Банковская система, цели и инструменты кредитно–денежной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Банковская система, цели и инструменты кредитно–денежной политики



 

Банковская система в рыночной экономике является обычно двухуровневой и включает Центральный банк (эмиссионный) и коммерческие (депозитные) банки различных видов.

Основными функциями коммерческих банков считаются привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. Посредством этих операций коммерческие банки могут создавать деньги, то есть расширять денежное предложение, что отличает их от других финансовых учреждений. Банки занимаются также куплей и продажей ценных бумаг.

Центральный банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбанковского расчетного центра. Он является обычно кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также финансовым агентом правительства. Центральный банк может выступать как продавец и покупатель на международных денежных рынках и координировать зарубежную деятельность частных банков.

Во всех странах центральные банки формируют и осуществляют кредитно–денежную политику, контролируют и координируют деятельность коммерческих банков.

Предложение денег в экономике изменяется в результате операций Центрального банка, коммерческих банков и решений небанковского сектора. Центральный банк контролирует предложение денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор. Фактический объем предложения денег складывается в результате операций коммерческих банков по приему вкладов и выдаче ссуд.

Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом.

Конечные цели:

а) экономический рост;

б) полная занятость;

в) стабильность цен;

г) устойчивый платежный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры:

а) денежная масса;

б) ставка процента;

в) обменный курс.

Инструменты:

а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;

б) изменение нормы обязательных резервов;

в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

г) операции на открытом рынке.

Существует различие между инструментами прямого (а) и косвенного (б, в, г) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми. Конечные цели реализуются кредитно–денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального банка и осуществляются в рыночной экономике в основном с помощью косвенных инструментов.

Рассмотрим инструменты косвенного регулирования денежной системы.

Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы не столько выполняют функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов. Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

Другим инструментом кредитно–денежного регулирования является изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального Банка сокращается, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к «учетному окну» Центрального банка допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми с точки зрения Центрального банка. Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального банка выдаются для особых нужд
(сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.

В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального банка, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки Центральным банком стоит рассматривать скорее как индикатор проводимой им политики. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального банка и ставками частных банков. Например, повышение учетной ставки Центральным банком сигнализирует о начале ограничительной кредитно–денежной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро.

Операции на открытом рынке – третий способ контроля денежной массы. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю–продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации. Когда Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы.

Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении. Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок.

Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой обратного выкупа и ценой продажи. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм. Операции на открытом рынке во многих странах рассматриваются как наиболее гибкий и точный инструмент денежной политики, поскольку они осуществляются по инициативе и под контролем Центрального банка, в любых размерах, достаточно быстро и при необходимости могут корректироваться.

С помощью названных инструментов Центральный банк реализует цели кредитно–денежной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Варианты денежной политики по–разному интерпретируются на графике денежного рынка. Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег.

Выбор вариантов кредитно–денежной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег LS). В зависимости от угла наклона кривой LS изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе (рисунок 3), либо на ставке процента (рисунок 4).

 

Рисунок 3. Влияние изменения спроса на деньги на денежную массу

 

 

Рисунок 4. Влияние изменения спроса на деньги на ставку процента

 

Очевидно, что Центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги. Это отразится сдвигом вправо кривой LS и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой LS.

Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.

Можно выделить 4 звена передаточного механизма кредитно-денежной политики:

1) изменение величины реального предложения денег в результате проведения Центральным банком соответствующей политики;

2) изменение ставки процента на денежном рынке;

3) реакция совокупных расходов (в особенности инвестиционных расходов) на динамику ставки процента;

4) изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

Между изменением предложения денег и реакцией совокупного предложения расположены еще две промежуточные ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат (рисунок 5).

 

Рисунок 5. Передаточный механизм денежной политики

 

Изменение рыночной ставки процента происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как в результате расширительной денежной политики Центрального банка на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита и в итоге – снижение ставки процента (рисунок 6, а).

 

а б в

 

Рисунок 6. Влияние спроса на деньги на процентную ставку

 

Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги, то есть от крутизны кривой LD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению ставки процента (пологая LD), то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки процента. И наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на ставку процента (крутая кривая LD), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению процентной ставки (рисунок 6 б и 6 в).

Следующим шагом является корректировка совокупного спроса (совокупных расходов) в связи с изменением ставки процента. Обычно считается, что больше других на динамику ставки процента реагируют инвестиционные расходы (хотя можно говорить и о реакции потребления, расходах местных органов государственного управления, но они менее значительны). Если предположить, что на денежном рынке произошло существенное изменение ставки процента, то далее встанет вопрос о чувствительности инвестиционного спроса (или совокупного спроса в целом) к динамике ставки процента. От этого, при прочих равных условиях, будет зависеть величина мультипликативного расширения совокупного дохода.

Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких–либо результатов денежной политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих со­вокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько со ставкой процента на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Помимо качества работы передаточного механизма существуют и другие сложности в осуществлении денежной политики. Поддержание Центральным банком одного из целевых параметров, скажем ставки процента, требует изменения другого в случае колебаний на денежном рынке, что не всегда благоприятно сказывается на экономике в целом. Так, Центральный банк может удерживать ставку процента на определенном уровне для стабилизации инвестиций, а, следовательно, их воздействия через мультипликатор на объем выпуска в целом. Но если по каким–то причинам в экономике начинается подъем и ВВП растет, то это увеличивает трансакционный спрос на деньги. При неизменном предложении денег ставка процента будет расти, а значит, чтобы удержать ее на прежнем уровне, Центральный банк должен увеличить предложение денег. Это, в свою очередь, создаст дополнительные стимулы роста ВВП и к тому же может спровоцировать инфляцию.

В случае спада и сокращения спроса на деньги Центральный банк для предотвращения снижения ставки процента должен уменьшить предложение денег. Но это приведет к падению совокупного спроса и только усугубит спад в экономике.

Кредитно–денежная политика имеет значительный внешний лаг (время от принятия решения до его результата), так как влияние ее на размер ВВП в значительной степени связано через колебания ставки процента с изменением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет ее проведение, так как запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию.

Эффективность кредитно-денежной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального банка, а также степенью независимости Банка от исполнительной власти. Последний фактор с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе некоторых формальных критериев (частоты сменяемости руководства Центрального банка, границ участия банка в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и других официальных характеристик банка, зафиксированных в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости Центрального банка.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Если Центральный банк ставит целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, так как увеличение или сокращение валютных резервов (покупка или продажа Центральным банком иностранной валюты на валютном рынке) в целях поддержания обменного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике (например, при покупке валюты предложение денег в экономике увеличивается, так как Центральный банк расплачивается за нее своими обязательствами). Исключение составляет лишь ситуация, когда Центральный банк проводит стерилизацию притока или оттока валютных резервов, нейтрализуя колебания денежной массы, происшедшие вследствие валютных операций, изменением объема внутреннего кредита с помощью известных инструментов денежной политики.

Определенные трудности связаны с проблемой координации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если правительство стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций («эффект вытеснения») и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности. Если же Центральный банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.

Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизация дефицита) или путем продажи государственных облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора – они переводятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подключается Центральный банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база, и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике, что фактически равносильно монетизации.

Таким образом, Центральный банк монетизирует дефицит всякий раз, когда покупает на рынке государственные облигации, выпущенные для покрытия бюджетного дефицита. Однако, решая вопрос о целесообразности монетизации дефицита, Центральный банк сталкивается с дилеммой.

Если он не станет финансировать дефицит, то фискальная бюджетная экспансия, не сопровождающаяся компенсирующей денежной политикой, вызовет рост процентных ставок и приведет к вытеснению частных расходов (инвестиций).

С другой стороны, Центральный банк может предотвратить эффект вытеснения за счет покупки государственных ценных бумаг, что увеличит предложение денег и обеспечит рост дохода без увеличения процентных ставок. Но такая политика монетизации чревата опасностью. Если экономика близка к полной занятости, монетизация может привести к усилению инфляции. Однако в период глубокого спада обычно нет причин опасаться инфляционных последствий компенсации бюджетной экспансии за счет роста денежной массы. В переходных экономиках опасность инфляции при монетизации дефицита возникает, прежде всего, в случае отсутствия необходимых условий для экономического роста, а также из-за неспособности государственных органов управления осуществлять необходимый контроль за движением денежных средств.

Эффективная стабильная денежная политика (под которой подразумевается обычно низкий устойчивый темп роста денежной массы) в большинстве случаев не может сосуществовать с фискальной политикой, до пускающей значительный дефицит госбюджета. Это связано с тем, что в условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового финансирования правительству бывает сложно удержаться от давления на Центральный банк с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита.

 

2 Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном
рыках. Модель IS–LМ

 

2.1 Понятие совместного равновесия. Вывод кривых IS и

 

В макроэкономической литературе различают частичное и общее равновесие. Под первым понимают равновесие на отдельно взятом рынке. Под вторым понимают одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы в целом или макроэкономическое равновесие. Здесь будет рассмотрен промежуточный случай – совместное равновесие на рынке благ и финансовых активов.

Модель IS–LМ – теоретическое построение, объединяющее реальный и денежный секторы экономики. Модель IS–LМ включает в себя элементы «кейнсианского креста» и теории предпочтения ликвидности Дж. М. Кейнса, была впервые предложена Дж. Р. Хиксом в 1937 г. в статье «Мистер Кейнс и классики», более широкое распространение получила после выхода в свет книги А. Хансена «Денежная теория и фискальная политика» (1949). Современные экономисты включают в модель IS–LМ финансовый рынок в целом, то есть рынки денег и ценных бумаг.

Две части модели IS–LМ – это кривая IS – «инвестиции»,«сбережения» и кривая LМ – «ликвидность»,«деньги». Эти две части модели связывает процентная ставка, равновесная величина которой отражает динамику экономических процессов, происходящих на денежном и товарном рынках. В краткосрочном периоде при фиксированном уровне цен номинальные и реальные значения всех переменных совпадают, величины совокупного дохода (Y) и ставки процента (R) подвижны.

Рассмотрим построение кривой IS (рисунок 7).

 

Рисунок 7. Построение кривой IS

В квадранте А изображена функция инвестиций.

Поскольку ставка процента – это издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов, то рост ставки процента уменьшает планируемые инвестиции, то есть рост ставки процента от R1 до R2 уменьшает планируемые инвестиции I(R1) до I(R2). В квадранте В изображен «кейнс на нанский крест»: уменьшение планируемых инвестиций с I(R1) до I(R2) сокращает доход с Y1 до Y2. В квадранте С изображена кривая IS как результат взаимодействия между ставкой процента и доходом.

Движение вдоль кривой IS показывает, как должен измениться уровень национального дохода при изменении уровня процентной ставки для того, чтобы на рынке благ сохранилось равновесие. Кривая IS разбивает экономическое пространство на две области; во всех точках, лежащих выше кривой IS, предложение больше спроса, то есть объем национального дохода больше запланированных расходов. Во всех точках ниже кривой IS наблюдается дефицит на рынке благ (рисунок 8).

Рисунок 8. График кривой IS

Рассмотрим построение кривой (рисунок 9).

 

Рисунок 9. Построение кривой

В квадранте А показано, что рост дохода с Y1 до Y2 увеличивает спрос на деньги. В этом случае ставка процента растет с R1 до R2. Кривая спроса на деньги сдвигается вправо. В квадранте В изображена кривая LМ, которая характеризует множество состояний равновесия на рынке денег при различном сочетании уровня дохода и уровня процентной ставки. Кривая делит экономическое пространство на две части (рисунок 10). Во всех точках выше кривой М > L, то есть предложение денег больше спроса на них. Во всех точках ниже линии М< L.

 

Рисунок 10. График

Совместное равновесие на рынках благ и денег достигается в точке пересечения кривых IS и LМ. На рисунке 11 изображено совместное равновесие на рынке благ, денег и ценных бумаг, которое достигается при сочетании значений величины национального дохода и ставки процента (R0, Y0).

 

Рисунок 11. Совместное равновесие на рынках благ, денег и ценных бумаг

 

Величина совокупного спроса, соответствующая совместному равновесию на рынках благ, денег и ценных бумаг, называется эффективным спросом. Модель IS–LМ используется для
иллюстрации воздействия на национальный доход фискальной и денежно–кредитной политики.

 

 

2.2 Анализ колебаний экономической активности с помощью модели IS–LМ

 

Модель IS–LМ используется для анализа воздействия на национальный доход краткосрочных изменений денежно–кредитной и фискальной политики.

Последствия денежно–кредитной политики

Если государство ставит своей целью увеличение национального дохода, то оно может, например, увеличить предложение денег. Увеличение предложения денег сдвигает кривую вниз. Равновесие перемещается из точки А в точку В.

Результат денежно–кредитной политики: ставка процента понижается с r1 до r2, а уровень национального дохода увеличивается с Y1 до Y2.

Таким образом, рост предложения денег, понижая ставку процента, стимулирует инвестиции, что приводит к расширению спроса на товары и услуги (рисунок 12).

 

 

Рисунок 12. Последствия денежно–кредитной политики

Последствия фискальной политики

Государство собирает налоги с отдельных граждан и предприятий и осуществляет государственные расходы. Последствия бюджетно-налоговой политики государства представлены на рисунках 13, 14. Возможны два процесса.

 

Рисунок 13. Последствия бюджетно-налоговой политики: сокращение размера налогов

 

 

Предположим, государство сокращает налоги на величину (рисунок 13). В этом случае кривая IS смещается вправо на расстояние, равное

DТ×[MPC/(1– MPC)],

где MPC/(1– MPC) – налоговый мультипликатор.

Равновесие перемещается из точки А в точку В. Сокращение налогов увеличивает доход с Y1 до Y2, также увеличивается и ставка процента с r1 до r2.

Таким образом, бюджетно-налоговая политика стимулирования экономики увеличивает ставку процента и вытесняет часть инвестиционных расходов.

Предположим, что государство увеличивает государственные расходы на DG (рисунок 14). В этом случае кривая IS сдвигается вправо на расстояние, равное

DG ×[1/(1– MPC)],

где DG – увеличение государственных расходов; 1/(1– MPC), – мультипликатор государственных расходов.

В результате равновесие перемещается из точки А в точку В, так как ставка процента возрастает с r1 до r2, а доход увеличивается с Y1 до Y2.

 

 

Рисунок 14.Последствия бюджетно-налоговой политики: увеличение размера

государственных расходов

 

Доход возрастает через мультипликационный эффект на DG /(1– MPC), Поэтому кривая IS сдвигается вправо на расстояние, равное этой величине.

Бюджетно-налоговая политика стимулирования экономики увеличивает ставку процента и вытесняет часть инвестиционных расходов. Влияние роста процентных ставок на инвестиции в связи с ростом государственных расходов получило название «эффекта вытеснения вытеснений».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.068 с.)