Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 11. Инструменты денежно-кредитной политики↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Глава 11. Инструменты денежно-кредитной политики Рассмотрим теперь более подробно регулирующую функцию центрального банка, о которой уже упоминалось (см. параграф 9.1 и рис. 9.4). Данная функция реализуется с помощью совокупности инструментов денежно-кредитной политики (ДКП) (см. рис. 11.1).
Политика вкладов
В соответствии с законодательством развитых стран, институты государственного сектора, как правило, держат свои ликвидные средства на счетах центрального банка. Это делается для того, чтобы не увеличивать кредитный потенциал коммерческих банков за счет государства. При этом центральные банки обыкновенно не обладают полномочиями управлять размещением вкладов государственных институтов. Поэтому институты общественного сектора способны увеличивать свои вклады в центральном банке и сокращать – в банках коммерческих (как, впрочем, и наоборот). И подобные изменения денежной базы происходят без вмешательства центрального банка: инициатива в данном случае исходит от институтов государственного сектора.
Политика вкладов способствует регулированию предложения денег коммерческих банков при участии центрального банка, причем в данном случае общественный сектор (государственные институты) является инициатором этого процесса, перенося свои вклады из коммерческих банков на счет центрального банка (контрактивная деятельность), либо перенося свои счета из центрального банка в коммерческий банк (экспансивная деятельность). «Политику вкладов» не следует причислять к эффективным (действенным) инструментам ДКП, учитывая ее ограниченные возможности и порой сомнительную мотивацию.
Джентльменское соглашение Джентльменское соглашение – это неформальная, основанная на взаимном доверии, договоренность между частными и (или) государственными сторонами. При этом стороны избегают заключать формальное соглашение на долгосрочную перспективу. Джентльменское соглашение носит добровольный характер и не предусматривает санкций за его невыполнение, но оно, как правило, выполняется, чтобы не наносить ущерба партнеру и не вызывать с его стороны соответствующей реакции. В международном масштабе джентльменские соглашения могут заключаться между государственными органами, например, между центральными банками.
Политика рефинансирования Политика рефинансирования является важной составляющей политики центрального банка. Первоначально политика рефинансирования банковских институтов центральным банком страны использовалось для оказания воздействия на денежно-кредитное обращение. Постепенно наряду с этим рефинансирование все чаще стало применяться как инструмент оказания помощи коммерческим банкам. Выполняя функции банка банков и кредитора в последней инстанции [1], центральные банки стали предоставлять ссуды кредитно-банковским институтам, которые испытывают временные финансовые затруднения. По срокам использования кредиты рефинансирования бывают краткосрочные (от одного дня до нескольких дней) и среднесрочные (3-4 месяца). Вместе с тем, доступ к кредитам центрального банка отнюдь не свободен, а является определенной привилегией. Возможность получения кредитов рефинансирования и их масштабов зависит от общего состояния финансового рынка, от целей и задач ДКП, а также от финансового положения кредитополучателя. Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, которые испытывают временные финансовые затруднения. По форме обеспеченияразличают учетные и ломбардные кредиты. В соответствии с политикой рефинансирования центральный банк уполномочен устанавливать учетную (дисконтную) ставку предоставления кредитов. Политика рефинансирования при помощи маневрирования дисконтной и ломбардной процентной ставок относится к классической процентной политике центрального банка. Механизм политики рефинансирования можно проиллюстрировать при помощи банковских балансов рыночных партнеров.
Допустим, что центральный банк получает от коммерческого банка вексель (1), и в качестве ответной услуги предоставляет вклад коммерческому банку (2). При этом увеличивается денежная база в обладании коммерческих банков, и они получают возможность предоставлять дополнительные кредиты. Возрастает предложение кредитов. При данном спросе на деньги ставка процента понижается. Если в экономике возникают ожидания увеличения кредита, то коммерческие банки способны придержать кредитование. При этом возрастает их ликвидность. Рассмотрим подробнее дисконтную и ломбардную политику центрального банка.
Политика на открытом рынке Операции на открытом рынке (ООР) представляют собой операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг, условно принадлежащих к рынку денег (казначейские векселя, векселя государственных корпораций, промышленных компаний и банков, векселя, учитываемые центральным банком), а также ликвидные ценные бумаги рынка капитала. Операции на открытом рынке – наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка. Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его привлекательным. При покупке ценных бумаг за деньги центрального банка, центральный банк увеличивает денежную массу в обращении, тем самым осуществляет экспансионистскую политику открытого рынка. Напротив, продавая ценные бумаги, центральный банк осуществляет рестриктивную политику открытого рынка. Операции центрального банка на открытом рынке предполагают использование определенных технических процедур. Они различаются по: - условиям сделок (прямая сделка или операция outright; операция РЕПО; учет векселей; валютный своп; ломбардная ссуда; эмиссия собственных ценных бумаг). - объектам сделок (операции с государственными или частными ценами бумагами); - срочности сделок (краткосрочные сделки – до 3 месяцев, долгосрочные – на год и более); - сфере проведения операций (только банковский сектор или в совокупности с небанковским сектором рынком ценных бумаг); - способу установления процентных ставок (центральным банком или рынком). Наибольшее распространение операции на открытом рынке получили в странах с высокоразвитым денежным рынком (США, Канада, Британия, Германия, Япония, Франция и Италия). В развивающихся странах, где отсутствует рынок высококачественных ценных бумаг, операции центрального банка с ценными бумагами мало способны эффективно и серьезно влиять на денежную базу и величину резервов коммерческих банков. По условиям сделок с ценными бумагами на открытом рынке, как отмечалось, наибольшее распространение получили прямые сделки, операции РЕПО, учет векселей, валютный своп, ломбардная ссуда и эмиссия собственных бумаг центрального банка. Исторически первой формой операций на открытом рынке явились прямые сделки (операции outright), то есть операции центрального банка по покупке или продаже государственных облигаций и других обязательств, казначейских векселей, а в отдельных странах – частных векселей и векселей центрального банка. Прямые операции проводятся на налично-денежной «кассовой» основе, предполагающей полный расчет в течение дня завершения сделки. В настоящее время в развитых странах применяют центральные банки Канады, Японии, Англии и США. Однако более активно используются в современных условиях операции РЕПО и ломбардный кредит. Обратные операции на открытом рынке (операции РЕПО) – это операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок, и поэтому являются более мягким методом регулирования. Это делает их более привлекательными и расширяет масштабы их использования. В высокоразвитых странах операции РЕПО составляют свыше 95% совокупных операций с ценными бумагами. Операции РЕПО на открытом рынке активно используются во всех развитых странах (за исключением Дании). Ломбардный кредит в качестве условий сделок на открытом рынке – также широко используется во многих развитых странах (за исключением США и Англии). Что касается эмиссии собственных ценных бумаг, то большинство центральных банков отказываются от подобной практики: они хотят избавиться от излишнего вмешательства в сферу финансового посредничества и стремятся поддержать правительственные ценные бумаги в качестве базового ориентира для участников финансовых рынков. Учет векселей в качестве операции на открытом рынке используется немногими странами (Япония, США). То же касается валютного свопа ( Австралия, Швейцария, Новая Зеландия). Объектами сделок операций на открытом рынке чаще всего являются правительственные ценные бумаги, а также ценные бумаги правительственных агентств. В меньших объемах применяются ипотечные ценные бумаги, и еще реже – ценные бумаги финансовых институтов и частного промышленного сектора. В традиционном, классическом понимании операции на открытом рынке осуществляются на вторичном рынке ценных бумаг. Однако в странах, где вторичный рынок не получил достаточного развития, к операциям на открытом рынке приравниваются и операции на первичном рынке, хотя в этом случае желаемый результат достигается не прямо, а опосредованно. При сравнительно небольших масштабах операции на открытом рынке оказывают в основном качественное, а не количественное воздействие на ликвидность банковской системы и состояние денежного обращения. Но по мере расширения объема операций на открытом рынке появляется возможность эффективного воздействия и на количественные параметры денежного рынка. Ценные бумаги открытого рынка могут предлагаться центральным банком либо: • методом процентной ставки, при которомцентральный банк устанавливает лишь отпускную ставку процента (ставку процента, при которой ценные бумаги продаются), но не ставку процента обратной покупки. При этом центральный банк предоставляет коммерческим банкам право выбора: покупать ценные бумаги или нет. Коммерческие банки решают это сами, исходя из соображений доходности. • методом тендера (объявления конкурса), когда на открытом рынке объявляются титулы продаваемых ценных бумаг, и продажа осуществляется на рыночной основе. Эффективность политики открытого рынка. Когда центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, коммерческие банки покупают их за деньги центрального банка, которые возвращаются в центральный банк. Денежная база сокращается, в результате чего коммерческие банки уменьшают свои возможности предоставления кредитов, при этом сокращается объем денежной массы М 1. Естественно, что операции на открытом рынке оказывают воздействие на уровень процентной ставки. Так, при проведении контрактивной политики на открытом рынке центральный банк продает ценные бумаги рынка денег (то есть краткосрочные ценные бумаги). При этом курс данных ценных бумаг будет снижаться, а ставка процента на денежном рынке возрастет. Если одновременно при этом центральный банк покупает ценные бумаги рынка капитала (долгосрочные ценные бумаги), то такие одновременные операции с противоположной направленностью называются twist operation. В результате процентная ставка на рынке капитала снижается. При помощи twist operation можно, например, ограничить экспорт капитала и одновременно стимулировать инвестирование внутри страны. Однако, как правило, эффект подобной политики носит краткосрочный характер, так как процентные ставки на рынке денег и рынке капитала имеют тенденцию к сближению. Однако коммерческие банки в ответ на продажу центральным банком ценных бумаг на открытом рынке могут вместо снижения предложения кредита (K S↓), могут увеличить предложение ценных бумаг (B S↑), что уменьшит срочные (Т) и накопительные (S) вклады клиентов. Тем самым, связанная прежде ликвидность коммерческих банков вновь высвободилась, и при помощи этой высвободившейся ликвидности коммерческие банки способны без ограничения своих срочных вкладов приобретать бумаги на открытом рынке у центрального банка. При этом денежная масса М 1 осталась неизменной, а денежная масса М 3 сократилась. Данные две реакции коммерческих банков на действие центрального банка на открытом рынке схематично можно изобразить следующим образом:
→ KS↓, i ↑, KD, K↓, M1 ↓, M3↓ Импульс ООР → Н ↓ − → BS↑, T↓, S↓, M3↓(M1)
Насколько импульс от операций на открытом рынке повлияет на М 1 – зависит от того – по какой ветви преимущественно пойдет реакция. Однако, в любом случае, денежная масса М 3, и – соответственно М 2 – сократится. Рассмотрим размещение ценных бумаг на открытом рынке при помощи тендерного метода. Количественный тендер. При количественном тендере центральный банк предлагает определенное количество ценных бумаг при фиксированной процентной ставке (тендер с фиксированной процентной ставкой). Со своей стороны, кредитные институты заявляют о своих потребностях на данную ценную бумагу. Эта ситуация изображена на рис. 11.6. Спрос коммерческих банков на ценные бумаги составил 40 денежных единиц, а предложение центрального банка – только 20. Поэтому каждый коммерческий банк в соответствии со своей квотой получит только 50% запрашиваемых ценных бумаг по ставке 8%.
Преимущество этого метода заключается в том, что тендер проходит по заранее установленной ставке процента. Однако есть и недостаток. Он заключается в том, что покупатели (коммерческие банки) зная о пропорциональном распределении ценных бумаг, могут объявить завышенный объем спроса. Процентный тендер. Процентный тендер центральный банк может проводить методом голландского, либо американского аукциона. При голландском аукционе центральный банк начинает торги с максимальных ставок, постепенно снижая их (рис.11.7). Понижение осуществляется до тех пор, пока не оказываются проданные все ценные бумаги, вынесенные на аукцион. Минимальная цена ценных бумаг называется ценой отсечения. Именно по этой цене будут проданы ценные бумаги, которые подали заявки на покупку ценных бумаг (независимо от того, при какой цене были поданы эти заявки). Если последняя заявка превышает лимит продаваемых ценных бумаг (в нашем случае – 20 млрд.), то она выполняется частично. Все предыдущие заявки выполняются в полном объеме. Недостаток голландского аукциона заключается в том, что некоторые (особенно мелкие покупатели), в надежде на более низкую цену отсечения подают заявки с самого начала, порой, не учитывая в достаточной степени, собственную ликвидность. Эта практика искажает функционирование рыночного механизма, и для преодоления этого недостатка применяется американский аукцион (рис. 11.8).
При американском аукционе торги проводятся также от максимальной цены на понижение. Однако каждый участник получит ценные бумаги именно по той цене и в том количестве, которые им были заявлены. Это дисциплинирует рынок и предотвращает ценовые манипуляции.
Политика своповой ставки
Мы уже упоминали об операции своп (swap) в параграфе 2.9. Рассмотрим теперь этот вопрос более подробно. Своповую политику следует рассматривать в качестве отправной точки внешней ДКП, с помощью которой центральный банк имеет возможность косвенно воздействовать на денежную массу и (или) ставку процента в стране. С помощью своповых операций центральный банк ограничивает нежелательные воздействия международной конъюнктуры на экономику страны, влияет на функционирование на валютном рынке с тем, чтобы предотвратить нежелательные притоки или оттоки валюты, влияющие на обменный курс. Напомним определение операции своп. Своп (swap - обмен) – это операция на валютном рынке, сочетающая куплю-продажу валют на условиях ее немедленной поставки (сделка спот) с одновременной контрсделкой на определенный срок (форвардной сделкой) с теми же валютами. Таким образом, на валютной бирже существует принципиальное различие между валютным рынком спот (где контракты и валютные сделки совершаются сегодня) и срочным валютным рынком (контракт с установленным обменным курсом сегодня с исполнением сделки через определенный период времени, как правило, в течение трех месяцев). При этом валютный курс спот и валютный курс форвард могут между собой различаться. Отклонения между валютным курсом спот e spot и валютным форвардным курсом e forward выравниваются при помощи арбитража. Допустим, если уровень процента за границей ниже, чем в данной стране, то в данную страну потечет зарубежный денежный капитал, и центральный банк должен будет конвертировать этот приток валюты (если центральный банк придерживается режима полной конверсии). В связи с этим центральный банк будет вынужден неконтролируемо увеличивать эмиссию национальной валюты. Предположим, что российский импортер может приобрести американский товар А, и имеет для этого необходимую сумму в долларах. Но российской компании необходимы валютные средства в данный момент для других целей в рублях. В то же время эта российская компания может предоставить гарантии, что через 3 месяца у нее будет необходимая сумма в долларах. Для этого импортер может воспользоваться свопом: компания импортер обменяет доллары на рубли сегодня на валютном рынке спот и рубли на доллары на форвардном валютном рынке. В этом случае компания решит проблему с рублями, необходимыми в данный момент, и с долларами, которые понадобятся через 3 месяца, осуществив при этом одну сделку. Обычно большое число такого рода сделок могут проводить только компании с большими запасами валюты. Эти сделки более типичны для банков, которые хранят значительный объем вкладов в иностранной валюте и которым необходимы рубли для осуществления ежедневных операций с клиентами. Более того, банки и другие кредитно-финансовые институты иногда заключают валютные свопы регулярно с целью получения прибыли от свопов. Другие осуществляют такие сделки в качестве брокеров между сторонами сделки для того, чтобы получить за это соответствующие комиссионные. Если рыночные ставки процента на внутреннем и внешнем рынке равны между собой (i = i*), то для арбитражера имеет смысл запрашивать иностранную валюту на рубли на рынке спот и одновременно рубли на иностранную валюту на рынке форвард, если e spot > e forward; если же e spot < e forward – то следует осуществлять обратную операцию. При международных различиях процентной ставки, арбитраж прибылен до тех пор, пока курсовая разница между e spot и e forward не уравняется разницей процентных ставок внутри страны i и за рубежом i *. Для импортера капитала подобные сделки имеют смысл до тех пор, пока основная сумма капитала х (в иностранной валюте) включая процентный доход и, принимая во внимание обменный курс в стране, приносит более высокий доход, чем за рубежом, то есть:
(11.1)
где e = обменный курс, то есть «национальная валюта, выраженная в иностранной валюте». Из уравнения 11.1 получим условие импорта капитала:
(11.2)
при этом выражение в левой части формулы 10.2 называется ставкой своп; а выражение в правой части формулы – чистой разницей рыночных процентных ставок. Арбитраж теряет экономический смысл если:
. (11.3)
Центральный банк может проводить своповую политику, при которой официальная своповая ставка фиксирована и находится выше или ниже свободной рыночной своповой ставки. Если официальная своповая ставка выше (ниже) рыночной своповой ставки, то импорт капитала возрастает (ограничивается или начинается экспорт капитала). Таблица 11.2. Международные резервные активы РФ в 1997-2005 гг. (млн. долларов США)
Составлено на основе данных Центрального банка РФ за соответствующие годы.
В настоящее время в качестве резервных валют используются доллар США, евро, фунт стерлингов, японская иена и швейцарский франк. Официальные валютные резервы некоторых стран состоят из иностранных валют и других компонентов, не включающих золото. Официальная статистика стран – членов МВФ приводит данные об объеме официальных валютных резервов, как включая золотой запас, так и за его вычетом. В понятие «официальные валютные резервы» включаются как собственные активы в иностранной валюте, так и заемные средства. В зависимости от источника образования выделяют валовые валютные резервы и чистые резервы. Валовые валютные резервы состоят из собственных и заемных валютных средств, чистые валютные резервы представлены собственными средствами. Официальные валютные резервы находятся в ведении министерства финансов (или казначейства) и центрального банка. При этом их собственником является государство. В некоторых странах часть официальных резервов находится у центрального банка, а часть – у министерства финансов (казначейства). Если же валютные резервы переданы в распоряжение казначейства, то на центральный банк возлагаются лишь технические функции по ведению соответствующего счета (Банк Англии). В Германии все официальные валютные резервы находятся в Бундесбанке, а в США – половина. Концентрация официальных валютных резервов в центральном банке и наделение его полномочиями по управлению ими способствует более эффективному использованию валютных запасов. В связи с этим страны – члены ЕВС в ходе унификации их национальной валютной и денежно-кредитной политики постепенно переходят к такой практике. Уровень официальных валютных резервов зависит от состояния внешней торговли, от уравновешенности платежного баланса, от режима валютного контроля, от инвестиционного климата, от характера интервенционной политики, от режима валютного курса. В целях поддержания валютных резервов на приемлемом для той или иной страны уровне центральные банки осуществляют комплекс мероприятий, именуемых управлением валютными резервами. Управление валютными резервами – это формирование их оптимальной структуры и рациональное размещение. Прежде всего, определяется временная структура валютных резервов. В зависимости от временного критерия валютные резервы разделяются на три категории: - ликвидные краткосрочные (требования и обязательства, срок которых не превышает 3 месяца); - среднесрочные (до трех лет); - долгосрочные (более трех лет). В структуре валютных резервов краткосрочные ликвидные средства составляют не менее половины совокупных объемов, в странах с неустойчивой экономикой – до 100%. При выборе временной структуры валютных резервов центральный банк исходит, прежде всего, из предполагаемого использования валютных резервов. Если валютные резервы предназначаются для проведения валютных интервенций, то степень их ликвидности должна быть максимально высокой и в их структуре должны доминировать краткосрочные активы, легко реализуемая в наличность без серьезных потерь. Если же валютные резервы полагается использовать на цели урегулирования международных платежей, то их структура должна быть более диверсифицированной, что даст возможность увеличить их стоимость. Центральные банки зарубежных стран прибегают преимущественно к формированию валютных резервов из краткосрочных и среднесрочных активов. Не менее важным в процессе управления валютным резервами являются определение валютной корзины, а также выбор инструментария. При предназначенности валютных резервов в первую очередь для проведения валютных интервенций валютная корзина диверсифицирована в минимальной степени. В настоящее время главной резервной валютой, в которой центральные банки держат свои запасы, продолжает оставаться доллар США, вместе с тем повышается удельный вес евро. Все чаще используются иена, фунт стерлингов. При оценке размещения валютных резервов центральный банк исходит из 3 основных критериев: ликвидности, наличия государственных гарантий и рентабельности. Обычно центральный банк использует следующие формы размещения валютных резервов: государственные ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, и депозиты, размещенные в банках за границей. Наиболее привлекательными являются государственные ценные бумаги США, которые отвечают всем трем предъявляемым требованиям. Помимо ценных бумаг центральные банки размещают официальные валютные резервы в депозиты, преимущественно краткосрочные, на международном межбанковском рынке. В отличие от государственных ценных бумаг срочные депозиты представляют собой необеспеченный вид размещения валютных резервов. Поэтому центральные банки устанавливают лимиты размещения депозитов по странам и по каждому банку-контрагенту.
& Литература
[1] См.: Параграф 9.4. «Центральный банк: его статус и функции». [2] В некоторые периоды в отдельных странах разница между учетной и ломбардной ставками колеблется от 0,5 до 4,0 процентных пункта, но в любом случае ломбардная ставка превышает учетную. [3] Термин «ломбардный кредит» произошел от названия местности в Италии – Ломбардии, на территории которой в средние века менялы («ломбарды») предоставляли краткосрочные кредиты под залог ликвидного имущества. Выдаваемые ими кредитные письма назывались “Litterae Lombardorum” («письма ломбардов»). В XVII-XVIII вв. ломбардные кредиты начали предоставляться банками, при этом, обеспечением стали служить драгоценные металлы или товары. [4] В настоящее время в ломбардный список, то есть в список приемлемого обеспечения по ломбардным кредитам входят ГКО, ОФЗ-ПД и ОФЗ-ФД; облигации правительств Москвы, Башкортостана и Самарской области; Облигации Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и Московского ипотечного агентства. С 4.07.2005 г. Банк России расширил ломбардный список на 5 позиций: это облигации «Газпрома», Внешторгбанка, «Российских железных дорог», «ЛУКойла» и Тюменской нефтяной компании (ТНК). (См.: Эксперт. 2005. № 26. С. 39). [5] В Германии минимальные резервные требования дифференцированы следующим образом: (1) бессрочные вклады резидентов (максимальная ставка rD = 30%); (2) срочные вклады резидентов сроком до 4-х лет, как и эмитированные банками владельцев долговых расписок сроком до 2-х лет (максимальная ставка rT = 20%); (3) накопительные вклады резидентов с законодательным сроком (максимальная ставка rS = 10%).
[6] В российской литературе широкое распространение получил термин «золотовалютные резервы». Однако в соответствии с классификацией МВФ более точным является выражение «иностранные резервы». [7] Международные резервные активы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации по состоянию на отчетную дату. Международные резервные активы складываются из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов. В категорию активов в иностранной валют е входят валютные активы Банка России и Правительства Российской федерации в форме наличных денег, банковских депозитов в банках-нерезидентах (с рейтингом не ниже «А» по классификации “Fitch IBCA” и “Standard and Poor’s” или “A2” по классификации “Moody’s”); а также государственных и других ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, имеющих аналогичный рейтинг. В категории другие резервные активы учитываются средства в форме обратных репо. Из перечисленных активов, начиная с 1 января 1999 г., вычитается сумма, эквивалентная остаткам в иностранной валюте на корреспондентских счетах банков-резидентов в Банке России, кроме средств, предоставленных Внешэкономбанку для обслуживания государственного внешнего долга. [8] Резервная позиция в МВФ – это часть международных резервных активов страны, в пределах которых страна-владелец имеет возможность автоматически и по первому требованию получить необходимые средства в МВФ. [9] Монетарное золото оценивается исходя из 300 долларов США за тройскую унцию (31,1 г чистого золота). Глава 11. Инструменты денежно-кредитной политики Рассмотрим теперь более подробно регулирующую функцию центрального банка, о которой уже упоминалось (см. параграф 9.1 и рис. 9.4). Данная функция реализуется с помощью совокупности инструментов денежно-кредитной политики (ДКП) (см. рис. 11.1).
Политика вкладов
В соответствии с законодательством развитых стран, институты государственного сектора, как правило, держат свои ликвидные средства на счетах центрального банка. Это делается для того, чтобы не увеличивать кредитный потенциал коммерческих банков за счет государства. При этом центральные банки обыкновенно не обладают полномочиями управлять размещением вкладов государственных институтов. Поэтому институты общественного сектора способны увеличивать свои вклады в центральном банке и сокращать – в банках коммерческих (как, впрочем, и наоборот). И подобные изменения денежной базы происходят без вмешательства центрального банка: инициатива в данном случае исходит от институтов государственного сектора.
Политика вкладов способствует регулированию предложения денег коммерческих банков при участии центрального банка, причем в данном случае общественный сектор (государственные институты) является инициатором этого процесса, перенося свои вклады из коммерческих банков на счет центрального банка (контрактивная деятельность), либо перенося свои счета из центрального банка в коммерческий банк (экспансивная деятельность). «Политику вкладов» не следует причислять к эффективным (действенным) инструментам ДКП, учитывая ее ограниченные
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.126 (0.018 с.) |