Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм реализации денежной программыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Механизм реализации денежной программы как элемент денежной системы включает следующие элементы: ■ стратегическое планирование и прогнозирование (определение направлений, темпов н пропорций развития экономики и динамики денежного оборота в целом); ■ экономические и правовые формы (методы, инструменты) воздействия, регулирующие денежные и кредитные отношения. При выявлении расхождений между фактическими и прогнозными данными денежных параметров устанавливаются причины нх возникновения, а сами расхождения должны также регулироваться. Например, в целях регулирования валютных рисков коммерческим банкам устанавливаются лимиты по ведению открытых валютных позиций. Для регулирования кредитных рисков н нейтрализации их негативных последствий в банковской системе создаются резервы на возможные потери по ссудам. Прн регулировании рыночных рисков банковской системы рассчитывают размер этих рисков для их включения в денежную програму. Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота. Например, публичность утверждения государственного бюджета предполагает фиксацию определенных денежных параметров с целью организации контроля за динамикой денежной массы, находящейся в обороте. Это необходимо для достижения доверия со стороны потребителей банковских услуг, а также для достижения баланса интересов в процессе регулирования хозяйственного оборота в целом. Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также является важным фактором денежно-кредитного регулирования. Собственники денежных ресурсов, каковыми являются министерство финансов или центральный банк, согласно законодательству располагают всеми необходимыми полномочиями для проведения преобразований, результатом которых должно стать снижение рнска инвестирования и повышение кредитоспособности страны. Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложения денег и общих ценовых условий предоставления кредита. Спрос на деньги и их предложение являются наиболее труднопредсказуемыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсолютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно все остальные величины относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота. Увеличение спроса на деньги со стороны участников денежного оборота определяется: ■ дальнейшим ростом экономики; ■ снижением инфляции н инфляционных ожиданий; ■ ростом доверия к банковской системе. Со стороны агентов экономической деятельности спрос на деньги представлен как спрос на ликвидную часть собственных активов. Однако желание иметь деньги и возможность их получить не совпадают. Ликвидной частью активов являются кассовые остатки, т.е. принадлежащие хозяйственному агенту как собственнику остатки наличности и безналичных средств на счетах в банках. Спрос на деньги соответственно определяется как пропорциональная часть дохода участника денежного оборота. В зависимости от того, какими мотивами руководствуется участник денежного оборота, формируется спрос на деньги. Первый (основной) вид потребности в деньгах, т.е. в запасе денег (трансакционный мотив), обеспечивает текущее хозяйственное функционирование того илн иного участника денежного оборота. Для индивида — это запас денег для покупок до следующего получения доходов. Для предприятий (фирм) запас денег предназначен для обеспечения закупок материалов, выплаты заработной платы и осуществления прочих расходов до получения следующих денежных поступлений от реализации товаров и оказания услуг. Для государства запас денег — это валютные резервы, которые позволяют обеспечить своих резидентов средствами на расчеты по внешнеэкономической деятельности. Второй вид потребности в деньгах (мотив предосторожности) позволяет участнику денежного оборота создавать резерв денежных средств для снижения рисков в условиях неопределенности и сглажнвання неизбежных кассовых разрывов. Третий вид потребности в деньгах (спекулятивный мотив) возникает в силу того, что современные деньги сами по себе не могут служить средством сохранения стоимости. Определенная часть доходов участника денежного оборота должна использоваться в качестве средства платежа — кредитных ресурсов, приносящих доход в виде процента. Данный спрос реализуется в приобретении нематериальных (финансовых) активов участниками денежного оборота. Такими активами могут быть облигации, акции, а также производные финансовые инструменты. Скорость обращения денег как качественный показатель оценки спроса на деньги зависит от ряда факторов, состав и степень влияния которых подвержены значительным и зачастую труднопрогнозируемым изменениям. Факторами, способствующими снижению скорости обращения денег, являются процесс повышения степени монетизации расчетов в хозяйственном обороте и рост удельного веса долгосрочных депозитов банков в структуре денежной массы. Фактором, сдерживающим снижение скорости обращения денег, является сохранение в структуре денежной массы высокой доли наличных денег. Уровень насыщенности экономики деньгами определяется факторами, которые зависят прежде всего от роста реального спроса на деньги, связанного со способностью экономики эффективно использовать увеличение денежного предложения, характером инфляционных процессов, уровнем рисков в экономике, платежной дисциплиной, существующими формами расчетов. Прн этом вытеснение из оборота различных форм денежных суррогатов сказывается на скорости обращения денег и способствует дальнейшему насыщению экономики деньгами. При соответствующем оправданном росте спроса на деньги (например, при увеличении спроса на трансакционные деньги со стороны производственного сектора экономики под воздействием расширения объемов производства товаров и услуг) его превышение со стороны денежного предложения может быть компенсировано при минимальном использовании инструментов денежно-кредитного регулирования. Замедление экономического развития и снижение спроса на деньги со стороны экономических агентов не исключают негативных инфляционных последствий роста денежной массы в условиях сохранения илн дальнейшего улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, и для сбалансированности предложения денег и спроса на ннх требуются значительные усилия. Денежное предложение должно быть сбалансировано с экономически обоснованным спросом на деньги. 16 Деньги. Кредит. Банки Денежное предложение определяется взаимодействием трех переменных: 1) денежной базой центрального банка; 2) ставкой процента на денежном рынке; 3) нормой обязательного резервирования. Денежная база центрального банка (так называемые деньги высокой эффективности) включает в себя обязательные резервы и наличность. Эта база обеспечивается активами центрального банка: золотовалютными резервами, хранящимися в его портфеле ценными бумагами, кредитами банкам. Ставка процента на денежном краткосрочном рынке формируется в значительной степени благодаря оптимизации соотношения резервов банковской системы к ее депозитам. На определение нормы обязательного резервирования влияет соотношение наличных денег, находящихся в обороте, и депозитов банковской системы. На предложение денег также оказывают влияние: ■ розничный товарооборот; ■ поступления налогов и сборов от населения; ■ поступления по банковским вкладам; ■ поступления от реализации ценных бумаг; ■ золотовалютные резервы (особенно при наличии дефицита государственного бюджета); ■ состояние сальдо платежного баланса страны; ■ состояние баланса центрального банка. Предложение денег формируют все участники денежного оборота. Но банковская система оказывает на предложение денег прямое влияние с помощью: ■ организации более экономичного, устойчивого денежного оборота; ■ проведения операций на различных сегментах финансового рынка в целях влияния на структуру денежного оборота; ■ сокращения или увеличения эмиссии денег и других средств платежа. В зависимости от уровня развития экономики страны, национальных особенностей и финансовых возможностей обеспечение устойчивого денежного оборота осуществляется жестко централизованной системой специализированных подразделений центрального банка или банковской системой в целом. На них возлагаются функции по налаживанию хорошо функционирующего денежного оборота. В экономически развитых странах значительное место в организации денежного оборота занимает формирование национального финансового рынка с развитой ннфрастуктурой и соответствующими механизмами функционирования. Поэтому большое внимание уделяется проведению операций в различных сегментах финансового рынка для обеспечения равных возможностей участникам денежного рынка. В развивающихся странах существенная роль принадлежит формированию национальной денежной системы, что регламентируется законами прямого действия. Тем самым четко ограничивается вероятность появления денежных суррогатов, а также лимитируются проннфляционные возможности наличной денежной эмиссии. Центральные банки влияют на предложение денег посредством: ■ эмиссии наличных денег, при которой центральный банк фиксирует свою способность контролировать денежную массу; ■ рефинансирования банков, когда центральный банк как «банк банков» путем выдачи кредита поддерживает в определенных рамках деятельность коммерческих банков; ■ операций на открытом денежном рынке, когда центральный банк осуществляет на нем куплю и продажу ценных бумаг и (или) куплю-продажу валюты в форме движения валюты за границу и из-за границы в виде компенсационных затрат. Благодаря проведению перечисленных операций формируются механизм денежно-кредитного регулирования и потенциал его использования. 23.2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КАК СУБЪЕКТ ЛЕНЕЖНО-КРЕЛИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Центральный банк любого государства регулирует денежный оборот не напрямую, а через денежную и кредитную системы. Воздействуя на кредитные институты (банки), он создает определенные условия для их работы. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени определяются целями, стратегией и методами денежно-кредитного регулирования центральным банком. Права центрального банка во многих странах строго регламентируются законодательством. По закону центральный банк обязан поддерживать экономическую политику правительства либо быть независимым от деятельности правительства. В некоторых случаях закон разрешает передачу правительству решения отдельных вопросов денежной политики. Центральный банк последовательно реализует разные стратегии денежно- кредитного регулирования. Это может быть стратегия, направленная на регулирование темпа роста денежной массы в национальной экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-то стабильной иностранной валюте. В соответствии с выбранной стратегией центральный банк осуществляет в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и использует соответствующие инструменты. Исходя из понимания назначения стратегии различают четыре ее вида: 1) инфляционная — допущение слабоконтролируемого роста денежной массы в обращении; 2) рефляционная — допущение мягкой формы инфляции в целях стимулирования экономики; 3) дефляционная — резкое уменьшение количества денег в обращении (сжатие денежной массы); 4) дезинфляционная — мягкая форма дефляционной стратегии, направленная на снижение экономической активности. Рефляционная стратегия центрального банка способствует росту занятости, но в то же время приводит к обесценению денег. Когда проблема безработицы становится слишком серьезной, центральный банк прибегает к рефляционной стратегии. Если же слишком серьезной становится проблема инфляции, он использует дефляционную стратегию, которая обеспечивает стабилизацию стоимости денег, но одновременно вызывает падение объемов производства и рост безработицы. Допущение центральным банком той или иной ситуации в денежном обращении возможно при условии проведения нейтральной, или пассивной, или активной, но неэффективной денежной стратегии. От стратегии центрального банка (табл. 23.1) зависят выбор и сочетание применяемых инструментов. В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры по стимулированию роста денежной массы (экспансионистская кредитная политика) или по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляции центральному банку приходится искать компромиссное сочетание. Например, регулирование валютного курса национальной денежной единицы предпочитают страны с развитой, ориентированной на экспорт экономикой. Таблица 23.1
Поскольку уровень процентных ставок влияет на общий финансовый климат в стране, необходимо учитывать производственный аспект, ведь твердая валюта рождается только в сильной экономике. Излишняя централизация функций значительно усложняет достижение центральным банком целей денежно-кредитного регулирования. Поэтому постановка целей и задач денежно-кредитного регулирования становится все более творческим процессом. 23.3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Роль государства ограничена регулированием отношений и защитой прав участников денежного оборота, установлением основных его принципов, норм и правил. Правовое регулирование не должно отменять или умалять права и свободы участников денежного борота, а возможные ограничения должны быть соразмерными и обусловливаться необходимостью защиты основ конституционного строя путем соответствующей законодательной регламентации — определения содержания прав участников, основных гарантий осуществления таких прав. Это обеспечит недопущение возможных ошибок или своевременное их устранение и тем самым гарантирует реальное восстановление нарушенных прав. При правовом регулировании устанавливаются пределы осуществления прав, т.е. возможные их ограничения, принимаются меры к достижению разумного баланса конкурирующих прав и законных интересов. Правовые нормы этим требованиям часто не удовлетворяют, поскольку допускают (следовательно, создают возможность определенных ограничений) регулирование ведомственными (прежде всего, банковскими) нормативными актами существенных элементов конституционного права. В связи с этим нормативная база государственного денежно-кредитного регулирования формируется по следующим направлениям: ■ снижение барьеров входа участников денежного оборота на отдельные сегменты финансового рынка; ■ введение системы регистрации участников денежного оборота; ■ мониторинг их деятельности; ■ ограничение административного регулирования. При регулировании денежного оборота применяется принцип разграничения действия норм гражданского и банковского законодательства в части регламентации отношений по использованию денег. Регулирование конституционного права ведомственными нормативными актами служит основанием неправомерных ограничений данного права, ставя реализацию права в зависимость от наличия специального разрешения. В отношении банковского сектора экономики государство: ■ обеспечивает развитие законодательных основ системы регулирования и надзора; ■ не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; ■ строго соблюдает законодательно установленные принципы антимонопольного регулирования и поощрения конкуренции на финансовых рынках; ■ обеспечивает развитие законодательных норм и правоприменительной практики, препятствующих использованию банковского сектора для проведения противоправных операций и сомнительных сделок, включая отмывание доходов, полученных преступным путем. Объектом постоянного внимания со стороны органов антимонопольного регулирования остаются решения и действия органов власти всех уровней, если эти решения и действия препятствуют развитию банковского сектора либо конкуренции на рынке банковских услуг. Регулирование участия иностранного капитала направлено на предотвращение фактов проникновения в банковский сектор капитала нерезидентов с неустойчивым финансовым положением и (или) сомнительной репутацией. Особое внимание уделяется мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, которые обеспечивают внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений, клиринговые (неттинговые) расчеты. Благодаря строгой, подчас жесткой правовой регламентации денежно-кредитного регулирования вырабатывается действенный механизм его реализации. 23.4. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Механизм денежно-кредитного регулирования формирует условия и порядок применения методов и инструментов, определяет деятельность центрального банка по использованию этих методов и инструментов. Методы денежно-кредитного регулирования представляют собой набор инструментов, объединяемых единым признаком. Под инструментами понимаются переменные, находящиеся в сфере прямого воздействия центрального банка, величина которых может быть быстро скорректирована и с которыми тесно связаны целевые ориентиры. Признаки инструментов различны. Например, инструменты подразделяются на экономические и административные. Первые используются по выбору, вторые — только в строго определенных случаях. В зависимости от выбора инструментов денежно-кредитное регулирование может иметь циклический (динамика делового цикла, воспроизводственного процесса) и нециклический (конъюнктура денежного рынка, политические условия и др.) характер. Инструменты денежно-кредитного регулирования должны обладать: 1) максимальной действенностью (помогать достичь целей регулирования); 2) нейтральностью (одинаковым влиянием на конкурентоспособность коммерческих банков); 3) равномерностью воздействия на конкурентоспособность отдельных групп или всех кредитных институтов. Все инструменты денежно-кредитного регулирования можно классифицировать с помощью каких-либо критериев. Пример инструментов долгосрочного регулирования — традиционные инструменты, например, политика минимальных резервов и политика рефинансирования. Достижению краткосрочных целей способствуют нетрадиционные инструменты, например, операции своп в рамках валютной политики и арбитраж в рамках политики открытого рынка. Целесообразно различать прямое и косвенное воздействие того или иного инструмента. Например, при проведении учетной политики осуществляется прямое регулирование на денежном рынке и одновременно косвенное воздействие на рынок капиталов. Центральные банки развитых стран располагают разнообразными инструментами воздействия на денежный оборот. Традиционно к ним относится совокупность инструментов (табл. 23.2) центрального банка, применяемых им при проведении политики по определенным направлениям (подробнее об этом см. в следующей главе): ■ дисконтная (учетная) и залоговая политика; ■ политика минимальных резервов; ■ операции на открытом рынке; ■ депозитная политика; ■ валютная политика.
Лучше всего возможности денежно-кредитного регулирования реализуются на уровне национальной экономики. 23.5. ТЕНДЕНЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ На рубеже XXI века Россия как суверенное и независимое государство создало основные институты рыночной экономики, в том числе центральный банк как субъект денежно-кредитного регулирования. С помощью активной, подчас жесткой денежно-кредитной политики центрального банка государству в начальные годы XXI века удалось сформировать определенные тенденции денежно-кредитного регулирования.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.175.230 (0.012 с.) |