Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности многовекторной международной экономической политикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Республики Беларусь В эпоху глобализации мировая экономика преобразовалась в единую мировую хозяйственную систему, а национальные экономики, в свою очередь, становятся ее подсистемами, каждая из которых берет на себя выполнение определенных функций. При этом всемирные отношения доминируют над внутристрановыми, выполняя роль основной составляющей экономического успеха каждой страны. Глобализация объективно ведет к размыванию и ослаблению регулирующих функций отдельных государств и снижает эффективность традиционных инструментов макроэкономического регулирования. На смену традиционным системам межгосударственного взаимодействия приходят надгосударственные и транснациональные регуляторы мировых экономических отношений. Растет осознание значимости институтов и механизмов партнерства на всех уровнях международной жизни. Республика Беларусь - это малая открытая экономика, которая в силу ограниченности ресурсной базы и емкости внутреннего рынка не может оказывать существенного влияния на мировую экономику и зависит от развития внешнеэкономических связей. По уровню воспроизводственной открытости экономики Беларусь лидирует среди стран СНГ и опережает большинство государств — членов Евросоюза. В 2012 г. экспорт товаров и услуг составил 81,9 % к годовому ВВП, импорт товаров и услуг —78,1%, уровень воспроизводственной открытости экономики достиг 63,9 %. Высокий показатель воспроизводственной открытости наряду с созданием возможностей для экономического роста за счет включения местных хозяйственных субъектов в процессы международной кооперации несет в себе риски зависимости экономической ситуации в республике от действий зарубежных экономических субъектов и ситуации на международных рынках. Мировая экономика на современном этапе характеризуется ростом неустойчивости, переходом к новому технологическому укладу, становление и развитие которого будут определять экономическую динамику в ближайшие десятилетия. В глобальном масштабе происходят передел рынков, перераспределение финансовых потоков и производительных сил, обострение конкуренции, обозначаются контуры новых центров экономического лидерства, развиваются региональные интеграционные образования. В этих условиях усиливаются угрозы устойчивости социально-экономического развития страны, в числе которых: - риски потери внешних рынков, в том числе в результате дискриминации белорусских производителей; - возможность перебоев в обеспечении сырьевыми и энергетическими ресурсами в объемах, обеспечивающих намеченный рост ВВП; - риски отставания от других государств в темпах перехода экономики к передовым технологическим укладам, деградации технологической структуры реального сектора экономики; - дестабилизация национальной финансовой и денежно-кредитной систем, потеря стабильности национальной денежной единицы. Осуществление отдельных из отмеченных выше угроз уже привело в 2010 году к дисбалансу объемов экспорта и импорта товаров и услуг, в результате которого отрицательное сальдо счета текущих операций сложилось в размере -15,6 %, а валовой внешний долг составил 52,2 % к годовому ВВП. Внешнеторговые дисбалансы и рост внешней задолженности стали причиной дестабилизации финансовой системы страны, проявившейся в виде девальвации белорусского рубля и роста инфляции в 2011 г. В 2012 г. ситуация несколько изменилась, сальдо счета текущих операций стало положительным и составило 3,8% к годовому ВВП. Внешняя задолженность в 2012 г. составила 54,3% к ВВП. В 2010—2012 гг. товарная структура экспорта не претерпела значительных позитивных изменений и по-прежнему не соответствует структуре экспорта развитых государств мира. Негативным моментом является сохранение высокой товарной концентрации белорусского экспорта: на долю девяти ключевых товаров в общем объеме экспорта приходится 60,5 %. Остается завышенной доля энергетических и низкая доля промышленных высокотехнологичных товаров. Объем экспорта продолжает зависеть, прежде всего, от экспорта нефтепродуктов, доля которых в общем объеме в 2012 г. составила 27,9 %, а рост стоимостного объема экспорта товаров без учета нефти и нефтепродуктов, растворителей и масел смазочных составил лишь 2,8 %. Географическая структура экспорта товаров Республики Беларусь в 2012 году несколько расширилась - с 123 до 180 стран. Основным торговым партнером Беларуси является Российская Федерация, на ее долю приходится 40% белорусского экспорта и более половины объема импорта. Второе место в товарообороте Беларуси занимает Европейский союз, на долю которого приходится более 29 % белорусского экспорта и пятая часть импорта. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические отношения, относятся Нидерланды, Латвия, Германия, Польша, Литва, Италия, Великобритания, Бельгия, Чешская Республика, Франция. Среди стран СНГ, после России, второе место занимает Украина, третье – Казахстан. Наряду с проблемами во внешней торговле наблюдается отсутствие прогресса и по другим важным направлениям международной экономической деятельности. Так, по итогам 2012 г., накопленный объем ПИИ в Беларуси составил 14426 млн. долл. США (0,06% от общего объема накопленных ПИИ в мире) или в среднем на душу населения 1524 дол. США, что является одним из самых низких показателей в странах СНГ и самым низким среди европейских государств, свидетельствуя об огромном незадействованном потенциале привлечения инвестиций в национальную экономику. Существенно ограничивает возможности наращивания экспорта также отсутствие широкой интеграции отечественных производителей в производственно-сбытовые цепочки ТНК — движущую силу развития мировой экономики и международной торговли. В настоящее время ТНК производят более 1/4 мирового ВВП и контролируют примерно 4/5 мирового банка технических лицензий и патентов, 2/3 объема международной торговли товарами и услугами. Одним из инструментов финансовой стабилизации и обеспечения устойчивого социально-экономического развития республики, реализуемых в сфере внешнеэкономической деятельности, является проведение многовекторной политики, нацеленной, в частности, на расширение товарной номенклатуры и географии экспорта, диверсификацию импорта сырьевых и энергетических ресурсов, привлечение ПИИ и включение белорусских предприятий в технологические и воспроизводственные процессы крупнейших ТНК. Многовекторная политика базируется на таких определяющих для международной жизни понятиях, как гуманизм, терпимость, дружелюбие, взаимоуважение и честность. На их основе наша страна стремится выстраивать с каждым из государств добрые и доверительные отношения, но не приемлет дискриминации по любым мотивам и политики «двойных стандартов». Беларусь последовательно проводит курс на укрепление отношений как с давними партнерами, так и с отдаленными регионами, где открываются новые перспективы взаимодействия. В общемировой практике многовекторная политика представляет собой один из новых методов многосторонней дипломатии, соответствующих изменяющимся качествам международных взаимоотношений на нынешнем трансформационном этапе развития мироустройства. В ее рамках группы стран взаимодействуют в гибких форматах для реализации своих совпадающих интересов и для того, чтобы общими усилиями способствовать реализации позитивной повестки дня международных отношений. Многовекторная политика в настоящее время проводится многими государствами, включая Китай, Индию, Бразилию, из среднеазиатских стран — Казахстаном и Узбекистаном; при этом для большинства из них характерны высокие темпы экономического роста и ускоренная технологическая модернизация, что свидетельствует, в том числе, об эффективности выбранного внешнеполитического курса. В настоящее время Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 173 государствами мира, в 51 из которых открыты дипломатические и консульские представительства. Беларусь является участником около 3400 международных договоров. Из них более 1900 — двусторонние, около 1500 — многосторонние договоры. Многовекторная внешнеэкономическая политика Беларуси, как важнейшая составляющая международной многовекторной политики, нацелена на активизацию экономического взаимодействия с различными странами и регионами мира в сфере международной торговли, инвестиционной деятельности, доступа к международным рынкам факторов производства. Охарактеризуем основные направления ее реализации: 1.Диверсификация поставок производственных ресурсов, прежде всего топливно-энергетических, которая ставит целью обеспечение надежности поставок и снижение рисков повышения цен на ресурсы зарубежными поставщиками-монополистами. Ведется работа по укреплению экономических отношений со странами Ближнего Востока, Средней Азии и Латинской Америки — экспортерами ТЭР, которые, как правило, демонстрируют высокие темпы развития экономики и являются перспективными рынками сбыта для производимой в Беларуси продукции. 2. Диверсификация рынков сбыта готовой продукции, позволяющая увеличить объем экспорта продукции отечественных производителей и снизить риски неблагоприятного изменения торгового режима на традиционных рынках сбыта. Данное направление тесно связано с предыдущим: экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью и услуг в обмен на природные ресурсы служит источником интенсивного экономического роста, обеспечивающим экономическую безопасность государства. 3. Привлечение в экономику иностранного капитала в виде прямых иностранных инвестиций, нацеленное на структурную трансформацию экономики на базе создания новых отраслей и импортозамещающих производств, включение действующих предприятий в глобальные технологические цепочки. Привлечение ПИИ не вызывает роста валового внешнего долга, позволяя избежать проблем, связанных с его накоплением и обслуживанием. Наряду с капиталом, новыми производствами и рабочими местами инвестиции приносят в страну передовые технологии, поэтому наиболее плодотворное сотрудничество с обладающими такими технологиями промышленно развитыми и новыми индустриальными государствами. Важнейшим условием привлекательности страны для инвестирования является благоприятный бизнес-климат, на улучшение которого направлены проводимые в республике институциональные реформы. 4. Достижение взаимных эффектов в научно-технической и инновационной деятельности, необходимых для структурной трансформации экономики на основе перехода к новым технологическим укладам; расширение масштабов внедрения результатов научно-технической деятельности за счет выхода на новые рынки. Традиционным партнером Беларуси в этой сфере является Российская Федерация, развивается совместная деятельность с мировыми лидерами науки и инноваций — США, Германией, Китаем. 5. Активизация новых форм и направлений международной кооперации через участие в новых проектах и формирование новых отраслей и видов деятельности. Примерами реализации данного направления могут служить новые перспективные отрасли, зарождающиеся в республике, — логистический сервис, въездной туризм, финансовое посредничество. Их дальнейший успех определяется международным имиджем страны и наличием необходимой инфраструктуры. Конкретные меры по реализации основных направлений многовекторной внешнеэкономической политики обозначены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы и детализированы в Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы. Важнейшей задачей, поставленной в этих документах, является выход к концу пятилетки на положительное сальдо внешней торговли посредством увеличения экспорта товаров более чем в 2 раза и услуг более чем в 3 раза, снижения импортоемкости (энерго- и материалоемкости) и развития импортозамещения в результате структурной перестройки экономики, сохранения и наращивания в экспорте доли промышленной продукции и услуг (транспортных, туристических, финансовых), наукоемких и инновационных товаров, произведенных по технологиям V и VI укладов. Для обеспечения выхода на положительное внешнеторговое сальдо предусматривается изменение основных структурных составляющих импорта, увеличение объемов инвестиционных товаров к 2015 г. более чем в 1,9 раза, при этом инвестиционный импорт по сравнению с промежуточным и потребительским будет расти опережающими темпами, что обусловлено задачей ускоренной модернизации экономики и увеличением доли машин и оборудования в общей структуре инвестиций в основной капитал.
Прогноз изменения основных структурных составляющих импорта на 2015 г., %
Национальной программой развития экспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы определены целевые параметры совершенствования структуры экспорта товаров и услуг.
Целевые параметры совершенствования структуры экспорта товаров и услуг
В целях товарной диверсификации белорусского экспорта необходимо за счет более высоких темпов экспорта новых видов товаров сократить долю минеральных продуктов в общем объеме товарного экспорта с 36 % в 2012 г. до 20—25 % в 2015 г. Долю высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта предусмотрено довести до 14—15 %, долю услуг — не менее чем до 20 %, долю продукции машиностроения — до 20,3%; экспорт сельскохозяйственной продукции увеличить не менее чем в 2,2, фармацевтической — в 4 раза. Рост экспорта услуг должен превысить (в 3 раза) рост экспорта товаров, положительное сальдо в торговле услугами составить при этом 3,5 млрд дол. США. Опережающими темпами будет развиваться также экспорт услуг связи, информационных и компьютерных (в 4 раза), бизнес-услуг (в 3,9 раза), туристических (в 3,5 раза) и строительных (в 4 раза) услуг. Намеченные планы по увеличению объемов экспорта обеспечиваются, в том числе, конкретными соглашениями двустороннего сотрудничества со странами — потенциальными потребителями товаров и услуг, инвесторами, партнерами в сфере научно-технического сотрудничества. К числу важнейших экспортных позиций относятся нефтепродукты и нефть, калийные и азотные удобрения, металлопродукция, грузовые автомобили, тракторы, химические волокна и нити, шины, молочная и мясная продукция, сахар. Принцип многовекторности во внешнеэкономической политике реализуется также посредством участия Беларуси в процессах международной экономической интеграции. Основными этапами развития этих процессов являются участие республики в формировании ряда интеграционных группировок на основе подписания следующих документов: • Соглашение о создании СНГ (Россия, Беларусь, Украина, 1991 г.); • Соглашение о Таможенном союзе между Беларусью и Россией (1995 г.); • Договор об образовании сообщества Беларуси и России (1996 г.); • Договор о Союзе Беларуси и России (1997 г.); • Договор о создании Союзного государства Беларуси и России (1999 г.); • Договоры о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве Беларуси, Казахстана Кыргызстана и России (1999 г.); • Заявление и Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) между Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном (2000 г.). К Договору присоединились Узбекистан (2006 г.), а в качестве наблюдателей — Украина и Молдова (2002 г.), Армения (2003 г.); • Соглашение о формировании Единого экономического пространства Беларуси, России, Казахстана и Украины (2003 г.); • Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (2008 г.). Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, созданный в 2009 г. в связи, с необходимостью модернизации и экспортной диверсификации экономик, объединения усилии по преодолению последствий экономического кризиса, а также формирующееся в настоящее время на его базе Единое экономическое пространство играют ключевую роль в международном сотрудничестве республики. Эти структуры представляют собой новые формы открытого регионализма, суть которого заключается не только в снижении квот и тарифов, по и в снятии ограничений на движение товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы. В процессах интеграции активное участие принимают компании, банки, органы регионального и местного самоуправления. В текущем пятилетии предстоит решить вопросы дальнейшего развития Таможенного союза и ЕЭП с возможностью присоединения новых членов. При этом будет обеспечиваться благоприятное для белорусского экспорта формирование системы соглашений ТС с другими региональными блоками и отдельными странами, включая соглашения о свободной торговле. Целью образования Таможенного Союза явились создание единой таможенной территории, в рамках которой происходит либерализация правил перемещения товаров, работ, услуг для национальных и иностранных компаний, работающих на территориях трех стран; отмена таможенных границ между ними и перенос всех видов государственного контроля, кроме пограничного, на таможенную границу Союза. Функции внешнеторгового регулирования выполняет Комиссия ТС, которая функционирует с начала 2010 г. За период 2008—2012 гг. заключены международные договора межправительственного характера, непосредственно относящиеся к сфере таможенного регулирования, направленные на формирование правовой базы ТС, а также ряд соглашений по вопросам таможенно-тарифного регулирования и введения единых мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран. В результате сформирована система таможенного законодательства, которая включает: • таможенный кодекс ТС, разработанный с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур; • международные договоры государств — членов ТС; • решения Комиссии ТС; • Единый таможенный тариф (ЕТТ) Таможенного союза; • Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ТС; • Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз в торговле с третьими странами. В принятых документах определены принципы функционирования Таможенного союза и организации таможенного администрирования на его территории. При формировании ЕТТ за основу (92 %) были взяты российские импортные пошлины. Уровень общей унификации тарифов между тремя странам достиг 65 %. Таможенный тариф между Беларусью и Россией был унифицирован примерно на 95 %, Россией и Казахстаном — на 62 %. Образование Таможенного союза для стран-участников принесло определенные выгоды: возник единый рынок с общим населением в 165 млн чел.; для российских производителей рынок увеличился на 15 %, для Казахстана — в 10,5, для Беларуси — в 17 раз; совокупный промышленный потенциал составляет 600 млрд дол. США; общий ВВП трех государств — 2 трлн дол; совокупный товарооборот — 900 млрд дол; общий эффект от создания ТС достиг 400 млрд долл. США для России и по 16 млрд дол. — для Беларуси и Казахстана. Кроме того, появилась возможность улучшения распределения доходов от ввозных таможенных пошлин. До создания Союза суммарные таможенные поступления делились в пропорции: Казахстан — 3,1 %, Беларусь — 4,6, Россия — 92,3 %. Сейчас доля Казахстана составляет 7,3%, Беларуси — 4,7, России — 88,0 %. К 2015 г. для каждого участника ТС предполагается увеличение ВВП примерно на 15—20 % и получение общего экономического эффекта в размере более 400 млрд дол. США. Дальнейшая работа в рамках Таможенного союза осуществляется по таким направлениям, как порядок применения | таможенных пошлин, тарифных льгот, косвенного налогообложения; порядок перемещения товаров через таможенную границу в рамках Союза; взаимодействие систем таможенного транзита в таможенных союзах Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Европейского Союза и др. Функционирование с 2012 г. Единого экономического пространства в рамках стран — участниц ТС позволяет создать однотипные механизмы регулирования экономик, основанных на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, единой инфраструктуры; проводить согласованную налоговую, денежно-кредитную, валютно-финансовую, торговую и таможенную политику, что обеспечит свободное движение товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов; проведение единой политики в отношении третьих стран и т.д. Таким образом, республика, реализуя принцип многовекторности, активно участвует в развитии разнообразных форм международной экономической интеграции, которая создает предпосылки для вхождения в мировую экономику. Вполне естественно, что в Беларуси, исходя из опыта реализации основных направлений подключения к процессам мирохозяйственной интеграции, принимаются меры по совершенствованию и гармонизации национального законодательства. Прежде всего, это диктуется необходимостью перехода на международные стандарты ведения внешнеторговых отношений, развития сотрудничества с международными экономическими организациями, в числе которых Всемирная торговая организация. В мае 2011 г. Беларусь приняла политическое решение о поддержке присоединения России к ВТО и подписала Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы. Таким образом, Беларусь однозначно продемонстрировала внешнему миру готовность работать на принципах ВТО. В настоящее время возобновлен процесс, связанный с подключением национального регулирования внешней торговли к формам международного регулирования, которое реализуется ВТО. В связи с этим процесс вхождения республики в ВТО обусловливает необходимость перестройки внешнеторговой политики, что предполагает создание современных механизмов либерализации и регулирования торговли товарами и услугами, а также ориентацию на новые организационные принципы государственного регулирования, в числе которых: - дифференцированный подход к разным отраслям; - проведение взвешенной политики протекционизма, предполагающей четкое разграничение мер во времени, предоставление отечественным производителям переходного периода для выхода на показатели, соответствующие мировым стандартам; - обеспечение экономической безопасности страны; - учет особенностей Европейского Союза, среди которых его право де-факто блокировать в рамках ВТО любые решения; распространение на все государства ЕС мер по ограничению импорта, которые готова ввести одна страна; - преимущественный учет интересов партнеров Беларуси по международной региональной интеграции; - использование экономических инструментов и методов регулирования торговли, определенных принципами ВТО, и отказ от запрещенных мер нетарифного регулирования. Предполагаются также создание механизма субсидирования отечественных производителей, отвечающих требованиям ВТО; гармонизация национального законодательства в соответствие с этими требованиями; другие меры по либерализации и регулированию внешней торговли. В процессе присоединения республики к Всемирной торговой организации проведены 29 раундов двусторонних переговоров, внесены изменения в белорусское законодательство, подписано 10 протоколов о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок со странами — членами ВТО (Армения, Китай, Куба и др.). В этих документах согласованы вопросы об открытости границ, доступе товаров и услуг на национальные рынки. В настоящее время ведутся переговоры с 12 странами. Вместе с тем создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, вхождение Российской Федерации в ВТО привели к возникновению ряда проблем. В связи с этим в ВТО приняты следующие решения: • каждая страна ТС будет вступать в ВТО отдельно; • подписанные Беларусью со странами — членами ВТО протоколы о завершении двусторонних переговоров сохраняют свою силу; • республике необходимо представить информацию о корректировках в национальном законодательстве в соответствии с документами ТС; • обязательства России перед странами — членами ВТО по либерализации будут соблюдаться всеми членами Таможенного союза, но в той части, где его законодательство соответствует нормам ВТО. Таким образом, формирование внешнеэкономической политики в условиях глобализации требует от национальных органов управления координирования и согласования разрабатываемых мер по регулированию разнообразных форм международных экономических отношений с документами (конвенции, резолюции, соглашения, процедуры, рекомендации и др.) и мероприятиями других стран, наднациональных органов, функционирующих в рамках интеграционных группировок, а также международных экономических организаций.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.231.197 (0.018 с.) |