Выбор целей денежно-кредитной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор целей денежно-кредитной политики



денежной массы, находящейся в обращении, на определенном фиксированном уровне. Графиком денежного предложения в данном случае будет вертикальная прямая.

3. Рассматривая денежный рынок, мы до сих пор предполагали, что скорость обращения денег постоянна. Но она может меняться под воздействием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что скажется и на нор­ме процента, и на объеме производства, и на ценах (вспомним уравнение обмена И. Фишера). Если центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействие изменения скорости обращения денег на национальную экономику, он придер­живается гибкой денежно-кредитной политики: масса денег в обращении должна возрастать (или уменьшаться) в такой же пропорции, в какой уменьшается (или возрастает) скорость обращения денег. Графиком денежного предложения в таком случае будет горизонтальная прямая.

Итак, объектами денежно-кредитной политики являются спрос на деньги и их предложение.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают, как отмечалось, банки, прежде всего центральный банк. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агре­гаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется цен­тральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммер­ческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте.

Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммер­ческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денеж­ными ресурсами.

Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществ­ления денежно-кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей ее эко­номики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерыв­ность функционирования сфер производства и потребления. Банковский сектор представляет собой канал, через который всей экономике передаются импульсы денежно-кредитного регулирования. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать и как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны цен­трального банка.

24.2. МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Методы денежно-кредитной политики — это совокупность способов, инст­рументов воздействия субъектов денежно-кредитной политики на объекты денежно-кредитной политики для достижения поставленных целей. Мето­ды проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики. Это воздействие осу­ществляется с помощью соответствующих инструментов. Под инструмен­том денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объ­екты денежно-кредитной политики.

ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные

методы.

Прямые методы носят характер административных мер в форме различ­ных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объ­емом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Одна­ко со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздейству­ют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механиз­мов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особен­но на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

ОБШИЕ И СЕЛЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Помимо прямых и косвенных различают общие и селективные методы осу­ществления денежно-кредитной политики центральных банков. Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влия­ние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основ­ном директивный характер. Их применение связано с решением частных задач, таких, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выда­чи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типич­но для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Пример 24.1. ФРС пытается сдержать рост числа дневных овердрафтов и устанав­ливает прямые ограничения на максимальные размеры офердрафтов в системах Fedwire и CPIPS, при которых не начисляется штраф.

Банк России в условиях финансового кризиса 1998 года ограничил доступ бан­ков на валютный рынок.

В истории современной банковской системы России были установлены опреде­ленные селективные стимулирующие меры по отношению к Сбербанку (например, в первой редакции Инструкции № 1).

ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

В мировой экономической практике центральные банки используют следу­ющие основные инструменты денежно-кредитной политики:

■ изменение норматива обязательных резервов или так называемых резерв­ных требований;

■ процентную политику центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депо­нирования средств коммерческих банков в центральном банке;

■ операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ

Обязательные резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъ­ятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность ком­мерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обяза­тельных резервов коммерческих банков, или резервных требований, исполь­зуется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы. Механизм действия данно­го инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

■ если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызы­вает мультипликационное уменьшение денежного предложения, поскольку при изменении норматива обязательных резервов меняется величина депозитного мультипликатора;

■ при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипли­кационное расширение объема предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалис­тов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку воздействует на основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать существенные изменения в объеме банковских резер­вов и привести к модификации кредитной политики коммерческих банков.

Пример 24.2. Из российской практики: использование Центральным банком Россий­ской Федераиии обязательных резервныхтребований как инструмента денбжно-кредит- ной политики. Создание минимальных резервов — один из самых противоречивых инструментов, используемых Банком России. Формирование резерва в известной мере гарантирует соблюдение ликвидности коммерческого банка, однако вся сумма этого резерва используется только при прекращении деятельности банка для расчетов по его обязательствам. Таким образом формируемый в Банке России резервный фонд явля­ется фондом всей банковской системы страны и служит для обеспечения не столько ликвидности конкретного банка, сколько совокупной банковской ликвидности.

Политика минимальных резервов Банка России дифференцирована в зависимости от вида привлеченных банками ресурсов и срока привлечения средств. Размер обяза­тельных резервов устанавливается в процентном отношении к сумме средств, привле­ченных коммерческими банками, а норма резервирования определяется Советом директоров Банка России. История применения Банком России данного инструмента следующая.

На 1991 год минимальный размер обязательных резервов был установлен в 2%. С 1 марта 1994 года нормы дифференцируются в зависимости от срочности ресурсов:

■ 20% — по счетам до востребования;

■ 15% — по срочным обязательствам.

С 1 мая 1995 года шкала дифференцирования была расширена:

■ по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней — 20%;

■ по срочным обязательствам сверх 30 и до 90 дней — 14%;

■ по срочным обязательствам более 90 дней — 10%;

■ по средствам на счетах в инвалюте — 1,5%.

В 1996 году Банк России исходя из конкретных задач денежно-кредитной поли­тики неоднократно изменял нормативы обязательных резервов кредитных органи­заций как в сторону повышения, так и в сторону понижения. В целом за год они снизи­лись.

Нормативы обязательных резервов на начало 1997 года были такими:

■ по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней включи­тельно — 16%;

■ по срочным обязательствам от 31 дня до 90 дней включительно — 13%;

■ по срочным обязательствам свыше 90 дней — 10%;

■ по средствам на счетах в иностранной валюте — 5%.

Проблема резервирования средств всегда была одной из самых острых в дискуссиях на финансовые темы. Банки резко протестовали против того, чтобы зна­чительная часть привлекаемых ими денег оседала в Банке России, приводя следующие аргументы: высокие нормативы обязательных резервов снижают доходы кредитных учреждений, а значит, и их ликвидность.

Банк России в свою очередь неоднократно заявлял, что при высоком уровне инфля­ции и других проявлениях нестабильности финансового рынка, когда деньги выгоднее использовать на спекулятивных операциях, резервные требования всегда будут высо­кими. И снизят их только при появлении предпосылок для кредитования предприятий реального сектора.

С 1 мая 1997 года Совет директоров Банка России принял решение снизить норма­тивы обязательных резервов для коммерческих банков. Новые ставки с мая 1997 года выглядели так:

■ по счетам до востребования и срочным обязательствам резервные требования снизились с 16 до 14%;

■ по срочным обязательствам от 31 до 90 дней — с 1 3 до 11 %;

■ свыше 91 дня — с 1 0 до 8%.

Зато нормы резервирования по средствам в иностранной валюте Банк России повысил с 5 до 6%.

Таким образом, Банк России продолжил курс на выравнивание нормативов для счетов в национальной и иностранных валютах. И если учесть, что валютные средства в банках размешаются, как правило, на срок более трех месяцев, то для такого перио­да нормы резервирования рублевых и валютных средств уже почти сравнялись.

В целях оказания помоши кредитным организациям в повышении их ликвидности для выполнения своих обязательств перед клиентами Банк России в августе — сентяб­ре 1998 года принял решение снизить и дифференцировать нормативы обязатель­ных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России. С 1 сентября 1998 года были установлены нормативы обязательных резервов в зависимости от доли ГКО в активах банков.

В долгосрочном плане Банк России проводил политику, направленную на посте­пенное сближение нормативов обязательных резервов по привлеченным средствам на счета в рублях и в иностранной валюте для всех банков. В ноябре 1998 года Банк России принял решение об установлении единого норматива обязательных резервов по привлеченным средствам в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в размере 5%.

В 1999 году Банк России продолжил работу по совершенствованию механизма создания обязательных резервов и нормативной базы, применяемой при формирова­нии кредитными организациями обязательных резервов, а именно по разработке механизма депонирования обязательных резервов на корреспондентском счете кре­дитной организации и дальнейшему совершенствованию метода «усреднения».

В связи с увеличением избыточной ликвидности на корреспондентских счетах кредитных организаций Банк России дважды (в марте и июне 1999 года) принимал решение о повышении норматива обязательных резервов по привлеченным кредит­ными организациями средствам. Так, в марте 1999 года Совет директоров Банка Рос­сии принял решение об увеличении нормативов обязательных резервов по привлечен­ным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте с 5 до 7%, а также об установлении единого норматива обязательных резервов по всем кредитным организациям, включая Сбер­банк России, по привлеченным средствам физических лиц в валюте Российской Феде­рации во вклады (депозиты). В целях стимулирования привлечения кредитными орга­низациями рублевых депозитов было принято решение о сохранении норматива обязательных резервов по привлеченным средствам физических лиц в валюте Россий­ской Федерации на уровне 5%.

В связи с продолжавшимся ростом остатков средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России в июне 1999 года Банк России повысил с 7 до 8,5% нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам юриди­ческих лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иност­ранной валюте, также был увеличен с 5 до 5,5% норматив по привлеченным средствам физических лиц в валюте Российской Федерации.

В 2000—2003 годах тенденции в динамике и принципах формирования норма­тивов обязательных резервов сохранились. На начало 2003 года нормативы обяза­тельных резервов дифференцировались по видам вкладчиков и валюте счета, а имен­но: по вкладам физических лиц — 7%, по привлеченным средствам юридических лиц и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валю­те— 10%. По данным Банка России, на 1 декабря 2002 года средства ФОР составили 134,25 млрд руб., а размер недополученной прибыли банков от вынужденной консер­вации средств (по подсчетам ИК «Тройка Диалог») — 1 млрд дол. В 2003 году Минэко­номразвития России предложило Банку России снизить нормативы обязательного резервирования в 2 раза. Для сравнения: в странах ЕС банки резервируют 2% от при­влеченных вкладов, в США — от 0 до 5%. Сокращение отчислений в ФОР может повы­сить привлекательность банковского бизнеса, рентабельность которого на 2002 год составляет 1,5—2% (против 10—15% в промышленности и 20% в торговле). Но Банк России пока считает это решение преждевременным, опасаясь «раскручивания» инф­ляции, в которой до 60% приходится на монетарные факторы, связанные с расшире­нием денежного предложения.

Изменение норматива обязательных резервов влияет на денежное пред­ложение посредством мультипликатора. Все остальные инструменты денежно- кредитной политики непосредственно воздействуют на размер денежной базы.

Увеличение денежной базы приводит частично к росту количества денег на руках населения, частично к увеличению вкладов в коммерческих банках. Это в свою очередь влечет за собой усиление процесса мультипликации и расшире­ние объема денежной массы на величину большую, чем денежная база.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.168.28 (0.06 с.)