Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Денежная система и денежно-кредитная политикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В современном государстве в роли основных инструментов бюджетно-финансовой политики выступают государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. Посредством различных финансовых механизмов обеспечиваются централизация финансовых ресурсов в бюджете и внебюджетных фондах, а также финансирование мероприятий по обеспечению основных направлений бюджетно-финансовой политики как в целом по республике, так и в регионах. В частности, используются такие механизмы, как изъятие части доходов хозяйствующих субъектов, распределение доходов и расходов между уровнями бюджетов, дотирование и субсидирование, предоставление субвенций, финансирование, трансфертные механизмы в межбюджетном регулировании и др. В процессе формирования бюджетных фондов происходит перераспределение доходов субъектов хозяйствования и отраслей. Регулируя остающуюся в их распоряжении долю чистого дохода, государство сдерживает или стимулирует их экономическую активность. Финансируя расходы, оно обеспечивает реализацию приоритетных направлений бюджетно-финансовой политики. Государственный бюджет. Бюджет занимает центральное место в любой финансовой системе. Будучи финансовой категорией, он представляет собой совокупность специфических денежных отношений, опосредующих формирование, распределение и использование бюджетного фонда для обеспечения функций государства. Организационной основой бюджетных отношений является бюджетная система. Бюджетная система Республики Беларусь – это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны. Как в любом унитарном государстве, она имеет два уровня: республиканский и местные бюджеты (к последним относятся областные, районные, городские, сельские и поселковые). В унитарных и федеративных государствах все уровни бюджетов существуют самостоятельно и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты. Вместе с тем бюджеты отдельных регионов включаются в статистический (сводный) бюджет региона и государства в целом. Сводный бюджет носит название консолидированного и представляет собой свод бюджетов соответствующего административно-территориального образования. Его показатели используются для анализа бюджетно-финансовой политики в регионе. Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска. Доходы бюджета. Согласно Бюджетному кодексу РБ, доходы бюджета группируются следующим образом: налоговые доходы; неналоговые доходы; отчисления на государственное социальное страхование; безвозмездные поступления. Налоговые доходы включают в себя: республиканские налоги, сборы (пошлины); местные налоги, cбopы и другие налоговые доходы; пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин); проценты за пользование отсрочкой или рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, а также за пользование налоговым кредитом. К неналоговым относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, штрафы, другие неналоговые доходы. Безвозмездные поступления представлены необязательными текущими и капитальными платежами, включающими поступления от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов. Формы мобилизации государственных доходов, их состав и структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства, приоритетами социально-экономического развития, стратегическими целями и методами их достижения. Показатели бюджета по доходам отражают налоговую нагрузку на экономику, структуру прямых и косвенных налогов, степень налогообложения доходов граждан, размер неналоговых доходов и другие характеристики, по которым можно судить о качественном уровне организации государственных доходов. Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2013 г., трл. руб. Доходы, всего – 121,7 Налоговые доходы – 10,688,0 Доходы госбюджета на 2013 г., трл. руб. 1. Налоговые доходы: – НДС – 41,3 – налог на собственность – 10,7 – акцизы – 16,4 – налог на прибыль – 10,5 – подоходный налог – 2. Вывозные и ввозные пошлины – 13,6 3. Безвозмездные поступления – 4,451 От внешнеэкономической деятельности – 29,8 Другие налоги – 1372,3 Неналоговые поступления – 19049,2 Всего – 121,720 Основными доходными источниками бюджета остаются НДС, акцизы, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль. Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями бюджетно-налоговой политики республики на современном этане. Согласно закону «О республиканском бюджете на 2013 год» расходы запланированы в сумме 121,7 трлн. Рублей исходя из такого же прогнозируемого объема доходов. Больше всего средств выделено на правоохранительную деятельность. Причем из 10,5 трлн. органы внутренних дел получили наибольшую сумму – 4,4 трлн. руб., в то время как органы МЧС – 1,2 трлн., а суды – 679 трлн. руб. В социальной политике на пенсионное обеспечение выделено 4,7 трлн. и почти 3 трлн. руб. – для помощи по обеспечению жильем. Интересно, что средства, затраченные на погашение госдолга страны, сравняются в следующем году с объемом финансирования всей социальной сферы республики. В национальной экономике больше всего, как всегда, досталось сельскому хозяйству – 6,8 трлн. руб. А вот помощь по развитию предпринимательства оценена в 3 млрд. руб. В сфере образования больше всего средств направлено на высшее и послевузовское образование – 4,6 трлн. руб., меньше всего – на дошкольное образование: 39 млрд. руб. Культуре в следующем году выделили чуть больше средств, чем спорту, – 872 и 809 млрд. руб. соответственно. Финансирование Национальной академии наук Беларуси запланировано в размере 1,3 трлн. руб. Традиционно сформированы и резервные фонды в сумме 3,1 трлн. руб., из которых почти 2 трлн. заложено в резервный фонд президента РБ. Расходы госбюджета на 2013 год (по убыванию) Правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности, судебная власть – 10,5 трлн. руб. Обслуживание государственного долга Республики Беларусь – 8,3 трлн. руб. Социальная политика – 8,3 трлн. руб. Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность – 6,8 трлн. руб. Образование – 6,6 трлн. руб. Национальная оборона – 6,1 трлн. руб. Другая общегосударственная деятельность – 5,7 трлн. руб. Здравоохранение – 5,3 трлн. руб. Промышленность, строительство и архитектура – 3,8 трлн. руб. Государственные органы общего назначения – 3,4 трлн. руб. Топливо и энергетика – 2,5 трлн. руб. Дорожное хозяйство – 2,4 трлн. руб. Физическая культура, спорт, культура, СМИ – 2,3 трлн. руб. Международная деятельность – 1,7 трлн. руб. Лесное хозяйство – 1 трлн. руб. Охрана окружающей среды – 677 млрд. руб. Связь – 250 млрд. руб. Транспорт – 228 млрд. руб. Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство – 97 млрд. руб. Налоговую систему современного государства можно представить как совокупность налогов, сборов, пошлин и специальных режимов налогообложения, базирующихся на государственном суверенитете и правовых нормах по их установлению (отмене), исполнению налоговых обязательств и организации контроля за процессом налогообложения. Основы бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь заложены в Конституции. Согласно нормам, все граждане страны должны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты законодательно установленных налогов, сборов и пошлин. Право устанавливать республиканские налоговые платежи, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту — Национальному собранию Республики Беларусь. Введение местных налогов и сборов, утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении относятся к исключительной компетенции местных Советов депутатов. Участниками налоговых отношений выступают, с одной стороны, государство, определяющее налоговую политику, формирующее налоговую систему и устанавливающее правила и механизмы исполнения налоговых обязательств, с другой — плательщики и иные обязанные лица. Правовой основой функционирования налоговой системы является налоговое законодательство. В Беларуси основным правовым документом, регламентирующим налоговое законодательство, является Налоговый кодекс РБ. Центральным звеном налоговой системы современного государства является совокупность налогов, сборов, пошлин и специальных режимов налогообложения, которая достаточно наглядно отражает как фискальные интересы страны и национальные особенности построения, так и происходящие в мировой экономике глобальные процессы. В Республике Беларусь налоговая классификация законодательно закреплена в Налоговом кодексе. При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой страны всегда составляют следующие прямые налоги: индивидуальный подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или другая разновидность налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошлины и имущественные налоги. В развитых странах доля косвенных налогов (их состав обычно ограничен налогом на добавленную стоимость и акцизами) в доходах бюджета, как правило, не превышает 30 %. В налоговых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой косвенные налоги обычно занимают доминирующее положение — от 50 до 70 % доходов бюджета, в Беларуси — 50—55 % (на долю прямых налогов в нашей стране приходится 25—30 %). При построении в развитых странах налоговых систем исходят из того, что основную долю налогов (прямых и косвенных) платят не предприятия, а население. Это ограничивает спрос, служит сдерживающим фактором роста цен и инфляции. Главной отличительной особенностью систем налогообложения всех развитых стран является ИХ Теснейшая СВЯЗЬ И взаимозависимость со структурой и результатами работы экономики. При всем многообразии применяемых налогов этот принцип высокой экономической обоснованности и целесообразности всегда остается неизменным. Причем проявляется он не в учете интересов отдельных групп налогоплательщиков или отраслевых условий и трудностей, что характерно для переходных к рынку построений, а в ориентации на реально складывающиеся общеэкономические пропорции и зависимости. Новая налоговая система Беларуси включает 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Помимо общепринятых в мировой практике налогов на доходы и прибыль (подоходные налоги с физических и юридических лиц), взносов на социальное страхование (отчисления в фонды социальной защиты и содействия занятости), налогов на потребление (НДС, акцизы, налог на ТОПЛИВО), имущественных налогов на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, попенная плата, рентные платежи) и налогов в сфере внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, налог на экспорт и импорт) в ее состав вошли и такие целевые платежи, как чрезвычайный налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов и платежей. Немного из истории налогов Налоговые курьезы. Волге 300 лет назад в России был введен знаменитый налог на бороду. Петр I повелел оценивать дворянские бороды в 60 руб., первостатейные купеческие - в 100 руб., рядовые торговые - в 60 руб. и холопьи — в 30. Крестьянин у себя в деревне носил бороду даром, но при въезде, в город, как и при выезде, платил за нее 1 копейку. «Банный налог»: Еще одно изобретение Петра - налог на бани. По Указу 1704 г. думное люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по 3 рубля, простые дворяне, купцы и всякие разночинцы - по 1 руб., крестьяне - по 15 коп. Или плати - или не мойся. Римский император, Веспасиан, который правил в 70-х гг. нашей эры. ввел «налог на туалеты». Именно с того времени существует выражение: «Деньги не пахнут». Когда сын Веспасиана упрекнул отца в том, что он ввел налог на общественные уборные, Веспасиан поднес к его носу деньги, поступившие по этому налогу. Для римлян этот налог стал обязательным — они не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку туда, как и в знаменитые термы, ходили не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед. В Бюртемберге в XVIII в. брали «налог на воробьев». С хозяина каждого дома требовали уничтожить дюжину воробьев, за что он получал 6 крейцеров. Если же кто был не в состоянии учинять насилие, с него брали налог в размере 12 крейцеров. Для того чтобы уклониться от уплаты от этого налога, жители покупали нужное количество дохлых воробьев у подпольных торговцев, которые доставали их на городской свалке. «Налог на мир» до сих пор удерживают в Гвинейской Республике. Каждый год без войны там оценивают в 700 бельгийских франков. «Налог на бездетность» — самый известный налог в СССР. Он был введен в 1941 г. с целью мобилизации дополнительных средств, для оказания помощи многодетным матерям. Этот налог не имеет аналогов в истории и удерживался только в СССР и Монголии. «Налог на тень» — он взимается в Венеции с 1993 г. Под налог попали навесы и зонтики, которые принадлежат магазинам и кафе, тень от которых падает на коммунальную собственность — землю. Кстати, еще в Византии платили «налог на воздух», размер которого зависел от размера здания. «Налог на секс» — в Бельгии им облагаются владельцы витрин, в которых стоят проститутки в квартале «красных фонарей». Налог приносит бюджету порядка 4 миллионов франков. «Гипсовый налог» платят в Австрии горнолыжники при каждом спуске с горы. Полученные средства передаются австрийским клиникам. Согласно статистике, в Австрийских Альпах ежегодно получают травмы около 150 тыс. лыжников, и на их лечение тратится примерно один миллиард шиллингов в год. О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс РБ Международные договоры Налоговые обязательства и нарушение законодательства Налоговые агенты (внутри холдинга) ценообразования Доверительное управление Таможенные пошлины Таможенные платежи Реорганизация плательщика Вместе с тем, согласно докладам Всемирного банка «Ведение бизнеса», наша республика существенно отстает по позиции «Налогообложение» от ближайших партнеров, в том числе и стран – членов Таможенного союза (183-е место), что, естественно, не обеспечивает привлекательности ее инвестиционному и налоговому климату, а также конкурентоспособности белорусских товаров на мировых рынках. В связи с этим были предприняты шаги по упрощению и либерализации налоговой системы, реализуются меры по реформированию налогообложения: отменены налог с продаж, оборотный налог, транспортный сбор, налог на услуги, нормирование расходов; активно внедряется система электронного декларирования; в целях сокращения сроков уплаты налоговых платежей и предоставления отчетности осуществляется переход на квартальные и годовые налоговые декларации. В перспективе предусматривается снижение налоговых ставок по НДС и налогу на прибыль. К основным задачам в области налогообложения на ближайшую перспективу следует отнести: совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное их приближение по составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран мира; радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций Беларуси в мировых рейтингах; снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций; упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг. определено, что целями бюджетно-налоговой политики на предстоящее пятилетие являются повышение конкурентоспособности национальной налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне. В 2014 году планируется сохранить действующие ставки НДС и налога на прибыль. Зато предполагается опережающий по сравнению с темпами инфляции рост ставок акцизов: ставки акцизов на автомобильное топливо увеличатся в среднем на 14,5 %, на табачные изделия – на 24–40% и на крепкий алкоголь – на 27,3 %. По остальным позициям ставки акцизов будут проиндексированы в пределах 20 %. Важным новшеством бюджета является введение так называемого транспортного налога, который будет взиматься с владельцев автомашин. Речь в данном случае идет о введении государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Ставки пошлины (от 1 до 25 базовых величин) будут зависеть от массы вида транспортного средства и его владельца (физическое либо юридическое лицо). За счет этого налога планируется пополнить республиканский бюджет на 1 трлн. руб. Весьма существенным отличием нового бюджета следует считать изменение порядка распределения налога на прибыль между республиканским и местными бюджетами. Ранее налог на прибыль, выплачиваемый республиканскими предприятиями и организациями с преобладающей долей государства, делился поровну между ме6стным и республиканским бюджетом (50 на 50). Теперь же предлагается все 100 % налога на прибыль отправлять в республиканский бюджет. Посредством этого правительство планирует снизить риски для местных бюджетов, ведь за частую бывает так, что провал одного предприятия (например, «Беларуськалия») рушит бюджет целого региона. А у местных бюджетов, в отличие от республиканского, гораздо меньше простора для маневра при латании таких дыр. «Риски надо концентрировать на республиканском уровне», – уверен М. Ермолович. В целях компенсации отчисления в местные бюджеты от НДС будут увеличены на 1 %. Денежная система — это форма государственной организации денежного обращения, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Как правило, она состоит из элементов, содержание которых в каждом государстве наполняется национальными особенностями. Основными из них являются: официальная денежная единица (наименование, виды денежных знаков, имеющих законную платежную силу); эмиссионный механизм и порядок обеспечения денежных знаков; денежная масса; структура денежного оборота; порядок установления валютного курса; государственный орган, отвечающий за организацию и регулирование денежного обращения в стране. В зависимости от вида денег различают денежные системы, основанные на полноценных деньгах (товарные и металлического обращения) и на обращении неполноценных денег, когда полноценные деньги заменены неразменными на них кредитными и бумажными деньгами. Существующие денежные системы основаны на обороте неполноценных денег. Денежная система Беларуси функционирует в соответствии с принятыми в декабре 1990 г. законами «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», а также последующими законодательными актами, закрепившими ее правовые основы и принципы функционирования (Банковский кодекс РВ и др.). В 1994 г. Национальным банком было принято решение о признании единственным законным, платежным средством в нашей стране белорусского рубля, а в налично-денежном обороте — расчетного билета. В последующие годы расчетный билет был изъят из обращения и в качестве официального единственного платежного средства признан белорусский рубль — билет Национального байка РБ. Выпуск в обращение других денежных единиц на территории страны запрещен. Монопольным правом на эмиссию белорусского рубля обладает Национальный банк, который определяет номинал (достоинство), степень защиты, изображение и другие характеристики белорусского рубля и монет. Он обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, их хранение, подтверждение подлинности, изъятие и уничтожение выведенных из обращения (ветхих) банкнот и монет, устанавливает официальный курс рубля к иностранным денежным единицам. На территории Беларуси функционируют наличные деньги (банкноты, юбилейные и памятные монеты) и безналичные деньги в виде средств на счетах в банках, обеспеченные активами Национального и других банков, в том числе золотовалютными резервами, государственными ценными бумагами и прочими активами национальной банковской системы. Для упорядочения денежного обращения в 1994 г. и 1999 г. в республике проведены две деноминации (уменьшение нарицательной стоимости денежной единицы). В результате первой из них все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшились в 10 раз, в ходе второй — в 1000 раз. Институциональной основой денежной системы. Беларуси служит финансово-кредитная система, включающая в себя банковскую систему и небанковские кредитно-финансовые организации. Банковская система представлена двумя уровнями: Национальный банк (первый уровень) и иные банки (второй). Таким образом, к собственно субъектам денежных отношений (в узком смысле) относятся Национальный банк, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Помимо этого в качество участников денежных правоотношений (в широком смысле) выступают Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы (в лице государственных органов), физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Объекты денежных отношений — национальные деньги и иностранная валюта, ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, иные ценности. Первым уровнем национальной банковской системы является Национальный банк, который осуществляет регулирование денежного оборота в соответствии с законодательством. Он устанавливает правила организации наличного денежного обращения, охватывающие: – ведение кассовых операций в стране, работу банков с денежной наличностью, применение мер ответственности за их нарушение; – хранение, инкассацию и перевозку денежной наличности и других ценностей; – осуществление эмиссионно-кассовых операций; – расчеты наличными деньгами между юридическими лицами; – определение признаков платежности наличных денег, замену ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также процесс их уничтожения. В сфере безналичного денежного оборота Национальный банк определяет основные принципы функционирования платежной системы страны; разрабатывает и утверждает правила банковских переводов, формы безналичных расчетов, стандарты платежных инструкций, ответственность за их нарушение и др. Основными целями деятельности Национального банка являются: – защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; – развитие и укрепление банковской системы; – обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Для достижения отмеченных выше целой Национальный банк разрабатывает и реализует денежно-кредитную политику. Вторым уровнем национальной банковской системы являются банки, оказывающие банковские услуги на принципах коммерческого расчета. Они привлекают денежные средства физических и юридических лиц в депозиты (вклады), размещают указанные средства от своего имени и за свой счет (на условиях возвратности, платности и срочности), а также оказывают услуги по открытию и ведению счетов физических и юридических лиц. В соответствие с Банковским кодексом РБ банк вправе осуществлять и иные банковские операции и виды деятельности. Белорусский банковский сектор играет доминирующую роль на рынке финансовых услуг и по состоянию в 2012 г. включает 31 действующий банк. Характерной особенностью его современного институционального развития является устойчивая тенденция к увеличению в структуре собственности доли иностранного капитала: в общем числе банков 26 — с участием иностранного капитала, из них 9 — со стопроцентным иностранным капиталом. Наряду с положительными результатами в отечественном банковском секторе существуют проблемы, требующие немедленного решения. Например, очень высоким остается уровень концентрации активов банковского сектора: на долю пяти крупнейших банков приходилось 83,1 % активов и 78,7 % капитала банковского сектора. По-прежнему сохраняется дисбаланс между ростом объемов кредитной задолженности банков в реальном выражении и ростом экономики, что способствует уязвимости банковского сектора в отношении риска невыполнения заемщиками своих обязательств. Следует также отметить, что до последнего времени на отечественном рынке финансового посредничества по-прежнему доминируют банки. Так, из совокупных активов финансового сектора ныне, составивших 62,1 % но отношению к BBП, 97 % пришлось на долю банков и только 3 % — страховых компаний. Иными словами, в республике по получил должного развития такой важный элемент денежной системы, как небанковские кредитно-финансовые организации, к числу которых относят лизинговые, инвестиционные и трастовые компании, страховые и ссудо-сберегательные общества, пенсионные и паевые фонды, кредитные союзы, ломбарды и др. В то же время активизация их деятельности, в частности страховых и инвестиционных компаний, пенсионных фондов, позволит не только аккумулировать долгосрочные источники финансирования национальной экономики, но и снизить финансовую нагрузку на банковский сектор, даст возможность рынку оперативно минимизировать негативные воздействия внешних шоков. Развитие инфраструктуры финансового рынка, создание специализированных финансовых организаций будет способствовать также сокращению участия банков в кредитовании государственных программ, льготном кредитовании отдельных предприятий и граждан, что в свою очередь приведет к повышению качества этих программ, более тщательному анализу целесообразности оказания государственной поддержки отдельным отраслям экономики, предприятиям и гражданам. Согласно Стратегии развития банковского сектора Республики Беларусь на 2011—2015 годы, банковский сектор к концу указанного периода (аккумулируя новейшие достижения и технологии банковского дела) должен представлять собой наиболее прогрессивную и жизнеспособную составляющую экономики страны, которая эффективно, качественно и в полном объеме удовлетворяет спрос на инвестиционные ресурсы. Прогнозируется увеличить объем кредитов банков до 70 - 90 % к ВВП, отношение активов банков к ВВП — до 85 -105, капитала банков к ВВП до 12 %, что позволит приблизиться к аналогичным показателям банковских систем ряда стран Восточной и Центральной Европы. Денежно-кредитная (монетарная) политика, являясь составной частью единой государственной экономической политики, представляет собой деятельность, направленную на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитов экономике, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка для достижения общеэкономических целей. С ее помощью государство управляет денежным предложением и создает условия для доступа экономических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих задачам экономической политики. Денежно-кредитная политика разрабатывается Национальным банком совместно с Министерством финансов и другими государственными органами Республики Беларусь. Субъектами, реализующими денежно-кредитную политику, являются Национальный банк (ведущий субъект, или монетарный регулятор) и другие банки страны. Целевые параметры денежно-кредитной политики оказывают воздействие на эффективность инвестиций, масштабы и направление потребительского спроса, уровень товарных цен и, соответственно, на процессы воспроизводства, инфляции и занятости. Таким образом, изменяя условия функционирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, Национальный баше определяет не только направление их деятельности, но и ход экономического развития Беларуси. Характер и содержание денежно-кредитной политики предопределяются экономической стратегией общества, национальными особенностями денежной (в частности, кредитной) системы, общей хозяйственной ситуацией в стране. Денежно-кредитная политика по сравнению с бюджетно-налоговой обладает рядом существенных преимуществ: во-первых, оперативностью и гибкостью реакции центрального банка страны на изменение ситуации в экономике — Национальный банк ежедневно принимает решения, например, о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет па объем денежного предложения и уровень процентной ставки; во-вторых, ограниченностью политического давления в силу отсутствия непосредственного влияния денежно-кредитной политики на изменения государственных расходов и доходов. Выделяют два типа денежно-кредитной политики: «рестрикционная (политика «дорогих» денег) — направлена на ужесточение условий кредитования, ограничение денежной эмиссии, что предполагает рост процентных ставок центрального банка и использование им других мер, ориентированных на сокращение объемов кредитования экономики. Основными целями при этом являются сдерживание инфляции, оздоровление платежного баланса, снижение деловой активности в период «пика» экономического подъема; экспансионистская (политика «дешевых» денег) — предполагает расширение масштабов кредитования экономики, снижение уровня процентных ставок, ослабление контроля со стороны центрального банка за приростом количества денег в обращении. Основными целями являются стимулирование деловой активности, ускорение темпов экономического роста и сокращение безработицы в стране. Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной политики состоит в том, что достижение желаемых результатов по одним параметрам, как правило, вызывает ухудшение по другим (циклическая асимметрия). Так, стимулирование инвестиций и, соответственно, роста деловой активности в экономике за счет увеличения денежного предложения может усиливать инфляцию. Меры же по снижению темпов роста денежного предложения, направленные на борьбу с инфляцией, дестимулируют экономическую активность и ухудшают показатели занятости. В результате неизбежно возникает проблема маневрирования между задачами стимулирования экономической активности и снижения инфляции. Поэтому Национальный банк должен проводить последовательную денежно-кредитную политику и действовать в зависимости от состояния экономики и тот или иной период ее развития. Кроме того, к недостаткам денежно-кредитной политики следует также отнести: слабую предсказуемость и регулируемость скорости денежного обращения; существенную зависимость инвестиционной активности от изменения процентной ставки (рост последней снижает инвестиционную активность, что ограничивает возможности кредитной рестрикции); наличие временного лага — запаздывающего эффекта между действиями органов денежно-кредитного регулирования и ответной реакцией экономики. Основным критерием эффективности денежно-кредитной политики служит обеспечение экономики денежной массой, соответствующей как по количественным, так и качественным параметрам реальному спросу, что требует определения стратегии денежно-кредитной политики и иерархии ее целей адекватно ситуации. Конкретный состав целей и их количественные параметры определяются национальными приоритетами страны, а также спецификой экономики. Стратегия и тактика денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год определяется в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» в соответствии с долгосрочными монетарными целями и задачами, а также их конкретизацией на планируемый период. Разработка и реализация денежно-кредитной политики предполагает этапность процесса и согласованность прогнозов, решений и действий в рамках каждого этапа. На этапе выбора конечных и промежуточных целей происходит их увязка с долго- и среднесрочными программами, разрабатываемыми в соответствии с действующим законодательством. Этап разработки общеэкономических и денежно-кредитных прогнозов и мер на очередной год предусматривает подготовку, прежде всего, трех основных документов: Прогноза социально-экономического развития страны, включающего платежный баланс, Государственного бюджета, Основных направлений денежно-кредитной политики. На их основе формируются отраслевые и региональные программы. Этап реализации мер денежно-кредитной политики осуществляется в соответствии с Планом мероприятий по выполнению Основных направлений, разрабатываемым Национальным банком на каждый год. При его подготовке оценивается внутригодовая динамика важнейших денежно-кредитных параметров, учитываются прогнозные экономические тенденции, что дает возможность системно подходить к выбору и применению в течение года всего набора монетарных инструментов. В то же время экономическая и финансовая ситуация требуют постоянной корректировки последних. В этой связи можно выделить внутригодовые этапы подготовки квартальных, месячных, недельных и ежедневных прогнозов и решений в сфере реализации денежно-кредитной политики, что позволяет определить условия и обосновать проведение конкретных монетарных операций, разработку текущих нормативных актов, осуществление прочих организационных действий. Важными и тесно взаимосвязанными методами реализации денежно-кредитной политики страны являются процентная и эмиссионная политика Национального банка. Процентная политика представляет собой систему мероприятий, направленных на регулирование цены денег в экономике, которая способствует достижению приоритетов социально-экономического развития республики. Основными инструментами, используемыми при этом Национальным банком, являются установление ставки рефинансирования, а также проведение операций по корректировке уровня банковской ликвидности. Эмиссионная политика — это комплекс мероприятий по регулированию объема обязательств Национального банка в белорусских рублях в целях поддержания объема денежных средств, находящихся в обращении, на уровне, способствующем достижению целей денежно-кредитной политики. Национальный банк изменяет денежную базу и (через денежный мультипликатор) оказывает влияние на денежную массу. К методам денежно-кредитного регулирования относятся также резервные требования — процентная доля привлеченных банками денежных средств (депозитов), которую они обязаны хранить в фонде обязательных резервов в порядке и на условиях, определенных Национальным банком. Это позволяет, во-первых, управлять ликвидностью банков для снижения волатильности краткосрочных межбанковских процентных ставок; во-вторых, воздействовать на долгосрочный уровень кредитных (депозитных) процентных ставок финансового рынка. Кроме того, резервные требования обеспечивают возможность корректировки величины кредитно-депозитного мультипликатора, т.е. количества кредитов и депозитов в экономике. Таким образом, резервные требования являются дополнительным ограничителем роста денежной массы, значение которого повыша
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.107.181 (0.021 с.) |