Особенность нормативного подхода в макроэк-ой политике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенность нормативного подхода в макроэк-ой политике



Особенность нормативного подхода в макроэк-ой политике

 

Макроэк-ая политика представляет такую форму вмешательства госуд-ва в эк-ку, которая направлена на достижение полной занятости, устойчивых темпов эк-го роста и стабилизацию уровня цен. Решения, принимаемые правит-ми органами и определяющие эк-ую политику, оказывают значительное влияние на жизнь и на благосостояние граждан в рамках нац эк-ки. В связи с этим возник особый раздел эк-ой теории – нормативная теория эк-ой политики. Нормативный подход позволяет расширить и усиливать аналит-ие и прогнозные возможности макроэк-ой науки. Нормативная теория эк-ой политики призвана определять, как следует действовать политикам для достижения желаемых результатов.

В рамках нормативного подхода рассм-ся след проблемы: 1) масштабы вмешат-ва правит-х органов в эк-ку; 2) выбор наиболее эфф-х способов достижения целей – оптимальные меры эк-ой политики.

В кач-ве главной цели выступает максимизация общественного благосостояния, его обеспечение предполагает необходимость достижения целого ряда более конкретно определенных задач, которые могут быть кол-но измеримы. Так, достижение полной занятости, явл-ся одной из таких целей.

Виды целей: 1) стратегические (конечные): устойчивый эк-ий рост, полная занятость, стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса; 2) тактические (промежуточные): сбалансированность гос бюджета, сглаживание циклических колебаний, контроль над денежной массой и ставкой процента.

Между различными целями сущ-ет неоднозначная система взаимосвязей, например, достижение одной цели способствует достижению другой или достижение одной из конфликтных (взаимозаменяемых) целей препятствует достижению другой. Также могут существовать нейтральные цели, не оказывающие влияние друг на друга.

Для достижения поставленных целей госуд-во может использовать набор определенных политических инструментов (те параметры, на которые правит-ые органы могут оказывать воздействие при проведении той или иной политики), в качестве инструментов рассматриваются: 1) инструменты фискальной политики (объем гос закупок и чистые налоги); 2) инструменты денежно-кредитной политики (денежная масса).

Суть нормативного подхода заключается в выборе политических решений, позволяющих максимально возможно приблизить экономику к достижению желаемых целей. Оценивая эк-ую ситуацию, госуд-во определяет конечные цели политики и конкретные значения целевых показателей, к достижению которых необходимо стремиться. В отличие от нормативного, позитивный подход к макроэк-ой политике направлен на определение рез-ов воздействия на экономику заранее выбранных госуд-ом масштабов применяемых политических мер. Т.О., основной задачей позитивного подхода оценка последствий принятых правительственных решений. Напротив, при нормативном подходе исследуется вопрос том, как политикам следует действовать, какие решения им надо принять для того, чтобы поставленные цели были достигнуты наилучшим образом и с минимальными издержками для общества.

 

Модель выбора оптимальной политики. Правило Тинбергена.

Впервые проблема рациональности выбора в эк-ой политике была рассмотрена голландским экономистом Яном Тинбергеном. В рамках нормативного подхода он предложил модель выбора оптимальной политики, алгоритм которой можно представить следующим образом: 1) правит-ые органы должны выбрать конечные цели эк-ой политики, исходя из максимизации общественного благосостояния; 2) определить целевые показатели, к которым необходимо стремиться; 3) оценить политические инструменты, находящиеся в распоряжении правит-ых органов (инструменты фискальной политики (объем гос закупок) и инструменты денежно-кредитной политики (денежная масса)); 4) выбрать оптимальный масштаб применяемых политических мер.

С точки зрения теории модель выглядит очень логично, однако в реальности четкого решения относительно целевых показателей нет. Когда общественное благосостояние достигнет своего максимума: когда в экономике будет полная занятость и когда уровень инфляции будет нулевым?

Даже если выбраны цели и инструменты, определены оптимальные значения целевых показателей, задача определения значений инструментов, позволяющих достичь поставленных целей, остается достаточно сложной. Объясняется это тем, что решение данной задачи требует от властей знаний о форме связей между целями и инструментами и т.д.

Тинберген сформулировал основное правило рациональности при выборе оптимальной политики, получившее название правило Тинбергена: при проведении эк-ой политики может быть достигнуто такое кол-во целей, которое равно кол-ву имеющихся у политиков инструментов.

Различные инструменты макроэк-ой политики контролируются разными гос органами. Так, инструменты денежно-кредитной политики находятся под контролем центрального банка, а фискальной политики – под контролем правительства. Ян Тинберген предполагал, что различные органы гос управления координируют свою политику.

Еще одним правилом рациональности при выборе оптимальной политики является правило Манделла или правило эффективной рыночной классификации (о необходимости привязки каждого инструмента к тому целевому показателю, на который данный инструмент оказывает наиболее сильное влияние). Практическое значение правила Манделла заключается в выводе о необходимости разделения полномочий между правительством и центральным банком. Поскольку центральный банк контролирует инструменты денежно-кредитной политики, которые больше влияют на инфляцию, то он должен отвечать за регулирование инфляции. В то же время инструменты фискальной политики, используемые правительством, больше влияют на объем национального производства, поэтому правительство должно отвечать за регулирование объема выпуска.

 

Мультипликаторы государственных расходов и налоговые мультипликаторы при фиксированных ценах. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Мультипликатор гос расходов: ____________________________________________

 

Изменение гос расходов (∆G) связано с изменениями нац дохода (∆Y) посредством коэффициента 1/(1-Сy), который и есть мультипликатор гос расходов.

 

Налоговый мультипликатор: ______________________________________________

 

Коэффициент, располагающийся между величиной ∆Y и ∆T, есть налоговый мультипликатор. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора гос расходов. Это связано с тем, что сокращение налогов приводит к росту совокупного спроса не полностью, а лишь в той мере, в какой возросший доход частных лиц расходуется на потребление в соотв-ии с их предельной склонностью к потреблению.

 

Мультипликатор сбалансированного бюджета. Политика большого равновесного бюджета имеет свое кол-ое выражение. Если правит-во увеличивает доходы и расходы бюджета на одну и ту же величину, то: ∆G=∆T=∆B, где ∆В – общее увеличение бюджета. Увеличения нац дохода в этой связи равны. Оба эффекта возникают одновременно:

 

Т.О., мультипликатор равновесного бюджета равен единице, и прирост нац дохода равен приросту бюджета.

Факторы, влияющие на эффективность денежно-кредитной политики в закрытой экономике. Сравнительный анализ результатов экспансионистской денежно-кредитной политики в краткосрочном и долгосрочном периодах

 

Рассмотрим случай увеличения кол-ва денег в обращении (график! Стр 50, 2.18):

 

На рисунке изображен случай, когда линия IS пересекает кривую LM на ее наклонном участке. Увеличение кол-ва денег в обращении вызвало смещение кривой LMo в положение LM1. уменьшение ставки процента способствовало росту спроса, и функция совокупного спроса сместилась в положение AD1. однако при уровне цен Ро на товарном рынке образовался дефицит. Дефицит вызвал рост общего уровня ценю рост уровня цен, с одной стороны, увеличил совокупное предложение, с другой стороны, через смещение линии LM1 в положение LM2, погасил совокупный спрос, в итоге новое равновесие сложилось в точке Е2.

Если функция совокупного предложения имеет горизонтальный вид (кейнсианский), то цены не меняются и не оказывают отрицательного влияния на мультипликатор. Если функция совокупного предложения вертикальна, то рост предложения денег вызовет лишь рост цен, не увеличив нац доход.

В условиях рыночного хоз-ва для денежных властей всегда стоит вопрос, то регулировать для лучшего воздействия на конъюнктуру – объем денежной массы или ставку процента. Теоретически выбор объекта зависит от того, что является источником нестабильного спроса – рынок благ (смещение линии IS) или рынок денег (смещение кривой LM). Вопрос поставлен теоретически, т.к. органы, отвечающие за денежную политику, не могут точно определить истчоник нестабильности спроса.

 

 

20. Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики в краткосрочном периоде (кейнсианский подход)

Эффективность любого вида эк-ой деят-ти определяется отношением результата к затратам на его осуществление. На стороне будут выступать: при фискальной политике гос расходы (∆G), при денежно-кредитной – изменение кол-ва реальных денег в обращении (∆М/Р). На стороне рез-та – изменение нац дохода (∆Y). отношение же рез-та к затратам определяется величиной мультипликаторов фискальной (Mqi) и денежно-кредитной политики (Mmp). Поэтому сравнительная эффективность фискальной и денежно-кредитной политики будет зависеть от значений этих мультипликаторов. (написать формулы мультипликаторов! Стр 53, 2.29 и 2.30):

 

 

 

Для того, чтобы фискальная политика была более эффективной, чем денежно-кредитная надо, чтобы выполнялось условие: Mqi>Mmp. Условием большей эфф-ти денежно-кредитной политики явл-ся обратное соотношение.

 

Это сравнение показывает, что условием большей эфф-ти фискальной политики явл-ся неравенство (написать! Стр 53, 2.31 и 2.32):

 

 

Фискальная политика эффективнее тогда, когда эластичность спроса на деньги по ставке процента выше, чем эластичность спроса на инвестиции по ставке процента. Графически это выражается в том, что линия IS в модели IS-LM более крутая, чем кривая LM (график! Стр 53, 2.21):

 

Напротив, денежно-кредитная политика эффективнее в том случае, если эластичность спроса на деньги по ставке процента ниже, чем эластичность спроса на инвестиции по ставке процента. Графически это выражается в том, что линия IS более пологая, а кривая LM более крутая (график! Стр 54, 2.22):

 

 

21. Сравнительная эффективность денежно-кредитной и фискальной политики в краткосрочном периоде (монетаристский подход)

Предположим, правит-во увеличивает кол-во денег в обращении с целью стимуляции эк-ой активности.

С точки зрения монетаристов, увеличение кол-ва денег в обращении вызывает 2 эффекта: 1) эффект богатства; 2) эффект замещения. Эффект богатства заключается в том, что, вслед за увеличением предложения денег, возрастает спрос на все виды активов (физический капитал, ценные бумаги и деньги). Эффект замещения заключается в том, что, вследствие увеличения кол-ва денег в обращении их предельная полезность падает. Эффект богатства и эффект замещения, действуя одновременно, вызывают снижение ставки процента. Снижение ставки процента дополнительно стимулирует спрос домохоз-в на физический капитал (включая товары длительного пользования). Увеличение спроса на физ капитал ведет к общему росту совокупного спроса и росту цен. Рост цен стимулирует рост совокупного предложения. Однако, предприниматели могут увеличить предложение, лишь привлекая дополнительных рабочих.

Эфф-ть использования денежно-кредитной политики снижается двумя обстоятельствами: во-первых, эффект возрастания нац дохода и занятости, достигаемый в краткосрочном периоде, будет нейтрализован возросшей инфляцией во-вторых, между действиями правит-ва при проведение денежно-кредитной политики и появлением рез-ов имеется временный лаг (который включает время обнаружения проблемы властями (лаг наблюдения), время для принятия решений (лаг принятия решений) и время, которое проходит, пока изменение предложения действительно повлияет на доход и занятость (лаг воздействия)). В итоге общий лаг времени становится непредсказуемым вследствие разнообразия факторов, влияющих на него. А из этого вытекает, что краткосрочная денежно-кредитная политика не может быть достаточно точной и эффективной.

Эффективность фискальной политики: стимулируя рост нац дохода путем увеличения расходов, госуд-во должно эти расходы профинансировать. Сущ-ет 2 основных способа финансирования возросших гос расходов: денежный и долговой. В случае денежного правит-во, нуждаясь в дополнительных деньгах, побуждает центральный банк прибегнуть к эмиссии, хотя формально это выглядит как заем. Получается, что на практике происходит то же самое увеличение предложения денег, как и в случае денежно-кредитной политики. Соотв-но эффективность данного вида политики такая же, как и денежно-кредитной. Оценка эфф-ти фискальной политики в случае долгового финансирования дефицита бюджета иная. В этом случае гос-во для финансирования своих расходов берет деньги в долг у частных лиц. Источник, из которого частные лица могут одалживать гос-ву, их сбережения. Если гос-во взяло в долг у граждан их сбережения, то на такую же величину сократятся и частные инвестиции, т.е. происходит вытеснение частных инвестиций. В итоге совокупный спрос в рез-те фискальных мероприятий правит-ва в данном случае не изменится. Возрастание спроса со стороны гос-ва компенсируется равным сокращение инвестиционного спроса частных лиц. Если же совокупный спрос не возрос, то и нац доход не возрос. Вывод: в случае долгового финансирования эфф-ть фискальной политики равна нулю, т.е. она в любом случае менее эффективна, чем денежно-кредитная политика.

 

 

Макроэкономическая интерпретация результатов комбинированной политики с помощью кейнсианской модели ОМР. Применение правила эффективной рыночной классификации при распределении полномочий в закрытой экономике

Рассмотрим каково влияние фискальной и денежно-кредитной политики в случае проведения комбинированной политики (график! Стр 58, 2.25):

 

Исходное состояние равновесия имеется при след значениях макроэк-х условиях переменных: i1, Y1, P1, N1, W1. на верхнем графике посредством модели IS-LM показано, что гос-во проводит активную фискальную политику (IS1 смещается в сторону IS2). Если бы фискальная политика не сопровождалась соот-ей денежно-кредитной, то эфф спрос возрос бы до значения Y3, а ставка процента увеличилась до значения i2. однако фискальная политика скоординирована с денежно-кредитной и кривая LM1 смещается в положение LM2. в рез-те увеличения кол-ва денег в обращении ставка процента не возрастает. Соотв-но эффект вытеснения не возникает и нац доход возрастает до значения Yf.

На нижнем графике в 1 квадранте представлена модель AD-AS. Функция совокупного предложения до значения Yf горизонтальна. Функция совокупного спроса AD1 в результате проведения комбинированной политики переместилась в положение AD2. тем самым равновесие совокупного спроса и предложения осуществилось при неизменном уровне цен Р1 и нац доходе полной занятости.

В 4 квадранте представлена произв-ая функция Y(N). Посредством этой функции и известного нового значения нац дохода Yf определяем равновесное значение занятости (Nf).

В 3 квадранте изображен кейнсианский рынок труда. При неизменной денежной зар плате W1 и неизменной функции предложения труда (N^s) возрос спрос на труд со стороны предпринимателей. В итоге имевшая место безработица ликвидировалась.

Т.О., комбинация фискальной и денежно-кредитной политики оказала более благотворное действие на общее равновесие, чем изолированное применение только фискальной политики.

 

Эффект j-кривой

 

Эффект j-кривой. Изменения валютного курса во многом определяются динамикой торговых потоков как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Это, в свою очередь, приводит лишь к постепенному приспособлению баланса текущих операций к изменениям валютного курса. Чисто теоретически реальное обесценение национальной валюты немедленно улучшает баланс текущих операций страны, а реальное удорожание валюты ухудшает его. На практике баланс текущих операций ухудшается сразу после реального обесценения валюты, его улучшение начинается через определенный временной лаг. Данное обстоятельство привело к необходимости анализа факторов, определяющих траекторию j-кривой(Баланс счета текущих операций, измеряемый в единицах национального продукта)

 

Реальное обесценение валюты может привести к ухудшению баланса текущих операций (перемещение из точки А в точку В) вследствие следующих причин:

а) наличия запасов экспортно-импортных заказов, сделанных в предыдущем периоде;

б) необходимости переориентации и приспособления 21 производителей к новым экономическим условиям, связанным с изменением относительной цены.

Они связаны с инерцией спроса и предложения. По мере преодоления инерции наблюдается выравнивание счета текущих операций (переход из точки В в точку С), то есть достигается уровень, в котором находилось сальдо счета текущих операций до обесценения валюты. Реальное обесценение национальной валюты начинает улучшать баланс счета текущих операций (область от точки С вправо). По эмпирическим данным для промышленных стран эффект j-кривой может продолжаться от шести месяцев до года.

 

Преимущества.

1. экономические субъекты заранее узнают о «правилах игры» и могут к ним приспособиться.

2. такая политика предполагает последовательность действий. В-третьих, твердый курс в экономике позволяет достичь более высоких результатов в долгосрочной перспективе.

Недостаток - негибкость политики. Четкое следование установленным правилам, не изменяя их, может затормозить экономический рост, вызвать негативные изменения в экономике на краткосрочном отрезке времени в связи с изменением существующих условий.

Политика свободы действий означает возможность выбора наиболее подходящей для данных условий политики.

Преимущество: возможность изменения мер и инструментов воздействия на экономику применительно к конкретным обстоятельствам.

недостатки: непоследовательность экономической политики и неопределенность действий правительства. Сторонники активной политики считают, что в связи с изменениями в экономике и познаниями людей сути происходящих в ней процессов необходимо менять и политику, установление правил свяжет руки руководителям министерств и ведомств, проводящих политику государства.

Проведение политики свободного выбора связано еще с одной проблемой. Как бы быстро ни перестраивалась политика, существует время, когда она не соответствует экономическим условиям. И хотя это обычно непродолжительное время, несоответствие может вызвать негативную реакцию экономических субъектов.

все чаще звучит мнение, что политика свободы выбора приносит больше отрицательного, чем положительного эффекта, поэтому и необходимо установить определенные правила.

 

Особенность нормативного подхода в макроэк-ой политике

 

Макроэк-ая политика представляет такую форму вмешательства госуд-ва в эк-ку, которая направлена на достижение полной занятости, устойчивых темпов эк-го роста и стабилизацию уровня цен. Решения, принимаемые правит-ми органами и определяющие эк-ую политику, оказывают значительное влияние на жизнь и на благосостояние граждан в рамках нац эк-ки. В связи с этим возник особый раздел эк-ой теории – нормативная теория эк-ой политики. Нормативный подход позволяет расширить и усиливать аналит-ие и прогнозные возможности макроэк-ой науки. Нормативная теория эк-ой политики призвана определять, как следует действовать политикам для достижения желаемых результатов.

В рамках нормативного подхода рассм-ся след проблемы: 1) масштабы вмешат-ва правит-х органов в эк-ку; 2) выбор наиболее эфф-х способов достижения целей – оптимальные меры эк-ой политики.

В кач-ве главной цели выступает максимизация общественного благосостояния, его обеспечение предполагает необходимость достижения целого ряда более конкретно определенных задач, которые могут быть кол-но измеримы. Так, достижение полной занятости, явл-ся одной из таких целей.

Виды целей: 1) стратегические (конечные): устойчивый эк-ий рост, полная занятость, стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса; 2) тактические (промежуточные): сбалансированность гос бюджета, сглаживание циклических колебаний, контроль над денежной массой и ставкой процента.

Между различными целями сущ-ет неоднозначная система взаимосвязей, например, достижение одной цели способствует достижению другой или достижение одной из конфликтных (взаимозаменяемых) целей препятствует достижению другой. Также могут существовать нейтральные цели, не оказывающие влияние друг на друга.

Для достижения поставленных целей госуд-во может использовать набор определенных политических инструментов (те параметры, на которые правит-ые органы могут оказывать воздействие при проведении той или иной политики), в качестве инструментов рассматриваются: 1) инструменты фискальной политики (объем гос закупок и чистые налоги); 2) инструменты денежно-кредитной политики (денежная масса).

Суть нормативного подхода заключается в выборе политических решений, позволяющих максимально возможно приблизить экономику к достижению желаемых целей. Оценивая эк-ую ситуацию, госуд-во определяет конечные цели политики и конкретные значения целевых показателей, к достижению которых необходимо стремиться. В отличие от нормативного, позитивный подход к макроэк-ой политике направлен на определение рез-ов воздействия на экономику заранее выбранных госуд-ом масштабов применяемых политических мер. Т.О., основной задачей позитивного подхода оценка последствий принятых правительственных решений. Напротив, при нормативном подходе исследуется вопрос том, как политикам следует действовать, какие решения им надо принять для того, чтобы поставленные цели были достигнуты наилучшим образом и с минимальными издержками для общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.145 (0.039 с.)