Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления развития банковских операций и услугСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современный уровень развития производительных сил требует от банковского сектора предоставления все большего числа услуг своим клиентам — промышленным и торговым компаниям и населению. В последние 20—25 лет банковское дело в ряде развитых стран вышло на качественно новый уровень, что предполагает, в частности, охват большинства населения банковскими услугами. Так, в Великобритании, Франции, Германии около 80% взрослого населения имеют текущий счет или вклад в банке. Что касается занятой части населения, то 95% имеют счет либо в банке, либо в страховом обществе, либо в нескольких финансово-кредитных институтах. Примерно с начала 70-х годов XX века банки стали придавать большое значение системе своих взаимоотношений с клиентурой как торгово-промышленной, так и частной. По сути, это было начало нового этапа развития рынка банковских услуг, которое пошло по двум основным направлениям. Первое направление было связано с совершенствованием уже существовавших видов операций и услуг. Так, в сфере кредитования многие банки ввели новые виды ссуд (в том числе для частных клиентов), такие, как: ■ ссуда физическому лицу на покупку нового дома до момента продажи заемщиком его старого дома (bridging loan); ■ ссуда на покупку дома (housing loan), предлагаемая физическим лицам, как правило, не владеющим на момент выдачи ссуды какой-либо недвижимостью; ■ ссуда иа улучшение (ремонт) дома (home improvement loan), предоставляемая домовладельцу, планирующему реконструкцию, перестройку или ремонт принадлежащего ему дома; ■ ссуда на потребительские цели (consumer loan), формирование личного кредитного плана (personal credit plan); ■ ссуда под страховой полис (policy loan); ■ ссуда с погашением в рассрочку (instalment loan); ■ ссуда частному лицу на необусловленные цели (use-as-you-please loan); ■ потребительская денежная ссуда с разовым погашением (single payment personal cash loan); ■ ссуда фермеру на улучшение земельных угодий (improvement loan); ■ ссуда на учебу или стажировку (probate advance). Для клиентов — юридических лиц стали применяться: ■ ссуда на начало и развитие предпринимательской деятельности (business start loan; business development plan); ■ ссуда на покупку активов другой фирмы (acquisition loan) и др. Банки стремились найти возможные варианты модификации старых операций не только для удовлетворения потребностей имеющихся клиентов, но и для привлечения новых. Второе направление развития рынка банковских услуг заключалось в осуществлении принципиально новых, ранее не проводившихся операций для клиентов. Это направление со временем стало основным звеном политики многих банков и потребовало важнейших функциональных и структурных изменений в их деятельности. В начале 80-х годов XX века коммерческие банки в силу ряда причин (глобализация рынков, усиление конкуренции, технологическая революция в банковском деле и др.) существенно расширили круг своих операций, отдавая приоритет развитию новых форм обслуживания клиентов. Началось формирование обновленного рынка банковских услуг, на котором наряду с традиционными видами операций появились новые услуги. Для России с переходом к системе рыночных отношений изучение и использование мирового опыта развития банковских услуг и операций коммерческих банков имеет особое значение. Практика показывает, что совершенствование взаимоотношений кредитных организаций с клиентами является непременным условием их устойчивого развития. 22.4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В настоящее время в России все большее значение приобретают вопросы стабильности, надежности, устойчивости банковской системы в целом и ее элементов — банков. Под устойчивостью банка следует понимать такое его динамичное состояние, которое обеспечивает необходимую степень защиты от неблагоприятного воздействия внешних и внутренних факторов. Устойчивость банка можно рассматривать как условие его прогрессирующего движения. Виды устойчивости банков можно классифицировать по ряду признаков[59], в том числе по характеру (экономическая, политическая, моральная устойчивость); исходя из общей ее оценки (реальная и мнимая устойчивость); по времени обеспечения (долгосрочная и краткосрочная устойчивость); по характеру сбалансированности (сбалансированная и с неустойчивым равновесием); по структуре (финансовая, организационная, кадровая, операционная, коммерческая устойчивость); по проводимой политике (постоянная или часто меняющаяся устойчивость в рамках общей концепции); с позиции равномерности развития банков (быстро развивающаяся, равномерно развивающаяся и неравномерно развивающаяся устойчивость); с позиции общественной полезности (общественно полезная и эгоистичная устойчивость). Экономическая устойчивость банка во многом определяется финансовыми результатами его деятельности, уровнем принимаемых банком рисков в сочетании с его ликвидностью и доходностью. Ликвидность (от лат. liquidus — жидкий, текучий) в буквальном смысле означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей и прочих активов в денежные средства. Ликвидность банка нередко определяют как способность банка приобретать наличные средства в центральном банке или банках-корреспондентах по разумной цене. В целом ликвидность банка предполагает возможность продавать ликвидные активы, приобретать денежные средства в центральном банке и осуществлять эмиссию акций, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, других долговых инструментов. Термин платежеспособность несколько шире: подразумевается не только и не столько возможность превращения активов в быстрореализуемые, сколько способность юридического или физического лица своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных или иных операций денежного характера. Таким образом, ликвидность выступает как необходимое и обязательное условие платежеспособности, контроль за соблюдением которой уже берет на себя не только само юридическое или физическое лицо, но и определенный внешний орган надзора и контроля. Ликвидность для коммерческого банка — это его способность обеспечить своевременное выполнение в денежной форме своих обязательств по пассиву. Ликвидность банка определяется сбалансированностью активов и пассивов его баланса, степенью соответствия сроков размещенных активов и привлеченных банком пассивов. Нормы ликвидности банка обычно устанавливаются как отношение различных статей активов баланса ко всей сумме или к определенным статьям пассивов или, наоборот, пассивов к активам. Ликвидность банка — основа его платежеспособности. Платежеспособность трактуется как способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам (перед вкладчиками по выплате депозитов, перед акционерами — по выплате дивидендов, перед государством — по уплате налогов, перед персоналом — по выплате заработной платы). В современной экономической литературе описаны два подхода к характеристике ликвидности. Ликвидность можно понимать как «запас» или как «поток». Запас характеризует ликвидность банка на определенный момент времени, его способность ответить по своим текущим обязательствам, в особенности по счетам до востребования. Как «поток» ликвидность оценивается за определенный период времени либо на перспективу. При этом подход к ликвидности с точки зрения «запаса» характеризуется как весьма узкий. Нужно иметь в виду, что при рассмотрении ликвидности как «потока» повышенное внимание уделяется возможности обеспечения обращения менее ликвидных активов в более ликвидные, а также притоку дополнительных средств, включая полученные займы. Следовательно, наибольшее значение приобретает не только оценка ликвидности — «потока», но и оценка ликвидности — «прогноза». Для оценки совокупной ликвидности коммерческого банка нужно системно рассматривать стационарную ликвидность («запас»), текущую ликвидность («поток») и перспективную ликвидность («прогноз»). Таким образом, ликвидность баланса банка подразумевает моментную оценку состояния банка на определенную дату, т.е. ликвидность баланса есть состав - ная часть ликвидности банка. При этом баланс коммерческого банка должен обеспечивать представление данных аналитического и синтетического учета в форме, приемлемой для расчета совокупной ликвидности банка. При несоблюдении второго условия может возникнуть ситуация, когда, обладая достаточно ликвидным балансом на определенную дату, банк тем не менее полностью или частично неликвиден. На ликвидность и платежеспособность коммерческого банка оказывает влияние ряд факторов, которые можно разделить на макро- и микроэкономические. К основным макроэкономическим факторам, определяющим ликвидность и платежеспособность банка, относят, например, геополитическую и макроэкономическую обстановку в стране, совокупность законодательных, юридических и правовых норм банковской деятельности, структуру и стабильность банковской системы, состояние денежного рынка и рынка ценных бумаг. На ликвидность и платежеспособность коммерческого банка влияют и микроэкономические факторы. К числу основных таких факторов относят ресурсную базу банка, качество вложений, уровень менеджмента, функциональную структуру и мотивацию деятельности банка. Следует отметить, что указанные группы факторов оказывают воздействие в комплексе, причем взаимосвязь наблюдается как в отдельных группах, так и между группами. В зарубежной практике общий резерв ликвидности подразделяется на первичный и вторичный. Первичный резерв ликвидности рассматривается как главный источник ликвидности банка. В балансовых отчетах в роли первичных резервов фигурируют активы, включаемые в статью «Наличность и задолженность других банков», куда входят средства на счетах обязательных резервов, средства на корреспондентских счетах (вкладах) в других коммерческих банках, наличные деньги в сейфе и чеки, а также иные платежные документы в процессе инкассирования. Доля первичных резервов оценивается отношением наличных активов к сумме вкладов или к сумме всех активов. Вторичный резерв ликвидности — высоколиквидные доходные активы, которые с минимальной задержкой и незначительным риском потерь можно превратить в наличные средства. К ним относятся активы, которые обычно составляют портфель правительственных ценных бумаг, и в некоторых случаях — средства на ссудных счетах. Основное назначение вторичных резервов — служить источником пополнения первичных резервов. Общий резерв ликвидности коммерческого банка зависит от нормы обязательного резерва, устанавливаемого центральным банком, и уровня резерва ликвидности, определяемого банком самостоятельно для себя. Каждый коммерческий банк стремится создать минимальный резерв ликвидных средств и обеспечить максимальный кредитный потенциал исходя из своей ликвидности, надежности, прибыльности. Ликвидность — важнейшая качественная характеристика деятельности банка, свидетельствующая о его надежности, стабильности, устойчивости. Для обеспечения ликвидности банку необходимо формировать такую структуру баланса, при которой активы, не утрачивая своей стоимости, могут своевременно преобразовываться в денежные средства по мере востребования пассивов. Ликвидность тесно связана с доходностью банка, но в большинстве случаев желание достижения высокой ликвидности противоречит необходимости обеспечения более высокой прибыльности. Наиболее рациональная политика коммерческого банка в области управления ликвидностью состоит в обеспечении оптимального сочетания ликвидности и прибыльности. Следовательно, анализ ликвидности, прибыльности и уровня риска банка нужно проводить в комплексе. За последние годы наблюдалось существенное возрастание рисков, связанных с банковской деятельностью, что ставит проблему «риск — ликвидность» в центр управления банковскими операциями. Наиболее распространенными финансовыми рисками являются риск неплатежеспособности заемщика, кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск несбалансированной ликвидности. Риск постоянно сопутствует банковской деятельности. Риски в банковской практике — это опасность (возможность) потерь для банка при наступлении определенных событий. Риски могут быть как собственно банковскими (внутренними), связанными с функционированием кредитного института, так и внешними, или общими. Важнейшим способом преодоления или минимизации рисков является их регулирование, т.е. поддержание, как мы уже говорили, оптимального соотношения ликвидности и платежеспособности банка в процессе управления его активами и пассивами. Высокий уровень прибыльности, как правило, связан с высокорисковыми операциями. В банковской практике под рисковыми понимаются или очень выгодные, или весьма невыгодные операции. Причем потенциальная вероятность получить максимально возможную выгоду возрастает по мере увеличения степени риска. Анализируя степень рисковости выполнения тех или иных операций, банки используют различные приемы с тем, чтобы максимально снизить возможные убытки. Например, банки создают консорциумы, тем самым распределяя риски среди нескольких субъектов отношений; покрывают возникшие убытки от проведения рисковых операций за счет прибыли по другим видам операций; проводят страхование рисков. Политика банка должна заключаться в том, чтобы стремиться достичь равновесия (оптимального соотношения) между риском и доходом банка. Равновесие в ближайшей перспективе (или так называемое краткосрочное равновесие) представляет собой соотношение между ликвидностью и прибыльностью. Чем выше ликвидность банка, тем ниже прибыльность и, наоборот, чем ниже ликвидность, тем выше ожидаемая прибыль и обязательно риск. Равновесие в отдаленной перспективе (или долгосрочное равновесие) предполагает, что чем выше ликвидность, тем прочнее финансовое состояние банка, его капитальная база, и наоборот, чем ниже ликвидность, тем менее устойчив банк с точки зрения капитальной платежеспособности. Доходность и ликвидность банков не достигаются автоматически. Очевидным решением проблемы привлечения дешевых и размещения дорогих ресурсов является проведение такой политики банка, которая может принести наивысший доход при разумном, с точки зрения руководства банка, уровне риска. Руководство банка — акционеры (пайщики) — заинтересованы в более высоких доходах, которые могут быть получены за счет вложения средств в долгосрочные проекты, ценные бумаги сомнительного качества и т.п. Однако подобные действия серьезно ухудшают ликвидность банка, необходимую при изъятии вкладов и для удовлетворения законного спроса на кредит. Неспособность же банка удовлетворить обоснованные и законные потребности клиентов приведет к немедленной потере банком выгодных контрактов, ослаблению его конкурентных позиций и в конечном счете к возможному краху банка как жизнеспособного субъекта рыночных отношений. Таким образом, подобные операции коммерческих банков могут поставить под сомнение платежеспособность, ликвидность и устойчивость банковской системы в целом. Основным методом управления ликвидностью и платежеспособностью российских коммерческих банков (с позиций внутреннего и внешнего аудита) является соблюдение ими экономических нормативов Банка России. В настоящее время для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Банк России устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков: ■ минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых и минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков; ■ нормативы достаточности капитала; ■ нормативы ликвидности; ■ максимальный размер риска на одного заемщика или группу взаимосвязанных заемщиков; ■ максимальный размер крупных кредитных рисков; ■ максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); ■ максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых кредитной организацией своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам; ■ максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; ■ нормативы использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Анализ ликвидности и управление ею в коммерческом банке проводится одновременно с анализом доходности его деятельности. Анализ результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли. Прибыль — это главный показатель результативности работы банка. Количественная и качественная оценка прибыльности проводится с целью выяснения финансовой устойчивости банка. В целом речь идет о качественной стороне дела, а не о массе той прибыли, которая получена банком. Данные о прибыли, которые используются для оценки работы банка,— это итоговые показатели, но вопрос заключается в том, за счет каких факторов она получена и как используется в дальнейшем: на накопление или потребление. Бытующее представление о том, что надежность банка определяется размером его прибыли и выплачиваемых дивидендов, более чем спорно. Напротив, высокий дивиденд при всей его привлекательности для акционеров еще не свидетельствует о высокоэффективной деятельности кредитной организации. Прибыль должна рассматриваться с позиции ее достаточности для роста банковского капитала, в связи с чем ее рациональнее уберечь от чрезмерного распределения на потребительские цели. Масса прибыли сама по себе — далеко не исчерпывающий показатель. Ее необходимо сравнивать с другими показателями, характеризующими деятельность банка. Анализ финансовой деятельности банка проводится одновременно с анализом ликвидности баланса банка и на основе полученных результатов делают вывод относительно надежности банка в целом. Особое значение в обеспечении устойчивости банка имеет использование современных приемов менеджмента и маркетинга. Под банковским менеджментом понимают управление деятельностью банка по различным направлениям, в том числе управление депозитными, ссудными, расчетно-кассовыми операциями, ликвидностью, доходностью банка, рисками в его деятельности, персоналом. Основополагающими моментами в менеджменте являются правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее достижения. Для каждого банка прежде всего должны быть ясны его цели. Цели коммерческого банка определяются с позиции его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи. Наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности, можно выделить качество и квалификацию менеджмента, его маркетинговую активность. Западные банки смогли сделать качественный скачок в развитии прежде всего благодаря прекрасно налаженному менеджменту и маркетингу. Под маркетингом понимают вид деятельности по удовлетворению общественных потребностей посредством обмена[60]. Маркетинг — это рыночная стратегия по созданию, продвижению и сбыту продуктов/услуг. Банковский маркетинг представляет собой определенный набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом. Основной мотив банковского маркетинга — удовлетворение потребностей клиентов путем дифференциации услуг при заинтересованности работников в результатах своего труда для достижения рентабельности банка. В настоящее время маркетинг в банковской сфере — это: ■ выявление существующих и потенциальных рынков для предоставления услуг; ■ выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и определение соответствующих потребностей клиентов; ■ установление кратко- и долгосрочных целей развития существующих и создания новых видов услуг; ■ предложение услуг таким образом, чтобы заинтересовать клиентов при условии постоянного контроля за качеством выполнения услуг и получения прибыли от их оказания. Зарубежный опыт свидетельствует, что маркетингу в целом придается все большее значение по мере усиления конкуренции между коммерческими банками и между банками и другими финансово-кредитными институтами. В некоторых странах с этой целью даже были созданы исследовательские учреждения, специализирующиеся на изучении проблем рекламы и маркетинга (например, Институт маркетинга в Великобритании). В нашей стране вопросы банковского менеджмента и маркетинга стали волновать банкиров относительно недавно. Подтверждением является, например, тот факт, что лишь в последней российской инструкции по проведению аудиторской проверки предусматривается обязательная оценка аудиторами состояния менеджмента в банке. Финансовое состояние банка — это комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Внутренний аудит предполагает оценку, контроль и анализ основных направлений деятельности банка с точки зрения самого банка, его представлений об эффективности работы, целесообразности проведения тех или иных банковских операций и оказания услуг, их доходности и пр. Внешний аудит проводится центральным банком, другими коммерческими банками, налоговым органом, аудиторскими фирмами и прочими организациями, а также клиентами (реальными и потенциальными) коммерческого банка. Весьма важен для банка не только внутренний анализ его деятельности, но и сравнение своих результатов работы с результатами работы других банков. В условиях рыночной экономики важно проследить также тенденции развития банковской системы на национальном уровне. Сегодня в России налицо дефицит аналитической информации о работе коммерческих банков. Поэтому важен рейтинг банков как основа для изучения их деятельности. В международной практике используются разные методики составления банковских рейтингов. Обычно оценку надежности банков, или банковский рейтинг, проводят центральные банки или государственные органы надзора за работой банков. В США рейтинг надежности всех американских банков ведет Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка страны. В Германии эту работу выполняет Министерство финансов, используя нерейтинговые методики. В нашей стране Банк России также проводит работу по оценке надежности и стабильности всех коммерческих банков. Но особое внимание при этом уделяется, конечно, выявлению банков, находящихся в нижней части рейтинговой таблицы, т.е. ненадежных, имеющих недостатки в финансовой деятельности. Отметим, что правительственные органы во многих странах мира в отличие от специализированных рейтинговых агентств не публикуют результаты своих исследований, чтобы не повлиять на отношение к этим банкам со стороны акционеров и клиентов (реальных и потенциальных). Рейтинг банков — это система оценки их деятельности, основанная на финансовых показателях работы и данных баланса банка. Осуществление рейтинга банка в целом состоит в выведении свободной оценки по всем направлениям, которые подверглись анализу. Рейтинговая оценка может быть проведена специальным рейтинговым агентством на основании соглашения с банком. Она призвана защитить интересы банка и его клиентов. По банковскому рейтингу можно судить о финансовом положении кредитного института, его месте и роли в банковской системе. Единой универсальной методики анализа устойчивости, надежности банка не существует (не только в России, но и за рубежом), поскольку банки различаются по функциональному признаку, набору выполняемых операций и услуг, составу клиентов, территориальному признаку, проводимой политике на финансовых рынках и т.д. В мировой банковской практике существуют два основных подхода к оценке деятельности коммерческих банков: 1) на основе анализа системы показателей конкретного банка и их сравнения с аналогичными показателями первоклассных банков; 2) на базе рейтинговой оценки, производимой надзорными органами. В России пока сложно полноценно использовать эти подходы в анализе. В первую очередь потому, что в нашей стране практически нет экспертных служб, которые профессионально могли бы в масштабах государства заниматься сбором, обобщением, систематизацией и публикацией материалов, отражающих деятельность коммерческих банков, как это делается в экономически развитых странах. Более того, ряд показателей, применяемых в международной практике, не адаптирован для российских банков. Поэому необходимо завершить работу по переходу на международные стандарты в области учета и отчетности банков России, а также оптимизировать принципы их работы. В США для оиенки надежности, стабильности работы коммерческих банков используют рейтинговую систему CAMEL, в которой важнейшими показателями, характеризующими деятельность коммерческого банка, являются: достаточность капитала (С); качество активов (А); уровень менеджмента (М); доходность (£); ликвидность (О. Приниип составления рейтинга состоит в том, что при расчете названных показателей значение каждого из них отмечается на графике по оси абсиисс. По оси ординат показателю анализируемого банка соответствует точка, отражающая положение данного банка в обшей совокупности банков США (в процентах — так называемый проиен- тиль). Итак, проиентиль характеризует место банка по отношению к группе сопоставимых банков. В США сопоставимая группа может насчитывать до 100 и более банков. Учитывая то, что в США в настоящее время насчитывается примерно 10 ООО банков, из них формируют около 25 групп сопоставимых банков. Основными критериями выделения групп являются: а) размер банка (валюта баланса, сумма всех активов и пр.); б) местоположение банка (расположен банк в городе или в сельской местности), позволяющее оценить уровень конкуренции, испытываемой банком, что отражается на уровне его маржи и затрат; в) наличие или отсутствие филиальной сети. Банк считается устойчивым, если он располагает достаточным капиталом, имеет ликвидный баланс, является платежеспособным и удовлетворяет ряду требований к качеству его капитала. Обшая сумма баллов, подсчитанная таким способом, используется для определения рейтинга данного банка по совокупности всех факторов. 22.5. РОЛЬ ПОЛИТИКИ БАНКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕГО УСТОЙЧИВОСТИ Для успешной работы и получения прибыли коммерческому банку недостаточно знать законы о банках, другие законодательные и административные нормы и правила. Они ие дают ответа на многие вопросы, относящиеся к обеспечению безопасности, надежности и прибыльности операций. Поэтому для банка особенно важно сформировать политику, которая позволяла бы определять направления использования средств акционеров и вкладчиков, регулировать состав и объем депозитного, кредитного, фондового портфеля, прогнозировать и преодолевать риски, а также выявлять обстоятельства, при которых целесообразно проводить те или иные операции. В целом под политикой принято понимать установленный курс, которого придерживается правительство, организация или частное лицо и который характеризуется как взвешенность суждений в управлении делами и процедурами. На макроэкономическом уровне банковскую политику можно определить как политику, проводимую банками страны во главе с центральным банком, по поддержанию устойчивости банковской системы и обеспечению нормального функционирования экономики. На микроэкономическом уровне, т.е. на уровне конкретного банка, банковскую политику можно определить как стратегию и тактику банка в области организации и осуществления его операций и оказания услуг с целью обеспечения его рентабельности, устойчивости и ликвидности. Основополагающим моментом при разработке банковской политики является правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее достижения. В общем цель коммерческого банка определяется с позиций его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи. Поскольку банк является социальной системой, а люди в своей деятельности руководствуются собственными целями, намерениями, интересами, то постановка целей банка осуществляется с учетом частных целей его владельцев, руководителей, персонала, а также клиентов и органов банковского надзора. Очевидно, что для владельцев наиболее важная цель — развитие банка (увеличение активов, собственного капитала, числа клиентов, количества и спектра операций, а главное — рост доходов и цены акций). Управляющие банком имеют наиболее широкий спектр целей, так как они отвечают за эффективность работы банка в целом. Определяющей же их целью является рост прибыли. Для клиентов банка (кредиторов и заемщиков) цели будут различны с точки зрения получения дохода, поскольку их интересы противоположны, но они солидарны в своем желании иметь в качестве партнера надежный банк. Основная цель служащих банка — повышение уровня текущих доходов. Государство интересует прежде всего надежность и устойчивость банка. Важно также выбрать необходимый ракурс для определения целей банка. Например, с точки зрения маркетинга конечные цели развития банка, принятые для исполнения его руководителями или владельцами, будут определять позиции банка по отношению к клиентам и партнерам. При этом предпочтения банка будут зависеть от его корпоративной культуры, связанной с основными ценностями акционеров и с прошлым опытом развития, места, роли и значения банка на рынке, характера и распределения ресурсов, которыми располагает банк, степени риска и т.д. Согласование перечисленных частных целей и интересов представляет собой сложную многофакторную задачу координации, взаимоувязки целей (а не простого их объединения) в результате договоренности, компромисса между заинтересованными сторонами. Поэтому основной целью коммерческого банка является его развитие, понимаемое в широком смысле. Имеется в виду развитие банка как коммерческого предприятия с точки зрения его количественного роста и повышения эффективности работы (качественный рост), а также развитие банка как социального института с позиций обеспечения интересов клиентов, удовлетворения интересов персонала и органов банковского надзора. Сочетание стратегических целей и оперативных задач, стратегического и текущего планирования позволяют коммерческим банкам избежать неудач, полнее реализовать свой коммерческий интерес. Ясная стратегическая ориентация дает банку импульс для развития предпринимательской деятельности. В современных условиях обострения межбанковской конкуренции, усиления влияния рисков (внешних и внутренних) большая часть российских банков не могут проводить свою политику в рамках узкой специализации. Независимо от названия сберегательные, ипотечные, инвестиционные и другие банки вынуждены диверсифицировать риски, фактически став универсальными и работая на разных финансовых рынках. Например, Сбербанк России начиная с 1989 года стал проводить курс на универсализацию. И сегодня доля Сбербанка на рынке кредитования предприятий и в целом обслуживания юридических лиц возрастает. Цель банка была сформулирована так: сохранение приоритета (работа с населением) и развитие по другим направлениям. Итак, банковская политика — это совокупность методов, приемов, способов достижения поставленных целей по всем направлениям банковской деятельности. Политика банка, рассматриваемая как совокупность предпочтительных направлений развития, обычно воплощается в проектах руководства банка (общая политика и общие направления), чаще всего разъясняемые в перечне целей (задач байка), составленном в иерархическом порядке. Эта общая политика банка может быть близкой к отраслевой политике. Цели банка — это количественное выражение (в показателях и сроках) направлений развития. При этом выделяют генеральные и второстепенные (промежуточные) цели. Стратегия банка предполагает логически выстроенное описание средств, необходимых для достижения целей. Тактика банка — средства и ноу-хау, позволяющие реагировать на трудности, встречающиеся на пути к достижению целей. «Банковская политика» — обобщающее понятие, включающее ряд элементов. Основными элементами банковской политики являются: ■ депозитная политика; ■ кредитная политика; ■ политика в области организации расчетно-кассового обслуживания клиентов; ■ процентная политика, валютная политика, политика по проведению отдельных банковских операций (консалтинговых, трастовых, фондовых, электронных и пр.); ■ политика в области управления рисками, рентабельностью банка, персоналом. Банковская политика формируется под воздействием ряда факторов; основными среди них выступают: состояние рынка, на котором работает банк (риски, уровень инфляции, конкуренция, спрос на банковские операции и услуги и т.д.), и приоритеты развития банка на ближайшую и отдаленную перспективу (доходность, ликвидность, расширение клиентуры, завоевание новых рынков, внедрение новых видов операций и услуг и др). Для оценки современного состояния рынка банковских операций и услуг и перспектив его развития банки проводят маркетинговые исследования рынка, которые позволяют выработать наиболее экономически обоснованную банковскую политику. ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА Депозитная политика банка представляет собой банковскую политику по привлечению средств в депозиты и эффективному управлению ими. Решающим условием успешного проведения банками депозитной политики является эффективное использование мобилизованных средств. Депозитная политика коммерческих банков должна ориентироваться на две категории вкладчиков: физических и юридических лиц. При этом банки учитывают особенности каждой группы клиентов. Взаимовыгодные отношения клиентов и банка служат гарантией успеха проведения депозитной политики. Чтобы увеличить число вкладчиков, банкам нужно более тщательно изучать их интересы и требования. Но и клиентам необходимо хорошо знать финансовое состояние обслуживающего их банка. На Западе определены критерии так называемого идеального банка, который пользуется неограниченным доверием клиентов. Такой банк должен быть солидным, надежным, преуспевающим, предоставляющим разнообразную информацию и консультации, хорошо организованным, новаторским, с доброй славой, ориентированным на запросы клиента, доступным в смысле приемлемых процентных ставок, опытным, высокопрофессиональным. Рост депозитов — не стихийный процесс. Он зависит от многих факторов и связан прежде всего с политикой банков, направленной на мобилизацию средств, повышение заинтересованности клиентов во вложение средств. ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКА В основе процентной политики коммерческого банка лежит определенная экономическая категория — процент. Процентная политика центрального банка определяется целями и задачами денежно-кредитной политики государства, а последняя в свою очередь процессами, пр<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.62.5 (0.027 с.) |