Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбор целей денежно-кредитной политикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
денежной массы, находящейся в обращении, на определенном фиксированном уровне. Графиком денежного предложения в данном случае будет вертикальная прямая. 3. Рассматривая денежный рынок, мы до сих пор предполагали, что скорость обращения денег постоянна. Но она может меняться под воздействием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что скажется и на норме процента, и на объеме производства, и на ценах (вспомним уравнение обмена И. Фишера). Если центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействие изменения скорости обращения денег на национальную экономику, он придерживается гибкой денежно-кредитной политики: масса денег в обращении должна возрастать (или уменьшаться) в такой же пропорции, в какой уменьшается (или возрастает) скорость обращения денег. Графиком денежного предложения в таком случае будет горизонтальная прямая. Итак, объектами денежно-кредитной политики являются спрос на деньги и их предложение. Субъектами денежно-кредитной политики выступают, как отмечалось, банки, прежде всего центральный банк. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами. Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковский сектор представляет собой канал, через который всей экономике передаются импульсы денежно-кредитного регулирования. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать и как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны центрального банка. 24.2. МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ Методы денежно-кредитной политики — это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики. Это воздействие осуществляется с помощью соответствующих инструментов. Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики. ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы. Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж. Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми. ОБШИЕ И СЕЛЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ Помимо прямых и косвенных различают общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков. Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние на денежный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства. Пример 24.1. ФРС пытается сдержать рост числа дневных овердрафтов и устанавливает прямые ограничения на максимальные размеры офердрафтов в системах Fedwire и CPIPS, при которых не начисляется штраф. Банк России в условиях финансового кризиса 1998 года ограничил доступ банков на валютный рынок. В истории современной банковской системы России были установлены определенные селективные стимулирующие меры по отношению к Сбербанку (например, в первой редакции Инструкции № 1). ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В мировой экономической практике центральные банки используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики: ■ изменение норматива обязательных резервов или так называемых резервных требований; ■ процентную политику центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке; ■ операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, или резервных требований, используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы. Механизм действия данного инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем: ■ если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора; ■ при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объема предложения денег. Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резервов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков. Пример 24.2. Из российской практики: использование Центральным банком Российской Федераиии обязательных резервныхтребований как инструмента денбжно-кредит- ной политики. Создание минимальных резервов — один из самых противоречивых инструментов, используемых Банком России. Формирование резерва в известной мере гарантирует соблюдение ликвидности коммерческого банка, однако вся сумма этого резерва используется только при прекращении деятельности банка для расчетов по его обязательствам. Таким образом формируемый в Банке России резервный фонд является фондом всей банковской системы страны и служит для обеспечения не столько ликвидности конкретного банка, сколько совокупной банковской ликвидности. Политика минимальных резервов Банка России дифференцирована в зависимости от вида привлеченных банками ресурсов и срока привлечения средств. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к сумме средств, привлеченных коммерческими банками, а норма резервирования определяется Советом директоров Банка России. История применения Банком России данного инструмента следующая. На 1991 год минимальный размер обязательных резервов был установлен в 2%. С 1 марта 1994 года нормы дифференцируются в зависимости от срочности ресурсов: ■ 20% — по счетам до востребования; ■ 15% — по срочным обязательствам. С 1 мая 1995 года шкала дифференцирования была расширена: ■ по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней — 20%; ■ по срочным обязательствам сверх 30 и до 90 дней — 14%; ■ по срочным обязательствам более 90 дней — 10%; ■ по средствам на счетах в инвалюте — 1,5%. В 1996 году Банк России исходя из конкретных задач денежно-кредитной политики неоднократно изменял нормативы обязательных резервов кредитных организаций как в сторону повышения, так и в сторону понижения. В целом за год они снизились. Нормативы обязательных резервов на начало 1997 года были такими: ■ по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней включительно — 16%; ■ по срочным обязательствам от 31 дня до 90 дней включительно — 13%; ■ по срочным обязательствам свыше 90 дней — 10%; ■ по средствам на счетах в иностранной валюте — 5%. Проблема резервирования средств всегда была одной из самых острых в дискуссиях на финансовые темы. Банки резко протестовали против того, чтобы значительная часть привлекаемых ими денег оседала в Банке России, приводя следующие аргументы: высокие нормативы обязательных резервов снижают доходы кредитных учреждений, а значит, и их ликвидность. Банк России в свою очередь неоднократно заявлял, что при высоком уровне инфляции и других проявлениях нестабильности финансового рынка, когда деньги выгоднее использовать на спекулятивных операциях, резервные требования всегда будут высокими. И снизят их только при появлении предпосылок для кредитования предприятий реального сектора. С 1 мая 1997 года Совет директоров Банка России принял решение снизить нормативы обязательных резервов для коммерческих банков. Новые ставки с мая 1997 года выглядели так: ■ по счетам до востребования и срочным обязательствам резервные требования снизились с 16 до 14%; ■ по срочным обязательствам от 31 до 90 дней — с 1 3 до 11 %; ■ свыше 91 дня — с 1 0 до 8%. Зато нормы резервирования по средствам в иностранной валюте Банк России повысил с 5 до 6%. Таким образом, Банк России продолжил курс на выравнивание нормативов для счетов в национальной и иностранных валютах. И если учесть, что валютные средства в банках размешаются, как правило, на срок более трех месяцев, то для такого периода нормы резервирования рублевых и валютных средств уже почти сравнялись. В целях оказания помоши кредитным организациям в повышении их ликвидности для выполнения своих обязательств перед клиентами Банк России в августе — сентябре 1998 года принял решение снизить и дифференцировать нормативы обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России. С 1 сентября 1998 года были установлены нормативы обязательных резервов в зависимости от доли ГКО в активах банков. В долгосрочном плане Банк России проводил политику, направленную на постепенное сближение нормативов обязательных резервов по привлеченным средствам на счета в рублях и в иностранной валюте для всех банков. В ноябре 1998 года Банк России принял решение об установлении единого норматива обязательных резервов по привлеченным средствам в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в размере 5%. В 1999 году Банк России продолжил работу по совершенствованию механизма создания обязательных резервов и нормативной базы, применяемой при формировании кредитными организациями обязательных резервов, а именно по разработке механизма депонирования обязательных резервов на корреспондентском счете кредитной организации и дальнейшему совершенствованию метода «усреднения». В связи с увеличением избыточной ликвидности на корреспондентских счетах кредитных организаций Банк России дважды (в марте и июне 1999 года) принимал решение о повышении норматива обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам. Так, в марте 1999 года Совет директоров Банка России принял решение об увеличении нормативов обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте с 5 до 7%, а также об установлении единого норматива обязательных резервов по всем кредитным организациям, включая Сбербанк России, по привлеченным средствам физических лиц в валюте Российской Федерации во вклады (депозиты). В целях стимулирования привлечения кредитными организациями рублевых депозитов было принято решение о сохранении норматива обязательных резервов по привлеченным средствам физических лиц в валюте Российской Федерации на уровне 5%. В связи с продолжавшимся ростом остатков средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России в июне 1999 года Банк России повысил с 7 до 8,5% нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте, также был увеличен с 5 до 5,5% норматив по привлеченным средствам физических лиц в валюте Российской Федерации. В 2000—2003 годах тенденции в динамике и принципах формирования нормативов обязательных резервов сохранились. На начало 2003 года нормативы обязательных резервов дифференцировались по видам вкладчиков и валюте счета, а именно: по вкладам физических лиц — 7%, по привлеченным средствам юридических лиц и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте— 10%. По данным Банка России, на 1 декабря 2002 года средства ФОР составили 134,25 млрд руб., а размер недополученной прибыли банков от вынужденной консервации средств (по подсчетам ИК «Тройка Диалог») — 1 млрд дол. В 2003 году Минэкономразвития России предложило Банку России снизить нормативы обязательного резервирования в 2 раза. Для сравнения: в странах ЕС банки резервируют 2% от привлеченных вкладов, в США — от 0 до 5%. Сокращение отчислений в ФОР может повысить привлекательность банковского бизнеса, рентабельность которого на 2002 год составляет 1,5—2% (против 10—15% в промышленности и 20% в торговле). Но Банк России пока считает это решение преждевременным, опасаясь «раскручивания» инфляции, в которой до 60% приходится на монетарные факторы, связанные с расширением денежного предложения. Изменение норматива обязательных резервов влияет на денежное предложение посредством мультипликатора. Все остальные инструменты денежно- кредитной политики непосредственно воздействуют на размер денежной базы. Увеличение денежной базы приводит частично к росту количества денег на руках населения, частично к увеличению вкладов в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расширение объема денежной массы на величину большую, чем денежная база.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.19 (0.008 с.) |