Направления развития банковских операций и услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления развития банковских операций и услуг



Современный уровень развития производительных сил требует от бан­ковского сектора предоставления все большего числа услуг своим клиен­там — промышленным и торговым компаниям и населению. В последние 20—25 лет банковское дело в ряде развитых стран вышло на качественно новый уровень, что предполагает, в частности, охват большинства населе­ния банковскими услугами. Так, в Великобритании, Франции, Герма­нии около 80% взрослого населения имеют текущий счет или вклад в бан­ке. Что касается занятой части населения, то 95% имеют счет либо в банке, либо в страховом обществе, либо в нескольких финансово-кредитных институтах.

Примерно с начала 70-х годов XX века банки стали придавать большое зна­чение системе своих взаимоотношений с клиентурой как торгово-промышленной, так и частной. По сути, это было начало нового этапа развития рынка банковских услуг, которое пошло по двум основным направлениям.

Первое направление было связано с совершенствованием уже существовав­ших видов операций и услуг. Так, в сфере кредитования многие банки ввели новые виды ссуд (в том числе для частных клиентов), такие, как:

■ ссуда физическому лицу на покупку нового дома до момента продажи заемщиком его старого дома (bridging loan);

■ ссуда на покупку дома (housing loan), предлагаемая физическим лицам, как правило, не владеющим на момент выдачи ссуды какой-либо недвижимостью;

■ ссуда иа улучшение (ремонт) дома (home improvement loan), предоставля­емая домовладельцу, планирующему реконструкцию, перестройку или ремонт принадлежащего ему дома;

■ ссуда на потребительские цели (consumer loan), формирование личного кредитного плана (personal credit plan);

■ ссуда под страховой полис (policy loan);

■ ссуда с погашением в рассрочку (instalment loan);

■ ссуда частному лицу на необусловленные цели (use-as-you-please loan);

■ потребительская денежная ссуда с разовым погашением (single payment personal cash loan);

■ ссуда фермеру на улучшение земельных угодий (improvement loan);

■ ссуда на учебу или стажировку (probate advance). Для клиентов — юридических лиц стали применяться:

■ ссуда на начало и развитие предпринимательской деятельности (business start loan; business development plan);

■ ссуда на покупку активов другой фирмы (acquisition loan) и др.

Банки стремились найти возможные варианты модификации старых опера­ций не только для удовлетворения потребностей имеющихся клиентов, но и для привлечения новых.

Второе направление развития рынка банковских услуг заключалось в осу­ществлении принципиально новых, ранее не проводившихся операций для клиен­тов. Это направление со временем стало основным звеном политики многих банков и потребовало важнейших функциональных и структурных изменений в их дея­тельности.

В начале 80-х годов XX века коммерческие банки в силу ряда причин (глоба­лизация рынков, усиление конкуренции, технологическая революция в банков­ском деле и др.) существенно расширили круг своих операций, отдавая приоритет развитию новых форм обслуживания клиентов. Началось формирование обнов­ленного рынка банковских услуг, на котором наряду с традиционными видами операций появились новые услуги.

Для России с переходом к системе рыночных отношений изучение и исполь­зование мирового опыта развития банковских услуг и операций коммерческих банков имеет особое значение. Практика показывает, что совершенствование взаимоотношений кредитных организаций с клиентами является непременным условием их устойчивого развития.

22.4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

В настоящее время в России все большее значение приобретают вопросы стабильности, надежности, устойчивости банковской системы в целом и ее элементов — банков.

Под устойчивостью банка следует понимать такое его динамичное состоя­ние, которое обеспечивает необходимую степень защиты от неблагоприятного воз­действия внешних и внутренних факторов. Устойчивость банка можно рассматри­вать как условие его прогрессирующего движения. Виды устойчивости банков можно классифицировать по ряду признаков[59], в том числе по характеру (эконо­мическая, политическая, моральная устойчивость); исходя из общей ее оцен­ки (реальная и мнимая устойчивость); по времени обеспечения (долгосрочная и краткосрочная устойчивость); по характеру сбалансированности (сбалансиро­ванная и с неустойчивым равновесием); по структуре (финансовая, органи­зационная, кадровая, операционная, коммерческая устойчивость); по проводимой политике (постоянная или часто меняющаяся устойчивость в рамках общей концепции); с позиции равномерности развития банков (быстро развивающая­ся, равномерно развивающаяся и неравномерно развивающаяся устойчивость); с позиции общественной полезности (общественно полезная и эгоистичная устой­чивость).

Экономическая устойчивость банка во многом определяется финансовы­ми результатами его деятельности, уровнем принимаемых банком рисков в сочета­нии с его ликвидностью и доходностью.

Ликвидность (от лат. liquidus — жидкий, текучий) в буквальном смысле означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей и прочих активов в денежные средства. Ликвидность банка нередко определяют как способность банка приобретать наличные средства в центральном банке или банках-корреспондентах по разумной цене. В целом ликвидность банка пред­полагает возможность продавать ликвидные активы, приобретать денежные сред­ства в центральном банке и осуществлять эмиссию акций, облигаций, депозит­ных и сберегательных сертификатов, других долговых инструментов.

Термин платежеспособность несколько шире: подразумевается не только и не столько возможность превращения активов в быстрореализуемые, сколько способность юридического или физического лица своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных или иных операций денежного характера. Таким образом, ликвидность выступает как необходимое и обязательное условие платежеспособности, контроль за соблю­дением которой уже берет на себя не только само юридическое или физическое лицо, но и определенный внешний орган надзора и контроля.

Ликвидность для коммерческого банка — это его способность обеспечить своевременное выполнение в денежной форме своих обязательств по пассиву. Ликвидность банка определяется сбалансированностью активов и пассивов его баланса, степенью соответствия сроков размещенных активов и привлеченных банком пассивов.

Нормы ликвидности банка обычно устанавливаются как отношение раз­личных статей активов баланса ко всей сумме или к определенным статьям пас­сивов или, наоборот, пассивов к активам. Ликвидность банка — основа его платеже­способности.

Платежеспособность трактуется как способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам (перед вкладчиками по вып­лате депозитов, перед акционерами — по выплате дивидендов, перед государст­вом — по уплате налогов, перед персоналом — по выплате заработной платы).

В современной экономической литературе описаны два подхода к харак­теристике ликвидности. Ликвидность можно понимать как «запас» или как «поток». Запас характеризует ликвидность банка на определенный момент вре­мени, его способность ответить по своим текущим обязательствам, в особенности по счетам до востребования.

Как «поток» ликвидность оценивается за определенный период времени либо на перспективу. При этом подход к ликвидности с точки зрения «запаса» характеризуется как весьма узкий. Нужно иметь в виду, что при рассмотрении ликвидности как «потока» повышенное внимание уделяется возможности обеспе­чения обращения менее ликвидных активов в более ликвидные, а также притоку дополнительных средств, включая полученные займы. Следовательно, наиболь­шее значение приобретает не только оценка ликвидности — «потока», но и оценка ликвидности — «прогноза».

Для оценки совокупной ликвидности коммерческого банка нужно систем­но рассматривать стационарную ликвидность («запас»), текущую ликвидность («поток») и перспективную ликвидность («прогноз»).

Таким образом, ликвидность баланса банка подразумевает моментную оцен­ку состояния банка на определенную дату, т.е. ликвидность баланса есть состав - ная часть ликвидности банка. При этом баланс коммерческого банка должен обес­печивать представление данных аналитического и синтетического учета в форме, приемлемой для расчета совокупной ликвидности банка. При несоблюдении второго условия может возникнуть ситуация, когда, обладая достаточно ликвид­ным балансом на определенную дату, банк тем не менее полностью или частично неликвиден.

На ликвидность и платежеспособность коммерческого банка оказывает влия­ние ряд факторов, которые можно разделить на макро- и микроэкономические.

К основным макроэкономическим факторам, определяющим ликвид­ность и платежеспособность банка, относят, например, геополитическую и макро­экономическую обстановку в стране, совокупность законодательных, юридических и правовых норм банковской деятельности, структуру и стабильность банковской системы, состояние денежного рынка и рынка ценных бумаг.

На ликвидность и платежеспособность коммерческого банка влияют и микро­экономические факторы. К числу основных таких факторов относят ресурсную базу банка, качество вложений, уровень менеджмента, функциональную структуру и мотивацию деятельности банка.

Следует отметить, что указанные группы факторов оказывают воздействие в комплексе, причем взаимосвязь наблюдается как в отдельных группах, так и между группами.

В зарубежной практике общий резерв ликвидности подразделяется на пер­вичный и вторичный.

Первичный резерв ликвидности рассматривается как главный источник лик­видности банка. В балансовых отчетах в роли первичных резервов фигурируют активы, включаемые в статью «Наличность и задолженность других банков», куда входят средства на счетах обязательных резервов, средства на корреспондентских счетах (вкладах) в других коммерческих банках, наличные деньги в сейфе и чеки, а также иные платежные документы в процессе инкассирования. Доля первич­ных резервов оценивается отношением наличных активов к сумме вкладов или к сумме всех активов.

Вторичный резерв ликвидности — высоколиквидные доходные активы, кото­рые с минимальной задержкой и незначительным риском потерь можно превра­тить в наличные средства. К ним относятся активы, которые обычно составляют портфель правительственных ценных бумаг, и в некоторых случаях — средства на ссудных счетах. Основное назначение вторичных резервов — служить источни­ком пополнения первичных резервов.

Общий резерв ликвидности коммерческого банка зависит от нормы обяза­тельного резерва, устанавливаемого центральным банком, и уровня резерва лик­видности, определяемого банком самостоятельно для себя. Каждый коммерческий банк стремится создать минимальный резерв ликвидных средств и обеспечить максимальный кредитный потенциал исходя из своей ликвидности, надежности, прибыльности.

Ликвидность — важнейшая качественная характеристика деятельности бан­ка, свидетельствующая о его надежности, стабильности, устойчивости. Для обеспе­чения ликвидности банку необходимо формировать такую структуру баланса, при которой активы, не утрачивая своей стоимости, могут своевременно преобразо­вываться в денежные средства по мере востребования пассивов.

Ликвидность тесно связана с доходностью банка, но в большинстве случаев желание достижения высокой ликвидности противоречит необходимости обес­печения более высокой прибыльности. Наиболее рациональная политика ком­мерческого банка в области управления ликвидностью состоит в обеспечении оптимального сочетания ликвидности и прибыльности. Следовательно, анализ ликвидности, прибыльности и уровня риска банка нужно проводить в комплексе.

За последние годы наблюдалось существенное возрастание рисков, связан­ных с банковской деятельностью, что ставит проблему «риск — ликвидность» в центр управления банковскими операциями. Наиболее распространенными финансо­выми рисками являются риск неплатежеспособности заемщика, кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск несбалансированной ликвидности.

Риск постоянно сопутствует банковской деятельности. Риски в банковской практике — это опасность (возможность) потерь для банка при наступлении опре­деленных событий.

Риски могут быть как собственно банковскими (внутренними), связанными с функционированием кредитного института, так и внешними, или общими. Важ­нейшим способом преодоления или минимизации рисков является их регули­рование, т.е. поддержание, как мы уже говорили, оптимального соотношения ликвидности и платежеспособности банка в процессе управления его активами и пассивами. Высокий уровень прибыльности, как правило, связан с высокориско­выми операциями. В банковской практике под рисковыми понимаются или очень выгодные, или весьма невыгодные операции. Причем потенциальная вероятность получить максимально возможную выгоду возрастает по мере увеличения степе­ни риска. Анализируя степень рисковости выполнения тех или иных операций, банки используют различные приемы с тем, чтобы максимально снизить возмож­ные убытки. Например, банки создают консорциумы, тем самым распределяя риски среди нескольких субъектов отношений; покрывают возникшие убытки от проведения рисковых операций за счет прибыли по другим видам операций; проводят страхование рисков.

Политика банка должна заключаться в том, чтобы стремиться достичь равно­весия (оптимального соотношения) между риском и доходом банка. Равновесие в ближайшей перспективе (или так называемое краткосрочное равновесие) пред­ставляет собой соотношение между ликвидностью и прибыльностью. Чем выше ликвидность банка, тем ниже прибыльность и, наоборот, чем ниже ликвидность, тем выше ожидаемая прибыль и обязательно риск. Равновесие в отдаленной пер­спективе (или долгосрочное равновесие) предполагает, что чем выше ликвидность, тем прочнее финансовое состояние банка, его капитальная база, и наоборот, чем ниже ликвидность, тем менее устойчив банк с точки зрения капитальной платеже­способности.

Доходность и ликвидность банков не достигаются автоматически. Очевид­ным решением проблемы привлечения дешевых и размещения дорогих ресурсов является проведение такой политики банка, которая может принести наивысший доход при разумном, с точки зрения руководства банка, уровне риска. Руковод­ство банка — акционеры (пайщики) — заинтересованы в более высоких доходах, которые могут быть получены за счет вложения средств в долгосрочные проекты, ценные бумаги сомнительного качества и т.п. Однако подобные действия серьезно ухудшают ликвидность банка, необходимую при изъятии вкладов и для удовлетворения законного спроса на кредит. Неспособность же банка удовлет­ворить обоснованные и законные потребности клиентов приведет к немедленной потере банком выгодных контрактов, ослаблению его конкурентных позиций и в конечном счете к возможному краху банка как жизнеспособного субъекта рыночных отношений. Таким образом, подобные операции коммерческих банков могут поставить под сомнение платежеспособность, ликвидность и устойчивость банковской системы в целом.

Основным методом управления ликвидностью и платежеспособностью рос­сийских коммерческих банков (с позиций внутреннего и внешнего аудита) являет­ся соблюдение ими экономических нормативов Банка России. В настоящее время для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банков­ской системы Банк России устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:

■ минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых и мини­мальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;

■ нормативы достаточности капитала;

■ нормативы ликвидности;

■ максимальный размер риска на одного заемщика или группу взаимо­связанных заемщиков;

■ максимальный размер крупных кредитных рисков;

■ максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

■ максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предостав­ляемых кредитной организацией своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;

■ максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

■ нормативы использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц.

Анализ ликвидности и управление ею в коммерческом банке проводится одновременно с анализом доходности его деятельности.

Анализ результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли.

Прибыль — это главный показатель результативности работы банка. Коли­чественная и качественная оценка прибыльности проводится с целью выяснения финансовой устойчивости банка. В целом речь идет о качественной стороне дела, а не о массе той прибыли, которая получена банком. Данные о прибыли, которые используются для оценки работы банка,— это итоговые показатели, но вопрос заклю­чается в том, за счет каких факторов она получена и как используется в дальнейшем: на накопление или потребление. Бытующее представление о том, что надежность банка определяется размером его прибыли и выплачиваемых дивидендов, более чем спорно. Напротив, высокий дивиденд при всей его привлекательности для акцио­неров еще не свидетельствует о высокоэффективной деятельности кредитной организации. Прибыль должна рассматриваться с позиции ее достаточности для роста банковского капитала, в связи с чем ее рациональнее уберечь от чрезмерного распределения на потребительские цели. Масса прибыли сама по себе — далеко не исчерпывающий показатель. Ее необходимо сравнивать с другими показате­лями, характеризующими деятельность банка. Анализ финансовой деятельности банка проводится одновременно с анализом ликвидности баланса банка и на осно­ве полученных результатов делают вывод относительно надежности банка в целом.

Особое значение в обеспечении устойчивости банка имеет использование современных приемов менеджмента и маркетинга.

Под банковским менеджментом понимают управление деятельностью банка по различным направлениям, в том числе управление депозитными, ссудны­ми, расчетно-кассовыми операциями, ликвидностью, доходностью банка, рисками в его деятельности, персоналом. Основополагающими моментами в менеджменте являются правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее достижения. Для каждого банка прежде всего должны быть ясны его цели. Цели коммерческого банка определяются с позиции его доходности, рентабель­ности, ликвидности, структуры баланса, направлений деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного про­цента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по бан­ку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи.

Наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности, можно выделить качество и квалификацию мене­джмента, его маркетинговую активность. Западные банки смогли сделать качественный скачок в развитии прежде всего благодаря прекрасно налаженному менеджменту и маркетингу.

Под маркетингом понимают вид деятельности по удовлетворению обще­ственных потребностей посредством обмена[60]. Маркетинг — это рыночная страте­гия по созданию, продвижению и сбыту продуктов/услуг. Банковский маркетинг представляет собой определенный набор технических приемов, целью примене­ния которых является удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом. Основной мотив банковского маркетинга — удовлетворение потребностей клиентов путем дифференциации услуг при заинтересованности работников в результатах своего труда для достижения рентабельности банка.

В настоящее время маркетинг в банковской сфере — это:

■ выявление существующих и потенциальных рынков для предоставления

услуг;

■ выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и опреде­ление соответствующих потребностей клиентов;

■ установление кратко- и долгосрочных целей развития существующих и создания новых видов услуг;

■ предложение услуг таким образом, чтобы заинтересовать клиентов при условии постоянного контроля за качеством выполнения услуг и получения при­были от их оказания.

Зарубежный опыт свидетельствует, что маркетингу в целом придается все большее значение по мере усиления конкуренции между коммерческими банками и между банками и другими финансово-кредитными институтами. В некоторых странах с этой целью даже были созданы исследовательские учреждения, специа­лизирующиеся на изучении проблем рекламы и маркетинга (например, Институт маркетинга в Великобритании).

В нашей стране вопросы банковского менеджмента и маркетинга стали вол­новать банкиров относительно недавно. Подтверждением является, например, тот факт, что лишь в последней российской инструкции по проведению аудиторской проверки предусматривается обязательная оценка аудиторами состояния менед­жмента в банке.

Финансовое состояние банка — это комплексное понятие, которое харак­теризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использо­вание финансовых ресурсов.

Внутренний аудит предполагает оценку, контроль и анализ основных направлений деятельности банка с точки зрения самого банка, его представлений об эффективности работы, целесообразности проведения тех или иных банков­ских операций и оказания услуг, их доходности и пр.

Внешний аудит проводится центральным банком, другими коммерческими банками, налоговым органом, аудиторскими фирмами и прочими организациями, а также клиентами (реальными и потенциальными) коммерческого банка.

Весьма важен для банка не только внутренний анализ его деятельности, но и сравнение своих результатов работы с результатами работы других банков. В усло­виях рыночной экономики важно проследить также тенденции развития банков­ской системы на национальном уровне. Сегодня в России налицо дефицит ана­литической информации о работе коммерческих банков. Поэтому важен рейтинг банков как основа для изучения их деятельности.

В международной практике используются разные методики составления бан­ковских рейтингов. Обычно оценку надежности банков, или банковский рейтинг, проводят центральные банки или государственные органы надзора за работой банков.

В США рейтинг надежности всех американских банков ведет Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка страны. В Германии эту работу выполняет Министерство финансов, используя нерейтинговые методики. В нашей стране Банк России также проводит работу по оценке надежности и стабильности всех коммерческих банков. Но особое внимание при этом уделяется, конечно, выяв­лению банков, находящихся в нижней части рейтинговой таблицы, т.е. ненадежных, имеющих недостатки в финансовой деятельности.

Отметим, что правительственные органы во многих странах мира в отличие от специализированных рейтинговых агентств не публикуют результаты своих исследований, чтобы не повлиять на отношение к этим банкам со стороны акцио­неров и клиентов (реальных и потенциальных).

Рейтинг банков — это система оценки их деятельности, основанная на финан­совых показателях работы и данных баланса банка. Осуществление рейтинга банка в целом состоит в выведении свободной оценки по всем направлениям, которые подверглись анализу.

Рейтинговая оценка может быть проведена специальным рейтинговым агент­ством на основании соглашения с банком. Она призвана защитить интересы банка и его клиентов. По банковскому рейтингу можно судить о финансовом положении кредитного института, его месте и роли в банковской системе.

Единой универсальной методики анализа устойчивости, надежности банка не существует (не только в России, но и за рубежом), поскольку банки различаются по функциональному признаку, набору выполняемых операций и услуг, составу клиентов, территориальному признаку, проводимой политике на финансовых рын­ках и т.д.

В мировой банковской практике существуют два основных подхода к оценке деятельности коммерческих банков:

1) на основе анализа системы показателей конкретного банка и их сравне­ния с аналогичными показателями первоклассных банков;

2) на базе рейтинговой оценки, производимой надзорными органами.

В России пока сложно полноценно использовать эти подходы в анализе. В первую очередь потому, что в нашей стране практически нет экспертных служб, которые профессионально могли бы в масштабах государства заниматься сбором, обобщением, систематизацией и публикацией материалов, отражающих деятель­ность коммерческих банков, как это делается в экономически развитых странах. Более того, ряд показателей, применяемых в международной практике, не адапти­рован для российских банков. Поэому необходимо завершить работу по переходу на международные стандарты в области учета и отчетности банков России, а также оптимизировать принципы их работы.

В США для оиенки надежности, стабильности работы коммерческих банков использу­ют рейтинговую систему CAMEL, в которой важнейшими показателями, характеризу­ющими деятельность коммерческого банка, являются: достаточность капитала (С); качество активов (А); уровень менеджмента (М); доходность (£); ликвидность (О.

Приниип составления рейтинга состоит в том, что при расчете названных показа­телей значение каждого из них отмечается на графике по оси абсиисс. По оси ординат показателю анализируемого банка соответствует точка, отражающая положение дан­ного банка в обшей совокупности банков США (в процентах — так называемый проиен- тиль). Итак, проиентиль характеризует место банка по отношению к группе сопостави­мых банков.

В США сопоставимая группа может насчитывать до 100 и более банков. Учитывая то, что в США в настоящее время насчитывается примерно 10 ООО банков, из них формируют около 25 групп сопоставимых банков. Основными критериями выделения групп являются:

а) размер банка (валюта баланса, сумма всех активов и пр.);

б) местоположение банка (расположен банк в городе или в сельской местности), позволяющее оценить уровень конкуренции, испытываемой банком, что отражается на уровне его маржи и затрат;

в) наличие или отсутствие филиальной сети.

Банк считается устойчивым, если он располагает достаточным капиталом, имеет ликвидный баланс, является платежеспособным и удовлетворяет ряду требований к качеству его капитала. Обшая сумма баллов, подсчитанная таким способом, исполь­зуется для определения рейтинга данного банка по совокупности всех факторов.

22.5. РОЛЬ ПОЛИТИКИ БАНКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕГО УСТОЙЧИВОСТИ

Для успешной работы и получения прибыли коммерческому банку недо­статочно знать законы о банках, другие законодательные и административные нор­мы и правила. Они ие дают ответа на многие вопросы, относящиеся к обеспече­нию безопасности, надежности и прибыльности операций. Поэтому для банка осо­бенно важно сформировать политику, которая позволяла бы определять направ­ления использования средств акционеров и вкладчиков, регулировать состав и объем депозитного, кредитного, фондового портфеля, прогнозировать и преодо­левать риски, а также выявлять обстоятельства, при которых целесообразно прово­дить те или иные операции.

В целом под политикой принято понимать установленный курс, которого придерживается правительство, организация или частное лицо и который характе­ризуется как взвешенность суждений в управлении делами и процедурами.

На макроэкономическом уровне банковскую политику можно определить как политику, проводимую банками страны во главе с центральным банком, по под­держанию устойчивости банковской системы и обеспечению нормального функ­ционирования экономики.

На микроэкономическом уровне, т.е. на уровне конкретного банка, банков­скую политику можно определить как стратегию и тактику банка в области орга­низации и осуществления его операций и оказания услуг с целью обеспечения его рентабельности, устойчивости и ликвидности.

Основополагающим моментом при разработке банковской политики явля­ется правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее достижения. В общем цель коммерческого банка определяется с позиций его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений дея­тельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области креди­тования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как теку­щие задачи. Поскольку банк является социальной системой, а люди в своей дея­тельности руководствуются собственными целями, намерениями, интересами, то постановка целей банка осуществляется с учетом частных целей его владельцев, руководителей, персонала, а также клиентов и органов банковского надзора. Оче­видно, что для владельцев наиболее важная цель — развитие банка (увеличение активов, собственного капитала, числа клиентов, количества и спектра операций, а главное — рост доходов и цены акций). Управляющие банком имеют наиболее широкий спектр целей, так как они отвечают за эффективность работы банка в целом. Определяющей же их целью является рост прибыли. Для клиентов бан­ка (кредиторов и заемщиков) цели будут различны с точки зрения получения дохода, поскольку их интересы противоположны, но они солидарны в своем жела­нии иметь в качестве партнера надежный банк. Основная цель служащих банка — повышение уровня текущих доходов. Государство интересует прежде всего надеж­ность и устойчивость банка.

Важно также выбрать необходимый ракурс для определения целей банка. Например, с точки зрения маркетинга конечные цели развития банка, приня­тые для исполнения его руководителями или владельцами, будут определять позиции банка по отношению к клиентам и партнерам. При этом предпочтения банка будут зависеть от его корпоративной культуры, связанной с основными цен­ностями акционеров и с прошлым опытом развития, места, роли и значения банка на рынке, характера и распределения ресурсов, которыми располагает банк, степе­ни риска и т.д.

Согласование перечисленных частных целей и интересов представляет собой сложную многофакторную задачу координации, взаимоувязки целей (а не просто­го их объединения) в результате договоренности, компромисса между заинтересо­ванными сторонами. Поэтому основной целью коммерческого банка является его развитие, понимаемое в широком смысле. Имеется в виду развитие банка как ком­мерческого предприятия с точки зрения его количественного роста и повышения эффективности работы (качественный рост), а также развитие банка как социаль­ного института с позиций обеспечения интересов клиентов, удовлетворения инте­ресов персонала и органов банковского надзора.

Сочетание стратегических целей и оперативных задач, стратегического и текущего планирования позволяют коммерческим банкам избежать неудач, полнее реализовать свой коммерческий интерес. Ясная стратегическая ориента­ция дает банку импульс для развития предпринимательской деятельности.

В современных условиях обострения межбанковской конкуренции, усиле­ния влияния рисков (внешних и внутренних) большая часть российских банков не могут проводить свою политику в рамках узкой специализации. Независимо от названия сберегательные, ипотечные, инвестиционные и другие банки вынужде­ны диверсифицировать риски, фактически став универсальными и работая на раз­ных финансовых рынках. Например, Сбербанк России начиная с 1989 года стал проводить курс на универсализацию. И сегодня доля Сбербанка на рынке креди­тования предприятий и в целом обслуживания юридических лиц возрастает. Цель банка была сформулирована так: сохранение приоритета (работа с населе­нием) и развитие по другим направлениям.

Итак, банковская политика — это совокупность методов, приемов, способов достижения поставленных целей по всем направлениям банковской деятельности.

Политика банка, рассматриваемая как совокупность предпочтительных направлений развития, обычно воплощается в проектах руководства банка (общая политика и общие направления), чаще всего разъясняемые в перечне целей (задач байка), составленном в иерархическом порядке. Эта общая политика банка может быть близкой к отраслевой политике.

Цели банка — это количественное выражение (в показателях и сроках) направлений развития. При этом выделяют генеральные и второстепенные (про­межуточные) цели.

Стратегия банка предполагает логически выстроенное описание средств, необходимых для достижения целей.

Тактика банка — средства и ноу-хау, позволяющие реагировать на труд­ности, встречающиеся на пути к достижению целей.

«Банковская политика» — обобщающее понятие, включающее ряд элемен­тов. Основными элементами банковской политики являются:

■ депозитная политика;

■ кредитная политика;

■ политика в области организации расчетно-кассового обслуживания кли­ентов;

■ процентная политика, валютная политика, политика по проведению отдельных банковских операций (консалтинговых, трастовых, фондовых, элек­тронных и пр.);

■ политика в области управления рисками, рентабельностью банка, персо­налом.

Банковская политика формируется под воздействием ряда факторов; основ­ными среди них выступают: состояние рынка, на котором работает банк (риски, уровень инфляции, конкуренция, спрос на банковские операции и услуги и т.д.), и приоритеты развития банка на ближайшую и отдаленную перспективу (доход­ность, ликвидность, расширение клиентуры, завоевание новых рынков, внедрение новых видов операций и услуг и др). Для оценки современного состояния рынка банковских операций и услуг и перспектив его развития банки проводят марке­тинговые исследования рынка, которые позволяют выработать наиболее эконо­мически обоснованную банковскую политику.

ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА

Депозитная политика банка представляет собой банковскую политику по привлечению средств в депозиты и эффективному управлению ими. Решающим условием успешного проведения банками депозитной полити­ки является эффективное использование мобилизованных средств. Депозит­ная политика коммерческих банков должна ориентироваться на две категории вкладчиков: физических и юридических лиц. При этом банки учитывают особен­ности каждой группы клиентов. Взаимовыгодные отношения клиентов и банка служат гарантией успеха проведения депозитной политики. Чтобы увеличить число вкладчиков, банкам нужно более тщательно изучать их интересы и требо­вания. Но и клиентам необходимо хорошо знать финансовое состояние обслужи­вающего их банка.

На Западе определены критерии так называемого идеального банка, который пользу­ется неограниченным доверием клиентов. Такой банк должен быть солидным, надеж­ным, преуспевающим, предоставляющим разнообразную информацию и консульта­ции, хорошо организованным, новаторским, с доброй славой, ориентированным на запросы клиента, доступным в смысле приемлемых процентных ставок, опытным, высокопрофессиональным.

Рост депозитов — не стихийный процесс. Он зависит от многих факторов и связан прежде всего с политикой банков, направленной на мобилизацию средств, повышение заинтересованности клиентов во вложение средств.

ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.32 (0.059 с.)