Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сингапур. Экономическая модель Сингапура.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С 1959 по 1990 годы, во время правления Ли Куан Ю, Сингапур, лишенный ресурсов (даже воду получает из Джохора в Малайзии), смог решить многие внутренние проблемы и совершил скачок от страны третьего мира до высокоразвитой страны с высоким уровнем жизни. В 1965 году Сингапур получил независимость от Малайзии. В момент обретения независимости Сингапур представлял собой маленькую бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Соседние страны были настроены недружелюбно, а треть населения симпатизировала коммунистам. Себя и своих соратников Ли Куан Ю характеризовал как «группу буржуазных, получивших английское образование лидеров». Стратегия экономического развития правительства Ли Куан Ю строилась на превращении Сингапура в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии, а также на привлечении иностранных инвесторов. «Мы приветствовали каждого инвестора… Мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство», — писал Ли Куан Ю. В результате «американские транснациональные корпорации заложили фундамент масштабной высокотехнологичной промышленности Сингапура» и это небольшое государство стало, в частности, крупным производителем электроники. При обретении независимости Сингапур страдал от высокой коррупции. Ли Куан Ю так охарактеризовал положение: «Коррупция является одной из черт азиатского образа жизни. Люди открыто принимали вознаграждение, это являлось частью их жизни». Борьба с коррупцией началась «путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования». Были резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были привлечены «лучшие частные адвокаты». Зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год (в 1990-е годы — свыше 1 млн. долл.). Госслужащим, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных корпораций. Был создан независимый орган с целью борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти. Английский язык стал обязательным для изучения во всех школах, вузы были переведены на преподавание на английском языке. Правительство тратило крупные суммы на обучение сингапурских студентов в лучших университетах мира. Сингапур имеет государственную систему образования, одну из лучших в мире. Главным языком обучения принят английский, с целью скрепить многонациональное государство и скорее влиться в глобальный мир. В стране действуют 6 местных вузов, в том числе государственный Национальный университет Сингапура. Правительство придавало большое значение тому, чтобы сделать большинство населения собственниками жилья. В 1960-е годы была создана система ипотечного кредитования, резко выросло жилищное строительство и к 1996 году лишь 9 % квартир сдавались внаем, а остальные были заняты собственниками. Площадь Сингапура составляет 714,3 км² (2011 год), площадь постепенно увеличивается благодаря программе намыва территории, действующей с 1960-х годов. В процессе реализации проектов намыва земли площадь Сингапура была увеличена с 581,5 км2 в 1960-х до 704 км2 на данный момент; эта площадь может вырасти еще на 100 км2 до 2030 года. В настоящее время государство Сингапур состоит из 63 островов. Самый крупный из них – Сингапур (главный остров). Сингапур – вторая в мире страна по плотности населения. Сингапур – парламентская республика. Исполнительная власть принадлежит кабинету министров во главе с премьер-министром, президент выполняет больше представительную роль, но в отдельных случаях может наложить вето на критические решения. Правительство Сингапура создало в стране крайне эффективную и прозрачную рыночную экономическую систему. Кроме того, правительство имеет репутацию честного и некоррумпированного. Сингапур имеет эффективную систему здравоохранения, несмотря на достаточно низкие бюджетные расходы по сравнению с развитыми странами. Всемирная организация здравоохранения помещает Сингапур на шестое место в мире в своем отчете. В целом, Сингапур имеет самый низкий уровень детской смертности в мире за последние двадцать лет. Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Сингапуре – 79 лет для мужчин и 83 для женщин, по этому показателю страна занимает 15-то место в мировом рейтинге. Почти все население имеет доступ к качественной воде и канализации. О своем политическом кредо Ли Куан Ю писал так: «Мы использовали те преимущества, которые Великобритания оставила нам: английский язык, юридическую систему, администрацию, лишенную партийных пристрастий. Мы тщательно избегали использования методов, свойственных социальному государству, потому что видели, как великий британский народ в результате социалистической уравниловки превратился в посредственный». Впоследствии Ли Куан Ю выражал восхищение Маргарет Тэтчер, которая в свою очередь заявила, что «когда-то Сингапур учился у Великобритании, а теперь мы учимся у Сингапура». Сингапур – высокоразвитая страна с рыночной экономикой и низким налогообложением, в которой важную роль играют транснациональные корпорации. Валовой национальный продукт на душу населения – один из самых высоких в мире (в 2008 году – 38,9 тыс. долл.). В рейтинге конкурентоспособности ВЭФ экономика Сингапура заняла в 2009 году 3-е место. Сингапур – страна с низким налогообложением. Налогооблагаемая прибыль компании (доходы за вычетом расходов) облагается по единой ставке – 17%, вне зависимости является компания местной или иностранной (глава 134 Свода законов Сингапура). Сингапур причисляют к восточноазиатским тиграм за быстрый скачок экономики до уровня развитых стран. В стране развиты производства электроники (как многих известных европейских, американских, японских компаний, так и сингапурских, например Flextronics), судостроение, сектор финансовых услуг. Один из крупнейших производителей CD-приводов. Ведутся масштабные исследования в области биотехнологий. Сингапур – один из крупнейших международных центров разведения декоративных рыб на экспорт. Сингапурский холдинг Raffles владеет международной сетью отелей Swissotel. Сингапурский порт принадлежит к числу крупнейших портов мира, а по многим показателям удерживает первое место. С 2008 года в Сингапуре проводится ночной этап Формулы-1. Гран-при Сингапура 2008 года стал первым в истории Формулы-1 ночным этапом. Экономика сильно зависит от экспорта, особенно в области бытовой электроники, информационных технологий, фармацевтики. (Источник: Википедия) Вопрос 1. Влияет ли экономическая модель развития страны на уровень жизни в этой стране? Или выражение, что «все зависит от каждого конкретного человека, в любой стране можно добиться благополучия» верно? Тезис. Уровень жизни в стране на 50%, если не больше, зависит от выбранной экономической модели развития. Пример 1. Южная и Северная Корея. Пример 2. США и Аргентина, США и Куба. Пример 3. ФРГ и ГДР. Подобных исторических примеров и аналогий можно найти достаточно много. Пример 1. Южная и Северная Корея. В 1948 г. на корейском полуострове единое когда-то государство Корея было разделено на две части – Южную и Северную Корею. Первая формировала рыночную модель экономики, вторая – плановую модель командного типа. Спустя 65 лет результат получился следующий. Сегодня Южная Корея является экономически развитым государством с высоким уровнем доходов на душу населения. Страна занимает 13-е место в мире по ВВП (по паритету покупательной способности) и 15-е место в мире по номинальному ВВП. Валовой национальный продукт на душу населения вырос со 100 долл. в 1963 году, до 23 000 долл. в 2012 году. Как и в других высокоразвитых странах, к началу 90-х годов сфера услуг стала доминирующей в экономике страны, а сейчас она составляет 2/3 всего ВВП. В то же время, Северная Корея является одной из самых бедных стран мира, периодически сталкивается с голодом, дефицитом товаров первой необходимости. Страна имеет отсталую структуру экономики, сельское хозяйство составляет в структуре ВВП 30% (в 1958 г. в стране была проведена коллективизация, сформированы колхозы). Большинство работоспособного населения Северной Кореи неофициально зарабатывает в частном секторе из-за низкой оплаты труда на государственных предприятиях. Страна постоянно получает значительную гуманитарную помощь для того, чтобы избежать голода. Источник: Википедия. Пример 2. Аргентина и США. Столетие назад США и Аргентина были вполне сопоставимыми по уровню развития странами. В последние годы XIX века ВВП на душу населения в Аргентине был чуть выше, чем во Франции, и на треть превосходило аналогичный показатель Италии. Миллионы европейских мигрантов начала ХХ века всерьез задумывались над вопросом, куда податься - в Буэнос-Айрес или Нью-Йорк (по данным статистики, с 1857 по 1950 год в Аргентину перебралось 7 млн. европейцев, в то время как в США - 25 млн.; это при том, что территория Аргентины в 3,5 раза меньше территории США). Сегодня такой выбор может показаться шуткой. Одно государство стало сверхдержавой (6-е место по ВВП на душу населения), а другое прославилось как серийный дефолтер. В конце 2012 года Аргентина пережила очередной тяжелый экономический кризис. В стране произошли грабежи магазинов, которые переросли в массовые атаки на супермаркеты. Почему Аргентина не смогла реализовать свой потенциал? Аргентина впала в длительный «Популистский штопор» или другими словами угодила в «Мертвую петлю» (выражение американского экономиста Руди Дорнбуша) или в «Петлю популизма» (выражение белорусского экономиста Леонида Злотникова). Аргентина – классический пример экономического популизма, который был свойственен почти всем латиноамериканским странам в ХХ веке. Однако некоторые, например Бразилия и Чили, выбрались из мертвой петли (или иначе говоря, «петли популизма»). Аргентине этого не удалось сделать до сих пор. Населения в каждый очередной раз приводит к власти все нового популиста. Причем традиционно считается, что Аргентина – это страна с высококвалифицированными кадрами. В столице государства - Буэнос-Айресе проживает 35% населения страны. Вот и сейчас у власти семья Киршнеров. Действующий президент страны - Кристина Киршнер, которая является супругой бывшего президента страны - Нестора Киршнера. Оба они принадлежат к перонистской партии «Фронт за победу» (Хуан Перон – это бывший президент Аргентины, который правил с 1943 по 1955 год, и его период правления вошел в экономическую историю как классический пример экономического популизма). Справка. Политика популиста и демагога Хуана Перона. Хуан Перон полностью изолировал Аргентину от внешнего мира. В итоге к 1960 году средний уровень тарифов на импорт достиг 84%, тогда как в развитых странах он опустился до однозначных цифр. Хуан Перон испытывал любовь к высоким технологиям и заявлял, что его государство первым проведет реакцию термоядерного синтеза. Причину неурядиц полковник видел в том, что страна превратилась в экономическую колонию, экспортирующую дешевое сырье и импортирующую дорогие промышленные товары. Делал ставку на перераспределение, а не на развитие, а именно поддерживал городское население в ущерб развитию сельского населения и сельского хозяйства. Проводил политику, акцентированную на перераспределении ресурсов между разными группами населения при невнимании к инфляционным и фискальным рискам. Последствия проведения такой политики ударили по всем. Рабочие бастовали, требуя новых подачек, дефицит бюджета рос, инфляция выходила из-под контроля. Стандартная последовательность популистской экономической политики в странах Латинской Америки, в том числе в Аргентине: Фаза 1. Правительство ускоряет экономический рост, перекачивая ресурсы из экспортных секторов-доноров в сектора национальной гордости, обычно машиностроение (у нас – сельское хозяйство и строительство). И одновременно стимулируя спрос через повышение оплаты труда. Экономика и благосостояние начинают расти, а вместе с ним и популярность власти. Фаза 2. Появляются макроэкономические дисбалансы. Происходит ухудшение торгового и платежного баланса, сокращение валютных резервов, увеличение внешнего долга, нарастают трудности с бюджетом. Однако на фоне экономического роста эти мелочи мало кого заботят. Фаза 3. Быстро увеличивается товарный дефицит в контролируемом государстве секторе, резко ускоряется рост свободных цен, попытки заморозить цены ведут к усугублению товарного дефицита, а неизбежная девальвация курса национальной валюты оборачивается взрывом инфляции. Ухудшается собираемость налогов, разваливается бюджет, снижается уровень благосостояния народа. Фаза 4. Происходит падение правительства, а новые власти, как правило, продолжают следовать политике столетнего экономического популизма, основанного на романтизации отношений между народом и властью. Источник: Цитата из книги: Руди Дорнбуш (1942-2002), Себастьян Эдвардс «Макроэкономика популизма в Латинской Америке». В 2007 г. народ избрал на выборах супругу предыдущего Президента. Видимо за ее красоту. В итоге экономическая политика популизма в Аргентине продолжилась… Критики обвиняют Кристину Киршнер в уклоне в сторону социализма, давлении на прессу, необдуманной экономической политике, выражающейся помимо прочего в том, что правительство уменьшает официальную статистику по инфляции приблизительно в три раза по сравнению с реальной. Структура ВВП Аргентины практически не изменилась за последние 30 лет. Наличие плодородных земель и хорошего климата, позволяет каждый год надеяться на хороший урожай, что позволяет экономике Аргентине расти, а населению радоваться скромным сельскохозяйственным успехам несостоявшейся сверхдержавы. Вывод. До сих пор высокого уровня жизни и потребления удавалось достигнуть только в условиях рыночной модели экономики. Не случайно, эпитеты «развитая страна» и «страна с развитой рыночной экономикой» практически употребляются как синонимы.
Принципы рыночной экономики: – Недопустимость вмешательства государства в процесс формирования цен на различных рынках (недопустимость прямого государственного регулирования цен, которое воспринимается как вмешательство в частную собственность). Мэнкью Г.: Контроль над ценами и налоги негативно влияют на уровень оптимальности распределения ресурсов (Г. Мэнкью Принципы макроэкономики. 4-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2010. - С. 35). – Частная собственность везде, где она возможна (а возможна она практически везде). Теорема Коуза утверждает: если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то аллокация ресурсов будет оставаться эффективной независимо от того, как распределены права собственности (Валетко В.В.). – Государство не указывает кому, что, как и когда производить, не занимается ведением бизнеса на средства госбюджета, а стоит на страже и охраняет функционирование рынка, помогает в развитии инфраструктуры, организует денежное обращение, проводит социальную политику.
Вопрос 3. Сколько в мире насчитывается стран с рыночной экономикой? Какие страны относят к странам с рыночной экономикой? Как стране получить статус страны с рыночной экономикой? Что дает этот статус?
В мире насчитывается около 40 стран, которые декларируют свою приверженность рыночной экономике и отстаивают наличие у них рыночной экономики как ценности. Большинство этих стран объединены в международную экономическую организацию под названием ОЭСР (OECD). Страны ОЭСР: Европа: Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония. Азия: Австралия, Новая Зеландия, Турция, Южная Корея. Америка: США, Канада, Мексика, Чили. Справка. Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organization for Economic Cooperation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Создана в 1948 под для координации проектов реконструкции экономик отдельных стран в рамках плана Маршалла. Сейчас в организацию входят 34 государства. На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60% мирового ВВП. Историческая справка. План Мáршалла (официальное название англ. European Recovery Program, «Программа восстановления Европы») — программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 г. госсекретарем США Джорджем Маршаллом. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран (включая Западную Германию). Свою речь с программой помощи Джордж Маршалл изложил в Гарвардском университете 5 июня 1947 года. 12 июля в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы. На совещание приглашались также представители государств Восточной Европы, однако по настоянию советского правительства, усмотревшего в этом угрозу своим интересам, руководители восточноевропейских стран отказались от этого приглашения. При этом сам Советский Союз под действие плана не подпадал по чисто формальной причине — в связи с заявленным отсутствием у СССР бюджетного дефицита. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апр. 1948 по дек. 1951) составила около $12,4 млрд., причем основная доля пришлась на Англию ($ 2,8 млрд.), Францию ($ 2,5 млрд.), Италию ($ 1,3 млрд.), Западную Германию ($ 1,3 млрд.), Нидерланды ($ 1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было. Позже План Маршалла был применен также к Японии и некоторым другим странам Восточной Азии. План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты его основные цели: - Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктуризированы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать. - Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам. - Влияние коммунистов и СССР было ослаблено. - Был восстановлен и укреплен европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития. Во многом благодаря плану Маршалла и организационно-консультационной поддержке, которая его сопровождала, после второй мировой войны были выстроены эффективные модели с развитой рыночной экономикой в странах, которые до этого не имели подобных моделей развития. Например, Германия, Япония. Уже спустя 10-20 лет эти страны продемонстрировали чудеса экономического роста и развития. Источник: Википедия. Пример 1. Япония (см. выше). Пример 2. Германия (см. выше). Вопрос 4. Сколько встречается разновидностей моделей рыночной экономики? В чем их принципиальные сходства и различия? В Сингапуре в 1960-80-х гг.старались меньше обращать внимание на социальную политику, а больше на привлечение иностранных инвестиций и современных технологий, на устранение барьеров для ведения бизнеса, на создание новых современных производств и отраслей. «Мы приветствовали каждого инвестора… Мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство», – писал Ли Куан Ю. В результате «американские транснациональные корпорации заложили фундамент масштабной высокотехнологичной промышленности Сингапура» и это небольшое государство стало, в частности, крупным производителем электроники. В это же время, например, в Швеции, и др. европейских странах, наоборот, социальной политике отводилась главенствующая роль. Там пытались построить государство всеобщего благоденствия (социальное государство). После II мировой войны в Европе наблюдался всплеск симпатий к идеалу социального государства, под которым понимался умеренный демократический социализм. Европейское социальное государство тех лет характеризуется приходом социал-демократов к власти и национализацией здравоохранения, транспорта, энергетики, тяжелой и добывающей промышленности. Среди современных примеров реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавского полуострова (то есть «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Бельгию, и др. В качестве главного количественного критерия реализации социального государства чаще всего используется показатель – «Доля ВВП, направляемая на расходы, связанные с социальными программами». Кризис идей социального государства пришелся на конец 1970-х — начало 1980-х годов, когда возобладали тэтчеризм и рейганомика [Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальное_государство]. Вывод. Главное отличие различных моделей в странах с рыночной экономикой заключается в той роли, которая отводится социальной политике. Вопрос 5. К каким проблемам приводит отсутствие рыночной экономики? - низкая эффективность производства, что является следствием сравнительно невысокого уровня доходов и потребления в такой стране по сравнению с развитыми странами. - наиболее активная и конкурентоспособная часть населения такой страны покидает родину в поисках более высокооплачиваемой работы и более благоприятных мест для проживания в более развитых странах. В итоге имеет место сокращение национального богатства в виде трудовых ресурсов и человеческого капитала, замедление темпов экономического роста.
Вопросы для самопроверки
1. В чем состоит содержание предмета, объекта и инструментария национальной экономики как научной дисциплины? 2. Охарактеризуйте этапы формирования национальной экономической системы суверенной Беларуси. 3. Определите характерные черты и условия существования национальной экономики как целостной хозяйственной системы. 4. Перечислите и охарактеризуйте научные школы в области экономики, получившие развитие в Беларуси. 5. Что представляет собой новая экономическая реальность? Назовите важнейшие проблемы современной глобальной экономической системы. 6. Что лежит в основе типологии рыночных моделей экономики? 7. Каковы особенности (отличия) англо-саксонской, евро- нейской, японской, китайской моделей национальных экономик? 8. В чем заключается специфика переходной модели экономики? 9. Что представляет собой смешанная экономика? 10. Каковы истоки и основы белорусской экономики? 11. Приведите специфические черты белорусской экономики. 12. В чем состоит отличие модели национальной экономики как хозяйственной системы от модели развития национальной экономики? 13. Какую смену парадигмы развития общества предусматривает Национальная стратегии устойчивого разлития страны? 14. Раскройте содержание повой цивилизационной стратегии в контексте перехода к устойчивому развитию. 15. Каковы общесистемные предпосылки формирования и развития национальной экономики? 16. Назовите системные предпосылки функционирования и развития национальной экономики. В чем их основное отличие от общесистемных?
Литература
1. Авдокушин, Е.Ф.Перспективы развития стран БРИК в условиях усиления волны нового протекционизма / Е.Ф. Авдокушин, М.В. Жариков // Вопр. новой экономики. – 2008. – № 2. 2. Галерея экономистов: ученые-экономисты Беларуси // Белорус. экон. портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekonomika.by/nauka-1-obrazovanie/blog. 3. История экономических учений: учеб. пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. — М.: ИНФРА-М, 2007. 14. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. — М.: Юнипак, 2004. 5. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – 4-е изд., перераб., и доп. – Минск: БГЭУ, 2012. – 651 с. 6. Попов, В.Н. Системный анализ в менеджменте: учеб. пособие / В.Н. Попов, B.C. Касьянов, И.II. Савченко; под ред. В.Н. Попова. — М.: КНОРУС, 2007.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.166 (0.011 с.) |