Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Признанные гарантии прокуратуры для осуществления своей деятельности
Вопрос
ОТ АНТИЧНОСТИ К КИЕВСКОЙ РУСИ
Зарождения первичных функций прокуратуры относится к временам Древнего Рима. За правление императора Августа важного значения приобрела деятельность прокураторов (от лат. procurator - управляющий, представитель), которым поручался сбор налогов, управления небольшими провинциями; они выполняли разнообразные хозяйственные функции. Прокураторы назначались из всадников, а также вольноотпущенн. Из императорских вольноотпущенн и рабов комплектовались низшие чины императорской бюрократии, которая приобрела впоследствии исключительного значения в государстве. Император Клавдий расширил права прокураторов, они получили право выносить судебное решение. В давние времена началось формирование правовой системы, а с ней и определенных функций прокуратуры, и на территории современной Украины. На этапе развития обычного права также на равных обычаях формировалась надзорная функция деспотичных властителей скифского государства. Нормы права у скифов защищали жизнь, имущество, привилегии царской семьи и родоплеменной знати. Царь устанавливал четкий порядок использования пастбищ, ведь нему належала верховная собственность на землю. А когда существовала надзорная функция, то конечно, существовали и надзиратели. В VІІ-V столетиях к н.э. скифы встретились с греческими поселенцами. В Северном Причерноморье эллины основали свои города-государства: Ольвию, Пантикапей, Феодосию, Херсонес и др. Основными источниками права в них были законы и решения народного собрания и советов городов, постановления коллегий, а также местные обычаи. Законодательная инициатива належала народному собранию, советам мост, их председателям, коллегиям, а также своеобразным представителям современных прокуроров - номофилакам (стражам законов), которые должны были следить за оформлением законов, поведением людей и должностных лиц и требовали от них выполнения законов. Кроме номофилаков, существовала коллегия юридических советников, которые также выполняли надзорные функции. В Х ст. начало формироваться княжеское законодательство древнерусского государства - Киевское Движение. Еще княгиня Ольга, установив нормы и пункты сбора дани, усилила функции надзора. Она также приняла закон, который оберегал жизни княжеских дружинников. Уставы князей Владимира Большого и Ярослава Мудрого внесли важные нововведения в финансовое, семейное и криминальное право. Борьба с сторонниками старых традиций, которые не желали подчиняться новым обычаям, строгое наказание их стали сутью надзорных полномочий большого князя. Большое значение в формировании правовой системы имело принятия свода великокняжеских законов, который получил название "Русская правда". Существенная роль в "Русской правде" отводилась нормам криминального процесса и права, хотя такого деления еще не существовало. А поскольку этот процесс належало контролировать то, вероятно, это было очередной шагом в развития надзорной функции. В судебной практике Киевского Движения властвовал соревновательный процесс за активного участие сторон, которые назывались истцами. Суд выполнял функцию посредника, хотя иногда применялись формы сыскного процесса. Главную роль при этом отыгрывал истец, по инициативе которого начиналось судопроизводство. Формально именно он был обвинителем. Доказательное значение имели внешние признаки преступления, вещевые доказательства, собственное признание, показания "видокив" и "послухов". Решения суда объявлялось устно, а приговор выполнялся немедленно.
Во времена средневековья
Королевский прокурор (франц. procureur от лат. procuro - забочусь, руковожу) как государственный чиновник появляется в средневековой Франции. Во времена правления короля Филиппа ІV Красивого в 1302 г. впервые определяется законом положение королевских прокуроров в судах. Как полномочное государственное учреждение прокуратура складывается в конце XVІІ ст. Прокуроры были посредниками между судами и королевской властью и прежде всего защищали интересы короны. Из Франции институт прокуратуры был заимствован Англией, Германией и другими европейскими государствами, откуда должность прокурора перекочевывает и восточнее - к Польше и России.
Прокуратура российской империи.
Происхождение русской прокуратуры датируется временами правления Петра І, что в 1722 г. ввел французскую модель прокуратуры как контрольного органа, который присматривал за центральными и местными административными органами ("государев глаз"). Прокурор подчинялся непосредственно императору и обязан был осуществлять надзорные функции - присматривал за деятельностью сената и коллегии, "чтобы не поднималась воля его величественности". Образование прокуратуры в России тех времен было исторической закономерностью. Старания развиваться европейским путем побудило монарха уделять определенное внимание законотворчеству, прежде всего в сфере государственного управления. В то же время взяточничество и алчность при установлении нового порядка правления в стране не только не уменьшились, но наоборот - распространились снизу доверху. Известно, что этим порокам были подвластны даже некоторые члены сената, которому из-за отсутствия Петра І принадлежала вся полнота власти. Поэтому было недостаточно принять законы, которые регламентировали деятельность государственных чиновников, установить строгую ответственность за небрежное их выполнение, сделать более жесткие наказания за совершение должностных преступлений и проступков. Необходим был аппарат, который следил бы за выполнением законов и предпринимал шаги относительно привлечения к ответственности виновных в их нарушении В 1764 г. в связи с реформой сената расширяется институт обер-прокуроров, которые получили право присматривать за законностью решений пяти департаментов сената. В частности, надзор за первым департаментом, который выполнял функции правительства, был поручен генерал-прокурору, должность которого была введена еще в 1722 г. Первым генерал-прокурором был назначен П. И. Ягужинский. На местах вводились должности провинциальных прокуроров, которые имели такие же полномочия, как и губернские прокуроры. В соответствии с указом 1775 г. прокурорские должности были введены при судах, а должности провинциальных прокуроров, наоборот, ликвидированы, их функции начали выполнять уездные прокуроры и товарищи (помощники) губернских прокуроров. Судебные уставы 1864 г. сделали новый шаг в регулировании прокурорской системы. Прокуратура была лишена функции общего повсеместного надзора, к ее компетенции входили лишь процессуальные функции. Предполагалась постепенная ликвидация губернских прокуратур и замена их прокуратурами создаваемых судебных округов. Указом от 27 сентября 1865 г. были заложены положения относительно дальнейшего развития прокурорского надзора. Права и обязанности лиц прокурорского надзора в старых дореформенных местах существенным образом изменяются. С целью приведения судопроизводства в старых судах более или менее в соответствие с уставом были внесены некоторые изменения в Свод законов, так называемые "облегченные правила", которые 11 октября 1865 г. были утверждены. В эти суды вводились элементы устности и гласности в рассмотрении дел, прокуроры получили дополнительные полномочия. Наиболее важные изменения полномочий прокуроров внедренные законом от 7 марта 1866 г. С этих пор начинается постепенное вытеснение основных звеньев местной прокуратуры - губернских и уездных прокуроров и присяжных. Они освобождаются от просмотра целого ряда постановлений губернских, городских и уездных служебных мест
Прокуратура Украины в 1917-1919 годах.
В ноябре 1917 г. ІІІ Универсалом Центрального Совета была провозглашена Украинская Народная Республика (УНР). Создание судов и прокурорского надзора стало одним из первоочередных задач власти. Малый Совет утвердил предложенный Генеральным Секретариатом законопроект, соответственно которого "суд на Украине совершается именем Украинской Народной Республики". Секретариат судебных дел 12 декабря внес на рассмотрение Центрального Совета законопроект об образовании к созыву Учредительного собрания временного Генерального Суда, и через три дня он был принят Центральным Советом. Прокуратура УНР оказалась в двойном подчинении. С одной стороны, она действовала при Генеральном Суде и называлась - Прокуратория Генерального Суда, а со второй - ее регламент утверждался Секретариатом судебных дел, и он же предоставлял, одному из прокуроров звания старшего, и поручало "руководство над прокураторией". В начале января 1918 г. Центральный Совет постановил специальный закон "О правительственном прокураторском уходе на Украине".
Прокуратура УССР
Декретом Совета народных комиссаров Украинской Социалистической Советской Республики (УССР) от 14 февраля 1919 г. "О суде" ликвидирован ряд судебных учреждений, которые существовали на территории Украины к установлению советской власти, и прокурорский надзор. Надзор за законностью сосредоточивался главным образом в Народном комиссариате юстиции и его местных органах - губернских и городских юридических отделах. Правовую основу организации и деятельности государственного механизма республики в начале 20-х годов определяла Конституция УССР 1919 г. 28 июня 1922 г. ВУЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. Государственная прокуратура УССР входила в состав Министерства юстиции. Руководителем прокуратуры, как Прокурор республики, был Народный комиссар юстиции УССР. Первым Прокурором УССР был назначен Николай Алексеевич Скрипник. На этой должности (с 10 мая 1925 г. как Генеральный прокурор) он находился до апреля 1927 г. В непосредственном ведомстве Прокурора УССР находился отдел прокуратуры, что входил в состав Народного комиссариата юстиции УССР. Помощники Прокурора УССР утверждались и освобождались Президиумом ВУЦИК по представлению Прокурора республики. Местные органы прокуратуры назначались Прокурором УССР. Прокуроры губерний, которые имели помощников, в том числе в уездах, также назначались и освобождались Прокурором УССР. В связи с организацией Государственной прокуратуры ВУЦИК с сентября 1922 г. постановил постановление об отмене губернских отделов юстиции и их уездных уполномоченных, установив, что эти органы должны ликвидироваться по мере образования органов прокурорского надзора. В 1922 г. был возобновлен прокурорский надзор, сначала в составе Народного комиссариата юстиции, а потом Верховного Суда. В конце 1925 г. в состав Прокуратуры УССР входило 41 прокуратура округов и Прокуратура Молдавской АССР. Дела о военных и некоторых других преступлениях, содеянные военнослужащими, рассматривались трибуналами. Здесь действовало общесоюзное законодательство. 20 августа 1926 г. ЦВК и Совнарком СССР приняли Положение о воинских трибуналах и воинской прокуратуре. В соответствии с Положением трибуналы были при воинских округах, фронтах, армиях, флотах, корпусах, дивизиях. Работали они под руководством воинской коллегии Верховного Суда СССР. В сентябре 1929 г. вступило в силу новое Положение о судоустройстве УССР. В соответствии с Положением о рассмотрении дел в судах могли принимать участие самостоятельно и совместно с прокурором общественные обвинители, они имели право направлять жалобу на решение суда.
До 1932 г. в Украине действовали межрайонные, городские и участковые прокуратуры. С организацией областей были упразднены межрайонные прокуратуры и созданы участковые, городские, областные прокуратуры и Прокуратуру республики. Органы прокуратуры осуществляли надзор за законностью действий всех (кроме ВУЦИК и Совнаркома УССР) органов власти и управления на территории Украины, а также хозяйственных и общественных организаций; поднимали уголовные дела против тех, кто совершил преступление. Органы прокуратуры имели право опротестовывать в установленном законом порядке постановления, приказы, циркуляры и распоряжения, если они не отвечали закону. Они осуществляли надзор и руководство деятельностью органов дознания и следствия. В 1934 г. вместо участковых прокуратур во всех районах УССР были образованы районные прокуратуры. С принятием Конституции Украинской ССР 1937 г. наименования Генеральный прокурор было упразднено, эта должность начала называться - Прокурор УССР. В отличие от Конституции УСРР 1929 г., где не рассматривались вопросы, связанные с организацией и деятельностью судебно-прокурорских органов, Конституция УССР 1937 г. небольшая со специальным разделом, посвященным суду и прокуратуре. Здесь определялись основы судоустройства и порядок образования органов прокуратуры, провозглашались основные принципы их деятельности. Особое место в истории Прокуратуры УССР занимают годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Нарушив пакт о ненападении, без объявления войны, фашистская Германия 22 июня 1941 г. вероломно напала на Советский Союз. Начался новый этап второй мировой войны в невиданных к тому масштабах и особой жестокости. С введением военного положения на территории Украины значительно расширилась сеть воинской прокуратуры. Приказом НКЮ СССР и Прокурора СССР от 24 июня 1941 г. был установлен порядок осуществления надзора прокуратуры за решениями военных трибуналов. Областные и районные прокуратуры прифронтовой полосы были военизированы, а со временем на военное положение переведены практически все нити прокуратуры республики. Прокуроры, которые работали в прифронтовой полосе, оставались в подчинении Прокурора УССР, но осуществляли свою деятельность в тесной взаимосвязи с военной прокуратурой. Приказом Прокурора СССР от 27 августа 1942 г. аппарат прокуратуры республики был реорганизован в оперативную группу Прокуратуры УССР. В дальнейшем часть работников прокуратуры была призвана в ряды Красной Армии, эвакуирована и продолжала свою работу в органах Прокуратуры РСФСР и других республиках. Немало работников органов прокуратуры Украины погибло на полях войны.
Прокуратура УССР послевоенного времени
Сразу же после освобождения Украины от немецких захватчиков органы прокуратуры были привлечены к быстрой ликвидации последствий временной оккупации территории республики. Восстановление советского правопорядка, усиления борьбы с преступными проявлениями - такими были важнейшие задачи органов прокуратуры Украины в освобожденных районах. 24 мая 1955 г. утверждены Положения о прокурорском надзоре в СССР (раньше не было специального законодательного акта, который бы регулировал организацию и деятельность прокурорского надзора, всех его ветвей), которое не только возобновило демократические принципы организации и деятельности прокуратуры, а и расширило права прокуратуры, урегулировало деятельность ее органов. 27 февраля 1959 г. Президиум Верховной Рады СССР принял Указ об образование коллегий в Прокуратуре СССР и в прокуратурах союзных республик. Теперь единоличная ответственность руководителя за принятие решения и проведения его у жизни постоянная объединяться с коллегиальностью в обсуждении важнейших вопросов, что оказывало содействие улучшению деятельности прокуратуры. В 1987 г. Закон "О прокуратуре СССР" было дополнено нормами, которые предусматривали право прокуроров использовать как средства реагирования на нарушение законов предписания и предостережения. Новый толчок делу усовершенствования прокурорской системы дало принятия 16 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Украины. 24 октября 1990 г. Верховная Рада приняла Закон "Об изменениях и дополнении Конституции (Основного Закона) Украинской ССР". Изменения и дополнения Конституции УССР затрагивали ряд статей о размежевание полномочий между представительными, исполнительными и судебными органами. Прокурорская система Украинской ССР фактически выводилась из подчинение союзным структурам. Так, в ст. 163 отмечалось, что "Генеральный прокурор Украинской ССР назначается Верховной Рада Украинской ССР, ответственный перед ею и только ей подотчетный". Устанавливалось, что организация и порядок деятельности органов Прокуратуры УССР определяется исключительно законами УССР.
Прокуратура независимой Украины
Верховная Рада Украинской ССР 24 августа 1991 г. провозгласила создание независимого самостоятельного украинского государства - Украины. Началась активная деятельность по созданию правовой базы независимого государства. Законом Украины "О прокуратуре", принятым Верховной Радой Украины 5 ноября 1991 г., определенные сегодняшние задачи, функции и полномочия органов прокуратуры. 28 июня 1996 г. Верховная Рада Украины приняла Конституцию Украины - Основной Закон нашего государства. Вопросом регламентации деятельности прокуратуры посвящен раздел VІІ Конституции, где указано, что она составляет единую систему. Выдающимся событием судьбоносного значения стало принятие 28 июня 1996 г. новой Конституции Украины. Решающую роль она сыграла и в определении прокуратуры Украины как единой системы, посвятив ей отдельный раздел В ст. 10 Закона Украины "О прокуратуре". Реализация координационных функций прокуратуры безусловно повысит эффективность деятельности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка и будет оказывать содействие укреплению конституционного порядка Украины. Целью реформирования прокуратуры есть приведения организации и порядка деятельности органов прокуратуры в соответствие к его конституционным функциям, создания необходимых правовых условий для усовершенствования деятельности по защите интересов граждан и государства, определения гарантий правового статуса прокуратуры как самостоятельной единой системы, а также принципов и механизмов взаимодействия прокуратуры с другими органами государственной власти. Прокуратура была и есть одним из традиционных для отечественной правовой системы институтов, которая в этот сложный период реформирования общественного отношения должна не только не терять свои позиции, а наоборот - укрепляться и усовершенствоваться как многофункциональная государственная структура. Прокуратура Украины как самостоятельный государственно-правовой институт всей своей деятельностью оказывает содействие реализации главной идеи новой Конституции Украины: государство существует для людей, с достоинством и полной отдачей выполняет свое назначение относительно защиты и укрепление нашей государственности и законности. Именно поэтому на органы прокуратуры, каждого прокурорского работника ждет большая и напряженная работа на благо нашего общества и народа Украины.
Вопрос Одной из актуальных проблем современной Украины является проблема борьбы с преступностью и обеспечение законности. Важная роль в этом возлагается на органы прокуратуры. Место прокуратуры в системе других государственных органов определено Конституцией Украины и ЗУ «Про прокуратуру».Дискуссии о содержании и объемах реформирования органов прокуратуры,которое длится до сих пор,имеют спорный характер.
Принципы разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную не противоречат принципу единства верховной государственной власти, и связаны между собой единой целостностью. Одной из проблем применения на практике классической триады власти является неопределенностью с положением органов прокуратуры,как основного участника надзорных функций в системе органов государственной власти.
Определение нормативных параметров законодательного закрепления конституционно-правового статуса прокуратуры частично обусловлено социальным предназначением государственных органов, на которые возлагаются надзор и контроль за соблюдением законов.
Выделение законодателем нормы про прокуратуру в отдельный раздел Основного Закону свидетельствует, что сегодня ее вполне логично и обосновано считают самостоятельной ветвью власти.
Прокуратура Украины на данный момент имеет все необходимые признаки и атрибуты для того,чтоб называться «прокурорской надзорно-контрольной властью», а именно:
-выделенную конституционную самостоятельность:
-отдельный правовой статус;
-четко определенный круг функций и полномочий;
-определенную ответственность за исполнение возложенных функций;
-реальное обеспечение прав и свобод граждан;
-способствование эффективной и законной деятельности исполнительной и судебной власти;
-надзор за соблюдением законности на всей территории государства;
-исполнение своих функций от имени государства.
В условиях, что сложились в Украине,прокуратура с позиции закона влияет на все ветви власти, чем исполняет функцию одного из элементов системы «сдержек и противовесов». В то же время она способствует взаимодействию ветвей власти,так как все они заинтересованы в соблюдении и укреплении законности. Прокурорская система на данный момент, когда происходит судебно-правовая реформа,переживает момент своего становления в новом качестве,и таким образом сейчас прокуратура объективно является самостоятельной ветвью государственной власти, а в случае внесения изменений в Конституцию и включения ее в судебную ветвь власти(как один из возможных вариантов) должна стать единой,независимой системой органов этой власти.
Вопрос Конституция Украины в седьмом разделе регламентирует правовой статус прокуратуры. В государственном механизме Украины прокуратура выступает как самостоятельное государственно-правовое учреждение, которое при реализации своей компетенции тесно взаимодействует со всеми ветвями власти, особенно с судебной.
Вопрос Рекоммендация Рек (2000) 19 Задачи прокуратуры Под прокуратурой понимают власть, наделенную контролировать, от имени общества и в его интересах, выполнение закона, когда он уголовно санкционирован, принимая во внимание, с одной стороны, права человека и, с другой, необходимую эффективность системы уголовного правосудия. 2. Во всех системах уголовного правосудия, прокуратура: - решает нужно ли начинать или продолжать судебный процесс; - осуществляет судебный процесс в суде; - может подавать иски против всех или некоторых решений судебных ведомств. 3. В некоторых системах уголовного права, прокуратура также: - осуществляет государственную политику в отношении уголовных дел, приспосабливая ее в случае необходимости, к региональным или локальным реалиям; - ведет, возглавляет или контролирует расследование; - следит за тем, чтобы потерпевшие получали необходимые помощь и содействие; - принимает альтернативные меры в судебном расследовании; - контролирует осуществление решений судебных ведомств; - и т.д. Государства должны принять меры, чтобы позволить членам прокуратуры выполнять их права и профессиональные обязанности в условиях устава, организации и надлежащими бюджетными способами. Эти условия должны быть определены, учитывая узкое сотрудничество между представителями прокуратуры. 5. Государства должны принять меры для того, чтобы: а. набор, продвижение и смена членов прокуратуры осуществлялись согласно точным и беспристрастным процедурам, позволяющим избежать любого справедливого или корпоративного вмешательства и исключающего любую дискриминацию, основанную в частности на половом, расовом, национальном или социальном признаках, принадлежности к национальному меньшинству, материальному благосостоянию, происхождению или какому – либо другому признаку; b. развитие карьеры, продвижение по службе и смена членов прокуратуры были основаны на общеизвестных и объективных критериях, как компетентность и опыт; с. смена членов прокуратуры была основана на потребностях службы; d. закон гарантировал для выполнения этих функций разумные условия, в частности, статус, жалованье и пенсию соответствующую выполняемым задачам, также как и соответствующий пенсионный возраст; е. закон предусматривал дисциплинарную процедуру для членов прокуратуры, гарантировавшую им оценку и точные и объективные решения, подчиненные независимому и непредвзятому контролю; f. члены прокуратуры имели доступ к удовлетворительной процедуре иска, включая в случае необходимости, право передавать дело в суд, как только затронут их юридический статус; Так как речь идет об организации и внутреннем функционировании прокуратуры, в частности, о разделении дел и передаче дел в высшую инстанцию, они должны отвечать условиям беспристрастности и быть особенным образом подчинены заботе о хорошем функционировании системы уголовного правосудия, в частности, принимая во внимание уровень юридической квалификации и специализации. Любой член прокуратуры имеет право требовать, чтобы инструкции, адресованные ему, были представлены в письменной форме. В случае если инструкция покажется ему незаконной или противоречащей его совести, адекватная внутренняя процедура должна позволить совершить его возможное замещение. Государства должны принять надлежащие меры, чтобы члены прокуратуры могли выполнять свои задачи без несправедливого вмешательства и при этом не рисковать прибегать в пределах разумного к гражданской, уголовной или другой ответственности. Однако прокуратура должна периодически давать общественности отчет о своих действиях, в частности, об осуществлении своих приоритетов. F. инструкции частного характера, не касающиеся судебного иска, в принципе, запрещены, и если это не так, подобные инструкции, кроме особых случаев, подчинены не только изложенным правилам параграфов d. и е., но также специфическому контролю, который должен гарантировать четкость. Прокуратура должна при любом положении вещей, быть в состоянии беспрепятственно выполнять преследование государственных агентов за совершенные ими правонарушения, в частности коррупцию, злоупотребление властью, очевидные нарушения прав человека и другие правонарушения, признанные международным правом. Государства принимают меры для того, чтобы легальный статус, компетенция и процедурная роль членов прокуратуры были определены законом так, чтобы было невозможно допустить ни одно законное сомнение в том, что касается независимости и беспристрастности судей. Государства гарантируют, в частности, что никто не может выполнять одновременно функции члена прокуратуры и судьи. Однако если юридический закон это позволяет, государства должны принять конкретные меры, чтобы позволить одному и тому же человеку занимать последовательно функции члена прокуратуры и судьи или в обратной последовательности. Эти смены функций могут происходить дишь по точной просьбе зиаинтересованного лица и в соответствии с гарантиями. Члены прокуратуры должны в обязательном порядке уважать независимость и беспристрастность судей; в частности, они не могут поставить под сомнение относящиеся к юрисдикции решения или возводить препятствия их выполнению, кроме как при осуществлении пути обжалования или при сходных процедурах. Члены прокуратуры должны доказать объективность и беспристрастность во время юридической процедуры. Они должны, в частности, следить за тем, чтобы суд располагал всеми элементами факта или права, которые необходимы для правильногофункционирования правосудия. Вопрос
ОТ АНТИЧНОСТИ К КИЕВСКОЙ РУСИ
Зарождения первичных функций прокуратуры относится к временам Древнего Рима. За правление императора Августа важного значения приобрела деятельность прокураторов (от лат. procurator - управляющий, представитель), которым поручался сбор налогов, управления небольшими провинциями; они выполняли разнообразные хозяйственные функции. Прокураторы назначались из всадников, а также вольноотпущенн. Из императорских вольноотпущенн и рабов комплектовались низшие чины императорской бюрократии, которая приобрела впоследствии исключительного значения в государстве. Император Клавдий расширил права прокураторов, они получили право выносить судебное решение. В давние времена началось формирование правовой системы, а с ней и определенных функций прокуратуры, и на территории современной Украины. На этапе развития обычного права также на равных обычаях формировалась надзорная функция деспотичных властителей скифского государства. Нормы права у скифов защищали жизнь, имущество, привилегии царской семьи и родоплеменной знати. Царь устанавливал четкий порядок использования пастбищ, ведь нему належала верховная собственность на землю. А когда существовала надзорная функция, то конечно, существовали и надзиратели. В VІІ-V столетиях к н.э. скифы встретились с греческими поселенцами. В Северном Причерноморье эллины основали свои города-государства: Ольвию, Пантикапей, Феодосию, Херсонес и др. Основными источниками права в них были законы и решения народного собрания и советов городов, постановления коллегий, а также местные обычаи. Законодательная инициатива належала народному собранию, советам мост, их председателям, коллегиям, а также своеобразным представителям современных прокуроров - номофилакам (стражам законов), которые должны были следить за оформлением законов, поведением людей и должностных лиц и требовали от них выполнения законов. Кроме номофилаков, существовала коллегия юридических советников, которые также выполняли надзорные функции. В Х ст. начало формироваться княжеское законодательство древнерусского государства - Киевское Движение. Еще княгиня Ольга, установив нормы и пункты сбора дани, усилила функции надзора. Она также приняла закон, который оберегал жизни княжеских дружинников. Уставы князей Владимира Большого и Ярослава Мудрого внесли важные нововведения в финансовое, семейное и криминальное право. Борьба с сторонниками старых традиций, которые не желали подчиняться новым обычаям, строгое наказание их стали сутью надзорных полномочий большого князя. Большое значение в формировании правовой системы имело принятия свода великокняжеских законов, который получил название "Русская правда". Существенная роль в "Русской правде" отводилась нормам криминального процесса и права, хотя такого деления еще не существовало. А поскольку этот процесс належало контролировать то, вероятно, это было очередной шагом в развития надзорной функции. В судебной практике Киевского Движения властвовал соревновательный процесс за активного участие сторон, которые назывались истцами. Суд выполнял функцию посредника, хотя иногда применялись формы сыскного процесса. Главную роль при этом отыгрывал истец, по инициативе которого начиналось судопроизводство. Формально именно он был обвинителем. Доказательное значение имели внешние признаки преступления, вещевые доказательства, собственное признание, показания "видокив" и "послухов". Решения суда объявлялось устно, а приговор выполнялся немедленно.
Во времена средневековья
Королевский прокурор (франц. procureur от лат. procuro - забочусь, руковожу) как государственный чиновник появляется в средневековой Франции. Во времена правления короля Филиппа ІV Красивого в 1302 г. впервые определяется законом положение королевских прокуроров в судах. Как полномочное государственное учреждение прокуратура складывается в конце XVІІ ст. Прокуроры были посредниками между судами и королевской властью и прежде всего защищали интересы короны. Из Франции институт прокуратуры был заимствован Англией, Германией и другими европейскими государствами, откуда должность прокурора перекочевывает и восточнее - к Польше и России.
Прокуратура российской империи.
Происхождение русской прокуратуры датируется временами правления Петра І, что в 1722 г. ввел французскую модель прокуратуры как контрольного органа, который присматривал за центральными и местными административными органами ("государев глаз"). Прокурор подчинялся непосредственно императору и обязан был осуществлять надзорные функции - присматривал за деятельностью сената и коллегии, "чтобы не поднималась воля его величественности". Образование прокуратуры в России тех времен было исторической закономерностью. Старания развиваться европейским путем побудило монарха уделять определенное внимание законотворчеству, прежде всего в сфере государственного управления. В то же время взяточничество и алчность при установлении нового порядка правления в стране не только не уменьшились, но наоборот - распространились снизу доверху. Известно, что этим порокам были подвластны даже некоторые члены сената, которому из-за отсутствия Петра І принадлежала вся полнота власти. Поэтому было недостаточно принять законы, которые регламентировали деятельность государственных чиновников, установить строгую ответственность за небрежное их выполнение, сделать более жесткие наказания за совершение должностных преступлений и проступков. Необходим был аппарат, который следил бы за выполнением законов и предпринимал шаги относительно привлечения к ответственности виновных в их нарушении В 1764 г. в связи с реформой сената расширяется институт обер-прокуроров, которые получили право присматривать за законностью решений пяти департаментов сената. В частности, надзор за первым департаментом, который выполнял функции правительства, был поручен генерал-прокурору, должность которого была введена еще в 1722 г. Первым генерал-прокурором был назначен П. И. Ягужинский. На местах вводились должности провинциальных прокуроров, которые имели такие же полномочия, как и губернские прокуроры. В соответствии с указом 1775 г. прокурорские должности были введены при судах, а должности провинциальных <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.27.41 (0.016 с.) |