Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм реализации денежной программы

Поиск

Механизм реализации денежной программы как элемент денежной систе­мы включает следующие элементы:

■ стратегическое планирование и прогнозирование (определение направ­лений, темпов н пропорций развития экономики и динамики денежного оборота в целом);

■ экономические и правовые формы (методы, инструменты) воздействия, регулирующие денежные и кредитные отношения.

При выявлении расхождений между фактическими и прогнозными данны­ми денежных параметров устанавливаются причины нх возникновения, а сами расхождения должны также регулироваться. Например, в целях регулирования валютных рисков коммерческим банкам устанавливаются лимиты по ведению открытых валютных позиций. Для регулирования кредитных рисков н нейтрали­зации их негативных последствий в банковской системе создаются резервы на возможные потери по ссудам. Прн регулировании рыночных рисков банков­ской системы рассчитывают размер этих рисков для их включения в денежную програму.

Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота. Например, публичность утверждения государственного бюджета предполага­ет фиксацию определенных денежных параметров с целью организации контро­ля за динамикой денежной массы, находящейся в обороте. Это необходимо для достижения доверия со стороны потребителей банковских услуг, а также для достижения баланса интересов в процессе регулирования хозяйственного оборо­та в целом.

Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также является важным факто­ром денежно-кредитного регулирования.

Собственники денежных ресурсов, каковыми являются министерство финансов или центральный банк, согласно законодательству располагают всеми необходимыми полномочиями для проведения преобразований, результатом кото­рых должно стать снижение рнска инвестирования и повышение кредитоспособ­ности страны.

Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложе­ния денег и общих ценовых условий предоставления кредита.

Спрос на деньги и их предложение являются наиболее труднопредсказу­емыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсо­лютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно все остальные величины относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.

Увеличение спроса на деньги со стороны участников денежного оборота определяется:

■ дальнейшим ростом экономики;

■ снижением инфляции н инфляционных ожиданий;

■ ростом доверия к банковской системе.

Со стороны агентов экономической деятельности спрос на деньги представ­лен как спрос на ликвидную часть собственных активов. Однако желание иметь деньги и возможность их получить не совпадают. Ликвидной частью активов явля­ются кассовые остатки, т.е. принадлежащие хозяйственному агенту как собствен­нику остатки наличности и безналичных средств на счетах в банках. Спрос на день­ги соответственно определяется как пропорциональная часть дохода участника денежного оборота.

В зависимости от того, какими мотивами руководствуется участник денеж­ного оборота, формируется спрос на деньги.

Первый (основной) вид потребности в деньгах, т.е. в запасе денег (транс­акционный мотив), обеспечивает текущее хозяйственное функционирование того илн иного участника денежного оборота. Для индивида — это запас денег для по­купок до следующего получения доходов. Для предприятий (фирм) запас денег предназначен для обеспечения закупок материалов, выплаты заработной платы и осуществления прочих расходов до получения следующих денежных поступле­ний от реализации товаров и оказания услуг. Для государства запас денег — это валютные резервы, которые позволяют обеспечить своих резидентов средствами на расчеты по внешнеэкономической деятельности.

Второй вид потребности в деньгах (мотив предосторожности) позволя­ет участнику денежного оборота создавать резерв денежных средств для сниже­ния рисков в условиях неопределенности и сглажнвання неизбежных кассовых разрывов.

Третий вид потребности в деньгах (спекулятивный мотив) возникает в силу того, что современные деньги сами по себе не могут служить средством сохранения стоимости. Определенная часть доходов участника денежного оборота должна использоваться в качестве средства платежа — кредитных ресурсов, приносящих доход в виде процента. Данный спрос реализуется в приобретении нематериаль­ных (финансовых) активов участниками денежного оборота. Такими активами могут быть облигации, акции, а также производные финансовые инструменты.

Скорость обращения денег как качественный показатель оценки спроса на деньги зависит от ряда факторов, состав и степень влияния которых подвер­жены значительным и зачастую труднопрогнозируемым изменениям. Факторами, способствующими снижению скорости обращения денег, являются процесс повы­шения степени монетизации расчетов в хозяйственном обороте и рост удельного веса долгосрочных депозитов банков в структуре денежной массы. Фактором, сдер­живающим снижение скорости обращения денег, является сохранение в структу­ре денежной массы высокой доли наличных денег.

Уровень насыщенности экономики деньгами определяется факторами, которые зависят прежде всего от роста реального спроса на деньги, связанного со способностью экономики эффективно использовать увеличение денежного предложения, характером инфляционных процессов, уровнем рисков в экономике, платежной дисциплиной, существующими формами расчетов. Прн этом вытесне­ние из оборота различных форм денежных суррогатов сказывается на скорости обращения денег и способствует дальнейшему насыщению экономики деньгами.

При соответствующем оправданном росте спроса на деньги (например, при увеличении спроса на трансакционные деньги со стороны производственного сектора экономики под воздействием расширения объемов производства товаров и услуг) его превышение со стороны денежного предложения может быть ком­пенсировано при минимальном использовании инструментов денежно-кредитного регулирования.

 

Замедление экономического развития и снижение спроса на деньги со сторо­ны экономических агентов не исключают негативных инфляционных последствий роста денежной массы в условиях сохранения илн дальнейшего улучшения внеш­неэкономической конъюнктуры, и для сбалансированности предложения денег и спроса на ннх требуются значительные усилия. Денежное предложение должно быть сбалансировано с экономически обоснованным спросом на деньги.

16 Деньги. Кредит. Банки

Денежное предложение определяется взаимодействием трех переменных:

1) денежной базой центрального банка;

2) ставкой процента на денежном рынке;

3) нормой обязательного резервирования.

Денежная база центрального банка (так называемые деньги высокой эффек­тивности) включает в себя обязательные резервы и наличность. Эта база обеспечи­вается активами центрального банка: золотовалютными резервами, хранящими­ся в его портфеле ценными бумагами, кредитами банкам.

Ставка процента на денежном краткосрочном рынке формируется в значи­тельной степени благодаря оптимизации соотношения резервов банковской систе­мы к ее депозитам. На определение нормы обязательного резервирования влияет соотношение наличных денег, находящихся в обороте, и депозитов банковской системы.

На предложение денег также оказывают влияние:

■ розничный товарооборот;

■ поступления налогов и сборов от населения;

■ поступления по банковским вкладам;

■ поступления от реализации ценных бумаг;

■ золотовалютные резервы (особенно при наличии дефицита государствен­ного бюджета);

■ состояние сальдо платежного баланса страны;

■ состояние баланса центрального банка.

Предложение денег формируют все участники денежного оборота. Но бан­ковская система оказывает на предложение денег прямое влияние с помощью:

■ организации более экономичного, устойчивого денежного оборота;

■ проведения операций на различных сегментах финансового рынка в целях влияния на структуру денежного оборота;

■ сокращения или увеличения эмиссии денег и других средств платежа.

В зависимости от уровня развития экономики страны, национальных осо­бенностей и финансовых возможностей обеспечение устойчивого денежного оборо­та осуществляется жестко централизованной системой специализированных под­разделений центрального банка или банковской системой в целом. На них воз­лагаются функции по налаживанию хорошо функционирующего денежного оборота.

В экономически развитых странах значительное место в организации денеж­ного оборота занимает формирование национального финансового рынка с раз­витой ннфрастуктурой и соответствующими механизмами функционирования. Поэтому большое внимание уделяется проведению операций в различных сегмен­тах финансового рынка для обеспечения равных возможностей участникам денеж­ного рынка.

В развивающихся странах существенная роль принадлежит формированию национальной денежной системы, что регламентируется законами прямого дей­ствия. Тем самым четко ограничивается вероятность появления денежных суррога­тов, а также лимитируются проннфляционные возможности наличной денежной эмиссии.

Центральные банки влияют на предложение денег посредством:

■ эмиссии наличных денег, при которой центральный банк фиксирует свою способность контролировать денежную массу;

■ рефинансирования банков, когда центральный банк как «банк банков» путем выдачи кредита поддерживает в определенных рамках деятельность ком­мерческих банков;

■ операций на открытом денежном рынке, когда центральный банк осуще­ствляет на нем куплю и продажу ценных бумаг и (или) куплю-продажу валюты в форме движения валюты за границу и из-за границы в виде компенсационных затрат.

Благодаря проведению перечисленных операций формируются механизм денежно-кредитного регулирования и потенциал его использования.

23.2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КАК СУБЪЕКТ

ЛЕНЕЖНО-КРЕЛИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Центральный банк любого государства регулирует денежный оборот не напрямую, а через денежную и кредитную системы. Воздействуя на кре­дитные институты (банки), он создает определенные условия для их работы. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности ком­мерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влия­ние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особен­ности кредитной системы определяют степень воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной сте­пени определяются целями, стратегией и методами денежно-кредитного регулирования центральным банком.

Права центрального банка во многих странах строго регламентируются законодательством. По закону центральный банк обязан поддерживать экономи­ческую политику правительства либо быть независимым от деятельности прави­тельства. В некоторых случаях закон разрешает передачу правительству решения отдельных вопросов денежной политики.

Центральный банк последовательно реализует разные стратегии денежно- кредитного регулирования. Это может быть стратегия, направленная на регулирова­ние темпа роста денежной массы в национальной экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-то ста­бильной иностранной валюте.

В соответствии с выбранной стратегией центральный банк осуществляет в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и использует соответствующие инструменты.

Исходя из понимания назначения стратегии различают четыре ее вида:

1) инфляционная — допущение слабоконтролируемого роста денежной мас­сы в обращении;

2) рефляционная — допущение мягкой формы инфляции в целях стиму­лирования экономики;

3) дефляционная — резкое уменьшение количества денег в обращении (сжа­тие денежной массы);

4) дезинфляционная — мягкая форма дефляционной стратегии, направлен­ная на снижение экономической активности.

Рефляционная стратегия центрального банка способствует росту занятости, но в то же время приводит к обесценению денег. Когда проблема безработицы ста­новится слишком серьезной, центральный банк прибегает к рефляционной страте­гии. Если же слишком серьезной становится проблема инфляции, он использует дефляционную стратегию, которая обеспечивает стабилизацию стоимости денег, но одновременно вызывает падение объемов производства и рост безработицы.

Допущение центральным банком той или иной ситуации в денежном обра­щении возможно при условии проведения нейтральной, или пассивной, или актив­ной, но неэффективной денежной стратегии.

От стратегии центрального банка (табл. 23.1) зависят выбор и сочетание применяемых инструментов. В целях регулирования объема денежной массы про­водятся меры по стимулированию роста денежной массы (экспансионистская кредитная политика) или по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кре­дитная и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляции централь­ному банку приходится искать компромиссное сочетание. Например, регулиро­вание валютного курса национальной денежной единицы предпочитают страны с развитой, ориентированной на экспорт экономикой.

Таблица 23.1

Стратегии центрального банка
Действие Эффект Результат как процесс
Ограничение денежной массы    
в обращении «Дорогие деньги» Дефляция
Повышение процентных ставок «Дорогие деньги» Дезинфляция
Увеличение денежной массы «Дешевые деньги» Инфляция
Понижение процентных ставок «Дешевые деньги» Рефляция

 

Поскольку уровень процентных ставок влияет на общий финансовый климат в стране, необходимо учитывать производственный аспект, ведь твердая валюта рождается только в сильной экономике. Излишняя централизация функций зна­чительно усложняет достижение центральным банком целей денежно-кредитного регулирования. Поэтому постановка целей и задач денежно-кредитного регули­рования становится все более творческим процессом.

23.3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Роль государства ограничена регулированием отношений и защитой прав участников денежного оборота, установлением основных его принципов, норм и правил. Правовое регулирование не должно отменять или умалять права и свобо­ды участников денежного борота, а возможные ограничения должны быть сораз­мерными и обусловливаться необходимостью защиты основ конституционного строя путем соответствующей законодательной регламентации — определения содержания прав участников, основных гарантий осуществления таких прав. Это обеспечит недопущение возможных ошибок или своевременное их устранение и тем самым гарантирует реальное восстановление нарушенных прав.

При правовом регулировании устанавливаются пределы осуществления прав, т.е. возможные их ограничения, принимаются меры к достижению разумно­го баланса конкурирующих прав и законных интересов. Правовые нормы этим требованиям часто не удовлетворяют, поскольку допускают (следовательно, соз­дают возможность определенных ограничений) регулирование ведомственными (прежде всего, банковскими) нормативными актами существенных элементов конституционного права.

В связи с этим нормативная база государственного денежно-кредитного регулирования формируется по следующим направлениям:

■ снижение барьеров входа участников денежного оборота на отдельные сегменты финансового рынка;

■ введение системы регистрации участников денежного оборота;

■ мониторинг их деятельности;

■ ограничение административного регулирования.

При регулировании денежного оборота применяется принцип разграниче­ния действия норм гражданского и банковского законодательства в части регла­ментации отношений по использованию денег. Регулирование конституционного права ведомственными нормативными актами служит основанием неправомер­ных ограничений данного права, ставя реализацию права в зависимость от нали­чия специального разрешения.

В отношении банковского сектора экономики государство:

■ обеспечивает развитие законодательных основ системы регулирования и надзора;

■ не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

■ строго соблюдает законодательно установленные принципы антимоно­польного регулирования и поощрения конкуренции на финансовых рынках;

■ обеспечивает развитие законодательных норм и правоприменительной практики, препятствующих использованию банковского сектора для проведения противоправных операций и сомнительных сделок, включая отмывание доходов, полученных преступным путем.

Объектом постоянного внимания со стороны органов антимонопольного регулирования остаются решения и действия органов власти всех уровней, если эти решения и действия препятствуют развитию банковского сектора либо кон­куренции на рынке банковских услуг.

Регулирование участия иностранного капитала направлено на предотвраще­ние фактов проникновения в банковский сектор капитала нерезидентов с неустой­чивым финансовым положением и (или) сомнительной репутацией.

Особое внимание уделяется мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, которые обеспечивают внутри­банковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отно­шений, клиринговые (неттинговые) расчеты.

Благодаря строгой, подчас жесткой правовой регламентации денежно-кре­дитного регулирования вырабатывается действенный механизм его реализации.

23.4. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Механизм денежно-кредитного регулирования формирует условия и поря­док применения методов и инструментов, определяет деятельность центрального банка по использованию этих методов и инструментов.

Методы денежно-кредитного регулирования представляют собой набор инструментов, объединяемых единым признаком.

Под инструментами понимаются переменные, находящиеся в сфере прямого воздействия центрального банка, величина которых может быть быстро скорректи­рована и с которыми тесно связаны целевые ориентиры.

Признаки инструментов различны. Например, инструменты подразделя­ются на экономические и административные. Первые используются по выбору, вторые — только в строго определенных случаях.

В зависимости от выбора инструментов денежно-кредитное регулирование может иметь циклический (динамика делового цикла, воспроизводственного про­цесса) и нециклический (конъюнктура денежного рынка, политические условия и др.) характер.

Инструменты денежно-кредитного регулирования должны обладать:

1) максимальной действенностью (помогать достичь целей регулирования);

2) нейтральностью (одинаковым влиянием на конкурентоспособность коммерческих банков);

3) равномерностью воздействия на конкурентоспособность отдельных групп или всех кредитных институтов.

Все инструменты денежно-кредитного регулирования можно классифици­ровать с помощью каких-либо критериев.

Пример инструментов долгосрочного регулирования — традиционные инструменты, например, политика минимальных резервов и политика рефинан­сирования. Достижению краткосрочных целей способствуют нетрадиционные инструменты, например, операции своп в рамках валютной политики и арбитраж в рамках политики открытого рынка.

Целесообразно различать прямое и косвенное воздействие того или иного инструмента. Например, при проведении учетной политики осуществляется пря­мое регулирование на денежном рынке и одновременно косвенное воздействие на рынок капиталов.

Центральные банки развитых стран располагают разнообразными инст­рументами воздействия на денежный оборот. Традиционно к ним относится сово­купность инструментов (табл. 23.2) центрального банка, применяемых им при про­ведении политики по определенным направлениям (подробнее об этом см. в сле­дующей главе):

■ дисконтная (учетная) и залоговая политика;

■ политика минимальных резервов;

■ операции на открытом рынке;

■ депозитная политика;

■ валютная политика.

Таблица 23.2 Применение инструментов денежно-кредитного регулирования
Предмет регулирования Характер применения Эффект воздействия
инструментом инструмента инструмента
Поведение банков и населения Последовательное применение Максимальный
Взаимосвязь с другими видами Установление объемов Равномерный
экономической политики (лимитов)  
Рынок и конкуренция на нем Использование временных лагов Нейтральный
Циклические колебания Сокращение длительности Жесткий
в экономике отдельных фаз делового цикла  

 

Лучше всего возможности денежно-кредитного регулирования реализуются на уровне национальной экономики.

23.5. ТЕНДЕНЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ

На рубеже XXI века Россия как суверенное и независимое государство соз­дало основные институты рыночной экономики, в том числе центральный банк как субъект денежно-кредитного регулирования. С помощью активной, подчас жесткой денежно-кредитной политики цент­рального банка государству в начальные годы XXI века удалось сформировать определенные тенденции денежно-кредитного регулирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.175.230 (0.012 с.)