Тема 6. Денежная система и ее устройство



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Денежная система и ее устройство



6.1. Понятие и типы денежной системы

Понятие денежной системы.Представление о содержании, типах и эле­ментах денежной системы вытекает из исторического анализа процесса эво­люции денег. Как было выяснено, в процессе развития идет постепенный пе­реход от товарных денег к металлическим, от металлических — к бумажным. В настоящее время бумажные деньги претерпевают качественное изменение в направлении к виртуальным формам выражения.

Товарные (скот, шкуры животных и т.п.) и металлические деньги имели естественную товарную основу. Товарные, металлические и бумажные день­ги можно определить как вещественные по природе. Записи на счетах, электронные деньги предстают в невещественной форме. Их развитие совпадает с общим процессом умножения всех форм интеллектуальной собственности. Появление новых типов денежных систем, увеличение многообразия состав­ляющих их элементов, умножение проблем защиты денежных единиц, про­цессы международной интеграции и глобализации приводят к их масштабно­му обновлению. Вместе с тем каждое суверенное государство самостоятельно принимает решение об организации национальной денежной системы.

Денежная система страны это исторически сложившаяся националь­ная система организации денежного обращения, закрепленная традициями и оформленная законодательно. Денежные системы государств возникают и эволюционируют по мере развития видов и форм денег.

Характеристика денежной системы страны основывается на определении ее типа и составляющих элементов.

Типы денежных систем.Типы денежных систем определяются, прежде всего, в зависимости от формы денежного материала (товарной, металличе­ской, бумажной, виртуальной).

На базе данного принципа можно дать следующую классификацию ос­новных типов денежных систем:

— товарные;

— металлические (монометаллические и биметаллические);

— фидуциарные (собственно бумажные и кредитно-бумажные, электронные).

Кроме названных основных типов денежных систем, существуют их смешанные и переходные разновидности.

В рамках всех типов денежных систем возможны различные формы рас­четов, наличных и безналичных.

Товарные денежные системы. Товарные денежные системы формиру­ются на самых ранних этапах развития товарного хозяйства и государствен­ного строительства. В этот период человек и общество заимствуют у природы не только средства существования, но и формы денег. В условиях господства добывающего хозяйства и собирательства деньгами становятся ракушки моллюсков, перья птиц, какао-бобы и т.п. Первое крупное общественное раз­деление труда приводит к тому, что кочевые народы создают денежную сис­тему на базе такого ходового товара, как скот (быки, овцы и др.). Земледель­ческие народы, перешедшие к оседлой жизни, строят денежные системы с ис­пользованием зерна, мехов, шкур животных.

Содержание товарных денежных систем в значительной мере обусловли­вается природной средой обитания. В зависимости от вещного вида товаров, которые призваны играть роль денег, они подразделяются на речные, мор­ские, лесные, скотоводческие и пр.

Развитие способов обработки металлов, повышение их роли в хозяйственной жизни общества приводит к переходу от товарных денежных систем к металлическим.

Металлические денежные системы. Металлические денежные системы классифицируются в зависимости от того, какой металл играет роль денег. Они подразделяются на монометаллические и биметаллические.

Монометаллическими (от греч. monos — один и métallon — металл) назы­ваются денежные системы, при которых один металл занимает господствую­щее положение, служит основным всеобщим эквивалентом и доминирует в денежном обращении. Развитые металлические денежные системы истори­чески учреждались на основе меди, серебра, золота.

Медный монометаллизм существовалв Древнем Риме в III —II в. до н.э.

В Российской империи медные монеты были денежным материалом дос­таточно длительное время, что порождало значительные проблемы при пла­тежах. Например, в 1748 г. Елизавета Петровна наградила М.В.Ломоносова за поздравительную оду двумя тысячами рублей. Вес медных денег составил 1 800 кг. Награду в виде мешков с медными деньгами доставили на квартиру М.В. Ломоносова на двух подводах в сопровождении вооруженной охраны.

Серебряный монометаллизм сложился в Российской империи в 1843— 1852 гг., Индии (1852-1893 гг.), Голландии (1847-1875 гг.); в Китае сущест­вовал до 1935 г.

Исторически переход от серебряного монометаллизма к золотому совер­шался в разных странах в течение длительного периода времени и характери­зовался господством биметаллических денежных систем.

Золотой монометаллизм, наиболее совершенная металлическая система, вводился в Великобритании в 1816 г., в Германии в 1871 — 1873 гг., во Фран­ции, Бельгии, Швеции, Норвегии, Греции в 1873—1874 гг., в Голлан­дии в 1875 г., в Австрии в 1892 г., в Российской империи и Японии в 1897 г., в США в 1900г.

Широкое и достаточно быстрое распространение золотого стандарта было обусловлено формированием мирового рынка и резким обесценением серебра вследствие его демонетизации в ряде стран.

В Российской империи к введению золотого стандарта готовились долго и тщательно в течение двух десятилетий. Золотой рубль не был и не мог быть введен «вдруг», незаметно и контрабандно, одним человеком, сколь бы угод­но высокий пост он ни занимал. Фактически подготовительные меры для ре­формы начали проводиться при министрах финансов М.X. Рейтерне и С.А. Грейге, были продолжены при Н.X. Бунге и И.А. Вышнеградском, за­вершены при С.Ю. Витте.

Недостаточно задумать реформу в министерском кабинете, она должна быть поддержана иными согласованными действиями, в частности Государственным банком.

Введение золотого монометаллизма во всех странах было связано с: 1) ликвидацией дефицита государственного бюджета; 2) постепенным наращиванием золотого запаса в стране; 3) либерализацией купли-продажи золота; 4) стабилизационной денежной реформой. Все это вызывало дополнительные усилия по развитию экспорта и золотодобывающей промышленности.

Монометаллические денежные системы всегда включают: а) полноценные монеты, определяемые видом металла, и б) неполноценные деньги. Например, при золотом монометаллизме к полноценным монетам относятся зо­лотые, к неполноценным – серебряные и медные, а также бумажные и кре­дитные деньги.

Исторически существовало три разновидности золотого монометаллиз­ма (золотого стандарта): золотомонетный стандарт, золотослитковый стан­дарт, золотодевизный стандарт.

Для золотомонетного стандарта характерным является свободное обра­щение золотых монет. В этих условиях золото выполняет все функции денег. Чеканка золотых полноценных монет происходит при фиксированном золо­том содержании денежной единицы. Эмиссионные центры государств связа­ны с золотым запасом.

Поскольку обеспечивается свободный стихийный приток золота в обраще­ние из формы сокровища при расширении потребности в деньгах, постольку поддерживается равновесное состояние денежной системы. Золото свободно ввозится и вывозится из страны, что обеспечивает его функционирование как мировых денег. Одновременно гарантируется устой­чивость курса национальной валюты.

Золотомонетный стандарт не исключает обращения неполноценных денег. При этом последние неограниченно размениваются на золото по нарица­тельной стоимости.

Наивысшего распространения в мире золотомонетный стандарт достиг в конце XIX — начале XX вв. С началом Первой мировой воины система золотомонетного стандарта была подорвана. Во всех странах, участвовавших в войне, за исключением США, прекратился размен банкнот на золото, его свободный вывоз запрещался. Для финансирования военных расходов ши­роко применялась бумажно-денежная эмиссия.

После окончания Первой мировой войны и международной военной ин­тервенции в России в ходе экономического подъема во многих государствах были проведены стабилизационные денежные реформы. Произошел переход к золотослитковому и золотодевизному стандарту. Но ни одна из стран мира не смогла в полном объеме восстановить золотомонетный стандарт. Его сме­нил золотослитковый стандарт.

Золотослитковый стандарт применялся в странах, обладавших значительным золотым запасом (Франция, Великобритания). Его характерной особенностью являлось то, что банкноты хотя бы и с существенными ограничениями, но подлежали размену не на золотые монеты, а на золото в слитках. Так, в Великобритании для получения стандартного слитка весом в 12,4 кг требовалось предъявить банкнот на сумму 1700 ф.ст., во Франции — на сум­му не менее 215 тыс. франков для слитка в 12,7 кг.

Такой подход способствовал концентрации золотых запасов в государст­венных центральных эмиссионных банках.

Золотослитковый стандарт действовал до мирового экономического кри­зиса, начавшегося в 1929 г. Его следствием стала временная повсеместная от­мена золотого стандарта (в Великобритании — в 1931 г., в США — в 1933 г., во Франции — и 1936 г.). Начинала утверждаться система неразменных денег.

Для золотодевизного стандарта характерен размен банкнот не на золото, а на валюту тех стран, которая, в свою очередь, могла быть обращена в золото. Золотодевизный стандарт вводился в странах, не располагавших доста­точными золотыми запасами и не обладавших доступом к золотодобыче. В число таких стран входили Германия, Норвегия, Австрия, Дания и др.

Биметаллизм (от лат. bis —дважды и métallon — металл) — денежная сис­тема, при которой за двумя металлами – золотом и серебром — законодатель­но закрепляются денежные функции. Соответственно денежное обращение страны основывается на одновременном использовании золотых и серебря­ных монет. В результате формируется двойная система товарных цен.

Известны три разновидности биметаллизма: система параллельной ва­люты; система двойной валюты и система «хромающей» валюты.

Система параллельной валюты характеризуется тем, что ценовое соотно­шение между золотыми и серебряными монетами складывается стихийно на основе рыночной стоимости денежных металлов — золота и серебра.

Система двойной валюты отличается тем, что паритет между стоимостью золота и серебра устанавливается государством. Чеканка монет, их прием при совершении актов купли-продажи осуществляется в соответствии с уза­коненным соотношением.

В европейских странах фиксированный паритет золота и серебра в соот­ношении 1:15,5 (одна весовая единица золота приравнивалась к пятнадцати с половиной единицам серебра) был введен в 1803 г. Но при стихийном коле­бании рыночных цен на золото и серебро один из металлов оказывался оце­ненным ниже его фактической рыночной стоимости, другой — выше.

Система «хромающей» валюты действует тогда, когда государство отка­зывается от чеканки монет из какого-либо денежного металла. Вместе с тем в обращении используются золотые и серебряные монеты.

Существование биметаллических денежных систем исторически было связано со значительными количествами добываемого серебра в Америке и Европе. Однако равное обращение золота и серебра противоречит самой природе денег как единственного товара-эквивалента. Несмотря на формаль­ное законодательно поддерживаемое равноправие золота и серебра, один ме­талл фактически выполнял главную роль, другой — подчиненную.

Фидуциарные денежные системы.После мирового валютно-финансо­вого кризиса 1997—1998 гг. ставится вопрос о создании новой мировой валютно-финансовой системы с учетом того, что во всех странах мира гос­под­ствующим является фидуциарный стандарт.

Фидуциарные (от лат. fides — вера) денежные системы — это такие сис­темы, в которых денежные знаки не являются представителями общест­венного материального богатства, в частности, не размениваются на золото. Они сформировались вместе с переходом от металлического к бу­мажному денежному обращению.

Как только внутренняя стоимость металлических денег отделяется от их номинала, появляются неразменные денежные знаки, начинается формиро­вание фидуциарных денежных систем. Они могут строиться на металличе­ской, бу­мажной, электронной основе. К настоящему времени можно выде­лить три вида фидуциарных денежных систем: 1) переходные, сочетающие металлическое и бумажное обращение; 2) полный фидуциарный стандарт; 3) электронно-бумаж­ные денежные системы.

Существование переходных фидуциарных денежных систем в разных странах мира ограничено рамками XX в. Их исторический предел — начало 1970-х гг.

Для переходных денежных систем характерным явлением становится лаж (франц. 1'agio, от итал. 1'aggio). Он представляет собой превышение рыночной це­ной денежного металла, выраженной в бумажных денежных знаках, номи­нала бумажных денежных знаков, представляющих данное количество де­нежного металла[1]. Обычно его исчисляют в процентах. Например, в 1817 г. за 1 руб. серебром давали 3,84 коп. ассигнациями. В 1916г. 10-рублевые империалы продавались по 16—17 руб. и, таким образом, лаж на золото составлял 60—70%.

В результате появления лажа формируется двойная система цен на това­ры: в бумажных знаках и в металлических деньгах.

В настоящее время происходит повсеместный переход к элект­ронно-бумажным денежным системам.

6.2. Функционирование денежной системы

Принципы управления денежной системой.Принципы управления де­нежной системой представляют собой совокупность правил, руководствуясь которыми государство организует денежную систему страны. К ним относят: 1) централизованное управление национальной денежной системой; 2) про­гнозное планирование денежного оборота; 3) устойчивость и эластичность денежного оборота; 4) кредитный характер денежной эмиссии; 5) обеспечен­ность денеж­ных знаков, выпускаемых в оборот; б) неподчиненность прави­тельству цен­трального банка и его подотчетность парламенту страны, или принцип незави­симости; 7) предоставление правительству денежных средств только в порядке кредитования; 8) комплексное использование инст­рументов денежно-кредит­ного регулирования; 9) надзор и контроль за де­нежным оборотом; 10) функ­ционирование исключительно национальной ва­люты на территории страны. Раскроем их.

Реализация принципа централизованного управления национальной де­нежной системой позволяет на основе потребностей развития ставить общие цели и принимать выгодные для экономики страны в целом решения.

Принцип прогнозного планирования денежного оборота означает, что пла­ны денежного оборота подготавливаются как совокупность общих оценок на базе научных представлений о состоянии и перспективах национальной эко­номики или отдельных ее секторов в будущем. Создание достоверного мак­роэкономического прогноза — одна из важнейших и самых сложных задач управления. Такие прогнозные планы не имеют директивного характера, и для их реализации не создаются специальные органы административного управления.

Вместе с тем основной финансовый план государства — государственный бюджет — оформляется законодательно и носит директивный характер. Ис­полнение госбюджета возлагается на правительство в целом и Министерство финансов.

Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота означает, что изменение массы денег, находящихся в обороте, должно коррелироваться с потребностями национальной экономики: возрастать при увеличении потребности, уменьшаться при сокращении потребности с таким расчетом, что­бы не допускать инфляции.

Принцип кредитного характера денежной эмиссии обязывает, во-первых, проводить дополнительные выпуски денежных знаков — как наличных, так и безналичных, только в результате проведения банками кредитных опера­ций, во-вторых, не допускать в оборот денежные знаки из иных источников, включая казначейство государства.

Принцип обеспеченности денежных знаков, выпускаемых в оборот, пред­полагает, что все заменители реальных денег — денежные знаки — обеспече­ны различными банковскими активами (золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, товарно-материальными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и др.).

Принцип неподчиненности правительству Центрального банка и его подотчетности парламенту страны связан с принципом государственного строительства, состоящим в разделении властей. Он выражается в том, что Центральный банк страны является структурой, контролируемой парламентом, законодательным органом власти, административно не подчинен исполнительной власти, т.е. правительству или какому-либо иному органу, общественному совету и пр. Только в этом случае Центральный банк спосо­бен выполнять функцию поддержания устойчивого курса национальной ва­люты, соответствующего тенденциям в развитии экономики страны. Если независимость на практике не обеспечивается, правительство получает воз­можность осуществлять бесконтрольную эмиссию денежных знаков, де­нежное обращение подвергается угрозе кризиса и разрушения.

Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования выражается в том, что Центральный банк не финансирует пра­вительство. В случае предоставления средств они выделяются, во-первых, на ус­ловиях кредитования и, во-вторых, под определенное обеспечение (государст­венные ценные бумаги, государственные товарно-материальные ценности, объекты недвижимости и пр.) с целью их гарантированного возврата. В резуль­тате ставятся преграды для эмиссионного покрытия дефицита бюджетов всех уровней.

Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредит­ного регулирования декларирует широкие возможности для Центрального банка в области поддержания устойчивости денежного оборота.

Принцип надзора и контроля за денежным оборотомнеотъемлемая функция системы государственного управления. Постоянный непрерывный надзор и контроль осуществляется уполномоченными государственными ор­га­нами (финансовыми, налоговыми, банковскими и др.) за наличным и без­налич­ным денежным оборотом.

Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны пронизывает все законодательные акты, относящиеся к денежному обращению внутри государства. В соответствии с ним законны­ми на территории страны являются только те платежи, которые произведены в национальной валюте.

Население имеет право покупать и продавать иностранную валюту за ва­люту своей страны, накапливать ее, хранить на вкладах в банках, использо­вать в качестве платежного средства за рубежом.

На базе рассмотренных принципов формируются элементы националь­ной денежной системы.

Элементы денежной системы. Структура денежной системы и ее эле­менты определяются мерой соблюдения общих принципов управления и функ­ционирования и регламентируются законодательством страны. При существен­ных различиях в формах построения денежных систем на разных стадиях раз­вития товарного хозяйства при неодинаковых формах национально-государст­венного устройства для всех систем характерны не­которые общие черты. Бу­дучи оформленными законодательно, они состав­ляют компоненты денежной системы.

Развитая денежная система страны включает следующие элементы:

— наименование денежной единицы;

— порядок обеспечения денежных знаков;

— эмиссионный механизм;

— структура денежной массы, находящейся в обращении;

— порядок прогнозного планирования;

— механизм государственного денежно-кредитного регулирования;

— порядок установления валютного курса;

порядок кассовой дисциплины.

Поясним их.

Наименование денежной единицы страны, служащей масштабом цен, уста­навливается в законодательном порядке. Основная денежная единица, как правило, имеет десятичное деление на более мелкие виды денежных знаков (1 рубль = 100 копейкам, 1 фунт стерлингов = 100 пенсам, 1 франк = 100 сан­тимам, 1 доллар = 100 центам, 1 марка = 100 пфеннигам и т.д.). Подзаконны­ми актами или решениями центральных банков регламентируются виды крупнокупюрных денежных знаков.

Порядок обеспечения денежных знаков — это характеристика видов и ос­новных правил их обеспечения.

Эмиссионный механизм — это регламент выпуска и изъятия денежных знаков из обращения.

В законодательных актах государств обычно делается различие между казначейским эмиссионным центром и Центральным банком как эмитентом банковских билетов. Безналичные деньги выпускаются банками в процессе совершения кредитных операций. Погашение ссуд представляет собой фак­тическое изъятие безналичных денег из оборота.

Структура денежной массы, находящейся в обращении, включает ряд па­раметров: соотношение между наличными и безналичными деньгами, между объемами эмитированных купюр разного достоинства. От структуры денеж­ной массы зависит удобство расчетов.

Порядок прогнозного планирования определяет цели и задачи прогнозного планирования, организации и учреждения, составляющих планы, систему самих прогнозных планов денежного обращения, методику их составления и совокупность рассчитываемых параметров и показателей.

Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой, во-первых, совокупность способов, методов, инструментов воздействия госу­дарства на денежно-кредитную сферу экономики, во-вторых, включает зада­чи, объекты и институты денежно-кредитного регулирования, в-третьих, права, обязанности и ответственность органов, его осуществляющих.

Порядок установления валютного курса — это совокупность правил ус­тановления курса национальной валюты и порядок обмена национальной валюты на иностранную. Обычно порядок установления валютного курса составляет прерогативу Центрального банка страны, ответственного за поддержание стабильного денежного обращения. Информация о курсе на­циональной валюты на определенную дату публикуется в официальных периодических изданиях.

Порядок кассовой дисциплины в национальной экономике включает об­щие правила исполнения денежных расчетов, осуществляемых через кассы, и принципы обеспечения контроля за ними.

Регламент устанавливает формы первичных кассовых документов и фор­мы отчетности, которые обязаны использовать все субъекты хозяйственной деятельности при организации оборота наличных денег.

Первичный контроль за соблюдением порядка кассовой дисциплины возлагается на банки, осуществляющие кассовое обслуживание субъектов хозяйственной деятельности.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.49.108 (0.036 с.)