Краткая характеристика развития российского конституционализма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая характеристика развития российского конституционализма.



В истории российского конституционализма можно выделить три периода: 1) досоветский (до октября 1917 г.); 2) советский (с октября 1917 г. до второй половины 1980-х гг.); 3) постсоветский (современный).

Досоветский период включает в себя: «дворянский конституционализм» первой половины XVIII в.; конституционные идеи «просветителей» второй половины XVIII в.; идеи конституционной монархии и республиканского правления первой половины XIX в.; конституционные акты и конституционные проекты в России XIX в.; Манифест 17 октября 1905 г. и Основные государственные законы 1906 г., зачатки парламентаризма в России; республиканское правление в России после падения монархии (февраль-октябрь 1917 г.); созыв Учредительного Собрания.

Советский период включает: первые декреты советской власти (1917-1918 гг.); Конституции РСФСР (1918, 1925, 1937, 1978 гг.).

В постсоветский период входят: трансформация государственного и общественного строя на основе изменений Конституции 1978 г. в конце 1980-х – начале 1990-х гг.; разработка и принятие Конституции 1993 г.; формирование новой конституционной модели на основе Конституции 1993г.

Общая характеристика Конституции РФ. Действующая Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г. на всероссийском референдуме.

Конституция РФ имеет качественно новую концептуальную основу по сравнению со всеми ранее действовавшими советским конституциями. Конституция 1993 г. отказалась от политического и идеологического монополизма, от закрепления классово-политических приоритетов. Впервые в ней закреплены основы конституционного строя как правовое выражение гражданского общества. В советских конституциях приоритет отдавался публичным интересам: государство – общество – личность.

В нынешней же Конституции РФ приоритет отдан частным интересам: личность – общество – государство. В качестве высшей социальной и конституционной ценности в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. провозглашается человек, его права и свободы, признаются и получают свою реализацию принципы разделения властей, политического и идеологического плюрализма, многообразие форм собственности и хозяйствования, реального федерализма, местного самоуправления.

Конституция РФ состоит из преамбулы (введения), двух разделов, девяти глав, 137 статей. Первая глава посвящена основам конституционного строя; вторая закрепляет права и свободы человека и гражданина; третья – федеративное устройство; в главах с четвёртой по седьмую закреплена система федеральных органов государственной власти; восьмая глава закрепляет основы местного самоуправления; девятая глава посвящена конституционным поправкам и пересмотру Конституции.

Основные черты Конституции РФ. Конституция РФ отличается от других законов и правовых актов следующими чертами:

1. Особый субъект, от имени которого она принята. В преамбуле Конституции РФ 1993 года сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации… принимаем Конституцию Российской Федерации». Конституция РФ 1993 года была принята народом путём всенародного голосования.

2. Учредительный, первичный характер конституционных установлений. Эта черта следует из первой. Поскольку народ в демократическом государстве признаётся носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и её высшим проявлением – учредительной властью. В содержание этой власти входит право принимать конституцию и посредством её учреждать основы общественного и государственного устройства.

3 .Всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет. Конституция регулирует основные, базисные отношения во всех сферах общества: политической, экономической, социальной, духовной. Ни один другой нормативно-правовой акт не имеет такой широкой сферы регулирования.

4.Конституцию отличают и особые юридические свойства, которые производны от перечисленных выше сущностных черт конституции.

Особые юридические свойства Конституции РФ:

1. Верховенство Конституции РФ (ч. 2 ст. 4). Ни в одной из прежних конституций России или СССР такого положения не было. Установление принципа её верховенства на всей территории России означает:

а) утверждение в стране конституционного строя;

б) стремление к созданию правового государства. Этот принцип отражает идею подчинения государства конституции, праву;

в) с принципами, нормами Конституции РФ должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни;

г) в принципе верховенства Конституции РФ отражается федеративный характер государства. Из него следует принцип соответствия конституций республик, входящих в состав России, Конституции РФ.

2. Высшая юридическая сила Конституции РФ (ч.1 ст. 15). Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ; Конституция РФ занимает высшее место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации; органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

3. Конституция РФ – ядро правовой системы государства и системы права. С неё начинается логическое формирование всей системы российского права, всех отраслей. Конституция играет системообразующую роль. Ни одна отрасль российского права не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах, а тем более, если противоречит им.

4. Конституция РФ имеет прямое действие (ч.1 ст. 15). Это позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь на конституционную формулировку. Некоторые нормы Конституции РФ применяются напрямую без дополнительного законодательного регулирования. Например, в России отсутствует закон о Президенте РФ (имеется закон о выборах Президента РФ, но он касается только выборов), и нормы главы 4 Конституции РФ непосредственно регулируют деятельность Президента РФ. Ст. 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. В других случаях, однако, для применения конституционной нормы требуется принятие закона – обычного или конституционного (см., например, ст. 124; ч. 2 ст. 135).

5. Особая правовая охрана Конституции РФ, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах. Президент РФ (ст. 80), парламент (Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство РФ, суды имеют полномочия по юридической охране конституционных установлений. Важную роль здесь играет Конституционный Суд РФ (ст. 125). Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению (ст. 125).

6. Достаточно высокая стабильность Конституции РФ. Существует особый порядок пересмотра Конституции РФ, внесения в неё поправок, который установлен главой 9 Конституции РФ и Федеральным законом от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

Пересмотр, поправки, изменения Конституции РФ. В конституции предусмотрены три различных режима внесения новых положений в её текст: пересмотр, поправки, изменения.

Пересмотр связан с изменением концептуальных глав Конституции 1, 2 и 9 и фактически является принятием новой Конституции. Предложение о пересмотре Конституции РФ вносится в Государственную Думу субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции: Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание - специальный орган учредительной власти, о котором ФКЗ пока не принят. Конституция в ч. 3 ст. 135 устанавливает полномочия этого органа: Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки – это любое изменение текста глав 3 – 8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав, либо исключение статьи (части или пункта статьи). Поправки в главы 1, 2 и 9 не вносятся. Поправки принимаются в форме особого правового акта – Закона РФ о поправке в соответствии со ст. 108, 134, 136 Конституции РФ и Федеральным законом от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Сначала Государственная Дума в трёх чтениях одобряет Закон о поправке (2/3 голосов), затем Совет Федерации его одобряет (3/4 голосов); законодательные органы субъектов РФ должны рассмотреть его в течение одного года и принять свои постановления об одобрении или неодобрении. Если Закон о поправке будет одобрен 2/3 законодательными органами субъектов РФ, Президент РФ его подписывает и обнародует. В нашу Конституцию впервые были внесены поправки двумя Законами о поправках от 30 декабря 2008 г. - № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ.

Таким образом, наша Конституция – жёсткая, более того, главы 1, 2 и 9 – особо жёсткие.

Изменения в соответствии со ст. 137 Конституции РФ вносятся только в статью 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации:

во-первых, в случае принятия в Российскую Федерацию или образования в её составе нового субъекта Российской Федерации в ст. 65 вносятся изменения федеральным конституционным законом на основании Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в состав Российской Федерации и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации». Такие изменения уже вносились: на основании ФКЗ от 25 марта 2004 года № 1-ФКЗ «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»; ФКЗ от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа»; ФКЗ от 12 июля 2006 года № 2-ФКЗ «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа»; ФКЗ от 30 декабря 2006 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»; ФКЗ от 21 июля 2007 года № 5-ФКЗ «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа»;

во-вторых, в случае изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ (Федеральный конституционный закон, устанавливающий такой порядок, пока не принят и таких прецедентов в нашей истории ещё не было);

в-третьих, изменения наименования субъекта включаются в текст статьи 65 Конституции РФ на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года № 15-П Указом Президента РФ. Указ издаётся на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном самим субъектом порядке. В статью 65 уже были внесены пять изменений четырьмя Указами Президента РФ: от 9 января 1996 года № 20; от 10 февраля 1996 года № 173; от 9 июня 2001 года № 679; от 25 июля 2003 года № 841.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «конституция». В чём состоит сущность конституции?

2. Какие периоды можно выделить в истории российского конституционализма?

3. Дайте общую характеристику действующей Конституции РФ.

4. Назовите и охарактеризуйте основные черты Конституции РФ и её юридические свойства.

5. Охарактеризуйте понятия и порядок пересмотра, поправок, изменений в Конституцию РФ.

ТЕСТЫ К БЛОКУ I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.01 с.)