Понятие и структура мирового хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и структура мирового хозяйства



 

Мировое хозяйство – система национальных хозяйств отдельных стран, объединенных международным разделением труда, торгово-производственными, финансовыми и научно–техническими связями. Результатом функционирования мирового хозяйства является повышение эффективности использования ресурсов в каждом государстве, ускорение темпов экономического роста во всем мире. Мировое хозяйство характеризуется наличием развитой рыночной инфраструктуры, которую образуют мировые рынки: товаров и услуг, факторов производства, капиталов, а также мировая валютная и финансовая системы.

Мировое хозяйство имеет следующую структуру:

1) мировой рынок товаров и услуг;

2) мировой рынок капиталов;

3) мировой рынок рабочей силы;

4) международная валютная система;

5) международная кредитно–финансовая система.

Основными субъектами мирового хозяйства являются:

- государства с их народно-хозяйственными комплексами;

- транснациональные корпорации;

- международные организации и институты:

- фирмы всех секторов хозяйства, вышедшие за национальные границы.

Мировое хозяйство характеризуется неравномерностью развития. Экономические различия между частями заключаются в степени развития рынков товаров, труда, капиталов и информации, глубине разделения труда внутри стран и характере их включенности в мировой рынок, уровне и формах социальной защиты населения.

Разнообразие сочетаний показателей экономического развития различных стран не
позволяет оценивать уровень экономического развития с какой–то одной точки зрения.

Для этого используются несколько основных показателей и критериев:

- абсолютный и относительный ВВП (ВНП);

- НД и доход на душу населения;

- отраслевая структура национальной экономики;

- структура экспорта и импорта страны;

- уровень и качество жизни населения.

В структуре мирового хозяйства выделяется центр и периферия. К центру относятся высокоразвитые промышленные страны, на долю которых приходится 3/4 совокупного объема мирового валового национального продукта, потоков капитала и мировой торговли. Эти страны (многие из них входят в Организацию экономического сотрудничества и развития) являются пионерами научно–технического прогресса, применения высоких технологий и научных открытий, обладают огромным военно-промышленным комплексом и наиболее дееспособной военной организацией (НАТО).

Центр и периферия находятся в постоянной связи и взаимовлиянии, несмотря на то, что перед государствами стоят разные проблемы.

Для многих стран центра на первое место выдвигаются экологические и гуманитарные критерии развития, формирование качественно новой структуры производства и потребления.

Для развивающихся – переход к устойчивому росту, решение социальных проблем; в ряде стран – обеспечение населения продовольствием.

Мировое хозяйство отличается от национального наличием единого мирового рынка. На его функционирование существенное влияние оказывает экономическая политика развитых государств.

Отличительной особенностью мирового рынка выступает функционирование системы мировых цен и международной конкуренции. Последняя сводит различные национальные стоимости к единой интернациональной.

Мировая цена определяется условиями в тех странах, которые поставляют на мировой рынок основной объем благ. Между странами ведется ожесточенная конкуренция за рынки сбыта. Широкое распространение получили различные виды неценовой конкуренции, связанные с
эффективностью использования достижений НТР и организационно–управленческих мер.

 

 

4.2 Теория международной торговли и торговая политика

Теория международной торговли Смита

Современные теории международной торговливедут свое начало от классической политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. А. Смит обосновал тезис, в соответствии с которым основой развития международной торговли является различие в абсолютных издержках при
производстве товаров в разных странах: одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. В своей теории абсолютного преимущества А. Смит перенес общие принципы разумно хозяйствующего субъекта, казавшиеся ему очевидными, на внешнюю торговлю. Доказывая выгодность мировой торговли, А. Смит писал, что если какая-нибудь страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом. Именно поэтому, несмотря на то, что в выборе спе­циализации производства продукции А. Смит большую роль отводил рынку, он считал необходимым при рассмотрении этого вопроса учитывать преимущества страны – естественные (климатические условия, обладание некоторыми природными ресурсами) и приобретенные (обычно обусловленные технологией производства).

Некоторые современные исследования, имеющие в основе теорию абсолютного преимущества, оформились в теорию размера страны, которая учитывает различие стран по их производственной специализации и помогает объяснить, в каком объеме и какого типа продукцию нужно вовлечь в торговлю. Крупные страны обладают рядом отличий от небольших стран, в силу чего они обычно продают меньшую долю произведенной продукции и приобретают меньшую
долю потребляемых товаров, обладают более разнообразными ресурсами, несут более высокие транспортные издержки во внешней торговле, могут вести крупносерийное производство. Эти страны имеют большие возможности развивать отрасли как для обслуживания обширных внутренних рынков, так и для достижения их конкурентоспособности на экспортных рынках.

Теория международной торговли Рикардо

Дополнил и развил взгляды А. Смита Д. Рикардо, которому принадлежит теория относительного преимущества, так или иначе присутствующая в большинстве современных работ по проблемам внешнеэкономического взаимодействия. Она занимает центральное место в исследовании вопросов участия страны в международной торговле. Д. Рикардо доказал не только возможность, но и необходимость взаимовыгодной торговли даже при на­личии абсолютного преимущества одной страны в производстве всех продуктов: эта страна получит выигрыш, если откажется от менее эффективного в пользу более эффективного. Общий объем продукции можно увеличить, согласно этой теории, за счет дополнительных преимуществ, возникших при специализации страны на производстве той продукции, по которой преимущества в издержках особенно велики. По мнению Рикардо, для страны невыгодно развивать даже те отрасли, где издержки производства ниже, чем в других странах, но разница в
издержках меньше, чем объем выпуска продукции наиболее производительной отрасли в стране. Он приводит такой пример: производство определенного количества вина в Португалии может требовать 80 человек в течение года, а производство сукна – 90 человек в течение того же времени. В Англии для производства того же ко­личества вина необходимо 120 человек, а сукна – 100 человек. Португалии будет выгодно вывозить вино в обмен на сукно, хотя ввозимое Португалией сукно могло быть произведено самой Португалией с меньшим количеством труда, чем в Англии. Дело в том, что, переместив труд и капитал из производства сукна в виноделие – отрасль, в которой она имеет большие сравнительные преимущества перед Англией, Португалия путем обмена на вино может получить сукно, затратив труд лишь 80 человек, то есть сэкономить труд 10 человек. Этот обмен будет выгоден и для Англии, так как, сосредоточивая свои усилия на производстве сукна, она может в обмен на сукно получить определенное количество вина, затрачивая труд не 120 человек, а лишь 100 и экономя, таким образом, труд 20 человек. По мысли Рикардо, несмотря на то, что та или иная страна способна выпускать множество разнообразных товаров, она обладает сравнительным преимуществом в производстве лишь определенных видов продукции, в то время как другим странам лучше удается производство чего–либо другого. Каждая страна экспортирует ту продукцию, в выпуске которой она преуспевает, и импортирует ту продукцию, в выпуске которой преуспевают другие страны. Показав, как можно повысить объем производства, если страны специализируются на производстве, имеющем преимущество, А. Смит и Д. Рикардо смогли своими
теориями помочь выявить, какие виды продукции быстрее обеспечивают это преимущество.

Внешняя торговля– важнейшая форма международных экономических отношений; наряду с международным производственным, научно–техническим и другими формами (подготовка кадров, туризм и т.д.) сотрудничества.

Основные формы международного производственного сотрудничества:

- совместная координация производства и сбыта на основе специализации и кооперирования;

- совместное владение предприятиями (совместные предприятия);

- подрядное строительство;

- научно–техническое сотрудничество.

Совокупность внешней торговли всех стран образует международную торговлю.

Международная торговля это обмен товарами и услугами между государственно–национальными хозяйствами. Для оценки международной торговли анализируется либо объем экспорта, либо объем импорта, либо внешнеторговый оборот страны – суммарный объем экспорта и импорта.

Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке.
Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту
продукцию, издержки производства которой ниже мировых.

Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара, от производительности труда в странах, участвующих в международном обороте данного товара в целом.

При импорте (ввозе) товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически невыгодно, покупаются изделия с меньшими затратами, чем затрачивается на производство данной продукции внутри страны.

При подсчете эффективности внешней торговли определяется тот экономический выигрыш, который получает данная страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в стране.

Существует ряд показателей, характеризующих степень включенности страны во внешнеэкономические связи. Например, показатели уровня международной специализации производства отрасли (соответственно вида производства) – коэффициент относительной экспортной специализации (КОЭС) и экспортная квота в производстве отрасли.

КОЭС определяется по формуле

КОЭС = Эо / Эм, (25)

где Эо – удельный вес товара (совокупности товаров отрасли) в экспорте страны; Эм – удельный вес товаров (товаров–аналогов) в мировом экспорте.

Если соотношение превышает единицу, появляются основания говорить об отнесении данной отрасли (товара) к международно специализируемым, и наоборот.

Что касается экспортной квоты Кэ, то она является ориентиром, характеризующим уровень открытости национальной промышленности для внешнего рынка

Кэ = Э/ВВП, (26)

где Э – стоимость экспорта.

Увеличение экспортной квоты свидетельствует как о возрастающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности продукции.

Внешнеторговый мультипликатор

Экспорт и импорт, как и другие составляющие совокупных расходов, действуют с мультипликационным эффектом. Поэтому для количественной оценки воздействия внешней торговли на рост национального дохода и валового национального продукта экономическая теория разработала и использует в практике модель внешнеторгового мультипликатора. Большой вклад в ее создание и развитие внесли Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и другие экономисты.

Аналогично мультипликатору инвестиций мультипликатор экспорта х) обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению (МRС) или предельную склонность к сбережению (MRS)

Мх = 1/ MRS = 1/(1 – МRС). (27)

Влияние увеличения экспорта DX на объем производства определяется на основании формулы

ВНП = Мр×DX, (28)

где Мр внешнеторговый мультипликатор.

Но международная торговля – это не только экспорт, но и импорт. И если часть полученного экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность сократится. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям (импорт имеет отрицательный знак). Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения. С введением понятия предельной склонности к импорту (МRМ) как отношения изменения объема импорта к изменению дохода формула мультипликатора принимает вид

Мр = 1/[(MRS + МRМ)× DX ], (29)

где MRS – предельная склонность к сбережению; МRМ – предельная склоннос­ть к импорту; DX – рост экспорта.


Действие мультипликатора внешней торговли не бесконечно. Мультиплицирование носит затухающий характер, величины очередных приростов неуклонно сокращаются, так как значение предельной склонности к потреблению импортных товаров меньше единицы.

Внешнеторговая политика

Существуют различные формы государственной защиты национальных интересов в борьбе на мировых рынках, которые и определяют торговую политику отдельных стран. Наиболее известны политика протекционизма (защиты) и фритредерства (полной свободы торговли).

Протекционизм - политика сдерживания импорта товаров и стимулирования экспорта, защиты национальной промышленности путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на торговлю определенными видами товаров. Теоретической основой этой политики является меркантилизм. Современный протекционизм, так же как и классический, означает стремление государств обеспечить наилучшие условия для производителей своих стран на внутреннем рынке и оградить их от конкуренции импортеров.

Но протекционизм неизбежно ведет к сокращению внешней торговли, к самоизоляции. Поэтому в период промышленного переворота страны неизбежно переходят к политике свободной торговли (фритредерства).

Основой такой хозяйственной политики стала теория сравнительных издержек Д. Рикардо. Сокращение тарифов и квот, ведущее к росту объемов международной торговли, отражает тенденцию к либерализации торговой политики, к достижению большей открытости национальной экономики. Либерализация внешней торговли является более выгодной как для каждой из стран, так и для всего мирового сообщества, служит источником роста благосостояния государства.

Регулирование международной торговли осуществляется на двух уровнях: международном и национальном. На национальном уровне регулирование представлено регулированием экспорта и импорта. Регулирование экспортанаправлено на его стимулирование с помощью организационных и кредитно–финансовых методов.

К организационным методам стимулирования экспорта относится создание специальных подразделений для информационного и консультативного обслуживания экспортеров, участие государственных органов в заключении торговых сделок, содействие подготовке квалифицированных кадров для внешней торговли, помощь в организации выставок за рубежом, дипломатическая поддержка национальных компаний и т.д.

Кредитно–финансовые методы предполагают субсидирование экспортных поставок, предоставление государственных и поддержку частных кредитов, государственное страхование заграничных операций, освобождение от уплаты налогов на экспортную прибыль.

Регулирование импортасводится в основном к его ограничению с помощью тарифных и нетарифных средств. Основным тарифным средством являются таможенные пошлины.

Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможен с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны.

Инструменты регулирования внешней торговли

Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру действия относятся к экономическим регуляторам.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях – при экспорте из данной страны.Таможенная пошлинавыполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. В силу этого таможенные тарифы являются одним из важных инструментов регулирования внешней торговли, который позволяет осуществить сего помощью защиту национальных производителей от иностранной конкуренции. Одновременно таможенный тариф выполняет и другие функции. Например, таможенная пошлина является во многих странах важным источником поступлений средств в государственный бюджет. Таможенные тарифы также широко используются для облегчения условий доступа иностранных товаров на иностранные рынки. Для этого заинтересованные страны проводят переговоры о сопоставимом снижении ставок своих таможенных тарифов по товарам, представляющим интерес для взаимной торговли.

К общим для всех стран формам регулирования внешнеэкономической деятельности можно отнести и нетарифные меры. К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования экспортно-импортных потоков относятся лицензии и контингенты (квоты). Лицензионная системапредполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство выдает разрешения на внешнюю торговлю определенными, включенными в списки лицензируемых по экспорту и импорту товарами. Системы лицензирования, применяемые странами, весьма различны, но основные виды лицензий можно свести к двум типам: автоматической (или генеральной) лицензии, разрешающей беспрепятственный ввоз или вывоз товара, который включен в списки в течение определенного периода времени, и неавтоматической (или разовой индивидуальной лицензии), разрешающей экспорт или импорт определенного товара с указанием количества товара, его стоимости, страны происхождения (или назначения), а иногда и таможенного пункта, через который ввозится (или вывозится) товар.

Наряду с лицензированием внешнеторговых операций применяется и такое их количественное ограничение, как квоты или контингент, что означает ограничения по стоимости или
количеству, вводимые на экспорт и импорт определенных товаров на определенное время.

Западные страны активно используют и такой нетарифный инструмент регулирования импорта, как антидемпинговые пошлины. Они применяются при импорте товаров по ценам ниже предполагаемых издержек на их производство. Применяют и компенсационные пошлины, когда установлено, что экспортер товара получил государственную субси­дию на его производство.

Если конкуренция вынуждает импортера назначить свою минимальную цену, таможенная пошлина поднимет отечественную цену импортного товара выше мировой, поскольку теперь минимальная отечественная цена, по которой импортер готов продавать свой товар, равняется мировой цене плюс таможенная пошлина. Несовпадение интересов различных субъектов рыночных отношений при использовании инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно проиллюстрировать на примере влияния пошлин на импорт(рисунок 22).

 

Рисунок 22. Экономические последствия введения тарифов

Точка Е нарисунке 22 и соответствующие ей цена Р и количество Q – равновесные цена некоего товара и количество его на внутреннем рынке при отсутствии внешней торговли. Предположим, что мировая цена на этот товар ниже внутренней – на рисунке 22 ее уровень определяется точкой Р 1. В варианте свободной торговли отечественная цена на данный товар должна быть не больше мировой. При этом внутренний спрос при более низкой цене увеличивается до Q 1, а объем предложения товара местными производителями снизится до Q 2. Недостающее количество (отрезок АС) будет обеспечено за счет импорта.

При введении импортной пошлины произойдет увеличение цены до Р2. Новая цена равна мировой плюс импортная пошлина. Повышение цены приведет к сокращению спроса до Q 3, увеличению отечественного производства Q 4 и сокращению импорта (отрезок ВL). Следовательно, местные производители при введении импортных пошлин могут продавать свой товар по более высокой цене и увеличивать объем продаж. Потребители сократят покупаемое количество более дешевого импортного товара и вынуждены будут увеличить потребление более дорогого местного.

Тариф, увеличивая отечественную цену импортных товаров, наносит ущерб потребителям. Однако он выго­ден отечественным производителям данных товаров, а также служит источником доходов государства (на рисунке 22 заштрихованный прямоугольник – объемы поступлений государству от пошлины). Ущерб потребителя, по сути, отражает общественный ущерб, поскольку речь идет не только о снижении потребления, но и поддержке с помощью тарифа недостаточно эффективных национальных производств. Однако интересы производителей значительно легче выразить и поддержать политически. Выгоды или потери производителей нагляднее в повседневной жизни, чем менее очевидные издержки от протекционизма потребителей и общества в целом. Конечно, если тарифы незначительно ограничивают импорт, то они приносят доход государству, который можно направить на социальные программы, снижение налогов.

Платежный баланс

Платежный баланс – систематизированная статистическая запись всех экономических сделок между резидентами данной страны и остальным миром за определенный период
времени (год, квартал, месяц).

Платежный баланс характеризует систему расчетов одной страны (или группы стран) с другими странами и представляет собой соотношение между общей суммой денежных поступлений, полученных данной страной из-за границы, и суммой платежей, произведенных этой страной за границу за тот же период времени. Превышение поступлений над платежами
составляет активное сальдо платежного баланса, а превышение платежей над поступлениями – пассивное сальдо (дефицит) платежного баланса. Платежный баланс включает фактически осуществленные за определенный период времени платежи и не включает непогашенных требований и обязательств, например, по предоставленным внешнеторговым кредитам, в то время как баланс расчетный охватывает эти требования и обязательства независимо от того, когда поступят платежи по ним. Состояние платежного баланса страны в основном предопределяется соотношением между экспортом и импортом, то есть торговым балансом.

Полная схема составления платежного баланса, согласно рекомендации МВФ, имеет 112 статей. Укрупненная схема сводит эти статьи в семь блоков (групп), которые, в свою очередь, можно разделить на три вида балансов: торговый баланс; баланс текущих операций; общий
баланс или баланс официальных расчетов.

Платежный баланс составляется на основе двух принципов.

Первый принцип состоит в охвате всех внешнеэкономических операций страны за год, квартал, месяц. Чтобы отделить внешнеэкономические операции от внутриэкономических, предлагается под первыми понимать операции между резидентами и нерезидентами страны.

Второй принцип заключается в двойной бухгалтерии записи операций (кредит в конечном счете должен совпадать с дебетом), в результате чего дисбаланс по одним статьям балансируется с другими статьями.

Особо следует выделить такие понятия, как кредит и дебет.

Кредит – это отток стоимостей за границу, за которым должен последовать их компенсирующий приток в данную страну. Кредит отражает отток из страны ценностей, за которые впоследствии ее резиденты получат платежи в иностранной валюте.

Дебет – это приток стоимостей в данную страну, за который ее резиденты должны впоследствии платить, возможно, наличными деньгами, то есть тратить иностранную валюту. Общая сумма кредита должна быть равна общей сумме дебета по определению.

Торговый баланс характеризует соотношение между ввозимыми и вывозимыми товарами в стоимостном выражении за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Баланс текущих операций включает в себя:

- сальдо торгового баланса;

- данные об экспорте и импорте услуг;

- сведения об односторонних трансфертах (пенсиях, подарках, де­нежных переводах за границу, безвозмездной помощи иностранным государствам).

Положительное сальдо баланса текущих операций показывает, что данная страна выступает нетто-инвестором по отношению к другим странам. Отрицательное сальдо баланса текущих операций показывает, что страна является должником.

Баланс движения капитала (займы у иностранных правительств и увеличение государственных резервов) охватывает:

- прямые и портфельные инвестиции;

- прочий долгосрочный капитал (долгосрочные государственные и частные банковские займы; выплата (получение) основной части долга по ранее полученным (предоставленным) займам; подписка на облигации международных банков и финансовых организаций);

- краткосрочный капитал (инвестиции сроком до одного года, государственные ценные бумаги и обязательства, банковские депозиты, межбанковская задолженность, краткосрочные займы).

Итоговый баланс включает в себя: торговый баланс, баланс текущих операций и баланс движения капитала. В него не включается итоговое изменение резервов: государственный золотой
запас, СДР, резервная позиция в МВФ, валютные активы.

Согласно принципам своего построения, платежный баланс в целом всегда находится в равновесии. Отсюда о несбалансированности можно говорить лишь по отдельным его статьям. Существуют три сальдо: сальдо по текущим операциям, сальдо движения капиталов и сальдо но официальным расчетам.

Сальдо по текущим операциям – это сальдо текущего платежного баланса; представляет
собой наиболее важные для экономики страны и относительно медленно изменяющиеся статьи. Оно может балансироваться другими статьями.

Сальдо движения капиталов – основной своего рода «контрбаланс» текущих операций, за счет него, как правило, погашается отрицательное сальдо текущего платежного баланса. В случае же положительного сальдо текущего платежного баланса импорт капитала в страну может быть меньше его вывоза из страны.

Сальдо баланса официальных расчетов – сальдо итогового баланса – включает в себя торговый баланс, баланс текущих операций и баланс движения капиталов, кроме итогового изменения резервов.

Регулирование платежного баланса

Каждая страна стремится к равновесному платежному балансу. Между тем платежные балансы стран мира постоянно находятся в состоянии неравновесия, поскольку сальдо по текущим
операциям и сальдо итогового баланса не равны нулю и их балансирование осуществляется посредством движения капиталов, государственными балансирующими операциями и изменениями в резервах. Если прежде неравновесное состояние платежного баланса наблюдалось сравнительно редко, то в настоящее время оно стало чуть ли не постоянным явлением и проявляется все острее. Такое положение объясняется существенными изменениями в мировой экономике. Возрастает доля в производстве ВНП Японии, Германии и других стран, что неизбежно сказывается на платежных балансах стран мира.

Государственное регулирование платежного баланса осуществляется на основе соответствующих теорий платежного баланса.

Теория автоматического равновесия платежного баланса, выдвинутая английским экономистом Дэвидом Юмом (1711–1776). Основной крен делается на плавающий обменный курс национальнойвалюты, который уменьшается в условиях понижения платежного баланса и, наоборот, увеличивается при его повышении, в результате чего совершаются автоматические модификации в ряде текущих операций и частично в движении капиталов.

Неоклассический эластиционный подход был выдвинут Дж. Робинсоном, А. Лернером, Л. Мецлером. Этот подход исходит из того, что нейтральным пунктом платежного баланса выступает внешняя торговля, сальдо торгового баланса рассчитывается отношением уровня цен на экспортируемые товары к уровню цен на ввозимые товары, умноженным на валютный курс. Следовательно, наиболее эффективным средством достижения равновесного состояния платежного баланса, согласно этой концепции, выступает модификация валютного курса.
Известно, что девальвация национальной валюты вызывает понижение экспортных цен в иностранной валюте, а ревальвация, наоборот, ведет к удорожанию для зарубежных потребителей покупки товаров данной страны и делает дешевле для своих резидентов импорт
зарубежных товаров.

Абсорбционный подход к анализу платежного баланса разработан на идеях Дж. Мида и
Я. Тинбергена и основан на кейнсианской теории. Эта концепция увязывает платежный баланс, в первую очередь торговый баланс, с совокупным внутренним потребительским и инвестиционным спросом. Абсорбционный подход исходит из того, что улучшение состояния платежного баланса ведет к росту дохода страны, потребления и инвестиций. Из этого сторонники
данной концепции заключают, что необходимо поощрять экспорт, сдерживать импорт посредством ро­ста конкурентоспособности национальных товаров и услуг.

Монетаристская концепция платежного баланса основана на работах ряда экономистов, и прежде всего X. Джонсона и Дж. Поллака. В этой концепции на первое место выдвигаются
денежные факторы. Сторонники этого подхода исходят из того, что неравновесное состояние денежного рынка обусловливает неравновесное состояние платежного баланса. Основные
рекомендации монетаристов состояли в том, чтобы государство не вмешивалось ни в денежное обращение, ни в международные расчеты страны. Для того чтобы элиминировать дефицит
платежного баланса, необходимо осуществлять жесткий контроль над денежной массой. Что касается дефицита платежного баланса, то, по их мнению, он содействует освобождению экономики страны от лишних денег, обращающихся в экономике.

Для регулирования платежного баланса используется ряд методов.

Прямой контроль включает регламентацию импорта посредством таможенных и других сборов, ограничения или запрета на перевод за границу доходов по иностранным капиталовложениям и денежным трансфертам частных лиц, сокращение безвозмездной помощи, экспорта краткосрочного и долгосрочного капитала и др. Если прямой контроль в краткосрочном периоде обладает положительным эффектом, то в долгосрочном периоде носит противоречи­вый характер. С одной стороны, для отечественных экономических субъектов создаются своего рода «тепличные» предпосылки, а с другой – у иностранных инвесторов падает заинтересованность в расширении экономических связей, поскольку, например, запрещается перевод прибылей за рубеж.

Использование дефляции (борьба с инфляцией) необходимо для решения внутриэкономических проблем. Однако дефляция в порядке побочного эффекта улучшает состояние платежного баланса. Относительно этого метода регулирования платежного баланса существуют различные суждения. Одни экономисты утверждают, что дефляционная политика уменьшает импорт и создает условия для роста экспорта. Другие, наоборот, полагают, что она сокращает экспорт и наращивает импорт. В подтверждение своей позиции первая группа экономистов ссылается на то, что в результате дефляции наблюдается сокращение объема выпуска, инфляции и доходов,
факторов, вызывающих уменьшение импорта и увеличение резервных мощностей для роста экспорта. Другая группа экономистов приводит свои аргументы. При дефляции, утверждают они, растет обменный курс национальной валюты, способствующий росту импорта и сокращению экспорта, поскольку возросший курс национальной валюты означает, что при обмене экспортной выручки экспортеры получают меньше национальной валюты, что снижает заинтересованность в увеличении экспорта.

Изменение обменного курса, которое при любом режиме валютного курса находится под контролем и воздействием государства. Поскольку эффект от ревальвации/девальвации уменьшается эластичностью экспорта и импорта, а также определенной инерцией внешнеторговых потоков, то влияние изменений в обменном курсе на платежный баланс подразделяют на кратко–, средне– и долгосрочное воздействие. Так, в средне- и долгосрочном периодах девальвация незначительно уменьшает импорт, а ревальвация, наоборот, его значительно увеличивает. Экспорт более эластичен к курсу национальной валюты, особенно в средне – и долгосрочном периодах.

Дефицит и кризис платежного баланса, его корректировка

Равновесное состояние платежного баланса означает, что в течение многих лет страна расходует и инвестирует за рубежом не больше и не меньше, нежели другие страны расходуют и инвестируют в данной стране. Следовательно, страна не увеличивает и не уменьшает свои международные валютные резервы. Однако, как уже отмечалось, на практике неравновесие платежного баланса приняло характерную черту современного мира. Если пассивное сальдо платежного баланса незначительно, то к неравновесному состоянию платежного
баланса можно приспособиться. Совсем иное дело, когда неравновесие принимает хронический характер, когда дефицит платежного баланса превратился в кризис – длительно существующий накопленный дефицит. В этом случае единственным способом преодоления кризиса платежного баланса и кризиса внешней задолженности является макроэкономическая
корректировка, ставящая целью возобновить равновесие платежного баланса. Выделяют три способа макроэкономической корректировки.

Внешняя корректировка цен предполагает изменение валютного курса, включающее в себя девальвацию и ревальвацию валюты, направленную на то, чтобы экспорт стал дешевле/дороже, а импорт дороже/дешевле в иностранной валюте.

Внутренняя корректировка цен и доходов означает использование дефляционной или рефляционной денежно-кредитной и фискальной политики, чтобы изменить цены на отечественные блага в сравнении с благами, которые поставляют другие страны, и тем самым сделать экспорт сравнительно дешевле/дороже, а импорт дороже/дешевле в иностранной валюте.

Режимы валютных курсов. При фиксированном валютном курсе неравновесие платежного баланса элиминируется посредством соответствующей внутренней корректировки. Однако хроническое неравновесие вызывает необходимость в осуществлении девальвации или ревальвации отечественной валюты. При этом требуются благоприятные условия, чтобы девальвация и ревальвация были успешными. При плавающем валютном курсе «автоматическую» элиминацию неравновесия платежного баланса вызывает незначительного размера дефицит – немедленное понижение валютного курса, а избыток – немедленное повышение. Но и в этом случае требуются благоприятные предпосылки для того, чтобы обесценение либо удорожание валюты было успешным.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.19.251 (0.064 с.)