Тема 6. Денежная система и ее устройство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Денежная система и ее устройство



6.1. Понятие и типы денежной системы

Понятие денежной системы. Представление о содержании, типах и эле­ментах денежной системы вытекает из исторического анализа процесса эво­люции денег. Как было выяснено, в процессе развития идет постепенный пе­реход от товарных денег к металлическим, от металлических — к бумажным. В настоящее время бумажные деньги претерпевают качественное изменение в направлении к виртуальным формам выражения.

Товарные (скот, шкуры животных и т.п.) и металлические деньги имели естественную товарную основу. Товарные, металлические и бумажные день­ги можно определить как вещественные по природе. Записи на счетах, электронные деньги предстают в невещественной форме. Их развитие совпадает с общим процессом умножения всех форм интеллектуальной собственности. Появление новых типов денежных систем, увеличение многообразия состав­ляющих их элементов, умножение проблем защиты денежных единиц, про­цессы международной интеграции и глобализации приводят к их масштабно­му обновлению. Вместе с тем каждое суверенное государство самостоятельно принимает решение об организации национальной денежной системы.

Денежная система страны это исторически сложившаяся националь­ная система организации денежного обращения, закрепленная традициями и оформленная законодательно. Денежные системы государств возникают и эволюционируют по мере развития видов и форм денег.

Характеристика денежной системы страны основывается на определении ее типа и составляющих элементов.

Типы денежных систем. Типы денежных систем определяются, прежде всего, в зависимости от формы денежного материала (товарной, металличе­ской, бумажной, виртуальной).

На базе данного принципа можно дать следующую классификацию ос­новных типов денежных систем:

— товарные;

— металлические (монометаллические и биметаллические);

— фидуциарные (собственно бумажные и кредитно-бумажные, электронные).

Кроме названных основных типов денежных систем, существуют их смешанные и переходные разновидности.

В рамках всех типов денежных систем возможны различные формы рас­четов, наличных и безналичных.

Товарные денежные системы. Товарные денежные системы формиру­ются на самых ранних этапах развития товарного хозяйства и государствен­ного строительства. В этот период человек и общество заимствуют у природы не только средства существования, но и формы денег. В условиях господства добывающего хозяйства и собирательства деньгами становятся ракушки моллюсков, перья птиц, какао-бобы и т.п. Первое крупное общественное раз­деление труда приводит к тому, что кочевые народы создают денежную сис­тему на базе такого ходового товара, как скот (быки, овцы и др.). Земледель­ческие народы, перешедшие к оседлой жизни, строят денежные системы с ис­пользованием зерна, мехов, шкур животных.

Содержание товарных денежных систем в значительной мере обусловли­вается природной средой обитания. В зависимости от вещного вида товаров, которые призваны играть роль денег, они подразделяются на речные, мор­ские, лесные, скотоводческие и пр.

Развитие способов обработки металлов, повышение их роли в хозяйственной жизни общества приводит к переходу от товарных денежных систем к металлическим.

Металлические денежные системы. Металлические денежные системы классифицируются в зависимости от того, какой металл играет роль денег. Они подразделяются на монометаллические и биметаллические.

Монометаллическими (от греч. monos — один и métallon — металл) назы­ваются денежные системы, при которых один металл занимает господствую­щее положение, служит основным всеобщим эквивалентом и доминирует в денежном обращении. Развитые металлические денежные системы истори­чески учреждались на основе меди, серебра, золота.

Медный монометаллизм существовалв Древнем Риме в III —II в. до н.э.

В Российской империи медные монеты были денежным материалом дос­таточно длительное время, что порождало значительные проблемы при пла­тежах. Например, в 1748 г. Елизавета Петровна наградила М.В.Ломоносова за поздравительную оду двумя тысячами рублей. Вес медных денег составил 1 800 кг. Награду в виде мешков с медными деньгами доставили на квартиру М.В. Ломоносова на двух подводах в сопровождении вооруженной охраны.

Серебряный монометаллизм сложился в Российской империи в 1843— 1852 гг., Индии (1852-1893 гг.), Голландии (1847-1875 гг.); в Китае сущест­вовал до 1935 г.

Исторически переход от серебряного монометаллизма к золотому совер­шался в разных странах в течение длительного периода времени и характери­зовался господством биметаллических денежных систем.

Золотой монометаллизм, наиболее совершенная металлическая система, вводился в Великобритании в 1816 г., в Германии в 1871 — 1873 гг., во Фран­ции, Бельгии, Швеции, Норвегии, Греции в 1873—1874 гг., в Голлан­дии в 1875 г., в Австрии в 1892 г., в Российской империи и Японии в 1897 г., в США в 1900г.

Широкое и достаточно быстрое распространение золотого стандарта было обусловлено формированием мирового рынка и резким обесценением серебра вследствие его демонетизации в ряде стран.

В Российской империи к введению золотого стандарта готовились долго и тщательно в течение двух десятилетий. Золотой рубль не был и не мог быть введен «вдруг», незаметно и контрабандно, одним человеком, сколь бы угод­но высокий пост он ни занимал. Фактически подготовительные меры для ре­формы начали проводиться при министрах финансов М.X. Рейтерне и С.А. Грейге, были продолжены при Н.X. Бунге и И.А. Вышнеградском, за­вершены при С.Ю. Витте.

Недостаточно задумать реформу в министерском кабинете, она должна быть поддержана иными согласованными действиями, в частности Государственным банком.

Введение золотого монометаллизма во всех странах было связано с: 1) ликвидацией дефицита государственного бюджета; 2) постепенным наращиванием золотого запаса в стране; 3) либерализацией купли-продажи золота; 4) стабилизационной денежной реформой. Все это вызывало дополнительные усилия по развитию экспорта и золотодобывающей промышленности.

Монометаллические денежные системы всегда включают: а) полноценные монеты, определяемые видом металла, и б) неполноценные деньги. Например, при золотом монометаллизме к полноценным монетам относятся зо­лотые, к неполноценным – серебряные и медные, а также бумажные и кре­дитные деньги.

Исторически существовало три разновидности золотого монометаллиз­ма (золотого стандарта): золотомонетный стандарт, золотослитковый стан­дарт, золотодевизный стандарт.

Для золотомонетного стандарта характерным является свободное обра­щение золотых монет. В этих условиях золото выполняет все функции денег. Чеканка золотых полноценных монет происходит при фиксированном золо­том содержании денежной единицы. Эмиссионные центры государств связа­ны с золотым запасом.

Поскольку обеспечивается свободный стихийный приток золота в обраще­ние из формы сокровища при расширении потребности в деньгах, постольку поддерживается равновесное состояние денежной системы. Золото свободно ввозится и вывозится из страны, что обеспечивает его функционирование как мировых денег. Одновременно гарантируется устой­чивость курса национальной валюты.

Золотомонетный стандарт не исключает обращения неполноценных денег. При этом последние неограниченно размениваются на золото по нарица­тельной стоимости.

Наивысшего распространения в мире золотомонетный стандарт достиг в конце XIX — начале XX вв. С началом Первой мировой воины система золотомонетного стандарта была подорвана. Во всех странах, участвовавших в войне, за исключением США, прекратился размен банкнот на золото, его свободный вывоз запрещался. Для финансирования военных расходов ши­роко применялась бумажно-денежная эмиссия.

После окончания Первой мировой войны и международной военной ин­тервенции в России в ходе экономического подъема во многих государствах были проведены стабилизационные денежные реформы. Произошел переход к золотослитковому и золотодевизному стандарту. Но ни одна из стран мира не смогла в полном объеме восстановить золотомонетный стандарт. Его сме­нил золотослитковый стандарт.

Золотослитковый стандарт применялся в странах, обладавших значительным золотым запасом (Франция, Великобритания). Его характерной особенностью являлось то, что банкноты хотя бы и с существенными ограничениями, но подлежали размену не на золотые монеты, а на золото в слитках. Так, в Великобритании для получения стандартного слитка весом в 12,4 кг требовалось предъявить банкнот на сумму 1700 ф.ст., во Франции — на сум­му не менее 215 тыс. франков для слитка в 12,7 кг.

Такой подход способствовал концентрации золотых запасов в государст­венных центральных эмиссионных банках.

Золотослитковый стандарт действовал до мирового экономического кри­зиса, начавшегося в 1929 г. Его следствием стала временная повсеместная от­мена золотого стандарта (в Великобритании — в 1931 г., в США — в 1933 г., во Франции — и 1936 г.). Начинала утверждаться система неразменных денег.

Для золотодевизного стандарта характерен размен банкнот не на золото, а на валюту тех стран, которая, в свою очередь, могла быть обращена в золото. Золотодевизный стандарт вводился в странах, не располагавших доста­точными золотыми запасами и не обладавших доступом к золотодобыче. В число таких стран входили Германия, Норвегия, Австрия, Дания и др.

Биметаллизм (от лат. bis —дважды и métallon — металл) — денежная сис­тема, при которой за двумя металлами – золотом и серебром — законодатель­но закрепляются денежные функции. Соответственно денежное обращение страны основывается на одновременном использовании золотых и серебря­ных монет. В результате формируется двойная система товарных цен.

Известны три разновидности биметаллизма: система параллельной ва­люты; система двойной валюты и система «хромающей» валюты.

Система параллельной валюты характеризуется тем, что ценовое соотно­шение между золотыми и серебряными монетами складывается стихийно на основе рыночной стоимости денежных металлов — золота и серебра.

Система двойной валюты отличается тем, что паритет между стоимостью золота и серебра устанавливается государством. Чеканка монет, их прием при совершении актов купли-продажи осуществляется в соответствии с уза­коненным соотношением.

В европейских странах фиксированный паритет золота и серебра в соот­ношении 1:15,5 (одна весовая единица золота приравнивалась к пятнадцати с половиной единицам серебра) был введен в 1803 г. Но при стихийном коле­бании рыночных цен на золото и серебро один из металлов оказывался оце­ненным ниже его фактической рыночной стоимости, другой — выше.

Система «хромающей» валюты действует тогда, когда государство отка­зывается от чеканки монет из какого-либо денежного металла. Вместе с тем в обращении используются золотые и серебряные монеты.

Существование биметаллических денежных систем исторически было связано со значительными количествами добываемого серебра в Америке и Европе. Однако равное обращение золота и серебра противоречит самой природе денег как единственного товара-эквивалента. Несмотря на формаль­ное законодательно поддерживаемое равноправие золота и серебра, один ме­талл фактически выполнял главную роль, другой — подчиненную.

Фидуциарные денежные системы. После мирового валютно-финансо­вого кризиса 1997—1998 гг. ставится вопрос о создании новой мировой валютно-финансовой системы с учетом того, что во всех странах мира гос­под­ствующим является фидуциарный стандарт.

Фидуциарные (от лат. fides — вера) денежные системы — это такие сис­темы, в которых денежные знаки не являются представителями общест­венного материального богатства, в частности, не размениваются на золото. Они сформировались вместе с переходом от металлического к бу­мажному денежному обращению.

Как только внутренняя стоимость металлических денег отделяется от их номинала, появляются неразменные денежные знаки, начинается формиро­вание фидуциарных денежных систем. Они могут строиться на металличе­ской, бу­мажной, электронной основе. К настоящему времени можно выде­лить три вида фидуциарных денежных систем: 1) переходные, сочетающие металлическое и бумажное обращение; 2) полный фидуциарный стандарт; 3) электронно-бумаж­ные денежные системы.

Существование переходных фидуциарных денежных систем в разных странах мира ограничено рамками XX в. Их исторический предел — начало 1970-х гг.

Для переходных денежных систем характерным явлением становится лаж (франц. 1'agio, от итал. 1'aggio). Он представляет собой превышение рыночной це­ной денежного металла, выраженной в бумажных денежных знаках, номи­нала бумажных денежных знаков, представляющих данное количество де­нежного металла [1]. Обычно его исчисляют в процентах. Например, в 1817 г. за 1 руб. серебром давали 3,84 коп. ассигнациями. В 1916г. 10-рублевые империалы продавались по 16—17 руб. и, таким образом, лаж на золото составлял 60—70%.

В результате появления лажа формируется двойная система цен на това­ры: в бумажных знаках и в металлических деньгах.

В настоящее время происходит повсеместный переход к элект­ронно-бумажным денежным системам.

6.2. Функционирование денежной системы

Принципы управления денежной системой. Принципы управления де­нежной системой представляют собой совокупность правил, руководствуясь которыми государство организует денежную систему страны. К ним относят: 1) централизованное управление национальной денежной системой; 2) про­гнозное планирование денежного оборота; 3) устойчивость и эластичность денежного оборота; 4) кредитный характер денежной эмиссии; 5) обеспечен­ность денеж­ных знаков, выпускаемых в оборот; б) неподчиненность прави­тельству цен­трального банка и его подотчетность парламенту страны, или принцип незави­симости; 7) предоставление правительству денежных средств только в порядке кредитования; 8) комплексное использование инст­рументов денежно-кредит­ного регулирования; 9) надзор и контроль за де­нежным оборотом; 10) функ­ционирование исключительно национальной ва­люты на территории страны. Раскроем их.

Реализация принципа централизованного управления национальной де­нежной системой позволяет на основе потребностей развития ставить общие цели и принимать выгодные для экономики страны в целом решения.

Принцип прогнозного планирования денежного оборота означает, что пла­ны денежного оборота подготавливаются как совокупность общих оценок на базе научных представлений о состоянии и перспективах национальной эко­номики или отдельных ее секторов в будущем. Создание достоверного мак­роэкономического прогноза — одна из важнейших и самых сложных задач управления. Такие прогнозные планы не имеют директивного характера, и для их реализации не создаются специальные органы административного управления.

Вместе с тем основной финансовый план государства — государственный бюджет — оформляется законодательно и носит директивный характер. Ис­полнение госбюджета возлагается на правительство в целом и Министерство финансов.

Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота означает, что изменение массы денег, находящихся в обороте, должно коррелироваться с потребностями национальной экономики: возрастать при увеличении потребности, уменьшаться при сокращении потребности с таким расчетом, что­бы не допускать инфляции.

Принцип кредитного характера денежной эмиссии обязывает, во-первых, проводить дополнительные выпуски денежных знаков — как наличных, так и безналичных, только в результате проведения банками кредитных опера­ций, во-вторых, не допускать в оборот денежные знаки из иных источников, включая казначейство государства.

Принцип обеспеченности денежных знаков, выпускаемых в оборот, пред­полагает, что все заменители реальных денег — денежные знаки — обеспече­ны различными банковскими активами (золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, товарно-материальными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и др.).

Принцип неподчиненности правительству Центрального банка и его подотчетности парламенту страны связан с принципом государственного строительства, состоящим в разделении властей. Он выражается в том, что Центральный банк страны является структурой, контролируемой парламентом, законодательным органом власти, административно не подчинен исполнительной власти, т.е. правительству или какому-либо иному органу, общественному совету и пр. Только в этом случае Центральный банк спосо­бен выполнять функцию поддержания устойчивого курса национальной ва­люты, соответствующего тенденциям в развитии экономики страны. Если независимость на практике не обеспечивается, правительство получает воз­можность осуществлять бесконтрольную эмиссию денежных знаков, де­нежное обращение подвергается угрозе кризиса и разрушения.

Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования выражается в том, что Центральный банк не финансирует пра­вительство. В случае предоставления средств они выделяются, во-первых, на ус­ловиях кредитования и, во-вторых, под определенное обеспечение (государст­венные ценные бумаги, государственные товарно-материальные ценности, объекты недвижимости и пр.) с целью их гарантированного возврата. В резуль­тате ставятся преграды для эмиссионного покрытия дефицита бюджетов всех уровней.

Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредит­ного регулирования декларирует широкие возможности для Центрального банка в области поддержания устойчивости денежного оборота.

Принцип надзора и контроля за денежным оборотом неотъемлемая функция системы государственного управления. Постоянный непрерывный надзор и контроль осуществляется уполномоченными государственными ор­га­нами (финансовыми, налоговыми, банковскими и др.) за наличным и без­налич­ным денежным оборотом.

Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны пронизывает все законодательные акты, относящиеся к денежному обращению внутри государства. В соответствии с ним законны­ми на территории страны являются только те платежи, которые произведены в национальной валюте.

Население имеет право покупать и продавать иностранную валюту за ва­люту своей страны, накапливать ее, хранить на вкладах в банках, использо­вать в качестве платежного средства за рубежом.

На базе рассмотренных принципов формируются элементы националь­ной денежной системы.

Элементы денежной системы. Структура денежной системы и ее эле­менты определяются мерой соблюдения общих принципов управления и функ­ционирования и регламентируются законодательством страны. При существен­ных различиях в формах построения денежных систем на разных стадиях раз­вития товарного хозяйства при неодинаковых формах национально-государст­венного устройства для всех систем характерны не­которые общие черты. Бу­дучи оформленными законодательно, они состав­ляют компоненты денежной системы.

Развитая денежная система страны включает следующие элементы:

— наименование денежной единицы;

— порядок обеспечения денежных знаков;

— эмиссионный механизм;

— структура денежной массы, находящейся в обращении;

— порядок прогнозного планирования;

— механизм государственного денежно-кредитного регулирования;

— порядок установления валютного курса;

порядок кассовой дисциплины.

Поясним их.

Наименование денежной единицы страны, служащей масштабом цен, уста­навливается в законодательном порядке. Основная денежная единица, как правило, имеет десятичное деление на более мелкие виды денежных знаков (1 рубль = 100 копейкам, 1 фунт стерлингов = 100 пенсам, 1 франк = 100 сан­тимам, 1 доллар = 100 центам, 1 марка = 100 пфеннигам и т.д.). Подзаконны­ми актами или решениями центральных банков регламентируются виды крупнокупюрных денежных знаков.

Порядок обеспечения денежных знаков — это характеристика видов и ос­новных правил их обеспечения.

Эмиссионный механизм — это регламент выпуска и изъятия денежных знаков из обращения.

В законодательных актах государств обычно делается различие между казначейским эмиссионным центром и Центральным банком как эмитентом банковских билетов. Безналичные деньги выпускаются банками в процессе совершения кредитных операций. Погашение ссуд представляет собой фак­тическое изъятие безналичных денег из оборота.

Структура денежной массы, находящейся в обращении, включает ряд па­раметров: соотношение между наличными и безналичными деньгами, между объемами эмитированных купюр разного достоинства. От структуры денеж­ной массы зависит удобство расчетов.

Порядок прогнозного планирования определяет цели и задачи прогнозного планирования, организации и учреждения, составляющих планы, систему самих прогнозных планов денежного обращения, методику их составления и совокупность рассчитываемых параметров и показателей.

Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой, во-первых, совокупность способов, методов, инструментов воздействия госу­дарства на денежно-кредитную сферу экономики, во-вторых, включает зада­чи, объекты и институты денежно-кредитного регулирования, в-третьих, права, обязанности и ответственность органов, его осуществляющих.

Порядок установления валютного курса — это совокупность правил ус­тановления курса национальной валюты и порядок обмена национальной валюты на иностранную. Обычно порядок установления валютного курса составляет прерогативу Центрального банка страны, ответственного за поддержание стабильного денежного обращения. Информация о курсе на­циональной валюты на определенную дату публикуется в официальных периодических изданиях.

Порядок кассовой дисциплины в национальной экономике включает об­щие правила исполнения денежных расчетов, осуществляемых через кассы, и принципы обеспечения контроля за ними.

Регламент устанавливает формы первичных кассовых документов и фор­мы отчетности, которые обязаны использовать все субъекты хозяйственной деятельности при организации оборота наличных денег.

Первичный контроль за соблюдением порядка кассовой дисциплины возлагается на банки, осуществляющие кассовое обслуживание субъектов хозяйственной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.14 (0.048 с.)