Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Денежная система и денежно-кредитная политика

Поиск

 

В современном государстве в роли основных инструментов бюджетно-финансовой политики выступают государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. Посредством различных финансовых механизмов обеспечиваются централи­зация финансовых ресурсов в бюджете и внебюджетных фон­дах, а также финансирование мероприятий по обеспечению ос­новных направлений бюджетно-финансовой политики как в целом по республике, так и в регионах. В частности, используются такие механизмы, как изъятие части доходов хозяйствующих субъектов, распределение доходов и расходов между уровнями бюджетов, дотирование и субсидирование, предоставление субвенций, финансирование, трансфертные механизмы в межбюджетном регулировании и др.

В процессе формирования бюджетных фондов происходит перераспределение доходов субъектов хозяйствования и отрас­лей. Регулируя остающуюся в их распоряжении долю чистого дохода, государство сдерживает или стимулирует их эконо­мическую активность. Финансируя расходы, оно обеспечивает реализацию приоритетных направлений бюджетно-финансовой политики.

Государственный бюджет. Бюджет занимает центральное место в любой финансовой системе. Будучи финансовой категорией, он представляет собой совокупность специфических де­нежных отношений, опосредующих формирование, распреде­ление и использование бюджетного фонда для обеспечения функций государства. Организационной основой бюджетных отношений является бюджетная система.

Бюджетная система Республики Беларусь – это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны. Как в любом унитарном государстве, она имеет два уровня: республиканский и местные бюджеты (к последним относятся областные, районные, городские, сельские и поселковые).

В унитарных и федеративных государствах все уровни бюд­жетов существуют самостоятельно и не входят своими дохода­ми и расходами в вышестоящие бюджеты. Вместе с тем бюджеты отдельных регионов включаются в статистический (свод­ный) бюджет региона и государства в целом. Сводный бюд­жет носит название консолидированного и представляет собой свод бюджетов соответствующего административно-территори­ального образования. Его показатели используются для анали­за бюджетно-финансовой политики в регионе. Консолидирован­ный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Доходы бюджета. Согласно Бюджетному кодексу РБ, доходы бюджета группируются следующим образом:

налоговые доходы;

неналоговые доходы;

отчисления на государственное социальное страхование;

безвозмездные поступления.

Налоговые доходы включают в себя: республиканские нало­ги, сборы (пошлины); местные налоги, cбopы и другие налоговые доходы; пени, начисленные за несвоевременную уплату на­логов, сборов (пошлин); проценты за пользование отсрочкой или рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, а также за пользование налоговым кредитом.

К неналоговым относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, штрафы, другие неналоговые доходы.

Безвозмездные поступления представлены необязательными текущими и капитальными платежами, включающими по­ступления от иностранных государств, международных организаций, другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Формы мобилизации государственных доходов, их состав и структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства, приоритетами социально-экономического развития, стратегическими целями и методами их дости­жения. Показатели бюджета по доходам отражают налоговую нагрузку на экономику, структуру прямых и косвенных нало­гов, степень налогообложения доходов граждан, размер неналоговых доходов и другие характеристики, по которым можно судить о качественном уровне организации государственных доходов.

Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2013 г., трл. руб.

Доходы, всего – 121,7

Налоговые доходы – 10,688,0

Доходы госбюджета на 2013 г., трл. руб.

1. Налоговые доходы:

– НДС – 41,3

– налог на собственность – 10,7

– акцизы – 16,4

– налог на прибыль – 10,5

– подоходный налог –

2. Вывозные и ввозные пошлины – 13,6

3. Безвозмездные поступления – 4,451

От внешнеэкономической деятельности – 29,8

Другие налоги – 1372,3

Неналоговые поступления – 19049,2

Всего – 121,720

Основными доходными источниками бюджета остаются НДС, акцизы, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль.

Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями бюджетно-налоговой политики республики на современном этане.

Согласно закону «О республиканском бюджете на 2013 год» расходы запланированы в сумме 121,7 трлн. Рублей исходя из такого же прогнозируемого объема доходов.

Больше всего средств выделено на правоохранительную деятельность. Причем из 10,5 трлн. органы внутренних дел получили наибольшую сумму – 4,4 трлн. руб., в то время как органы МЧС – 1,2 трлн., а суды – 679 трлн. руб. В социальной политике на пенсионное обеспечение выделено 4,7 трлн. и почти 3 трлн. руб. – для помощи по обеспечению жильем. Интересно, что средства, затраченные на погашение госдолга страны, сравняются в следующем году с объемом финансирования всей социальной сферы республики.

В национальной экономике больше всего, как всегда, досталось сельскому хозяйству – 6,8 трлн. руб. А вот помощь по развитию предпринимательства оценена в 3 млрд. руб. В сфере образования больше всего средств направлено на высшее и послевузовское образование – 4,6 трлн. руб., меньше всего – на дошкольное образование: 39 млрд. руб. Культуре в следующем году выделили чуть больше средств, чем спорту, – 872 и 809 млрд. руб. соответственно. Финансирование Национальной академии наук Беларуси запланировано в размере 1,3 трлн. руб. Традиционно сформированы и резервные фонды в сумме 3,1 трлн. руб., из которых почти 2 трлн. заложено в резервный фонд президента РБ.

Расходы госбюджета на 2013 год (по убыванию)

Правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности, судебная власть – 10,5 трлн. руб.

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь – 8,3 трлн. руб.

Социальная политика – 8,3 трлн. руб.

Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность – 6,8 трлн. руб.

Образование – 6,6 трлн. руб.

Национальная оборона – 6,1 трлн. руб.

Другая общегосударственная деятельность – 5,7 трлн. руб.

Здравоохранение – 5,3 трлн. руб.

Промышленность, строительство и архитектура – 3,8 трлн. руб.

Государственные органы общего назначения – 3,4 трлн. руб.

Топливо и энергетика – 2,5 трлн. руб.

Дорожное хозяйство – 2,4 трлн. руб.

Физическая культура, спорт, культура, СМИ – 2,3 трлн. руб.

Международная деятельность – 1,7 трлн. руб.

Лесное хозяйство – 1 трлн. руб.

Охрана окружающей среды – 677 млрд. руб.

Связь – 250 млрд. руб.

Транспорт – 228 млрд. руб.

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство – 97 млрд. руб.

Налоговую систему современного государства можно пред­ставить как совокупность налогов, сборов, пошлин и специаль­ных режимов налогообложения, базирующихся на государ­ственном суверенитете и правовых нормах по их установлению (отмене), исполнению налоговых обязательств и организации контроля за процессом налогообложения.

Основы бюджетно-налоговой системы Республики Бела­русь заложены в Конституции. Согласно нормам, все граждане страны должны принимать участие в финансировании государ­ственных расходов путем уплаты законодательно установлен­ных налогов, сборов и пошлин. Право устанавливать респуб­ликанские налоговые платежи, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту — Национальному собранию Республики Беларусь. Введение мест­ных налогов и сборов, утверждение местных бюджетов и отче­тов об их исполнении относятся к исключительной компетен­ции местных Советов депутатов.

Участниками налоговых отношений выступают, с одной стороны, государство, определяющее налоговую политику, фор­мирующее налоговую систему и устанавливающее правила и механизмы исполнения налоговых обязательств, с другой — плательщики и иные обязанные лица.

Правовой основой функционирования налоговой системы является налоговое законодательство. В Беларуси основным правовым документом, регламентирующим налоговое законо­дательство, является Налоговый кодекс РБ.

Центральным звеном налоговой системы современного государства является совокупность налогов, сборов, пошлин и специальных режимов налогообложения, которая достаточно наглядно отражает как фискальные интересы страны и нацио­нальные особенности построения, так и происходящие в миро­вой экономике глобальные процессы. В Республике Беларусь налоговая классификация законодательно закреплена в Нало­говом кодексе.

При всем разнообразии национальных особенностей основу налоговой системы любой страны всегда составляют следующие прямые налоги: индивидуальный подоходный налог с населения, взносы на социальное страхование, налог на прибыль и доходы предприятий, налог на добавленную стоимость (или другая разновидность налогов с оборота), акцизные сборы, таможенные пошлины и имуществен­ные налоги.

В развитых странах доля косвенных налогов (их состав обычно ограничен налогом на добавлен­ную стоимость и акцизами) в доходах бюджета, как правило, не превышает 30 %. В налоговых систе­мах развивающихся стран и стран с переходной экономикой косвенные налоги обычно занимают доми­нирующее положение — от 50 до 70 % доходов бюджета, в Беларуси — 50—55 % (на долю прямых на­логов в нашей стране приходится 25—30 %).

При построении в развитых странах налоговых систем исходят из того, что основную долю на­логов (прямых и косвенных) платят не предприятия, а население. Это ограничивает спрос, служит сдерживающим фактором роста цен и инфляции.

Главной отличительной особенностью систем налогообложения всех развитых стран является ИХ Теснейшая СВЯЗЬ И взаимозависимость со структурой и результатами работы экономики. При всем мно­гообразии применяемых налогов этот принцип высокой экономической обоснованности и целесообраз­ности всегда остается неизменным. Причем проявляется он не в учете интересов отдельных групп нало­гоплательщиков или отраслевых условий и трудностей, что характерно для переходных к рынку по­строений, а в ориентации на реально складывающиеся общеэкономические пропорции и зависимости.

Новая налоговая система Беларуси включает 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Помимо общепринятых в мировой практике налогов на доходы и прибыль (подоходные налоги с физических и юридических лиц), взносов на социальное страхование (отчисления в фонды социальной защиты и содействия занятости), налогов на потребление (НДС, акцизы, налог на ТОПЛИВО), имущественных налогов на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, попенная плата, рентные платежи) и налогов в сфере внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, налог на экспорт и импорт) в ее состав вошли и такие целевые платежи, как чрезвычайный налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов и платежей.

Немного из истории налогов

Налоговые курьезы. Волге 300 лет назад в России был введен знаменитый налог на бороду. Петр I повелел оценивать дворянские бороды в 60 руб., первостатейные купеческие - в 100 руб., рядовые торговые - в 60 руб. и холопьи — в 30. Крестьянин у себя в деревне носил бороду даром, но при въезде, в город, как и при выезде, платил за нее 1 копейку.

«Банный налог»: Еще одно изобретение Петра - налог на бани. По Указу 1704 г. думное люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по 3 рубля, простые дворяне, купцы и всякие разночинцы - по 1 руб., крестьяне - по 15 коп. Или плати - или не мойся.

Римский император, Веспасиан, который правил в 70-х гг. нашей эры. ввел «налог на туалеты». Именно с того времени существует выражение: «Деньги не пахнут». Когда сын Веспасиана упрекнул отца в том, что он ввел налог на общественные уборные, Веспасиан поднес к его носу деньги, поступившие по этому налогу. Для римлян этот налог стал обязательным — они не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку туда, как и в знаменитые термы, ходили не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.

В Бюртемберге в XVIII в. брали «налог на воробьев». С хозяина каждого дома требовали уничтожить дюжину воробьев, за что он получал 6 крейцеров. Если же кто был не в состоянии учинять насилие, с него брали налог в размере 12 крейцеров. Для того чтобы уклониться от уплаты от этого налога, жители покупали нужное количество дохлых воробьев у подпольных торговцев, которые доставали их на городской свалке.

«Налог на мир» до сих пор удерживают в Гвинейской Республике. Каждый год без войны там оценивают в 700 бельгийских франков.

«Налог на бездетность» — самый известный налог в СССР. Он был введен в 1941 г. с целью мобилизации дополнительных средств, для оказания помощи многодетным матерям. Этот налог не имеет аналогов в истории и удерживался только в СССР и Монголии.

«Налог на тень» — он взимается в Венеции с 1993 г. Под налог попали навесы и зонтики, которые принадлежат магазинам и кафе, тень от которых падает на коммунальную собственность — землю. Кстати, еще в Византии платили «налог на воздух», размер которого зависел от размера здания.

«Налог на секс» — в Бельгии им облагаются владельцы витрин, в которых стоят проститутки в квартале «красных фонарей». Налог приносит бюджету порядка 4 миллионов франков.

«Гипсовый налог» платят в Австрии горнолыжники при каждом спуске с горы. Полученные средства передаются австрийским клиникам. Согласно статистике, в Австрийских Альпах ежегодно получают травмы около 150 тыс. лыжников, и на их лечение тратится примерно один миллиард шиллингов в год.

О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс РБ

Международные договоры

Налоговые обязательства и нарушение законодательства

Налоговые агенты

(внутри холдинга) ценообразования

Доверительное управление

Таможенные пошлины

Таможенные платежи

Реорганизация плательщика

Вместе с тем, согласно докладам Всемирного банка «Ведение бизнеса», наша республика существенно отстает по пози­ции «Налогообложение» от ближайших партнеров, в том числе и стран – членов Таможенного союза (183-е место), что, естест­венно, не обеспечивает привлекательности ее инвестиционному и налоговому климату, а также конкурентоспособности бело­русских товаров на мировых рынках. В связи с этим были пред­приняты шаги по упрощению и либерализации налоговой сис­темы, реализуются меры по реформированию налогообложе­ния: отменены налог с продаж, оборотный налог, транспортный сбор, налог на услуги, нормирование расходов; активно внедря­ется система электронного декларирования; в целях сокраще­ния сроков уплаты налоговых платежей и предоставления от­четности осуществляется переход на квартальные и годовые налоговые декларации. В перспективе предусматривается сни­жение налоговых ставок по НДС и налогу на прибыль.

К основным задачам в области налогообложения на бли­жайшую перспективу следует отнести:

совершенствование структуры и механизмов взимания ус­тановленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное их приближение по составу и периодичности уплаты к налого­вым системам развитых стран мира;

радикальное упрощение процедур налогового админи­стрирования и контроля, укрепление позиций Беларуси в ми­ровых рейтингах;

снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработ­ной платы организаций;

упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования.

В Программе социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь на 2011—2015 гг. определено, что целями бюджетно-налоговой политики на предстоящее пятилетие яв­ляются повышение конкурентоспособности национальной на­логовой системы при безусловном выполнении расходных обя­зательств бюджета, поддержание дефицита и долговых обяза­тельств страны на экономически безопасном уровне.

В 2014 году планируется сохранить действующие ставки НДС и налога на прибыль. Зато предполагается опережающий по сравнению с темпами инфляции рост ставок акцизов: ставки акцизов на автомобильное топливо увеличатся в среднем на 14,5 %, на табачные изделия – на 24–40% и на крепкий алкоголь – на 27,3 %. По остальным позициям ставки акцизов будут проиндексированы в пределах 20 %.

Важным новшеством бюджета является введение так называемого транспортного налога, который будет взиматься с владельцев автомашин.

Речь в данном случае идет о введении государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Ставки пошлины (от 1 до 25 базовых величин) будут зависеть от массы вида транспортного средства и его владельца (физическое либо юридическое лицо). За счет этого налога планируется пополнить республиканский бюджет на 1 трлн. руб.

Весьма существенным отличием нового бюджета следует считать изменение порядка распределения налога на прибыль между республиканским и местными бюджетами. Ранее налог на прибыль, выплачиваемый республиканскими предприятиями и организациями с преобладающей долей государства, делился поровну между ме6стным и республиканским бюджетом (50 на 50). Теперь же предлагается все 100 % налога на прибыль отправлять в республиканский бюджет.

Посредством этого правительство планирует снизить риски для местных бюджетов, ведь за частую бывает так, что провал одного предприятия (например, «Беларуськалия») рушит бюджет целого региона. А у местных бюджетов, в отличие от республиканского, гораздо меньше простора для маневра при латании таких дыр. «Риски надо концентрировать на республиканском уровне», – уверен М. Ермолович.

В целях компенсации отчисления в местные бюджеты от НДС будут увеличены на 1 %.

Денежная система — это форма государственной организа­ции денежного обращения, сложившаяся исторически и зак­репленная национальным законодательством. Как правило, она состоит из элементов, содержание которых в каждом госу­дарстве наполняется национальными особенностями. Основны­ми из них являются:

официальная денежная единица (наименование, виды де­нежных знаков, имеющих законную платежную силу);

эмиссионный механизм и порядок обеспечения денежных знаков;

денежная масса;

структура денежного оборота;

порядок установления валютного курса;

государственный орган, отвечающий за организацию и ре­гулирование денежного обращения в стране.

В зависимости от вида денег различают денежные системы, основанные на полноценных деньгах (товарные и металличе­ского обращения) и на обращении неполноценных денег, когда полноценные деньги заменены неразменными на них кредитными и бумажными деньгами. Существующие денежные систе­мы основаны на обороте неполноценных денег.

Денежная система Беларуси функционирует в соответствии с принятыми в декабре 1990 г. законами «О Национальном бан­ке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятель­ности в Республике Беларусь», а также последующими законо­дательными актами, закрепившими ее правовые основы и прин­ципы функционирования (Банковский кодекс РВ и др.).

В 1994 г. Национальным банком было принято решение о признании единственным законным, платежным средством в нашей стране белорусского рубля, а в налично-денежном оборо­те — расчетного билета. В последующие годы расчетный билет был изъят из обращения и в качестве официального единствен­ного платежного средства признан белорусский рубль — билет Национального байка РБ. Выпуск в обращение других денеж­ных единиц на территории страны запрещен.

Монопольным правом на эмиссию белорусского рубля об­ладает Национальный банк, который определяет номинал (до­стоинство), степень защиты, изображение и другие характеристики белорусского рубля и монет. Он обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, их хранение, подтверждение подлин­ности, изъятие и уничтожение выведенных из обращения (вет­хих) банкнот и монет, устанавливает официальный курс рубля к иностранным денежным единицам. На территории Беларуси функционируют наличные деньги (банкноты, юбилейные и па­мятные монеты) и безналичные деньги в виде средств на счетах в банках, обеспеченные активами Национального и других бан­ков, в том числе золотовалютными резервами, государственны­ми ценными бумагами и прочими активами национальной бан­ковской системы.

Для упорядочения денежного обращения в 1994 г. и 1999 г. в республике проведены две деноминации (уменьшение нарица­тельной стоимости денежной единицы). В результате первой из них все активы и пассивы юридических лиц, наличность и це­ны уменьшились в 10 раз, в ходе второй — в 1000 раз.

Институциональной основой денежной системы. Беларуси служит финансово-кредитная система, включающая в себя бан­ковскую систему и небанковские кредитно-финансовые органи­зации. Банковская система представлена двумя уровнями: На­циональный банк (первый уровень) и иные банки (второй). Та­ким образом, к собственно субъектам денежных отношений (в узком смысле) относятся Национальный банк, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Помимо этого в качество участников денежных правоотношений (в ши­роком смысле) выступают Республика Беларусь, ее админи­стративно-территориальные единицы (в лице государственных органов), физические и юридические лица, а также индивиду­альные предприниматели. Объекты денежных отношений — национальные деньги и иностранная валюта, ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, иные ценности.

Первым уровнем национальной банковской системы явля­ется Национальный банк, который осуществляет регулирова­ние денежного оборота в соответствии с законодательством. Он устанавливает правила организации наличного денежного об­ращения, охватывающие:

– ведение кассовых операций в стране, работу банков с де­нежной наличностью, применение мер ответственности за их нарушение;

– хранение, инкассацию и перевозку денежной наличности и других ценностей;

– осуществление эмиссионно-кассовых операций;

– расчеты наличными деньгами между юридическими ли­цами;

– определение признаков платежности наличных денег, за­мену ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также процесс их уничтожения.

В сфере безналичного денежного оборота Национальный банк определяет основные принципы функционирования пла­тежной системы страны; разрабатывает и утверждает правила банковских переводов, формы безналичных расчетов, стандар­ты платежных инструкций, ответственность за их нарушение и др.

Основными целями деятельности Национального банка яв­ляются:

– защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отноше­нию к иностранным валютам;

– развитие и укрепление банковской системы;

– обеспечение эффективного, надежного и безопасного функ­ционирования платежной системы.

Для достижения отмеченных выше целой Национальный банк разрабатывает и реализует денежно-кредитную политику.

Вторым уровнем национальной банковской системы явля­ются банки, оказывающие банковские услуги на принципах коммерческого расчета. Они привлекают денежные средства физических и юридических лиц в депозиты (вклады), размеща­ют указанные средства от своего имени и за свой счет (на усло­виях возвратности, платности и срочности), а также оказывают услуги по открытию и ведению счетов физических и юридиче­ских лиц. В соответствие с Банковским кодексом РБ банк впра­ве осуществлять и иные банковские операции и виды дея­тельности.

Белорусский банковский сектор играет доминирующую роль на рынке финансовых услуг и по состоянию в 2012 г. включает 31 действующий банк. Характерной особенностью его современного институционального развития является устойчи­вая тенденция к увеличению в структуре собственности доли иностранного капитала: в общем числе банков 26 — с участи­ем иностранного капитала, из них 9 — со стопроцентным ино­странным капиталом.

Наряду с положительными результатами в отечественном банковском секторе существуют проблемы, требующие немед­ленного решения. Например, очень высоким остается уровень концентрации активов банковского сектора: на долю пяти крупнейших банков приходилось 83,1 % активов и 78,7 % капитала банковского сектора. По-прежнему сохраняется дисба­ланс между ростом объемов кредитной задолженности банков в реальном выражении и ростом экономики, что способствует уязвимости банковского сектора в отношении риска невыпол­нения заемщиками своих обязательств.

Следует также отметить, что до последнего времени на оте­чественном рынке финансового посредничества по-прежнему доминируют банки. Так, из совокупных активов финансового сектора ныне, составивших 62,1 % но отношению к BBП, 97 % пришлось на долю банков и только 3 % — страховых компаний. Иными словами, в республике по получил должного развития такой важный элемент денежной системы, как небанковские кредитно-финансовые организации, к числу которых относят лизинговые, инвестиционные и трас­товые компании, страховые и ссудо-сберегательные общества, пенсионные и паевые фонды, кредитные союзы, ломбарды и др. В то же время активизация их деятельности, в частности стра­ховых и инвестиционных компаний, пенсионных фондов, поз­волит не только аккумулировать долгосрочные источники фи­нансирования национальной экономики, но и снизить финансо­вую нагрузку на банковский сектор, даст возможность рынку оперативно минимизировать негативные воздействия внешних шоков. Развитие инфраструктуры финансового рынка, созда­ние специализированных финансовых организаций будет спо­собствовать также сокращению участия банков в кредитовании государственных программ, льготном кредитовании отдельных предприятий и граждан, что в свою очередь приведет к повыше­нию качества этих программ, более тщательному анализу целе­сообразности оказания государственной поддержки отдельным отраслям экономики, предприятиям и гражданам.

Согласно Стратегии развития банковского сектора Респуб­лики Беларусь на 2011—2015 годы, банковский сектор к концу указанного периода (аккумулируя новейшие достижения и тех­нологии банковского дела) должен представлять собой наиболее прогрессивную и жизнеспособную составляющую экономики страны, которая эффективно, качественно и в полном объеме удовлетворяет спрос на инвестиционные ресурсы. Прогнозиру­ется увеличить объем кредитов банков до 70 - 90 % к ВВП, от­ношение активов банков к ВВП — до 85 -105, капитала банков к ВВП до 12 %, что позволит приблизиться к аналогичным показателям банковских систем ряда стран Восточной и Цент­ральной Европы.

Денежно-кредитная (монетарная) политика, являясь со­ставной частью единой государственной экономической поли­тики, представляет собой деятельность, направленную на ре­гулирование денежной массы в обращении, объема кредитов экономике, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка для достижения общеэкономических целей. С ее помощью государство управля­ет денежным предложением и создает условия для доступа эко­номических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих задачам экономической политики.

Денежно-кредитная политика разрабатывается Националь­ным банком совместно с Министерством финансов и другими государственными органами Республики Беларусь. Субъекта­ми, реализующими денежно-кредитную политику, являются Национальный банк (ведущий субъект, или монетарный регу­лятор) и другие банки страны.

Целевые параметры денежно-кредитной политики оказыва­ют воздействие на эффективность инвестиций, масштабы и нап­равление потребительского спроса, уровень товарных цен и, со­ответственно, на процессы воспроизводства, инфляции и заня­тости. Таким образом, изменяя условия функционирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, Национальный баше определяет не только направление их дея­тельности, но и ход экономического развития Беларуси. Харак­тер и содержание денежно-кредитной политики предопределя­ются экономической стратегией общества, национальными осо­бенностями денежной (в частности, кредитной) системы, общей хозяйственной ситуацией в стране.

Денежно-кредитная политика по сравнению с бюджетно-на­логовой обладает рядом существенных преимуществ:

во-первых, оперативностью и гибкостью реакции цент­рального банка страны на изменение ситуации в экономике — Национальный банк ежедневно принимает решения, напри­мер, о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет па объем денежного предложения и уровень процентной ставки;

во-вторых, ограниченностью политического давления в си­лу отсутствия непосредственного влияния денежно-кредитной политики на изменения государственных расходов и доходов.

Выделяют два типа денежно-кредитной политики:

«рестрикционная (политика «дорогих» денег) — направ­лена на ужесточение условий кредитования, ограничение денежной эмиссии, что предполагает рост процентных ставок центрального банка и использование им других мер, ориенти­рованных на сокращение объемов кредитования экономики. Основными целями при этом являются сдерживание инфля­ции, оздоровление платежного баланса, снижение деловой ак­тивности в период «пика» экономического подъема;

экспансионистская (политика «дешевых» денег) — предполагает расширение масштабов кредитования экономики, снижение уровня процентных ставок, ослабление контроля со стороны центрального банка за приростом количества денег в обращении. Основными целями являются стимулирование деловой активности, ускорение темпов экономического роста и сокращение безработицы в стране.

Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной политики состоит в том, что достижение желаемых результатов по одним параметрам, как правило, вызывает ухудшение по другим (циклическая асимметрия). Так, стимулирование инве­стиций и, соответственно, роста деловой активности в экономи­ке за счет увеличения денежного предложения может усили­вать инфляцию. Меры же по снижению темпов роста денежного предложения, направленные на борьбу с инфляцией, дестимулируют экономическую активность и ухудшают показатели за­нятости. В результате неизбежно возникает проблема маневрирования между задачами стимулирования экономической ак­тивности и снижения инфляции. Поэтому Национальный банк должен проводить последовательную денежно-кредитную по­литику и действовать в зависимости от состояния экономики и тот или иной период ее развития.

Кроме того, к недостаткам денежно-кредитной политики следует также отнести: слабую предсказуемость и регулируе­мость скорости денежного обращения; существенную зависи­мость инвестиционной активности от изменения процентной ставки (рост последней снижает инвестиционную активность, что ограничивает возможности кредитной рестрикции); нали­чие временного лага — запаздывающего эффекта между дей­ствиями органов денежно-кредитного регулирования и ответ­ной реакцией экономики.

Основным критерием эффективности денежно-кредитной политики служит обеспечение экономики денежной массой, со­ответствующей как по количественным, так и качественным параметрам реальному спросу, что требует определения страте­гии денежно-кредитной политики и иерархии ее целей адекват­но ситуации. Конкретный состав целей и их количественные параметры определяются национальными приоритетами стра­ны, а также спецификой экономики.

Стратегия и тактика денежно-кредитной политики Рес­публики Беларусь на очередной год определяется в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» в соответствии с долгосрочными монетарными целями и задачами, а также их конкретизацией на планируемый период. Разработка и реали­зация денежно-кредитной политики предполагает этапность процесса и согласованность прогнозов, решений и действий в рамках каждого этапа.

На этапе выбора конечных и промежуточных целей про­исходит их увязка с долго- и среднесрочными программами, разрабатываемыми в соответствии с действующим законода­тельством.

Этап разработки общеэкономических и денежно-кредит­ных прогнозов и мер на очередной год предусматривает под­готовку, прежде всего, трех основных документов: Прогноза социально-экономического развития страны, включающего платежный баланс, Государственного бюджета, Основных нап­равлений денежно-кредитной политики. На их основе форми­руются отраслевые и региональные программы.

Этап реализации мер денежно-кредитной политики осу­ществляется в соответствии с Планом мероприятий по выпол­нению Основных направлений, разрабатываемым Националь­ным банком на каждый год. При его подготовке оценивается внутригодовая динамика важнейших денежно-кредитных па­раметров, учитываются прогнозные экономические тенденции, что дает возможность системно подходить к выбору и примене­нию в течение года всего набора монетарных инструментов. В то же время экономическая и финансовая ситуация требуют постоянной корректировки последних. В этой связи можно вы­делить внутригодовые этапы подготовки квартальных, месяч­ных, недельных и ежедневных прогнозов и решений в сфере реализации денежно-кредитной политики, что позволяет опре­делить условия и обосновать проведение конкретных монетар­ных операций, разработку текущих нормативных актов, осу­ществление прочих организационных действий.

Важными и тесно взаимосвязанными методами реализа­ции денежно-кредитной политики страны являются процент­ная и эмиссионная политика Национального банка. Процент­ная политика представляет собой систему мероприятий, нап­равленных на регулирование цены денег в экономике, которая способствует достижению приоритетов социально-экономическо­го развития республики. Основными инструментами, исполь­зуемыми при этом Национальным банком, являются установ­ление ставки рефинансирования, а также проведение операций по корректировке уровня банковской ликвидности. Эмиссион­ная политика — это комплекс мероприятий по регулированию объема обязательств Национального банка в белорусских руб­лях в целях поддержания объема денежных средств, находя­щихся в обращении, на уровне, способствующем достижению целей денежно-кредитной политики. Национальный банк из­меняет денежную базу и (через денежный мультипликатор) оказывает влияние на денежную массу.

К методам денежно-кредитного регулирования относятся также резервные требования — процентная доля привлечен­ных банками денежных средств (депозитов), которую они обя­заны хранить в фонде обязательных резервов в порядке и на ус­ловиях, определенных Национальным банком. Это позволяет, во-первых, управлять ликвидностью банков для снижения волатильности краткосрочных межбанковских процентных ста­вок; во-вторых, воздействовать на долгосрочный уровень кре­дитных (депозитных) процентных ставок финансового рынка. Кроме того, резервные требования обеспечивают возможность корректировки величины кредитно-депозитного мультиплика­тора, т.е. количества кредитов и депозитов в экономике. Таким образом, резервные требования являются дополнительным ог­раничителем роста денежной массы, значение которого повы­ша



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.107.181 (0.021 с.)