Возникновение и развитие бухгалтерского учёта.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие бухгалтерского учёта.



Возникновение и развитие бухгалтерского учёта.

Учет возник в глубокой древности. Его возникновение и развитие обуславливались материальным производством общества. Археологами и историками установлено, что письменный учет существовал в 13-ом веке до н.э. у египтян, в 5-ом веке до н.э. у финикян и персов. Особенно развит он был в Древне Римском государстве.

С развитием человеческого общества изменились способы учета и техника отражения явлений материального производства.

Так при первобытно - общинном строе, объектами учета являлись общинные запасы орудий и предметов труда, продукты труда и несложные хозяйственные операции, примитивное производство обуславливало и примитивную технику учета (деревянные бирки, шнуры с узелками). Учет велся в интересах всей общины, поэтому в начале производители сами вели письменный учет своих доходов, а затем эту обязанность выполняли отдельные лица, как правило, важные чиновники.

При рабовладельческом способе производства учет становится на службу интересов собственников. Он переходит на службу эксплуататорского класса и является орудием укрепления частной собственности рабовладельцев и эксплуатации рабов.

В период феодального строя хозяйственный учет развивался и совершенствовался как ремесло. В учете получили отражение не только средства, но и доходы и расходы феодалов, а также расходы связанные с перемещением крепостных крестьян, выраженные в денежной оценке.

Наибольшего своего развития учет получил на заре возникновения капитального хозяйства, тогда он уже оформился как бухгалтерский учет. С крушением феодализма, города стали становиться центрами торговли, капитал наращивал силу. Возникла потребность в совершенствовании учета в изменении развитии форм счетных записей.

Таким образом учет стал превращаться в науку, имеющую свой предмет и метод познания.

Авторами, изложившие правила ведения записей по двойной системе, впервые были Бенедикт Котрульи и Лука Пачоли, жившие в 15-ом веке.

Б. Котрульи в сер. 15-го в. Написал сочинение « О торговле и частном торговце», в одном из глав которых раскрыл правило записей в учетные книги.

Родоначальником бухгалтерии считается Лука Пачоли (1445-1515), которые известен как автор первого печатного труда по бухгалтерии. Его «Трактат» о счетах и записях имел для того времени такое большое значение, что в 1504г. Он был издан как самостоятельная работа. В течении нескольких веков им пользовались в Италии, Франции, Германии, Англии, как основным руководством по бухгалтерскому учету. А способ двойной записи не потерял значение и по ныне.

Выдающимся автором после Пачоли был Чак Савари (1622-1690). Его главная работа «О совершенном купце». Савари навсегда останется в истории учета как человек, который разделил счета на синтетический и аналитический, практиковал торговую калькуляцию, классифицировал балансы и оценки по текущим ценам.

Бухгалтер - одна из древнейших профессий. Слово заимствовано из немецкого слова, означавшее служащего, ведущего книгу. В России впервые упомянуто в «ведомостях» в 1710г.

 

 

Виды хозяйственного учета.

Для управления деятельностью предприятия осуществлялся хозяйственный учет, включивший в себя следующие виды:

· Бухгалтерский;

· Статистический;

· Оперативный.

Бухгалтерский учет – сплошное непрерывное взаимосвязанное отражение деятельности предприятия на основании документов в различный измерениях.

Хозяйственная операция – каждый свершившийся факт оформленный документом.

Принципы:

1.непрерывность, т.е. учет осуществляется на протяжении всего процесса производства;

2.сплошной охват всех хозяйственных явлений;

3.документальное оформление всех совершившихся операций.

Большое значение при организации бухгалтерского учета имеет использование учетных измерителей, с помощью которых выявляются: количество, время, объем и прочие показатели деятельности организации.

Существует 3 вида учетных измерителей:

· Натуральные, необходимые при учете основных средств, материальных запасов, готовой продукции и т.д. С их помощью осуществляется контроль за сохранностью различных форм собственности, объемом процесса заготовления производства и реализации. Соизмеряются и анализируется производственные здания и отчетные показатели(штуки, метры, литры);

· Трудовые, позволяют определить затраченное время и труд, на их основе начисляется заработная плата, рассчитывается производство труда, нормируется задание (часы, дни, года);

· Денежный измеритель – обобщающие, т.к. через рубли определяется объем имущественные правд предприятия, его затраты, составление сметы, отчетов и балансов.

Статистический учет или статистика изучает явления носящие массовый характер в сфере культуры, образования, экономики, науки и т.д. Она собирает и готовит информацию о состоянии экономики, движения рабочей силы, о численности и составе населения с целью анализа и прогнозирования социально – экономического развития общества. Она использует натуральные, трудовые и стоимостные измерители. Статистический учет использует свои способы, обобщающие данные:

§ индексы;

§ выборочные наблюдения;

§ средние величины.

Он не является непрерывным и не требует обязательного документального оформления.

Оперативный учет предназначен для изучения отдельных явлений, процессов, протекающих на производстве. Он не является сплошным и непрерывным и не требует обязательного документального оформления.

Все виды учетов взаимосвязаны и находятся в единстве.

 

 

Задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом.

Бухгалтерский учет должен быть объективным, точным, правдивым, простым м ясным, его данные должны быть известны всем, он должен быть своевременным и оперативным, т.к. данные полученные с опозданием теряют свое значение, также учет должен быть способен сохранить собственность, точно исчислять себестоимость, правильно определять финансовые результаты и способствовать соблюдению режима экономики.

 

Предмет бухучета.

Для осуществления хозяйственной деятельности любого предприятия необходимо иметь средство труда, в виде зданий, сооружений, транспорта, оборудования, который исполняется в производственном процессе многократно и переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции по частям. По мере износа, такие средства называются основными.

Для осуществления процесса производства и выпуска продукции необходимо иметь предметы труда, в виде сырья, материалов, запчастей, которые участвуют в производстве однократно и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции, такие средства называются оборотными. К ним также относят затраты на производство, готовая продукция и в пути и на складе, денежные средства на расчетном счете и наличные деньги в кассе. Кроме того денежные средства могут быть выданы на хозяйственные расходы работникам данного предприятия, за которые работники отчитываются после осуществления расходов , такие средства называются подотчетными суммами, а работники подотчетными лицами.

Если деньги предприятия находятся у др. предприятия или организации, то предприятия задолжники называются дебиторами, а их задолженность дебиторская.

Нематериальные активы – это объекты долгосрочного вложения имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями( торговый знак, право на пользование землей и т.д.).

Все перечисленные средства формируются за счет определенных источников. Источники образования средств подразделяются на:

· Собственные;

· Привлеченные(заемные).

Собственные включают уставной фонд, за счет которого формируется основные и оборотные средства на стадии формирования предприятия, резервный капитал, фонды специального назначения, нераспределенная прибыль, целевое финансирование и поступление (средства полученные из бюджета, от др. организаций, финансы на определенные цели, арендные обязательства).

Заемные источники – это кредиты банков, которые выдаются предприятиям под определенные процент, заемные средства, которые одалживаются у др. предприятий под определенные условия возврата.

Кредиторская задолженность, которая возникает в связи с покупкой у них товарно – материальных ценностей, называется поставщиками, а кредиторы, которые предприятию должно по нетоварным операциям называются прочими кредитами. Часть стоимости имущества формируется за счет обязательств организации перед своими работниками и др. организациями обязательств по распределению. Эта задолженность работающим, служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам бюджета. Момент возникновения долга предприятия не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению в отличие от др. привлеченных источников, образуется путем начисления, а не поступают со стороны.

 

 

Метод бухучета.

Метод бухучета включает в себя следующие способы:

1. Бухгалтерский баланс и отчетность. С помощью бух. баланса определяется состояние средств и источников предприятия, а отчетность расшифровывается отдельные показатели баланса.

2. Счета и двойная запись. С помощью счетов производится наблюдение за движением средств и источников на протяжении определенного периода времени, а двойная запись предусматривает отражение каждой хозяйственной операции на 2-х счетах. Двойная запись имеет конкретное( обнаружение ошибок в бух. записях)и познавательное значение (источник информирует откуда берутся средства и куда направляются).

3. Документация и инвентаризация. Оформление хоз. операции осуществляется с помощью документов. Те операции, которые не могут быть документально оформлены отражаются в данных инвентаризации.

4. Оценка и калькуляция. Этот способ предполагает установление себестоимости производственной продукции, а также оценку отдельных статей баланса.

 

 

Счет и его строение.

В укрупненном виде счета имеют следующий вид:

· Левая часть – дебет;

· Правая часть – кредит.

Счета открываются на каждую статью баланса.

Счета открытые на основании актива баланса называются активными.

Счета открытые на основании пассива баланса называются пассивными.

В связи с тем, что при выполнении хозяйственных операций на счетах может происходить увеличение или уменьшение, то назначение дебета и кредита в активных и пассивных счетах следующее:

В активных счетах при их открытии сальдо(остаток) на начало месяца берем из баланса и записываем в дебет. Увеличение средств отражается по дебету, а уменьшение по кредиту. По окончании месяца, счета закрываются. Общая сумма всех хозяйственных операций, отраженных в текущем месяце по дебету и кредиту называется оборотом за месяц.

Для определения сальдо на конец месяца необходимо сальдо начала месяца сложить с оборотом по дебету, вычесть оборот по кредиту и новый остаток записать в дебет.

В пассивных счетах сальдо на начало месяца берем из баланса и записываем в кредит. Увеличение источников отражается по кредиту, а уменьшение по дебету.

Для определения нового сальдо необходимо сальдо начал а месяца сложить с оборотом по кредиту, вычесть оборот по дебету и новый остаток записать в кредит.

9.Двойная запись и корреспонденция счетов.

Каждая хоз. операция записывается в одной и той же сумме дважды:

1. По кредиту 1-го счета;

2. По дебету 2-го счета.

Такой способ записи по счетам носит характер способа двойной записи.

При отражении на счетах хозяйственной деятельности возникает их определенная взаимосвязь, которая называется корреспонденцией счетов.

Она изображается в виде так называемой счетной формы, в которой указывается наименование тех сторон, на которых должны быть произведены записи и наименование корреспондирующих счетов.

Для определения корреспонденции счетов необходимо:

1. Определить сущность изменений в средствах, источниках под воздействием хоз. операции;

2. Выбрать счета по дебету и кредиту, в которых должна быть записана сумма хоз. операции.

 

 

Формы бухгалтерского учета.

Под формой бухгалтерского учета понимается взаимосвязь применяемых учетных регистров для ведения синтетического и аналитического учета.

Применяется мемориально – ордерная и журнально – ордерная форма бухучета.

Синтетический учет.Сущность мемориально – ордернойформы состоит в том, что на основании первичных документов составляют мемориальные ордера для оформления бухгалтерских работ.

Все документы, на основе которых составлялись мемориальные ордера подшиваются к нему. По каждому мемориальному ордеру подсчитываются итоги, которые регистрируются в регистрационном журнале. В конце месяца в регистрационном журнале подсчитываются итоги по всем видам мемориальных ордеров, затем на их основании составляется Главная книга.На основании данных главной книги составляется оборотный баланс, который используется для составления сальдового баланса.

Аналитический учетведется следующим образом: на основании первичных документов производятся записи по аналитическим счетам, которые ведутся в карточках, книгах и ведомостях. На основании этих учетных регистров составляются оборотные ведомости по аналитическим счетам, итоговые данные, которые сопоставляются с данными соответствии синтетических счетов, отражающиеся в оборотном балансе.

Синтетический учет.Сущность журнально – ордерной формы заключается в ведении журналов – ордеров. Записи в них производятся с первичных документов в хронологичном порядке. Записи в журналах могут производиться по кредитовому принципу, т.е. расшифровка корреспонденции счетов осуществляется по кредиту данного счета. Формы журналов – ордеров разработаны различные для каждого счета или группы счетов. Всего 17 форм.

Аналитический учет ведется аналогично как и при мемориально – ордерной форме, за исключением отдельных балансовых счетов где в журналах – ордерах совмещены синтетический и аналитический учет.

 

 

Виды документов.

Каждая хоз. операция должна быть оформлена первичным документом. В первичном документе дается характеристика, а так же количественное и стоимостное измерение данной хоз. операции. Элементы характеристики, содержащиеся в документе, называется реквизитами.

Различают следующие виды документов:

Распорядительные документы подтверждают разрешение на совершение хоз. операции. К ним относятся приказы на прием на работу, на увольнение, на отпуск и др. эти документы не используются в бухгалтерии.

Исполнительные документы подтверждают факт совершения хоз. операции и используются в бухгалтерии. К ним относятся кассовые ордера, накладные на выпуск продукции и др.

Комбинированные документы включают в себя реквизиты распорядительного и исполнительного назначения. Например, требование на отпуск материалов имеет реквизит «Отпуск разрешить» распорядительного характера, а также наименование и количество затребованных и фактически полученных материалов – реквизит оправдательного характера.

Все перечисленные виды документов составляются в производственных подразделениях и в конечном счете попадают в бухгалтерию.

Документы бухгалтерского оформления составляются для проведения различных расчетов или группировки информации. К ним относятся разработочные таблицы по начислению износа, расчету отпускных и др.

Документы могут быть бланками строгой отчетности, которые хранятся в сейфе как денежные средства и ведется контроль над их расходованием (трудовая книжка).

Документооборот.

Путь прохождения документа от исполнителя к исполнителю называется документооборотом. По каждой форме первичного документы разрабатывается график документооборота и график сдачи документа в бухгалтерию.

Документы, представленные в бухгалтерию, принимаются под расписку в реестр сдачи документов. Бухгалтерия при приеме документов осуществляет формальную проверку, т.е. проверяется наличие всех реквизитов, четкость их заполнения и подписи должностных лиц.

Проверка по существу предусматривает установление соответствия совершенных хоз. операций действующим нормативным и законодательным актом. Неправильно оформленные документы возвращаются на доработку, о чем делается отметка в реестре сдачи документов.

Принятые документы подвергаются арифметической обработке, которая заключается в проверке правильности ранее выполненных арифметических операций. После этого документы группируются по определенным однородным признакам, а затем на них делается разметка, т.е. проставляются корреспондирующие счета для отражения данной хоз. операции. После выполнения этой работы документы используются в бухгалтерии для заполнения учетных регистров.

 

 

Инвентаризация.

В технических случаях, когда невозможно отразить отдельное хоз. явление в момент и на месте его совершения проводится инвентаризация – это пересчет всех объектов инвентаризации. Объектами инвентаризации являются основные средства, ТМЦ, денежные средства в кассе и др.

Инвентаризация может быть плановая и внеплановая.

Плановая инвентаризация проводится один раз в год перед составлением годового отчета.

Внеплановая инвентаризация осуществляется в течении года в следующих случаях:

· При смене материально – ответственного лица;

· В случаи стихийных бедствий;

· Для текущей проверки наличия по заданию ОВД.

Инвентаризацию проводит комиссия, назначаемая приказом руководителя предприятия. В состав комиссии входят работники предприятия и обязательно представители бухгалтерии. Инвентаризацию проводят в присутствии материально – ответственного лица, которое перед началом инвентаризации дает расписку в том, что документы по приходу и расходу сданы в бухгалтерию и на складе нет материальных ценностей, не принадлежащих предприятию. Комиссия должна пересчитать по каждому наименованию фактическое количество объектов на складе и записать эти данные в инвентаризационную опись. При окончании инвентаризации опись подписывается всеми членами комиссии и материально – ответственным лицом. Если инвентаризация продолжается несколько дней, то по окончании каждого дня склад опечатывается комиссией.

Инвентаризационные описи сдаются в бухгалтерию для составления сличительных ведомостей, в которых записываются данные описи по фактическим растратам средств и данные бухучета об остатках в результате составления могут выявиться излишки или недостатки в натуральном выражении по каждому виду средств. Затем осуществляется их стоимостная оценка. При установлении фактов излишков или недостач руководитель должен освободить от работы материально – ответственное лицо.

Недостачи должны быть разделены на два вида : в пределах норм естественного убытка и сверх норм естественного убытка. Суммы недостач первого вида списываются на общехозяйственные или общепроизводственные расходы. Суммы недостач второго вида списываются на материально – ответственное лицо, а если таковых нет, то на убытки предприятия. Излишки должны быть оприходованы на соответствующих счетах материальных ценностей.

Сличительная ведомость является основанием для предъявления претензий и принятия мер, как административных, так и уголовных.

 

Учет кассовых операций.

Для приема, хранения и расходование наличных денег, для осуществления расчетов с рабочими и служащими по оплате труда, для выдачи пенсий, пособий и т.д. предприятие имеет кассу.

Размер сумм наличных денег в кассе предприятия ограничен лимитом, устанавливаемым банком по соглашению с руководством предприятия.

Поступление денег в кассу осуществляется по приходным кассовым ордерам, а в замен клиенту выдается квитанция, как подтверждение о внесении денег. Расход денег осуществляется на основе расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей, заявлений на выдачу наличных денег. Все приходные и расходные ордера регистрируются в журнале регистрации ордеров.

В кассе ведется кассовая книга, записи в которой производятся в двух экземплярах под копирку. Второй отрывается и служит отчетом кассира за день. В конце дня в кассовой книге итоги подсчитываются и выводится остаток на конец дня.

Для учета наличия и движения наличных денег в кассе применяется счет 241. По отношению к балансу счет активный. По экономическому содержанию счет относится к средствам. На 1 января и на каждое число каждого месяца счет имеет дебетовый остаток, который показывает остаток денежных средств на начало месяца. Оборот по дебету отражает поступление денежных средств. Оборот по кредиту отражает списание денежных средств. Учетным регистром по счету 241 служит журнал – ордер №1 и ведомость №1.

Помимо денежных средств в кассе предприятия могут храниться ценные бумаги(почтовые марки, путевки в дома отдыха и т.д.) и бланки строгой отчетности.

Не реже 1-го раза в месяц проводится инвентаризация кассы в присутствии кассира. Полностью проверяются наличные деньги, ценные бумаги, бланки строгой отчетности. Результат инвентаризации оформляется актом. При наличии денежных средств в кассе без оформленного документа они оформляются как излишки и зачисляются в доход предприятия. При недостачи все списывает на материально – ответственное лицо.

 

 

Задачи учета ОС.

Основные средства – это материальные активы, которые :

· предназначены для использования в производстве или поставке продукции, товаров и услуг для сдачи в аренду 3-им лицам или для использования в административных целях;

· предполагается использовать в течении более чем одного периода(года).

Основными задачами бухгалтерского учета ОС является правильное документальное оформление и отражение поступления, перемещения и выбытие ОС, исчисление и отражение суммы износа.

 

 

Оценка основных средств.

Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость.

В бухгалтерском учете ОС отражают по первоначальной стоимости, которую определяют для объектов изготовленных на предприятии, полученных безвозмездно, внесенных учредителями в счет вкладов. Приобретенные ОС принимаются на учет по покупной стоимости с добавлением расходов по доставке и установке, а так же сумм износа, если ОС были в употреблении. Первоначальная стоимость может увеличиваться в связи с реконструкцией.

Остаточная стоимость определяется вычислением из первоначальной стоимости износа ОС.

Необходимо с течением времени переоценивать ОС и определять восстановительную стоимость – стоимость воспроизводства ОС в современных условиях.

Единицей учета ОС является отдельный инвентарный объект к которому присваивается определенный инвентарный номер, используемый в бухгалтерии.

Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь прибывшим не ранее чем 3 года после убытия.

 

26.Документальное оформление и выплата ОС.

Движение ОС связано с осуществлением хоз. операций по поступлению внутреннему перемещению и выбытию ОС.

Поступающие ОС принимает комиссия. При оформлении приемки, комиссия составляет акт приемки – передачи ОС на каждый объект в отдельности. После оформления акт передают в бухгалтерию, к нему прилагают техническую документацию.

Внутренние перемещение ОС из одного цеха в другой, а так же их передачу из запаса в эксплуатацию оформляют накладными на внутренние перемещения ОС.

Операции по ликвидации ОС оформляют актом о ликвидации.

Для ведения аналитического учета применяются инвентарные карточки различных форм для разных вещей ОС.

В организациях имеющих небольшое количество ОС по объектный учет может быть организован в инвентарной книге учета ОС.

Целью контроля над сохранностью инвентарных карточек их регистрируют в описи инвентарных карточек по учету ОС

На основе этой карточки открывают на каждую группу ОС карточку учета движения ОС.

 

Понятие и виды НМА.

Нематериальные активы- объекты долгосрочного пользования (более 12 мес.), не имеющие материально - вещественной формы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход.

 

К нематериальным активам относят:

1. исключительные права патентообладателя на изобретение, промышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения;

2. исключительные авторские права на программы для ЭВМ и базы данных;

3. исключительные права владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

4. имущественное право автора на топологии интегральных схем;

5. деловая репутация организации;

6. права, возникающие из авторских и иных договоров, на произведения науки, литературы, искусства;

1. права на «ноу-хау»;

2. организационные расходы, связанные с образованием юридического лица (открытие расчетного счета, расходы на получение лицензии);

3. права пользования природными ресурсами и др.

 

У предприятия должны быть в наличии документы, подтверждающие существование самого актива и исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства и др.).

Объекты НМА не должен быть предназначен для перепродажи.

 

Единицей бухгалтерского учетанематериальных активов является инвентарныйобъект.

 

Инвентарным объектомнематериальных активов является совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав.

Оценка НМА.

В учете нематериальные активы отражаются по первоначальной и остаточной стоимости.

 

Первоначальная стоимостьопределяется для объектов:

 

· приобретённых за плату у других организации и лиц - по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведение их до состояния, пригодного к использованию (оплата консультативных услуг, регистрационные сборы, пошлины и др.);

· внесенных в счёт вклада в уставный капитал - по согласованной стоимости;

· полученных безвозмездно от других организации и лиц -t по рыночной стоимости на дату оприходования;

· созданных на предприятии - в сумме фактических затрат;

· поступивших по договорам, предусматривающих исполнение обязательств не денежными средствами - в сумме стоимости имущества, которое передано взамен.

 

Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем. Расходы по созданию нематериальных активов в своей организации складываются из начисленной оплаты труда работникам, отчислении на социальное страхование и обеспечение, материальных затрат, общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

 

Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, в балансе они отражаются по остаточной стоимости.

 

Остаточная стоимостьнематериальных активов представляет собой расчетную величину, получаемую при вычитании из первоначальной стоимости, накопленной за все время эксплуатации амортизации.

Стоимость нематериальных активов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению.

33.Документальное оформление движения НМА.

Для учета движения нематериальных активов типовые формы первичных документов отсутствуют. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета организации могут самостоятельно разработать формы первичных документов, закона ГТМР «О бухгалтерском учете», определивших перечень обязательных реквизитов в документах, и особенностей учитываемых объектов.

 

К ним относят следующие документы:

· акт приемки нематериальных активов;

· акт списания нематериальных активов;

· карточку учета нематериальных активов (ф. НМА - 1).

 

Самостоятельно разработанные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

· номер документа;

· наименование организации;

· дата составления;

· наименование объекта;

· краткая характеристика объекта;

· срок полезного использования.

 

Акты могут составляться в произвольной форме. При составлении актов следует обратить внимание на правильность оформления права на владение нематериальными активами:

 

· приобретенные права должны подтверждаться лицензионными договорами, зарегистрированными в Патентном отчете;

· должны быть оформлены договорами с юридическими и физическими лицами.

 

Учет амортизации НМА.

Стоимость нематериальных активов погашается посредством амортизации. Амортизация нематериальных активов призвана компенсировать затраты, произведенные организацией при их приобретении, и обеспечить формирование источника финансирования будущих приобретений соответствующих активов.

 

Амортизация НМА производится одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений:

- линейный;

- уменьшаемого остатка;

- путем списания стоимости пропорционально объёму продукции.

 

В течение отчетного года амортизационные отчисления начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере годовой суммы.

 

Годовую сумму начисления амортизационных отчислении при линейном способе определяют исходя из первоначальной стоимости НМА и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

 

Срок полезного использования НМА определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из:

- срока действия патента, свидетельства;

- ожидаемого срока использования, в течение которого организация может получать доход.

 

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования. Нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации!).

 

Амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта.

 

Амортизационные отчисления по НМА прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта либо его выбытия.

 

Годовую сумму начисления амортизационных отчислений определяют:

- при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости НМА на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования.

- при способе списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ) - исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и коэффициента.

 

Учет амортизации нематериальных активов ведут на счете 113 «Амортизация нематериальных активов». Счет пассивный, сальдовый, регулирующий. По кредиту счета отражают сальдо и начисление амортизационных отчислений:

Д К

811113

По дебету — списание амортизационных отчислений при выбытии нематериальных активов

Д К

113 111

Сумма амортизационных отчислений ежемесячно относится на издержки производства обращения.

 

Синтетический учет по счету «Амортизация НМА» ведут в журнале - ордере № 10.

Учет выбытия НМА.

НМА могут выбывать по следующим причинам:

· продажа;

· безвозмездная передача;

· передача в счет вклада в уставной капитал др. организаций;

· прекращение срока действия патента, свидетельства;

· списание вследствие потери доходных свойств и др.

Основанием для списания являются акты передачи, акты на списание, протокол собрания акционеров и др.

Учет доходов от выбытия НМА ведут на счете 621.1 « Доходы от выбытия НМА».

Расходы по выбытию НМА ведут на счете 721.1 « Расходы по выбытию НМА».

 

 

37.Задачи учета труда и з\п.

Важнейшими задачами учета труда и заработной платы являются:

 

1. своевременное произведение расчета заработной платы;

2. своевременное поступление в бухгалтерию первичных документов;

3. своевременное составление отчетности по зарплате.

 

 

Бухгалтерская отчетность.

Отчётность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчётный период.

 

Отчётность включает:

 

· таблицы, которые составляются по данным оперативного, бухгалтерского и статистического отчёта и являются завершающим этапом учётной работы,

· данные отчётности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности предприятия, а также для экономического анализа на самом предприятии.

 

Отчётность должна быть достоверной и своевременной, в ней должна обеспечиваться сопоставимость отчётных показателей с данными за прошлые периоды.

По периодичности составления отчётность может быть внутригодовая и годовая. Квартальная отчетность состоит из баланса организации, отчёта о финансовых результатах и их использования.

Данные в балансе приводятся на начало года и конец отчетного периода. Также предприятие обязано составлять расчётные ведомости по средствам пенсионного фонда, социального страхования, отчёты по расчётам с бюджетом.

 

 

 

Возникновение и развитие бухгалтерского учёта.

Учет возник в глубокой древности. Его возникновение и развитие обуславливались материальным производством общества. Археологами и историками установлено, что письменный учет существовал в 13-ом веке до н.э. у египтян, в 5-ом веке до н.э. у финикян и персов. Особенно развит он был в Древне Римском государстве.

С развитием человеческого общества изменились способы учета и техника отражения явлений материального производства.

Так при первобытно - общинном строе, объектами учета являлись общинные запасы орудий и предметов труда, продукты труда и несложные хозяйственные операции, примитивное производство обуславливало и примитивную технику учета (деревянные бирки, шнуры с узелками). Учет велся в интересах всей общины, поэтому в начале производители сами вели письменный учет своих доходов, а затем эту обязанность выполняли отдельные лица, как правило, важные чиновники.

При рабовладельческом способе производства учет становится на службу интересов собственников. Он переходит на службу эксплуататорского класса и является орудием укрепления ча



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.227 (0.042 с.)