Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Денежная система и ее устройствоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
6.1. Понятие и типы денежной системы Понятие денежной системы. Представление о содержании, типах и элементах денежной системы вытекает из исторического анализа процесса эволюции денег. Как было выяснено, в процессе развития идет постепенный переход от товарных денег к металлическим, от металлических — к бумажным. В настоящее время бумажные деньги претерпевают качественное изменение в направлении к виртуальным формам выражения. Товарные (скот, шкуры животных и т.п.) и металлические деньги имели естественную товарную основу. Товарные, металлические и бумажные деньги можно определить как вещественные по природе. Записи на счетах, электронные деньги предстают в невещественной форме. Их развитие совпадает с общим процессом умножения всех форм интеллектуальной собственности. Появление новых типов денежных систем, увеличение многообразия составляющих их элементов, умножение проблем защиты денежных единиц, процессы международной интеграции и глобализации приводят к их масштабному обновлению. Вместе с тем каждое суверенное государство самостоятельно принимает решение об организации национальной денежной системы. Денежная система страны — это исторически сложившаяся национальная система организации денежного обращения, закрепленная традициями и оформленная законодательно. Денежные системы государств возникают и эволюционируют по мере развития видов и форм денег. Характеристика денежной системы страны основывается на определении ее типа и составляющих элементов. Типы денежных систем. Типы денежных систем определяются, прежде всего, в зависимости от формы денежного материала (товарной, металлической, бумажной, виртуальной). На базе данного принципа можно дать следующую классификацию основных типов денежных систем: — товарные; — металлические (монометаллические и биметаллические); — фидуциарные (собственно бумажные и кредитно-бумажные, электронные). Кроме названных основных типов денежных систем, существуют их смешанные и переходные разновидности. В рамках всех типов денежных систем возможны различные формы расчетов, наличных и безналичных. Товарные денежные системы. Товарные денежные системы формируются на самых ранних этапах развития товарного хозяйства и государственного строительства. В этот период человек и общество заимствуют у природы не только средства существования, но и формы денег. В условиях господства добывающего хозяйства и собирательства деньгами становятся ракушки моллюсков, перья птиц, какао-бобы и т.п. Первое крупное общественное разделение труда приводит к тому, что кочевые народы создают денежную систему на базе такого ходового товара, как скот (быки, овцы и др.). Земледельческие народы, перешедшие к оседлой жизни, строят денежные системы с использованием зерна, мехов, шкур животных. Содержание товарных денежных систем в значительной мере обусловливается природной средой обитания. В зависимости от вещного вида товаров, которые призваны играть роль денег, они подразделяются на речные, морские, лесные, скотоводческие и пр. Развитие способов обработки металлов, повышение их роли в хозяйственной жизни общества приводит к переходу от товарных денежных систем к металлическим. Металлические денежные системы. Металлические денежные системы классифицируются в зависимости от того, какой металл играет роль денег. Они подразделяются на монометаллические и биметаллические. Монометаллическими (от греч. monos — один и métallon — металл) называются денежные системы, при которых один металл занимает господствующее положение, служит основным всеобщим эквивалентом и доминирует в денежном обращении. Развитые металлические денежные системы исторически учреждались на основе меди, серебра, золота. Медный монометаллизм существовалв Древнем Риме в III —II в. до н.э. В Российской империи медные монеты были денежным материалом достаточно длительное время, что порождало значительные проблемы при платежах. Например, в 1748 г. Елизавета Петровна наградила М.В.Ломоносова за поздравительную оду двумя тысячами рублей. Вес медных денег составил 1 800 кг. Награду в виде мешков с медными деньгами доставили на квартиру М.В. Ломоносова на двух подводах в сопровождении вооруженной охраны. Серебряный монометаллизм сложился в Российской империи в 1843— 1852 гг., Индии (1852-1893 гг.), Голландии (1847-1875 гг.); в Китае существовал до 1935 г. Исторически переход от серебряного монометаллизма к золотому совершался в разных странах в течение длительного периода времени и характеризовался господством биметаллических денежных систем. Золотой монометаллизм, наиболее совершенная металлическая система, вводился в Великобритании в 1816 г., в Германии в 1871 — 1873 гг., во Франции, Бельгии, Швеции, Норвегии, Греции в 1873—1874 гг., в Голландии в 1875 г., в Австрии в 1892 г., в Российской империи и Японии в 1897 г., в США в 1900г. Широкое и достаточно быстрое распространение золотого стандарта было обусловлено формированием мирового рынка и резким обесценением серебра вследствие его демонетизации в ряде стран. В Российской империи к введению золотого стандарта готовились долго и тщательно в течение двух десятилетий. Золотой рубль не был и не мог быть введен «вдруг», незаметно и контрабандно, одним человеком, сколь бы угодно высокий пост он ни занимал. Фактически подготовительные меры для реформы начали проводиться при министрах финансов М.X. Рейтерне и С.А. Грейге, были продолжены при Н.X. Бунге и И.А. Вышнеградском, завершены при С.Ю. Витте. Недостаточно задумать реформу в министерском кабинете, она должна быть поддержана иными согласованными действиями, в частности Государственным банком. Введение золотого монометаллизма во всех странах было связано с: 1) ликвидацией дефицита государственного бюджета; 2) постепенным наращиванием золотого запаса в стране; 3) либерализацией купли-продажи золота; 4) стабилизационной денежной реформой. Все это вызывало дополнительные усилия по развитию экспорта и золотодобывающей промышленности. Монометаллические денежные системы всегда включают: а) полноценные монеты, определяемые видом металла, и б) неполноценные деньги. Например, при золотом монометаллизме к полноценным монетам относятся золотые, к неполноценным – серебряные и медные, а также бумажные и кредитные деньги. Исторически существовало три разновидности золотого монометаллизма (золотого стандарта): золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт, золотодевизный стандарт. Для золотомонетного стандарта характерным является свободное обращение золотых монет. В этих условиях золото выполняет все функции денег. Чеканка золотых полноценных монет происходит при фиксированном золотом содержании денежной единицы. Эмиссионные центры государств связаны с золотым запасом. Поскольку обеспечивается свободный стихийный приток золота в обращение из формы сокровища при расширении потребности в деньгах, постольку поддерживается равновесное состояние денежной системы. Золото свободно ввозится и вывозится из страны, что обеспечивает его функционирование как мировых денег. Одновременно гарантируется устойчивость курса национальной валюты. Золотомонетный стандарт не исключает обращения неполноценных денег. При этом последние неограниченно размениваются на золото по нарицательной стоимости. Наивысшего распространения в мире золотомонетный стандарт достиг в конце XIX — начале XX вв. С началом Первой мировой воины система золотомонетного стандарта была подорвана. Во всех странах, участвовавших в войне, за исключением США, прекратился размен банкнот на золото, его свободный вывоз запрещался. Для финансирования военных расходов широко применялась бумажно-денежная эмиссия. После окончания Первой мировой войны и международной военной интервенции в России в ходе экономического подъема во многих государствах были проведены стабилизационные денежные реформы. Произошел переход к золотослитковому и золотодевизному стандарту. Но ни одна из стран мира не смогла в полном объеме восстановить золотомонетный стандарт. Его сменил золотослитковый стандарт. Золотослитковый стандарт применялся в странах, обладавших значительным золотым запасом (Франция, Великобритания). Его характерной особенностью являлось то, что банкноты хотя бы и с существенными ограничениями, но подлежали размену не на золотые монеты, а на золото в слитках. Так, в Великобритании для получения стандартного слитка весом в 12,4 кг требовалось предъявить банкнот на сумму 1700 ф.ст., во Франции — на сумму не менее 215 тыс. франков для слитка в 12,7 кг. Такой подход способствовал концентрации золотых запасов в государственных центральных эмиссионных банках. Золотослитковый стандарт действовал до мирового экономического кризиса, начавшегося в 1929 г. Его следствием стала временная повсеместная отмена золотого стандарта (в Великобритании — в 1931 г., в США — в 1933 г., во Франции — и 1936 г.). Начинала утверждаться система неразменных денег. Для золотодевизного стандарта характерен размен банкнот не на золото, а на валюту тех стран, которая, в свою очередь, могла быть обращена в золото. Золотодевизный стандарт вводился в странах, не располагавших достаточными золотыми запасами и не обладавших доступом к золотодобыче. В число таких стран входили Германия, Норвегия, Австрия, Дания и др. Биметаллизм (от лат. bis —дважды и métallon — металл) — денежная система, при которой за двумя металлами – золотом и серебром — законодательно закрепляются денежные функции. Соответственно денежное обращение страны основывается на одновременном использовании золотых и серебряных монет. В результате формируется двойная система товарных цен. Известны три разновидности биметаллизма: система параллельной валюты; система двойной валюты и система «хромающей» валюты. Система параллельной валюты характеризуется тем, что ценовое соотношение между золотыми и серебряными монетами складывается стихийно на основе рыночной стоимости денежных металлов — золота и серебра. Система двойной валюты отличается тем, что паритет между стоимостью золота и серебра устанавливается государством. Чеканка монет, их прием при совершении актов купли-продажи осуществляется в соответствии с узаконенным соотношением. В европейских странах фиксированный паритет золота и серебра в соотношении 1:15,5 (одна весовая единица золота приравнивалась к пятнадцати с половиной единицам серебра) был введен в 1803 г. Но при стихийном колебании рыночных цен на золото и серебро один из металлов оказывался оцененным ниже его фактической рыночной стоимости, другой — выше. Система «хромающей» валюты действует тогда, когда государство отказывается от чеканки монет из какого-либо денежного металла. Вместе с тем в обращении используются золотые и серебряные монеты. Существование биметаллических денежных систем исторически было связано со значительными количествами добываемого серебра в Америке и Европе. Однако равное обращение золота и серебра противоречит самой природе денег как единственного товара-эквивалента. Несмотря на формальное законодательно поддерживаемое равноправие золота и серебра, один металл фактически выполнял главную роль, другой — подчиненную. Фидуциарные денежные системы. После мирового валютно-финансового кризиса 1997—1998 гг. ставится вопрос о создании новой мировой валютно-финансовой системы с учетом того, что во всех странах мира господствующим является фидуциарный стандарт. Фидуциарные (от лат. fides — вера) денежные системы — это такие системы, в которых денежные знаки не являются представителями общественного материального богатства, в частности, не размениваются на золото. Они сформировались вместе с переходом от металлического к бумажному денежному обращению. Как только внутренняя стоимость металлических денег отделяется от их номинала, появляются неразменные денежные знаки, начинается формирование фидуциарных денежных систем. Они могут строиться на металлической, бумажной, электронной основе. К настоящему времени можно выделить три вида фидуциарных денежных систем: 1) переходные, сочетающие металлическое и бумажное обращение; 2) полный фидуциарный стандарт; 3) электронно-бумажные денежные системы. Существование переходных фидуциарных денежных систем в разных странах мира ограничено рамками XX в. Их исторический предел — начало 1970-х гг. Для переходных денежных систем характерным явлением становится лаж (франц. 1'agio, от итал. 1'aggio). Он представляет собой превышение рыночной ценой денежного металла, выраженной в бумажных денежных знаках, номинала бумажных денежных знаков, представляющих данное количество денежного металла [1]. Обычно его исчисляют в процентах. Например, в 1817 г. за 1 руб. серебром давали 3,84 коп. ассигнациями. В 1916г. 10-рублевые империалы продавались по 16—17 руб. и, таким образом, лаж на золото составлял 60—70%. В результате появления лажа формируется двойная система цен на товары: в бумажных знаках и в металлических деньгах. В настоящее время происходит повсеместный переход к электронно-бумажным денежным системам. 6.2. Функционирование денежной системы Принципы управления денежной системой. Принципы управления денежной системой представляют собой совокупность правил, руководствуясь которыми государство организует денежную систему страны. К ним относят: 1) централизованное управление национальной денежной системой; 2) прогнозное планирование денежного оборота; 3) устойчивость и эластичность денежного оборота; 4) кредитный характер денежной эмиссии; 5) обеспеченность денежных знаков, выпускаемых в оборот; б) неподчиненность правительству центрального банка и его подотчетность парламенту страны, или принцип независимости; 7) предоставление правительству денежных средств только в порядке кредитования; 8) комплексное использование инструментов денежно-кредитного регулирования; 9) надзор и контроль за денежным оборотом; 10) функционирование исключительно национальной валюты на территории страны. Раскроем их. Реализация принципа централизованного управления национальной денежной системой позволяет на основе потребностей развития ставить общие цели и принимать выгодные для экономики страны в целом решения. Принцип прогнозного планирования денежного оборота означает, что планы денежного оборота подготавливаются как совокупность общих оценок на базе научных представлений о состоянии и перспективах национальной экономики или отдельных ее секторов в будущем. Создание достоверного макроэкономического прогноза — одна из важнейших и самых сложных задач управления. Такие прогнозные планы не имеют директивного характера, и для их реализации не создаются специальные органы административного управления. Вместе с тем основной финансовый план государства — государственный бюджет — оформляется законодательно и носит директивный характер. Исполнение госбюджета возлагается на правительство в целом и Министерство финансов. Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота означает, что изменение массы денег, находящихся в обороте, должно коррелироваться с потребностями национальной экономики: возрастать при увеличении потребности, уменьшаться при сокращении потребности с таким расчетом, чтобы не допускать инфляции. Принцип кредитного характера денежной эмиссии обязывает, во-первых, проводить дополнительные выпуски денежных знаков — как наличных, так и безналичных, только в результате проведения банками кредитных операций, во-вторых, не допускать в оборот денежные знаки из иных источников, включая казначейство государства. Принцип обеспеченности денежных знаков, выпускаемых в оборот, предполагает, что все заменители реальных денег — денежные знаки — обеспечены различными банковскими активами (золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, товарно-материальными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и др.). Принцип неподчиненности правительству Центрального банка и его подотчетности парламенту страны связан с принципом государственного строительства, состоящим в разделении властей. Он выражается в том, что Центральный банк страны является структурой, контролируемой парламентом, законодательным органом власти, административно не подчинен исполнительной власти, т.е. правительству или какому-либо иному органу, общественному совету и пр. Только в этом случае Центральный банк способен выполнять функцию поддержания устойчивого курса национальной валюты, соответствующего тенденциям в развитии экономики страны. Если независимость на практике не обеспечивается, правительство получает возможность осуществлять бесконтрольную эмиссию денежных знаков, денежное обращение подвергается угрозе кризиса и разрушения. Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования выражается в том, что Центральный банк не финансирует правительство. В случае предоставления средств они выделяются, во-первых, на условиях кредитования и, во-вторых, под определенное обеспечение (государственные ценные бумаги, государственные товарно-материальные ценности, объекты недвижимости и пр.) с целью их гарантированного возврата. В результате ставятся преграды для эмиссионного покрытия дефицита бюджетов всех уровней. Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования декларирует широкие возможности для Центрального банка в области поддержания устойчивости денежного оборота. Принцип надзора и контроля за денежным оборотом — неотъемлемая функция системы государственного управления. Постоянный непрерывный надзор и контроль осуществляется уполномоченными государственными органами (финансовыми, налоговыми, банковскими и др.) за наличным и безналичным денежным оборотом. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны пронизывает все законодательные акты, относящиеся к денежному обращению внутри государства. В соответствии с ним законными на территории страны являются только те платежи, которые произведены в национальной валюте. Население имеет право покупать и продавать иностранную валюту за валюту своей страны, накапливать ее, хранить на вкладах в банках, использовать в качестве платежного средства за рубежом. На базе рассмотренных принципов формируются элементы национальной денежной системы. Элементы денежной системы. Структура денежной системы и ее элементы определяются мерой соблюдения общих принципов управления и функционирования и регламентируются законодательством страны. При существенных различиях в формах построения денежных систем на разных стадиях развития товарного хозяйства при неодинаковых формах национально-государственного устройства для всех систем характерны некоторые общие черты. Будучи оформленными законодательно, они составляют компоненты денежной системы. Развитая денежная система страны включает следующие элементы: — наименование денежной единицы; — порядок обеспечения денежных знаков; — эмиссионный механизм; — структура денежной массы, находящейся в обращении; — порядок прогнозного планирования; — механизм государственного денежно-кредитного регулирования; — порядок установления валютного курса; — порядок кассовой дисциплины. Поясним их. Наименование денежной единицы страны, служащей масштабом цен, устанавливается в законодательном порядке. Основная денежная единица, как правило, имеет десятичное деление на более мелкие виды денежных знаков (1 рубль = 100 копейкам, 1 фунт стерлингов = 100 пенсам, 1 франк = 100 сантимам, 1 доллар = 100 центам, 1 марка = 100 пфеннигам и т.д.). Подзаконными актами или решениями центральных банков регламентируются виды крупнокупюрных денежных знаков. Порядок обеспечения денежных знаков — это характеристика видов и основных правил их обеспечения. Эмиссионный механизм — это регламент выпуска и изъятия денежных знаков из обращения. В законодательных актах государств обычно делается различие между казначейским эмиссионным центром и Центральным банком как эмитентом банковских билетов. Безналичные деньги выпускаются банками в процессе совершения кредитных операций. Погашение ссуд представляет собой фактическое изъятие безналичных денег из оборота. Структура денежной массы, находящейся в обращении, включает ряд параметров: соотношение между наличными и безналичными деньгами, между объемами эмитированных купюр разного достоинства. От структуры денежной массы зависит удобство расчетов. Порядок прогнозного планирования определяет цели и задачи прогнозного планирования, организации и учреждения, составляющих планы, систему самих прогнозных планов денежного обращения, методику их составления и совокупность рассчитываемых параметров и показателей. Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой, во-первых, совокупность способов, методов, инструментов воздействия государства на денежно-кредитную сферу экономики, во-вторых, включает задачи, объекты и институты денежно-кредитного регулирования, в-третьих, права, обязанности и ответственность органов, его осуществляющих. Порядок установления валютного курса — это совокупность правил установления курса национальной валюты и порядок обмена национальной валюты на иностранную. Обычно порядок установления валютного курса составляет прерогативу Центрального банка страны, ответственного за поддержание стабильного денежного обращения. Информация о курсе национальной валюты на определенную дату публикуется в официальных периодических изданиях. Порядок кассовой дисциплины в национальной экономике включает общие правила исполнения денежных расчетов, осуществляемых через кассы, и принципы обеспечения контроля за ними. Регламент устанавливает формы первичных кассовых документов и формы отчетности, которые обязаны использовать все субъекты хозяйственной деятельности при организации оборота наличных денег. Первичный контроль за соблюдением порядка кассовой дисциплины возлагается на банки, осуществляющие кассовое обслуживание субъектов хозяйственной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1073; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.244 (0.015 с.) |