Подразделения Всемирного банка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подразделения Всемирного банка



Специфика ВБ заключается в наличии у него четырех подразделений.

Международная ассоциация развития (MAP, создана в 1960 году; ныне число членов — 162) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет правительствам наименее развитых стран — членов МБРР, взимая лишь комиссию в размере 3,4% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов — поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика MAP заключается в координации ее деятельности с МБРР и совмест­ном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных меж­государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов. Хотя сумма кредитов MAP невелика (107 млрд дол. в 1960—2001 гг.), они были использованы для осуществления 134 инвестицион­ных проектов в 53 странах, особенно африканских (половина кредитов в 2001 г.), где находятся наиболее бедные регионы мира. Предполагается заменить беспро­центные кредиты дарами.

Международная финансовая корпорация (МФК, создана в 1956 г., ныне число членов — 175). Капитал МФК невелик — 2,36 млрд дол.; США принадлежит наибольшая его доля — 24,1% и число голосов — 23,7%. Совокупный объем предо­ставленных МФК кредитов — 48 млрд дол. — в 20 с лишним раз превышает ее капитал. Это объясняется долевым участием МФК (60%) в этих заимствованиях стран-члепов и привлечением синдицированных кредитов частных банков (40%). Участие МФК в капитале предприятия колеблется от 5 до 15%, иногда —до 35%, если это ие нарушает принципа: Корпорация не должна быть самым крупным его акционером. Деятельность МФК направлена на стимулирование частных инвести­ций в промышленность развивающихся стран. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до 15 лет (в среднем от трех до семи лет). Спе­цифика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и MAP, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. В связи с этим МФК и ее партнеры берут на себя кредит­ные риски и формируют стоимость своих операций исходя из рыночных принципов.

Учитывая критику своей деятельности со стороны мировой общественности, МФК сохранила свою роль в проектном финансировании частного сектора в раз­вивающихся странах, намерена усилить поддержку мелких и средних предприя­тий и продолжать политику развития инфраструктуры в этом регионе. Опыт МФК полезен и для защиты экологии.

Кроме того, в ответ на критику МБРР и МФК, в начале 90-х годов создано пять совместно управляемых департаментов: нефти, газа и продуктов нефтехимии; добывающей промышленности; глобальных информационных и телекоммуника­ционных технологий; консультационных услуг для частного сектора; мелкого и среднего предпринимательства.

МФК кредитует инвестиционные проекты в России, участвует в капитале частных предприятий, но в ряде случаев недостаточно эффективно. Наиболее пер­спективна деятельность группы МФК по развитию лизинга в России. Группа создана в 1997 году при финансовом содействии правительств Великобритании и Канады и с 2000 года финансируется Канадским агентством международного развития в целях формирования необходимых правовых и экономических усло­вий для активизации лизинга в Российской Федерации с учетом мирового опыта.

Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ, создано в 1988 г. в целях содействия потоку прямых инвестиций в развивающиеся страны). МАГИ предоставляет гарантии (покрывая до 90% инвестиций на срок до 20 лет) по коммерческим и политическим рискам. К рискам относятся: отмена конвертируемости валюты, национализация или экспроприация имущества инве­стора, военные действия, смена политического режима, невыполнение контракта вследствие правительственного решения. Кроме того, МАГИ оказывает консуль­тационные услуги по прямым инвестициям.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров —

новое подразделение группы Всемирного банка.

* **

Деятельность ВБ, как и МВФ, стала объектом критики, поскольку не сти­мулировала развитие частного предпринимательства, некоторые инвестиционные проекты имели отрицательные экономические последствия, а их рекомендации усугубили экономические и социальные трудности развивающихся стран и стран, осуществляющих переход к рыночной экономике. Вместе с тем международные финансовые институты — МВФ и группа ВБ — играют важную роль в регули­ровании международных валютных и кредитных отношений. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов, так как кредиты МВФ и МБРР подтверждают платеже­способность страны.

МВФ, МБРР наряду с другими международными организациями активно участвуют в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, а также Рос­сии, других государств СНГ, стран Восточной Европы.

26.3. ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР, создан в 1990 г., место­нахождение — Лондон). Главная цель ЕБРР — способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует инвестиционные проекты в опре­деленных пределах.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с ресурсами МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (24,5% по сравнению с 6,4%). Неоплаченный капитал может быть при необходимости востребован, но обычно используется как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредит­ном рынке. Заимствование средств на рынке капитала осуществляется путем выпу­ска сертификатов, а не облигаций, в отличие от ВБ.

Особенность ЕБРР состоит в меньшей дифференциации доли стран-членов в капитале и количестве голосов. Например, США имеют 10% акций, Великобрита­ния, Италия, Франция, ФРГ, Япония — по 8,6% каждая.

Другая особенность ЕБРР заключается в его ориентации на кредитование рыночных реформ и поддержку частного предпринимательства в странах Цент­ральной и Восточной Европы; 70% его кредитов предоставлены частному сектору. Россия активно сотрудничает с ЕБРР, который кредитует инвестиционные про­екты (15 млрд дол. в 1991—2000 гг.), используя собственные средства (в пределах 30% стоимости проекта) и привлекая синдицированные банковские кредиты.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проект­ное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и разви-


тию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акцио­нерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России,— финансовый, банковский сек­торы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультационные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР — содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке и модернизации. Кроме того, ЕБРР проводит консультации по этим вопросам.

Отличительная черта кредитов ЕБРР — дисперсия по регионам и разным отраслям экономики, а также банкам, но кризис 1998 года приостановил кредитова­ние банковского сектора России. ЕБРР избирательно определяет объекты кредито­вания с учетом российской специфики, отказываясь кредитовать предприятия игор­ного бизнеса, производство табачных изделий и крепких алкогольных напитков. Он предпочитает помогать модернизации пивоваренных заводов. Специфика деятельности ЕБРР — стимулирование создания венчурных фондов (11 в России). Причем капитал первого фонда составлял 12 млн дол., последующих — по 30 млн дол. Созданный в 1994 году ЕБРР Фонд поддержки малого бизнеса в России пре­доставил кредиты около 40 тыс. мелких предприятий исходя из критерия их пла­тежеспособности. Стратегия сотрудничества России с ЕБРР направлена на даль­нейшее привлечение его инвестиционных кредитов, условия которых более льготные по сравнению с условиями мировых частных инвесторов, в целях раз­вития российской экономики.

26.4. РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ РАЗВИТИЯ

Особое место в структуре международных финансовых организаций зани­мают международные региональные банки развития, созданные в 60-х годах XX века в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов. Межамериканский банк развития (МаБР, создан в 1959 г., находится в Вашингтоне), Африканский банк развития (афър, образован в 1963 г., находит­ся в Абиджане) и Азиатский банк развития (АзБР, создан в 1965 г., находится в Маниле) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов разви­тия соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность экономи­чески развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно '/3 их членов. В региональных банках развития уста­новлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образ­цу группы ВБ.

Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются неодинаковым уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов: Латинской Америки, Азии и Африки, особен­ностями их исторических традиций.

Сотрудничество России с международными региональными банками раз­вития пока недостаточно налажено.


26.5. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЕВРОСОЮЗА

Региональные валютно-кредитные и финансовые организации западно­европейской интеграции представляют собой составную часть ее инсти­туциональной структуры. Они преследуют цели укрепления интеграции и ЭВС, проведения согласованной политики по отношению к развивающим­ся странам, ассоциированным с ЕС. К основным региональным организа­циям ЕС относятся следующие.

Европейский центральный банк (ЕЦВ), созданный в июле 1998 года в соот­ветствии с Маастрихтским договором. Этот независимый наднациональный цент­ральный банк ЭВС осуществляет эмиссию евро, разрабатывает единую монетар­ную политику и несет ответственность за ее осуществление. Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) включает ЕЦБ и национальные центральные банки стран Евросоюза. СЦБ и 12 центральных банков зоны евро образуют Евросистему.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, Люксембург) предоставляет кредиты на срок от семи до 20 лет, развивающимся странам — до 40 лет. Цели ЕИБ: развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, созда­ние совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей. Этот банк предоставляет ежегодно кредиты и гарантии на сумму более 20 млрд дол.

Отличительной чертой институциональной структуры ЕС является созда­ние системы структурных и других целевых международных фондов. К структур­ным фондам относятся следующие.

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.), разделенный на две секции:

1) секция поддержки и гарантий за счет совместного бюджета ЕС финан­сирует меры по реализации общей сельскохозяйственной политики;

2) секция, финансирующая конкретные мероприятия в области сельского хозяйства, в частности по регулированию цен и поддержке уровня доходов ферме­ров, за счет ассигнований ЕС на структурные фонды.

Европейский фонд регионального развития (1975 г.) предназначен для осуществления региональной политики в целях выравнивания диспропорций в развитии отдельных неблагополучных (периферийных и депрессивных) регио­нов стран — членов ЕС. При распределении ресурсов приоритет отдается совме­стным программам региональной политики нескольких стран.

Европейский социальный фонд (1960 г.) оказывает финансовую поддерж­ку социальной политики ЕС, помогая представителям определенных профессий и отраслей, районам адаптироваться к условиям структурной перестройки про­мышленности. Особое внимание уделяется финансированию программы умень­шения безработицы, а также гармонизации профессиональной и семейной жизни и преодолению социального отторжения. Важное место в деятельности фонда занимает финансирование профессионального обучения и создание информацион­ной системы о наличии вакансий рабочих мест.

Помимо структурных фондов в ЕС функционируют следующие целевые фонды.

Европейский фонд сплочения (1993 г.) участвует в финансировании проек­тов по охране окружающей среды в рамках общей экологической политики ЕС. На эту цель выделяется не менее 50% средств фонда. Другое направление его дея­тельности — софинансирование проектов развития транспорта (трансевропейских сетей) в Греции, Ирландии, Испании, Португалии, имеющих ВВП на душу населе­ния ниже 90% среднего по ЕС уровня.

Фонд содействия рыболовству финансирует меры, направленные на повы­шение конкурентоспособности рыболовной промышленности стран ЕС.

В целях усиления целевого использования ассигнований из общего бюд­жета ЕС на структурные фонды количество финансируемых программ было сокра­щено с шести в 1994—1999 годах до трех в 2000—2006 годах. Наибольшая доля этих ассигнований (56% в 2000 г.) приходилась на Европейский фонд региональ­ного развития, значительно меньше, 32,6%,— на Европейский социальный фонд и Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (9,3% — секция ориентации сельского хозяйства). Но с учетом средств, получаемых секци­ей поддержки и гарантий, ресурсы этого фонда превышают 44 млрд евро.

Опыт ЕС свидетельствует о важной роли его международных фондов в кон­солидации интересов стран-членов, преодолении их противоречий и углублении экономической интеграции в Европе.

26.6. БАНК МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций зани­мает Банк международных расчетов (BMP, создан в 1930 г., находится в Базеле). По существу, это банк центральных банков (в него входили 50 стран в 2001 г., в том числе Россия — с 1996 г.). С 2002 года только цент­ральные банки имеют право владеть акциями. В связи с этим были выкуп­лены акции частных акционеров (72,6 тыс.), которым принадлежали почти 14% капитала, но они не имели права голоса.

БМР осуществляет обычные банковские операции с центральными банка­ми: депозитные, кредитные, расчетные.

БМР содействует сотрудничеству между центральными банками в области денежно-кредитной и валютной политики. Важной сферой этого сотрудничества является координация мер по надзору за деятельностью банков, их ликвидностью, платежеспособностью. Базельский комитет по банковскому надзору и регулиро­ванию (создан в 1974 г.) опубликовал периодически обновляемый Базельский кон­кордат в виде отчета по названной проблеме и обеспечил Базельское соглашение 1988 года о минимальных международных стандартах и оценке достаточности капитала банков. С 1992 года ведущие банки, в том числе российские, обязаны соблюдать эти стандарты. В новом Базельском соглашении по капиталу банков (Базель II) акцент сделан на усилении внутреннего банковского контроля при оценке рисков, рыночной дисциплины и прозрачности информации. Специаль­ная служба БМР (создана летом 1990 г.) оказывает техническую помощь цент­ральным банкам, включая Банк России, и организует обучение банкиров.

Специфической чертой БМР является выполнение функций банка-агента при международных расчетах, в частности по валютному клирингу.

БМР организует при необходимости коллективную валютную интервенцию центральных банков в целях поддержания курса ведущих валют, выступает попечи­телем по межправительственным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка. БМР является также ведущим информационно-исследовательским центром.

В ответ на критику в адрес БМР, в котором преобладало влияние Западной Европы, этот банк с 1996 года стал принимать новых членов. В их числе централь­ные банки стран Азии (Таиланда, Малайзии), Аргентины, Европейский централь­ный банк. Вступление России (1996 г.) в БМР расширило возможности участия Банка России в работе комитетов и комиссией БМР, где осуществляется консуль­тирование по актуальным вопросам деятельности центральных банков.

***

Деятельность международных финансовых институтов, особенно МВФ и ВБ, подвергается критике со стороны мирового сообщества прежде всего в связи с тем, что они не разработали систему раннего оповещения о наступлении финан­сового и валютного кризиса и мер по его преодолению.

Признана неэффективной деятельность МВФ как кредитора последней инстанции для развивающихся стран-должников, поскольку его кредиты бесконт­рольно оседали в международных банках вместо использования их для реформи­рования неэффективных экономических структур. Под влиянием этой критики МВФ предложил создать наднациональный суд для решения проблем дефолта и защиты неплатежеспособных стран от кредиторов. Но деловое сообщество, преж­де всего США, предложило альтернативный вариант: включение «коллективных оговорок» в контракты по долговым обязательствам (впервые реализовано в фев­рале 2003 г. по долгам Мексики, что повысило их стоимость) и решение проблем дефолта в обычном коммерческом суде в Нью-Йорке.

Несмотря на критику, в условиях глобализации экономики повышается роль международных финансовых организаций как органов межгосударственного регу­лирования вал ютно-кредитных и финансовых отношений. В их деятельности пере­плетаются тенденции партнерства и противоречия, характерные для всемирного хозяйства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем состоят различия между Международным валютным фондом и группой Всемирного банка?

2. Каковы функции подразделений ВБ?

3. В чем заключаются особенности Европейского банка реконструкции и развития?

4. Каковы особенности БМР?

5. Что такое мировые финансовые центры?

6. Почему необходимо участие России в международных финансовых институтах?

ТЕСТЫ

Характеристика основных международных финансовых организаций.

1. Общая характеристика:

а) ведущий инвестиционный банк;

б) орган межгосударственного валютного регулирования;

в) межгосударственный банк для содействия переходу стран к рыноч­ной экономике.

2. Официальная цель:

а) кредитование капиталоемких инфраструктурных объектов в целях содействия социально-экономическому развитию стран;

б) межгосударственное валютное регулирование в целях стабилизации мировой валютной экономики;

в) содействие развитию рыночной экономики, частного предпринима­тельства.

3. Источники ресурсов:

а) уставный капитал, доля оплаченного акционерного капитала:

- 6,4%,

- 24,5%,

- 100%;

б) заемные средства:

— выпуск облигаций на мировом рынке ссудных капиталов,

— заимствования в рамках Генерального соглашения о займах и Ново­го соглашения о займах,

— специальные фонды.

4. Наличие отделений и подразделений:

а) имеются подразделения;

б) имеются отделения;

в) отсутствуют отделения и подразделения.

5. Виды предоставляемых кредитов:

а) по срокам:

— краткосрочные,

— среднесрочные,

— долгосрочные;

б) по целям:

— стабилизационные,

— структурные,

— покрытие дефицита платежного баланса,

— инвестиции в акционерный капитал предприятий, банков. Укажите верные ответы, характеризующие:

а) МВФ;

б) группу В Б;

в) Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Укажите неверные ответы.

6. Основные виды кредитов, предоставленные России международными финансовыми организациями:

а) реабилитационные;

б) на структурную перестройку социальной защиты населения;

в) нефтяные;

г) на проведение рыночных реформ;

д) резервные;

е) кредитование инвестиционных проектов;

ж) малому бизнесу;

з) участие в акционерном капитале российских предприятий, банков.

7. Какие виды кредитов предоставлены России:

а) МВФ;

б) ВБ;

в) ЕБРР?

Учебное издание

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

Учебник

Редактор О.Б. Степанченко Корректоры Г.Б. Шибалова, М.В. Кудрявцева Компьютерная верстка: О.Е. Хохонова

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.011206.11.06 от 28.11.2006 г.

Подписано в печать 19.04.2007. Формат 70x100/16. Гарнитура «PetersburgC». Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 45,5. Уч.-изд. л. 36,31. Тираж 3000 экз. Заказ № 2668.

ЗАО «КНОРУС». 129110, Москва, ул. Большая Переяславская, 46. Тел.: (495) 680-7254, 680-0671, 680-1278. E-mail: office@knorus.ru http://www.book.ru

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ОАО «Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР». 170040, г. Тверь, проспект 50 лет Октября, 46. Ф

SCAN BYAF SERGEY


ISBN 978-5-85971-858-0


2 Производственные отношения — совокупность отношений складывающихся между людьми в производстве, при распределении, обмене и потреблении материальных благ.

1 Смит. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М,—Л., 1935. Т. 1. С. 35.

а ъжш

Матрица составлена по: Fuhrmann W. Geld und Kredit. Miinchen, 1987. § 3.

В матрице X — количество товаров i обменивается на товар /.

Существуют два партнера, каждый из которых обладает л-м количеством товаров.

Для того чтобы все товары были обменены, необходимо выполнить [п (п - 1): 2] сделок. Такое число операций можно объяснить тем, что в матрице обмена (n х л) операций обмена по диагонали проходят операции, не имеюшие смысла. Если обмен потребительных стоимостей х, на х2 соответствует обмену х2 на х то реально остается [л (л - 1)]: 2 операций обмена. Допустим, что существует m потенциальных партне­ров для обмена, тогда формула будет выглядеть следуюшим образом: m [л (л - 1): 2] обменных операций и цен. Например, 100 потенциальных партнеров имеют для обмена по 50 потребительных стоимостей, тогда при полном обмене будет совершено 98 ООО обменных операций и названо 98 ООО цен.

Как мы видим, трудно добиться совпадения интересов при обмене одной потре­бительной стоимости на другую.

Если вместо бартерного обмена вводится товарно-денежный, то каждый товаропроизводитель будет устанавливать цены только по отношению к одному това­ру — к деньгам. В таком случае субъекту необходимо установить в п раз меньше цен: m (п - 1), т.е. исходя из нашего примера — 490 цен.

4. При данной форме обмена необходимо совпадение интересов как в про­странстве и во времени, так и по качеству, и по количеству товаров. Затрудняет обмен и то, что при развитом товарном обращении трудно найти два товара с одина­ковой стоимостью.

Правда, бартер имеет и достоинства: если партнеры известны друг другу, то бартер — способ снижения налогового бремени.

При нестабильной экономике, нарушениях в товарно-денежных отноше­ниях, когда деньги не могут выполнить свои функции и иной обмен невозможен, применяют бартер.

В рыночной экономике бартер применяется при галопирующей инфляции и гиперинфляции или в международной торговле со слаборазвитыми странами. Бартер также использовался в условиях дефицитной экономики.

Поскольку бартер может оказывать отрицательное воздействие на экономи­ку, позволяя уклоняться от уплаты налогов и устанавливать выгодные для партне­ров свободные, но нерегулируемые цены, увеличивая сроки расчетов и сокращая оборотные средства предприятий вследствие инфляционного обесценения, оправ­даны меры государства по сокращению взаимозачетов, установлению жестких сроков расчетов. Становится ясен ответ на вопрос, можно ли с помощью бартера решить проблему неплатежей в российской экономике.

1. Основной причиной необходимости применения денег является:

а) имущественное обособление производителей товаров;

б) требование эквивалентности обмена;

в) международное разделение труда;

г) общественное разделение труда.

2. Причина использования бартера в экономике:

а) высокий уровень инфляции;

б) невыполнение деньгами их функций;

в) уход от налогообложения;

г) высокий уровень неплатежей в экономике.

2 Деньги. Кредит. Банки

Наряду с векселем и банкнотой замена полноценных денег происходила на основе других разновидностей кредитных денег, а также кредитных опе­раций. Трудно в этом деле переоценить роль безналичных расчетов.

Именно необходимости осуществления таких расчетов во многом обязаны своим воз­рождением в Европе первые предшественники капиталистических банков. Созданные в XI—XII веках они еше не выпускали кредитных денег (банкнот, чеков). Главными функциями первых банков были прием и выдача вкладов, проведение безналичных расчетов между вкладчиками, предоставление кредитов полноценными деньгами.

Сущность подобных расчетов заключалась в перенесении сумм с одного счета на другой в присутствии обоих клиентов, что было более удобно, безопасно и позволяло избежать потерь при расчетах монетами, подвергавшимися порче, терявшими в весе из-за износа. Это были зачатки создания денег безналичного оборота, а именно депозитных денег. Специальные банки, осуществлявшие рас­четы между своими постоянными клиентами, получили название «жиробанки» (от итальянского giro — круг) — XVI — XVII века.

С дальнейшим развитием кредита и банков, выступающих как финансовые посредники, происходит концентрация свободных денежных капиталов, сбереже­ний общества и последующее их использование в виде ссуд.

Вкладные (депозитные) операции в свою очередь создали условия для замены налич­ных денег (банкнот) кредитными средствами обращения и кредитными операциями. Ссуды также стали предоставляться в безналичном порялке.

Становится возможным использовать вклады на основе выписываемых (с XIV в.) чеков (и нередко их обращения), а также жироприказов (поручений по перечислениям денег.) Чек — письменный приказ владельца текущего счета банку о выплате наличными или о переводе определенной суммы денег определен­ному лицу. Как посредники в расчетах банки устанавливают корреспондентские отношения, открывая друг у друга счета. На этой основе получают дальнейшее развитие операции по взаимным зачетам (клиринг чеков). Базой для зачета явля­ются платежные обязательства и требования клиентов одного банка к клиентам других банков. Ясно, что каждый банк не только получает деньги от других бан­ков, но и должен платить по обязательствам своих клиентов. Проведение расчетов возлагается на создаваемые с этой целью расчетные палаты. (Первая расчетная палата была организована в Лондоне в 1775 г.) На сумму взаимопогашающихся платежей сокращается потребность в деньгах, необходимых для обращения.

1 Термин «демонетизация» получил широкое распространение.Так, в официальных россий­ских документах, например в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2002—2004 годы, применяются термины: «монетизация расчетов» (подразумеваются расчеты денежными средствами); «демонетизация расчетов» (вытеснение таких расчетов вексель­ными и зачетными операциями). Это представляется не совсем корректным, ибо по определению в такие расчеты должны включаться и расчеты наличными деньгами, тогда как по отношению к ним проводится линия на сокращение.

1. Бумажные деньги получили такое название вследствие:

а) изготовления из бумаги;

б) отсутствия какого-либо обеспечения;

в) выпуска государством;

г) противопоставления золотым монетам;

д) свободного размена на золото в качестве бумажного знака полноцен­ных денег.

1 Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

'Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 87.

3 Матлин А.М. Деньги и экономические решения, М.: Дело, 2001. С. 67.

2. Категория политической экономии, определяющая меру значимости то­вара и количественно выраженная в деньгах,— это:

а) цена товара;

б) стоимость;

в) потребительная стоимость;

г) уровень качества товара.

3. Понятие «спрос на деньги» означает:

а) сумму денег, которую предприниматели хотели бы использовать для предоставления кредита при данной процентной ставке;

б) сумму денег, которую население хотело бы истратить на покупку товаров и оплату услуг;

в) спрос на деньги как активы;

г) совокупность спроса на деньги для сделок и спроса на деньги как активы.

4. Спрос на деньги для сделок изменяется следующим образом: а) возрастает при увеличении процентной ставки;

1 Приводится по: Усоскин В.М. Теории денег. М.: Мысль, 1976. С. 62.

1 Подробнее об этом см. в главе 12.

1 См. например: Красавина JI.H. Проблемы денег в экономической науке//Научный альманах: Деньги и регулирование денежного обращения. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 35; Портной МЛ. Деньги: их виды и функции. М.: Анкил, 1998. С. 71.

При несоблюдении условий выполнения деньгами функции средства обра­щения и производной от нее функции платежа в экономике могут появиться так называемые суррогатные деньги. Суррогатными деньгами называют заменители денег, официально обращающихся на территории данной страны. Объективно возможность появления суррогатных денег связана с тем, что деньги в функции средства обращения выступают «мимолетным посредником обмена», поэтому появляется возможность замены реальных денег их суррогатами. При отсутствии официальных денег (или их неспособ­ности выполнять свои функции) в оборот могут поступать самые разно­образные деньги-заменители. Суррогатными деньгами могут быть ценные бумаги (прежде всего векселя), золото, иностранные валюты и даже разного рода талоны — главное, чтобы их принимали партнеры по обмену. Фактически суррогатными деньгами можно назвать все, что не является законным платежным средством для данной страны. Под законными платежными средствами понимаются денежные знаки, которые по закону обязательны к приему на территории данного государства. Все денежные знаки, монопольно эмитиру­емые центральным банком,— это законные платежные средства. Все законные пла­тежные средства являются деньгами, но не все деньги представляют собой закон­ные платежные средства. Иностранная валюта не является для другой страны законным платежным средством.

Отдельные субъекты экономических отношений могут быть готовы принять в уплату причитающегося долга различные денежные знаки, но закон­ные платежные средства — это денежные знаки, которые они обязаны по закону принимать в уплату. Так, в условиях высоких темпов инфляции у субъектов экономических отношений может возникнуть стремление перейти к использова­нию в платежах в рамках национальной экономики иностранной валюты, кото­рая не является для данной страны законным платежным средством, например доллар в России — это фактически суррогатные деньги. Или, например, закон не обязывает принимать в оплату долга чек, но вместе с тем по закону можно настаивать на оплате долга банкнотами и монетами.

Пример 4.7. В некоторых странах законные платежные средства могут иметь опреде­ленные ограничения:

1) по сумме платежа, например, серебряные монеты в США до 1933 года — не более 10 долларов. В Великобритании закон о монетах 1970 года гласит, что закон­ные платежные средства представлены следующими монетами: 1 пенс и 2 пенса — в сумме до 20 пенсов; 5 пенсов, 10 пенсов, 20 пенсов — в сумме до 5 фунтов; 50 пен­сов — в сумме до 10 фунтов; 1 фунт в любом количестве. В дополнении к этим услови­ям закон устанавливает в качестве законных платежных средств 5,10,20 и 50 фунтов;

1. Инфляция:

а) влияет на использование денег в качестве средства накопления;

б) не влияет на функции денег как отражение их сущности;

в) влияет на использование денег в качестве средства обращения;

г) влияет на использование денег в качестве средства платежа;

д) влияет на функцию денег как меры стоимости.

2. Деньги как средство обращения используются:

а) в товарно-денежном обмене;

б) при погашении обязательств;

в) при выплате заработной платы;

г) в розничном товарообороте;

д) прн погашении кредита;

е) при выплате процента.

3. Деньги как средство платежа используются:

а) в товарно-денежном обмене;

б) при погашении обязательств;

7. Задание на соответствие.

Меркантилизм не является единым учением, а представляет собой сово­купность отдельных взглядов, мнений, представлений, высказанных дея­телями в сфере торговли, финансов, промышленности в их произведениях. В центре внимания меркантилистов были вопросы обогащения государства

1 Меркантилизм/Под ред. И.С. Плотникова. Л., 1935. С. 161.

1 Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 88, 89.

1 Фишер И. Покупательная сила денег. М., 2001. С. 47—48.

1) трансакционный мотив — потребность в деньгах для текущих сделок;

2) мотив предосторожности — потребность в деньгах на случай непредви­денных обстоятельств;

3) спекулятивный мотив — стремление к хранению богатства в наиболее ликвидной форме.

Исходя из этого Кейнс утверждал, что общий спрос на деньги для текущих сделок и на непредвиденные расходы (Z1) определяется уровнем доходов (F), а спрос на деньги для спекулятивных целей (L2) обратно пропорционален ставке процента (г). Таким образом, функция спроса на деньги (М) в соответствии с тео­рией Кейнса имеет следующий вид:

M = L\Y) + L2(r). (5.4)

В дальнейшем Кейнс не только выступил с критикой количественной теории денег и полным отрицанием основных ее постулатов, но и разработал принципиаль­но новый подход, выразившийся в создании денежной теории производства.

1 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе/Пер. с англ. 4-е изд. М., 1994. С. 589.

4 Деньги. Кредит. Банки

4. Принцип зависимости или независимости центрального банка от государ­ства в области проведения эмиссионных операций, решения задачи обеспечения устойчивости национальной денежной единицы, комплексного использования

5. Принцип надзора и контроля за денежным оборотом: государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный надзор и контроль за денежным оборотом и основными денежными потоками в экономике.

Еще один элемент управленческого блока денежной системы — эмиссион­ный механизм, который определяет порядок эмиссии наличных и безналичных денег в оборот и их изъятия. Выпуск наличных денег в оборот и их изъятие из оборота осуществляются особыми подразделениями центрального банка (в Рос­сийской Федерации, например, расчетно-кассовыми центрами Центрального банка Российской Федерации), в некоторых странах — министерством финансов (казначейством). Безналичные деньги выпускаются в хозяйственный оборот ком­мерческими банками в процессе кредитования экономики.

В инфрструктурный блок денежной системы включаются элементы, обслу­живающие ее функционирование, а именно:

нормативно-правовая база (законы о денежной системе, о центральном банке, о банках и банковской деятельности, нормативные акты центрального банка, регулирующие порядок эмиссии, организацию денежного оборота и т.д.);

1. Принцип необязательного обеспечения денежной единицы означает, что:

а) выпуск денег может быть не обеспечен;

б) официальное соотношение между денежной единицей и золотом не устанавливается;

Существующие разногласия в качественном (теоретическом) понимании

денег приводят к соответствующим разногласиям и в количественном

(эмпирическом) их измерении.

В современной экономической литературе выделяют, как мы говорили ранее, два подхода к измерению денежной массы:

1) трансакционный подход, или измерение денег в функциях средства обра­щения и платежа;

К самым распространенным денежным агрегатам, используемым для изме­рения денежной массы, относятся следующие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.144 с.)