По разделу 6. Организация Государственной власти в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По разделу 6. Организация Государственной власти в России



Семинар 8. Президент Российской Федерации (4 часа)

 

Вопросы семинара:

 

1. В чем состоит смысл института главы государства?

2. Входит ли Президент РФ в систему разделения властей?

3. Какова роль Президента РФ в законотворческом процессе?

4. Каковы условия, порядок избрания и вступления в должность Президента РФ.

5. Как можно структурировать компетенцию Президента РФ? Каковы особенности компетенции российского Президента?

6. Что такое «скрытые полномочия» Президента?

7. Каково место и роль Президент РФ в системе органов государственной власти России? В чем выражается специфика взаимоотношений Президента с органами различных ветвей власти?

8. Какие правовые акты вправе принимать Президент РФ, каковы их значение и юридическая сила?

9. Каковы основания и порядок обычного и досрочного прекращения полномочий Президента РФ?

10. Каково место Президента РФ в федеративных отношениях?

 

Практические задания:

1. Провести круглый стол и обсудить проблемы участия Президента РФ в федеральном законотворческом процессе, в частности, использование главой государства таких полномочий как президентское вето и возвращение законов, принятых палатами Федерального Собрания, без рассмотрения.

На основе перечисленных публикаций и нормативного материала, три студента готовят сообщения на 5-7 минут на тему: Участие Президента РФ в федеральном законодательном процессе. Один из них отстаивает позиции Президента РФ, два других – точку зрения Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ. Затем, по данному вопросу проводится дискуссия.

Котенков А.А. На чем основано право Президента возвращать федеральные законы без рассмотрения // Журнал российского права. 1997. № 11.

Звягин Ю.Г. Парламент и регламент // Журнал российского права. 1997. № 11.

Окуньков Л.А. Вето Президента // Журнал российского права. 1998. № 2.

Котков А.С., Крылов Б.С., Шевченко Н.Д. Продолжение дискуссии по вопросу участия Президента в законодательном процессе // Журнал российского права. 1998. № 10/11.

Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента: Научно-практическое пособие. – М.: «Городец», «Формула права», 1999.

Нуянзин А.Н. О праве Президента РФ возвращать принятые федеральные законы. Некоторые дискуссионные моменты // Журнал российского права. 2001. № 10.

Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о разрешении спора между Советом Федерации и Президентом РФ, между Государственной Думой и Президентом РФ об обязанности Президента РФ подписать принятый Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ"» от 6 апреля 1998 г. № 11-П.

 

2. На основе Регламентов палат Федерального Собрания, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» составить таблицу этапов процесса отрешения Президента РФ от должности.

 

3. Доклад: О конституционных условиях, препятствующих развитию политической конкуренции в России.

Для данного доклада рекомендуем воспользоваться следующим источником:

Краснов М.А. Персоналистский режим в России: опыт институционального анализа. – – М., 2006.

Литература (помимо базовых учебников):

Авакьян С.А. Досрочное прекращение полномочий Президента России: проблемы, требующие юридических решений // Законодательство. 1999, № 2.

Дёгтев Г.В. Конституционно-правовой статус Президентов Российской Федерации и США: сравнительно-правовой анализ. М., 2003.

Ершов В.Н. К вопросу о толковании ч.4 ст.111 Конституции РФ // Журнал российского права. 1999. 5/6.

Краснов М.А. Персоналистский режим в России: опыт институционального анализа. М., 2006.

Краснов М.А., Шаблинский И.Г. Российская система власти: треугольник с одним углом. М.: Институт права и публичной политики, 2008.

Муравьев А.А. К вопросу о статусе полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах // Журнал российского права. 2003. № 8.

Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М.: Издательская группа ИНФРА М-Норма, 1996.

Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юрид. лит., 1994.

Суворов В. Институт главы государства: юридическая природа и положение в системе власти // Право и жизнь. 1998. №13.

Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.

Семинар 9. Российский парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации (4 часов)

 

Вопросы семинара:

1. В чем состоит смысл парламентаризма?

2. Какие этапы прошел российский парламентаризм?

3. В чем состоит представительный характер Федерального Собрания?

4. Зачем России двухпалатный парламент?

5. Каковы порядок формирования, структура и принципы взаимоотношений Государственной Думы и Совета Федерации.

6. Каковы особенности компетенции Совета Федерации и Государственной Думы?

7. Какие правовые акты принимают палаты Федерального Собрания?

8. Каковы этапы законодательного процесса и его особенности в каждой из палат Федерального Собрания?

9. В чем состоит природа депутатского мандата? Что такое депутатский иммунитет и индемнитет?

10. Какие гарантии установлены для членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы?

11. Каковы основы парламентской дисциплины?

12. Каково внутреннее устройство, порядок и формы работы палат Федерального Собрания?

13. Какими контрольными полномочиями обладают палаты Федерального Собрания? Каков конституционно-правовой статус Счетной палаты Российской Федерации?

 

Практические задания:

 

1. На основе Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ответьте на следующие вопросы:

 Может ли парламентарий состоять в органах управления коммерческой организации?

 Вправе ли он иметь акции или доли в уставном капитале коммерческой организации и получать от них доходы?

 Допускается ли участие парламентария в рекламе товаров, работ, услуг?

 Вправе ли парламентарий быть певцом, телеведущим, журналистом, редактором газеты?

 Возможно ли совмещение депутатской деятельности с работой доцента, ректора, директора дома творчества?

 

2. На основе Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Постановления Конституционного Суда РФ от 20 февраля 1996 г. № 5-П по делу о проверке конституционности ряда положений названного Закона ответьте на следующие вопросы:

 Можно ли наложить административный штраф на парламентария, совершившего в качестве водителя обгон с нарушением правил дорожного движения?

 Допустим ли арест, задержание, обыск и допрос парламентария на месте совершения преступления?

 Назовите случаи, при которых парламентарий может быть подвергнут личному досмотру.

 В каком порядке парламентарий будет нести ответственность за хулиганские действия на заседании палаты, например, за драку с другим парламентарием, оскорбление своих коллег, обливание их водой? Если ответственность предусмотрена, какие могут быть меры воздействия?

 Несет ли парламентарий ответственность за высказанные мнения и позиции в ходе работы палаты?

 Можно ли возбудить в связи с действиями парламентария, не связанными с осуществлением профессиональной деятельности, уголовное или административное дело, предусматривающее судебный порядок наложения ответственности, и проводить дознание или следственные мероприятия? Допускается ли в этом случае передача дела в суд?

 Вправе ли депутат отказаться от дачи свидетельских показаний? Если да, то при каких условиях?

 

3) Провести круглый стол, на котором обсудить следующий вопрос:

На основе какой модели депутатского мандата: свободной, императивной или смешанной целесообразно строить отношения избирателей и депутатов в Российской Федерации? Используя перечисленные ниже публикации и нормативный материал, три студента готовят сообщения на 5-7 минут. Один из них отстаивает позиции действия свободного мандата депутата, другой – императивного мандата, а третий приводит аргументы в пользу смешанного депутатского мандата. Затем, по данному вопросу проводится дискуссия.

 

Авакьян С.А. Размышления о статусе депутата // Российская Федерация. 1994. № 2.

Васильев В. Депутат подотчетен избирателям, но в той мере, в какой это считает нужным // Российская Федерация. 1994. № 1.

Масленникова С.В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. – М.: «Городец-издат», 2001.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Отв.ред.Страшун Б.А. Т.1-2. Общая часть. – М. 1996. С.324-326, 458-462.

Конституция РСФСР 1978 г.

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 г. «О порядке отзыва депутата Московской областной Думы» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации».

Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 

Литература (помимо базовых учебников):

Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России. М.: РЮИД, 1999.

Гранкин И.В. Парламент России. М.: АО «Консалтбанкир», 1999.

Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие / Отв. ред. Р.Ф. Васильев. М.: Юриспруденция, 2000.

Масленникова С.В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. М.: ООО «Городец-издат», 2001.

Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2003.

Погосян Н.Д. Правовой статус Счетной палаты Российской Федерации. М.: Юристъ, 1998.

Совет Федерации: Эволюция статуса и функций / Отв.ред. Л.В. Смирнягин. М.: Институт права и публичной политики, 2003.

Фадеев В.И., Варлен М.В. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: учеб. пособие. М.: Норма, 2008.

Федоров А.В. Депутатская неприкосновенность и уголовная ответственность // Конституционное и муниципальное право. 1999. № 1.

Чиркин В.Е. Пути развития современного парламента: «мини-парламенты» // Правоведение. 2002. № 2.

 

Семинар 10. Исполнительная власть в Российской Федерации (2 часа)

 

Вопросы семинара:

 

1. Каково место и значение Правительства РФ в системе органов государственной власти России?

2. Может ли у Правительства РФ быть самостоятельный социально-экономический курс?

3. Каков порядок формирования Правительства РФ?

4. Из кого состоит Правительство РФ и как оно устроено?

5. Каков конституционно-правовой статус руководителей федеральных органов исполнительной власти, не входящих в состав Правительства РФ?

6. Каковы виды и юридическая сила правовых актов Правительства РФ?

7. Какие предусмотрены основания для отставки Правительства РФ?

8. Что представляет собой система федеральных органов исполнительной власти?

9. Что такое структура федеральных органов исполнительной власти? В чем ее отличия от системы этих органов?

 

Практические задания:

1. Задачи:

1) Государственная Дума приняла Федеральный закон «О семеноводстве», одобренный Советом Федерации и направленный на подпись Президенту РФ. Президент РФ отклонил представленный для подписания и обнародования закон на том основании, что в нем подразумевается создание Государственной семенной инспекции РФ, а такой орган не предусмотрен утвержденной Президентом РФ структурой федеральных органов исполнительной власти.

Вопрос: прав ли Президент РФ? (См.: Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о толковании ст.71 (пункт «г»), ст.76 (ч.1) и ст.112 (ч.1) Конституции Российской Федерации».

2) Руководитель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг обратился в Верховный Суд РФ с жалобой на решение Совета Безопасности РФ об освобождении его от занимаемой должности в связи с дестабилизацией финансового рынка. В обоснование своей жалобы он сослался на то, что Совет Безопасности РФ не вправе решать кадровые вопросы в отношении руководителей органов государственной власти.

Вопрос: Какое решение должен вынести Верховный Суд РФ? (См.: Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Указ Президента РФ от 02.08.99 № 949 (в ред. от 28.12.00) «Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации». – Собрание законодательства РФ. 1999. №32.ст.4041, №47. ст.5684; 2001. №1. ч.1. ст.68, Указ Президента РФ «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации»)

3) Президент РФ подписал указ об отставке Правительства РФ и временном возложении обязанностей Председателя Правительства РФ на себя, а позже – указ о назначении и.о. министра топлива и энергетики и.о. заместителем Председателя Правительства РФ и и.о. Председателя Правительства РФ.

Вопрос: Соответствуют ли данные указы Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации»? Может ли Правительство РФ после отставки принимать решения в обычном порядке до формирования нового Правительства РФ?

4) Совет Федерации обратился к Президенту РФ с предложением отменить указ о назначении первого заместителя Председателя Правительства РФ, поскольку Конституция РФ и Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» не предусматривают наличия в составе Правительства РФ подобной государственной должности.

Вопрос: Прав ли был Совет Федерации?

5) Правительство РФ своим постановлением отменило постановление правительства Свердловской области о порядке лицензирования отдельных видов деятельности на территории области как несоответствующее федеральному законодательству и нарушающее компетенцию Правительства РФ.

Вопрос: Допускается ли в Конституции РФ такое полномочие Правительства РФ?

 

Литература (помимо базовых учебников):

Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право 1997. № 3.

Васильева С.В. О взаимоотношениях исполнительных органов власти и представительных учреждений в Российской Федерации // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития / Материалы научной конференции (Москва, 28 ноября 2001 г.). М.: ИзиП, 2002.

Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров. М.: БЕК, 1996.

Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв.ред. И.Л. Бачило. М., 1998.

Исполнительная власть: Организация и взаимодействие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2000.

Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. М.: Новая правовая культура, 2004.

Исполнительная власть: проблемы организации и деятельности / Сборник научных трудов кафедры конституционного и административного права. М., ГУ-ВШЭ, 2006.

История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М.: Новая правовая культура, 2003.

Федеральный конституционный закон о Правительстве Российской Федерации. Комментарий / Отв.ред. Л.А. Окуньков. М.: Юридическая литература, 1999.

 

Семинар 11. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации (2 часа)

 

Вопросы семинара:

 

1. В чем выражаются конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ?

2. В чем состоит общая характеристика органов законодательной (представительной) власти в субъектах РФ?

3. В чем состоит общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ?

4. Каковы модели разделения властей в субъектах Российской Федерации?

5. Каковы основные формы взаимодействия органов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти

 

Практические задания:

1. Задача:

В уставе одного из субъектов РФ предусматривается следующая система органов государственной власти: Глава администрации – руководитель (лидер) субъекта РФ, Государственный Совет – высший законодательный и исполнительно-распорядительный орган власти, Верховный Суд – высший суд общей юрисдикции на территории субъекта РФ, Главный прокурор – глава прокуратуры субъекта РФ, назначаемый Главой администрации субъекта РФ. Какие нарушения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» здесь допущены?

 

2. На основе Конституции РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановлений Конституционного Суда РФ по делам о проверке конституционности ряда положений Уставов Алтайского края, Читинской области и Конституции Республики Алтай ответьте на следующие вопросы:

Должна ли система органов государственной власти субъектов РФ строиться по аналогии с моделью разделения властей, предусмотренной на федеральном уровне?

Какие формы взаимоотношений законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекты РФ обязаны устанавливать в своих конституциях и уставах, и какие формы взаимоотношений могут быть предусмотрены на уровне власти субъектов РФ?

Литература (помимо базовых учебников):

Васильев В.И., Павлушкин А.В., Постников А.Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: Правовые вопросы формирования, компетенции и организации работы. М.: Городец-издат, 2001.

Игнатюк Н.А. Компетенция органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. М., 1999.

Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв.ред. В.А. Кряжков. М.: Городец-издат, 2002.

Лебедев В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

Макосейчук Т.М. Роль Закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации в создании системы исполнительной власти // Правоведение. 2001. № 6.

Чиркин В.Е. О сущности субъекта Федерации: традиции и реалии // Государство и право. 2003. № 7.

 

Семинар 12. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Конституционное правосудие (4 часа)

 

Вопросы семинара:

1. В чем состоят конституционные принципы осуществления правосудия?

2. Какие виды судопроизводства закреплены Конституцией РФ и в чем их особенности?

3. Каково построение судебной системы РФ?

4. Каковы основы статуса судей?

5. Каковы природа и место Конституционного Суда России?

6. Как формируется состав Конституционного Суда РФ?

7. Какие дела уполномочен рассматривать и решать Конституционный Суд РФ и чем они отличаются друг от друга?

8. В чем состоят особенности конституционно-правового статуса прокуратуры РФ?

 

Практические задания:

1. Используя положения Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» и Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», составить схему судебной системы России, отразив в ней звенья органов правосудия.

 

2. На основе Закона РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» студентам предлагается изобразить единую федеральную централизованную систему органов и учреждений прокуратуры России.

 

3. Провести заседание Конституционного Суда РФ в соответствии с процедурными правилами, установленными Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Регламентом Конституционного Суда РФ от 1 марта 1995 г. № 2-1/6.

Участники заседания должны выбрать: председательствующего, двух представителей от каждой из сторон, приглашенных в заседание, судей-докладчиков, экспертов. Остальные студенты будут принимать участие в заседании в качестве судей.

По результатам заседания должно быть составлено и оглашено решение Конституционного Суда РФ (определение или постановление). Для составления итогового решения по делу создается редакционная группа во главе с председательствующим.

В зависимости от существа дела к заседанию Конституционного Суда РФ участникам необходимо подготовить следующие документы:

1. Запрос стороны (жалоба) в Конституционный Суд РФ со всеми необходимыми приложениями.

2. Заключение профильного управления Конституционного Суда РФ, заключения экспертов, а также привлекаемых к делу и иных заинтересованных органов и организаций.

3. Проект решения Конституционного Суда РФ.

 

В качестве возможных вариантов для судебного рассмотрения могут быть предложены следующие дела:

1) о толковании положений Конституции РФ

2) о споре о компетенции между государственными органами

3) по жалобе граждан о проверке конституционности положений закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле

4) по запросу суда о проверке конституционности положений закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле

5) по запросу уполномоченного органа государственной власти о проверке конституционности соответствующего нормативного правового акта

 

Литература (помимо базовых учебников):

Абросимова Е.Б. Суд в системе разделения властей: российская модель (конституционно-теоретические аспекты). М.: Проспект, 2002.

Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001 годы). М.: Городец-издат, 2001.

Конституционное правосудие в посткоммунистических странах: Сборник докладов. М.: Центр конституционных исследований МОНФ, 1999.

Конституционный судебный процесс: Учебник для вузов / Отв.ред. М.С. Саликов. М.: Норма, 2003.

Краснов М.А., Мишина Е.А. Открытые глаза российской Фемиды. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2007.

Кряжков В.А. Проблемы становления конституционной юстиции субъектов Российской Федерации // Государство и право. 2000. № 5.

Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в РФ. М., 1998.

Самостоятельность и независимость судебной власти в Российской Федерации / Под ред. В.В. Ершова. М.: Юристъ, 2006.

Становление конституционной демократии в России на современном этапе. Аналитический доклад. М.: Институт права и публичной политики, 2002.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.08 с.)