Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика обязательных резервов

Поиск

В большинстве развитых стран к коммерческим банкам предъявляется тре­бование размещения ими в центральном банке минимальных резервов. Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимости от нацио­нальных особенностей развития финансового рынка. Центральные банки используют различную структуру минимальных резервов при неодинаковой амплитуде и частоте изменений их величины, специфике начисления про­центов и т.п.

Требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов, гарантия центрального банка по вкладам клиентов. Эта цель использования минимальных резервов существует и сегодня, хотя уже не является приоритетной, поскольку в большинстве стран созданы иные систе­мы гарантирования вкладов.

Как инструмент денежно-кредитного регулирования минимальные резер­вы выполняют двоякую роль: с их помощью осуществляется текущее регулиро­вание ссудного рынка и одновременно они играют роль регулятора эмиссии кре­дитных денег коммерческими банками. Во многих странах минимальные резервы практически уже не используются как инструмент жесткого регулирования, так как центральные банки предпочитают более гибкую политику открытого рынка.

Как правило, счета, на которых размещены резервы, беспроцентные. В каче­стве компенсации за необходимость держать в центральном банке беспроцент­ные резервы коммерческим банкам предоставляется ряд льгот: бесплатное прове­дение между ними безналичного платежного оборота через центральный банк, зачет избыточных наличных средств коммерческих банков в базовой сумме обяза­тельств по минимальным резервам; право частичного использования минималь­ных резервов для отдельных активных операций.

Кроме приведенных выше компенсирующих мер дополнительно к полити­ке обязательных резервов используется субвенционное рефинансирование путем переучета векселей. В некоторых случаях резервные обязательства могут быть выполнены посредством приобретения государственных ценных бумаг, что пре­следует еще одну цель — финансирование государственного бюджета.

При установлении норм по минимальным резервам большую роль могут играть переговоры между центральным и коммерческими банками. Механизмы расчета норм, а также критерии, по которым дифференцируются эти нормы, в раз­ных странах существенно различаются.

Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств (подробнее об этом см. в главе 23). Увеличивая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возможность несоблюдения установленных им требований со стороны кредитных институ­тов. Например, в обязательства по минимальным резервам в ряде стран вклю­чаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады сроком до четырех лет, а также средства, привлеченные на межбанковском денежном рын­ке, и долговые обязательства (именные и на предъявителя) сроком до двух лет. По закону о банковской деятельности, ставки по минимальным резервам имеют верхнюю границу, при этом для разных видов вкладов границы неодинаковы. Ставки по обязательным резервам классифицируются не только по видам обяза­тельств, но и по величине, срокам и происхождению (относительно резидентов и нерезидентов).

Размеры ставок по минимальным резервам существенно колеблются по странам. В странах, где установлена высокая резервная норма, обязательства по минимальным резервам обычно не являются беспроцентными.

В большинстве развитых стран в последние годы снизилась активность использования минимальных резервов в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операций. Так, в Японии резервные ставки значительно колебались после первого нефтя­ного кризиса середины 70-х годов XX века. С тех пор они остались практически на том же уровне. В США Федеральная резервная система уже давно отказалась от механизма изменения ставок минимальных резервов.

Вместе с тем Европейский центральный банк успешно использует данный инструмент, который является главным условием для получения кредитов в этом Банке.

Стремление центральных банков добиться четкого выполнения требований по отчислению минимальных резервов наталкивается на попытки коммерческих банков уклониться в рамках закона от платежей по поддержанию обязательных резервов. Так, в США в конце 70-х годов многие банки вышли из ФРС в связи с тем, что в то время предписания по минимальным резервам касались только банков-членов.

Развитие новых финансовых операций и свободных от резервного бремени еврорынков предоставило всем коммерческим банкам США возможность умень­шать отчисления в фонд обязательных резервов. Депозиты, размещенные на евро­рынке, остаются не охваченными национальными минимальными резервными требованиями по следующим причинам.

Центральный банк отдельной страны либо вообще не использует механизм минимальных резервов, либо от обязательств по минимальным резервам освобож­даются депозиты нерезидентов, либо в базу минимальных резервов не включают­ся те депозиты нерезидентов, которые компенсируются кредитами нерезидентам.

С появлением новых путей обхода предписаний по минимальным резерв­ным требованиям центральные банки вынуждены все чаще изменять порядок их выполнения. В начале 80-х годов США выступили с инициативой введения единой системы минимальных резервных требований на еврорынке, однако она не нашла достаточной поддержки.

Механизм обязательных резервных требований используется как инст­румент денежно-кредитной политики практически во всех экономически разви­тых странах.

ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА

Депозитная политика направлена на регулирование движения потоков денежных средств между коммерческими банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние на состояние резервов кредитных институ­тов. Такие депозиты не следует путать с обязательными минимальными резервами.

При проведении экспансивной депозитной политики денежные средства государственного сектора экономики, размещенные в центральном банке, умень­шаются (например, на величину Ъ). Соответственно на эту величину возрастают резервы второго уровня банковской системы. Необходимо учитывать и обратный эффект, который вызывает рост резервов кредитных институтов.

Если допустить, что размещенные в результате проведения депозитной политики в кредитных институтах денежные средства государственного сектора состоят на долю с из наличных денег, то общий объем резервов коммерческих банков увеличивается на (1 - с) Ь. При увеличении резервов коммерческих бан­ков вследствие притока депозитов из государственного сектора сумма минималь­ных резервов при ставке г возрастет на [г (1 - с) Ь]. Таким образом резервы кре­дитных институтов увеличатся на разницу между двумя приведенными величи­нами [(1 - г) (1 - с) Ь].

При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат — уменьшение банковских резервов, кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ

На открытом рынке центральный банк осуществляет покупку и продажу ценных бумаг. Как правило, такими ценными бумагами являются казна­чейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные кратко­срочные ценные бумаги.

Традиционные средства проведения операций на открытом рынке — опера­ции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке. Такие операции характерны для стран Европейского экономического и валютного союза и США.

Для большинства промышленно развитых стран операции на открытом рынке представляют собой главный инструмент денежно-кредитного регулиро­вания; прочие инструменты используются нерегулярно. Отдельные страны кон­центрируются на двух основных операциях: в рамках долгосрочной политики — на операциях с облигациями государственного займа, при краткосрочной поли­тике — на операциях с казначейскими векселями. Для подобных операций уста­навливаются твердые ставки купли-продажи.

Операции на открытом рынке активно практикуются Федеральной резерв­ной системой США, которая покупает и продает ценные бумаги федерального правительства, используя для этого дилерскую сеть. Подобные операции в США бывают двух видов: динамические и защитные.

Динамические операции на открытом рынке США направлены на измене­ние денежно-кредитных отношений с целью воздействия на экономическую ситуа­цию в стране в целом. Например, для обеспечения стабильности функционирова­ния экономического механизма или стимулирования экономического роста ФРС активизирует продажу государственных ценных бумаг их владельцами.

Защитные операции проводятся ФРС в целях компенсации нежелатель­ных изменений в структуре банковских резервов. Однако не следует понимать это так, что руководство ФРС совершает в отдельные периоды либо те, либо дру­гие из этих двух операций — оиа комбинирует динамические и защитные опера­ции на открытом рынке.

Механизм проведения операций на открытом рынке в большинстве стран сводится к следующему. Для оживления экономики центральный банк прово­дит экспансионистскую политику и увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого скупает любой предлагаемый объ­ем ценных бумаг, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения. У коммерческих банков и дру­гих собственников появляется возможность получить дополнительные денеж­ные средства, относительно выгодно реализовав часть государственных ценных бумаг из своего портфеля.

Если центральный банк выступает на открытом рынке на стороне предложе­ния, у него есть, по меньшей мере, две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого он предложит любое количество цен­ных бумаг, либо предложить определенное количество ценных бумаг дополни­тельно. Коммерческие банки и их клиенты, покупая государственные ценные бума­ги, лишаются части денежных средств, которые при иных обстоятельствах могли бы быть использованы для развития реального сектора экономики.

Рестриктивная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к использованию кредитными институтами части своих резервов.

При всех существующих различиях в проведении политики в отношении операций на открытом рынке можно определить общую тенденцию, которая выра­жается в том, что центральные банки стран, стремящихся к регулированию эко­номики рыночными, а не административными методами, все чаще прибегают к использованию именно этого инструмента.

ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА

Направление и формы валютной политики, проводимой центральным бан­ком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве. Цели валютной политики меняются от одного истори­ческого периода к другому. Одним из важнейших средств реализации валют­ной политики является валютное регулирование.

Наиболее часто центральные банки прибегают к регулированию валютно­го курса и управлению официальными валютными резервами. При этом большое внимание уделяется как внутреннему валютному контролю, так и сотрудниче­ству в рамках международных валютно-финансовых организаций.

Для воздействия в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики; дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только для изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но и для регу­лирования валютного курса и платежного баланса (назовем их внешними целя­ми, или интересами). Довольно часто внутренние и внешние цели не совпадают, что приводит к необходимости решения спорных вопросов между центральным банком и правительственными структурами в лице министерства финансов и т.п. Например, повышение процентных ставок в какой-то стране по отношению к дру­гим странам делает привлекательным для иностранцев размещение средств в бан­ках именно этой страны (с относительно высокими ставками по депозитам). Воз­никающий при этом приток капиталов из-за рубежа увеличивает актив платежного баланса и способствует повышению курса национальной валюты. Если в этот же период правительство проводит курс иа оживление экономики и стремится использовать для этого такой инструмент, как низкие процентные ставки, то воз­никает конфликт интересов. В современных условиях в странах с развитой и устой­чивой экономикой, как правило, превалируют внутренние интересы.

Девизная политика проводится центральным банком в форме покупки или продажи иностранных валют (девизов). Подобные операции получили название валютных интервенций. Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений своп) национальную валюту, центральный банк увеличивает спрос и, следовательно, ее курс. Напротив, продажа крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение.

Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения опе­раций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от при­оритета политики центрального банка в данной экономической ситуации.

21.4. БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР

Следует отличать контроль за деятельностью банков от регулирования бан­ковской деятельности. Если регулирование осуществляется для поддержа­ния надежной и эффективной работы всей банковской системы, то контроль проводится для обеспечения надежности и устойчивости отдельных бан­ков. Он осуществляется главным образом при помощи целостного и непре­рывного надзора за банковской деятельностью, а также лицензирования каждого банка в отдельности. Банковский надзор проводится в три этапа:

этап 1 — лицензирование, т.е. выдача специального разрешения на откры­тие банка;

этап 2 — дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетно­сти, предоставляемой банком в надзорный орган;

этап 3 —- инспектирование на местах, т.е. ревизия достоверности передава­емой надзорным органам информации.

Начальный импульс развитие банковского надзора и контроля получило в результате Великой депрессии 20—30-х годов XX века. Интернационализация банковского бизнеса после Второй мировой войны привела к необходимости сфор­мировать международные правила и нормы банковского надзора. При Банке международных расчетов (Базель, Швейцария) был создай Комитет по банков­скому надзору и регулированию (Базельский комитет), рекомендации которого создали основу для разработки международных стандартов банковского надзора.

Хотя в большинстве стран сформированы национальные системы надзора, все они ориентированы на достижение трех основных целей:

1) поддержание денежной и финансовой стабильности, т.е. недопущение банкротства банков и принятие мер по их оздоровлению;

2) обеспечение эффективности банковской системы за счет повышения качества активов и уменьшения потенциальных рисков;

3) защита интересов вкладчиков.

Банковский надзор бывает дистанционным (документарным) и инспекцион­ным (путем проверок на местах). В мировой практике используются различные типы надзорных систем. При этом функции надзора возложены не только на централь­ный банк, но и на другие специально созданные надзорные органы (табл. 21.1).

 

Таблица 21.1

Страна Надзорный Система Год Тип системы
  орган   внедрения  
Аргентина Банк CAMELS (в составе   Дистанционная рейтинго­
Аргентины общей системы BASIC)   вая система
Велико­ Ведомство RATE (система оценки   Комплексная система
британия по финансовой риска и меры надзора)   оценки банковских рисков
политике      
Банк Англии TRAM (рейтинговая система Разработа­ Система раннего
  быстрого реагирования) на в 1995 г., реагирования
    не внедрена  
Германия Федеральное BAKIS (информационная   Система дистанционного
ведомство система)   мониторинга — система
по контролю     финансовых анализа
над банками     отдельных коэффициен­
      тов и групп банков
Италия Банк Италии PATROL   Дистанционная
      рейтинговая система
  Система раннего В стадии Система раннего
  реагирования разработки реагирования — прогноз
      ухудшения ситуации
Нидер­ Банк RAST (инструменты   Комплексная система
ланды Нидерландов для оценки рисков)   оценки банковских рисков
  Система наблюдения В стадии Система дистанционного
    разработки мониторинга — система
      финансовых коэффициен­
      тов и анализа отдельных
      групп банков
Франция Банковская ORAP (организация   Дистанционная рейтинго­
комиссия и укрепление предупреди­   вая система
  тельных действий)    
  SAABA (статистический   Система раннего реагиро­
  метод для агрегированного   вания на ожидаемые
  анализа)   убытки
  GHE method (метод   Система дистанционного
  выделения банков в группы (активно мониторинга — анализ
  по однородным направле­ не исполь­ отдельных групп банков
  ниям деятельности) зуется)  
США Все три над- CAMELS   Рейтинговая система
зорных органа      
Федеральная Модель мониторинга   Система дистанционного
резервная отдельных банков   мониторинга — анализ фи­
система     нансовых коэффициентов
  SEER Rating (система   Система раннего реагиро­
  оценки рейтингов)   вания — подсчет рейтингов
  SEER Risk Rank   Система раннего реагиро­
      вания — прогноз ухудше­
      ния положения
Федеральная CAEL   Дистанционная
корпорация   (пересмот­ рейтинговая
страхования рена в декаб-  
депозитов   ре 1999 г.)  
       
Надзорные системы в некоторых зарубежных странах

 

Страна Надзорный Система Год Тип системы
  орган   внедрения  
Продолжение

GMS (широкая система мониторинга)

1985 (пересма­тривается в настоя­щее время) 1995

Система раннего реагирования — изучение динамики быстрого роста

SCOR (статистически рассчитанный в рамках дистанционного надзора CAMELS рейтинг) Bank Calculator
Контролер денежного обращения
В стадии разработки
 

 

Система раннего реагирования — оценка рейтингов, имеющих снижающую динамику Система раннего реагирования — прогноз ухудшения положения

кобритании, Германии и Франции. Надзорная роль центрального банка особенно велика в Италии, менее существенна в Японии и Канаде и не имеет большого зна­чения в Великобритании.

В процессе европейской интеграции границы между различными типами европейских финансовых компаний и финансовыми продуктами сглаживаются, что требует нового подхода к финансовому регулированию. Отдельные надзор­ные органы уже не в силах оценить должным образом риски финансовых конгло­мератов, деятельность которых вызывает потребность оценки на групповой основе, координации отдельных регулирующих агентств или объединения в финансовое агентство, использующее унифицированные методы контроля и надзора. Однако здесь существует опасность быть оторванными от деятельности сектора, который оно регулирует.

Вопросы организации современного банковского надзора в Европе до сих пор оста­ются предметом острых дискуссий. Некоторые специалисты считают, что валютная унификация в рамках ЕЭВС должна сопровождаться введением централизованного пруденциального контроля, осуществляемого либо Европейским центральным банком (ЕЦБ), либо независимой европейской банковской комиссией. Как считают сторон­ники такого подхода, усиление конкуренции, функциональной и географической взаимозависимости в банковском секторе делает недостаточной простую координа­цию деятельности национальных органов банковского контроля. Поэтому следует стре­миться к созданию системы коллективного надзора.

Вместе с тем глобальный контроль над деятельностью банков, называемый макро- пруденциальным, предполагает не только координацию между национальными и евро­пейскими органами надзора, но и решение проблем контроля на наднациональном уровне. Эту роль в соответствии со ст. 105-4 и 105-5 Маастрихтского договора берет на себя ЕЦБ.

Система банковского надзора в ЕЭВС предусматривает организацию работы трех блоков банковского контроля: Европейской комиссии (ЕК), национальных органов банковского надзора и ЕЦБ. При этом Консультативному банковскому комитету и ЕК отводится ключевая роль в разработке законодательных актов и регулирующих норм, а индивидуальный контроль над деятельностью кредитных учреждений осуществляют национальные органы надзора. Децентрализованный подход к банковскому надзору должен сопровождаться расширением многостороннего сотрудничества между нацио­нальными органами надзора стран ЕС в осуществлении контроля над деятельностью транснациональных групп и конгломератов.

Процесс централизации банковского надзора в странах зоны евро осложняется существованием различий не только между структурами банковского сектора, но и эко­номики в целом, налоговыми системами и т.п. Наиболее существенные различия, которые требуют первостепенного решения, сводятся к следующему: велико разно­образие функций органов надзора, неодинаковы цели деятельности, методы работы и объемы компетенции органов надзора.

Централизация банковского надзора в ЕЭВС пока еше находится в стадии ста­новления, и в большинстве стран зоны евро органы надзора тесно связаны с централь­ными банками. Нередко цели кредитно-денежной политики центрального банка и осу­ществляемого им пруденциального контроля противоречат друг другу. Поэтому некоторые страны отделяют органы контроля от центрального банка. Однако острота этой проблемы существенно сглажена, поскольку с начала 1999 года ведущая роль в проведении кредитно-денежной политики в зоне евро переходит к совету управля­ющих EL1B.

Однако создание ЕИБ не решило еще многих проблем. Оно привело к тому, что функции финансового регулирования и осуществления денежно-кредитной политики оказались разъединены. Разработка денежно-кредитной политики перешла к EU5, а центральным банкам некоторых стран была оставлена функция банковского надзора.

21.5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

В настоящее время практически во всех странах во главе кредитных систем стоит центральный банк, хотя наблюдаются и отклонения от данной прак­тики. В некоторых странах нет центральных банков, а эмиссионные функ­ции выполняют специально созданные институты, например, Управление денежного обращения (Карренси борд) в Сингапуре, Валютное агентство в Саудовской Аравии. Иногда один центральный банк является эмиссион­ным центром нескольких государств. Так, Банк государств Центральной Африки выполняет функции центрального банка одновременно в пяти африканских странах: Габоне, Камеруне, Конго, Центрально-Африканской Республике, Экваториальной Гвинее, в каждой из которых у него свое отделение.

Между центральными банками разных стран имеются существенные раз­личия, обусловленные особенностями их политического и экономического разви­тия. Это касается организационно-правового статуса данных банков, диапазона выполняемых ими функций.

По критерию собственности на капитал центральные банки могут быть как полностью государственными (Банк Франции, Баик России), так и со смешан­ным государственно-частным капиталом (Национальный банк Бельгии, Централь­ный банк Турецкой Республики). При этом одни из них сразу были образованы как государственные банки (Дойче-Бундесбанк, Германия), другие первоначально являлись частными или смешанными, а затем были национализированы (Банк Канады).

С точки зрения формы аккумуляции капитала центральные банки могут быть акционерными и неакционерными, если капитал банка полностью принад­лежит государству. Акционерные банки обычно создаются в форме акционер­ного общества. Их акционерами могут быть: коммерческие банки (Федеральная резервная система США); банки и небанковские финансовые институты (Банк Италии); государственные банки и небанковские государственные институты, юридические лица с постоянным местом пребывания в данной стране и физиче­ские лица — граждане данной страны (Швейцарский национальный банк).

В некоторых странах, несмотря на владение частью капитала центрального банка, частные акционеры в его управлении не участвуют (Банк Японии).

Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого — обособленность имущества банка от имущества государства. Центральный банк уполномочен распоряжаться наде­ленным имуществом как собственник.

Модели организации центрального банка обусловлены исторически сло­жившимися традициями, а также особенностями политического и экономическо­го развития. Из всех моделей можно выделить три основные: традиционную, аме­риканскую и европейскую.



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.140.88 (0.019 с.)