государственной власти означает неограниченность государственной власти ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно выражается в том, что на территории государства нет и не может быть другой конкурирующей власти, издающей параллельные законы. Однако верховенство государственной власти не означает ее неограниченности. Прежде всего, она ограничена правом.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

Независимость государственной власти означает, что она сама вправе принимать нормативные правовые акты и обеспечивать конституционный порядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность государства обеспечивается отсутствием зависимости в том числе политической и финансовой – государственных органов от кого бы то ни было внутри государства и вне его пределов.

Суверенитет – неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международно-правовой правосубъектности. Субъекты федерации, даже обладающие статусом государства в государстве (ч. 2 ст. 5), суверенитетом не обладают. Ст. 73 и ч. 3 ст. 11 предоставляют субъектам Федерации всю полноту государственной власти, но за вычетом предметов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

12 июня 1990 года впервые в России была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Позже, в 1993 году принцип государственного суверенитета был закреплён в ст. 4 Конституции РФ.

Россия – демократическое государство. Провозглашение России демократическим государством в ст. 1 Конституции РФ является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократическое государство (от греч. «демос» народ и «кратос» власть, т.е. «власть народа») – это государство, в котором народ участвует в управлении государством, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Признаками демократического государства являются:

Ø народовластие, означающее, что единственным источником власти и носителем суверенитета в стране является народ (ст. 3);

Ø разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10);

Ø идеологическое и политическое многообразие (ст. 13);

Ø наличие местного самоуправления (ст.12);

Ø осуществление власти в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав и свобод меньшинства;

Ø осуществление власти в соответствии с демократическими процедурами (прежде всего, посредством свободных выборов и референдумов) (ст. 3).

Россия – федеративное государство. Ст. 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства – унитарной и федеративной – Россией выбрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

Россия – правовое государство. Правовое государство – это государство, связанное (ограниченное) правом, в котором гарантируется защита граждан от возможного произвола государства, его органов и должностных лиц. Конституция РФ соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

Ø признаёт верховенство закона (ч. 2 ст. 4; ст. 15);

Ø признаёт основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов (ст. 2, ст. 17);

Ø закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов, связанность государства правом (ч. 2 ст. 4; ст. 15);

Ø устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения властей и взаимодействия различных ветвей и уровней власти (ст. 10);

Ø закрепляет независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод (ст. 120);

Ø признаёт приоритет международного права (ч. 4 ст. 15).

Эти признаки правового государства относятся к разряду основных. Помимо них мировое сообщество к правовому государству относит и другие: верховенство парламента в законодательной сфере, демократический контроль за использованием армии за рубежом и внутри страны, невмешательство государства в работу средств массовой информации, законность методов деятельности органов контрразведки, гласность внешнеполитических шагов правительства и другие. Многие из них закреплены в текущем российском законодательстве.

Россия – государство с республиканской формой правления. Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

Ø государственная власть в России осуществляется выборными органами, либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов;

Ø глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;

Ø переход к другой – монархической – форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны; посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;

Ø монархическая форма правления не может закрепляться ни в одном из субъектов РФ.

Конституция РФ не дает конкретного ответа на вопрос, какая разновидность республиканского правления предусмотрена в РФ. Анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти, их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод о том, что Конституция РФ в качестве формы правления закрепила полупрезидентскую (или смешанную) республику, которая сочетает черты парламентской и президентской республик. В России закреплена сильная президентская власть при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы: Президент избирается всеобщим голосованием; он действует независимо от Правительства, более того, Правительство ему подконтрольно это признаки президентской республики; однако Правительство в определённой степени подконтрольно Парламенту и парламент имеет право выносить вотум недоверия Правительству – это черты парламентской республики.

Россия – социальное государство. Ст. 7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством. Под социальным принято понимать государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ. Такое государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всего общества в целом.

Основные направления социальной политики РФ как социального государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ:

1) охрана труда и здоровья людей;

2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

4) развитие системы социальных служб;

5) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Детализация этих гарантий осуществляется в отраслевом законодательстве (например, право социального обеспечения).

Россия – светское государство. Светское – это государство, в котором не существует обязательной, государственной религии, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В Федеральном законе от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» конкретизируются эти принципы. Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законам; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащие не вправе использовать своё служебное положение для формирования того или иного отношения к религии. Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Гуманистические основы конституционного строя в РФ. Конституция РФ в ст. 2 рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Не человек создан для государства, а государство – для человека. Последующие главы Конституции, особенно глава вторая «Права и свободы человека и гражданина», подчинены этому принципу и детализируют его. В ст. 18 провозглашается, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма должны служить главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права. Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми. Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих гарантий.

Конституционные основы организации публичной власти в РФ. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст. 3).

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. Конституция РФ фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст. 10). Это означает, что ни одна из трёх властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти; должны быть правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими и противовесы.

В Российской Федерации разделение власти происходит по вертикали и горизонтали. В научной литературе существуют разные точки зрения на то, что относить к вертикали, что к горизонтали. Условимся, что по вертикали власть можно представить разделённой на три ветви: законодательную (представительную), исполнительную и судебную (например, сейчас часто говорят об укреплении вертикали исполнительной власти). По горизонтали – на три уровня:

- федеральный уровень власти с федеральными органами государственной власти;

- региональный уровень власти с органами государственной власти субъектов РФ (её иногда неправильно в СМИ называют местной властью относительно центральной, федеральной);

- местный уровень власти с органами местного самоуправления.

Федеральный и региональный уровни власти относятся к государственной власти. Местный уровень власти не входит в государственную власть, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Ч. 1 ст. 11 Конституции РФ устанавливает, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации. Перечень таких органов исчерпывающий, т.е. не допускается создание каких-либо других высших органов власти без пересмотра гл. 1 Конституции. Перечень органов в ч. 1 ст. 11 соответствует 4, 5, 6, 7 главам Конституции, в которых определяется порядок формирования и полномочия каждого из этих органов.

В ч. 2 ст. 11 Конституции РФ установлено, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В ч. 1 ст. 77 закреплено, что система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами констит



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.116 (0.018 с.)