Процентная политика центрального банка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процентная политика центрального банка



Процентная политика центрального банка проводится по двум направле­ниям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая еще может быть наз­вана политикой учетной ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования — это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

Учетная ставка — процент (дисконт), по которому центральный банк учиты­вает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитова­ния под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При полу­чении кредита коммерческими банками увеличиваются их резервы, вызывая муль­типликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличе­ние учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются воз­вратить их, так как эти средства становятся очень дорогими. Сокращение банков­ских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного пред­ложения.

Определение размера учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показате­лем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказыва­ет на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить или ужесточить кредитно-денежную политику, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необяза­тельны для коммерческих банков в их взаимоотношениях с клиентами и с други­ми банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммер­ческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

Вместе с тем именно использование этого инструмента показывает, что результаты денежно-кредитной политики слабо предсказуемы. Например, сни­жение ставки рефинансирования рассматривается как мера, приводящая к рас­ширению денежного предложения. Однако снижение ставки рефинансирования влияет на рыночную ставку процента, которая снижается, следовательно, увели­чивается спрос на наличные деньги и другие активы, спрос на которые находит­ся в обратной зависимости от уровня процентной ставки. В свою очередь спрос на депозиты снижается — мультипликатор уменьшается, но как и в каком периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной политике следует различать кратко­срочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периоде снижение ставки рефинансирования является «расширительной» мерой, в долгосрочном — сдер­живающей.

Пример 24.3. Из российской практики: использование Центральным банком Россий­ской Федерации процентных ставок как инструмента денежно-кредитной политики. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по кото­рым он осуществляет операции. Ставка рефинансирования — инструмент денежно- кредитного регулирования, с помошью которого Банк России воздействует на ставки межбанковского рынка, а также на ставки по кредитам и депозитам, предоставляемым кредитными организациям. Банк России использует процентную политику для воздей­ствия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

На протяжении 1991—1995 годов ставка рефинансирования неоднократно пере­сматривалась в диапазоне от 10 до 200% годовых в зависимости от экономической ситуации в стране. В 1997—1998 годах Банк России определил в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы.

Вместе с тем с октября 1997 года по август 1998 года процентная политика Бан­ка России проводилась с учетом условий, периодически складывавшихся в различных секторах финансового рынка под воздействием кризиса мировых фондовых и валют­ных рынков.

Приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддер­жание стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банков­ского кризиса.

С целью зашиты внутренней финансовой системы и поддержания рынка рублевых активов Банк России вынужден был корректировать процентные ставки по собствен­ным кредитным и депозитным операциям. Это привело к увеличению амплитуды коле­баний процентных ставок, что несколько нарушило формировавшийся уже в 1997 году коридор, образуемый ставками Банка России по собственным операциям.

Ставка рефинансирования за указанный период выполняла роль важного инди­катора денежно-кредитной политики и до мая 1998 года оказывала существенное влия­ние на уровень депозитных ставок в банках. Банк России оперативно принимал реше­ния, вызывавшие изменение не только уровней ставок, но и их соотношения, а также режима установления отдельных ставок: он перешел к ежедневному установлению ставок по обеспеченным кредитам «овернайт», операциям РЕПО, приему средств бан­ков в депозиты Банка России.

Необходимость урегулирования ситуации на финансовом рынке России вызывала потребность во временном ужесточении денежно-кредитной политики, прежде всего в корректировке процентной политики. В частности, ставка рефинансирования была повышена в начале февраля 1998 года с 28 до 42%, в последней декаде мая — с 30 до 50%, а затем до 150%, в конце июня — с 60 до 80%.

Повышение ставки рефинансирования давало возможность объявить рынку ориен­тиры нового уровня доходности государственных ценных бумаг, что в некоторой сте­пени способствовало снижению давления на валютный рынок. При очевидных признаках улучшения состояния денежного, валютного и фондового рынков Банк Рос­сии снижал ставку рефинансирования. В 1998. году он 9 раз пересматривал ставку рефинансирования, в том числе 5 раз в сторону понижения, и с июля 1998 года она составляла 60% годовых.

Процентная политика Банка России в 1999 году заключалась в регулировании процентных ставок по всем операциям Банка России на денежном рынке с целью под­держания необходимого уровня ликвидности банковской системы. При этом Банк России стремился к снижению процентных ставок в реальном выражении. Эта тенден­ция сохранилась в 2000 году, когда ставка рефинансирования сначала была снижена с 33 до 28%, а с ноября 2000 года — до 25%. С апреля 2002 года Банк России устано­вил ее в размере 22%, а с августа 2002 года — 21 %. Соответственно процентная ставка по кредитам «овернайт» до апреля 2002 года действовала на уровне 22% годовых, с апреля 2002 года — 20%, с августа 2002 года — 18% годовых. С 1 7 февраля 2003 года ставка рефинансирования была снижена до 18%. В связи с этим изменились и ставки по вкладам, в основном до уровня 13,5% годовых — это на 3/4 ниже ставки рефинан­сирования (планка, после которой с вкладчика берется налог в 35%). Как повлияет снижение доходности по вкладам частных лиц на банковский мультипликатор, пред­сказать точно невозможно.

Наряду с пересмотром ставки рефинансирования изменялись проценты за пользование ломбардным кредитом, кредитом «овернайт», операциями РЕПО и средствам банков, привлеченным в депозиты в Банк России.

Депозитные операции центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а цен­тральному банку дают возможность влиять на размер денежного предложения.

Пример 24.4. Из российской практики: депозитные операиии Нейтрального банка Рос­сийской Федерации. Депозитные операции Банк России проводит с ноября 1997 года в целях регулирования уровня банковских резервов, что является также одним из направ­лений его процентной политики. Ставки по этим операциям отражают изменение спро­са на свободные ресурсы и соответствующую динамику рыночных ставок. В 1998 году Банку России, как правило, удавалось удерживать эти ставки ниже рыночного уровня.

В 1999—2002 годах в целях изъятия излишней ликвидности Банк России продолжал осуществлять операиии по привлечению в депозиты средств банков. Относительно высокий уровень ликвидности в 2001—2002 годах вызвал необходимость повысить с января 2002 года процентные ставки по депозитам, привлекаемым Банком России, на 0,5—1 %-ный пукт в зависимости от сроков привлечения. В 2003 году уровень про­центных ставок по этим операциям Банка России находился в диапазоне 3—12% годо­вых в зависимости от сроков привлечения средств.

Банк России с помощью указанных операций регулирует не только кратко­срочную ликвидность банков, но и ликвидность в среднесрочном периоде. Банк России будет и в дальнейшем использовать депозитные операции как инструмент оперативного изъятия излишней ликвидности банковской системы для повыше­ния сбалансированности спроса и предложения в различных секторах финансо­вого рынка.

ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время явля­ются в мировой экономической практике основным инструментом денеж­но-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по зара­нее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наи­более гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвид­ности коммерческих банков.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влия­ние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что сти­мулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в эко­номику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им цен­ных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, результатом которой должен стать отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым увеличивая или умень­шая ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета; таким образом увеличиваются кредитные возможности банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения, а при необхо­димости трансформируются в наличные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачи­вают такую покупку, тем самым уменьшая свои кредитные возможности, связан­ные с эмиссией денег.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно сов­местно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Схема осуществления этих операций следующая.

1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и центральный банк ставит задачу ограничить или ликвиди­ровать этот излишек. В данном случае центральный банк начинает активно пред­лагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населе­нию, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, соответственно воз­растает их привлекательность для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конеч­ном счете к сокращению банковских резервов. Сокращение объема банковских резервов в свою очередь приводит к уменьшению предложения денег в пропор­ции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.

2. Предположим теперь, что на денежном рынке существует недостаток денежных средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит поли­тику, направленную на расширение денежного предложения, а именно централь­ный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населе­ния по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги непри­влекательными для их владельцев. Население и банки начинают активно прода­вать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) денежного пред­ложения. При этом процентная ставка падает.

И снова можно отметить непредсказуемость результатов денежно-кредит­ной политики в связи с тем, что открытый рынок — это финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения финансовых активов, следовательно, к росту процентных ставок. В свою очередь рост процент­ных ставок отразится на увеличении мультипликатора, что отчасти погасит эффект снижения денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и мультипликатора.

Пример 24.5, Из российской практики: проведение Центральным банком Российской Федерации операций на открытом рынке как инструмент денежно-кредитной полити­ки. Под операциями на открытом рынке в Российской Федерации имеется в виду купля- продажа Банком России ценных бумаг, прежде всего государственных облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство РФ в лице Минфина России. Банк России выполняет роль главного дилера и агента по обслу­живанию государственного долга.

В начале 1992 года Банк России совместно с Минфином России начал подготов­ку создания инфраструктуры современного рынка ценных бумаг. При этом ставилась двуединая задача: обеспечить неинфляционное финансирование дефицита бюджета и создать условия для регулирования денежного обрашения экономическими метода­ми. На рынке ценных бумаг в 1993 году начали обращаться государственные кратко­срочные облигации (ГКО) и казначейские обязательства (КО), а также другие государ­ственные ценные бумаги. Банк России и коммерческие банки стали активными участниками фондового рынка.

Несмотря на временное прекращение функционирования рынка госу­дарственных ценных бумаг (ГКО — ОФЗ), Банк России не исключает из круга используемых инструментов денежно-кредитной политики такой инструмент регулирования ликвидности банковской системы, как операции на открытом рын­ке. В условиях сжатия финансовых рынков и обострения проблемы ликвидности банков Банк России в сентябре 1998 года разработал положение о введении в обра­щение облигаций Банка России (ОБР) и начал операции с ними, в том числе Банк России предоставил банкам возможность использования указанных ценных бумаг в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты overnight, а также проведения с ними сделок РЕПО. В настоящее время опыт эмиссии ОБР продемонстрировал пока еще слабое влияние этого инструмента на банковскую ликвидность.

Рассмотренные инструменты денежно-кредитной политики используются центральным банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кре­дитной политики. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли цен­трального банка в экономике страны. Например, политика учетных ставок (ставок рефинансирования), занимая второе по значению место после политики централь­ного банка на открытом рынке, проводится обычно в сочетании с операциями цен­трального банка на открытом рынке. Так, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения централь­ный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками государственных ценных бумаг, поскольку им становится невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке он резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у цен­трального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.

Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструмен­тов в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и установление ориентиров роста денежной массы, а также валютное регулирование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.017 с.)